Легенда о цветке роза короткая. Легенды о цветах. Роза. Астранция крупная фото

ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ РОЗЕ...

Мифы говорят,что в райских садах росли лишь эти девственно чистые белые розы.Они были ослепительны,словно вершины гор,и нежные,как облака.А когда Адам и Ева вскусили плоды из дерево познания,розы покрылись шипами...



На Олимпе белые бутоны вплетала в свои локоны Афродита. Бархатные лепестки напоминали богине о ее рождении. Однажды, услышав о том, что ее возлюбленный Адонис ранен, и умирает в роще Пифона, Афродита стремглав помчалась к нему на помощь по саду, не замечая, как острые стебли царапали ей ноги. Эта кровь делала розы красными, а Купидон однажды случайно опрокинул на землю сосуд с вином, и оно в тот же миг поменяло оттенок белых роз, и наполнило их пьянящей влагой


В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.


От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила: Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

Белая роза.

Белая роза как ангелок,
Наверное, такой вот цветок
Только в раю и бывает,
Света она прибавляет.
А если ее лепестки
Вянут и осыпаются,
Тут же в белые крылья
Ангела превращаются


Белая роза.
Стихи безудержно творят
О розе красной, молодой.
Но все опасливо молчат
О розе тихой, ледяной.
Она белым-белым-бела!
Но не метель ее свила,
И не сковал в ночи мороз,
Она - из настоящих роз.
Но белой нежью так чиста,
Так непорочна средь куста,
Хоть оглянись да преклонись
И до потемок ей молись.
А если сломят поутру -
То без причины удавись.

***
Ах, красная роза – дыхание страсти,
В манящих бутонах – софиты огня!
Ах, дикая роза, цветок алой масти…
Но белая роза милей для меня.

Пускай моя роза бледна и картинна,
Ты красное пламя на вечер задуй.
Ведь белая роза чиста и невинна,
И цвет ее нежен, как твой поцелуй.


Роза белая

Леди Натали

Роза белая ранними каплями,
Крупным бисером влажной прохлады,
Содрогаясь бутоном, плакала,
Слезы были ее наградой.

За ее белизну и порывистость,
За стремление к солнцу и свету,
Расплатилась она порывистым,
Лепестки обрывающим ветром.
Он мытарил ее безжалостно,
Обернувшись теплым и милым,
А раскрытую, жалил яростно,
Забросав придорожной пылью.
Гнулась стеблем к Земле всепомнящей,
Об одном лишь родную просила,
Не о жалости, не о помощи,
Умоляла, чтоб ветер простила..


Белая роза плакала...

Белая роза плакала,
Осень лила дождем..
Силы и смех утрачены,
Больше не мил покой

Ветер не дует ласково,
И куст родной чужой.
В вазе стоит, нарядная,
Сочный красив бутон.

Руки не греют яростно,
Холодно без шипов,
Даже не люб подсыпанный
Сил ради порошок.

Белая роза плакала,
Пряча бутон в листы.
Яркая и нарядная,
Слезы ручьем судьбы.


Розы белая вуаль
Наташа Беккер
Белой розы лепестки
Словно легкая вуаль.
Наши встречи коротки,
А жаль.

Тонкий, нежный аромат
Шлейфом тянется во след.
От тебя я жду бравад,
Их нет.


Роз божественный нектар,
Он дурманит и пьянит.
У тебя в душе пожар,
Горит

Капли утренней росы,
От шипов на листьях кровь.
Мы поставим на весы
Любовь.

Розы белую вуаль
В нашей жизни не нашел.
Положил на плечи шаль,
Ушел.


БЕЛАЯ РОЗА

Со всеми ждала,
Сторожила тепло,
Потом зацвела,
Когда все зацвело.

Белели купины,
Как взлет лебединый:
Терновники,
Яблони,
Вишни,
Рябины.
Раскрыла бутон,
Красоты не тая,
И белая-белая
Роза моя.


Пчелы отпели.
Шмели отгудели,
С веселых деревьев
Цветы облетели.
Уже и плодам
Наступил свой черед,
А белая роза
Цветет и цветет.

Росла,
Наливаясь,
Зеленая завязь,
Округлились вишни,
На зорях румянясь,
А роза моя
В первозданной чести
Еще продолжала
Цвести и цвести.

Над нею,
Некрасной,
И время не властно,
Цвела она пышно,
Цвела она праздно,
Цвела все отчаянней
День ото дня,
Любимая
Белая роза моя.

К плодам,
Будь лишь влага,
У яблони тяга.
Старался, работал
Мой сад, работяга,
Скрипел и вздыхал
От тяжелых плодов
И ей не прощал
Ее белых цветов.


Бутоны,
Бутоны
Стриги, как купоны.
Она презирала
Природы законы.
Она оставалась
Такой, как была,
Она красовалась,
Пышна и бела.


И сад мой
С досадой
Желтел от надсады.
Смеялась она
Над усталостью сада.
И я разлюбил,
И уже не люблю
Беспечную
Белую розу мою ...

Легенды о розе
Не удивительно, что о розе существует так много легенд, ведь она такая же древняя культура, как рожь, ячмень или пшеница. Среди огромного разнообразия растений она с древних времен занимала почетное место и почти у всех народов мира пользовалась любовью и популярностью. Ей поклонялись, она служила символом изящества в поэзии и живописи. О розе создано столько легенд и сказаний, что ее по праву называют королевой цветов.

Если верить гипотезам учёных, то название роза происходит от древнеперсидского наименования растения "wrodon", у греков оно изменилось в "rhodon", у римлян в rosa. Известно, что самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. С тех давних времён и по сегодняшний день роза считается непревзойдённой царицей цветов, символом красоты и величия.

На протяжении многих тысячелетий роза была и остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и, может быть, поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

С древних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Её красота и мистическая притягательность всегда привлекала к себе внимание человека. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. Роза всегда пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Если верить археологическим данным, то роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Да, наверное, роза - один из немногих цветов, о котором сложено столько много легенд и сказаний.

1 . По словам древнегреческого поэта Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

2 . А вот другая легенда. Белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

3 . Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". С той поры цветок этот и стал называться розой.

4 . А вот ещё одно сказание, в котором говорится, что роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Амур, узнав о горькой участи своей возлюбленной, поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

5 . Существует еще история, почему роза стала красной; она зарделась от удовольствия, когда еепоцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

6 . В коране же говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Шипы розы тоже имеют легенду

1 . Если верить некоторым преданиям, то происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Для того, чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Но перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

2 . Однажды Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

3 . А вот ещё одна легенда: роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

О появлении цветов на земле связано много легенд и поверий. В них олицетворяются образы каждого растения, воспеваются их красота и сила. В мифах повествуется о том, какие приметы могут быть связаны с тем или иным представителем мира флоры. Поговорим на этой странице «Популярно о здоровье» о том, какая существует о цветке ромашка легенда, о розе для детей и о маке. Эти загадочные истории наверняка привлекут внимание юных слушателей.

О розе – легенда № 1

Об этом удивительном творении природы сложено много мифов. Один из них повествует о том, как между богом Вишну и богом Брамой разгорелся спор: какой цветок считать самым красивым? Вишну настаивал на том, чтобы это была роза, а Брама отдавал предпочтение лотосу. Однако второй сразу же изменил свое мнение, как только увидел объект спора: роза, несомненно, была признана богиней цветов.

В древней Индии это растение пользовалось огромным почтением. Тех, кто дарил его царям, сразу же одаривали богатством и золотом. А в Греции считалось, что роза – это цветок победителей, поэтому перед ними выстилали дороги из лепестков этого цветка. Со времен язычества в Германии существовала и своя легенда: когда-то наступала ранняя весна, бог огня Локки был весел и смеялся так сильно, что даже последние заморозки отступили, а из-под тающего снега начали появляться красивейшие, нежные розы.

А как появились алые бутоны? Согласно поверьям, они возникли уже позже белоснежных цветов. Когда богиня красоты Афродита узнала, что смертельно ранен ее возлюбленный Адонис, она побежала через многочисленные розовые кусты, а шипы впивались в ее тело. От капелек крови цветы становились красными.

Роза – очень почитаемое растение и в христианстве. С древних времен ее считают символом рая, чистоты.

Легенда о цветке ромашка № 1

Это самый популярный символ русской природы, а древние славяне причисляли ромашку к семи священным растениям (верба, хмель, плакун, орешник, омела и дуб). Издавна считается, что в том месте, куда падает звезда, вырастает прекрасный цветок. В давние времена соцветия, напоминающие по форме зонтики, были защитой для маленьких гномиков, живущих в степях. Как только начинался дождик, гномик прятался под красивым зонтиком или срывал его и бежал дальше.

Легенда о ромашке для детей № 2

Существует красивое поверье, что ромашки – это глазки, которые наблюдают за небом. Если оказаться в сухую солнечную и ветреную погоду среди ромашкового поля, можно услышать легкий шорох. Это белые реснички на бутонах шевелятся, рассматривая облака, солнышко, планеты и звезды. Наклонившись к цветку, можно узнать о чем-то тайном.

Существует красивая история и о том, как появилось это растение на земле. Одна красивая лесная фея лечила людей, зверушек, никому не отказывая. Добрая и отзывчивая, она заметила, как на лугу играет на волшебной дудочке молодой пастух. Понравился он ей сильно, а она – ему. Стали они красивой парой, а влюбленная фея наделила пастуха удивительным даром исцеления. Поведала она пастуху все тайны, рассказала о волшебной силе растений и камней.

Как только пастух начал помогать людям, он начал брать с них плату, а потом и разбогател. Фея ждала его каждый день на месте встреч, но он так и не пришел. Плакала она горькими слезами, а на земле появлялись ромашки, тянули к небу свои тоненькие стебельки. С каждой слезинкой феи пастух терял силы, и люди перестали к нему обращаться за помощью. Вспомнил он о возлюбленной, которая помогала ему, да так и не нашел ее больше. Звал в поле, да только никто ему не ответил. И только ромашки вокруг тянулись к нему своими нежными головками

В древности люди считали, что этот цветок принадлежит богу Солнца.

Легенда о маке для детей № 1

С этим цветком связано много поверий и красивых историй. Одна из них повествует о том, как появился этот удивительный цветок в мире. Создал однажды Господь землю, были счастливы все растения, животные, и только Ночь была грустной. Старалась она всеми силами развеять свою темноту, но даже множество светящихся жучков не помогало ей. Так и отворачивались от нее все. Тогда Господь создал сны и грезы, которые и стали желанными ночью. Спустя некоторое время, появилась страсть, которая побуждала людей убивать. Разгневался тогда Сон, и вонзил в землю свой могучий жезл, который пустил корни и зазеленел. Превратился он в красивый мак – могучий и величественный цветок.

Легенда для детей № 2

В Древнем Риме существовала другая легенда. Считалось, что этот цветок вырос от слез, пролитых Венерой, когда она узнала о смерти возлюбленного Адониса. Мак называли «слепым ударом», так как цвет его бутонов почти ослепляет тех, кто на них смотрит. А вот сильный запах способен вскружить голову и даже спровоцировать головную боль.

В античном мире маку приписывали лечебные свойства, считалось, что он даже способен погрузить в глубокий сон человека. Этим свойством пользовались и при проведении операций.

Из-за ярко-красной окраски цветков бутонов мак считали символом битв и сражений. Он всегда обильно рос в местах боевой славы, из-за чего люди верили: не цветы это из земли поднимаются, а кровь погибших здесь воинов всходит наверх.

Ну а чтобы маленькие дети не ходили в поле далеко от дома, им рассказывали историю о том, как красные маки вытягивают их силу. И поэтому эти растения называют цветами привидений - "sprokelloem".

На самом деле, каждая легенда – это чья-то выдумка, плод богатой фантазии. Но, как известно, даже в самых невероятных сказках есть доля правды из жизни. Для детей легенда - еще и повод узнавать новое и удивляться окружающему миру.

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Роза. Истории и легенды

Екатерина Зиборова

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях : она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе . Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила : Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.

Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.

В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила? аршина.

В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.

Существует множество легенд о том , как белая роза стала красной. По одной легенде , ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Роза играла важную роль и в быту : венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. Вообще, розе приписывали множество чудодейственных свойств - уберегать останки от разложения, возвращать красоту и многие другие. В почете были и вязальщики венков из роз.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит : я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Значение розы во времена падения Рима изменилось : она стала цветком забавы во время пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Патриции и императоры набивали благоуханными лепестками матрацы и подушки, усыпали полы своих дворцов толстым слоем лепестков. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались, изображая смену времен года, и вместо града и дождя гостей осыпали миллиарды свежих лепестков. Желая как можно больше упиться запахом роз, императоры приказывали даже усыпать лепестками поверхность моря во время водных прогулок.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.

Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.

В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы , находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы , Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы .

Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.

С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде , белые розы выросли на кусте , куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.

В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.

Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

В книге "О свойствах трав" древнефранцузского врача Одо из Мена розе посвящены стихи : "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств".

Поделиться