Представление о загробной жизни. Загробная жизнь: что нас ждет после смерти. Ученые на пороге доказательства жизни после смерти

Один из вечных вопросов, на который человечество не имеет однозначного ответа - что нас ждет после смерти?

Задайте этот вопрос людям, которые вас окружают, и получите разные ответы. Они будут зависеть от того, во что верит человек. И независимо от веры многие боятся смерти. Не стараются просто признать сам факт ее существования. Но умирает лишь наше физическое тело, а душа - вечна.

Не было времени, когда ни я, ни ты не существовали. И в будущем никто из нас не перестанет существовать.

Бхагавад-Гита. Глава вторая. Душа в мире материи.

Почему так много людей боятся смерти?

Потому что соотносят свое “я” лишь с физическим телом. Забывают, что в каждом из них есть бессмертная, вечная душа. Не знают, что происходит во время умирания и после него. Этот страх порожден нашим эго, которое принимает лишь то, что может быть доказано путём опыта. Можно ли узнать, что такое смерть и есть ли загробная жизнь “без вреда для здоровья”?

Во всем мире существует достаточное количество документированных рассказов людей, прошедших через клиническую смерть.

Ученые на пороге доказательства жизни после смерти

Неожиданный эксперимент проводился в сентябре 2013г. в английском госпитале в Саутхэмптоне. Врачи фиксировали свидетельства больных, переживших клиническую смерть. Руководитель исследовательской группы врач-кардиолог Сэм Парниа поделился результатами:

“С первых дней моей медицинской карьеры я интересовался проблемой «бестелесных ощущений». К тому же некоторые мои пациенты пережили клиническую смерть. Постепенно у меня набиралось все больше рассказов тех, кто уверял, будто в состоянии комы летал над собственным телом. Однако научных подтверждений подобной информации не было. И я решил найти возможность проверить ее в условиях госпиталя.

Впервые в истории медицинское учреждение было специально переоборудовано. В частности, в палатах и операционных под потолком мы развесили толстые доски с цветными рисунками. А главное, стали тщательнейшим образом, вплоть до секунд, фиксировать все, что происходит с каждым пациентом.

С того момента, как останавливалось его сердце, прекращались пульс и дыхание. А в тех случаях, когда сердце затем удавалось запустить и пациент начинал приходить в себя, мы сразу записывали все, что он делал и говорил.

Все поведение и все слова, жесты каждого больного. Теперь наши знания о «бестелесных ощущениях» значительно более систематизированные и полные, чем прежде”.

Почти треть больных ясно и четко вспоминают себя в состоянии комы. В то же время ни один не видел рисунков на досках!

Сэм и его коллеги пришли к следующим заключениям:

“С научной точки зрения успех немалый. Установлены общие ощущения у людей, которые как бы перешагнули порог «того света» . Они неожиданно начинают все понимать. Полностью освобождаются от боли. Чувствуют удовольствие, комфорт, даже блаженство. Видят своих умерших родственников и друзей. Их обволакивает мягкий и очень приятный свет. Вокруг атмосфера необыкновенной доброты”.

На вопрос, считают ли участники эксперимента, что побывали в “ином мире”, Сэм ответил:

“Да, и хотя этот мир был для них несколько мистическим, он все же был. Как правило, пациенты достигали в туннеле ворот или какого-то другого места, откуда уже нет хода назад и где нужно решать, возвращаться ли…

И знаете, практически у каждого теперь совершенно иное восприятие жизни. Оно изменилось из-за того, что человек прошел момент блаженного духовного существования. Почти все мои подопечные признавались, что больше не боятся смерти , хотя и не хотят умирать.

Переход в мир иной оказался необыкновенным и приятным опытом. Многие после больницы стали работать в благотворительных организациях”.

На данный момент эксперимент продолжается. Еще 25 британских госпиталей подключаются к исследованию.

Память души бессмертна

Душа есть, причем она не умирает вместе с телом. Уверенность доктора Парниа разделяет крупнейшее медицинское светило Соединенного королевства. Знаменитый профессор неврологии из Оксфорда, автор трудов, переведенных на многие языки, Питер Фенис отвергает мнение большинства ученых планеты.

Они считают, что тело, прекращая свои функции, выпускает определенные химические вещества, которые, проходя через мозг, действительно вызывают у человека необыкновенные ощущения.

“У мозга нет времени осуществлять «процедуру закрытия»”, - говорит профессор Фенис.

“К примеру, во время инфаркта человек порой молниеносно теряет сознание. Вместе с сознанием уходит и память. Поэтому как можно обсуждать эпизоды, которые люди не в состоянии помнить? Но поскольку они внятно рассказывают о том, что с ними случилось при отключенной мозговой деятельности , следовательно, существует душа, дух или что-то еще, позволяющее находиться в сознании вне тела”.

Что происходит после умирания?

Физическое тело не единственное, которым мы обладаем. Помимо него есть несколько тонких тел, собранных по принципу матрешки. Самый близкий к нам тонкий уровень называют эфиром или астралом. Мы одновременно существуем и в материальном мире, и в духовном. Для того, чтобы поддерживать жизнь в физическом теле нужны еда и питье, чтобы поддерживалась жизненная энергия в нашем астральном теле нужны общение со Вселенной и с окружающим материальным миром.

Смерть прекращает существование самого плотного из всех наших тел, а у астрального тела обрывается связь с реальностью. Астральное тело освобождаясь от физической оболочки транспортируется в иное качество - в душу. А душа обладает связью только со Вселенной. Этот процесс достаточно подробно описывают люди, пережившие клиническую смерть.

Естественно, они не описывают его последнюю стадию, ибо попадают лишь на ближний к материальной субстанции уровень, их астральное тело еще не теряет связи с физическим телом и они до конца не осознают факта смерти. Транспортирование астрального тела в душу называют второй смертью. После этого душа отправляется в иной мир. Попав туда душа обнаруживает, что он состоит из разных уровней, предназначенных для душ различной степени развития.

Когда происходит смерть физического тела, тонкие тела начинают постепенно отделяться. Тонкие тела также обладают разной плотностью, и, соответственно, требуется разное количество времени для их распада.

На третий день после физического распадается эфирное тело, которое называют аурой.

Через девять дней распадается эмоциональное тело, через сорок дней ментальное тело. Тело духа, души, опыта - казуальное - отправляется в пространство между жизнями.

Сильно страдая по ушедшим близким мы мешаем тем самым их тонким телам умереть в положенное время. Тонкие оболочки застревают там, где их быть не должно. Поэтому нужно отпустить их, поблагодарив за весь совместно прожитый опыт.

Можно ли сознательно заглянуть по ту сторону жизни?

Как человек одевается в новые одежды, отбросив старые и изношенные, так и душа воплощается в новом теле, оставив старое и утратившее силы.

Бхагавад Гита. Глава 2. Душа в материальном мире.

Каждый из нас прожил не одну жизнь, и опыт этот хранится в нашей памяти.

Вспомнить прошлую жизнь можно прямо сейчас!

В этом вам поможет медитация , которая отправит Вас в хранилище вашей памяти и откроет дверь в прошлую жизнь.

Разный опыт умирания есть у каждой души. И его можно вспомнить.

Для чего вспоминать опыт умирания в прошлых жизнях? Чтобы по-иному взглянуть на этот этап. Чтобы понять, что же на самом деле происходит в момент умирания и после него. Наконец, чтобы перестать бояться смерти.

В Институте Реинкарнационики можно получить опыт умирания, используя несложные техники. Для тех, в ком страх смерти слишком силен, есть техника безопасности, позволяющая безболезненно просматривать процесс выхода души из тела.

Вот несколько отзывов студентов о их опыте умирания.

Кононученко Ирина , студентка первого курса Института Реинкарнационики:

Просмотрела несколько умираний в разных телах: женском и мужском.

После естественной смерти в женском воплощении (мне лет 75), душа не захотела подниматься в Мир Душ. Я осталась ждать свою родственную Душу – мужа, который остался еще жить. При жизни он был для меня важным человеком и близким другом.

По ощущениям мы жили душа в душу. Я умерла первая, Душа вышла через область третьего глаза. Понимая горе мужа после «моей смерти», захотелось его поддержать своим незримым присутствием, да и самой уходить не хотелось. Спустя какое-то время, когда оба «привыкли и освоились» в новом состоянии, я поднялась в Мир Душ и ожидала его там.

После естественной смерти в теле мужчины (гармоничное воплощение) Душа легко простилась с телом и поднялась в мир Душ. Было ощущение выполненной миссии, удачно пройденного урока, чувство удовлетворения. Сразу состоялась встреча с Наставником и обсуждение жизни.

При насильственной смерти (я – мужчина, умирающий на поле боя от ранения), Душа выходит из тела через область груди, там рана. До момента смерти пронеслась перед глазами жизнь. Мне лет 45, жена, дети… так хочется их увидеть и прижать.. а я вот так.. непонятно где и как… и один. Слезы на глазах, сожаление о «непрожитой» жизни. После выхода из тела Душе нелегко, ее опять встречают Ангелы-помощники.

Без дополнительной энергетической перенастройки я (душа) не могу самостоятельно освободиться от груза воплощения (размышлений, эмоций, чувств). Представляется «капсула-центрифуга», где через сильное вращение-ускорение идет повышение частот и «отделение» от опыта воплощения.

Марина Кана , студентка 1 курса Института Реинкарнационики:

Всего я прошла 7 опытов умирания, из них три насильственных. Опишу один из них.

Девушка, Древняя Русь. Родилась в большой крестьянской семье, живу в единении с природой, люблю прясть с подружками, петь песни, гулять в лесу и в полях, помогать родителям по хозяйству, нянчить младших братьев и сестер. Мужчины не интересуют, физическая сторона любви не понятна. Сватался парень, но боялась его.

Видела, как несла воду на коромысле, он перегородил дорогу, пристаёт: «Всё равно моя будешь!» Чтобы другие не сватались, пустил слух, что я не от мира сего. А я и рада, никто не нужен, родителям сказала, что замуж не пойду.

Жила не долго, умерла в 28 лет, замужем не была. Умерла от сильной горячки, лежала в жару и бреду вся мокрая, волосы слиплись от пота. Мать сидит рядом, вздыхает, обтирает мокрой тряпицей, дает пить воду из деревянного ковша. Душа вылетает из головы, будто изнутри выталкивается, когда мать вышла в сени.

Душа смотрит сверху на тело, никакого сожаления. Входит мать, начинает голосить. Потом отец прибегает на крики, трясет в небо кулаками, кричит темной иконе в углу избы: «Что ты наделал!» Ребятишки сбились в кучку, притихшие и испуганные. Душа уходит спокойно, никого не жаль.

Потом душа словно втягивается в воронку, летит вверх к свету. Очертаниями похожа на клубы пара, рядом такие же облачка, кружатся, переплетаются, устремляясь вверх. Весело и легко! Знает, что жизнь прожила так, как планировала. В Мире Душ, смеясь, встречает возлюбленная душа (это неверный муж из предыдущей жизни ). Понимает, почему рано ушла из жизни- стало не интересно жить, зная, что его нет в воплощении, стремилась быстрее к нему.

Симонова Ольга , студентка 1 курса института Реинкарнационики

Мои все умирания были похожи. Отделение от тела и плавное поднимание над ним..и потом так же плавно вверх над Землёй. В основном это умирания естественной смертью в старости.

Одно просмотрела насильственное (отсечение головы), но видела вне тела это, как бы со стороны и не почувствовала никакой трагедии. Наоборот облегчение и благодарность палачу. Жизнь была бесцельная, женское воплощение. Женщина хотела покончить собой в юности, так как осталась без родителей. Её спасли, но уже тогда она потеряла смысл в жизни и так и не смогла его восстановить… Поэтому насильственную смерть приняла как благо для неё.

Понимание того, что жизнь продолжается и после смерти, дает истинную радость от существования здесь-и-сейчас. Физическое тело лишь временный проводник для души. И смерть для него естественна. Это следует принять. Чтобы жить без страха перед смертью.

Воспользуйся шансом узнать всё о прошлых жизнях. Присоединяйся к нам и получи все самые интересные материалы на свой e-mail

За тысячи лет развития нашей цивилизации возникли разные верования и религии. И каждая религия в том или ином виде сформулировала идею о жизни после смерти. Представления о загробной жизни сильно отличаются, однако, есть и общее: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизнь (душа, поток сознания) продолжает существовать после смерти физического тела. Вот 15 религий из разных частей света, и их идеи о жизни после смерти.

15. Античная эпоха

Самые древние представления о загробном мире не имели разделения: все умершие люди уходят в одно и то же место, независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать загробный мир с воздаянием зафиксированы в египетской «Книге мертвых», связанной с загробным судом Осириса.

В античные времена еще не существовало четкого представления о рае и аде. Древние греки считали, что после смерти душа покидает тело и отправляется в мрачное царство Аида. Там продолжается ее существование, довольно безрадостное. Бродят души по берегам Леты, нет им радости, они грустят и сетуют на злой рок, что лишил их солнечного света и прелестей земной жизни. Мрачное царство Аида было ненавистно всему живому. Аид представлялся ужасным свирепым зверем, который никогда не отпускает свою добычу. Лишь самые отважные герои и полубоги могли спуститься в мрачное царство и вернуться оттуда в мир живых.

Древние греки были жизнерадостны, как дети. Но любое упоминание о смерти вызывало печаль: ведь после смерти душа уже никогда не узнает радости, не увидит животворящего света. Она будет только стонать в отчаянии от безрадостной покорности судьбе и неизменного порядка вещей. Только посвященные обретали блаженство в общении с небожителями, а всех остальных после смерти ожидали только страдания.

14. Эпикурейцы

Эта религия приблизительно на 300 лет старше, чем христианство, и сегодня имеет определенное число последователей в Греции и других частях мира. В отличие от большинства других религий на планете, эпикуреизм верит во многих богов, но ни один из них не обращает внимания на то, чем человеческие существа станут после смерти. Верующие считают, что все, в том числе их боги и души, состоит из атомов. Кроме того, согласно эпикуреизму, нет никакой жизни после смерти, ничего подобного перевоплощениям, переходу в ад или рай - вообще ничего Когда человек умирает, по их мнению, душа также растворяется и превращается в ничто. Просто конец!

13. Бахаи

Религия Бахаи собрала под своими знаменами примерно семь миллионов человек. Бахаи считают, что душа человека вечна и прекрасна, и каждый человек должен работать над собой, чтобы приблизиться к Богу. В отличие от большинства других религий, где есть свой собственный бог или пророк, Бахаи верят в единого Бога для всех религий в мире. По мнению Бахаи, рая и ада нет, и большинство других религий ошибаются, считая их некими физически существующими местами, в то время как их следует рассматривать символически.

Отношение бахаи к смерти характеризуется оптимизмом. Бахаулла говорит: "О сын Высочайшего! Я сделал для тебя смерть вестником радости. Что же ты печалишься? Я повелел свету излить на тебя своё сияние. Что же ты укрываешься?"

12. Джайнизм

Приблизительно 4 миллиона последователей джайнизма верят в существование многих богов и реинкарнацию душ. В джайнизме главным считается ненанесение вреда всему живому, цель - получить максимальное количество хорошей кармы, что достигается через добрые деяния. Хорошая карма поможет душе освободиться, а человеку - стать в следующей жизни девом (божеством).

Люди, которые не достигнут освобождения, продолжают вращаться в цикле перерождений, и при плохой карме некоторые из могут даже проходить через восемь кругов ада и страданий. Восемь кругов ада ужесточаются с каждым следующим этапом, и душа проходит через испытания и даже пытки перед тем, как получить еще одну возможность для реинкарнации, и еще один шанс достичь освобождения. Хотя это и может занять очень много времени, освобожденные души получают место среди богов.

11. Синтоизм

Синтоизм (神道 синто - «путь богов») - традиционная религия в Японии, основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.
Странность синтоизма состоит в том, что верующие не могут публично признаться, что они являются приверженцами этой религии. По некоторым старым японским легендам, связанным с синто, мертвые попадают в мрачное подземное место под названием Йоми (Yomi), где река отделяет мертвых от живых. Это очень похоже на греческий Аид, не так ли? Синтоисты имеют крайне негативное отношение к смерти и мертвой плоти. В японском языке глагол "сину" (умирать) считается неприличным и используется только в случае крайней нужны в нем.
Последователи этой религии верят в древних богов и духов, называемых "ками". Синтоисты считают, что некоторые люди могут стать ками после того, как умрут. Согласно синто, люди чисты от природы и могут сохранить свою чистоту, если станут держаться подальше от зла и пройдут через некоторые ритуалы очищения. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Храмы синто, кстати, всегда органично вписаны в природный ландшафт (на фото - «плывущая» тории храма Ицукусима в Мияджиме).

10. Индуизм

В большинстве индийских религий распространено представление о том, что после смерти душа человека перерождается в новое тело. Переселение душ (реинкарнация) происходит по воле высшего миропорядка и почти не зависит от человека. Но в силах каждого – повлиять на этот порядок и праведным путем улучшить условия существования души в следующей жизни. В одном из собраний священных гимнов описывается, как душа попадает в утробу матери только после того, как долго пропутешествует по миру. Вечная душа перерождается снова и снова – не только в телах животных и людей, но и в растениях, воде и всем, что сотворено. Причем её выбор физического тела обусловлен желаниями души. Так что каждый последователь индуизма может "заказать", в кого бы он хотел перевоплотиться в следующей жизни.

9. Китайская традиционная религия

Все знакомы с понятиями инь и янь, весьма популярной концепцией, которой верны все последователи китайской традиционной религии. Инь - отрицательный, темный, женского рода, в то время как янь - позитивный, яркий и мужского рода. Взаимодействие инь и янь очень сильно влияет на судьбу всех сущностей и вещей. Те, кто живет в соответствии с традиционной китайской религией, верят в мирную жизнь после смерти, однако, человек может достичь большего путем выполнения определенных ритуалов и оказывая особую честь предкам. После смерти бог Чэн Хуан определяет, был ли человек достаточно добродетельным, чтобы попасть к бессмертным богам и жить в буддистских райских кущах, или ему дорога в ад, где следует немедленное перерождение и новое воплощение.

8. Сикхи

Сикхизм является одной из самых популярных религий в Индии (примерно 25 миллионов последователей). Сикхизм (ਸਿੱਖੀ) - монотеистическая религия, основанная в Пенджабе гуру Нанаком в 1500 году. Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.
Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи решают так: они считают неверными все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

7. Чучхе

Чучхе - одно из новых учений в этом списке, и государственная идея, стоящая за ним, делает его, скорее, социально-политической идеологией, нежели религией. Чучхе (주체, 主體) - северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология, разработанная лично Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948-1994 годах) в противовес импортному марксизму. Чучхе подчеркивает самостоятельность КНДР и отгораживается от влияния сталинизма и маоизма, а также дает идеологическое обоснование личной власти диктатора и его преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого - человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс».

Приверженцы чучхе поклоняются лично товарищу Ким Ир Сену, первому диктатору Северной Кореи, который управляет страной как вечный президент - сейчас в лице своего сына Ким Чен Ира, и Ким Чен Соко, жены Ира. Последователи чучхе верят, что когда они умирают, они попадают туда, где навсегда останутся со своим диктатором-президентом. Непонятно только, рай это или ад.

6. Зороастрийцы

Зороастризм (بهدین»‎ - благая вера) - одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (زرتشت‎, Ζωροάστρης), полученном им от Бога - Ахура Мазды. В основе учения Заратустры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Они верят в Ахура Мазду - «мудрого бога», благого творца, и в Заратустру, как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

Учение Заратустры было одним из первых, готовых признать личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь - мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад, ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

5. Ислам

В исламе земная жизнь – лишь подготовка к вечному пути, а после начинается главная его часть – Ахирет – или жизнь загробная. С самого момента смерти на Ахирет значительно влияют прижизненные деяния человека. Если человек при жизни был грешником, его смерть будет тяжелой, праведник – умрет безболезненно. В мусульманстве также существует представление о посмертном суде. Два ангела – Мункар и Накир – допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. После этого душа начинает готовиться к последнему и главному Справедливому суду – суду Аллаха, который случится только после конца света.

"Всевышний сделал этот мир средой обитания для человека, «лабораторией» для испытания душ людей на верность Творцу. Уверовавший в Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране".

4. Ацтеки

Самым известным аспектом ацтекской религии являются человеческие жертвоприношения. Ацтеки почитали высшее равновесие: по их мнению, жизнь не была бы возможна без предложения жертвенной крови силам жизни и плодородия. В их мифах боги пожертвовали собой ради того, чтобы созданное ими солнце могло двигаться по своему пути. Возвращение детей богам воды и плодородия (жертвоприношение младенцев, а иногда и детей до 13 лет) считалось платой за их дары - обильные дожди и урожаи. Помимо принесения "жертвы крови", сама смерть тоже была средством поддержания равновесия.

Перерождение тела и судьба души в загробной жизни зависят в значительной степени от социальной роли и причины смерти умершего (в отличие от западных убеждений, где лишь личное поведение человека определяет его жизнь после смерти).

Люди, которые поддались болезням или старости, попадают в Миктлан - темную преисподнюю, где правят бог смерти Миктлантекутли и его супруга Миктлансиуатль. В рамках подготовки к этому путешествию мертвеца пеленали и привязывали к нему узелок с различными дарами богу смерти, а затем кремировали вместе с собакой, которая должна была служить проводником через подземный мир. Пройдя множество опасностей, душа достигала мрачного, заполненного сажей Миктлана, откуда нет возврата. Помимо Миктлана был ещё один загробный мир - Тлалок, принадлежащий богу дождя и воды. Это место предназначено тем, кто умер от удара молнии, утопления или определенных мучительных заболеваний. Кроме того, ацтеки верили в рай: туда попадали только самые доблестные воины, которые жили и умерли как герои.

Главная цель в буддизме – освободиться от цепи страданий и иллюзии перерождений и уйти в метафизическое небытие – нирвану. В отличие от индуизма или джайнизма, как такового переселения душ буддизм не признает. В нем говорится лишь о путешествии различных состояний сознания человека по нескольким мирам сансары. И смерть в этом смысле – всего лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

1. Христианство

В двух самых многочисленных мировых религиях (христианстве и исламе) взгляды на жизнь после смерти во многом похожи. В христианстве полностью отвергли представление о реинкарнации, о чем вышло специальное постановление на Втором Константинопольском соборе.
Вечная жизнь начинается после смерти. Душа переходит в другой мир на третий день после погребения, где затем готовится к Страшному суду. От божьей кары не может уйти ни один грешник. После смерти он попадает в ад.
В Средние века в католической церкви появилось положение о чистилище - временном месте пребывания грешников, пройдя через которое душа может очиститься и потом отправиться на небеса.

Представления о бессмертии души и загробном мире есть практически в каждой религии, но далеко не каждое учение и не всем на "том свете" обещает радужные перспективы. Как в глубокой древности, так и в наши дни люди совершают над умершими сложные ритуалы с целью облегчить их посмертную участь. Усопшие в этом нуждаются или "там ничего нет"?

Казалось бы, простому и живущему в согласии с природой охотнику или крестьянину гораздо проще поверить в смерть как необратимый конец человеческого бытия, чем вообразить себе продолжение жизни в вечности. Цветок вянет и обращается в прах, птица падает на землю и больше не поднимается в воздух… Тем не менее, у подавляющего большинства народов планеты сложились устойчивые представления о том, что жизнь продолжается и за гробом, только в другой форме.

Потусторонний мир, в который попадают души усопших после смерти, присутствует во всех языческих вероучениях, и ни в одном из них он не радостен. Обителью тьмы, плача и безысходности он предстает даже для величайших из смертных.

"Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать…"
— сокрушается о своей посмертной участи у Гомера Ахилл.

У народов, практикующих шаманизм и колдовство, больше всех смерти опасаются именно колдуны и шаманы. Они держатся за земную жизнь до последнего, стремясь использовать для ее продления все возможные средства. Духи, с которыми колдуны и шаманы контактируют при жизни, часто обнаруживают свою злую волю. Например, если шаман некоторое время отказывается камлать, то его "свита" может жестоко отомстить — уничтожить его скот или даже детей из его рода, а потом явиться "хозяину" в виде злобных псов с окровавленными мордами. Имея подобный мистический опыт, шаманы и колдуны боятся оказаться в полной власти жестоких духов после смерти, когда бубен уже не поможет.

Пожалуй, самым привлекательным из языческих загробных миров выглядит Валгалла. Если, конечно, вы хотели бы провести вечность в военном лагере с бесконечными и довольно жестокими учениями. В скандинавской мифологии загробное царство избранных, то есть принявших достойную смерть в бою воинов, описывается как гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. Дверей в Валгалле всего 540, а когда грянет последняя битва — Рагнарек — по зову бога Хэймдалла из каждой двери выйдут по 800 воинов. До той же поры каждое утро воины облачаются в доспехи, берут в руки оружие и рубятся насмерть. К вечеру павшие в бою воскресают, их отрубленные конечности отрастают заново, и все садятся за столы пировать с обильными возлияниями. Ночью к воинам приходят прекрасные девы, чтобы ублажать их до утра.

Когда в Северную Европу пришли христианские миссионеры, то в своих проповедях начали доказывать, что Валгалла — это и есть ад, а бесконечное разрубание человеческих тел на части и их последующее восстановление — это и есть вечные адские муки. Действительно, далеко не всем понравится каждый день заканчивать с отрубленной головой, даже если после этого утешают прекрасные девы. Кстати, о вечном блаженстве женского пола в Валгалле никто так и не задумался.

Древние египтяне, как и греки, считали подземное царство мертвых местом тяжелым, мрачным и безрадостным, но не теряли надежды после смерти каким-то хитрым способом из него выбраться. Знаменитая египетская "Книга мертвых" — это как раз инструкция о том, как выйти из мрачного ада на волю и воскреснуть. Согласно этому источнику, усопшего в загробном мире ожидают коварные ловушки, которые необходимо распознать. Если удалось миновать подземных чудовищ, душа приходит на суд Осириса, где взвешиваются ее прижизненные дела. Главная задача умершего — вернуться на землю вместе с солнечной баркой бога Ра, то есть победить смерть. Тех, кому это удастся, ожидает вечная жизнь в нестареющем и не подверженном болезням теле на плодородной земле. Правда, и в египетском раю общество обещает быть строго классовым: крестьяне и там продолжат обрабатывать землю, а фараоны — править людьми и купаться в роскоши.

Древнегреческий Аид и вовсе напоминает проходной двор — спускались туда и вернулись в мир живых Геракл, Орфей, Одиссей. Тема обмана адских судей и стражей с целью выйти на свободу и вернуться на землю живых присутствует во многих греческих мифах. Это не удивительно: если Аид — это юдоль плача, где полупризрачные души вынуждены скитаться вечность, то надо же найти способ из него вырваться?

О том, каким представляли себе загробный мир наши предки-славяне, сохранилось совсем немного сведений. Наиболее достоверно одно — загробную участь человека они не считали раз и навсегда решенной. Конечно, согласно верованиям славян, положение человека после смерти зависело от того, насколько праведно он прожил земную жизнь. Культ усопших предков был чрезвычайно распространен: по ним совершались пышные поминки с обязательной кутьей, блинами и киселем. Особенно старались ублажить тех, кто умер "не своей смертью" — славяне опасались, что неупокоенные души могу причинить живым вред.

Первым из ветхозаветных пророков о воскресении мертвых недвусмысленно высказался Даниил . "А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней", — сказано в двенадцатой главе его книги. Согласно же христианскому учению, после грехопадения прародителей Адама и Евы в ад попадали души всех умерших, в том числе и ветхозаветных праведников.

Первыми грядущее избавление заключенным в аду душам проповедали пророк и Предтеча Христов Иоанн и праведный Симеон Богоприимец. В христианстве впервые появляется идея не просто того, что из ада каким-то хитрым способом можно вырваться, но того, что сам ад может быть разрушен. По церковному учению, после Своих страданий и крестной смерти Иисус Христос, как и все люди, сошел в ад, но, поскольку он является не только человеком, но и Богом, ад не вынес Его божества и был разрушен. Христос проповедал в аду всем людям, жившим когда-либо на Земле от Адама и Евы до Его распятия. Те из усопших, кто пожелал откликнуться на Его проповедь, были освобождены из ада и вошли в Царствие Небесное.

Тем не менее, православная Церковь не учит ни о каких "пропусках в рай", которые, согласно некоторым народным представлениям, родственники могут с гарантией приобрести для дорогого им усопшего. Так что, если где-то вам предлагают "запечатывающее отпевание" или "выводящий из ада сорокоуст", знайте, что вас обманывают. Единственной гарантией для попадания в рай, согласно православному учению, может служить добрая воля покойного жить с Христом и стремиться в Его Царство.

В разных культурах встречается множество довольно различных описаний Того Света, но все их объединяет один факт - они есть. Отличия же описания загробной жизни у разных народов обусловлены, как правило, другими факторами вроде культурно-обособленного развития конкретной группы людей, т.к. социальная жизнь накладывает довольно большой отпечаток на жизнь духовную.

Для начала рассмотрим сам процесс умирания. Что происходит с душой после смерти физического тела.

Если взять за основу теорию реинкарнации, перерождения души после смерти, то сам процесс умирания и последующего перерождения не имеет четких временных рамок, он растянут во времени (если в условиях многомерного пространства вообще можно как-нибудь судить о времени).

После обрыва так называемой "серебряной нити", условного понятия, символизирующего некое связующее звено между телами человека, сознание (то самое истинное Я, которым мы и являемся) переходит с привычного нашему восприятию физического плана на план эфирный - в мир призраков, форм и "грубых" энергий. В среднем 9 дней душа может пребывать в этом состоянии (если нет других удерживающих ее факторов), и именно в течение этого периода мы можем наблюдать тех самых призраков в виде туманных фигур, в точности повторяющих черты умерших людей.

Затем, когда запас накопленной энергии иссякает, сознание переходит "выше" - на план астральный - в мир образов, снов и энергий более "высокой" частотности, где и пребывает в среднем дней 40. После чего душа (ментальное тело) покидает астральный план и "уходит" далее - либо преобразовывается и переходит в один из параллельных миров (Рай, Ад и т.д., о чем мы уже говорили ранее), либо перерождается на Земле в новом теле и с новыми задачами. При этом 1 вариант - скорее исключение из правил, обычно практически всех нас ждет новое рождение.

Но как же тогда получается вызвать дух, если человек умер уже давно, а душа его переродилась? В этом и кроется тот самый казус многомерности: на астральном плане, где время является такой же координатой, как широта и долгота, астральное тело умершего не растворяется в пространстве подобно физическому и эфирному телу, а сохрняется в виде некоего отпечатка сознания - резервной копии сознания умершего человека, сохранившей в себе все черты его личности и багаж накопленных знаний. Именно с этим астральным слепком - фантомом - и контактируют медиумы.

Пока душа раз за разом перевоплощается, получая новый опыт и нарабатывая новую карму (новые характеристики ментального тела и новый опыт, позволяющий покинуть цепочку перевоплощений и перейти на иной качественный уровень в виде ангела или демона (условно)), она может сохранять после себя десятки и сотни таких фантомов, подобно тому, как мы можем сохранять диски на полочке с уже просмотренными фильмами.

Та "полочка с дисками" - область астрального плана, которая и называется мирами посмертия, для каждого фантома может отличаться в зависимости от того, насколько активной была личность умершего. Талантливые писатели и ученые, например, продолжают творить и после смерти. На это же существенно влияет и то, насколько известным был человек при жизни, т.к. память живых является хорошей энергетической подпиткой для умерших (отсюда и ритуалы поминовения, существующие во всех религиях, призванные улучшить быт умершего на том свете). Те же, кто ничем не успел отличиться (рабы, дети, пьяницы и т.п.) попросту впадают в своеобразный анабиоз, и вытащить такой дух на контакт может оказаться не так просто даже для квалифицированного некроманта.

Говоря об отличиях условий пребывания астрального фантома в загробном царстве хочется также отметить, что во многом "комфорт" зависит и от прижизненных предпочтений покойника. Если он, например, очень любил вкусно поесть и покутить, то вряд ли будет счастлив там, если не сможет отказаться от низменных желаний. В мире мертвых пищи и алкоголя нет (кроме тех, что применяются в поминальных обрядах). Именно этот факт позволяет взглянуть на 7 "смертных грехов" несколько под иным углом: тщеславие, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, блуд - всему этому не место в мире мертвых.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: « Представления о смерти, загробный мир в культуре народов мира .

Погребальный обряд как следствие представлений о загробном мире »

Выполнила: студент I курса

Группы ФЖЗ – 101

Гомзякова Т.С.

Проверил:

Александров Л.Г.

1. Введение

2. Представление о смерти в основных религиях мира

3. Погребальные обряды у первобытных людей

3.1. Мустьерский культурный период

3.2. Ориньякский культурный период

4. Погребальные обряды в культуре народов мира

4.1. Еврейский погребальный обряд

4.2. Корейский погребальный обряд

4.3. Погребальный обряд Московских земель

4.4. Мусульманский погребальный обряд

5. Заключение

6. Список литературы

Введение

«Смерть – великое, сокровенное таинство; оно – рождение человека, переход из временной жизни в вечность. Она является таинственным процессом разложения и вместе освобождения от плотскости – для восстановления того нового, тонкого, духовного, славного, крепкого и бессмертного тела, которое было дано прародителям и утратилось ими для себя и всего их потомства – человечества».

монах Митрофан «Загробная жизнь»

Загробный мир, потусторонний мир, в мифологии обитель умерших или их душ. Мифы о загробном мире развились из представлений о загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия сверхъестественных причин (вредоносной магии, нарушения табу и т. п.). Психологический страх перед смертью, в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа, персонифицировался в самом умершем. Поэтому погребальные обычаи преследовали цель изолировать умершего и с ним - вредоносное воздействие смерти; одновременно, однако, существовала и противоположная тенденция - сохранить умершего вблизи живых, чтобы не нарушать целостность коллектива. Отсюда - древнейшие обычаи погребения (изоляции) на поселениях, в жилищах или специальных домах мёртвых, позднее - в некрополях (городах мёртвых) вблизи поселений. Соответственно амбивалентным было и отношение к умершему: с одной стороны, его почитали как предка-благодетеля с другой - боялись как вредоносного мертвеца или духа, обитающего вблизи живых. Представления о наделённых сверхъестественной силой «живых мертвецах», выходящих из могилы, нападающих на людей, приносящих болезни и смерть, присутствуют в мифологии и фольклоре многих народов. «Живых мертвецов» стремились умертвить вновь, связать и т. п., духов - отпугнуть шумом на похоронах, запутать дорогу в мир живых. Но самым действенным способом устранения вредоносных свойств покойника при сохранении связи с ним как с духом-покровителем считалось отправление его в загробный мир.

У некоторых наиболее отсталых племён (австралийцы, бушмены, папуасы) не сложилось дифференцированных мифологических представлений о загробном мире: умершие могли населять пустынные местности, лес или кустарники, оказывались в море или на небе; иногда известно было лишь направление, в котором уходили умершие. Смутны и противоречивы были представления о занятиях мёртвых: они могли вести обычную жизнь охотников и собирателей, превращаться в животных и птиц, скитаться по земле, выходить по ночам из своих убежищ, возвращаться к стойбищам живых. Вероятно, эта раздвоенность умерших, пребывающих в мире живых, и в ином – загробном мире, связанная с двойственностью обрядовых устремлений сохранить умершего в могиле и удалить его в иной мир, способствовала мифологическому расчленению покойника на погребённое тело и душу (дух), обитающую в загробном мире. Это расчленение не было последовательным - душа не лишалась телесных свойств и привязанности к телу; у многих народов (у индейцев, в римской и сибирских мифологиях) известны представления о «могильных душах», наподобие ка в египетской мифологии.
Наиболее распространённым было представление о временном пребывании духа возле тела (могилы). По совершении погребального обряда и уничтожении субстрата души - тела - во время кремации или каким-либо иным способом - дух отправлялся в загробный мир.
Загробное путешествие считалось тяжёлым и опасным: далёкий загробный мир был отделён от мира живых потоками, горами, помещался на острове, в глубинах земли или на небесах. Для такого путешествия умершему необходимы были лодки, кони, нарты, колесницы, крепкая обувь, припасы на дорогу и т. п., помещавшиеся обычно в могилу. На пути встречались сверхъестественные преграды - огненные озёра, кипящие потоки и пропасти, через которые вели узкие мосты (мост - конский волос в алтайских мифах, у индейцев кечуа и др.): сорвавшихся ждала вторичная и окончательная смерть. В преодолении этих преград умершим помогали проводники душ - животные (обычно собака или конь), шаманы и боги. Вход в загробный мир (иногда - мост) охранялся стражами: чудовищными псами у индоевропейских народов, самими хозяевами царства мёртвых; они впускали лишь души выполнявших племенные обычаи при жизни и погребённых по всем правилам, тех, кто мог заплатить проводникам и стражам мясом животных, принесённых в жертву на похоронах, деньгами и т. п. «Нечестивцам» грозила окончательная смерть или участь скитальца, лишённого загробного пристанища.
Загробный мир, несмотря на разнообразие идей относительно его местонахождения, обычно вписывался в общую мифологическую картину мира как далёкий иной мир, противостоящий «своему» миру живых. При этом его размещение в горизонтальном пространстве соотносилось с вертикальной моделью мира, расчленяющей космос на небо, землю и преисподнюю.

Картины загробного мира могут целиком копировать реальный мир с селениями, где умершие живут родовыми общинами, охотятся, женятся, иногда даже производят потомство и т. д. - в мифах воспроизводится даже ландшафт, окружающий общину в этом мире.

В некоторых мифологических традициях картина загробного мира окрашена в тусклые тона: там слабо светит солнце, нет ни нужды, ни радости и т. п. Таковы, например, представления о призрачном существовании бесчувственных теней во мраке Аида и шеола. Напротив, вера в лучшую загробную жизнь отразилась в представлениях об обильных охотничьих угодьях, сверхъестественно плодородных полях, пастбищах в загробном мире; умершие становились молодыми, не знали болезней и забот, предавались веселью, танцам (у некоторых народов Меланезии, Америки).

Учение о метемпсихозе (реинкарнации) - переселении душ - было наиболее развито в индуистской мифологии и в буддизме. У многих народов существовало также представление о возрождении умершего в лице потомка (обычно внука): отсюда - передача имени предка новорождённому. В этих случаях загробный мир - не последнее пристанище умершего, но необходимая фаза в круговороте возрождений через смерть. Эти циклы жизни человека и коллектива соотносились в мифологиях первобытного общества и древнего мира с сезонными циклами, воплотившимися в образах воскресающих богов растительности. Смерть, похороны и сошествие в преисподнюю бога олицетворяли зимнее умирание природы. Загробный мир сливался с природным миром, противостоящим социальному: иной мир объединял в себе разрушительные силы хаоса с необходимым человеку благом плодородия. Поэтому умершие, удалённые при посредстве погребальных обрядов из этого мира в иной, также сливались с природными стихиями и способны были влиять на жизнь коллектива, посылая засуху или урожай, способствуя плодовитости человеческого рода и скота, для чего с ними и, стало быть, с загробным миром, поддерживалась связь в рамках культа предков. Это амбивалентное отношение к загробному миру в сочетании с преимущественной направленностью общинных культов на проблемы посюсторонней хозяйственной жизни допускало сосуществование разных традиций в представлениях о загробном мире.

2. Представления о смерти в основных религиях мира

Все религии сходятся на том, что смерть требует глубоких размышлений. В результатах этих размышлений они, однако, не совпадают. Причем, выводы эти подчас неоднозначны. Буддисты учатся из смерти – но и бегут от нее. В конечном счете, этот побег – избавление от бесконечных перерождений. Перерождения – страдание. Рожденного ждут болезни, старость и смерть. Поэтому буддисты стремятся положить конец процессу перерождений. Смерть напоминает, что все бренно в постоянно меняющемся потоке бытия. Причина же каждого нового рождения – жажда будущего существования. Можно, однако, освободиться от смерти раз и навсегда. Парадоксальным образом достигается это уже в этой жизни – с помощью смерти.

Жизнеутверждающий иудаизм смотрит на смерть иначе. Он считает, что ее причина – грех, но смерть искупает грех, готовя человека к Суду и обретению доли в жизни будущего века, воскресению из мертвых в конце времен. Индивидуальная человеческая жизнь не кончается смертью, как изгнанием не кончается путь Святого Израиля. Израильтяне будут жить в грядущем веке, весь Израиль – в земле Израилевой, подобной Эдему. При этом Израиль обнимет всех, кто познает Единого Истинного Бога. Это коренное изменение мирового порядка, которым увенчается проявление Божественной справедливости, охватит и жизнь отдельных людей, и жизнь народа в целом – они обретут жизнь вечную. Быть Израилем значит жить. Каждый человек однажды воскреснет из мертвых, предстанет на Суд и обретет жизнь будущего века. Воскреснут все израильтяне – воскресение произойдет в Земле Израилевой – и войдут в Жизнь. Что будет в конце, можно узнать из того, что было вначале. В справедливом замысле Божьем человеку было предназначено жить в Эдеме, и Израилю – вечно в Земле Израилевой. Поэтому об этом коренном изменении в будущем можно говорить, как об осуществлении изначального Божьего замысла о твари, Восстановлении – Восстановлении, которое должно и трагически откладывалось и в котором окончательно станет очевидной справедливость Божьего замысла о твари. Воскрешение из мертвых, искупленные через смерть, люди будут судимы по своим делам. Израиль покается, подчинится воле Божьей и снова обретет свой Эдем. Последствия непослушания и греха будут устранены.

Ислам и христианство разделяют иудейскую веру в Суд после смерти и воскресение мертвых. Все согласны, что особенно благая участь ждет мучеников за веру. Все три религии учат о телесном воскресении. Хотя многие частные моменты признаются неясными, есть общее утверждение: тело и душа в воскресении объединяются. Затем все люди предстают на Суд, и оправданные допускаются в рай.

Специфика христианской позиции состоит в уникальности роли Христа. Смерть представляет собой не наказание, а возможность. Человек умирает, а затем воскресает – вослед Христу, воскресшему из мертвых. Подобно иудаистам и мусульманам, христиане верят не просто в бессмертие души или духа, но в воскресение тела.

Мусульмане знают, что они не в силах избрать день своей смерти, ибо он ведом только Богу, призывающему к себе им же созданные души. Жизнь является Божьим даром, и продолжительность той или иной жизни - Его благодеяние.

Если религии монотеистические (иудаизм, христианство, ислам) согласны в отношении последнего Суда, то религии индийские – в отношении связи посмертия с жизнью, прожитой в мире сем.

Религии можно разделить на монотеистические, с одной стороны, и индуизм с буддизмом – с другой стороны. Монотеизм утверждает жизнь и обещает вечную жизнь за гробом. Индуизм и буддизм считают жизненной целью победу над этим миром, выход из него.

Все пять религий согласны, что смерть, настигающая всех, - это нечто очень важное, источник мудрости и нравственного сознания. Однако, осмысливают смерть они по - разному.

3. Погребальный обряд в первобытном обществе

Общая модель погребального обряда первобытного общества предложена В. С. Бочкаревым. Опираясь на исследования этнографов (А.Ван Геннеп, В. Я. Петрухин), он видит в погребальном обряде, прежде всего проявление конфликта природы и культуры, то есть противоречие между желанием человека сотрудничать с природой и неотвратимостью смерти каждого конкретного индивида. «Одно из этих, но самых драматических и неизбежных столкновений – смерть человека, означающее непосредственное и роковое вторжение природы в сферу культуры, разрушающая социальные связи и грозящая хаосом всему коллективу. Преодолеть, разрешить этот конфликт, это столкновение культуры и природы в первобытном обществе и призван погребальный обряд. Это его важнейшая культовая функция. Проблема разрешается идеологически, но в духе мифологического сознания, за счет распространения сферы культуры за ее границы. Если природа через смерть вторгается в культуру, то культура предпринимает контрвторжение. Она сознательно и целенаправленно осуществляет переход, переправу человека из жизни к смерти, из этого мира в иной, из культуры к природе. Тем самым процесс как бы берется культурой под контроль».

3.1. Первые в истории человечества захоронения - это погребения неандертальцев, относящиеся к мустьерскому культурному периоду. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.

После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам, был сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них, пожалуй, является открытие советским археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 году погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.

По мнению приверженцев концепции Окладникова, характерная особенность найденных неандертальских погребений - одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. А.П. Окладников считал, что случайным это быть не могло и указывало на особое отношение людей той эпохи к мертвым и смерти и даже предполагало существование у неандертальцев некоего солнечного культа.

"Существенно одно, - писал А.П. Окладников, - неандерталец уже убедился, что мертвец не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т.е. первые идеи о "жизни за гробом". В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Через несколько лет французский палеоботаник Арнет Леруа-Гуран, исследуя в парижской лаборатории почву, взятую из раскопа вместе с четвертым шанидарским скелетом, обнаружила такое количество пыльцы растений, "которое превосходило всякое вероятие", причем кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан поразительный вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник.

Многие древние народы клали в могилы своих соплеменников цветы, чьи целебные свойства были им хорошо известны. Вначале этот ритуал преследовал вполне утилитарную цель: умершему предоставлялась возможность подлечиться и вернуться в лоно родной семьи, а значит - в племя. К тому же сильный аромат перебивал запах тления, нейтрализуя неприятное ощущение от мертвого тела. Но однажды кто-то заметил, что цветы - это красиво, и они сделались предметом дарения. Утилитарно-религиозная функция уступила место эстетической. И мы по сей день приносим цветы на могилы как дань любви и уважения.

Для древних цветы на могиле должны были символизировать сам процесс жизни и смерти: свежими, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы умирают. Весь этот процесс - словно модель человеческого бытия, и трудно сказать, что именно породило культ растений - лекарственные функции или их символика.

3.2. С первой эпохой позднего палеолита, т.е. с ориньякской культурной эпохой, связаны скелетные останки человека, которые сильно отличаются по физическому типу от неандертальцев тем, что представляют более высокий уровень развития, более тонко сформированный. Таким образом, с эпохи ориньяка начинается новая стадия в истории развития человека, знаменующаяся появлением современного человека, которого мы обозначаем как Homo sapiens fossilis. Эти "разумные" люди, называемые также новыми людьми, или неоантропами, были гораздо шире распространены по земле, чем неандертальцы, и оставили после себя многочисленные свидетельства высокого экономического, общественного и культурного развития.

С этого периода начинаются уже бесспорные погребальные обряды. Известно много погребений, относящихся к ориньяку. В общем, о них можно сказать, что мертвых хоронили часто там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место. Иногда клали труп прямо на очаг, если в нем еще был огонь, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем иногда обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Это, вероятно, вызывалось страхом перед мертвыми, возвращению которых нужно было всеми возможными способами воспрепятствовать. Поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Мертвецов иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большим камнем. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвыми в могилу клали много различных даров - украшения, каменные орудия, пищу.

Позднепалеолитические охотники хоронили не только взрослых, но и детей. Одна из таких наиболее известных могил была обнаружена в Ментоне (Франция) в совсем небольшом Гроте Детей. В погребальную яму были положены двое детей очень близко один возле другого, и поэтому кажется, что они умерли одновременно. Старшему было около десяти лет. Дети были положены на спину, руки вытянуты вдоль тела. Неглубоко под могилой детей оказалось погребение женщины, и еще глубже был похоронен взрослый мужчина, скелет которого лежал на спине, череп и кости ног предохранялись от разрушения большими каменными плитами, положенными на камни.

Под этой могилой была обнаружена еще одна. Прямо на месте костра лежал скелет молодого мужчины на правом боку в скорченном положении, так что пятки почти касались таза. Рядом позже была положена пожилая женщина, тоже в скорченном положении, ее колени почти касались подбородка. Все погребения относились к эпохе ориньяка.

Концепция переправы в потусторонний мир позволяет не только понять смысл и суть погребальных обрядов, но и объективно предполагает наличие у первобытного человека представлений о многомерности пространства, о существовании иных миров, о жизни после смерти.

4. Погребальный обряд в культуре народов мира

Издавна у представителей различных рас, народов, разнообразных верований и культур смерть была связана с традиционными погребальными обрядами. Погребальный обряд – это целый круг или совокупность ритуально-практических действий, осуществляемых при подготовке и совершении захоронения умершего члена общества в соответствии с религиозно-идеологическими нормами, бытующими в нем. Основу погребального обряда составляют обычаи – общепринятые нормы обращения с умершим, ряд представлений и правил, предписывающих стиль поведения в каждой конкретной и ситуации. При этом погребальный обряд преследует две цели: реальную и иллюзорную. Реальная цель погребального обряда – захоронение умершего, избавление общества от него посредством исполнения определенных религиозных предписаний. Иллюзорная цель – обеспечение условий для «правильного» и достойного перехода умершего и его души в иной мир, сохранение «равновесия» между миром живых и миром мертвых посредством совершения ряда действий.

4.1. В еврейских погребальных обрядах прежде всего высказывается вера в Бога, в Его милосердие и любовь к своему созданию - человеку, надежда на милосердие Божье и на лучшую загробную жизнь с воздаянием. Умирая, еврей обыкновенно делал живым завещание, прося их исполнить последнее его желание. После омовения тела покойного оно помазывалось благовонною мазью или усыпалось порошком, состоящим из смирны - благовонной смолы миртового дерева, растущего в Аравии. Тело покойника окропляли чистой водой с растворенной солью с произношением слов пророка Иезекииля: "И воскроплю на вы воду чисту и очистится от всех нечистот ваших", думая таким окроплением очистить от грехов душу умершего. Плач по умершему для родственников, знакомых и вообще для живых был необходим. Так как вообще пораженные таким горем в первое время не могли заботиться о себе, то сочувствующие их горю родственники, друзья и знакомые предлагали им пищу и чашу питья в той уверенности, что скорбь не допускает их позаботиться об удовлетворении этой необходимой потребности. Гробы древних евреев, как и других восточных народов, были устроены в пещерах или гротах, осеняемых тенистыми деревьями. Эти пещеры были или естественные, или искусственные, нарочно высеченные в скале. У древних евреев только цари и пророки были погребаемы в городах; все же прочие обычно за городом. Народные обычаи свидетельствовали то глубокое уважение, которое имел народ к своим усопшим, и то общее усердие, которое он являл к достойному их погребению. Когда еврей тяжело болен, к нему приходит раввин и читает ему исповедь. Больной повторяет за раввином и при каждом слове ударяет себя в грудь. Затем читает он вслед за раввином другие молитвы, и между ними исповедальную молитву Виде, где перечисляются все грехи человеческие. Ангел смерти не отлучается от больного и вид его ужасен для души и приводит в трепет свою жертву, над головой которой держит свой обнаженный меч. С меча тихо стекают три капли роковой жидкости: первая капля отнимает жизнь, вторая - придает трупу бледность, а третья - разлагает его. В минуту разлучения души с телом, когда по учениям древних раввинов, "следует заходить в дом умирающего и присутствовать при разлучении души с телом, ибо тогда смиряется дух человека" (соч. Р. Тама), двое или трое женатых мужчин, с восковыми свечами в руках, читают молитвы возле одра умирающего. По смерти тотчас гасят свечи и кладут усопшего подле одра на солому, лицом кверху, выпрямив пальцы рук и закрыв веки, над головой ставят лампаду с маслом, а рядом - сосуд с водой и вешают полотенце для того, чтобы ангел смерти мог омыть и вытереть свой меч, или, как толкуют другие раввины, для того, чтобы душа могла омыться. Всю воду, находящуюся в доме, выливают на улицу, чтобы ангел смерти не стал в ней омывать своего меча, и чем не отравил бы ее. Усопший лежит на соломе около двух часов. Потом погребальщики омывают его теплой водой и ставят труп на ноги; три погребальщика совершают обряд очищения, т. е. окатывают покойника чистой водой, причем произносят три раза: "тогор, тогор, тогор, т. е. чист, чист, чист". Омыв труп, погребатели одевают его в смертную одежду. Затем, покойника окутывают в большое полотняное покрывало, концы которого завязывают вверху и внизу и развязывают только тогда, когда положат тело в гроб. При выносе тела из дома на кладбище имеют обычай выбрасывать на улицу горшок в знак того, что с выносом тела из дома выносятся из него и все скорби, и поют: "милостыня спасает душу от смерти". Каждый попавшийся навстречу еврей бросает какую-нибудь монету в пользу погребальщиков. Покойника везут до кладбища на лошадях, но особенным почетом считалось у евреев, если тело несут на носилках на плечах четверо евреев. В тех местах, где возят тела умерших на лошадях, обряд очищения и одевания совершают не дома, а в особой комнате, устроенной для этой цели на кладбище, т. к. после исполнения этих обрядов нельзя уже везти тело на лошадях, а надо непременно нести его на носилках на плечах.

На кладбище в вырытую могилу ставят нижнюю часть гроба или просто выстилают досками, наполняют мешок могильною землей и кладут его под голову усопшему. Два человека опускают тело в гроб, затем завязывают покрывало, закрывают гроб крышкой и все омывавшие и одевавшие покойного, а также и могильщики вколачивают в крышку по гвоздю, а прочие бросают на гроб каждый по три лопаты земли. После похорон возвратясь в дом покойного, садятся на место, где он лежал, и молятся о нем. Родственники, соседи и приятели каждый день навещают и утешают горюющих. По учению талмудистов "утешать скорбящих и оплакивать усопших обязан каждый". Кто оплакивает смерть честного человека, говорится в Талмуде, тому прощаются все грехи его за честь, которую оказал покойнику. (Шаббат л. 25).

4.2. Погребальный обряд Кореи. Сначала тело умершего накрывают с головой одеялом и оставляют в одной из комнат дома (или в специальном "траурном" помещении больницы), отгородив ширмой. Перед ширмой ставится жертвенный столик с большой фотографией покойного. Это - сравнительно новый обычай, раньше вместо портрета использовалась просто дощечка с именем усопшего. На портрете принято закреплять одну или две траурные ленточки черного цвета, которые располагаются в его верхних углах наискосок. Это - тоже западное влияние, ведь в старой Корее цветом траура был белый, а не черный. На столике находится обычно курильница для благовоний, а также иногда пара свечей и посуда с жертвенной пищей. Всеми похоронными обрядами, руководит "старший по трауру" - ближайший родственник покойного (обычно это - старший сын) или назначается распорядитель, имеющий некоторый опыт в этом невеселом деле. На следующий день после смерти покойника обмывают и укладывают в гроб, который опять устанавливается за ширмой. В это же время изготовляется и "мёнчжон", своего рода траурное знамя, которое несут перед погребальной процессией. Оно представляет собой длинное полотнище красного цвета, размером примерно 2 на 0,7 метра. На нем белыми или желтыми иероглифами пишется фамилия и клан ("пон") покойника. Тело умершего находится в его доме или в больнице в течение трех дней, ‚ это время друзья, родственники и сослуживцы покойного могут посетить находящийся в трауре дом и выразить свои соболезнования. Как и в старые времена, на похороны следует обязательно приносить деньги. В традиционной Корее от момента смерти до похорон могло проходить немало времени. В дворянских семьях день погребения выбирали с помощью гадателя, и порою похороны проходили через несколько месяцев после смерти. В семьях попроще похороны проводились на седьмой или на пятый день. Перед выездом на кладбище в доме проводится "церемония вечного прощания", которая сопровождается поднесением жертвенной пищи - фруктов и вина. После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. Доставляла гроб до могилы специальная похоронная процессия. Впереди процессии несли табличку с именем покойного (в последние десятилетия ее заменила фотография), затем шел человек с траурным стягом "мёнчжон", на котором были написаны фамилия и клан умершего, далее несли гроб, установленный на носилки-катафалк, за носилками с гробом шествовал старший в трауре родственник (обычно - старший сын), далее - другие родственники в порядке степени траура (эта степень отражала близость родства с покойным) и, наконец, гости. Могила располагается на горном склоне, на котором предварительно очищают от леса и кустарника небольшой участок. Потом на расчищенном участке выкапывают яму глубиной около полутора метров. Гроб опускают в яму, и на его крышку кладут траурный стяг "мёнчжон" с указанием фамилии и клана покойного. После этого могилу засыпают землей. Сверху над могилой устанавливают невысокий, не более метра, овальный курган. Захоронения супругов обычно бывают парными, причем женщина хоронится справа, а мужчина - слева (традиционное для Дальнего Востока представление о том, что левая сторона более почетна, чем правая). После того, как могила засыпана землей, перед ней устраивается жертвоприношение. За похоронами следует период траура. В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. Цвет этой одежды - белый или, скорее, серовато-белый, так что на протяжении веков именно белое, а не черное, было на Дальнем Востоке символом траура. В старину продолжительность траура жестко определялась конфуцианскими ритуальными предписаниями и зависела от степени родства с умершим. Наиболее продолжительный траур носил ближайший старший потомок покойного - старший сын или, если его не было, старший внук, который вместе со своей женой находился в трауре 3 года.

4.3. В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вместе с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали хоронить живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, например, если человек при жизни имел право носить меч или несколько мечей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча. С XIX века стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопровождая это действие пышной церемонией при большом стечении народа. У японцев существует поверие, что чем богаче и пышнее будут похороны, тем легче будет покойному жить на том свете. Порядок сожжения трупа был таков. Родные покойника за час до выхода погребальной процессии выходят из дома и отправляются на место погребения, причем мужчины должны быть одеты в белое традиционное одеяние и пестрые покрывала. За ними несут в паланкине жреца, одетого в шелк и парчу, а потом следуют его помощники в черных креповых мантиях. За ними следует человек в сером одеянии с факелом в руке, за факельщиком идут певчий, исполняющие гимны. За певчими, по двое в ряд, идут все участвующие в погребальной процессии, далее - прислужники с копьями, на которых пишется имя покойника. Позади всех несут носилки с покойником, одетым в белое одеяние, а также в рясу из писчей бумаги, которая исписана различными изречениями из закона. Телу придают вид молящегося с опущенной головой и со сложенными руками. Сжигается тело обычно на горе, на которой готовится погребальный костер. Здесь несущие носилки останавливаются и ставят гроб на костер. Еще при приближении носилок с покойником к костру присутствующие поднимают крик и плач, сопровождаемый звуками тимпанов. Костер, в виде пирамиды, складывается из сухих дров и покрывается куском шелковой материи (муаре). По одну сторону костра стоит стол с кушаньями, сладостями и фруктами, а по другую сторону - жаровня с угольями и блюдо с кусками дерева алоэ. Главный жрец со всеми присутствующими начинает пение гимнов. После чего жрец три раза обводит факелом вокруг головы умершего и, проделав это, передает факел младшему сыну умершего, который и поджигает костер со стороны изголовья. Затем все начинают бросать в огонь куски алоэ, душистой смолы и льют масла и прочее. Когда пламя охватит весь костер, все с благоговением расходятся, оставив стол с кушаньями нищим, которых обычно бывает много при богатых похоронах. На другой день на место сожжения трупа являются родные, друзья покойного и собирают пепел, обуглившиеся кости, зубы и складывают в фарфоровый сосуд, покрывают шелковой или парчовой тканью. Семь дней этот сосуд хранится дома, после чего его переносят в фамильный склеп. Бедных же хоронят на общем кладбище. В гроб ложились душистые цветы, травы. Сама могила потом обсаживается цветами, кустарником и деревьями. Родные и близкие несколько лет поддерживают могилу в надлежащем виде, а некоторые заботятся о ней и на протяжении всей своей жизни. Траур из белого холста должны носить только близкие родственники умершего.

4.4. Для московских земель был характерен следующий погребальный обряд. Если больной не выздоровеет, а умрет, берут его с постели, кладут на лавку, омывают как можно тщательнее, надевают на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги и обвивают в белое полотно, покрывающее все тело и сделанное вроде рубашки с рукавами, складывают ему крестообразно руки на груди, сшивают полотно у изголовья, также на руках и ногах, и кладут его в гроб, который ставят на похоронные носилки до следующего дня. Если это был богатый человек или дворянин, то носилки покрываются бархатом или дорогим сукном. Если это был небогатый человек, то носилки покрывают его собственным кафтаном, так и несут его на кладбище. Впереди его идут четыре девушки – плакальщицы, возле девушек по обе стороны гроба, идут (без определенного порядка) священники и монахи, родственники: отец с матерью, жена, дети. Придя в церковь, ставят гроб перед алтарем и оставляют стоять восемь дней, если покойный - человек знатный, гроб его сторожат днем и ночью, зажигают свечи, священники и монахи поют, окуривают гроб ладаном и миррой и окропляют раз в день святой водой. Во время хода читаются молитвы и поют погребальные гимны. Перед погребением к покойному подходит священник, читает молитву, просит у него прощения, в чем согрешил перед ним и кладет ему в правую руку бумагу для св. Петра, в которой говорится, что усопший жил хорошо, честно и по-христиански. После этого закрывают гроб и опускают под песнопения. В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. Священник с молитвой берет лопату и три раза бросает землю на гроб, также делают и все присутствующие, плачут и причитают. Надгробный крест, памятник с крестом устанавливают в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. После похорон все едут домой, веселятся и радуются в память усопшего, то же делают и на третий день после похорон, также и на девятый и двадцатый день. Когда же исполнится сорок дней, все друзья и родные покойного сойдутся вместе, созовут монахов, священников и всех, бывших на похоронах и приготовляют о душе умершего особенное блюдо из святого благословенного хлеба (кутья и просфора). Каждый год служат по нему обедню в день его смерти. Печаль продолжается не более шести недель: по прошествии их вдова может выйти за другого мужа, а вдовец жениться на другой. По христианским традициям нужно избегать кремации, обязательно предать тело земле.

4.5. Погребение по мусульманской традиции. Умершему человеку закрывают глаза и читают молитву. Совершают последнее омовение; все мученики традиционно погребаются без омовения, чтобы не смыть с них «кровь мученичества». Тела сих умерших хоронят в одежде, без облачения в саван. По обыкновению тело покрывают саваном: мужчин – состоящим из двух кусков материи, женщин – из пяти. Обязательно читается заупокойная молитва. Похоронная процессия может быть как пешей, так и конной. Главное – проявить максимум уважения к усопшему. Женщинам участвовать в похоронной процессии дозволялось, но не рекомендовалось. Излишества при погребении запрещены в исламе, так как все умершие одинаковы перед Богом. Могилу желательно оборудовать нишей и строго ориентировать на Мекку. Опускают тела покойных ногами вперед, располагают умерших в могилах на правом боку, лицом к Каабе. Чтобы на тело покойного не попала земля, сверху кладут камешки, тростник и листья, и только после этого засыпают землей, одновременно совершая молитву. Поверхность могилы возвышается над уровнем земли на ширину ладони и помечается надгробным камнем. Траур по жене и мужу длится четыре месяца и десять дней, по другим умершим – три дня и три ночи.

Заключение

Возникновение и существование погребальных обрядов связано с феноменом существования в природе человека разумного. Одним из важнейших психологических факторов зарождения погребальной обрядности явилось формирование такого явления духовной жизни человека, как нравственность. Забота об умершем, желание защитить его прах от разрушительных сил природы - это проявления уже формирующейся нравственности. С другой стороны, зарождение погребальной обрядности свидетельствует об усложнении работы сознания, о наличии уже определенных представлений о природе жизни и смерти.

Эволюция человеческого сознания, изменения в области социальной жизни привели к развитию и усложнению погребальных обрядов. Отражая возникновение имущественного неравенства, погребальные сооружения, объем погребального инвентаря приобретают гипертрофированные размер, изменения в мировоззрении архаического человека, зарождение религиозных обрядов и культов способствовали превращению погребальной обрядности в погребальный культ.

Центральными идеями погребальной обрядности были идея бессмертия и тесно связанная с ней идея реинкарнации, - т.е. представление о непрерывном потоке жизни, колесе превращений, переходе из одной жизни в другую. Благодатной почвой, где ростки идей реинкарнации дали мощные всходы, был культ предков, с его представлениями о преемственности поколений, о влиянии легендарных прародителей на зарождение новой жизни (изображения предков - как вместилище для хранения душ, зародышей, - последние, по представлениям архаики, могли переселиться, возродиться в теле новорожденного человека члена рода).

Мифологические представления древнего человека были облачены в форму тотемизма, с его глобальной идеей родства всех форм сущего, когда в круг кровных родственников человека входили животные, и растения, и камни, и даже небесные светила. В архаическом сознании господствовали законы тождества и метаморфоз, когда все было адекватно друг другу и большому космосу. Не удивительно предположение, что смерть человека в архаическом мире могла восприниматься как гибель звезды, светоча, а возрождение после смерти рассматривалось как образование нового мира, сотворение мира. Действительно, известно, что такие погребальные сооружения, как курган, пирамида были своеобразными моделями Вселенной, символами мировой горы.

С определенными представлениями о посмертном существовании души связаны, по всей вероятности, и существовавшие у людей два основных вида погребений - трупоположенные и трупопосожженные. В одном случае (особенно, если это мумификация), это желание сохранить тело, индивидуальный облик человека после смерти, в другом, - это явное желание избавиться от телесной оболочки. Объясняются, видимо, такие особенности в семантике погребальных обрядов специфическими представлениями отдельных культур, групп о метапсихозе.

Смерть, обряды перехода в новое состояние существовали в сознании, мировоззрении древнего человека в контексте хорошо знакомого ему мифа, мифологических образов и представлений, жизнь и смерть, рождение, взросление, угасание, - все было регламентировано, отмечено обрядами и ритуалами, следование которым являлось залогом благополучия, непрерываемости потока жизни, рождений. В этом контексте и погребальные обряды надо рассматривать как инсценировку этой части мифа, которая посвящена смерти, уходу. Живые и мертвые были участниками этого таинства, этой трагической мистерии, где все и вся - покойник, погребальное сооружение, предметы в могиле иллюстрировали эти сакраментальные действия.

Умершие – обитатели обширного пространства, где находятся мудрые предки; это не только мир прошлого, но и будущего, которое избежать невозможно. Они – знатоки будущего, поэтому к ним обращались чародеи-предсказатели. Умершие оказывались посредниками между их живыми потомками и богами. Физическая смерть не была абсолютным концом, жизнь считалась продолжающейся после смерти, и связь между человеком и его родственниками не прерывалась в могиле. Более того, живые и мертвые зависели друг от друга. Благополучие мертвых связано со вниманием, которое они получали от живых, в то время как существование живых в большой мере определялось заботой, которой они окружали ушедших.

Список литературы:

1. Батюшков Ф. Д., «Спор души с телом в памятниках средневековой литературы», СПБ. 1891;

2. Харузин Н. Н., Этнография, в. 4, СПБ. 1905;

3. Соболев А. Н., «Загробный мир по древнерусским представлениям», Сергиев-Посад, 1913;

4. Токарев С. А., «Ранние формы религии и их развитие», М., 1964;

5. Кунов Г., «Возникновение религии и веры в бога», [рус. пер.], 4 изд., М.-Л., 1925;

6. Тэйлор Э., «Первобытная культура», пер. с англ., М., 1939

7. Савченко Е. И., «Погребальный обряд Мощевой балки», М., 1983

8. Ньюзерн Дж., «Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях», М., 2003

9. «Погребальный обряд. Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. Сборник статей», М. 1999

10. Отрощенко В. В., « Идеологические воззрения племен эпохи бронзы на территории Украины. Обряды и верования древнего населения Украины. Сборник научных трудов», К., 1990

Поделиться