Скачать презентацию на тему святые иконы. Презентация "Православные иконы" по мхк – проект, доклад. Отделен алтарь от храма

Ико́на в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года. Икона- окно, помогающее человеку заглянуть во время молитвы в другой, высший мир. При помощи «обратной перспективы» икона помогает молящемуся войти в свой особый мир.


«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.


Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Пресвятой Богородицы) почитаемая в Православной церкви икона Богородицы.Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Отличительной особенностью является то, что десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына. Икона имеет легендарное происхождение. Согласно преданию, первообраз иконы является нерукотворным и появился в городе Лидда, где апостолами Петром и Иоанном была основана христианская община. Основание общины было благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке. В период правления императора Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но, согласно церковному преданию, каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христианского паломничества.




Влахернская икона Божией Матери почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.


Чудотворный образ является одним из самых распространенных и почитаемых в Православном мире, хотя христиане и других конфессий приходят поклониться этой удивительной святыне. Иверская икона Божьей Матери помогает в первую очередь раскаявшимся грешникам найти в себе силы и путь к покаянию, о них же молятся перед ней их близкие. Как и перед каждой чудотворной иконой, перед нею молятся об исцелении недугов душевных и телесных.


Святитель Николай святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.


Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (), который захотел видеть его при своем дворе.


Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.






Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.


Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской во время правления императора Максимина (). Живя в столице - центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 15 Икона

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий.

Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы показать сокровенный мир души святого человека.

В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Поэтому свет главное в иконе. Ни один предмет на иконе не отбрасывает тени.

Если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения, он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между зданиями набрасывает как бы занавес – велум (по латыни «парус»).

Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света.

Голову святого окружает золотой круг – нимб – знак Божьей благодати, которая пронизывает жизнь и мысли святого.

Нимб часто выходит за края иконного пространства. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Икона, как яркий источник света, светит в мир, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза выражают радостопечалие.

Cлайд 1

Cлайд 2

Строгие каноны – начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительны для выполнения. Канон – норма, правило, закон.

Cлайд 3

Иконописание было великим творчеством. Иконописец специально готовился к совершению "дела иконотворения". Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".

Cлайд 4

Основа для иконы – дерево. Иконопись зародилась в Святой Земле, где древесина всегда ценилась на вес золота. Дерево – это сакральный, освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства - Истинном Древе Спасителя, - сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.

Cлайд 5

Создание иконы происходит поэтапно. Все этапы расположены в строгой последовательности.

Cлайд 6

1 этап Основание. Основанием служит доска, или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев. (липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук

Cлайд 7

На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.

Cлайд 8

2 этап Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин.

Cлайд 9

3 этап Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань. Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась - она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

Cлайд 10

4 этап Грунт. Грунт - левкас представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски(не менее 10 очень тонких слоев). После полного высыхания – основа готова к росписи.

Cлайд 11

5 этап Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя.

Cлайд 12

6 этап Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов и яичной эмульсии.

Cлайд 13

7 этап Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой покрывается тонким слоем олифы или специального лака.

Cлайд 14

Роспись иконы После высыхания левкаса на икону наносится изображение. Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам), выполненный, чаще всего, на бумаге или кальке и предназначенный для переведения контуров.

Cлайд 15

Роспись и олифление иконы После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2. Роспись; 3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.; 4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
  • формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
  • развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Оборудование:

  • изображения икон;
  • карточки с церковнославянскими буквами;
  • карточки-названия добродетелей и страстей;
  • рисунки с буквой “иже”;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

Повторение

В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

(Дети выходят с буквами и читают стихи).

“Аз”

Я старательно постился
Перед причащением.
Я с сестрою помирился,
Попросил прощения
У Андрея и у Даши,
И когда я причащался,
То увидел: возле Чаши
Добрый Ангел улыбался.

“Буки”

С колокольни звон, звон -
Благовест зовется он.
Звони, мой колокол, звони
Зови людей к себе, зови!
Лети, лети благая весть,
Что храм открыт и служба есть.

“Веди”

В нашем храме на Крещенье
Было водоосвященье.
Мы пошли с сестрицею
За святой водицею.
Я не овощ в огороде,
Я расту не просто так -
Каждый день святую воду
Выпиваю натощак!

“Глаголь”

Месяц вышел, засиял
Свод небесный полон стал
Золотых горошин.
И я тихо прошептал:
“Это все Господь создал!
Какой же он хороший!”

Сообщение темы и целей урока

Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –

“Иже”

Есть икона дома –
В доме мирно и светло.
Дарит каждому икона
Благодатное тепло.

Наша тема урока сегодня “О чём рассказывает икона?” Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.

Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

Аналойные иконы

Аналой - это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку "празднику" – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, "богатым" храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон. Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии. Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева (путем вырезания), из драгоценных металлов - золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.

По времени празднования они бывают:

  • неподвижные (не переходящие) - каждый год приходятся на одно и то же число;
  • подвижные (переходящие) - зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.

Родовая семейная икона – это защитник всей семьи, ценность, веками передающаяся от родителей к детям. На Руси ни одно важное дело не могло обойтись без благословения родовой иконой. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяет семью, укрепляет род, духовно обогащает человека.

Чаще всего на семейной иконе изображают Божия Матерь с Младенцем в окружении угодников Божиих. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

Выбор центрального образа для семейной иконы имеет очень большое значение. Именно поэтому перед началом работы иконописец проводит много времени в общении с семьей, для которой будет написана икона. Если кто-то из членов семьи родился в день празднования какого-либо из образов Богородицы, то может быть принято решение о написании этого образа на иконе.

Во время работы над семейной иконой, мастер молится о благополучии данной семьи, а семья, в свою очередь, молится о том, чтобы Господь послал ему в помощь Святого Духа. Семейная икона – одна из главных семейных святынь. Купить такую икону можно в подарок молодой семье и подарить на день венчания. На ней изображаются двое святых – покровители мужа и жены.

Семейная икона – это уникальный по своей сути подарок. Она будет оберегать, защищать и объединять семью, поможет преодолеть трудности. Поэтому заказать и купить такую икону можно на любое значимое для семьи событие.

Главной особенностью семейной иконы является то, что благодаря ей можно осуществить соборную молитву, то есть собрать воедино просьбы каждого члена семьи, который молится не только о себе, но и о своих близких. Семейная икона – это святыня, объединяющая всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы

С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами. Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход. Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. С такими реликвиями военные никогда не расставались.

Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" .

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

  • Итак, первый ряд – это иконы, называемые “местные”.

Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Присмотритесь, они всегда располагаются по бокам царских врат и на этой фотографии хорошо видны.

Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д.

К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса.

  • Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
  • Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка “Без Бога - не до порога”.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Творческая работа (можно задать домой)

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

  • Белый – нравственная, чистая
  • Черный – тьма, злые силы
  • Красный – огонь, жизнь
  • Зеленый – символ жизни на Земле
  • Багровый – знак величия
  • Голубой – цвет небесной истины

Раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ”.

Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал, что...
  • Сегодня на уроке я понял, что...
  • Сегодня на уроке я почувствовал, что...
  • Мне очень хочется, чтобы...

Трифонова Людмила Петровна, учитель ИЗО, МХК, Религии России, МБОУ Арефинская СОШ, Нижегородской области. Составлена на основании УМК В.К.Романовский «Религии России» 8-9класс.
Православная икона

Что такое икона?
Икона –принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся красками по строго определенным правилам на деревянной доске, покрытой левкасом.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
По церковному преданию первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, в создании которого не участвовали человеческие руки. Правитель г.Эдессы князь Авгарь хотел написать образ Христа, но у художника ничего не получилось. Тогда Иисус Христос умылся и утёр лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик.

Владимирская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».
Празднование этой иконы совершается 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Казанская икона Божьей Матери
Эта икона особо почитается на Руси. Явилась в городе Казани в 1579 году. Казанской иконой благословляют к венцу, перед ней молятся о семейном благополучии, об исцелении глаз. Казанская икона пребывала во 2 ополчении Минина и Пожарского, помогла освободить Москву от поляков. Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 июля и 4 ноября.

Смоленская икона Божьей Матери
Одна из самых первых икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь в 1046г. вместе с принцессой Анной, будущей женой князя Всеволода Ярославича. Другое её название «Одигидрия». В 1238г. татары подступили к Смоленску, жители города взмолились к этой иконе, и татары отступили. Празднование – 10 августа.

Тихвинская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой. Долгое время она находилась в Константинополе. В 1383г. икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при р.Тихвинке. На этом месте теперь Тихвинский мужской монастырь. Празднование - 9 июля.

Курская икона Божьей матери «Знамение»
Курская икона была обретена в 1295 году на берегу реки Турскары, недалеко от г.Курска. Теперь на этом месте монастырь-Коренная Пустынь. В годы Гражданской войны была вывезена за границу. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября.

Федоровская икона Божьей Матери
Первое прославление иконы относится к 12 веку, святой облик находился в часовне близ Городца, затем на этом месте был построен Федоровский монастырь. Икона часто пребывала в огне, но всегда выходила целой, неповрежденной огнем. Эта икона почиталась всей династией Романовых. Празднование иконе – 27 марта и 29 августа.

Иверская икона Божьей Матери
Величайшая святыня Афона. В 9 веке находилась у вдовы, жившей близ г.Никеи. Один иконоборец ударил икону копьем, тотчас из пораженного места потекла кровь. Спустя много лет икона явилась на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится до сих пор. Празднование – 25 февраля. 26 октября.

Икона Божьей Матери «Троеручица»
Чудотворная икона, связанная с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Халиф Дамаска велел отрубить Иоанну руку, которая потом чудесным образом приросла. В память об этом Иоанн прикрепил серебряную руку к иконе. Празднование–11 и 25 июля.

Донская икона Божьей Матери
Донская икона много раз помогала русским воинам. Впервые- на Куликовом поле в 1380 году. В другой раз перед ней молился Иван Грозный перед походом на Казань. Её заступничеством была спасена Москва в 1591году от хана Казыгирея. Празднование Донской иконы совершается 1 сентября.

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость»
Это чудотворная икона Божьей Матери, на котором изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах у Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Богоматерь ему сказала, что это сделали такие же грешники, как он. Человек после этого раскаялся и стал жить праведно. Празднование иконе 14 мая и 22 декабря.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Эта чудотворная икона впервые прославилась в Москве 1688году, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии. Празднование 6 ноября.

Царскосельская икона Божьей Матери «Знамение»
Икона «Знамение» относится в равной степени к жизни Христа и Девы Марии. Эту икону преподнесли царю Алексею Михайловичу. Затем она перешла к Петру 1, а потом как символ благословения перешла к императрице Елизавете Петровне. Икону почитали все члены императорской семьи.

Икона Божьей Матери «Державная»
Явилась русскому народу 15 марта 1917 г. в день отречения царя Николая2 от престола в церкви с. Коломенское. Её нашли в подвале среди рухляди, отмыли. По всей России быстро распространилась весть, что сама Богородица взяла на себя верховную власть над народом. Празднование совершается 15 марта.

Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»
Икона Неупиваемая Чаша» предвещает всем причастившимся и уверовавшим вечную духовную жизнь. Это один из самых древних иконописных сюжетов. Эта икона дарует исцеление от многих бед, бедствий и грехов.

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Духовная жизнь России конца19-нач.20 века украшена подвижническою деятельностью Иоанна Кронштадтского- блистательного проповедника, целителя, благотворителя. Мощи и икона праведного находятся в основанном им Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на реке Карповка.

Если есть икона дома – В доме мирно и светло. Дарит каждому икона Благодатное тепло. По молитвам и по вере Чрез святой иконостас, Как в распахнутые двери, Милость Божья входит в нас.

ИСТОЧНИКИ:
Учебник: Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ/ авт. –сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

Поделиться