Притчи страстной седмицы. Вторник страстной седмицы. Притча о десяти девах

Наступает неповторимое время, которое с особым трепетом почитают все христиане, – Страстная неделя. Почти две тысячи лет назад в эти дни Христос пришел в Иерусалим, чтобы пострадать, принять крестную смерть и воскреснуть. Ради спасения всего мира.

За всю свою многовековую историю Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых обыгрываются все грани тех трагических и судьбоносных минут. В нашем цикле мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени – с Великого понедельника по Великую субботу.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Вообще, притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако понедельничные, вторничные и средовые отрывки – особые, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

В эти дни прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются особо, в четверг вечером, накануне Великой пятницы). Также в эти дни три раза совершается Литургия Преждеосвященных даров.

А еще у понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – . В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление – горячая пища с маслом.

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко.

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. ВЦерковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Великий Четверг

УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого

ВЕЧЕРОМ:
Утреня Великого Пятка

Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

В служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн . В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

В соборах и храмах, где служит архиерей, после Литургии совершается особый чин – омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей моет ноги своим братьям-сослужителям.

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

В этот же день Патриарх совершает освящение мира – особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни – сразу после Крещения.

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

Великая Пятница, Страсти Господни

УТРОМ: Царские часы

ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы

ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы

В Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам - в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры . В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. - канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота – это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие – схождение Благодатного огня.

В этот день в Церкви вспоминаются события, которые описаны в Евангелии от Матфея.

Во вторник последней недели Своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ. После Своей последней проповеди Христос рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах и о талантах.

Вспоминая эти события, Церковь призывает верующих к истинно христианскому употреблению дарованных каждому способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40 ).

На утрене – большой фрагмент Евангелия от Матфея (22,15-23,39). Он начинается с на первый взгляд не имеющего отношения к теме эпизода про динарий с изображением кесаря («Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»).

А седальны на утрене рассказывают о личной катастрофе Иуды:

Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он отправился бесстыдно и говорил о Тебе беззаконным людям: “Что вы мне, – он сказал, – дадите, и я вам предам Его в руки ваши?”…

Иуда сознательно предается сребролюбию… от света отпадает, предпочитая тьму, сговаривается о продаже, продает Бесценного… От его участи избавь нас, Христе Боже…

В этих стихах нам дана история человека, который предпочел «кесарево» «Божьему». Но это не единственное в богослужении Великого Вторника размышление о неправильном распоряжении деньгами. На Литургии Преждеосвященных Даров будет читаться такой же большой отрывок из Евангелия (Мф.24,36-26,2 ), состоящий из нескольких притч. Одна из них – притча о талантах. К ней авторы богослужений будут возвращаться неоднократно. Некоторые стихиры глубоко толкуют рассказанную Христом историю как призыв к милосердию и, как ни странно, миссионерской деятельности:

Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим…

Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего…

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа Твоего!»

Интересно, что эти строки перекликаются с призывом к апостолам исполнять сказанное фарисеями, но не подражать им в делах, из первого евангельского чтения: «Итак все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают. Связывают они ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем своим не хотят двинуть их», – и с проклятием в адрес фарисеев за неправильную миссионерскую деятельность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим, чем вы». Так вот, получивший талант веры должен сочетать в себе верное учение, добрые дела, желание проповедовать ради Христа, а не ради собственной славы.

Два сквозных сюжета богослужений этого дня – Страшный Суд, на котором каждому воздастся по делам его: ягнята и козлята, первые из которых послужили Христу через ближних, а вторые – оттолкнувшие Его, пройдя мимо страждущих, и притча о десяти девах. Притчу о десяти девах все помнят: подружки невесты со светильниками в руках ждут жениха, засыпают, но когда он в полночь приходит, оказывается, что лампады у пятерых из них погасли из-за недостатка масла. Девушки по совету подруг бегут к продающим за маслом, а когда возвращаются, свадебный пир уже начался, и жених им не открывает дверей.

Богословы толкуют притчу однозначно: масло – это добродетели, причем в первую очередь – милосердие, по созвучию греческих слов ἔλαιον – елэон (масло) и έλεος – елеос (милосердие). Авторы церковных текстов с ними солидарны. Косьма Маюмский, автор двупеснца (короткого канона, своего рода богослужебная поэма) на утрене призывает:

Пусть в сосудах нашей души будет достаточно елея щедрости, чтобы времени распределения даров не потратить на закупку.

Что любопытно, на службе звучит надежда на прощение даже тех, у кого елея недостаточно – от лица молящегося грешника произносятся слова:

От душевного нерадения задремав, о Христос Жених, не приобрел я светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни и с разумными девами введи в Твой брачный чертог…

Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку.

Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье. Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу.

Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч.

Понедельник, вторник и среда Страстной недели отсылают к притче, которая в эти дни не читается – о брачном пире, «званых и избранных», из 22-й главы Евангелия от Матфея:

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных».

Судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям (по крайней мере, психологии героев Христовых притч это соответствует: притчу о талантах, розданных царем своим рабам, мы вспоминали несколько абзацев назад). Гости же либо просто проигнорировали, либо вообще убили посланников. Возможно, отобрав подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир.

И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля (в наше время – с завода или из офиса), а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения. Гость мог подойти к хозяину и извиниться, мог на его вопрос ответить: «Прости, друг, я в последний момент бросил все дела и пришел к тебе», да мог хотя бы щетку попросить почистить свой костюмчик – но, вероятно, по гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять. Такое бытовое хамство.

На ту же мелодию, что и «Се, Жених…», поется еще одно песнопение:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Перевод очевидно излишен. Снова и снова Церковь самим богослужением настойчиво повторяет, прямо-таки вдалбливает нам важную мысль: напортачил – проси прощения. Твои грехи перед Богом – такая же мелочь, как неподходящая одежда и недостаток масла. Но только если ты искренне осознаешь, что был не прав. Это уже не совсем то, что покаяние (покаянию были посвящены предыдущие сорок дней) – покаяние предполагает исправление, хотя бы потенциально. А на Страстной времени на исправление нет. Брачный пир вот-вот начнется. Пора набраться смелости, подойти к гостеприимному, но строгому Хозяину и попроситься за стол, хотя бы на самый краешек…

Вторник Страстной седмицы — один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день в храмах читают целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

Сын Божий сошел на землю, воплотился для каждого из нас. Господь много страдал в этом мире, даже не имел, где приклонить голову. А потом произошло то, что трудно объяснить словами: Сам Судья был предан суду за осужденных, Достойный славы терпел поругания от недостойных, Бессмертный принял позорную смерть на кресте от смертных. И сегодня Господь и Спас наш Иисус Христос может истребить все прегрешения наши, полностью уничтожить грех, если мы потрудимся над своей душой, поработаем духовно, принесем искреннее покаяние.

Это трудно, но при желании возможно - всем сердцем убелиться, очиститься, стать хоть чуточку достойным высокого звания христианина. Только без помощи Божией нам в тяжкой битве не справиться. Бог не отринет ни одного сердца, взывающего к Нему с просьбой о помиловании и очищении. Ведь мы помним, как Сам Господь поучал: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Лк. 11:9).

Что же мы должны прежде всего просить у Бога? Что мы хотим от Него получить? Ответы на эти вопросы можно обрести в словах нашего Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его (Мф. 6:33). Вот, оказывается, в чем суть! Бог приготовил для нас небесные блага. От сложения мира в наследство людям положена блаженная вечность. Но есть и условие: наше спасение невозможно без истинной и искренней веры, без любви к Господу и чистосердечного покаяния в своих бесчисленных согрешениях. Настоящими детьми Божиими и наследниками Царства Небесного мы сможем стать только тогда, когда проникнемся духом пламенного покаяния, обретем Божественную любовь и страх Божий, научимся не сомневаться в своем помиловании, уповая на волю Создателя.

Последняя проповедь в Иерусалимском храме: «Кесарю — кесарево»

Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил в этот день Спаситель апостолам.

Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).

Вместе с тем, в Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению». Мы можем лишь кратко остановиться на некоторых моментах этого евангельского повествования.

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям.

Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союзом с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф. 22, 16).

Те же люди недавно говорили о Христе: Он не от Бога (Ин. 9, 16), Он обманывает народы (Ин. 7, 12); и даже: Ты самарянин, и бес в Тебе (Ин. 8, 48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.

Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин. 8, 49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, — то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, — то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Кроме глубокого духовного смысла, эти слова имели и неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати.

Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Иудею, тем более, странно было бы стремиться сохранить у себя монеты с языческим изображением обожествляемого императора. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.

Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа , в первую очередь, в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие .

Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3).

Однако, подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т.е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свой лик, искореженный слишком человеческими страстями.

Мы видим, как подобная внутренняя установка приведет к прямому богоубийству. Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям: Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными (т.е. детьми гадюк, которые, по античным поверьям, прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет на них и других, не менее жестоких слов.


Хлеб Жизни — Агнец Божий

Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах .

Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф. 24, 2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства.

Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24, 42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом . В каждый из этих трёх дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях . Без этого размышления мало плодов принесёт даже и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия.

Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нёс крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения , иначе говоря - говения, для достойного причащения Святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа?

Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.

Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение .

Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Притчи о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах

Господин покидает свой дом и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф. 24, 49); другой исправно делает свое дело. Господин вернется неожиданно и благоразумного раба сделает управляющим имением, а с неверным поступит сурово: рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 51).


Во второй притче ситуация для персонажей еще трагичней. Десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, — они заранее всё приготовили: взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придется, и масла с собой не захватили.

Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришел в полунощи, они бросились искать масло, опоздали и застали уже закрытые двери. Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя . При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени.

Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон — это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни».

Об этом же поется в тропаре первых трех дней Страстной седмицы: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».

Сегодня христиане вспоминают день, когда Иисус Христос в Иерусалимском храме рассказал ученикам о Своем втором пришествии и поведал притчи о десяти девах и о талантах.

На утрени Великого вторника Церковь вспоминает события, описанные у евангелиста Матфея в 22-й и 23-й главах. Содержание службы заимствовано из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения повествования о втором пришествии Христовом.

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, а утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Его обличения относятся к ним, хотели схватить Его. Но напасть на Него открыто они боялись: народ почитал Иисуса за пророка.


Кесарю - кесарево. Диалог с фарисеями и саддукеями

Изгнание торгующих из Храма и притча о злых виноградарях разозлили представителей иудейской религиозно-политической элиты, фарисеев и саддукеев. Чтобы подорвать авторитет Христа, они подошли к Нему с хитрыми, как им казалось, вопросами-ловушками.

Первый вопрос звучал так: позволительно ли давать подать кесарю, то есть римскому императору? Если бы Христос ответил положительно, то это дало бы фарисеям повод подорвать Его авторитет в глазах народа. Во времена Христа в еврейском народе Мессия представлялся как идеальный земной царь, который добьется для евреев независимости и процветания. Человек, одобривший выплату дани римскому императору, терял в глазах народа мессианское достоинство.

Если бы Христос ответил отрицательно, Его можно было бы обвинить перед римскими властями в сепаратизме. Ответ Господа поразил вопрошающих и заставил их замолчать. Иисус Христос разделил религию и политику, служение государству и служение Богу, призвав отдавать «кесарю кесарево, а Божие Богу».

Следующий вопрос Христу задали саддукеи. Они отрицали воскресение мертвых и поэтому смоделировали абсурдную семейную ситуацию. В еврейской семейной практике действовал закон левирата: в случае смерти мужа вдова, если брак был бездетен, обязана была выйти замуж за ближайшего родственника своего мужа, чаще всего брата. Рожденный от этого брака первенец считался ребенком умершего первого мужа.

Саддукеи изложили ситуацию, когда у женщины по закону левирата было семь мужей, и спросила Христа, чьей женой она будет после воскресения? Подобная ситуация в принципе была невозможна, поскольку суеверные евреи не стали бы жениться на женщине, у которой уже умерло двое мужей.

Христос указал саддукеям, что после воскресения из мертвых старые формы взаимоотношений между людьми отомрут. Жизнь людей будет подобна жизни ангелов, которые не знают дружбы и семейных уз.

Третьим вопрос Христу адресовал законник. Законниками в Иудее назывались люди, которые специализировались на изучении и толковании Закона Моисеева. Он спросил Христа о наибольшей заповеди в Законе. Возможно, этим вопросом законник пытался втянуть Иисуса в богословский спор. Однако Господь указал на двуединую заповедь о любви к Богу и ближнему, из которой проистекают все остальные заповеди Моисея и наставления пророков.

После этого Христос обратился к начальникам еврейского народа с обличительной речью. Он указывал на то, что, соблюдая внешнюю, во многом показную религиозность, вожди иудейского народа предали забвению фундаментальные основы религиозной жизни - искреннюю веру и милосердие к ближнему.

Спаситель закончил речь грозными словами, обращенными ко всем жителям Иерусалима, а в их лице - и все иудеям: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст».

Иисус знает, что Иерусалим отвергнет своего Мессию и за это подвергнется разорению и опустошению. Пророчество Христа исполнится в 70-м году по Р. Х., когда при подавлении иудейского восстания римлянами город будет полностью разрушен.


Притчи Великого вторника

Вечером Христос с учениками сидели на склоне Елеонской горы. Апостолы спросили Христа о признаках Его второго пришествия и кончины мира. Они были убеждены, что конец мира настанет после разрушения Иерусалима. Господь не дал ученикам прямого ответа на их вопрос. Свои наставления Христос облек в форму притчи. Он рассказал ученикам четыре притчи: о верном рабе, о десяти девах, о талантах, об овцах и козлищах.

Все притчи объединены общей темой: призывом христиан жить добродетельной жизнью, чтобы они в любой момент были готовы дать ответ Богу о прожитой жизни, как верный и благоразумный раб, которого не застало врасплох неожиданное возвращение его господина.

В притче об овцах и козлищах Господь дает христианам высочайший мотив для совершения добрых дел - угождение Самому Богу. Тот, кто творит добро, тем самым помогает не только ближнему, но и делает угодное Богу. Для служения Господу и ближнему каждый человек получает от Творца какой-нибудь дар - талант, и задача человека - раскрыть его и использовать для служения в этом мире.

Притча о талантах повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (древняя мера веса; - сайт) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одарит первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.

Однако совершение добродетелей не является самоцелью христианской жизни. Об этом говорит притча о десяти девах.

В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Преподобный Серафим Саровский так пояснял смысл этой притчи: «Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах? Ведь девство - наивысшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей... Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было».

Во вторник Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Вечером в Великий вторник последний раз совершается великопостное великое повечерие.

Тропарь, глас 8-й:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 2-й:

Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Каждый день Страстной седмицы насыщен глубоким смыслом и наполнен воспоминаниями, важными для всех христиан. В эти дни в храмах совершаются богослужения, которые помогают верующим людям прикоснуться к великим событиям последних дней земной жизни Спасителя и подготовиться к самому главному в христианской Церкви празднику - Пасхе. Потому очень важно посещать в эти дни храм, чтобы отрешиться от предпраздничной суеты и прочувствовать значимость событий, происходивших более двух тысяч лет в Иерусалиме и его окрестностях.

События Великого вторника
Благодаря рассказам евангелистов мы знаем достаточно много о событиях каждого дня Страстной седмицы. Святой апостол и евангелист Матфей повествует о том, что в ночь на вторник Спаситель находился в Вифании, в селении, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Утром Христос вернулся в Иерусалим, где учил в храме народ, причем проповедь эта была такой сильной и яркой, что, по словам святителя Феофана Затворника, одной ее было достаточно для того, чтобы поверить в Божественное происхождение Господа Иисуса Христа. Фарисеи, которые уже давно хотели избавиться от Него, хотели использовать эту проповедь для того, чтобы восставить либо народ, либо римские власти против Спасителя. Желая спровоцировать Его, учителя народа задают вопрос, на который, казалось бы, невозможно дать ответ, не повлекший бы за собой возмущения народа. Фарисеи спросили Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22, 16:17) При утвердительном ответе можно было обвинить Господа Иисуса Христа в том, что Он поддерживает римских захватчиков, что вызвало бы ярость у народа. При отрицании подати фарисеи могли бы говорить, что Он является мятежником, протестующим против власти кесаря. Господь повелел принести динарий, римскую монету, и указав на то, что на ней изображен кесарь, сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Слова Господа, кроме прямого ответа на вопрос фарисеев, содержали тот глубокий смысл, что светская власть не должна вмешиваться в дела Церкви, а для верующих Божественное учение должно быть превыше всего. Посрамленные таким ответом, фарисеи отошли от Христа.
Покинув Иерусалимский храм, Господь предсказал Своим ученикам судьбу этого города и самого храма. Евангелист Матфей пишет: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.» (Мф. 24, 2:3). Это предсказание исполнилось в 70 году от Рождества Христова, когда столица Иудейского царства была практически полностью стерта с лица земли римлянами.
Далее Господь начинает говорить ученикам о кончине мира и о Втором пришествии, призывая Своих учеников постоянно бодрствовать и находится в ожидании не только этих великих событий, но и быть также в каждую минуту готовыми предстать пред Богом.

Притчи Великого вторника
На литургии Преосвященных даров в этот день читаются притчи о десяти девах и о талантах. Притча о десяти девах встречается у евангелиста Матфея. В ней Господь рассказывает о том, как десять дев готовились встречать жениха со светильниками. Этот образ был близок и понятен для современников Спасителя, так как в то время на востоке существовал обычай, согласно которому жених приходил в дом невесты в сопровождении родственников и друзей. Поскольку этот приход совершался часто ночью, то подруги невесты встречали дорогого гостя со светильниками. В притче пять девушек было разумными, и они приготовили масло заранее, но пять других подруг не позаботились об этом. Когда же они пошли к торговцу за маслом, то пришел жених, и двери на брачный пир были закрыты. Господь Сам истолковывает ученикам эту притчу, говоря о том, что никому не известно время пришествия Сына Человеческого. Под маслом святые отцы понимают добродетели, о которых должна позаботиться душа христианина прежде пришествия Господа.
В притче о талантах Господь также говорит иносказательно о Своем Втором пришествии и о необходимости готовности к этому событию для каждого человека. В этой истории господин, уезжая, дает каждому своему рабу один или несколько талантов, то есть монет, с тем, чтобы они с пользой использовали эти деньги. Вернувшись, хозяин дома требует у них отчета, и каждый из рабов рассказывает, как с пользой употребил данное ему. Лишь один раб не смог приумножить доверенный ему талант, за что с позором был изгнан из дома.

Тропарь, глас 8-й:
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 2-й:
Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Молитва (Великое Повечерие, Песнь 8):
Ангели и небеса, на престоле славы седящаго и яко Бога непрестанно славимаго, благословите, пойте и превозносите его во веки.
Всяко слышала еси душе, како Христос Божественным учеником Своим провозглашаше, глаголя скончание: разумевши же Твой конец, уготовися прочее: время исхода прииде.
Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши.
Да уяснится свеща, да преизлиется сея и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый.
В субботу бегство и в зиме глаголя Учитель, седмаго бурю предгадательствует настоящаго века, в немже найдет яко зима кончина.
Яко скорость молнии преходящая, тако тогда будет страшное оное Владыки твоего пришествие, душе моя: слышала еси, готова прочее быти потщися.
Егда приидет Судия с тысящами, и тьмами ангельских чинов и сил, тогда кий страх душе моя, кий трепет, увы мне! Нагим стоящим всем.
Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.
Един Бог убо Троица, ни Отцу изступившу в сыновство, ниже Сыну пременившуся во исхождение, но свойственная, и обое Свет, Бога, Три славлю во веки.
Молитвами Боже, Богородицы, приими молитву нашу, возниспосли же милости Твоя на вся богатно, и мир Твой подаждь людем Твоим.

Поделиться