Владыка федор переславский и угличский. Опять из Переславля - KALAKAZO — LiveJournal. Как владыка ревновал по Божественной службе

ayavryk_y :

"Опять из Переславля...

Публикую:

"Наш город хотя и не большой, но его можно назвать православной жемчужиной. На его территории находятся пять монастырей и семь приходов, не говоря уже о районных. А один храм не закрывался и во времена гонений. В общем можно сказать, что молитвенная жизнь у нас не прекращалась. Прихожане разных приходов в общей своей массе друг с другом знакомы и можно сказать есть своя православная общественность. Весть о образовании новой епархии и назначении своего епископа была воспринята положительно, потому что многие еще помнили нашего переславского Владыку Анатолия, который зарекомендовал себя настоящим Архиерем с большой буквы. Для нас он был Пастырем и любящим отцом. Поэтому, когда мы узнали что у нас в городе снова появится свой архиерей, мы были по хорошему горды этим и ждали Владыку Феодора с нетерпением, потому как слышали что он был когда то воспитанником Владыки Анатолия. Конечно, до некоторых из нас долетали нелицеприятные отзывы о Владыке Феодоре в бытность его наместником монастыря, но тогда мы не придавали этим слухам значения. И вот, уже в прошлую Пасху в Соборе Владыко показал свое отношение к нам, простым прихожанам.Во время поздравления он начал кидаться в нас деревянными яйцами, многие уворачивались, но одному пенсионеру он все таки смог попасть в лицо. Со стороны это наверное могло бы показаться шуткой, но мы к таким шуткам не привыкли и не хотим привыкать. Мы помним многих архиереев, но ни один из них не позволял себе такого. Следующий случай заставил нас еще пристальнее обратить внимание на его адекватность- в прошлом году он был приглашен на освящение престола в Троицкий храм. Не знаем, что руководило действиями Владыки,может быть он хотел показать свою молодецкую удаль или покрасоваться перед кем-нибудь, все это так странно и неожиданно- он начал шатать и толкать престол храма! И через какое то время все таки выдернул его из бетонного пола. После этого, заявив, что престол не зафиксирован повернулся и уехал! Люди шокированы подобным поведением, этому нет объяснения, многие спрашивали что происходит? Но больше всего возмутил последний его подвиг. Второго сентября, сразу после Евхаристического Канона Владыка на глазах у всех в раздражении сдул пепел из кадила на престол, на Святые Дары! Царские Врата были открыты и всем все было видно очень хорошо! Не знаем почему сослужащее священство не отреагировало, потому что если облако пыли было видно нам, священники не могли этого не заметить. Но видимо они боятся архиерея, мы объясняем это для себя так. Архиерей у нас что, вообще не верующий? Этоже богохульство! Если у епископа нет благоговения перед Святыней, если перед Телом Господним он ведет себя возмутительно, как он может подавать пример нам, прихожанам? Кем он себя возомнил, что позволяет себе такое, на глазах у народа! Кто мы для архиерея- массовка или декорации? Он будет считаться с нами, или мы уже не люди? Мы будем собирать подписи и писать письмо в патриархию. Не допустим на нашей земле таких фокусов! Пусть возвращается к себе домой и научится сначала видеть вокруг себя людей, прежде чем становится Пастырем".

25 декабря исполнился год со дня основания Переславской епархии. Какие были трудности и радости в прошедшем году, что мешает современному человеку прийти в Церковь, а также об опасности подмены в духовной жизни рассказал правящий архиерей епископ Переславский и Угличский Феодор.

Ваше Преосвященство, приближается первая годовщина со дня вашей архиерейской хиротонии. Оглядываясь назад, наверное, вы уже анализируете свое служение. Скажите, пожалуйста, что вы считали самым трудным в епископском служении до вашей хиротонии и что оказалось таковым в действительности?

Самое сложное - понять волю Божию о себе и о своей пастве и исполнить ее в данный момент и во всей своей жизни. Так считал ранее, и сейчас мнение мое не изменилось. Иногда бывает нужнее ничего не делать, чем действовать. Просто потерпеть, помолиться, помолчать, хотя это как раз бывает намного сложнее. Или, наоборот, как писал Киплинг, «принудить сердце, нервы, тело тебе служить», чтобы вперед идти. Очень трудно соответствовать своему высокому назначению и не превратиться из Ангела церкви в князя, быть всем отцом, иногда даже матерью, а не чиновником в рясе.

- Вы объехали за год почти все приходы епархии, какое у вас впечатление от прихожан и от священников?

Впечатление разное, в основном хорошее. В подавляющем большинстве это добрые, чуткие люди, что самое главное - искренне верующие в Бога. Говорю не только о пастырях, но и о прихожанах, и о власть имущих, с которыми мне приходилось вместе работать и молиться. Нам, священнослужителям, есть, чему поучиться у простого народа. Иногда видишь разруху, но крепкую церковную семью - это очень важно. Когда у батюшки дух уныния или праздности, не будет ни прихода, ни дохода.

- Могли бы вы нарисовать портрет современного священника Переславской епархии?

Помните, как изобрели универсальный компьютер и решили протестировать. Спрашивают: «Все ли грибы можно кушать?» Ответ: «Все, но некоторые только однажды». Что мне сказать? Давайте не будем ставить штампы и равнять всех под одну черту. Все они уникальные и удивительно разные. Самое главное, что они служат Богу и молятся за мир во всем мире. И еще они очень добрые.

В любом случае, все они - моя семья. А в семье как в семье… Я за них всегда молюсь и благодарю Бога.

Случалось ли встретить неприязнь, претензии к Церкви и ее служителям со стороны малоцерковных и нецерковных жителей?

Приходилось, к сожалению, это не редкость. Где-то, конечно, и батюшка может поддать жару, но в основном неприязнь является следствием неправильной жизненной позиции самого человека - Церковь ему обязана всем, а он ей ничем. Казалось бы, есть желание общаться, но нет желания делать это правильно и с уважением. Отсюда возникают претензии как производная мировоззрения потребленца.

Достаточно ли ведется миссионерская работа? Как обстоят дела с катехизацией на приходах и какие планы по ее развитию?

Миссия - это одна из основных форм служение Церкви. «Идите и научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча всему, что Я заповедал вам» (Мф. 28,16-20). Ее необходимо выстраивать не только среди коренных нехристианских народов, но и здесь, в русской глубинке, среди местного населения. С детства крещеные, но не просвещенные, или вовсе не крещеные, но исторически и онтологически принадлежащие к православной вере, они, хотя и не облеклись еще своей жизнью во Христа Спасителя, но где-то в глубине своей души ищут с Ним встречи. Миссионерскую работу необходимо выстраивать системно и планомерно. Сегодня создан епархиальный Совет по координации церковной миссии со всеми направлениями церковного служения. Поэтому в него входят все епархиальные отделы, в том числе молодежный, образовательный, социальный, отдел по культуре и пр. На приходах все батюшки знают, что прежде, чем крестить или венчать, необходимо с людьми провести духовную беседу на предмет веры и совершаемого таинства, подготовить к великому событию в их жизни - к встрече с Богом и к принятию благодати Святого Духа. И еще одно очень важное направление миссионерского служения - просвещение от тьмы языческого зловерия и идолослужения, которое приобретает сейчас популярность среди тех людей, которые не стремятся к совершенству, а желают оправдать и реализовать свои самые буйные, животные страсти.

- Расскажите о вашем видении духовного образования священников и мирян и о планах в этом направлении.

На сегодняшний день у нас в епархии примерно две трети духовенства нуждаются в дополнительном образовании. Для этого мы готовим специальную программу по примеру Московской епархии. Обучение должны пройти все, кто не получил богословского образования, или у кого прошло более пяти лет со дня окончания духовной школы. Это относится к клирикам до 60 лет. Некоторые дисциплины будут читаться нашими специалистами, но преподавательскую основу составит профессура из Московской духовной Академии и семинарии, благо до нас недалеко.

В Угличе для мирян открыты богословские курсы, в Переславле духовно-просветительский центр «Аксиос» на базе православной гимназии им. Александра Невского. Задача - на всех этапах развития и становления личности помочь человеку не только приобрести некую сумму знаний и навыков, необходимых в социуме, но четко и правильно выстроить систему жизненных ценностей. В этой системе мы работаем на уровне дошкольного, дополнительного образования, планируется проводить курсы повышения квалификации для педагогов и, конечно, особое внимание уделяется родителям. Необходимо, чтобы семья, школа и досуговая среда создавали единую систему по воспитанию полноценной личности и достойного гражданина своего Отечества.

На приходах проводится аттестация воскресных школ. Хотя мы имеем в епархии четыре полноценные общеобразовательные православные школы-гимназии, но на общеприходском уровне положение дел оставляет желать лучшего.

- Как бороться с формальностью в вере, ритуальным отношением к богослужению, обрядовостью?

Наверное, это один из самых непростых и самых важных моментов в религиозной жизни - подмена ценностей. Можно есть, чтобы жить, а можно жить, чтобы есть. Еда - это форма, средство, которое служит для достижения цели - продолжение жизнедеятельности. Если произошло смещение ценностей, то средство может стать целью. Святые отцы всегда учат проверять себя, сравнивать, на каком месте духовного пути ты находишься, не изменилась ли у тебя цель жизни. Потому и апостол Павел писал в послании к Филиппийцам: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фп.1,21). Все средства для достижения одной цели - Бога. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге. Любовь выше закона, и Дух дышит, где хочет. Обряд и ритуал как некая форма помогают нам общаться с Богом, но никогда не заменят Его.

- На ваш взгляд, почему, хотя храмы год от года наполняются, некоторые люди отходят от Церкви?

Однажды к Сократу подошла гетера и сказала: «Философ, ты все чему-то учишь этих юношей, но стоит мне только моргнуть глазом, и они тут же оставят тебя и пойдут за мной!» «Ничего удивительного, - отвечал учитель, - путь вниз всегда легче». Церковь зовет через тернии к звездам. А современному человеку не хочется идти через тернии, да, в общем-то, и свет Вифлеемской звезды становится далеким и призрачным в призме сытой жизни, лжесвободы и множества соблазнов.

Люди теряют смысл хождения в храм, им непонятно, зачем это нужно, если и так все неплохо. Вот когда прижмет - другое дело. Нет понимания причинно-следственной связи. Свечку поставил, а денег не прибавилось. Обидно! Современный человек - это человек-потребитель, который привык брать и не привык отдавать. Бог и Церковь для него только средство реализации своих желаний. Нечто среднее между оккультизмом и сказкой. А если жизнь удалась, вообще непонятно, что в храме делать, если только ты не фанатик.

Есть христоцентричная система ценностей и есть эгоцентричная. В первом случае - все для Бога и ради Христа, во втором - для себя любимого. Мир живет по второй системе, и она как антипод первой не просто не вмещает ее, а стремится разрушить. Христианство для них юродство есть. Мы помним, что и от Христа отступали ученики, потому, что Его учение шло вразрез с их жизнью и было непонятно. Вот и сегодня среди нас есть и Петры, и Иуды. А если хотим знать, кто же мы, то надо спросить себя, для чего мы живем и как мы живем.

- Что вы могли бы выделить среди самых заметных дел, начатых в епархии?

Мы прославили юбилейную память наших епархиальных святых: великого князя Александра Невского, царевича Димитрия Угличского, преподобного Иринарха Затворника. Все они прошли в свете торжественных богослужений, крестных ходов и праздничных мероприятий. Удалось возобновить крестный ход по воде на Плещеевом озере в память прп. Евфросинии и в Угличе в честь прп. Паисия. Провели Первый Международный православный детско-юношеский фестиваль-конкурс «Александр Невский», участниками которого стали около четырехсот детей, прошел епархиальный фестиваль «Пасхальный Переславль». Кроме того, епархия стала соорганизатором I Межрегионального молодежного форума «Александрова гора» в Переславле. Начали свою работу клуб юных дипломатов и школа иностранного языка, возобновил деятельность военно-патриотический клуб «Фанагорийцы». Прошел Первый фестиваль православно-патриотической песни в честь прп. Иринарха. Кстати, этому же святому была посвящена научная конференция в Институте этнологии и антропологии РАН. При социальном отделе епархии сегодня открыты два центра гуманитарной помощи в Переславле и в Угличе.

Кроме того, удалось совершить Литургии в самых отдаленных уголках епархии, там, где никогда не было епископа или больше ста лет не проводилось архиерейских богослужений.

Много других мероприятий прошло за ушедший год, но все вспомнить и перечислить, наверное, невозможно. Главное, чтобы все они принесли плоды и оставили добрый след в сердцах людей.

И каждый из нас в своей жизни переживал желание сделать что-то необходимое побыстрее, кое-как, чтобы наконец перейти к тому делу, от которого ты получаешь удовольствие. Основа формализма заложена в нелюбви к делу, которым ты занимаешься. Следовательно, чтобы нам уйти от формального отношения, нужно это дело полюбить.

Печально, если у пастыря есть такие тенденции. Они свидетельствуют, что он охладевает или уже охладел к своему служению.

Мы понимаем, что есть форма, которую мы должны соблюдать, но есть и содержание. Внешняя молитва — она признана нас лишь начить, привить навык Богообщения. И когда мы только внешне перебираем устами слова Священного Писания или молитвословий, а сердце наше, как говорит Христос в Евангелии, «далеко отстоит от Бога »(Мк. 7, 6) — это признак охлаждения и начала внутреннего разрушения, деструкции личности пастыря.

Здесь надо соблюдать принцип: лучше мало, но лучше.

Господь смотрит не на количество, а на качество нашего с Ним общения. Он обращается к нам со страниц святого Евангелия о том, чтобы мы не многословили. И что прежде нашего прошения Он всё знает и о нас, и нашей ситуации, о нашем сердце. Премудрый Сирах акцентирует внимание на том, что Богу от нас нужно: «Даждь Ми, сыне, твое сердце »(Притч. 23, 26)

В сердце и заключается наше богатство. И если мы вдруг видим, что оно не стремится в церковь, не стремится на молитву; что оно скорбит о постах, о воздержании, или церковное послушание воспринимает как повинность — значит, это сердце расточило духовное богатство. Там появились новые ценности, которые диссонируют и конфликтуют с ценностями истинными.

Нужно начинать с того, чтобы как-бы остановиться во внутреннем движении жизни, и как говорят святые отцы, постараться оценить своё внутреннее состояние, состояние ума, сердца. Понять направление: куда же мы всё-таки идём? к чему мы стремимся? что мы собираем, и что расточаем?

Чтобы этот дух хладности развеять и снова затеплить лампаду нашей молитвы, нужно начать собирать внимание. И всё, что мы собираемся делать — делать со вниманием. Когда мы читаем утренние молитвы, то первые строчки нас побуждают к тому, чтобы мы собрали свой ум, свои чувства, и мысленно представили себя перед Всемогущим и Всевидящим Богом. И уже перед Его Лицом мы начинаем наш разговор, молитвенное обращение.

Также мы должны вести себя и в церкви, в алтаре. Даже перед тем, как переступить церковный порог — остановиться, перекреститься, внутренне собраться. Куда мы входим? В Дом Божий. Мы пришли к Богу, где Его присутствие непосредственно. И горе тем священнослужителям, которые переступают этот порог по привычке, которые входят в алтарь, как на работу.

Это страшное состояние, которое свидетельствует о дыхании духовной смерти, которой пастырь приблизился.

Не случайно мы знаем истории из жизни, когда наши собратья теряют зрение прямо во время Божественной службы или вовсе умирают именно оттого, что потеряли дух благоговения. Во-первых, чувство живого присутствия Бога; а во-вторых, чувство дистанции, того расстояния сердца, которое не позволяет нам, с одной стороны, дерзко приблизиться к Божеству, а с другой — остыть, удаляясь от Него.

Следствием этой формальной жизни является внутренняя раздвоенность, когда священник начинает вести себя по-разному: один он в храме, другой — в обществе, в социальной среде, третий — в семье.

Многие из нас это переживали на себе. В храме мы являем пример молитвенного устроения, у нас прямо всё лицо превращается в лик, движения плавны, сосредоточены. Но стоит выйти из храма — и наши жесты приобретают некую порывистость, фразы — не всегда уместную весёлость. Как актёр, который по смене декораций меняет и свое поведение. И это очень опасное состояние, которое в наше время, к сожалению, не редкость.

Мне известны случаи, когда люди, укоренившиеся в такой двойственной жизни, в дальнейшем встречались с психическими расстройствами, вплоть до госпитализации. Либо же он просто , или вообще церковную жизнь, и выбирает то, с чем уже сроднилось его сердце. Такие примеры мы тоже знаем.

Вспомним опыт и отца Иоанна Кронштадтского, и отцов Алексия и Сергия Мечевых: когда пастырь переживает формализм, духовную опустошенность, он обязан возгревать тот дар Божий, который дан ему в Таинстве Хиротонии. Через труды, через подвиг, порой через насилие к себе.

Одним из лучших лекарств во всех этих пастырских искушениях, по словам святых отцов, является память смертная. Всегда иметь себя перед живым Богом, Творцом и Судьёй, и помнить о том, что давший нам сегодняшний день не связал Себя обязательством дать нам и завтрашнее утро.

И ещё, как говорил отец Иоанн Крестьянкин про одного иеромонаха в Печерах: он настоящий монах, потому что всегда читал правило. Как бы он ни уставал, в каком усталом состоянии он ни находился — для него это был принцип. И для нас это тоже немаловажно, чтобы был какой-то хотя бы минимальный принцип. Ведь почему называется« правило»? Потому что всегда, в любом состоянии мы должны его исполнять.

14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Углича была совершена Божественная литургия, которую возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор.

По завершении Литургии был совершен







«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Родился 10 июля 1973 года в городе Ярославле в семье служащих. Крещен в отрочестве.
В 1988 году закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 города Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика - телемеханика».
В 1992 году по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт (c 1996 года - Ярославский государственный технический университет).
В 1997 году окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
В 1998-2000 годах обучался в Ярославском духовном училище.
30 июня 2000 году архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь преподобного Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября).
2 июля 2000 года архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля - в сан пресвитера. С 2000 года служил на приходах и монастырях Ярославской епархии.
С 2002 года личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 году.
В 2007 году к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

23 октября 2007 года назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 года - благочинный приходов Некрасовского района Ярославской области.
В 2006-2010 годах обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В 2010 году назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 года без освобождения от занимаемых должностей назначен исполняющим обязанности наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 144) назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

28 мая 2011 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма города Ярославля, 26 июля - настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного города Ярославля.

22 октября 2011 года согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района.

5 мая 2012 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма святой блаженой Матроны Московской при клинической больнице № 5 города Ярославля.

В 2014 году поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения).

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал № 100) избран епископом Переславским и Угличским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 27 декабря за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево города Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Поделиться