Многообразие способов познания мира. Презентация на тему "Многообразие путей познания мира." Познание средствами искусства – художественное освоение мира

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

1. Что такое познание; структура познавательной деятельности.

2. Ненаучные формы познания: мифологическое, религиозное, обыденное

3. Чувственное познание и его формы

3. Рациональное /логическое познание и его состав

4. Научное познание. Истина относительная и абсолютная

Познание («гносеология» от греч. gnosis –познание и logos – учение)– это деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Знание – это результат познания, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, которые в значительной мере закрепляются в знаках естественных и искусственных языков.

Познание включает в себя:

- субъект познания - им является человек;

- объект познания – им является то, что познается человеком (природа, общество, человек);

- условия познания (базис познания) - материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы, инструменты и др.), информация, имеющаяся в обществе, которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности

До того, как сформировалась наука, в жизни людей преобладали ненаучные формы познания:

А) мифическое познание (мифология) – объясняла природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил;

Б) религиозное познание вырастает из мифического, но более развито, абстрактно и отличается хорошо разработанным учением о моральном поведении людей.

В) обыденное познание - складывается спонтанно на основе повседневного житейского опыта, бытовой практики. Здесь знания разрозненны и отсутствует учение о знаниях, слабо разработаны теории. Из обыденного опыта формируется здравый смысл – усвоенные навыки практической жизнедеятельности. Здравый смысл не проникает в сущность явлений, а дает поверхностное суждение. Опираясь на традиции, он живет настоящим временем, но слабо реагирует на новые веяния жизни, ограничен в прогнозировании будущего. Прогностическую задачу выполняет наука.

Существует такое философское учение о познании как агностицизм (от греч. agnostos –«недоступный познанию») – учение, отвергающее познаваемость мира (потому что ощущения и восприятия человеком внешнего мира всегда неполны и искажены).

Но сторонники гносеологического подхода доказывают возможность адекватного познания мира, что подтверждается практической деятельностью людей.

В процессе познания выделяют два уровня (способа) познания:

1) чувственное познание и 2) рациональное / логическое познание (мышление)

Чувственное познание -

является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Существуют следующие формы чувственного познаний (в последовательности их усложнения):

А) Ощущение - исходная форма чувственного познания. Оно отражает отдельные свойства объекта, является результатом воздействия объекта на тот или иной орган чувств человека. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения.

Б) Восприятие - вторая форма чувственного познания. Это целостное (комплексное) отражение предмета или явления при прямом воздействии его на органы чувств. Здесь уже присутствует момент обобщения.

В) Представление - третья, высшая форма чувственного познания. В представлении наглядный образ объекта возникает без непосредственного контакта с организмом человека. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Это образы предметов, событий, возникающие на основе припоминания или же творческого воображения. Здесь образ объекта менее конкретный, а в большей мере «усреднённый» (обобщённый).

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 444 Фрунзенского административного района

Санкт-Петербурга

Конспект урока на тему

«Многообразие путей познания мира»

Вороновой

Татьяны Федоровны,

учителя обществознания

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка к уроку

Урок составлен в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание», (базовый уровень) и может быть проведен в 10 классе при изучении раздела «Человек и общество». Тема «Познание и знание».

Это интегрированный урок (Обществознание и Мировая Художественная Культура), урок закрепления и обобщения полученных знаний по теме: «Многообразие путей познания мира», их систематизации, а также формирования умений и навыков читать и интерпретировать различные тексты культуры.

Данная форма организации урока способствует тому, чтобы ученики учились одновременно применять имеющиеся знания в несколько измененной ситуации . Урок разработан с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия, метода открытых вопросов и элементов технологии критического мышления.

Проведение данного урока целесообразно после изучения таких основополагающих понятий курса обществознания как общество, человек, человек, как духовное существо, многообразие видов деятельности человека, различные способы познания мира, а также рассмотрения важных философских и дискуссионных вопросов: «Что такое человек?», «Цели и смыслы жизни человека», «Истина», «Способы и пути познавательной деятельности человека», « о своеобразии различных способов познания мира»…

Уроки, посвященные проблемам познания, гносеологии кроме важного информационного значения не менее значимы с мировоззренческой точки зрения, поскольку и сегодня многие аспекты гносеологии по-прежнему не имеют однозначного ответа и носят дискуссионный характер. Кроме этого, особенно в последние годы, нередко происходит так называемое «социальное конструирование реальности» , в котором огромную роль играют многочисленные СМИ, растет влияние различных мифологических практик, околонаучных теорий, появляется много других способов манипулирования сознанием и поэтому достаточно остро стоит проблема осознанного восприятия и критической переработки массивов разнообразной информации.

Объективные трудности путей познания для ребят старших классов дополнительно усложняются субъективными. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового возраста, социальной незрелости, большинству из них свойственен критический взгляд на мир, категоричность, иногда и безапелляционность суждений. Нередко молодые люди, желая до конца разобраться и познать то, что для них личностно значимо сегодня, наталкиваются на противоречивость, сложность, необъяснимость истины, которую они хотят узнать. Как удержаться от крайностей, дает ли современная наука абсолютные истины, почему до сих пор спорят «физики» и «лирики», что объединяет познание разных сторон окружающего мира и своего собственного «Я»? Эти вопросы, несомненно, вызывают неподдельный интерес у современных старшеклассников. Поэтому, представляется целесообразным акцентировать внимание учащихся на том, что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Сложно и, порой противоречиво сосуществуют, взаимодействуют и и оказывают влияние друг на друга научное и инонаучное знание.

Сложен, противоречив и неоднозначен путь познания. Сложность состоит том, что познание представляет собой разноплановый, многостадийный процесс, обусловленный многочисленными, не всегда объяснимыми причинами и условиями, которые постоянно происходят в пространстве и во времени. « Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой».

Итогом познания является получение объективных знаний, необходимых каждому человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, планировать и реализовывать свою деятельность, понимать происходящие события, прогнозировать будущее. Знания служат средством преобразования действительности, они возникают в процессе познания, состоящем из множества различных форм, этапов, уровней. В теории познания ученые выделяют, чувственное и рациональное познание, учитывают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Кроме этого научные сведения находятся в тесной взаимосвязи с житейскими представлениями, практическим опытом, народной мудростью, элементами мифологии, а также данными паранауки. Отдельной разновидностью познания является познание средствами искусства. Вся эта многоцветная палитра мира знаний существует и действует во взаимосвязи и взаимовлиянии. Учащимся предлагается, заранее, предварительно разделившись на группы, исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из аутентичного текста культуры – фрески работы , (созданной в 1495 1498 г.г. в в ), изображающей сцену со своими .

Ребятам рекомендуется использовать знания, полученные при изучении этого произведения искусства на уроках мировой художественной культуры, а также воспользоваться литературными источниками, Интернет-ресурсами и публикациями в СМИ.


Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов

Цель урока:

    Проиллюстрировать на примере одного произведения искусства многообразие путей познания мира, сложность формирования и взаимовлияния научного и инонаучного знания.

Задачи:

Образовательные

    Обобщить, повторить и закрепить полученные знания по теме

    Показать значимость изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности учащихся

Развивающие

    Содействовать развитию умений читать и интерпретировать различные тексты культуры

    Способствовать формированию навыков критичности восприятия информации из различных источников

    Формировать умения применять знания, полученные при изучении разных источников в контексте задания .

    Совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответов

Воспитывающие

    Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе

    Содействовать формированию положительного отношения к изучаемому вопросу

    Помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии

Оборудование: мультимедийная установка, репродукция фрески « Тайная вечеря», схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов, схема «Формы познания».

Опережающее задание: каждая группа, после консультации учителя готовит представление своего ответа на задание, (презентация, подготовка сообщений), написание синквейна.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».

«Сперва изучай науку»

«а затем на практике следуй указаниям, данным тебе наукой»…

«Один опыт, чистый эмпиризм – недостаточен:

опыт должен опираться на размышление.

«Художники, прежде всего, изучайте науку»

Вступительное слово учителя:

Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена, как восходящее стремление к абсолютной истине, в ходе которого появляются все новые и новые истины. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования и ошибки. Передовые научные знания существуют одновременно невежеством, а часто даже с предрассудками. Поэтому, не уменьшая огромного значения научного познания, признано, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Наука, в своем развитии прошла очень сложный путь. Во все времена были и открытия и ошибки и откаты и заблуждения, нередко на пути к получению достоверного знания встречалась ложь, но во все времена рождались и творили гении, появлялись новаторские приемы, бессмертные произведения, которые не оставляют людей равнодушными до сих пор.

Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также – всей истории человечества. Широко известны его достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия.

Многообразие интересов Леонардо - художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность. Самое главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

Вы заранее, разделившись на группы, должны были исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из известного произведения искусства эпохи Возрождения, фрески работы . Вам рекомендовалось использовать знания, полученные при изучении фрески «Тайная вечеря» на уроках мировой художественной культуры, представления о методах и способах научного познания, полученные Вами при изучении таких школьных предметов, как физика, биология, химия, математика и обществознание. Вы имели возможность получить необходимые консультации учителей Мировой художественной культуры и обществознания, воспользоваться Интернет-ресурсами и литературными источниками, публикациями в СМИ.

Группа 1. Научное знание

Задание:

    Почему р оспись стала вехой в истории ? Какие научные знания – открытия несет в себе это произведение искусства? В чем принципиальная новизна организации пространства в этом творении Леонардо?

    В чем состоит особенность техники написания Фрески? Какие методы научного познания использовал автор при создании своего произведения? Какие уровни научного познания подтверждает и показывает своей работой Леонардо?

    Принцип «Золотого сечения» в «Тайной вечере», Леонардо? Какие методы рационального познания декларировал и использовал в своей деятельности Леонардо до Винчи?

    Какие утверждения, касающиеся получения истинного знания, сформулированные Леонардо актуальны и сегодня?

    В чем сложность и противоречивость научного знания Леонардо?

    Составьте синквейн по теме « Научное знание».

Группа 2. Искусство.

Задание:

    Почему так важна эта фреска для современного человека, и для молодого человека Вашего возраста?

    Какие «вечные» вопросы, касающиеся каждого человека, молодого человека Вашего возраста ставит Леонардо да Винчи в этой работе?

    Что придает неповторимый характер "Тайной вечере”?

    В чем уникальность композиции фрески?

    Составьте синквейн по теме « Познание мира средствами искусства».

Группа 3. Религиозное знание

Задание:

    Какое событие Евангелия, согласно библейскому знанию изображено на Тайной вечере Леонардо да Винчи?

    Об установлении какого главного таинства на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея?

    Какие еще чины совершаются в Православной Церкви в Великий четверг?

    Только ли религиозное таинство изображено на фреске Леонардо?

    Составьте синквейн по теме «Религиозное знание».

Группа 4. Паранаучное знание

Задание:

    Какие предсказания, по мнению современных исследователей наследия Леонардо, зашифрованы в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

    Какой математико-астрологический шифр, составленный Леонардо, разгадывают современные исследователи его творчества?

    Что приписывается символике отдельных деталей изображения? Какие еще гипотезы, по мнению современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, ждут своего подтверждения?

    Какие мифы сопровождают и сегодня Тайную вечерю Леонардо да Винчи?

    «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

    Кто из исследователей наследия Леонардо в России претендует на то, что именно он разгадал тайну «Джоконды» и придумал термин «Код да Винчи»

    Составьте синквейн по теме «Паранаучное знание».

3 . Подведение итогов:

При подведении итогов школьникам предлагается проанализировать свои наблюдения о специфике познания мира с помощью художественного образа, сделать акцент на искусстве, как одном из важнейших способов познания мира, а также понять, как сложен, многообразен и противоречив путь познания. При представлении работы, при ответах на вопросы учителя и одноклассников необходимо обязательное использование основных понятий темы, обществоведческих терминов в контексте ответа.

Заключительное слово учителя .

Наша совместная работа показала, насколько сложно и противоречиво познание мира, какой долгий и нелегкий путь проходит человечество, на пути постижения истинного знания. И как сложно постичь и достичь абсолютную истину. Сегодняшний наш урок подтверждает что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Очевидна значимость всех методов познания, и при этом сложно переоценить значение познания методами искусства. Какой огромный вклад вносят творения великих мастеров в осознание мира, и творчество великого Леонардо да Винчи ярчайший этому пример.

Удивительно, как часто, сегодня, современные деятели культуры, науки и искусства обращаются к творческому наследию Леонардо.

В литературе, в современном романе Дэна Брауна « » анализ фрески помогает в решении загадки убийства Жака Соньера. Литературная версия продолжается в кинематографе: в художественном фильме « ». Главные герои находят свои лица на фреске в документальном фильме « ». Сюжет фрески пародируется в мультсериале « ». В киноверсии рок оперы , участники тайной вечери повторяют позы апостолов . Фреска показана в документальном сериале « ». Во вступлении фильма « », в прощальной вечеринке воссоздаётся Тайная вечеря. Все эти современные произведения созданы с 2003 по 2009год. Фреска не оставляет равнодушными ни деятелей культуры и искусства, ни обычных людей, которые жаждут прикоснуться к этому произведению, ни многочисленных во всем мире исследователей творческого наследия великого Леонардо. А самый главный результат нашего урока, это то, что Вы поняли и сравнили, как мало Вы могли сказать о фреске Леонардо до начала нашей работы, и сколько нового и интересного Вы узнали и можете теперь рассказать об этой работе.

4. Домашнее задание:

Написать эссе на тему любого высказывания

1. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наукаполководец, а практика - солдаты».

2. «Художники, прежде всего, изучайте науку».

Список используемой литературы

    Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Наблюдения. Размышления. Научно-методический сборник. – СПб, Невский Диалект. 2006. –400с. Илл. Составитель А.Д. Раппопорт. Общая редакция Л.М. Ванюшкина

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2008.–237с.

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2010.– 351с.

    Обществознание. Базовый уровень 10-11 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н.Лазебникова. М. OO О Астрель. 2004.– 398 с.

    Обществознание. Профильный уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение,2007.– 406 с.

    Аникин М.А. « Леонардо да Винчи или богословие в красках » (СПб. 2000 г.)

    Аникин М.А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб. 2011)

    Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. – 415с. Илл.

    Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984

    Гелб, М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. М., 1961.

    Гуковский М.А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967.

    Зубов В.П., Леонардо да Винчи, М. - Л.1961.

    Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т.1.- СПб., М., 2000, с. 89

    Манфред Христ. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «новое открытие христианства».

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

2. Религиозное познание
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Поделиться