Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…. Серафимо-Знаменский скит — особое святое место… Игумения иннокентия серафимо знаменский скит

По дороге ведущей в село Битягово на дереве лишь небольшая самодельная табличка, что на ней написано разобрать сложно, поэтому мы, практически наобум, сворачиваем направо и прибываем на место. В стенах скита нас встречает матушка Иннокентия. Она проводит нас в храм и начинает свой рассказ:

Серафимо-Знаменский скит

Первый камень Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года, а уже через два года скит освятил митрополит Владимир Московский. Что представлял собой скит тогда? Это был маленький монастырь, пустынный, скрытый от глаз. Очень интересен замысел: ограда скита, стены всех зданий, были покрашены в желтовато-золотистый цвет и это отсылка к Иерусалиму.

Если посмотреть сверху, скит 1912 года выглядел так: квадрат стен, с западной стороны звонница и Серафимо-Знаменский храм, больше ничего на территории не было. В стены были встроены 12 домиков по именам апостолов. В Священном писании, в откровении Иоанна Богослова, есть описание Града Божия, и там ничего нет, кроме самого Бога на престоле. Архитектор был вдохновлен заказчиками и вот, если обойти храм, то увидите, что он напоминает фигуру сидящего на престоле. Вы этот образ успеваете ощутить. Тарковский говорил, что символ нужно правильно трактовать, а вот образ можно ощутить.

А дальше, войдя в храм, мы переходим к пророкам, на которых зиждется предсказание о приходе мессии. Шатер необыкновенный, но украшает храм так, - особенно когда солнышко, что никакие росписи не нужны. В шатре 24 окошка по числу пророков. Снаружи видно 34 выступа и венчает это все очень красивая переливающаяся керамическая главка.

Есть версия, что этот храм строил Алексей Викторович Щусев – ведущий архитектор 20 века. Дело в том, что в архивах никаких документов по храму не сохранилось. Известно, что проект менялся в течение строительства. Так изначально задумали часовню, а построен был храм.

Серафимо-Знаменский храм двухэтажный. Верхний храм имеет два престола: один посвящен иконе Матери Божией Знамения, второй - Серафиму Саровскому.

Нижний храм находится под землей, он посвящен Святой Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Дело в том, что схиигумения Фамарь, основательница скита, была по своему происхождению грузинская княжна. Судьба ее очень интересна.

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась в 60-х годах 19 века в богатой грузинской семье, в городе Кварели – центральная Грузия. Город этот знаменит тем, что там родился известный режиссер Коте Марджанишвили - родной брат схиигумении Фамари. Семья была не просто традиционно православная, видимо интересы были более глубокие, известно, что духовником их был старец с Афона, ессей. Тамара Александровна рано осиротела, мать умерла, когда ей было двадцать, а отец - тремя годами раньше. Она находит опору в Боге, вообще к 20 годам – это уже сложившаяся, цельная личность, и то, что она в итоге выбирает монастырь, а не светскую жизнь, - не случайно. Хотя Тамара Александровна, конечно, была одной из завидных невест Грузии – княжна, достаточно состоятельный человек, имевшая хорошее домашнее воспитание, да к тому же красавица. Родственники мечтали, что она поступит учиться в Петербургскую консерваторию, - у княжны были большие музыкальные способности и хороший голос. Но она выбрала другой путь. Однажды летом Тамара Александровна с сестрой и двумя младшими братьями гостила у своей тетки в городе Сигны, недалеко от древнего женского монастыря во имя Святой Нины в Бодбе, который в это время восстанавливался после долгого запустения.

Юная Тамара Марджанишвили попала на службу в этот монастырь и решила там остаться – стать монахиней. Родственники были против такого решения, пытались отвлечь от мысли о монастыре, возили в Тифлис. Но Тамара Александровна выбрала свой путь.

В конце концов, в 1903 году она станет там игуменьей, к тому времени там будет уже около трехсот сестер, кроме того, она держала под своей опекой две женские школы, что в Грузии в то время было редкостью – вокруг было много мусульманского населения.

Матушка очень любила свой Бодбийский монастырь, но ей самой недолго пришлось оставаться в нем игуменьей.

В 1905 революционно настроенные горцы часто нападали на мирных людей, матушка всех, кто обращался в монастырь, брала под свою опеку. Революционеры были сильно раздражены таким поведением молодой игуменьи. После того, как было совершено покушение на ее жизнь, указом Святейшего Синода, без желания матушки, она была переведена из любимого ею Бодбийского монастыря в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины.

Но с годами у нее родилось и все больше разгоралось желание, поселиться в одиночестве около Саровского монастыря и там окончить жизнь в молитвенном подвиге. Дело в том, что Серафим Саровский был особенно близок матушке Фамари, его житие она прочитала еще до того, как он стал прославленным, а с собой она всегда брала маленькую круглую иконку с изображением преподобного старца Серафима. Но, приехав в Серафимо-Панетаевский монастырь, она получила внушение от Божьей Матери, когда молилась перед ее иконой Знамения. Это чудесное внушение повторялось несколько раз, и матушка поняла, что Божья Матерь не хочет, чтобы она кончала жизнь в уединении, а поручает ей создать новый скит не только для себя, но и для других. Матушка Фамарь решила посоветоваться с опытным духовником и поехала в Зосимову пустынь к затворнику о. Алексею, который сказал ей, что «ты должна сама построить скит, Царица Небесная сама выберет место и все устроит, а ты будешь орудием в ее руках». Интересно, что в день памяти преподобного Алексея Зосимского в храме скита замироточила икона Знамения Божьей Матери.

Желая еще раз проверить себя перед началом такого серьезного и большого дела, матушка поехала в Оптину пустынь посоветоваться с преподобным Анатолием, который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное Самой Божьей Матерью. На создание скита матушку благословил и о. Товия из Троице-Сергиевой Лавры. 27 июля 1910 года состоялась закладка скита.

Серафимо-Знаменский скит просуществовал всего 12 лет. Он был закрыт большевиками в 1924 году. Сестры разошлись в разные стороны. Потом на территории скита будет организована больница, чуть позже - пионерский лагерь, после лагеря - база отдыха военного завода.

Матушке удалось найти небольшой дом в поселке Перхушкого, где она и поселилась с 10 сестрами. В отдельном домике помещался священник иеромонах Филарет. В 1931 году матушка была арестована вместе с несколькими сестрами и батюшкой. Сначала тюрьма, потом Сибирь – три года ссылки. Как это все вынесла матушка Фамарь при своих больных ногах и уже обнаружившемся туберкулезе? Ей помогала вера, сила воли и огромная выдержка. А еще верная послушница Нюша, которая сопровождала матушку везде.

После ссылки матушка Фамарь вернулась и поселилась в поселке около станции Пионерская, Белорусской железной дороги. Она была уже очень больна. Скончалась матушка Фамарь 10(23) июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений. Похоронили ее в Москве, на Введенских горах, недалеко от могилы о. Алексея Мечева.

Скит сейчас

Серафимо-Знаменский скит начал возрождаться в 2000 году. На территории было запустение, в верхний храм превратили в склад, нижний – в котельную. Основа фундамента была практически разрушена, еще года два-три и шатер мог бы упасть.

Сейчас храму вернули прежний вид, службы проводятся и в нижней и в верхней части, но работы еще много. Надо делать дренажи вокруг храма, а это довольно сложная процедура. Скит до сих пор отапливается углем, а это отнимает много сил и средств, сейчас решается вопрос о его газификации. Силами монахинь и прихожан продолжается внутреннее украшение храма, например, в нижней части выкладывают мозаику из подручного материала – кирпича, остатков плитки и гранита.

В ските 20 послушниц. «В монастырь все попадают по-разному – у кого-то прямой путь, у кого-то есть свои причины, но в любом случае искорка любви к Богу должна быть, иначе удержаться тут сложно» – говорит матушка Иннокентия. Послушания разные, - кода мы зашли в комнату, где сохранились вещи, принадлежащие матери Фамари при жизни, там проходила спевка – клиросное послушание. Естественно, есть бытовые послушания, еще надо принимать гостей, проводить экскурсии. Одна сестра ходит 2-3 раза в неделю в районную больницу помогать. В общем, работы достаточно, скит живет своей размеренной, тихой жизнью.

«Нам важно, чтобы люди, приезжающее в скит, уезжали отсюда просветленными и довольными», - говорит матушка Иннокентия.

Материал подготовила Юлия Элькина


Церковь Знамения и Серафима

Проезд на автомобиле: трасса Москва - Кашира. В Битягово можно попасть только со старого шоссе М4, в районе населенного пункта Заборье нужно повернуть на неприметном повороте направо (к турбазе «Нефтяник»), проследовать через поле и поднырнуть под новой трассой на Каширу. Справа останется кладбище, лесной массив, в котором скрыт Серафимо-Знаменский скит.

Обитель основана игуменьей Ювеналией (в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой) при поддержке Великой княгини Елизаветы Федоровны.

До этого грузинская княжна была настоятельницей (1902 г.) монастыря равноапостольной Нины в Бодбэ и управляла скитом (~1907 г.) Серафимо-Понетаевской обители.

Тамара, находившаяся под духовным руководством Иоанна Кронштадского и получившая благословение на учреждение собственной пустыни из уст великих старцев Анатолия Оптинского, Алексия Зосимовского, Гавриила Седмиезерского и др., неуклонно стремилась к своей цели.

Закладка скита в лесной пустоши Дрязгино состоялась летом 1910 г., а к началу осени строительные работы были завершены. 23 сентября 1912 г. обитель освятил митрополит Владимир.

Стилистически единая архитектура всего комплекса, наделенная древнехристианской символикой, несет глубокую смысловую нагрузку.

Ансамбль, сложенный из кирпича, вписан в правильный квадрат, длина каждой грани которого составляет 33 сажени, символизируя 33 года земной жизни Спасителя. По периметру невысокой ограды расположились 12 домиков-келий, по числу 12 апостолов - учеников Христовых.

Храм во имя Знамения Божией Матери получил так же престол преп. Серафима Саровского, благодаря убежденности Ювеналии, считавшей, что «Преподобный Серафим правил всей ее жизнью».

Небольшая церковь неорусского стиля с усыпальницей и приделом во имя равноап. Нины (в подвальном этаже), служит композиционным и художественным ядром ансамбля. На крестчатом объеме с развитой трехчастной апсидой и западным притвором, поднимается световой шатер из 32 кокошников, завершенный продолговатой главой, крытой металлом, имитирующим поливную черепицу. Окрашенные поверхности стен, сохранившие фактуру кирпичной кладки, несут на себе редкие стилизованные изображения символов северного христианства, заимствованные, возможно, у викингов-варягов и широко распространенные в Старой Ладоге, на Псковщине и Новгородчине. Равноконечный крест, помещенный в окружность можно интерпретировать, как спасение через крест. Ступени под крестом символизируют Голгофу - восхождение к кресту Спасителя.

Ступенчатый шатер не только придал культовому зданию с традиционной планировкой ярко индивидуализированный облик, но и завершил собой динамичное построение архитектурных масс. Кокошники ломаного, утрированного абриса, прорезанные узкими щелями окон, так же участвуют в формировании внутренней поверхности шатра, сообщая его ячеистой структуре тонкую свето-теневую моделировку.

Интерьеры не расписаны, а побелены по штукатурке. Иконостас новый.

Автором предварительного проекта Серафимо-Знаменского храма ПАМО (1999 г.) называет архитектора Л.В. Стеженского. В столице сохранилось несколько его построек начала XX столетия. Большинство из них - гражданские здания (частная женская гимназия Н.П. Хвостовой, доходные дома Павлова и Воробьева), но встречаются постройки религиозного характера (комплекс зданий Покровской общины с церковью Михаила Малеина). Сооружения Стеженского отмечены печатью усредненности и типичности. Гипотезу о принадлежности Знаменского храма в скиту замыслу Леонида Васильевича Стеженского, пожалуй, можно объяснить вспышкой творческого озарения, выпадающей однажды и на долю малого мастера.

Есть мнение о причастности к проекту А.В. Щусева, который уже в начале своего творческого пути зарекомендовал себя как крупный мастер церковного зодчества.

В 1916 г. игуменья Ювеналия была пострижена в схиму, т.е. приняла обет вести более строгий аскетический образ жизни. Новооблаченная схимница получала имя Фамарь. Скит функционировал до 1924 года, пока не был закрыт советской властью и превращен в Заборьевскую больницу. С 1965 г. здесь разместился пионерский лагерь и база отдыха завода «Криптон», пустующие корпуса которой можно видеть поблизости.

В 1999 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Трудами сестер и вкладчиков разрушенная звонница и несколько келейных домиков встали на свои прежние места, будто бы и не было здесь страшных разрушений…

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Путешествие в Серафимо-Знаменский скит в сентябре 2012 года.
  • Серафимо-Знаменский женский скит.

    Адрес Серафимо-Знаменского скита: Московская область, Домодедовский район, с. Битягово
    Как проехать к Серафимо-Знаменскому скиту.
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Домодедово», далее автобус № 23 до с. Битягово или автобусы № 31, 32, 58 до с. Заборье, потом пешком 2,5 км (не доходя до с. Битягово 500 м).
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

    Серафимо-Знаменский скит основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь), он был заложен в 1910 г.

    Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

    В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.


    На территории Серафимо-Знаменского скита расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов , и каждый имеет собственное название.

    Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского , в подклети - усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.


    Колодец на территории Серафимо-Знаменского скита.
    Вдали слева видна надвратная звонница .

    Надвратная звонница и келия .

    Две келии.

    Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита - дом священника и дом причта.


    Келии в Серафимо-Знаменском скиту.

    Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).


    Ажурные кованые ворота звонницы.

    Ажурные Святые ворота звонницы. Звонница со Святыми вратами воссоздана заново по фотографиям 1920-х годов.

    Голубь на Святых воротах звонницы.

    Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом - формы модерна.

    В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.

    В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени - в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, - каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

    С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».

    ДОМОДЕДОВО, 7 февраля 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Недалеко от шумного Домодедово расположена одна из жемчужин русского зодчества начала XX века - Серафимо-Знаменский скит. Его основание и строительство связано с одной из самых удивительных женщин XX века - схиигуменью Фамарью (Морджановой). О монастыре, неразрывной духовной связи Грузии и России, а также судьбе этой женщины расскажет корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский

    Земной Рай

    Монастырский комплекс словно вырастает из окружающей подмосковной природы, являя редкому посетителю совершенную и сказочную русскую красоту. Эта красота словно сошла с картин Васнецова или Нестерова. Один раз увидеть Серафимо-Знаменский скит вполне достаточно, чтобы навсегда влюбиться в это место. Поросший сосновым бором и березняком, монастырь в летнюю пору утопает в цветах. А зимой белизна сверкающего снега и синие тени сугробов подчеркивают строгую архитектуру обители. В любое время года скит являет собой образ земного рая. И напоминает каждому из тех, кто сюда доберется, о Рае Небесном.

    Сосновый бор укрыл от суеты и вечной спешки монастырский комплекс, выполненный из беленого кирпича в древнерусском стиле. В его центре, построенная по проекту архитектора Алексея Щусева, возвышается красивейшая ярусная шатровая церковь, выполненная в традициях архитектуры XVII века. Световой шатер церкви увенчан горкой из 32-х декоративных кокошников и цветной керамической главкой с крестом строгой формы. Небольшие размеры церкви обманчивы. Она вмещает в себя два храмовых помещения. Верхний храм - освящен в честь Серафима Саровского и Иконы Божией Матери «Знамение». Большие сводчатые окна и множество мелких окошек, расположенных на шатре, наполняют помещение светом и создают радостное ощущение простора и полета.

    Александр ИЛЬИНСКИЙ / ДИАМО

    Нижний цокольный храм, изначально задуманный как усыпальница и выполненный в грузинском стиле, окружает паломника полумраком и особым молитвенным уютом. Он посвящен равноапостольной Нине - просветительнице Грузии. Снаружи, по проекту архитектора Леонида Стреженского, скит обнесен квадратной оградой, в которую причудливо встроены двенадцать келейных домиков. Напротив входа в храм расположены въездные ворота в монастырь - святые врата со звонницей.

    Говорят, что архитектура - это гармония соразмерностей. Если это так, что внутренне и внешне Серафимо-Знаменский скит является просто идеальным по своей красоте и архитектурной вписанности в окружающую природу. История этого благословленного Богом места неразрывно связана с удивительной женщиной, которая недавно была прославлена в сонме Новомученников и Исповедников Российских - схиигуменией Фамарью (Морджановой).

    Княжна, ставшая инокиней

    Казалось, что рожденную в 1868 году в княжеской грузинской семье, Тамару Александровну Марджанишвили ждал счастливый брак, устроенный безбедный быт и хлопоты о многочисленных детях. На очаровательную девушку заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Но Бог судил иначе. Тамара искала не земного счастья, а небесного. В юном возрасте она услышала особый призыв Божий, оставила богатство и светские радости, чтобы в 1889 году стать монахиней Ювеналией. Перед нами - тайна, скрытая в глубинах человеческого сердца от посторонних взглядов. Но очевидно, что вся ее предыдущая жизнь была только подготовкой для такого шага. Начался стремительный духовный рост монахини Ювеналии в меру единения со Христом. И очень скоро для окружающих эти духовные дары любви, милосердия, душевного мира и пламенной веры стали очевидными. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни в 1902 году ее назначают настоятельницей Бодбийского женского монастыря, одного из самых больших монастырей православной Иверии. Вся ее жизнь неразрывно связана с особым почитанием великого русского святого - Серафима Саровского, трепетную любовь к которому игуменья Ювеналия пронесла до последнего вздоха. Матушку отличала серьезность, деловитость и безукоризненное следование высоким христианским добродетелям. В это время в Грузии было неспокойно. В 1907 году на игуменью Ювеналия был совершено вооруженное нападение. Целью разбойников были деньги Бодбийского монастыря, но монастырской карете, изрешеченной пулями, удалось вырваться из засады. Игуменья осталась жива чудом. А через десять дней церковное начальство перевело ее в Москву.

    Повеление Боматери

    Для монахини, привыкшей к духовной тишине и созерцательной жизни, Первопрестольная, со всей ее столичной разноголосицей и суетой, стала духовной пыткой. Она стала искать возможности переехать в более спокойное место.

    Но именно в этот момент в ее судьбе происходит перелом. Во время молитвы она получает повеление от Самой Царицы Небесной основать небольшой женский монастырь. Но мало ли кому что привидится! Будучи духовно трезвым и чуждым экзальтации человеком игуменья Ювеналя обращается за советом к великим духовникам того времени - Алексею Зосимовскому, Анатолию Оптинскому и Гавриилу Седмиезерскому. И те, не сговариваясь, неожиданно поддерживают инициативу сорокалетней инокини.

    Серафимо-Знаменский скит

    А дальше начинается невозможное. К неизвестной провинциальной игуменье приходят благотворители, готовые вложить серьезные средства в строительство. Находится удобное место в Подольском уезде, в 36-ти верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. На этой земле должна была проходить ветка Павелецкой железной дороги. В самый последний момент железнодорожная компания неожиданно продает земельный участок и переносит строительство на пять километров в восточном направлении. Святейший Синод - высший орган церковной власти дает разрешение на строительство скита. Знаменитые московские архитекторы Щусев и Стреженский, восхищенные перспективой воплощения в камне образа Небесного града Иерусалима, в кротчайшие сроки разрабатывают детальный проект.

    Наконец, активное участие в создании скита принимает великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители. Любовь к преподобному Серафиму Саровскому навсегда объединила этих двух разных женщин.

    Первый камень в основании Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года. Окончание строительства пришлось на сентябрь 1912-го. Чин освящения новосозданной обители провел митрополит Московский Владимир (Богоявленский). В скиту обосновалось 33 монахини - по числу земных лет Иисуса Христа. Они проводили жизнь в труде, молитве и уединении. Богослужение совершалось ежедневно. Внешняя символика и внутренний устав скита были рассчитаны на то, чтобы следовать евангельским словам: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его». Духовную поддержку новой обители осуществляли известнейшие священники того времени - епископ Арсений (Ждановский) и епископ Серафим (Звездинский). А в 1915 году в духовной жизни игуменьи Ювеналии произошло особо значимое событие. Она была пострижена в Великую схиму с именем Фамарь. Великая схима означала для матушки Фамари как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Все ее помыслы и духовные порывы теперь были направлены только к одному - к непрестанной молитве. Жизнь становилась житием. Под именем Фамарь она и осталась в истории Домодедовского края. Под этим именем она и войдет в святцы Грузинской и Русской православной церкви.

    Годы лихолетья

    Тяжелое время гражданской смуты не обошло Серафимо-Знаменский скит стороной. В 1924 году он был закрыт, а в 1934 году монахинь вместе с Настоятельницей арестовали, заключили в тюрьму, а затем выслали в Сибирь. После закрытия в обители была размещена Заборьевская больница, ставшая лучшей в уезде. В 60-е годы здесь находился пионерлагерь, затем - база отдыха. Постепенно здания стали приходить в ветхость, а территория - в запустение.

    Основательница монастыря схимонахиня Фамарь, по ходатайству своего брата Константина, известного советского режиссера и реформатора театра, была в 1934 году отпущена из ссылки умирать в Москву. Несмотря на физическую немощь от заработанного ею в тюрьмах туберкулеза, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными. Мало того, это внутреннее сияние с годами словно набирало силу. Она вся - стала молитвой и любовью к людям и Богу. Именно такой ее увидел художник Павел Корин. За несколько дней до кончины монахини он успел закончить портрет «Схиигуменья Фамарь», хорошо известный нашим современникам и находящийся ныне в музее художника. Матушка мирно скончалась в июне 1936 года в маленьком доме около станции Пионерская Белорусской железной дороги и была погребена на Немецком кладбище Москвы. Большинство сестер Серафимо-Знаменской обители были репрессированы. Епископ Арсений, великая княгиня Елизавета Федоровна и епископ Серафим были расстреляны.

    Возрождение

    Опустевший и полуразрушенный монастырь был передан Православной Церкви в 1999 году. Сейчас ремонтно-восстановительные работы в нем закончены. Серафимо-Знаменский скит под руководством игуменьи Иннокентии (Поповой) зажил духовной жизнью и снова радует паломников чудом слияния архитектуры с подмосковной природой, сокровищами православия и особой тишиной, которая так необходима в наше время. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации основательницы монастыря - схиигумении Фамари. Церковь православой Иверии является для Русской церкви братской. А потому 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении имени преподобноисповедницы Фамари (в русской транскрипции - Морджановой) в официальные месяцесловы. Датой ее молитвенной памяти назначено 23 июня.


    Игорь МОИСЕЕВ / ДИАМО

    8 февраля в Серафимо-Знаменском скиту состоится Божественная литургия, на которой будет присутствовать все духовенство Домодедовского благочиния. А после Литургии пройдет первый торжественный молебен, посвященный новопрославленной святой Русской и Грузинской Церкви Фамари (Морджановой). Богатая духовностью и традициями Домодедовская земля обрела новую святую. Это не может не радовать!

    Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, санаторий «Подмосковье», 26

    Проезд: до станции Домодедово Павелецкой ж-д, далее автобусом № 23 до остановки «Село Битягово». Или автобусами 31, 32, 58 до деревни Заборье, далее пешком 2,5 км в сторону базы отдыха «Нефтяник».

    На Домодедовской земле Божьим промыслом схиигумении Фамарь (в миру Тамара Александровна Марджанова) в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит (монастырь)

    История монастыря началась в 1892 году, когда протоиерей Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу монахини Ювеналии (будущей схиигумении Фамарь), возложил на ее три креста. Схиигумения Фамарь была настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой.

    Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов. Древняя дорога, существовавшая от деревни Заборье на село Битягово, разветвлялась у Большой священной сосны: одна (левая) вела к Воскресенскому храму села Битягово, а другая (правая) - к Битяговской мельнице. Между этими дорогами вблизи реки Рожайки и был построен скит. В древности здесь находилось славянское поселение. К югу от скита у Битяговской дороги к началу строительства скита был небольшой хуторок, расположенный на поляне (это место в описаниях именуется «хуторок»).

    При строительстве ансамбля скита на хуторке были построены хозяйственные и скотные дворы и домик, в которых жили монахини-послушницы, работающие по содержанию скота.

    Архитектурный вид и убранство Серафимо-Знаменского скита

    Скит (монастырь) был построен в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в память преподобного Серафима Саровского. По замыслу устроителей он был возведен с использованием символических чисел: 3,12,24,33.

    Проект Серафимо-Знаменского скита составил архитектор Леонид Васильевич Стеженский, который приезжал с матушкой Ювеналией на место постройки.

    Серафимо-Знаменский скит, по описанию епископа Арсения, был обнесен оградой на протяжении тридцати трех сажен в квадрте в память тридцати трех лет земной жизни Господа. В центре скита построен храм пирамидальной формы в стиле XVII века в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима с усыпальницей и престолом в нижней части храма в честь равноапостольной Нины.

    С наружной стороны храм имеет двадцать четыре уступа по числу двадцати четырех апокалипсических старцев и венчается главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. В храме имелись дубовый иконостас, чаши с прибором деревянные - карельской березы; хоругви, аналои, киоты - все в одном стиле. С правой и левой сторон - храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима чудной понетаевской работы.

    В ограде построены по числу двенадцати апостолов двенадцать небольших кирпичных домиков, из которых каждый находился под покровительством одного из двенадцати апостолов, домики соответственно назывались их именами и имели на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение своего покровителя. День прославления Церковью апостола являлся, как бы храмовым праздником домика, насельницам коего вменялось всегда ему молиться и подражать его подвигам. Один домик служил общей трапезной и кухней.

    В скиту могли жить только тридцать три сестры - соответственно числу лет земной жизни Господа, а в каждом домике - по три сестры.

    В передней части скита посередине стоял большого размера образ Спасителя с неугасимой лампадой. Над святыми воротами помещалась звонница с прекрасным подбором небольших колоколов, звон производился по древнеростовскому мотиву.

    По углам ограды были устроены четыре башни, на которых были укреплены вылепленные из гипса архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить Пришествие Христово.

    Помимо святых ворот в скиту имелись добавочные: с правой стороны для хозяйственных надобностей, а с левой - небольшая «лесная калитка», которая открывалась прямо в рощу (дорожка от нее вела, на мельничную дорогу). Отсюда была проложена ровная дорожка к кургану, около которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима, идущего с топором и котомкой за плечами. При открытой калитке создавалось впечатление, что преподобный Серафим идет в скит. Это было излюбленное место матушки и сестер скита.

    Внутри ограды иных построек не было. Хозяйственные постройки были с южной стороны скита.

    Строительство Серафимо-Знаменского скита началось с завоза строительных материалов в феврале 1909 года. В начале мая 1909 года игумения Ювеналия вместе с казначеем и архитектором поехала на хутор, чтобы окончательно выбрать место и благословить начало работ. Обмерили нужное пространство и начали рыть канавы для фундамента, а самую закладку предположили совершить 20 мая. Однако Управление Рязанско-Уральскай дороги считало намеченный участок в семь десятин своим... По воспоминаниям епископа Арсения, «вслед за этим на второй день приехала с хутора мать казначея и сообщила, что уже побывала комиссия, все осмотрела и потребовала прекращения работ, указав на состоявшееся ранее соглашение».

    Игумения Ювеналия со смущенной душой снова отправилась к отцу Алексию в Зосимову пустынь и рассказала ему обо всем. Старец выслушал и спокойно сказал: «Ну что ж? Нельзя нам на том месте - созидайте на другом, ведь лес-то велик, а устраивать непременно нужно. Пусть твои сестры обойдут всю рощу и наметят сколько подходящих пунктов, потом ты сама поедешь, и любой из них выберешь. А если угодно будет Преподобному, то отбираемое место вернется», - пророчески добавил затворник.

    Матушка Ювеналия поехала за благословением относительно устройства скита к оптинским старцам. Все старцы, как бы сговорившись, отвергали второе и советовали начать первое: «Ибо сама царица Небесная хочет этого». Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) одарил посетительницу многими священными предметами и вручил на память картину «Тайная вечеря». Прозорливец с миром отпустил её домой.

    «Вернувшись в Москву, - читаем мы в воспоминаниях епископа Арсения, - наша матушка решила подчиниться общему голосу духовных отцов и через несколько дней послала на хутор казначею, с тем, чтобы она вместе с другими сестрами по совету отца Алексия обошла весь лес и наметила несколько мест, подходящих для постройки скита. Поручение немедленно же было исполнено, а вскоре сама матушка поехала на хутор для осмотра. Собралась как бы целая комиссия из близких ей лиц. В числе которых был строгий духовник со Старого Афона отец Иессей. Все остановили свой выбор на сосновом лесу близ деревни Редькино. Сотворив молитву, названный старец зарыл здесь в землю, как основу, Иерусалимский крест».

    Но матушка Ювеналия на атом не успокоилась. Она едет к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры отцу Товию. Отец Товий, приняв матушку, сказал ей: «Ну, матушка, помолимся, я буду Вас благословлять: Вы должны сами устраивать скит - это воля Царицы Небесной. Если одно место не нравится, ищите другое, по Духу, но отнюдь не отказывайтесь устраивать должно». Матушка, вернувшись от отца Товия, тут же написала в Управление Рязанско-Уральской дороги вескую бумагу. А вскоре была получена, следующая телеграмма, в которой Управление отказывалось от «эксплуатации песка близ станции Востряково на участке, принадлежавшей Покровской общине.»

    Игумения Ювеналия вместе с архитектором через день направилась на хутор, где выяснилась ошибка: при первичной закладке фундамента церковь была бы ориентирована не на восток, а на северо-восток. Фундамент был переделан и, 27 июля 1910 года окончен.

    Закладка Серафимо-Знаменского скита состоялась в три час» пополудни 27 июля, а празднество в связи с этим было положен отмечать 28 июля (10 августа по новому стилю) - в день Серафимо- Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление», находившейся в келии преподобного Серафима, и в день, когда творится память его мирского ангела апостола Прохора. Закладка скита совершилась таким образом, в знаменательный день.
    Строился скит с июля 1910 по сентябрь 1912 года. Епископ Арсений сообщает: «Все планы внешнего и внутреннего распорядка матушка поверяла одному своему высокому духовному другу (вероятно преподобномученице Елизавете Феодоровне)».

    На торжество закладки Серафимо-Знаменского скита из Москвы прибыл настоятель Знаменского монастыря архимандрит Модест, который совершил молебствие с водоосвящением. Первый камень в основание скита положила игумения Ювеналия. Новосозданную обитель освятил Митрополит Владимир 23 сентября (6 октября н.ст.) 1912 года.

    Комиссия по охране памятников искусства, посетившая скит после его постройки, была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному, самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник».

    Действовал Серафимо-Знаменский скит (не символично ли?) двенадцать лет, с 1912 по 1924 год. Это были годы первой мировой и гражданской войн и годы гонений на Православную Церковь.

    Подвижническая жизнь схиигумении Фамари

    В конце июня 1908 года игумения Ювеналия поехала в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в Царском скиту, принадлежащем указанной обители и находящемся в двенадцати верстах от Сарова. В тот же день случилось знаменательное событие. Когда матушка после обедни усердно молилась пред чудотворной иконой Знамения Божией Матери, прославившейся в Понетаевском монастыре, то услышала как бы глас от Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И глас этот повторялся всякий раз, как матушка подходила к иконе.

    Вот так и привело ее к созданию собственного Серафимо-Знаменского скита. Исполнилось предсказание отца Иоанна Kpoнштадского о трех крестах. Игумения Ювеналия была настоятельницей трех монастырей: Бодбийского в Грузии, Покровской общины Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой, на Домодедовской земле.

    Игумения Ювеналия управляла Серафимо-Знаменским скитом, двенадцать лет - с 1912 по 1924 год. Она внимательно следила за жизнью скитянок, сама показывала во всем пример строгого пустынножительства. По совету старцев игумения Ювеналия приняла схиму. Митрополит Макарий, возвратившийся из Тобольска, неожиданно посетил матушку Ювеналию и, взяв с нее слово не оставлять настоятельского послушания, возложил обе руки на ее голову, произнес молитву и уехал. Пострижение игумении Ювеналии состоялось 21 сентября ст.ст. 1916 - года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, в маленьком храме Серафимо-Знаменского скита с наречением ей имени схиигумения Фамарь.

    В эпоху гонений на Православную церковь летом и осенью 1918 года в Серафимо-Знаменском скиту жили епископ Арсений и архимандрит Серафим - будущий епископ Дмитровский. Владыка Арсений жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя духовной жизнью скитских сестер, ежедневно совершая Божественные литургии в киновийном храме. После закрытия скита для матушки начались двенадцать скитальческих лет, сначала она жила в Марфо-Мариинской обители, а после ее закрытия приехала в село Кузьменки под Серпухов.

    В период новой волны арестов 1929-1931 годов схиигумения Фамарь была репрессирована и сослана с несколькими своими сестрами и иеромонахом Филаретом в Сибирь.

    В 1936 году епископ Арсений напутствовал схиигумению Фамарь перед ее кончиной и отпевал ее в доме на станции Планерная, где она жила в последние годы по возвращении из ссылки. Так закончилась земная подвижническая жизнь настоятельницы Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь скончалась 10/ 23 июня 1936 года. Похоронена она в Москве, на Введенском кладбище.

    Историческая судьба Серафимо-Знаменского скита

    После закрытия скита в его стенах разместилась Заборьевская больница, которая существовала с 1925 по 1965 год. После еще оставалась в отдельном домике Заборьевская амбулатория, которая также была прикрыта. Здесь, начиная с 1925 года в молитвенно освященных местах вблизи Знаменской церкви, рождались младенцы в течение сорока лет - это несколько поколений окрестных сел и деревень. В этих благодатных местах всегда по-особому радовалась душа. От храма, от монастырских стен, от земли, по которой ходили жившие и молившиеся здесь монахини, исходит неиссякаемая Христова благодать.

    С 1966 года по 1974 год скит использовался под пионерский лагерь Подольского профсоюза медицинских работников «Спутник». В 1974 году пионерский лагерь был передан на баланс завода «Криптон».

    В 1997 году спустя 73 года после закрытия скита была вновь зарегистрирована православная община.

    А постановлением двух министерств и заключенного договора на безвозмездное и безвременное пользование зданиями и имуществом скита с 1-го декабря 1999 года Серафимо-Знаменский скит находится в Домодедовском благочинии.

    15 января 1999 года на праздник преподобного Серафима Саровского состоялось первое Богослужение в храме скита, а 27 января 2000 года в день праздника Святой равноапостольной Нины в скиту вновь поселились насельницы во главе с монахиней Иннокентией.

    Решением Синода Русской Православной Церкви от 15 марта 2000 года в Серафимо-Знаменском скиту возобновлена монашеская жизнь.

    Со дня кончины схиигумении Фамари прошло шестьдесят пять лет. Ее детище Серафимо-Знаменский скит, в создание которого она вложила много своей энергии, молитв и материальных средств, возрождается.

    краевед Николай Чулков, 2002 г.

    Поделиться