Виды и уровни человеческих знаний обществознание. Какие бывают виды знаний. Общее понятие знаний

Имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности.

Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.

Первой формой он считал религиозное знание. Оно основывается на индивидуальной вере и традициях.

Вторая форма - знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.

Научное знание - это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения.

Сегодня очевиден тот факт, что все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.

Имеет место также Согласно концепции М. Полани виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей - это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В "личностном", по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:

  1. Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
  2. Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта.

Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте.

В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.

Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:

  1. Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и
  2. Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
  3. Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
  4. Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной
  5. Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
  6. Знания о методах ведения научной деятельности, а также истории приобретения информации.

Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.

Знания могут также быть:

  1. Эмоциональными и рациональными.
  2. Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании "качественных" концепций).
  3. Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
  4. Частнонаучными и философскими.
  5. Гуманитарными и естественнонаучными.

С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

    знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

    знание как познавательно-значимая информация;

    знание как отношение человека к действительности.

Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.

Средневековая философия подняла вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания.

В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены.

Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки. Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие виды духовной деятельности. Помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.

6. Виды знаний:

Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Понятие науки

Наука представляет собой познавательный вид деятельности каждого человека, который направлен на изучение и вынесение обоснованных объективных и системно-организованных знаний об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире. В процессе данной деятельности происходит активная деятельность по сбору и анализу конкретных данных, их систематизация и синтез на основе имеющихся новых знаний, позволяющих проводить научно-обоснованное прогнозирование на проявление данного действия в будущем. Объект науки представляет широчайшую область действительности исследуемых явлений в окружающей среде. Предмет науки – это часть конкретного исследуемого объекта, т.е. предмет науки является областью объективной реальности, которую впоследствии изучает наука. Таким образом, науки отличаются друг от друга только своим предметом.

Понятие науки занимает одно из главнейших мест в философии, поскольку является формой познания мира. Философское видение окружающего мира должно иметь конкретное представление о науке, ее развитии и доступности.

    Понятие науки в философии состоит из:

Ее определения; Целей ее деятельности; Идеологического основания (базиса); Идей и представлений в комплексе; Представлений самой науки;

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.

Характерные черты познания:

Познание есть сущностное отношение к миру;

Творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

Основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

Познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
Виды познания:
Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Некоторые типы знания по своей природе связаны лишь с определенным субъектом.
Существует четыре вида познания: житейское, научное, практическое и художественное.
Житейское знание.
Житейское познание и знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученогоЭта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания.
Научные знания.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их по всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом.
Научное познание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее настоящем, прошлом и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое знание.
Оно также тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. \ Практика состоит во владении вещами, в господстве над природой.
Художественное познание.
Этот вид познания обладает определенной спецификой, суть которой заключается в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становиться его рациональный пересказ.
Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания.
Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчество. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью его мира.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.

2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

· знание как познавательно-значимая информация;

· знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний :

· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

· Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

· Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний :

· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

· Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Истина и ее критерии. Относительность истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

1. соответствие знаний действительности;

2. то, что подтверждено опытом;

3. некое соглашение, конвенция;

4. свойство самосогласованности знаний;

5. полезность полученного знания для практики.

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный эксперимент.

Функции практики:

1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);

4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практи­ка , которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, - дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Мышление и деятельность.

1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

2. Различия деятельности человека и активности животного

Деятельность человека Активность животного
Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

3. Субъект и объект деятельности

4. Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат

5.Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы

Виды действий по М. Веберу:

· целерациональное (Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью.Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий.);

· ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него.Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);

· аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида.Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.);

· традиционное (Основано на длительной привычке.Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки)

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

6. Типы деятельности:

6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

6.3 учение (познание нового)

6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)

6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога

6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе:«Я - свой» или «Я - чужой»); организационная

7. Виды деятельности:

7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная

7.3 По характеру: репродуктивная – творческая

7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).

9. Механизмы творческой деятельности:

· комбинирование,

· воображение,

· фантазия,

· интуиция

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

· Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.

· Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

· Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;

· социализация.

1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

3. Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

· Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)

· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)

· Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)

· Человечество в целом

2. Функции общества

· Производство материаль­ных благ и услуг

· Распределение продуктов труда (деятельности)

· Регламентация и управление деятельностью и поведением

· Воспроизводство и социализация человека

· Духовное производство и регулирование активности людей

3. Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

· Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:

· Производствен­ные отношения

· Экологические отношения

· Отношения по детопроизводству

· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:

· Моральные отношения

· Политические отношения

· Правовые отношения

· Художественные отношения

· Философские отношения

· Религиозные отношения

Поделиться