Логическое мышление - развитие логики. Министерство образования и науки РФ. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства Место логики в системе наук о мышлении

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.

При определении предмета науки логики в логико-философской литературе принимают во внимание три аспекта : онтологический (философское учение о бытии), гносеологический (познавательный) и формально-логический . В онтологическом аспекте определяется объективная основа науки логики - объективное существование предметов, явлений, процессов (эмпирических объектов), между которыми существуют разнообразные взаимосвязи (причинно-следственные, пространственные, временные, генетические и др.), то есть то, что называют "логикой вещей". В гносеологическом (поздна вальном) аспекте определяются процесс отображения "логики вещей", "логика событий" в "логике понятий" и становление системы понятий (категорий), которые охватывают сущность объективно существующих вещей, явлений и процессов. В формально-логическом аспекте определяются необходимые взаимосвязи между логическими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями), которые обусловлены не содержанием мышления, а лишь его структурой. Все эти аспекты предстают в единстве. Учитывая это единство, можно дать следующее определение предмета науки логики:

Логика - это наука, которая изучает законы и формы мыслительной деятельности людей, принципы и средства построения правильных суждений и рассуждений о предметах и явлениях объективного мира, методы формализации знания как результата познавательного процесса.

Особенности логики как науки:

- изучает законы и формы мыслительной деятельности людей на основе анализа их языковых высказываний , то есть через реализацию (материализацию) результатов мыслительной деятельности в языке; создает свою специфическую язык (логическую язык) для анализа структуры мышления и формализации знания.

- изучение логики требует сосредоточения и систематического подхода. Все разделы учебника взаимосвязаны, нельзя понять следующую тему, не усвоив предыдущую. Изучение логики требует много времени и определенных усилий. Как сказал один мудрец: "В водах логики не следует плыть с поднятыми парусами".

- усвоение теоретически го материала из логики еще не означает, что человек сможет применять его на практике. Найти выход из этой ситуации возможно совместив теорию с решением практических задач. В связи с этим после изучения той или иной темы рекомендуется выполнить соответствующие практические задания, а также как можно чаще сознательно применять полученные логические навыки в повседневной жизни, при написании контрольных и курсовых работ, усвоении материала юридических дисциплин, в дискуссиях, спорах и т.д. Только при этих условиях человек сможет научиться логически правильно мыслить, не допуская элементарных логических ошибок в своих рассуждениях и распознавая их в рассуждениях других людей.

В результате успешного усвоения теоретического материала и отработка его на практике студент сможет:

♦ выявлять основные понятия в тексте, выяснять их структуру, устанавливать отношение между ними;

♦ логически правильно разделять, классифицировать, определять понятия;

♦ находить ошибки в сечениях, классификациях, определениях, критиковать их и не допускать в своих рассуждениях;

♦ выявлять логическую структуру высказываний и на основании этого истолковывать их;

♦ рассуждать в соответствии с законами логики; находить помилкив текстах и рассуждениях других людей, связанные с их нарушением;

♦ анализировать вопросительно-ответные ситуации, логически корректно задавать вопросы и давать ответы на них;

♦ проявлять рассуждения, исходные положения и следствия, содержащиеся в тексте;

♦ выводить рациональные выводы а имеющейся информации согласно правил и законов логики;

♦ логически грамотно строить свои рассуждения и находить ошибки в рассуждениях оппонентов;

♦ конструировать корректную аргументацию;

♦ убедительно критиковать аргументацию оппонента;

♦ избегать типичных ошибок в аргументаций и критике;

♦ распознавать приемы манипулирования собеседником и противостоять им.

Овладение навыками логического мышления имеет особое значение для юристов, специфика работы которых заключается в постоянном применении логических приемов и методов: определений и классификаций, разделений, аргументаций, опровержений и т.д.

Знание логики значительно помогает юристу:

♦ анализировать юридическую терминологию в кодексах и других нормативных актах; выяснять, вытекает ли определенная норма из других норм, включение ее в правового документа не будет лишним, является ли новый нормативный акт дополнением или отрицанием старого и т.п.;

♦ применять логические методы в процессе уголовно-правовой квалификации преступления;

♦ строить судебно-следственные версии с использованием методов логики;

♦ составлять четкие планы расследования преступлений;

♦ применять логические методы в процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов;

♦ не допускать логических ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места происшествия, решений и постановлений, рапортов, договоров и т.д.;

♦ на высоком уровне проводить споры в суде: отстаивать
собственное мнение и критиковать мнение противника; быстро находить логические ошибки в ходе судебного заседания;

♦ применять методы логики для исследования научных проблем в правоведении.

1. ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко
2. 2. Логика как наука: ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.
3. 3. Исторические этапы развития логического знания: логика Древней Индии, логика Древней Греции
4. 4. Особенности общей или традиционной (арістотелівської) логики.
5. 5. Особенности символической или математической логики.
6. 6. Теоретическая и практическая логика.
7. Тема 2: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышления (рассуждения): определение и особенности.
8. 2. Деятельность и мышление
9. 3. Структура мышления
10. 4. Правильные и неправильные рассуждения. Понятие о логической ошибке
11. 5. Логическая форма рассуждения
12. 6. Виды и типы мышления.
13. 7. Особенности мышления юриста
14. 8. Значение логики для юристов
15. Тема 3: Семиотика как наука о знаках. Язык как знаковая система. 1. Семиотика как наука о знаках
16. 2. Понятие о знаке. Виды позамовних знаков
17. 3. Язык как знаковая система. Языковые знаки.
18. 4. Структура знакового процесса. Структура значения знака. Типичные логические ошибки
19. 5. Измерения и уровни знакового процесса
20. 6. Язык права
21. Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 1. Метод и методология.
22. 2. Логические методы исследования (познания)
23. 3. Метод формализации
24. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Общая характеристика понятия как формы мышления. Структура понятия
25. 2. Виды понятий. Логическая характеристика понятий
26. 3. Типы отношений между понятиями
27. 4. Операции с понятиями 4.1. Ограничение и обобщение понятий
28. 4.2. Операция деления понятий
29. 4.3. Сложение, умножение и вычитание понятий (точнее - их объемов)
30. 4.4 Операция определения понятия
31. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ II. Высказывания. 1. Общая характеристика высказывания
32. 2. Истинность и ложность высказывания.
33. 3. Простые высказывания, их структура и виды
34.

Особенности современной логики

Непосредственным результатом революции, произошедшей в логике в конце XIX – начале XX вв., было возникновение логической теории, получившей со временем название «классическая логика». У ее истоков стоят ирландский логик Д. Буль, американский философ и логик Ч. Пирс и немецкий логик Г. Фреге. В их работах была реализована идея переноса в логику тех методов, которые обычно применяются в математике. Классическая логика по-прежнему остается ядром современной логики, сохраняющим как теоретическую, так и практическую значимость. Таким образом, классическая логика продолжает традиции аристотелевского направления в развитии логики, используя при этом современный математический и категориальный аппарат.

Однако в начале XX в. началась критика классической логики. В результате возникло множество новых направлений, которые получили название неклассической логики.

В отличие от классической неклассическая логика не сформировалась как единое целое, а представляет собой разнородные направления.

Интуиционистская логика

В 1908 г. голландский математик и логик Л. Брауэр подверг сомнению неограниченную приложимость в математических рассуждениях классических законов исключенного третьего (который гласит, что либо само утверждение, либо его отрицание истинно), двойного отрицания, косвенного доказательства. В результате данного анализа в 1930 г. возникла интуиционистская логика, которая не содержала данных законов. Закон исключенного третьего, считал Брауэр, возник в рассуждениях о конечном множестве объектов. Затем он был распространен и на бесконечные множества. Когда множество конечно, мы можем решить, все ли объекты, входящие в него, обладают некоторым свойством, проверив один за другим все объекты данного множества. Для бесконечных множеств такая проверка невозможна.

По выражению немецкого математика Г. Вейля, доказательство существования, опирающееся на закон исключенного третьего, извещает мир о существовании сокровища, при этом не указывая местонахождения и не давая возможности им воспользоваться.

Выдвигая на первый план математическую интуицию, интуиционисты не придавали большого значения систематизации логических правил. Только в 1930 г. ученик Брауэра А. Рейтинг опубликовал работу с изложением особой интуиционистской логики.

В дальнейшем идеи, касающиеся ограниченной приложимости закона исключенного третьего и близких ему способов математического доказательства, были развиты русскими учеными А. Н. Колмогоровым, В. А. Гливенко, А. А. Марковым и другими.

Многозначная логика

В 20-е гг. начало складываться новое направление – многозначная логика. Особенностью классической логики является принцип, согласно которому каждое высказывание либо истинно, либо ложно. Это так называемый принцип двузначности. Ему противопоставляют многозначные системы. В них, наряду с истинными и ложными суждениями, допускаются неопределенные суждения, учет которых меняет всю картину рассуждения.

Принцип двузначности был известен еще Аристотелю, который не считал его, однако, универсальным и не распространял его действия на высказывания о будущем. Аристотелю казалось, что высказывания о будущих случайных событиях, наступление которых зависит от человека, не являются ни истинными, ни ложными. Они не подчиняются принципу двузначности. Прошлое и настоящее определены однозначно и не подвержены изменению. Будущее же в определенной мере свободно для изменения и выбора.

Подход Аристотеля уже в древности вызывал ожесточенные споры. Его высоко оценивал Эпикур, который допускал существование случайных событий. Другой древнегреческий логик Хрисипп, категорически отрицавший случайное, с Аристотелем не соглашался. Он считал принцип двузначности одним из основных положений не только всей логики, но и философии.

В более позднее время положение, что всякое высказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками и по множеству причин. В частности, указывалось на неприменимость данного принципа к высказываниям о неустойчивых, переходных состояниях, о несуществующих объектах, об объектах, недоступных наблюдению.

Но только в современной логике оказалось возможным реализовать сомнения в универсальности принципа двузначности в форме логических систем. Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921 г.

Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Студенты летом поедут в отпуск». Событие, описываемое данным высказыванием, сейчас никак не определено – ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.

Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также и законами классической логики, однако обратное утверждение смысла не имело. Ряд классических законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, закон косвенного доказательства и ряд других.

В отличие от Лукасевича Э. Пост подходил к построению многозначной логики чисто формально. Допустим, 1 обозначает истину, а 0 – ложь. Естественно допустить, что числа между единицей и нулем обозначает степени истины.

В то же время, чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система – сугубо формальной конструкцией, необходимо придать символам данной системы определенный логически смысл и содержательно-ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации – самая сложная и спорная проблема многозначных логик. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи.

Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы, однако удовлетворительного объяснения до сих пор нет.

Релевантная логика

Классическая логика подвергалась критике за то, что не дает корректного описания логического следования. Основная задача логики – систематизация правил, позволяющих из принятых утверждений выводить новые. Логическое следование – это отношение, существующее между утверждениями и обоснованно выводимыми из них заключениями. Задача логики – уточнить интуитивное представление о следовании и сформулировать на этой основе однозначно определенное понятие следования. Логическое следование должно вести от истинных положений только к истинным. Классическая логика удовлетворяет данным требованиям, однако многие ее положения плохо согласуются с нашими привычными представлениями. В частности, классическая логика говорит, что из противоречивого суждения «Студент Иванов – отличник», и «Студент Иванов не является отличником» следуют такие утверждения: «Студенты не хотят учиться». Но между исходным утверждением и этими якобы вытекающими из него утверждениями нет никакой содержательной связи. Здесь прослеживается отход от обычного представления о следовании. Следствие, которое выводится, должно быть как-то связано с тем, из чего оно выводится. Классическая логика пренебрегает этим очевидным обстоятельством.

На эти так называемые «парадоксы импликации» еще в 1912 г. обратил внимание американский логик К. И. Льюис. Он разработал неклассическую теорию логического следования, в основе которой лежало понятие строгой импликации. Наиболее полное развитие данная концепция получила в релевантной логике, разработанной американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Белнапом.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Глава 1. Особенности научного познания и его роль в современной

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке С развитием науки меняется стратегия теоретического поиска. В частности, в современной физике теория создаётся иными путями, чем в классической. Построение современных физических теорий

Из книги Манифест персонализма автора Мунье Эмманюэль

6.3. Особенности и основные проблемы современной семьи Современная семья характеризуется следующими особенностями.Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например родители супругов, входившие ранее

Из книги Основы христианской культуры автора Ильин Иван Александрович

Особенности нашей деятельности Мы называем персоналистским всякое учение, всякую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности над материальной необходимостью и коллективными механизмами, которые служат опорой в ее развитии.Объединяя посредством идеи

Из книги Философские начала цельного знания автора Соловьев Владимир Сергеевич

1. Кризис современной культуры Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской

Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

Из книги Философия экзистенциализма автора Больнов Отто Фридрих

Сексуальные особенности евреев У древних евреев были очень распространены педерастия, скотоложство, кровосмешение и другие формы сексуальных извращений.Гомосексуализм присутствует, в той или иной степени, у всех народов, нравится это или нет. Но у всех народов

Из книги Адепт Бурдье на Кавказе: Эскизы к биографии в миросистемной перспективе автора Дерлугьян Георгий

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА Стратегия перевода философского произведения сегодня во многом обуславливается ситуацией. Набрасывание «топографии» оригинала в переводе, обнародование «протоколов» языковой работы, иначе говоря, приведение оригинального оглавления, серий

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Национальные особенности Прибалтика, Молдавия, Западная Украина и Закавказье были именно теми регионами, где националистические проблемы выявились с особой силой в годы перестройки. Причинная связь между «гражданскими обществами» образованных элитных семей и

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

Особенности морали Мораль характеризует человека в перспективе его стремления к идеально совершенному состоянию. Она выражает не его представления о таком состоянии, а практические действия, воплощающие их. Мораль является характеристикой поведения человека,

Из книги Избранное автора Доброхотов Александр Львович

21. Особенности ума Особенности ума действующего лица наряду с его темпераментом также оказывают на войне огромное влияние. Одного приходится ждать от ума фантастического, экзальтированного, незрелого, другого - от ума холодного и

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

1. Особенности проблемы Гностический элемент в современной культуре стал объектом не только академического внимания, но и культурно-пристрастной, полемически-заинтересованной, публицистически-наступательной критической мысли. «Гностицизм» оказался в философской

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

VI. ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Чем же это идейное движение отличается и в чем сходится с движением индивидуалистическим?На первый взгляд, нас поражают черты сходства: гуманность поставлена очень высоко; некоторые интересы морального и идеального порядка, например,

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Из книги автора

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют


Теоретический вопрос:
ТЕМА: «Предмет логики. Специфика логики и ее место среди других
наук, изучающих мышление».

ПЛАН

План.............................. .............................. .............................. ........ 1

Введение.............................. .............................. .............................. . 2

1. Предмет логики как науки. ………………………..................... . 3

2. Специфика логики как науки …………………....…………...... 9

3. Место логики среди других наук, изучающих мышление...... 11

Заключение.................... .............................. .............................. ........ 13

Список использованной литературы.................... ........................... 14

Упражнения ………………………………………………………....15

ВВЕДЕНИЕ
В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место, её значение невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно, именно соблюдение ее правил предохраняет нас от ошибочных выводов. По сути дела, логика была создана Аристотелем как наука, позволяющая различать правильные определения и умозаключения от неправильных и тем самым вскрывать ошибки в рассуждениях и публичных речах ораторов. В настоящее время интерес к логике вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания, специфической областью применения которого является право.
Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста и актуальны в современном правовом обществе. При этом, будучи логически подготовленным, юрист сможет точно и аргументировано выстраивать свои доводы, выявлять несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, в письменных источниках. Логика поможет ему убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.
Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. При этом, знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.


1. Предмет логики как науки.
Термин «ЛОГИКА» происходит от древнегреческого слова ?????? - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» - от ????? - что означает «мысль», «разум», «слово», «речь», «рассуждение», «закономерность», и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например, «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и так далее. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например, «логика рассуждений», «логика мышления» и так далее. В-третьих, логикой называют науку о законах правильного мышления. Рассмотрим логику в ее последнем значении.
Мышление изучается многими науками: психологией, кибернетикой, физиологией и другими. Особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления . Итак, логика - это наука о способах и формах правильного мышления. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика, то есть объектом логики является абстрактное мышление.
Абстрактное мышление - это процесс рационального* отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.
Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши знания о форме достаточно многообразны. Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.
Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково - как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений.
* Рациональное (от лат. ratio - разум) - относящееся к разуму, обоснованность разумом, доступное разумному пониманию.
Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.
Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы - преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлением против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим - латинской буквой S, а то, что мыслится об S, - латинской буквой Р. В итоге получим в обоих случаях одни и те же элементы мысли: «Некоторые S есть Р». Это и есть логическая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения от конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые S есть Р» имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквой S (субъект), есть признак, обозначаемый буквой Р (предикат). Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».
Однако в целях специального анализа мы можем отвлекчься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и ее название – формальная.
При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отменено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определенной, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме.
Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная) логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Понятие «истина» в правовой сфере тесно связано с понятием «правда» («Обязуюсь говорить правду и только правду!»). Правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность - свойство мышления искажать это содержание, извращать его.
Другой важной характеристикой мышления является его правильность. Правильность мышления - это его коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.
Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное (логичное) мышление имеет следующие существенные признаки или СВОЙСТВА: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Определенность - это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.
Непротиворечивость - свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.
Последовательность - свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.
Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.
Указанные существенные признаки правильного мышления не произвольны. Они представляют собой результат взаимодействия человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отражая, прежде всего, объективные законы мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила - это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо богаче любого, пусть даже самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих законов именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно.
Таким образом, логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определенного логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принципы формальной логики, как и принципы любой науки, представляют собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой - выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.
Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами.
Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика? Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.
Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из раннее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.
В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.
Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости Логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.
И так, формальная логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.
Следовательно, предмет формальной логики составляют:
1) формы мыслительного процесса - понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;
2) законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания объективного мира и самого мышления;
3) методы получения нового выводного знания - сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;
4) способы доказательства истинности или ложности полученных знаний - прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.
Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

2. Специфика логики как науки
Логика как наука включает в себя такие разделы, как формальная логика, диалектическая, символическая, модальная и другие. Цель данной работы - формальная логика.
Принципы и правила логики имеют универсальный характер, поскольку в любой науке постоянно делаются выводы, определяются и уточняются понятия, формулируются утверждения, обобщаются факты, проверяются гипотезы и т.д. С этой точки зрения каждую науку можно рассматривать как прикладную логику. Но особо тесные связи существуют между логикой и теми науками, которые заняты изучением мыслительной деятельности человека, как в индивидуальном, так и социальном плане.
Четкое разграничение сфер исследования наук о духовной деятельности имеет непосредственное отношение к определению предмета и методов исследования логики.
Взгляд на логику как на технологию мышления также имеет ряд привлекательных черт хотя бы потому, что на практике мы больше всего нуждаемся именно в том, чтобы умело пользоваться правилами рассуждений, рекомендациями, как эффективно находить аргументы (посылки для заключений), строить и проверять гипотезы, – словом, всем тем, что характеризуют как искусство мышления или догадок.
Природа законов логики как науки в том, что они отображают основные, постоянно встречающиеся связи и отношения, существующие в реальном мире. Именно поэтому логика и может применяться для их изучения. Но реальный мир, его специфические закономерности служат предметом исследования конкретных естественных, общественных и технических наук. Через анализ понятий, суждений и умозаключений, применяемых в этих науках, логика играет свою роль – теоретического инструмента, служащего для контроля правильности и обоснованности рассуждений и тем самым способствующего поиску и доказательству истины.
Прикладная роль логики в конкретных науках не ограничивается только непосредственным анализом рассуждений. Её методы широко используются в методологии научного познания для анализа таких форм научного мышления, как гипотеза, закон, теория, а также раскрытия логической структуры объяснения и предсказания, как важнейших функций любой науки. Это направление прикладных исследований в последние десятилетия положило начало логике науки, в которой понятия, законы и методы логики успешно применяются для изучения возникающих в научном познании не только чисто логических, но и методологических проблем.
В современных условиях развития социальных процессов в России, логика, как наука не теряет своей актуальности. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами. Одно из них - особенности современного этапа развития самого общества . Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. А в условиях модернизации экономики России, требующей осмысления новых, сложных, многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества, роль науки, а значит, и логики возрастает многократно.
Другое обстоятельство - новый, качественный рывок научно-технического прогресса . В XXI веке наука и техника открывают перед обществом до селе неведомые горизонты познания, а фундаментальные исследования позволяют проникать в тайны мироздания. При этом значение абстрактного мышления, а в этой связи и возрастающее значение логики, исследующей его структуру, формы и законы, переоценить невозможно. В современных условиях развертывания нового этапа научно-технической революции, связанного с глубокими структурно-информационными изменениями производства и управления, внедрения в жизнь достижений кибернетики и наноиндустрии, потребность в логике, особенно символической, становится еще более ощутимой и необходимой.
3. Место логики среди других наук, изучающих мышление.
Логика - сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе - естественные науки и науки об обществе - общественные науки. В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.
Каково же место логики среди других наук, изучающих мышление?
Философия исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека и его мышления к окружающему миру.
Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с отклонениями.
Физиология раскрывает материальные, физиологические процессы, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.
Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном, прежде всего с его управленческой деятельностью.
Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.
Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.
Существует мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы. Оно ошибочно.
Но если логическая культура не дается человеку от природы, то, как, же она формируется?
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно их усваиваем и начинаем понимать, какие из них правильные, а какие - нет. Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности.
Указанный путь формирования логической культуры можно назвать стихийным. Он не является наилучшим, так как люди, не изучившие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами, и, кроме того, у них разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию.
Значение логики для юристов.
Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и др. Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами - показатель уровня логической культуры юриста.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Список использованной литературы:

1. Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.
2. Демидов И.В. Логика – учебное пособие Москва 2000г.
3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. Москва 1997г.
4. Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва Просвещение 1991г.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 2004 г.

Упражнения:
1. Установите содержание и объем следующих понятий: явление природы, стихийное бедствие, землетрясение.
и т.д.................

Лекция 1

ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться. Основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Определение логики.

Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключает­ся цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута ис­тина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Выделению логики как особой ветви знания исторически способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;


2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования , куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Возникновение термина «логика».

Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н. э. основатель стоического направления в философии - Зенон из г. Китиона, что на Кипре (ок. 336- 264 гг. до н. э.) Как известно, Аристогг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скорее всего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющееся основополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначность логоса отразилась и на значении слова «логика». «Логос» - это и понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.

Специфических закономерностей правильного мышления;

Науки, изучающей закономерности структуры и развития правильного мышления;

Закономерностей развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);

Определенной последовательности действий человека.

Мы будем рассматривать логику, как науку о формах и законах правильного мышления.

Значение логики в современном мире

Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Знание и практическое владение наукой логики необходимо юристу для того, чтобы уметь анализировать сложные и запутанные проблемы, возникающие в следственной и судебной практике, правильно и доказательно рассуждать, ясно и аргументировано излагать свои мысли. Изучение логики призвано также способствовать более успешному овладению теорией и практикой юридической науки, таких ее отраслей, как, например, гражданское или римское право. Занятия логикой тренируют аналитические способности, учат правильно мыслить.

Из определения науки «логика» видно, что она исследует законы мышления. Но так как исследование законов мышления как из­вестного класса психических процессов является также предметом психологии, то предмет логики выяснится лучше в том случае, если мы рассмотрим отличие логики от психологии в иссле­довании законов мышления.

Психология и логика.

На мышление мы можем смотреть с двух точек зрения. Мы можем на него смотреть, прежде всего, как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С другой стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.


Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена следующим обра­зом. Психология рассматривает всевозможные роды мыслительной деятельности: рассуждение гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного - для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматри­вает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой. Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным.

Для того чтобы понять утверждение, что существуют извест­ные правила, которым должно подчиняться мышление, рассмо­трим, в чём заключается задача логики.

Задачи логики.

Есть положения или факты, истинность кото­рых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается через посредство других положений или фактов. Если я скажу: «я голоден», «я слышу звук», «я ощущаю тяжесть», «я вижу, что этот предмет большой», «я вижу, что этот предмет движется» и т. п., то я выскажу факты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. Такого рода факты мы можем назвать также очевидными, потому что они не нуждаются ни в каком доказательстве: их истинность очевидна без доказательств. В самом деле, разве я нуждаюсь в доказательстве, что передо мной находится предмет, имеющий зелёный цвет? Неужели, если бы кто-нибудь стал доказывать, что этот предмет не зелёный, а чёрный, ему поверили бы? Этот факт непосредственно очевиден. К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результа­том чувственного восприятия.

Все те факты, которые совершаются в наше отсутствие (на­пример, прошедшие и будущие явления), могут быть познаваемы только опосредованно. Я вижу, что дождь идёт, - это факт непосредственного познания. То, что ночью шёл дождь, есть факт опосредованного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая. Такое знание доказывается, делается убедитель­ным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством.

Таким образом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и есть положения, которые нуждаются в доказательствах, очевидность которых усматривается косвенно.

Если есть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключается доказательство? Доказательство за­ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических. этом случае доказательство теорем получаем через аксиомы –очевидные знания.

Заметив такое отношение между положениями очевидными и непосредственно не очевидными, мы можем понять задачи логики. Когда мы доказываем что-либо, т. е. когда мы сводим неочевидные положения к непосредствен­но очевидным, то в этом процессе сведения мы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но су­ществуют определённые правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных. Эти правила указывает логика. Задача логики, поэтому заключается в том, чтобы показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Если мы эти правила знаем, то мы можем определить, соблюдены ли они в том или другом процессе умозаключения.

Практическая польза логики.

Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения её. Мы видели, что логика определяется как наука о законах правиль­ного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следует, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных обла­стях знания.

Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью дока­зательство уже открытых истин. Логика указывает пра­вила, при помощи которых могут быть обнаружены ошибки. Вслед­ствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Поэтому становится понятным утверждение английского философа , что польза логики главным образом отрицатель­ная. Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Вследствие этого практическая важ­ность логики чрезвычайно велика.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться.

Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение этой наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т. е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ

Логика занимает особое место в системе наук. Осо­бенность положения определяется тем, что логика, как и фило­софия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (об­щечеловеческих) формах и методах мышления. В отечественной литературе понятие «методология» понимается двояко.

Во-первых, как со­вокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются простейших логических методах, которые и исследуются логикой. Они могут формироваться и как комбинации из них. Приспособленные же к специфическому предмету своих наук, эти методы приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логи­ка, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основ­ные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т. е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

История логики и главное направление её развития

Творцом логики как науки следует считать Аристотеля (384-322). Логика Ари­стотеля имела господствующее значение не только в древности, но также и в средние века, в эпоху так называемой схоластиче­ской философии. Заслуживает упоминания сочинение последо­вателей философа Декарта (1596-1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая назы­вается логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561-1626) счи­тается основателем особого направления в логике, которое на­зывается индуктивным, наилучшими выразителями которого в со­временной логике являются (1806-1873) и Л. Бэн (1818-1903).

Для того, чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью. Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы счи­таем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т. е., когда верен способ соединения мы­слей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры. Нам даются два положения:

Все вулканы суть горы

Все гейзеры суть вулканы

Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных по­ложений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким образом, умозаключение истинное формально может быть лож­ным материально.

Но возьмём следующий пример:

Все богачи тщеславны

Некоторые люди не суть богачи

Следовательно, некоторые люди не суть тщеславны.

Это заключение истинно материально, потому что дей­ствительно «некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно, потому что не вытекает из данных положений. В самом деле, если бы было сказано, что только богачи тще­славны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы, что он не тще­славен. Но у нас в первом положении утверждается: «все богачи тщеславны»; этим не исключается, что и другие люди могут быть тщеславными. В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным; из того, что кто-нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным. Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.

Те правила, которые указывают, когда получаются заключе­ния истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые опреде­ляют материальную истинность, мы можем назвать матери­альными критериями истинности.

Формальная логика по преимуществу изучает те отделы ло­гики, в которых может быть применен формальный критерий истинности. Индуктивная логика, в противоположность фор­мальной логике, по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.

Проблемы в изучении современной логики

Логические операции - такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т. п. - применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Проблематика современной логики сложна и многообразна. И потому многое осталось за пределами учебного курса. Его задача в том, чтобы дать общее и доступное представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни и в вашей будущей профессии.

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые даже склонны считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.

Разумеется, это заблуждение. Знакомство с началами логики покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.

Вопросы для повторения

1. Как определяется логика?

2. Какое различие существует между психологией и логикой?

3. В чём заключается задача доказательства?

4. В чём за­ключается задача логики?

5. Почему «здравый смысл» не может заменить логики?

6. Какие существуют основные направления в логике?

7. Что изучает логика?

Тот факт, что предмет логики не совпадает с предметом естествен­ных наук, таких, например, как физика, химия или биология, вполне очевиден. Трудности в понимании предмета логики возникают лишь при сравнении ее с философией, психологией и математикой, так как философия и психология традиционно считаются науками о мышлении в его различных аспектах, а математика, так же как и логика, изучает общие взаимосвязи между определенными абстрактными объектами.

В отличие от философии, которая часто определяется как «наука об общих принципах природы, общества и мышления», логика, во-первых, не изучает непосредственно ни природу, ни общество. Знание общих принципов природы и общества может быть получено в логике лишь опосредованно, через изучение логоса, форм и методов рацио­нального мышления. Во-вторых, логика в отличие от философии не изучает чисто субъективные, иррациональные аспекты человеческого мышления. Правомерно говорить о различных видах иррациональной (философии (например, об экзистенциализме, ницшеанстве и т. п.), но бессмысленно говорить об иррациональной логике в силу самого определения логики. Наконец, в-третьих, в отличие от философии современная символическая логика в процессе изучения рационального мышления использует не только естественный язык, но и различные формальные языки, различные методы дедуктивной формализации знании. В этом смысле можно сказать, что логика есть не что иное, как формализованная философия рационального мышления.

В отличие от логики психология непосредственно изучает не абстрактные объекты, не собственно рациональное мышление, а те специфические эмпирические объекты, в которых первоначально прояв­ляется (воплощается) мышление человека. Такими специфическими объектами являются перцепции (сенсорные образы), образующие в своей совокупности то, что принято называть сознанием, внутренним миром конкретного человека (см. гл. 12). Различие между перцепциями, воз­никающими в сознании конкретного человека, и абстрактными объ­ектами, доступными пониманию многих людей, носит весьма тонкий характер и часто не принимается во внимание. В конечном счете что приводит к психологизму - представлению о том, что логика есть якобы часть психологии. Еще в начале XX в. немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) психологизм в логике был подверг­нут обстоятельной критике. Впоследствии несостоятель­ность психологизма была подтверждена всем опытом развития логики как точной науки.

Что касается математики, то ее предметная область является частью предметной области логики. Математика (во всяком случае, классичес­кая) изучает универсальные взаимосвязи между числами и абстракт­ными объектами, производными от чисел. Поэтому ее можно считать своеобразной логикой чисел, или числовой логикой. В пользу того свидетельствует опыт развития как логики, так и математики. В силу ряда причин (в частности, в силу практических потребностей в эффективных методах счета) ма­тематика, или числовая логика, длительное время развивалась незави­симо от логики в целом и как точная наука сложилась задолго до того, как логика окончательно отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Несмотря на это, еще Г. В. Лейбницем (1646- 1716) был выдвинут тезис о том, что математика есть часть логики. Впоследствии Г. Фреге (1848-1925) показал, что основные понятия арифметики и классической теории множеств могут быть сведены к логическим понятиям. В начале XX в., в связи с обнаруженными парадоксами в основаниях классической теории множеств, работы по сведению математики к логике были прекращены и затем снова про­должены лишь в 80-е годы, после того, как было найдено объяснение парадоксов, согласующееся с основополагающими логическими прин­ципами. Помимо попыток логически обосновать матема­тику, происходит интенсивное проникновение математики в логику, совершенствуется формальный язык логики, разрабатываются точные алгоритмические методы логического вывода и доказательства, иссле­дуются проблемы применения логики в информатике.

Подводя итог, можно сказать, что логика, с одной стороны, есть точная философская наука (формализованная философия рациональ­ного мышления), а с другой стороны, она все больше сближается с математикой как своей естественной составной частью.


1. Исчисление высказываний

Предмет нашего изучения - логика, или, говоря более точно - формальная логика.

Обычно формальная логика занимается анализом предложений или суждений и доказательств; при этом основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

Формальная логика - наука о знаниях, полученных из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Первой ступенью формальной логики является традиционная логика , которая изучает общечеловеческие законы правильного построения и сочетания мыслей в рассуждении (тождества, противоречия, законы исключенного третьего, законы достаточного основания) и формы связей мыслей в умозаключения (индукция, аналогия, дедукция).

Второй ступенью ФЛ является математическая логика , применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений.

Введем понятие формальной системы логики .

Первой частью формальной системы является ее язык. Язык должен быть выбран так, чтобы структура предложений по возможности отображала их смысл. Чтобы определить язык, нужно, прежде всего, определить его символы. В случае русского языка символами являются буквы, цифры и знаки препинания. Большинство наших искусственных языков будет иметь бесконечное множество символов. Любая конечная последовательность символов языка называется выражением этого языка. Мы будем требовать, чтобы в языке некоторые выражения выделялись какформулы этого языка, под ними мы будем понимать такие выражения, которые утверждают некоторый факт.

Поделиться