Как действует благодать божия в людях. Благодать - это что такое? Значение слова "благодать". Божья благодать

Что такое благодать? Служители церкви уверяют, что на этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа. Здесь речь идет о явлении нематериального мира, поэтому и выразить его обыкновенным, мирским языком очень сложно.

На одной из лекций профессора Московской Духовной академии Осипова был задан вопрос: "Что такое благодать?" Алексей Ильич сказал, что говорить о таких феноменах - это значит примерно то же, что пытаться описать в словах, что представляет собой тот или иной цвет или вкус.

Общепринятое определение

Однако в православном вероучении принято понимать под божьей благодатью силу господа, действующую на благо человека. То есть это проявление любви всевышнего к своему творению.

Можно дать определение этому понятию: слово "благодать" означает дар, который преподносит господь. Происходит такое, когда люди соблюдают заповеди, и во время церковных таинств. Считается, что благодать молитвы сходит на человека при правильном исполнении ее, когда верующий обращается к богу с покаянием, смирением и благоговением.

Поучения святого

Святитель Игнатий Брянчанинов наказывал своим ученикам ни в коем случае не искать во время молитвы каких-либо благодатных состояний. Поскольку человек, который делает это с целью вхождения в транс, во-первых, затуманивает свое сознание, которое необходимо для правильного покаяния, а во-вторых, пребывает в гордыне.

Ведь если он думает, что достоин такого состояния, то это само по себе свидетельствует о том, что он находится в прелести. Тот же Игнатий Брянчанинов пишет о том, что никто из смертных не должен ждать никаких божьих даров. Всевышний посылает своим чадам милость только из любви к ним, а не за какие-либо заслуги. Покаяние необходимо христианину, чтобы очистить душу. Только тогда благодать бога может снизойти на человека. Когда же тот, кому была оказана эта милость, начинает совершать грехи, она тут же отнимается.

Это происходит потому, что сила божия не может присутствовать в том, чьи поступки и помыслы неправедны. Святой говорил ученикам, что необходимо прежде всего прийти к осознанию своей греховности. Нужно ощущать духовную немощь и ничтожность перед господом богом. Отец Игнатий приводит пример старца Силуана Афонского, которому всевышний наказал не искать даров, а, наоборот, думать о том, что он недостоин их.

Дух благодати

Согласно православному вероучению, господь бог неотделим от своего действия. То есть вседержитель проявляется в том, что он совершает. Для более наглядного примера подобного слияния обычно приводят образ горящей свечи.

Когда происходит горение, то это можно рассматривать и как процесс, и как сущность, то есть как пламя и как свечение одновременно. Нередко действия господа бога отождествляют с третьим лицом троицы - святым духом. На православных иконах он по традиции изображается в виде голубя, спускающегося с небес. Что касается почитания различных людей, прославившихся своим богоугодным образом жизни, то можно сказать, что церковь поклоняется не самим этим праведникам, а благодати, действующей в них.

Памятник древнерусской литературы

Из всей письменной культуры нашей страны, которая была создана в Средние века, в общеобразовательных школах на уроках литературы упоминается обычно только "Слово о полку Игореве" и "Поучение Владимира Мономаха своим детям". А между тем существует еще целый ряд прекрасных произведений, относящихся к той же эпохе.

Об этих творениях не говорится, потому что в советское время всякое упоминание о существовавшей в России духовной культуре пресекалось, а костяк программы был разработан именно тогда, в период, когда исторический материализм считался единственно правильным мировоззрением. Одно из наиболее примечательных произведений древней словесности как раз относится к теме, которой посвящена данная статья.

Здесь идет речь о книге о благодати Иллариона. Автор этого произведения был первым патриархом русской церкви, происходившим не из Византии. Труд написан в XI веке, через несколько десятилетий после крещения народа князем Владимиром. Тогда для просвещения людей требовалась христианская литература - не только переводная, но и написанная отечественными авторами.

Данной теме были посвящены и более ранние произведения литературы Древней Руси. Одна из таких книг имеет название "Слово философа" и представляет собой краткое изложение Нового и Ветхого Заветов. Считается, что она создана специально для киевского князя Владимира с целью убедить его принять православие. Отличие этой книги от более позднего творения патриарха Иллариона заключается в том, что в "Слове философа" не рассматривается роль Руси в мировой истории и дальнейшие пути развития страны как христианской державы.

От беседы о христианстве и других религиях в целом через раздел, где освещаются религиозные проблемы Руси, он приходит к прославлению князя Владимира как человека, способствующего принятию новой веры. В первой части "Слова о законе и благодати" рассматривается отличие христианства от иудаизма. Автор говорит о том, что Ветхий Завет был создан для конкретной страны. В нем рассматривалась религия как привилегия одного-единственного народа.

Христианство же имеет своей целью спасение людей из всех частей мира. Владыка Илларион высказывает свое мнение о том, что в Ветхом Завете людям был дан закон, то есть те правила, которые человек должен был неукоснительно исполнять. Евангелие же дает верующим благодать. То есть человеку предоставляется свобода самому выбирать свой путь: быть с господом или без него.

Третья часть "Слова о законе и благодати" является хвалебной. В ней прославляется креститель Руси святой князь Владимир. Автор говорит о мудрости, позволившей этому человеку понять необходимость принятия православия. Илларион описывает также и положительные личные качества правителя, выделяющие его среди прочих людей. Он упоминает о многочисленных успешных военных походах, предпринятых под его предводительством.

Третья часть книги "О законе и благодати" Иллариона начинается с того, что автор излагает следующую мысль: у каждого народа есть определенный святой, который призван привести его к христианской вере. Для Руси таким человеком является князь Владимир, который был прославлен в лике святых как равноапостольный.

Свободное решение

В статье академика Лихачева, посвященной бессмертному творению митрополита Иллариона, высказывается мысль о том, что автор книги не зря прославляет князя Владимира. Он также описывает могущество страны, ее богатство и успешность военных кампаний.

Патриарх хочет подчеркнуть тот факт, что крещение Руси не было вынужденным политическим шагом - правитель осуществил его, руководствуясь своими духовными убеждениями. Соответственно, это событие явилось следствием того, что свободная воля князя Владимира соединилась с божьей благодатью, сошедшей на него. Писатель возражает грекам, которые часто говорили о том, что именно они способствовали просвещению "невежественного" народа.

Благодать проповеди

Произведение митрополита Иллариона было создано уже после смерти Владимира. Перечисляя духовные достоинства князя, автор ставит перед собой цель доказать святость этого человека и необходимость его канонизации.

Исследователи считают, что этот текст написан для проповеди, которую митрополит должен был произнести в храме Святой Софии в Киеве. Поэтому данный памятник древнерусской литературы неразрывно связан с великим образцом архитектуры. Владыка Илларион так тщательно готовился к проповеди, которую ему надлежало совершить, потому что считается, что через нее всевышний дарует людям благодать божию.

О видимом явлении даров

Как правило, всевышний посылает свое благословение людям, очистившимся покаянием и снискавшим божью благодать через молитву и исполнение заповедей. Это действие происходит невидимым образом. Однако бывали случаи, когда благодать веры проявляла себя материально.

Так, например, произошло с вождем израильского народа Моисеем, когда он выводил своих подопечных из Египта. Тогда его лицо светилось, и это сияние был способен видеть каждый человек. У такого проявления благодати божией, как правило, есть особая причина.

В случае с Моисеем это необходимость того, чтобы весь народ признал особое расположение господа к нему. Богу было необходимо, чтобы весь покоренный народ последовал за одним человеком, которому было суждено вывести его из плена и в течение сорока лет идти по пустыне в Землю обетованную. С помощью того, что лицо праведника светилось, всевышний отметил, что он действительно поставил Моисея главным над израильтянами.

Старец Серафим

Мотовилов, бывший духовным учеником Саровского святого, описывает в своих трудах беседу о стяжании благодати божией, состоявшуюся у него с наставником. Во время этого разговора он спросил батюшку о сущности благодати. Мотовилов также задал вопрос: "Что означает стяжать духа святого?"

Преподобный Серафим ответил, что это чем-то напоминает приобретение мирских, материальных благ, к которым обычно стремятся люди. Только в данном случае речь идет о накоплении богатств иного рода - духовных ценностей. Когда же ученик сказал, что ему все-таки не совсем понятно, что же означает "стяжать духа святого и находиться в нем", то он увидел, что преподобный старец начал светиться.

Благодать божия проявилась в нем видимым образом. При этом сам Серафим Саровский уверил своего воспитанника, что и он сам в этот момент тоже светился, соответственно, находился в подобном состоянии.

Также святой старец указал на то, что Адаму, Еве и их ближайшим потомкам было гораздо лучше известно, что такое благодать, поскольку они еще не утратили способность видеть дела господа и его самого.

В дальнейшем человек стал все более подвержен греху, вследствие этого он разучился замечать всевышнего, чувствовать его волю и заботу о своих детях. До падения первых людей благодать всевышнего постоянно пребывала на них. После того как они вкусили плод запретного древа познания добра и зла, прародители стали подвержены грехам, соответственно дар божий не всегда мог быть с ними. Серафим Саровский также подчеркнул, что слова из Ветхого Завета о том, что бог создал Адама и вдохнул в него жизнь, следует понимать не таким образом, что первый человек появился на свет мертвым, а только потом Господь оживил его. Эта фраза означает, что он осенил свое творение благодатью.

После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они все равно сохраняли способность видеть и ощущать бога и его заботу о себе. То же самое происходило и с их детьми и ближайшими потомками. Даже после того как Каин убил своего брата Авеля, он все равно продолжал общаться с творцом. Так было не только с избранными людьми, но и со всем народом.

Это подтверждается, например, словами из Ветхого Завета о том, что, когда евреи шли по пустыне в Иерусалим, господь являлся им в виде столпа. Это значит, что в то время каждый человек мог видеть всевышнего. Позже такую способность сохранили только те, кто вел праведный образ жизни. Например, когда пророка Иова обвинили в том, что он безбожник, святой ответил на это, что не мог отступить от бога, поскольку чувствует его "дыхание в своих ноздрях". Но со временем становилось все меньше людей, которые не только знали теоретически, но и чувствовали и видели своими глазами, что такое благодать.

Как действуют дары творца

Что такое благодать? Это божья помощь, необходимая для правильной христианской жизни. Без такой поддержки всевышнего любое доброе дело не может называться таковым. Благодать господа бога необходима, поскольку она влияет на человека, изменяя и исправляя его испорченную духовную природу. Однако господь не может осуществлять это против воли людей.

Для того чтобы произволение отца небесного свершилось, требуется желание самого христианина. Таким образом, можно сказать, что жизнь по Евангелию может осуществляться только во взаимодействии бога и человека.

Такое сотрудничество в христианской литературе имеет название "синергия". Преподобный Силуан Афонский учил, что люди не способны даже получить знания о господе без действия в них божественной силы.

Чисто теоретические сведения о всевышнем и о законах его мало чем могут быть полезными для правильной жизни православного человека.

Христово воскресение

Евангелие учит тому, что Спаситель, явившись в мир и пострадав за всех людей, вернул им возможность получать особые дары через таинство причастия. Благодать Христа передается человеку вместе с хлебом и вином, которые он вкушает, предварительно исповедавшись и помолившись.

Богословы говорят, что готовиться к причастию необходимо с должным вниманием и покаянием. Важно помнить, что сам процесс исполнения этого таинства, совершенный без веры, не только не полезен для души, но может быть и вредным. По преданию, апостол Иуда, причастившись из рук самого Иисуса Христа, впустил в себя вместе с хлебом и вином дьявола. Также немаловажно соблюдать заповеди божии и жить по Евангелию и после выхода из храма. Поскольку благодать господня остается в человеке ровно столько, сколько он остается чистым душою.

Б ожья благодать для тебя . Что мешает нам обрести благодать. Что означает слово благодать. Спасение через благодать.

Г рех, совершаемый человеком, ведет его только лишь к упованию на свои силы, мы стараемся во всем оправдать свои действия, оправдать свой грех, мы утверждаем свою собственную праведность, тем самым лишая себя славы Божьей, стараемся делать добрые дела , ожидая, что взамен этого Бог простит нам наши грехи. Та тяжесть, от сделанного нами греха, которую мы несем на себе, внушает нашему сознанию, что мы неисправимы и нам нет прощения: — Это обман.

К огда мы поймём, что ни нашими усилиями, ни нашими добрыми делами мы не можем получить прощения грехов и быть спасёнными, только когда мы перестанем утверждать свою собственную праведность, — только тогда Бог может помочь нам! Кто бы вы ни были, к какой бы группе грешников вы ни принадлежали, к тем, которые считают себя очень плохими, утонувшими в своих грехах; или к тем, которые считают, что добьются спасения своими стараниями, заслужат его своими добрыми делами. Вам нужно понять и знать, что спасение возможно только , обратившись к Господу Иисусу Христу.

М ы с верой принимаем Божий дар спасения, ибо спасение даровано нам по великой благодати Его! В очах Божьих мы все согрешили, все лишены славы Божией, и поэтому Бог и поступает по благодати Своей.

Х ристианский термин «благодать», был введен апостолом Павлом. В дохристианской традиции значением соответствующего греческого слова (как и его латинского аналога gratia) было «прелесть, очарование, обаяние, грация», реже - «милость». У Павла и в последующей христианской традиции «благодать» означает милость к тем людям, которые не заслуживают милость , тот факт, что люди грешники, вовсе не лишает людей милости и , но, наоборот, делает проявление Его любви совершенно необходимым для спасения людей. Апостол Павел пишет, что где умножается грех, там преобразуется благодать.

З акон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20).

Б лагодатьть - в христианском богословии понимается как Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения, с помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́ жения.

Т акже благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям. Благодать — это дар Божьей любви Вот почему никто благодати Божией не может заслужить или удостоиться, как бы он ни старался! Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах. Поиск и приобретение человеком благодати Святого Духа являются целью христианской жизни.

Е сть притча, которая дополняет эту статью, хочу вам о ней поведать.

Ж ил-был некий человек. Умер он и оказался на небесах. Возле жемчужных ворот его встретил ангел:
- Чтобы пройти через эти ворота, ты должен набрать 100 баллов. Рассказывай мне обо всех добрых делах, которые ты совершил на земле, а я буду говорить, сколько баллов ты заработал.
- Хорошо, - ответил человек, - я прожил со своей женой пятьдесят лет и ни разу не изменил ей, даже в сердце своем.
- Прекрасно! - воскликнул ангел. - За это ты получаешь целых три балла!
- Три?! - изумился человек. - Ну, хорошо. Всю свою жизнь я ходил в церковь, платил десятину, помогал бедным.
- Великолепно! - воскликнул ангел. - Это достойно двух баллов
- Только два?!! - удивился человек. Я открыл бесплатную столовую, работал доме для престарелых.
- Достохвально! Ты заслужил еще четыре балла, - сказал ангел.
- Четыре?!! - в отчаянии закричал человек. В таком случае в рай можно попасть только по Божьей благодати!!!
- Тогда проходи!

А постол Павел в своем Послании к ефесянам говорит:

Б ог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе , дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2:4-10)

Б ожья благодать для тебя. Иисус Христос пришёл спасать грешников — в этом и явилась благодать Божия! Всякий, кто принял благодать Божию, на себе убедился в этом. Как в этом убедился и лично я, в чем вам и , к этому вас и призываю. Иисус изменил мою жизнь, на месте разрушенных хибар моего сердца, выросли высотные здания наполненные светом и любовью, я обрел по благодати то, что для меня казалось уже невозможным.

Т ы можешь прийти и положить свою душу на верность Его благодати, принять как своего личного Спасителя Иисуса Христа, Который пришёл в мир спасать именно таких грешников, как ты, и таких, каким был я. Тебе нужно в это поверить. И когда ты возложишь твою надежду на Него, на Его благодать, ты получишь самый большой дар — дар спасения, дар вечной жизни.

Н е думай так, что твоя вера недостаточна, не позволяй врагу обмануть тебя. Если даже твоя вера с горчичное зерно, Бог ею удовлетворён. Да поможет тебе Господь верить в Его благодать, принять Сына Его как спасителя. Постучи в Его дверь и Он отворит тебе!

В озможно, у вас есть дополнения или вы хотите оставить свой комментарий, пожалуйста, буду рад общению с вами, к общению призывает Библия.

Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1: 1).

Святой апостол Павел употребляет два важных термина – благодать и мир, естественно, от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Хотелось бы немого поговорить о благодати (а тема эта неисчерпаема): слово благодать часто встречается в Церкви.

Беседа Николая Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским Мы говорим, что в таком-то человеке чувствуется благодать Божия, а также: «благодать Божия да будет с вами». Когда благодать Божия присутствует, тогда все приходит в порядок. Еще мы говорим, что целью человеческой жизни является стяжание благодати Божией. Что же это такое – благодать, о которой говорит святой апостол Павел и которая постоянно упоминается как в Новом Завете, так и в наставлениях святых отцов?

Благодать так называется, потому что это харизма, дар; она не то, что…

Божья благодать

Используя разные слова, люди не всегда понимают, о чем говорят. Иногда не знают, потому что не проявляют любопытства, иногда их информация о данном понятии неверна. Божья благодать — это некая неощутимая физическими способами сила, которую посылает Бог человеку, для его очищения от скверны. Само слово благодать говорит о даре, то есть эта сила посылается случайно.

Так как дьявол вездесущ, то считается существом намного более развитым, чем человек. Для борьбы с человеческими пороками и страхами Господь дарует людям благодать. По большей части божья благодать — это проявление святости того или иного человека, подтверждение того, что он действительно всю свою веру и жизнь дарует Богу.

Божья благодать — представляется как нечто неосязаемое, как вуаль, отделяющая нас от Ада и Рая. Лишь тот, кто каждый день верует и следует учению Христа, борется с грехом, может понять, что на него снизошла благодать. Осознание того, что благодать божия с вами, не…

Когда размышляешь над тем, что такое благодать, попутно возникает вопрос: «Чем она отличается от понятий любви и милости?» В литературном древнерусском произведении «Слово о законе и благодати» можно почерпнуть много интересных умозаключений на эту тему. По церковному учению она является вышеестественным даром Бога человеку.

Святые отцы считают благодать «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Ее действием обладают все три составляющие Святой Троицы. В писании святого Григория Паламы говорится, что это «энергия общая и Божественная сила и действие в Триипостаного Бога».

В первую очередь каждый должен для себя понять, что благодать — это не одно и то же, что любовь Бога и его милосердие (милость). Эти три абсолютно разные проявления божьего характера. Высшая благодать — это когда человек получает то, чего он не заслуживает и не достоин.

Любовь. Милость. Божья благодать

Основной чертой Бога является любовь. Она проявляется в…

По следам дискуссий

Смысл и предназначение Благодати Божье Закон или благодать?

1. Что такое благодать и чем благодать отличается от милости и любви.

Нужно понять, что Божья Благодать это не одно и то же, что милость (милосердие) и любовь Бога. Это три разные черты Божьего характера. Об этом свидетельствует Ефесянам 2:4-7 «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

Любовь – это одна из основных черт Бога, проявляющаяся в Его заботе о нас, прощении, охране и т.п. («Бог есть любовь» – 1 Иоанна 4:8). Подробнее о характеристиках любви читайте в 13 главе Первого Послания Коринфянам. Милость – это когда мы не получаем наказания, которого заслуживаем. Благодать – это когда мы…

Благода ть (др.-греч….

Олег Чабан Мастер (1082) 4 года назад

Благодать Божия — это сила Божья, которая дается нам по особому промышлению, благоволению Божью к нам. Она действует благотворно на нашу душу, дает нам мир, радость, утешение, благополучие и все, что приятно нашей душе, дается благодатью Божьей. Мы знаем, что многие люди, даже неверующие, приходят в церковь, не знают, как молиться, что делать в церкви, но, пребывая некоторое время в церкви, участвуя в церковной молитве, хотя не умеют молиться, чувствуют облегчение, умиротворение, успокоение, какую-то радость, утешение, даже слезы покаяния или радости. Это действие благодати Божьей, которая действует на душу человека и дает ему такое состояние. Поэтому и святые отцы, в том числе и Серафим Саровский, говорили, что одна из важных составляющих нашей жизни — это стяжать благодать Божью, Духа Божья, животворящего и спасительного. Благодатью Божьей мы существуем и действуем и имеем возможность преодолеть все трудности,…

Благодать дается даром, не за наши заслуги и какие-то особые дела. Солнце проливает свои лучи и на праведников и на грешников. Так и благодать Божья изливается от Бога на каждого человека по вере его в милость Божию.

Другое дело, как находиться постоянно под благодатью, пребывать в благодати, насыщаться ею. Представим себе такую картину: два человека, бредущие по пыльной дороге в полуденный жар, изнывающие от жажды, внезапно застигнуты потоком благодатного дождя с неба, несущим в себе живительную влагу и облегчение. Один человек подставляет себя всего под струи дождя, с наслаждением впитывая всем телом живительные капли, а другой поспешно облачается в непромокаемый дождевик, наглухо изолируя себя от потока с небес.

Также бывает и…

ЭХ! Благодать-то какая,птички поют»-Часто можно услышат подобные слова когда человеку хорошо. Но что же такое благодать и почему говорить подобно вышесказанному нельзя?

Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2, 15; 8:5);

б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Петр.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12;146:8-9; Деян.14:15-17;17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Ефес.4:7-8);

в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия,…

Что такое благодать?

В библейском словаре Ричарда говорится, что древнееврейское слово со значением « быть милостивым» в комбинации со словом « найти благоволение» наиболее полно соответствует новозаветному слову «благодать»

Согласно Международной библейской энциклопедии, наиболее близкое значение, часто выражаемое апостолом Павлом в Слове «Благодать» — это «принятие».

Другое значение слова «благодать», в греческом языке, которое также имело широкое распространение во времена Павла, это — «незаслуженная милость».

Слово «благодать» в своем полном значении не встречается в Ветхом Завете. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Иоанн. 1: 17). Новый Завет — завет благодати.

Откуда явилась благодать?

Бог всегда давал спасение на основе благодати; все же благодать не была полностью проявлена до тех пор, пока «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его,…

Как бы много ни дал Иисус Христос для нравственной жизни человека, на самом деле для истинного спасения людям необходимо дополнительное участие божественной помощи, которая позволяет в полной мере усвоить и оценить спасительные заслуги Сына Господнего.

Такая помощь подается в виде Благодати Божьей, рассматриваемой в христианстве как дар человеку от Бога. Что же такое Благодать? В чем ее суть и как она действует на людей?

Что называют Благодатью в Библии?

Сам термин «благодать» происходит от древнегреческого слова…

Благодать Божия… Что это такое? Невидимая, но реальная сила, энергия любви Божией, пронизывающая весь мир. Мы воспринимаем эту энергию, если душа наша настроена на Бога, как антенна на радиоволны. Человек под воздействием благодати изменяется, преображается, получает невероятные духовные дары, а главное - чувствует себя в Присутствии Божием. Это ощущение рождает неизреченную сладость, счастье…
Мы с вами прикасаемся к этому опыту иногда, на краткие секунды, или минуты. Нет, наверное, верующего человека, который бы не испытывал это состояние хоть раз-два в жизни.
Но то, что нам приоткрывается на мгновенья, является всегдашним и постоянным состоянием святых людей. Классическим описанием подобного опыта является Беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым.

Недавно прочитал замечательную книгу «Житие и слова» про современного греческого подвижника старца Порфирия Кавсокаливита (1906–1991). Это не фамилия, а имя, по названию…

Благодать

Слово «благодать» славянское, и означает «даяние блага».

Св. Иоанн Кронштадтский:

«Что такое благодать? Дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа для спасения человека христианина. Благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели».

1. Виды благодати

2. Ошибочное понимание благодати

3. Без действия благодати спасение человека невозможно

4. Предваряющая благодать

5. Как действует спасающая благодать Божия?

6. Причины отступления благодати

7. Отношение благодати к свободе человека

8. Божия благодать призывает ко спасению каждого

9. «Время и место действия благодати — только здесь»

1. Виды благодати

Оно употребляется в Священном Писании в разных значениях. Иногда оно обозначает вообще милость Божию: Бог есть «Бог всякой благодати» (1 Петр. 5, 10). В этом самом широком смысле благодать есть…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: DOC

12. Как обрести Божью благодать

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха»

Несколько лет назад один мой друг предложил мне занять новую должность в миссии «Навигаторы». Мне нравилась моя работа и менять ее совсем не хотелось. Тем не менее, я ответил, что подумаю и помолюсь. Я надеялся, что помолюсь и Бог покажет мне, что новая работа — не для меня.

Сказать, что новая работа мне не очень нравилась -…

Книга противоречий, или что такое «Божья благодать»

«Исаия». Попишу-порежу или когда волк будет жить с козлёнком

Исаия (Йешаяу) - один из, так называемых, «великих» библейских пророков. Говорят, что происходил он из знатной иудейской семьи и даже был родственником иудейских царей - потомком несравненного царя Давида. Родился в Иерусалиме в 8 веке до н.э. Занимался ченнелингом примерно 60 лет. За это время в Иудее успели поцарствовать четыре царя - Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия. Трудовая деятельность Исаии началась с одного, весьма знаменательного события. Как-то раз, скорее всего слегка переборщив с дозой, он увидел Бога Саваофа с ризами на престоле в небесном храме в компании серафимов - существ с 6 крыльями, 2 из которых использовались по прямому назначению, а остальные 4 - для прикрытия лиц и… ног.
Вот тебе и на! Они, что: все на другой канал переключились? Раньше всё время суетился Иегова, а тут вдруг…

Божья благодать

ЧТО ТАКОЕ БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ

Очень хорошо на этот вопрос отвтил св. Иоанн Кронштадский. Ну просто нечего добавить:

«Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святую Троицу, очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его. Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, - он стал таким силою благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, - он стал таким силою благодати. Сребролюбив ли кто был, корыстен и неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен,…

Люди не всегда понимают, о чем говорят. Иногда не знают, потому что не проявляют любопытства, иногда их информация о данном понятии неверна. Божья благодать - это некая неощутимая физическими способами сила, которую посылает Бог человеку, для его очищения от скверны. Само слово благодать говорит о даре, то есть эта сила посылается случайно.

Так как вездесущ, то считается существом намного более развитым, чем человек. Для борьбы с человеческими пороками и страхами Господь дарует благодать. По большей части божья благодать - это проявление того или иного , подтверждение того, что он действительно всю свою веру и жизнь дарует Богу.

Божья благодать - представляется как нечто неосязаемое, как вуаль, отделяющая нас от Ада и Рая. Лишь тот, кто каждый день верует и следует учению Христа, борется с грехом, может понять, что на него снизошла благодать. Осознание того, что благодать божия с вами, не дает вам возможности отречься от Бога и совершать любые деяния, а наоборот раскрывает всю вашу душу и делает вас ярым последователем веры, истинным послушником Христа и Святого Духа.

Почему спасение в благодати

Спасение любого человека - в гармонии с самим собой, Богом и окружающим миром. Лишь смирение перед Богом, не перед священником или любым другим представителем Бога на земле, а именно Богом, наделяет человека в душе благодатью. Спасение же - это и есть гармония, а гармония - единство с Богом и миром, который окружает каждого.

Суть спасения и озарения благодатью в том, что человек не может грешить не потому, что останавливает себя и борется с пороками ежесекундно. Со временем человек достигает такого просветления, что у него не возникает мысли , а , он окончательно изгоняет из себя лукавого. Сегодня, самыми приближенными к такому состояния могут быть , но и любой человек, который строит храм в своей душе, может ощутить божью благодать.

Бывает, что человек, получив благодать, становиться излишне заносчив, позволяет себе то, о чем не смел и думать. В такие моменты Господь отнимает свою благодать у человека. Мирянину кажется, что на него снизошли все наказания, которые могут существовать, его разрывают пороки, но если он сможет одуматься и душа его наполниться истинной верой вновь, Бог вернет к нему свое расположение.

Божья благодать окружает нас каждое мгновение нашей жизни и лишь мы решаем, стать ли нам достойными, чтобы увидеть и воспользоваться ею.

иеромонах Софроний
  • архимандрит
  • Божественная благодать и свобода человека свт.
  • архиепископ
  • митрополит
  • еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • Благода́ть - 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие, направленное на спасение человека.

    Само слово «благодать» означает благой, добрый дар , потому что только Бог является источником высшего .

    Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?

    Равным образом проявление или действие природы огня - раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, - мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.

    В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы - Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.

    Что значит стяжать Святого Духа?

    Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.

    Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: ; ).

    Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?

    Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: ; ).

    В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.

    При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает - в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, - Своим благословением (действием).

    Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.

    Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему явился Мотовилову в блеске благодатного света?

    Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении - Божественное действие, направленное на спасение человека.

    В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами .

    Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? - В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: ).

    По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.

    Так, свет, исходивший от лица Моисея (), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.

    Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным , которые преподаются исключительно членам (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).

    Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.

    Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ().

    Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», « »… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. , – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. , размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. , благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

    Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. , – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. . – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – . В этом благодатном состоянии человек, по слову св. , уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

    Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в ) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. . – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. , созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

    Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании

    Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

    а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (; ; );

    б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (; ; ), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (; ; ) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (; ; );

    в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ();

    г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и .

    Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими ().

    Догматические определения о благодати

    (Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Правила святых соборов Поместных . Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419))

    125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.

    126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (): так же написано и сие: любовь от Бога есть ().

    127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    преподобный : «Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами… И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».

    Поделиться