Родовые иконы по дате рождения и имени. Как узнать по дате рождения своего ангела-хранителя, икону и молитву, а также святые ребенка и покровители по имени. Значение именных икон

Именная икона - икона с изображением вашего святого Небесного покровителя.

В Православии множество святых, все он имеют имена. Еще с древних времен существует традиция считать, среди множества святых, своим покровителем того, с кем имена совпадают, т.е. ваше имя и имя святого покровителя должно быть соименным (одинаковыми). Такой покровитель называется «тезоименным».

В древности, на Руси, была традиция выбирать и называть новорожденного согласно святцам. Святцы - это церковный календарь, где указывались дни памяти святых. Имя ребенку давалось в честь одного из святых, чьи дни памяти празднуются в день рождения этого младенца. Т.е. имя человек получал уже в честь определенного святого, который и становился его покровителем на всю жизнь.

В настоящее время, имя при рождении, редко согласуется со святцами. Но, несмотря на это, святого покровителя все же определяют по имени и дате рождения.

Для чего нужен святой покровитель?

С момента крещения человек приобретает неразрывную связь со своим святым покровителем. Святой покровитель становится для верующего духовным наставником, помощником и защитником на протяжении всей жизни, вестником Воли Божией, тем, кто помогает доносить к Богу его молитвы и прошения.

Святой покровитель, как учитель и старший брат («сестра»), постоянно радеет за вас перед Отцом нашим, возносит к Нему молитвы о вас и ваших прошениях. Поэтому, считается, что обращая молитвы к своему святому покровителю, есть больше шансов быть быстрее услышанным.

Наш небесный заступник охраняет нас от бед, проказ и искушений лукавого, уберегает от плохих поступков, помогает в болезни и сложных жизненных обстоятельствах. К Нему часто обращаются за благословением перед началом долгих и сложных дел и приятием важных решений.

Является ли Ангел Хранитель святым покровителем?

Ангел Хранитель и святой покровитель - это разные существа.

Ангел Хранитель есть у каждого человека с рождения. Святой покровитель - начинает покровительствовать человеку с момента крещения.

Ангелы Хранители - это бестелесные существа, силы бесплотные, жители Царства Небесного, Вестники Бога. Они только иногда, в случае необходимости, появляется на яву в нашем видимом мире, хотя оказывают нам помощь постоянно.

Святые покровители - это существа, которым, в результате духовных подвигов и деяний, была открыта дверь в Царствие Небесное. Т.е. это люди в истории Земли, которые имели свои имена и свое житье. После усопновения (преставления Господу), их души продолжают жить вечно в Царствии Небесном, продолжая служить Ему и помогая нам - остальным существам выбравшим путь возвращения к Богу.

Чем именная икона отличается от мерной?

Мерная икона является своего рода отдельным видом именных икон. На обеих изображается именной святой покровитель. Отличия заключаются в размерах и масштабе изображения святого. Так, именная икона святого может быть любого размера - от карманной и дорожной, до аналойной. Мерная икона, по традиции старых времен Руси, всегда делается по высоте в рост ребенка при рождении. В очень древние времена, наши предки часто делали мерную икону не только в рост, но и вширь младенца (по плечам). Такое отношение к мерам исходило из мировоззрения - меры были не абсолютной величиной, а относительной и соотносились с пропорциями самого человека и его частей тела (ладонь, пядь, вершок, локоть и т.д.).

На мерных иконах, святой покровитель изображается только в рост (с головы до ног), именные иконы предполагают различный масштаб изображения святого: ростовое, поясное, оплечное, оглавое.

Как выбрать именную икону по имени и дате рождения?

Как же узнать своего святого покровителя? - не редко даже православный человек, проживший долгую жизнь может задаваться таким вопросом. Так же с таким вопросом сталкиваются люди, приобретают именную икону для себя или своих близких.

Это не так сложно как вы думайте. Хотя конечно, есть особые случаи и исключения.

Святым покровителем будет являться тот святой, который носит одинаковое имя.

Однако, чаще всего, если взять имя святого, то окажется что в православии существует несколько святых с таким именем. Так, например, широко распространённое имя Олег - существует два святых Олега: преподобный Олег Брянский и святой князь Олег Рязанский. Бывают и еще более «запутанные» случаи - имя Иоанн («Иван»). Существует 69 святых с таким именем. Как же тогда выбрать своего святого?

Существует правило определения именной иконы по дате рождения (а не только по имени). Дата рождения сравнивается по святцам с днями памяти одноименных святых, и тот святой, у кого день памяти будет идти после дня рождения человека, тот и будет являться святым именным покровителем.

Пример:

Среди православных есть 2 святых с именем Олег: преподобный Олег Брянский (день памяти 3 октября) и святой князь Олег Рязанский (день памяти 18 июля).

Святым покровителем в данном случае будет считаться Олег Рязанский, поскольку его день памяти идет после дня рождения (после 5 апреля).

Какие особенности есть при определении святого покровителя?

  • Нужно обязательно учесть, что дата памяти святого может быть указана в двух (или одном из 2-х) видах - по новому стилю и по старому (Юлианский календарь). Часто в православных источниках дата как раз соответствует старому стилю (церковному календарю).
  • Написание имен за века менялось, но имена святых остались в старинном написании. Например: Татьяна - стар. Татиана, Иван - стар. Иоанн, Яна - стар. Иоанна, Юлия - Иулия и т.д.
  • Некоторые имена хоть и имеют «производные», но церковные имена произносятся только одним способом, например: Юрий-Георгий, София - Софья и т.д.
  • Есть люди с именами, которых нет в святцах, например Ярослава, Тимур и т.д. В этих случаях святым покровителем, скорее всего, будет считаться один из святых, носящий другое имя, но день памяти которого выпадет на день рождение человека или на его день крещения.

Также есть еще несколько особенностей. Так, например, если крестят Владимира 28-го июля, то в не зависимости от того, когда было день рождения, святым покровителем скорей всего будет равноапостольный князь Владимир, поскольку крещение совершается в день памяти этого святого.

В любом случае, если есть сомнения, по вопросам как определить своего святого и как выбрать именную икону по имени, то лучше всего обратиться к священнику в церкви, который поможет вам разобраться во всех деталях и особенностях.

Своего святого покровителя я знаю, но найти икону его не могу. Что делать?

Учитывая то, что в Православии тысячи святых, такая ситуация встречается часто.

Бывает, что святой почитается уже много веков, но найти хоть какое-нибудь описание его житья не возможно, есть только дата памяти и ничего больше, даже иконография отсутствует.

Кроме таких «малоизвестных» святых, за последний век появилось много новомучеников, которые, например, жили и умирали за Веру при гонениях советской власти. Причем такие, чаще всего являются месточтимыми святыми, т.е. почитаются, например, в соборе новомучеников какой-нибудь Смоленской епархии.

О таких святых информации мало, еще сложнее найти описания как выглядел такой святой или фото именной иконы этого святого.

В любом случае, если у Вас трудности в поиске иконы своего святого покровителя, обращайтесь к нам. У нас есть большой накопленный архив фотографий именных икон, и вероятнее всего мы сможем найти то, что Вы так долго искали.

Какой размер именной иконы выбрать?

При выборе стоит учитывать следующее:

  • Цена именной иконы зависит сильно от размера.
  • Будущее расположение в доме (или другом помещении) - собираетесь ли Вы ее ставить на полку, комод, тумбочку, или будете вешать на стену, много ли места у вас свободного для размещения иконы.
  • Сюжет самой иконы - если именная икона с поясным изображением требует небольшого размера - от 9х10 см, то иконы с ростовым изображением или сюжетом (пейзажем) или сложным оформлением предполагают размер побольше, иначе детали будут очень мелкими и не видимыми. Для рукописных икон, так же есть ограничения, поскольку потому, что не всегда можно четко прописать детали на небольшом размере иконной доски.
  • Будет ли икона «облачена» в киот - в зависимости от сложности и формы киота, его размер может быть гораздо больше самой иконы, и тогда размеры всей «конструкции» (иконы в киоте), могут занимать гораздо больше пространства и места.

Как оформить именную икону.

При заказе именной иконы, можно предусмотреть различное оформление иконы. Так, при написании иконы, можно сделать золочение всего фона сусальным золотом, добавить предстоящих, сделать резьбу по левкасу, расписать поля иконы узором и т.д. Таким образом создается уникальность, такая икона смотреться более праздничной и красивой.

Среди внешнего оформления иконы, мы предлагаем киоты. Они не только сохраняют икону на века от внешних воздействий окружающей среды, но и являются элементом украшения иконы. Так правильно подобранный киот могут подчеркивать сюжет иконы, делать ее более яркой и нарядной

Но есть и еще один покровитель - святой, в честь которого было наречено крещеное имя христианина. Многие православные задаются вопросом, как узнать своего святого и когда нужно ему молиться.

Ангел Хранитель и Святой Покровитель - есть ли различие

Часто понятия Ангел Хранитель и Святой Покровитель смешиваются. Но, на самом деле, это ошибочно.

Ангел Хранитель - это одно, а Святой - другое. Также неправильно именины называть днем ангела, хотя эта привычка распространена среди людей.

Ангел, возможно, тоже имеет свое имя, но людям не дано его знать.

Все зависит от Промысла Божия, который нам не дано познать до конца.

Скульптура Ангела Хранителя

Как найти своего святого

Итак, как узнать своего Покровителя? Для этого надо воспользоваться православным церковным календарем.

Берется дата рождения человека. После этой даты ищутся святые, которые носили такое же имя, как у него. Самый ближайший после дня рождения угодник и будет Покровителем данного человека.

Совет! Для большего удобства можно прибегнуть к помощи интернета и набрать в поисковике запрос: «Сайт, на котором можно узнать своего святого покровителя». В предоставленных сайтах будут автоматические формы, в которых останется только набрать свое имя и дату рождения и нажать кнопку.

Другие же угодники, которых зовут так же, будут называться тезоименитыми святыми. Они тоже будут оказывать духовную поддержку человеку на протяжении жизни, но самый близкий - все-таки Покровитель. Он является самой близкой к человеку духовной силой, наравне с Ангелом Хранителем.

День памяти определенного угодника может не совпадать с днем рождения человека. Поэтому особенно отмечать следует как свой день рождения , так и день памяти своего покровителя.

Выбор Покровителя по крещеному имени

В дореволюционной России младенцам обычно давали имя того святого, в день которого он родился. Такой обычай представляется более правильным с духовной точки зрения.

Но история государства сложилась так, что этот обычай был забыт, и родители в большинстве случаев стали пользоваться своим правом дать ребенку любое понравившееся им имя. При этом часто в ход шли не только православные, но и инославные имена, которых в православных святцах нет. Также в советский период иногда использовались специально придуманные коммунистические имена. Поэтому, если ребенка и крестили, то под другим именем.

Важно. В Конституции объявлена полная свобода для гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Соответственно, большинство младенцев, рожденных в нашей стране, все же крестят в Православной Церкви, и им нарекают православные имена. Но вот обычай давать имя в соответствии со святцами остался невозрожденным.

По закону родители имеют право дать ребенку любое имя. Это приводит к большому распространению определенных имен, таких, как Александр, Дмитрий, Сергей, в то время как некоторые другие стали почти забытыми.

Внимание. Если по каким-то причинам родители дали ребенку неправославное или вообще нерусское имя, то совершение Таинства Крещения допустимо только с православным именем.

Таким образом, часто у человека есть два имени - гражданское и крещеное.

Причем крещеное имя обычно выбирают близким по звучанию к паспортному. Например, Алису по крещению можно назвать Алиной, Жанну - Иоанной, Кристину - Христиной и тому подобное. Но можно пойти и по другому пути - посмотреть по церковному календарю, какой православный угодник чествуется в день рождения ребенка, и дать ему это имя.

О чем молиться своему покровителю

Своему покровителю можно молиться при любых материальных, телесных и духовных нуждах - в скорбях, болезнях, неудачах просить его помощи.

Молитвы к некоторым святым:

Но не стоит забывать благодарить его в периоды, когда все благополучно. Также если человек согрешил перед Богом и чувствует себя недостойным обращаться напрямую к Нему, то он может просить о предстательстве и ходатайстве святого.

Но не следует думать, что данному человеку будет помогать из святых только его покровитель, а другие не будут слушать его молитвы. Нет, крещеный православный христианин может обращаться за помощью к любому из святых.

К какому святому обращаться в определенной нужде

Православная Церковь хранит традиции обращения к различным угодникам по каким-то определенным нуждам. Так, при тяжелых болезнях молятся Пантелеимону Целителю, для успехов в учебе - Преподобному Сергию Радонежскому , при поиске новой работы - Святителю Митрофану Воронежскому , при опасных путешествиях - Святителю Николаю Чудотворцу, в скорбях и обидах - Матери Божьей перед иконой Всех Скорбящих Радость и так далее.

Совет! Более точные сведения об этом можно почерпнуть в подробных православных молитвословах.

Все святые молятся о людях.

Но ошибкой было бы полагать, что угодник может помогать только в одной определенной области. Нет, по любой нужде можно молиться любому святому.

Определяющее значение в результативности молитвы имеет именно вера самого молящегося, чистота его намерений и раскаяние в грехах.

Так, об успехе в учебе можно молиться не только Преподобному Сергию Радонежскому, но и Святителю Николаю. О поиске работы - не только Митрофану Воронежскому, но и Блаженной Матроне Московской. И так далее.

Посмотрите видео о том, как определить святого покровителя

Религия – неотъемлемая часть жизни общества. В молитве верующие проводят много времени. Икона создана по образу и подобию Бога.

Вглядываясь в глубины живописи, человек постигает все тайны божественной литургии, искренне обращается к Всевышнему.

Как узнать икону-заступницу по вашей дате рождения

От даты рождения зависит не только судьба и предназначение. Свою заступницу выбирают по знаку зодиака.

Магия чисел определённо сложилась в этот день, что до конца земной жизни вашим защитником будет один из святых.

Временной отрезок Икона Святые покровители
22.12 – 20.01 Державная икона Божьей Матери Преподобный Серафим Саровский, Св. Сильвестр
21.01 – 20.02 Владимирская Божья Матерь Св. Кирилл, Св. Афанасий
21.02 – 20.03 Икона Божьей матери Иверская Св. Милентий, Св. Алексий
21.03 – 20.04 Казанская Матерь Божья Георгий Исповедник, Св. Иннокентий, Св. Софроний
21.04 – 20.05 Споручница грешных, Божья Матерь Иверская Св. Тамара, апостол Иоанн Богослов, Св. Стефан
21.05 – 21.06 Владимирская икона, Богоматерь Неопалимая Купина Св. Константин, Св. Алексей
22.06 – 22.07 Казанская Богоматерь Св. Кирилл
23.07 – 23.08 Пресвятая Богородица Покровская Пророк Илья, Св. Николай Угодник
24.08 – 23.09 Икона Богоматери Страстная и Неопалимая Купина Св. Иоанн, Св. Александр, Св. Павел
24.09 – 23.10 Богоматерь Почаевская Св. Сергий Радонежский
24.10 – 22.11 Иерусалимская Богоматерь Св. Павел
23.11 – 21.12 Тихвинская Богоматерь Св. Варвара, Св. Николай

У каждого человека при рождении появляется свой ангел хранитель. У стрельцов – это Николай Чудотворец, тельцов защитит апостол Иоанн Богослов.

По гороскопу можно узнать не только свою заступницу, но и святого-покровителя.

Совет! Молитесь своему Ангелу Хранителю, чтобы он помог вам в начинании важных дел.

Именные иконы

Что в имени тебе Моём? В нём заключена сила характера. Если человек окрестили в честь Ангела Хранителя, то в жизни ему улыбнётся больше удачи.

Святой будет указывать дорогу в жизни, защищать от ошибок и наставлять на путь истинный.

Молитесь своему небесному наставнику, поставьте в своей комнате картину с образом Ангела.

В церковных лавках вам предложат выбрать именную икону с образом святых мучеников, апостолов. Выберите Ангела, чьё имя созвучно с вашим.

Девушка по имени Анна сможет выбрать себе одну из 34 образов Богородицы. Мария, Валентина, Екатерина, Дарья, Юля и т.д. – все женщины смогут подобрать свою икону, близкую по духу.

Николай сможет выбрать образ любого святого, на которого хотел бы ровняться. Иоанн – чудесное и редкое сейчас имя, хотя святых было за сорок.

Максим, Иван, Алексей, Лев, Сергей – все православные славянские имена имеют свой прототип.

Именные иконы оформляют по ряду правил:

  1. Изображают апостолов и святых в полный рост, анфас. Расположение имеет только лишь эстетическое значение.
  2. Можно выгравировать надпись «Ангел Хранитель».
  3. Необычный стиль исполнения – в полный человеческий рост. Мерное изображение святого дарят на крестины, рождение малыша, чтобы произведение искусства совпадало по размеру с новорождённым.
  4. Святомученика рисуют рядом с Богородицей, Иисусом Христом. Часто изображают всю Святую Троицу.

Важно! Можно заказать в качестве оберега не только картину, но и ладанку, которая будет всегда с вами. Тогда Ангел Хранитель услышит в любое время, в любом месте.

Можно ли дарить на день рождения

По законам православия икона не только знак внимания, но и защитный оберег. На любой праздник можно подарить церковную картину.

Этот подарок заказывают на именины, юбилеи. Поставить святой образ можно на работе, дома, в машине и в детской.

Для каждого праздника будут уместны свои изображения:

  1. Мужу, который часто в командировках и разъездах, можно подарить маленький образ Николая Чудотворца, Святого Петра Московского.

    Апостолы осветят путешественнику путь и уберегут от аварий.

  2. На свадьбу молодым иконы дарят родители, выбирая образы Божьей Матери и Господа Бога.
  3. На день рождения лучше выбрать именную священную картину.
  4. Мерные иконы в полный рост преподносят младенцам, выбирая именные изображения и образы Девы Марии.

Важно! Не дарите личные подарки мало знакомым людям. Не все семьи религиозны, и не каждый человек посчитает такой подарок уместным.

Дарите картину только тому, кто близок вам по крови, по духу.

Обереги мужчине и женщине

От церковного оберега никто не откажется. Такая защита выше любых злых сил. Чарующие тайны сокрыты в выбранном кресте и ладанке.

Подобрать личную защиту мужчине и женщине можно по признакам:

  1. Наречения при рождении.
  2. Крестильной дате.
  3. Профессиональной занятости.
  4. Религиозным предпочтениям.

Мужчинам принято дарить обереги с изображением ликов святых того же пола. Для военных отличным подарком станет икона Георгия Победоносца, символизирующая силу и отвагу.

Ангел Хранитель по имени станет вечным защитником от злых помыслов и плохих событий. Николай Угодник – покровитель мужчин и женщин.

Образ Богородицы – самый почитаемый у женщин. Её можно подарить девушке в любом возрасте. Оберегает пожилых Матерь Иверская, защищает молодых невест Феодоровская покровительница.

Оформите оберег красивой рамкой, подберите размер в соответствии со стилем помещения. Главное – дарите икону с душой и от чистого сердца.

Полезное видео

    Похожие записи

Традиция использовать именные иконы зарождается примерно в 4-5 веках. Именно тогда христианство становится не только официальной религией, но и пребывает в своеобразном расцвете, который в свою очередь модифицируется в различные формы почитания людьми.

Суть именной иконы

На иконе по имени изображается образ тезоименного святого покровителя. Издревле на Руси каждый человек имел собственного покровителя и бережно хранил его лик. Тезоименный означает, имеющий то же самое имя. Согласно русской традиции каждому ребенку при крещении давали имя того или иного святого. Эта традиция не утратила актуальности и в наши дни.

Святой покровитель становится вечным спутником от рождения и до конца земной жизни и далее ведет к воскресению после смерти.

Хотя, конечно, строго говоря, этим занимается не конкретно святой, а Господь, но святой тут воспринимается как своеобразный посредник.

Поэтому можно сказать, что именная икона – это личный посредник для связи с миром высшим, возможность всегда обратиться к Всевышнему. Ведь, как известно, святые люди собственным старанием сумели достичь лучшей связи с Господом и более чистой веры. Поэтому и молитвы святых в относительном смысле являются более ценными и ходатайство святого о вас перед Всевышним тоже имеет высокую ценность и может помочь во многих делах.

Имя, данное при крещении, становится определяющим на всю жизнь, влияет на формирование личности, объединяет вместе духовное и природное начало. Нередко сразу пишется и именная икона по имени, которая становится частью духовной практики. Но как узнать, какого покровителя выбрать. Это ответственный выбор, от которого зависит вся жизнь.

Когда свершается процесс крещения, священник нарекает человека новым именем, в честь которого он крещен.

Выбор иконы по имени человека

Имя святого можно найти в церковном календаре. Чтобы его найти, нужно обратить внимание на имена тезоименных святых, дни празднования которых находятся самыми близкими к дате рождения. После того, как имя было выбрано и крещение свершилось, следует приобрести икону по дню рождения и имени тезоименного святого-покровителя, которую нужно всегда иметь при себе, хранить в доме.

Не составит труда выбрать икону Богородицы по месяцам рождения, а также понять какая икона покровительница подходит по имени на основе дней почитания святых в различные периоды года.

Предлагаем универсальный календарь, который позволит сделать весьма точный выбор, хотя, конечно, если хочется разобраться детально в этом деле, то вполне актуально обратиться за консультацией к духовнику.

Итак, перед вами периоды, в которые укладываются дни рождения и соответствующие иконы.

  • 12-20.01 К этому периоду относится почитание Блаженного Сильвестра и Серафима Саровского, оптимальной иконой будет икона Богоматери «Державная»;
  • 01-20.02 Святыми для этих людей являются Афанасий и Кирилл. Также используется «Неопалимая купина»;
  • 02-20.03 Период рождения соответствует Преподобному Милентиею Антиохскому, Святому Алексею, а оптимальной иконой Божией матери по дню рождения в этот период является Иверская;
  • 03-20.04 К этому времени относятся Святой Софроний и Иннокентий Иркутский, а также Казанская икона Богоматери;
  • 04-20.05 Почитаются святые Степан и Тамара, Иоанн Богослов и икона под названием «Споручница грешных»;
  • 05-21.06 Следует выбирать именные иконы для человека из образов святых Константина и Алексея Московского, а также Владимирской Богоматери и образов «Неопалимая купина» и «Взыскание погибших»;
  • 06-22.07 Святой Кирилл и «Всех скорбящих радость».
  • 07-23.08 Илья пророк, Николай Чудотворец, а также следует предпочитать икону «Покров Пресвятой Матери Божьей», которая особенно ценится в России;
  • 08-23.09 Рожденным в этом периоде следует делать своими образами изображения святых Павла, Иоанна, святой Александры, изображения Богоматери «Страстная» и «Неопалимая купина»;
  • 09-23.10 Следует выбрать Сергия Радонежского и Почаевскую Богородицу;
  • 10-22.11 Святой Павел, «Скоропослушница» и «Иерусалимская» икона;
  • 11-21.12 Святая Варвара и Николай Угодник, «Знамение» и «Тихвинская» иконы Богоматери для оберегания.

Теперь каждому читателю не составит труда понять какая икона подходит не только по имени, но и по дню рождения.

В чем помогает именная икона

Православные люди всегда искали помощи у святых, они обращались к ним с разными нуждами.

В трудной ситуации, когда человек должен сделать сложный выбор или пройти нелегкие жизненные испытания, молитва, обращенная к святому, укрепит силы и веру

Через молитву человек получает помощь Господа Бога, прощение грехов, помощь в делах.

Собственная икона покровительница по имени, словно ангел-хранитель, оберегает человека всю жизнь.

Небесный защитник спасает от бед и неудач, помогает определить, какие поступки вредны для духовного роста, облегчает боль

Именная икона является самой мощной защитой в жизни, значимой духовной ценностью.

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Поделиться