По Золотому кольцу России. "Это было в городе Муроме, селе Карачарове ". История Основные достопримечательности города Мурома

Дорога на Карачарово. Фотограф — Вячеслав Заикин.

По письменным источникам, село Карачарово известно с XVII века. Оно принадлежало князьям Черкасским, затем Шереметевым, потом перешло в род Разумовских. С приданым дочери, Екатерины Алексеевны Разумовской, Карачарово досталось министру народного просвещения графу С.С.Уварову.

Из памятников архитектуры в их усадьбе «Красная гора» сегодня сохранились: господский дом, два флигеля, надворные постройки и липовая аллея. Супруги-археологи Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы внесли большой вклад в развитие российской науки и большое внимание уделяли охране памятников истории и культуры. В XX столетии с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и с 1960-х годов оно административно входит в состав города как один из его районов.

Крест в память Илье Муромцу в Карачарово. Фотограф — Вячеслав Заикин.

Часовня у родника Ильи Муромца. Фотограф — Вячеслав Заикин.

В селе сохранились достопримечательности, связанные с именем самого знаменитого его уроженца — богатыря Ильи Муромца. Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь отправился помогать батюшке корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.

Вид на него и поныне открывается от Троицкого храма (ул. Красина). Построенный в камне в 1828 году, он стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые бревна, как гласит местное предание, заложил сам святой богатырь. Ныне храм полуразрушен, восстановлена лишь его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней находится икона преподобного Илии Муромского с частицей его мощей, привезенная из Киево-Печерской Лавры. Еще одна икона Преподобного с частицей его мощей находится в стоящей неподалеку на сельском кладбище церкви святых Гурия, Самона и Авива 1845 года постройки.

Карачарово. Храм Гурия, Самона и Авива. Фотограф — Вячеслав Заикин.

Вниз к реке Оке мимо Троицкого храма идет дорога, красиво огибая высокий холм. С левой стороны от нее внизу стоит деревянная часовня и купальня у святого Ильинского источника.

Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Бурушки. Таких источников по берегу Оки немало, иногда их еще называют «скоками» в память об их чудесном происхождении.

by Записки Дикой Хозяйки

Вдали от суеты, среди прекрасной приокской природы, среди Муромских холмов стоит село Карачарово. Славное мест о с интересной историей.

Село Карачарово, по письменным источникам, известно с XVII в. Оно принадлежало князьям Черкасским, Шереметевым, Разумовским. Через Е.А. Разумовскую, жену министра народного просвещения графа С.С.Уварова, как приданое, Карачарово в начале XIX в. перешло к роду Уваровых. С 1852 г. дворянская усадьба «Красная гора» в Карачарове принадлежала семье ученого-археолога, одного из основателей Московского археологического общества и Московского исторического музея, А.С. Уварову.

Из памятников архитектуры в усадьбе сегодня сохранились: господский дом, два флигеля, надворные постройки и липовая аллея. В настоящее время на территории усадьбы находится воинская часть (понтонно-мостовой полк).

В XX в. с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и в 1960-х годах оно административно вошло в состав города как один из его районов.

Но прежде всего, село Карачарово известно, благодаря богатырю Илье Муромцу, одному из главных героев древнерусского былинного эпоса, воплощающего народный идеал героя-воина (киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» и др.). Считается, что родина Ильи Муромца – село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Предполагают, что Илья Иванович Гущин (народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем) родился около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. Он был 177 см ростом, то есть по тем временам считался очень высоким, богатырем, гораздо выше своих современников. С детства и до 33 лет Илья, как говорят былины, «сиднем сидел на печи». Исследование его сохранившихся останков показало, что у Ильи были проблемы с позвоночником (дополнительные отростки на позвонках поясничного отдела, ущемлявшие нервы спинного мозга и вызывавшие паралич конечностей), которые, видимо, и ограничивали подвижность. Илья чудесным образом получил исцеление, по преданию, от трех старцев, нищих странников («калик перехожих»), которые, кроме прочего, наградили его богатырской силой и предсказали, что «смерть ему на бою не писана».

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя оружие духовным служением.

Предположительно, умер Илья Муромец в возрасте 45-55 лет. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Он был канонизирован в 1643 г. как преподобный Илия Печерский. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем, отмечая его память, по церковному календарю, 1 января.


В селе Карачарово сохранились достопримечательности, связанные с именем Ильи Муромца. Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь помогал отцу корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.

Вид на него и поныне открывается от Троицкой церкви. Построенный в 1828 г. каменный храм стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые дубовые бревна, как гласит местное предание, заложил сам богатырь Илья Муромец. Ныне храм реставрируется, восстановлена его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней хранится икона преподобного Илии Печерского (Муромского) с частицей его мощей, привезенных из Киево-Печерской лавры.

Первая современная икона Ильи Муромца написана в Муроме в 1992 г. по инициативе представителей рода Гущиных. В день памяти святого в 1993 г. образ с частицей мощей был торжественно перенесен в возрожденный храм Гурия, Самона и Авива (построен в 1845 г.) в Карачарове, который стоит на сельском кладбище.

Вниз к реке Оке мимо Троицкой церкви идет дорога. Там, в устье карачаровского оврага стоит деревянная часовня и купальня у родника Ильи Муромца. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Ильи Муромца. Таких источников по берегу Оки не менее восьми. Их еще называют «скоками» (где конь якобы отскакивал от земли) в память об их чудесном происхождении. Вода в роднике считается целебной, и люди приезжают за ней со всего Мурома. Над родником на холме установлен деревянный крест в память об Илье Муромце.

На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, установлена мемориальная доска. Надпись на ней повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. В настоящее время доме живёт потомок былинного героя – Николай Константинович Гущин.

Фото Левкович Натальи

Муром – древний город, который раскинулся на берегу Оки. Он расположен в 318 км от Москвы и 126 км от Владимира . Население Мурома — около 112 тысяч человек гордо называют себя муровлянами. Добраться до Мурома можно на поезде, на электричке, на автомобиле. Весной и в начале лета, пока Ока остается полноводной, сюда совершаются речные круизы на двухпалубных теплоходах. Муром известен как родина былинного героя Ильи Муромца , с ним связана судьба и православных святых – покровителей брака. Здесь жили, правили и упокоились св. благоверные князья Петр и Феврония . 8 июля, когда их вспоминает православная церковь, установлен День семьи, любви и верности. С недавних пор в середине лета (8.07) небольшой старинный городок становится центром всероссийских торжеств. В нем многолюдно и непривычно шумно. В другие дни жизнь в Муроме течет размеренно, что создает особую атмосферу.

Основные достопримечательности города Мурома

Основные достопримечательности Мурома сосредоточены на центральных улицах. Посетите обязательно:

  • Свято-Троицкий женский монастырь . Он был основан в 1643 году. Здесь нашли упокоение почитаемые на муромской земле и по всей России благоверные Петр и Феврония. Живописные клумбы, уютное оформление территории доставят немало приятных минут.
  • Благовещенский мужской монастырь . Находится в нескольких шагах от Троицкой обители. По легенде, его основал царь Иван Грозный в честь победы, одержанной в Казани. Дорога из двух монастырей выводит на площадь Крестьянина (ранее называвшейся Конной, тому причиной торговля лошадьми).
  • Ещё один монумент путешественники найдут у входа во дворец бракосочетаний. Это монумент в честь местных святых Петра и Февронии Муромских. Но он, как говорится, на любителя. О последних днях жизни благоверной княжеской семьи расскажет барельеф около Спасо-Преображенского монастыря .
  • Спасо-Преображенский монастырь (улица Лакина, 1а) также связан с муромскими Святыми. В нём на закате дней князь Петр принял схиму с именем Давид. Самобытен архитектурный ансамбль, датируемый XVI веком. На сегодня это крупнейший и старейший монастырь Мурома. Главные святыни: икона Божией матери «Скоропослушница» , икона Серафима Саровского и скульптура преподобного Ильи Муромца с частицей его мощей .

В 2012 году на центральном месте был установлен памятник покровителям брака. Если приглядеться, можно увидеть кролика. Он притаился у ног святой четы. Все туристы трут ему нос. По поверью, это приносит счастье в семью.

Илья Муромец известен как герой русских былин, но это вполне реально живший человек. Муромская земля пропитана местами, посвященными известному земляку. Микрорайон Карачарово – местные жители утверждают, что это и есть родина русского витязя. В память о его канонизации (в 1643 году) в селе воздвигли крест. Из Киева была привезена икона Илья Муромца – она хранится в церкви Гурия, Самона и Авива . Под горой течет источник, образованный, по поверью, первым скоком богатырского коня. Рядом устроены купальня и часовня. При въезде в Муром со стороны Владимира установлен былинный камень. Образ героя считается негласным символом города. На монументе указана дата основания «старинного града Мурома». В Окском парке с 1999 года над рекой высится памятник былинному герою. Место выбрано не случайно. Он установлен именно там, где когда-то была граница русских земель.

Места для прогулок

Сделав впечатляющие фотографии, стоит прогуляться по живописной набережной. Высокий берег создает панорамный вид на Муромский мост . Техническое ноу-хау соединяет богатую историю и современную жизнь. Недолгая пешая прогулка приведет в Окский парк, старейший в России . Он был разбит на месте деревянного кремля, разобранного когда-то за ненадобностью. Парк аттракционов рассчитан на посетителей любого возраста; особо хочется отметить колесо обозрения . Оно открывает прекрасную перспективу на исторический центр города. Тем, кто ценит архитектуру, стоит просто пройтись пешком по муромским улицам, насладиться видами «домов с мезонином», побродить по центральной площади 110-летия Мурома, посидеть на лавочке в сквере Ермакова. Градоначальник Алексей Васильевич Ермаков на развитие города тратил собственные средства – в память о нем установлен монумент. О его деятельности напоминает Водонапорная башня – символ технического прогресса, – заложившая основу местной водопроводной системы. Интересен и памятник Владимиру Зворыкину , «отцу» российского телевидения, у здания музея на улице Первомайской, д. 4. Кстати, Муромский историко-художественный музей разместился в нескольких зданиях. Фонд насчитывает более 90 000 экспонатов. Для туристов разработаны интерактивные программы и предлагаются услуги экскурсовода. И напоследок о вкусненьком. Около городского рынка установлен памятник калачу . Именно Муром считается родиной хлебного лакомства. Калач красуется на городском гербе. Сделав фотографию на память, вы сможете отведать муромского калача. Муром – город старинный, многоликий, с богатейшей историей, предоставляющий богатые возможности для туристических прогулок. Маршрут зависит от ваших интересов. Очевидно, что одного дня будет недостаточно, чтобы насладиться достопримечательностями Мурома.

Видео о Муроме

Посмотрите эти видеофильмы в качестве путеводителя что бы лучше узнать город Муром.

Фильм-путеводитель по достопримечательностям Мурома из цикла «Москва и Окрестности. Муром»

Очень подробный видео путеводитель по Мурому! Рекомендуем к просмотру.

Фильм о Муроме из серии Городские прогулки с Павлом Любимцевым

Фильм об истории Мурома из цикла Малое Золотое Кольцо

Хороший фильм об древней истории центра муромской земли.

Фото храмов и монастырей и других достопримечательностей Мурома













«Муром-Муром, городок»

…Карачарово - это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Позже выяснилось, что Карачарово - представляет собой одну длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Приокская.
…Рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «Что, попались дурачки на удочку?».
…Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду.

…Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна - она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы.

Карачарово - это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Но не надо обольщаться. Хоть, считается, оно и входит в границы города, но находится не в пешей досягаемости, а только в автомобильной, да и то, отсутствие каких-либо указателей превращает дорогу к нему в лабиринт, а полчаса отведённого для осмотра времени растягивает до полутора, как минимум.

По улице Ленина, не отрывая глаз от карты, мы выехали на мост через ж/д в сторону Карачаровского шоссе. Опрос местных жителей с вопросом «как доехать до села» особых результатов не приносил. Это и не мудрено, там действительно, сложно объяснить, как ехать. В общем, корректируя направление своего движения практически с каждым вторым встречным, мы, наконец, вырулили на крутую дорогу вниз с холма к реке. Подъехали. Выяснилось, что Карачарово - это деревня на самом берегу Оки, и представляет собой длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Приокская. Дорога по ней тоже деревенская, а это означает - коровьи лепёшки, ухаб на ухабе и пыль столбом. Дом Ильи Муромца, а точнее его современных потомков - семьи Гущиных - №279 . Поясняю, для тех, кто ещё не всё понял - учитывая, как обычно располагаются дома (чётные и нечётные по разным сторонам), можно быстренько подсчитать, что надо проехать ~140 (!) домов, чтобы добраться до него.

Муж сразу оценил возможности нашего пассата и перспективу движения по этой «дороге», но я распелась сладкоголосой птицей Сирин и подло заманивала к дому, суля золотые горы: «Нет, ну ты только подумай, когда мы ещё увидим дом Ильи Муромца, это же русский богатырь, может быть, ты забыл о речке Смородине, о Соловье-разбойнике, о богатырских скоках?!» … Муж повёлся, а потом было уже поздно (невозможно) разворачиваться. Так, рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «Что, попались дурачки на удочку?». Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду. Я уже притихла, вжала голову в плечи и прокручивала в голове варианты ускользания от справедливого последующего возмездия.

Наконец-то мы допилили до этого дома. Действительно, мы - дурашки-чебурашки. Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна - она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы. Мы даже не остановились. Это выглядело бы глупо. Типа «здрасьте, вы нас не ждали?». Улица узкая, на завалинке старички сидят, все смотрят - течёт своя активная деревенская жизнь. Мы только сфотографировали табличку с надписью «Здесь по преданиям находился дом, где родился богатырь Илья Муромец» из окна машины. Добултыхались до конца деревни, кое-как развернулись, распугав куриц и потарахтели обратно мимо тех же 140 домов.

Выехали из деревни. Муж остановил машину на шикарной песчаной отмели. Выключил зажигание. Я заметалась в салоне, как Паниковский и дочь лейтенанта Шмидта, потому что поняла, что сейчас меня начнут бить. Ногами. Я уже подогнала слёзы к глазам, чтобы подавить на жалость. Но муж сдержанно сказал, что вопрос о доверии к женщинам теперь для него закрыт, и что теперь в наказание я буду отмывать машину от всего прилипшего-постороннего в Оке. Я повеселела. Мы побрели по светлому песку к манящей воде.

Деревня Карачарово стоит прямо на Оке

Народ рыбачит

Отдыхает

Моет машины

Идут пароходы

Поезда не гудят, но картина перед глазами просто роскошная: Ока, Небо

В своё оправдание, я успела рассказать мужу, что Илья Муромец - это загадочный персонаж. Он есть - реальный, и есть образный, былинный. Некоторые считают, что Илья - финно-угр, в связи с созвучием его имени и финского калевальского героя, кузнеца Ильмаринена.

Настоящий реальный богатырь, возможно, действительно жил здесь в селе Карачарово под Муромом. Совершал подвиги с товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, Дунаем Ивановичем, Чурилой Пленковичем, Дюком Степановичем и остальными. Потом он ушёл в монахи в Киево-Печерскую лавру. По его сохранившимся в Киевских пещерах мощам был составлен приблизительный портрет: великорослый, крепкий, широкий мужчина, с большой грудной клеткой, хорошо развитыми плечами, мощными руками и ногами. О таких раньше говорили «не ладно скроен, крепко сбит». Причём, действительно, от рождения левая нога у него была короче правой, из-за чего он и сидел «на печи 30 лет и 3 года». Удивительно, что этот человек - уже не богатырь, а монах - убит ударом кинжала в спину. По легендам, это была месть его незаконнорожденного сына, за слёзы матери.

В древних русских былинах о богатыре его образ - собирательный. Через свойственное русским древним песням иносказание Илья Муромец - это воплощение ведического бога Перуна - громовержца, воина и небесного кузнеца (у православных на это имя накладывается Илья-пророк). Кстати, своё выступление на Казань царь Иван Грозный назначил на Перунов (Ильин день) - 2 августа, словно прося о помощи и заступничестве у небесного бога-воина для борьбы с тёмными силами. А день реального богатыря, святого Ильи Муромца, в православии отмечается 1 января.

Академик Лихачёв говорил, что древняя русская литература не знала вымышленных героев или сюжетов. Поэтому над образными подтекстами в преданиях о том, что богатырь Илья изменил русло реки Оки, покидав в неё дубы, и название села возникло оттого, что на этом месте его конь «окарачился» от соловьиного свиста, т.е. присел на задние ноги историки, наверное, серьёзно задумываются. Значит и то, что на месте скоков, т.е. ударов копыт того же коня Ильи Муромца забили родники, из которых местные носят себе воду - это тоже «факт». (Они располагаются на склоне под Троицкой сельской церковью).

Я с академиком не согласна. Почему такой прямолинейный вывод? А как же образное мышление? Любой герой любой русской сказки/былины и любые их слова и действия есть концентрат вековой народной мудрости. Наши прадеды оставили нам своё наследие изложенное не высокоумным изложением, а отформатировав его в виде детских сказок. Проще уж некуда. Предвидели, наверное, что наше время хоть и является «космически-продвинуто-компьютерно-н ано-технологичным», но излагать нам мудрость надо попроще, а то ведь не дойдёт через «тьму веков». И, действительно, до многих не доходит. Даже детям сейчас ближе какой-нибудь Робот Ури, чем Иван-Царевич с Серым Волком и Царевной Лягушкой. А уж вдумываться в смысл сказок - не, на какой нам это, мы чо такие, нам бы чипсами похрустеть, телик позырить и стрелялки зарядить. А сказки это для дурачков - мы же умные.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево

…Карачарово - это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом.
…Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду.

…Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна - она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы.

Карачарово - это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Но не надо обольщаться. Хоть, считается, оно и входит в границы города, но находится не в пешей досягаемости, а только в автомобильной, да и то, отсутствие каких-либо указателей превращает дорогу к нему в лабиринт, а полчаса отведённого для осмотра времени растягивает до полутора, как минимум.
По улице Ленина, не отрывая глаз от карты, мы выехали на мост через ж/д в сторону Карачаровского шоссе. Опрос местных жителей с вопросом «как доехать до села» особых результатов не приносил. Это и не мудрено, там действительно, сложно объяснить, как ехать. В общем, корректируя направление своего движения практически с каждым вторым встречным, мы, наконец, вырулили на крутую дорогу вниз с холма к реке. Подъехали. Выяснилось, что Карачарово - это деревня на самом берегу Оки, и представляет собой длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Заокская. Дорога по ней тоже деревенская, а это означает - коровьи лепёшки, ухаб на ухабе и пыль столбом. Дом Ильи Муромца, а точнее его современных потомков - семьи Гущиных - №279. Поясняю, для тех, кто ещё не всё понял - учитывая, как обычно располагаются дома (чётные и нечётные по разным сторонам), можно быстренько подсчитать, что надо проехать ~140 (!) домов, чтобы добраться до него.

Муж сразу оценил возможности нашего пассата и перспективу движения по этой «дороге», но я распелась сладкоголосой птицей Сирин и подло заманивала к дому, суля золотые горы: «Нет, ну ты только подумай, когда мы ещё увидим дом Ильи Муромца, это же русский богатырь, может быть, ты забыл о речке Смородине, о Соловье-разбойнике, о богатырских скоках?!»… Муж повёлся, а потом было уже поздно (невозможно) разворачиваться. Так, рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «что, попались дурачки на удочку?». Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду. Я уже притихла, вжала голову в плечи и прокручивала в голове варианты ускользания от справедливого последующего возмездия.

Наконец-то мы допилили до этого дома. Действительно, мы - дурашки-чебурашки. Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна - она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы. Мы даже не остановились. Это выглядело бы глупо. Типа «здрасьте, вы нас не ждали?». Улица узкая, на завалинке старички сидят, все смотрят - течёт своя активная деревенская жизнь. Мы только сфотографировали табличку с надписью «Здесь по преданиям находился дом, где родился богатырь Илья Муромец» из окна машины. Добултыхались до конца деревни, кое-как развернулись, распугав куриц и потарахтели обратно мимо тех же 140 домов.

Выехали из деревни. Муж остановил машину на шикарной песчаной отмели. Выключил зажигание. Я заметалась в салоне, как Паниковский и дочь лейтенанта Шмидта, потому что поняла, что сейчас меня начнут бить. Ногами. Я уже подогнала слёзы к глазам, чтобы подавить на жалость. Но муж сдержанно сказал, что вопрос о доверии к женщинам теперь для него закрыт, и что теперь в наказание я буду отмывать машину от всего прилипшего-постороннего в Оке. Я повеселела. Мы побрели по светлому песку к манящей воде.

Деревня Карачарово стоит прямо на Оке

Народ рыбачит

Отдыхает

Моет машины

Идут пароходы

Поезда не гудят, но картина перед глазами просто роскошная: Ока, Небо

В своё оправдание, я успела рассказать мужу, что Илья Муромец - это загадочный персонаж. Он есть - реальный, и есть образный, былинный. Некоторые считают, что Илья - финно-угр, в связи с созвучием его имени и финского калевальского героя, кузнеца Ильмаринена.

Настоящий реальный богатырь, возможно, действительно жил здесь в селе Карачарово под Муромом. Совершал подвиги с товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, Дунаем Ивановичем, Чурилой Пленковичем, Дюком Степановичем и остальными. Потом он ушёл в монахи в Киево-Печерскую лавру. По его сохранившимся в Киевских пещерах мощам был составлен приблизительный портрет: великорослый, крепкий, широкий мужчина, с большой грудной клеткой, хорошо развитыми плечами, мощными руками и ногами. О таких раньше говорили «не ладно скроен, крепко сбит». Причём, действительно, от рождения левая нога у него была короче правой, из-за чего он и сидел «на печи 30 лет и 3 года». Удивительно, что этот человек - уже не богатырь, а монах - убит ударом кинжала в спину. По легендам, это была месть его незаконнорожденного сына, за слёзы матери.

В древних русских былинах о богатыре его образ - собирательный. Через свойственное русским древним песням иносказание Илья Муромец - это воплощение ведического бога Перуна - громовержца, воина и небесного кузнеца (у православных на это имя накладывается Илья-пророк). Кстати, своё выступление на Казань царь Иван Грозный назначил на Перунов (Ильин день) - 2 августа, словно прося о помощи и заступничестве у небесного бога-воина для борьбы с тёмными силами. А день реального богатыря, святого Ильи Муромца, в православии отмечается 1 января.

Академик Лихачёв говорил, что древняя русская литература не знала вымышленных героев или сюжетов. Поэтому над образными подтекстами в преданиях о том, что богатырь Илья изменил русло реки Оки, покидав в неё дубы, и название села возникло оттого, что на этом месте его конь «окарачился» от соловьиного свиста, т.е. присел на задние ноги историки, наверное, серьёзно задумываются. Значит и то, что на месте скоков, т.е. ударов копыт того же коня Ильи Муромца забили родники, из которых местные носят себе воду - это тоже «факт». (Они располагаются на склоне под Троицкой сельской церковью).

Я с академиком не согласна. Почему такой прямолинейный вывод? А как же образное мышление? Любой герой любой русской сказки/былины и любые их слова и действия есть концентрат вековой народной мудрости. Наши прадеды оставили нам своё наследие изложенное не высокоумным изложением, а отформатировав его в виде детских сказок. Проще уж некуда. Предвидели, наверное, что наше время хоть и является «космически-продвинуто-компьютерно-н ано-технологичным», но излагать нам мудрость надо попроще, а то ведь не дойдёт через «тьму веков». И, действительно, до многих не доходит. Даже детям сейчас ближе какой-нибудь Робот Ури, чем Иван-Царевич с Серым Волком и Царевной Лягушкой. А уж вдумываться в смысл сказок - не, на какой нам это, мы чо такие, нам бы чипсами похрустеть, телик позырить и стрелялки зарядить. А сказки это для дурачков - мы же умные.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево

Поделиться