Куда попадет самоубийца. Куда попадает душа после смерти человека. Что же происходит с душой самоубийцы

Тема самоубийства в нашем обществе окружена облаком негатива, страха и непонимания. Когда заходит разговор о том, что кто-то из близкого окружения совершил самоубийство – возникает тяжёлая пауза… и шок. Я думаю, что если вам приходилось быть участниками такого разговора, то вы тоже ощущали подобное.

Реакция людей на сообщение о самоубийстве отличается от реакции на сообщение о смерти по другим причинам. Естественную смерть или смерть в результате несчастного случая принять легче, чем самоубийство.

В свою очередь, человека, потерявшего в результате самоубийства близкого, одолевают сложные чувства. Особенно могут быть сильными чувство вины и стыда.

Отчасти такое восприятие связано с укоренившимися в нашем обществе убеждениями. Многие люди считают, что те, кто совершают самоубийства – грешники и не смогут «попасть в Рай». В былые времена их тела хоронили за пределами кладбищ, а местами такая практика встречается и сегодня – в форме запрета на захоронение на церковном кладбище.

Потеря близкого человека – это всегда боль и страдания… А если было самоубийство, то к горестным переживаниям потери добавляются переживания о Душе ушедшего, которая «обречена на вечность в Аду за такой грех».

Тема самоубийства много раз возникала во время личных консультаций с моими клиентами – при просмотре их прошлых воплощений. Да и в опыте моей Души есть несколько таких жизней.

Все души составляют план своей жизни, прежде чем они воплотятся на Земле в физические тела. Когда Душа выбирает жизнь, она также планирует способ ухода из неё.

Этот способ ухода тщательно продумывается. Потому что каждая Душа является участником жизней других душ. Точно так же другие души являются участниками её жизненного плана. И способ выхода Души из воплощения согласовывается с остальными участниками её жизненного сценария.

Однако в процессе жизни в физическом теле Душа может принять другое решение – и выйти из жизни через самоубийство. На тонком плане об этом решении сообщается всем душам-участникам.

Можно сказать, что души, которые остались в физическом мире после самоубийства близкого человека, – на тонком плане согласились на такой опыт и получают свои ценные уроки в результате именно такого его ухода из жизни.

Ведь с точки зрения Души жизнь на Земле используется как учебный урок.
И когда Душа выбирает такой травматичный способ выхода, то в конечном итоге этот опыт является полезным для всех вовлечённых в эту ситуацию душ.

На консультациях мне доводилось много раз проводить клиентов по их прошлым жизням, которые заканчивались самоубийством. И во время анализа прожитого воплощения с Наставниками Души выяснялось, что такой способ ухода НЕ планировался Душой.

Самоубийство не является целью Души, которая воплощается в физическом мире. Каждое воплощение высоко ценится – за огромные жизненные уроки, опыт и навыки, которые будут получены.

Однако у нас всегда есть Свободная Воля, и поэтому мы свободны выйти из этого мира в любое время, когда захотим.

В Духовном мире самоубийство не считается ошибкой. Это просто другой опыт для Души. Душа использовала свою Свободную Волю и вышла из воплощения.

В результате она изучает уроки, которые могут отличаться от тех, что планировались перед воплощением.

Что потом

Когда Душа досрочно прекращает свою физическую жизнь, она часто не понимает, что уже «умерла». Поэтому после выхода из тела её окружают любящие существа из Тонкого мира.

Эти существа помогают Душе «придти в себя», поскольку она всё ещё погружена в ту эмоциональную боль, которую ощущала в физическом мире и которая заставила её прекратить воплощение.

Эти любящие существа помогают ей акклиматизироваться в нефизическом мире и сопровождают её дальше.

Если необходимо, такой Душе помогают переместиться в особое пространство, где она сможет исцелиться от эмоциональной боли. Сможет освободиться от тех негативных убеждений, которые наполнили её и побудили уйти из жизни.

А после исцеления её ждёт пересмотр и анализ прожитой жизни вместе с её Наставниками – для осознания полученного опыта. Ведь из каждого воплощения Душа извлекает какой-то опыт и знания.

В дальнейшем у такой Души могут быть следующие варианты:

1 вариант. Душа может реинкарнировать в параллельную реальность и прожить ту же жизнь без самоубийства. В этом случае память Души исцеляется от воспоминаний о самоубийстве, а сама Душа получает второй шанс – возможность принять другое решение.

2 вариант. Душа может выбрать другую жизнь с подобными обстоятельствами и переживаниями – и подсознательно, используя свой прошлый опыт, сделать другой выбор. Выбор не самоубийства, а выбор найти выход из сложившейся ситуации.

3 вариант. Душа принимает решение не воплощаться на Земле – никогда больше или какое-то время.

Каждый из этих вариантов позволит Душе получить ценные уроки для её роста и развития.

Мой практический опыт проведения консультаций показывает, что в Духовном мире не существует наказания за самоубийство. Да, иногда Наставники могут быть строгими к Душе – за то, что не проявила твёрдость, желание найти другое решение – и вышла из воплощения.

Но наказания как такового нет. Наоборот, такую Душу окружают любовью, заботой и помогают ей восстановиться.

После перепросмотра прожитой жизни с более высокой точки зрения и осознания своих действий Душа сама может принять решение попробовать ещё раз. Однако, не всем выпадает такая возможность.

С точки зрения существ из Духовного мира воплощение на Земле считается большой привилегией. Потому что количество физических тел, доступных для воплощения, ограничено.

И если Душа уже воплотилась – нужно постараться найти для себя решение, найти выход из трудной ситуации и всё-таки прожить жизнь. Ведь часто Душа сама себе планирует трудности и испытания для получения определённого опыта. И перед воплощением знает, насколько тяжела будет её жизнь.

Общение с Душой ушедшего

В Духовном мире смерть – это переход Души из одного состояния (телесного) в другое (не телесное). Поэтому в любое время можно обратиться к своим близким на уровне Души и пообщаться с ними.

Если кто-то из ваших близких совершил самоубийство, вы можете «поговорить» с его Душой, рассказать ей о своих переживаниях и узнать, как у неё дела.

Такое общение поможет:
– избавиться от чувства вины или гнева, вызванных самоубийством близкого человека;
– избавиться от переживаний о дальнейшей судьбе его Души;
– прояснить для себя истинные причины его преждевременного ухода;
– облегчить своё горе и страдания; такое облегчение всегда наступает после тёплых объятий на тонком плане – на уровне Души.

Предлагаю вам простую и эффективную практику для общения с Душой ушедшего человека.

Я надеюсь, что эта статья была полезна и каким-то образом принесла мир в души тех, кто нуждался в этом.

P.S. Если по этой не простой теме у вас возникли вопросы – пишите их мне лично или ниже в комментариях.

P.P.S. А если вам нужна помощь по этой теме – приглашаю на .

Фрагмент бразильского антисуицидного плаката. Бразильская организация Centro de Valorização da Vida работает над тем чтобы помочь людям самостоятельно противостоять суицидальным наклонностям

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств. В год покончить с собой пытается больше 25 миллионов человек. Умирает каждый шестой. Большинство выживает. Что могут сказать выжившие тем, кого посещают суицидальные мысли? Чем можно помочь тем, кто совершил попытку суицида?

Отвечают те, кто выжил, с антисуицидального сайта pobedish.ru , и психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча» Александра Имашева .

Вторая попытка… жить или умереть?

Знаю, что тем, кто сейчас хочет покончить с собой, глупо говорить, что его жизнь бесценна. Но я повторю – твоя жизнь бесценна, она – Божий дар, она твоя и нужна только тебе. Храни и береги свою жизнь! Если не станет тебя, те, кто когда-то делали тебе зло, будут жить дальше, у них будут в жизни радости, а у тебя ничего. Тебя просто не будет, а остальным будет глубоко наплевать. Цени свою личность, то, что ты есть на белом свете!!!
Юлия, 21 год.

Подошедший близко к смерти человек испытывает экзистенциальный шок. Этот шок нередко проясняет для человека новые смыслы жизни, и неудавшийся самоубийца начинает понимать, что те трудности, из-за которых он предпринял попытку, на самом деле решаемы, а в жизни есть вещи куда важнее.

Бытует мнение, что все самоубийцы перед самой смертью стараются как-то спастись – висельники пытаются нащупать ногой откинутый табурет, бросившиеся из окна – за что-то схватиться. Но это верно не для всех. Многие не стараются и даже сопротивляются попыткам их спасти. Это – как раз те, кто в будущем скорее всего повторит попытку самоубийства. Даже после того, как они заглянули в лицо смерти, они продолжают испытывать безнадежность и душевную боль. Можно ли им помочь и поддержать, постараться отвратить от новой попытки самоубийства? Можно!

Когда неудавшийся самоубийца приходит в себя на больничной койке, то самое важное для него – чтобы рядом был кто-то, кто его бы понимал и ему сочувствовал. Чтобы был кто-то, кто бы его выслушал. Особенно это важно для тех, кто после спасения говорит «лучше бы мне умереть». Все самоубийцы хотят сообщить о своем намерении до совершения суицида, и почти всегда либо прямо говорят о том, что собираются сделать, либо косвенно пытаются довести это до сведения близких (постоянно говорят о самоубийствах других людей или на тему смерти, увлекаются литературой или фильмами по этой тематике, совершают символические действия – например, прощаются с друзьями, отдают долги, раздают любимые вещи).

Неудавшийся самоубийца не должен быть в одиночестве. С ним надо говорить. Но есть подходы, на которые наложено строгое табу.

Что не нужно делать:

— Осуждать и критиковать за попытку суицида. Помните: человек совершил ее от сильнейшей душевной боли и чувства безысходности, он не нашел другого выхода. Критика только усилит эти чувства.

Играть на чувстве вины . Нельзя играть на чувстве вины: как ты мог, ты не подумал о своих ближних, ты думал только о себе, ты эгоист. Ни в коем случае нельзя виноватить. Чувство вины еще никого и никогда не побуждало жить, зато в петлю загоняло не раз.

Обесценивать чувства и проблемы неудавшегося самоубийцы . Этим часто «грешат» родители спасенных подростков: заявляют им, мол, все твои проблемы яйца выеденного не стоит. Им кажется, что они подбадривают своего ребенка, а на самом деле тот только острее ощущает, что его никто не понимает и его переживания никому не интересны. Это только укрепит подростка в мысли, что нужно повторить попытку.

Запугивать . Не надо угрожать неудавшемуся самоубийце адом за его попытку, расписывать грядущие бесконечные мучения. Ему и так плохо, ему нужна поддержка и доброта, а не прокурорские речи. Напоминание про то, что самоубийство – смертный грех, подходит для профилактики суицида, если известно, что человек верующий. Это многих действительно удерживает. Но после попытки самоубийства этого делать нельзя, иначе человек почувствует себя окончательно обреченным, а если так – какой смысл жить?

Избегать разговора о самоубийстве . Нельзя делать вид, что ничего не произошло, нельзя общаться с неудавшимся самоубийцей фальшиво-бодро, словно пришли в больницу к человеку, которому всего лишь сделали операцию по удалению аппендицита. Неудавшийся самоубийца опять же чувствует, что о самом важном с ним не хотят говорить. И он вынужден замыкаться в себе и внутри себя переваривать случившееся, что может усилить чувство безнадежности.

Что нужно делать:

Если выживший самоубийца захочет поговорить о том, что он сделал, обязательно нужно его в этом поддержать. Надо высказать свое понимание того, что произошло: я знаю, тебе было так плохо, ты другого выхода не видел. Часто самоубийц тянет поговорить о том, что с ними было, из-за чего они предприняли свою попытку. И это надо поддержать, спросить, почему было так плохо, отчего было так тяжело. Обязательно нужно дать возможность излить душу и выслушать очень внимательно, ни в коем случае не перебивая и не отвлекаясь.

Главное – выразить ему свои теплые чувства и любовь, сказать о том, что он важен и нужен, что он очень дорог для того, кто с ним рядом, для своей семьи. Не упрекать, говоря, что он не подумал о чувствах своих ближних, а рассказать, как он любим, как его ждут дома, как всем плохо без него.

Предложить обсудить возможную помощь: мол, обязательно должно быть что-то, что может помочь – давай об этом поговорим. Можно предложить помощь психотерапевта, причем, не просто отвлеченно об этом сказать, а обозначить свою активную помощь: я найду для тебя хорошего врача, я приведу его к тебе, он обязательно поможет. Самоубийца должен чувствовать, что есть люди, которым очень не все равно.

Если выживший самоубийца все равно упорно стоит на своем и заявляет, что стоит ему выписаться из больницы, как он тут же повторит попытку (или намекает на это, говоря о том, что ему незачем жить), то есть несколько путей, чтобы постараться это предотвратить:

Первое . Нужно сделать все, чтобы уменьшить социальную изоляцию этого человека. Зачастую самоубийца социально изолирован, вокруг него нет людей, с которыми у него по-настоящему близкие отношения. Пока он лежит в больнице, можно попробовать стать для него таким человеком, с которым можно обсуждать мучающие вопросы, которому можно сказать все как есть — и получить в ответ принятие, а не осуждение и не обесценивание проблем. Нужно постараться поднять на ноги всех его друзей, всех его родных и близких, чтобы он чувствовал, что вокруг него очень много людей, которым он не безразличен.

Второе . Найти хорошего врача-психотерапевта и уговорить пройти курс лечения психотерапией и антидепрессантами. Если человек так упорен в своих намерениях, то вполне возможно, что у него настоящая депрессия, которая требует серьезного лечения.

Третье . Досконально выяснить, что толкает человека на новую попытку. И если в основе этого лежит некая реальная проблема – сделать максимум для ее решения, или, по крайней мере, проявить всю свою добрую волю к этому. Прямо сказать: мне, твоей жене, твоему другу не все равно, что ты хочешь умереть, мы будем очень горевать. Давай хотя бы ради нас попробуем как-то вместе решить твою проблему, поискать другие выходы. Нужно, чтобы он почувствовал, что рядом с ним есть «группа поддержки».

Неудавшийся самоубийца дома

Главное – хотеть над собой работать, и со временем отравляющие жизнь мысли исчезнут, а еще через некоторое время – обязательно появится желание жить. Я всегда в глубине души знала, что это замечательно – хотеть жить.
Кристина, 20 лет

Когда неудавшийся самоубийца выписывается из больницы и возвращается домой, то следует придерживаться приблизительно тех же правил в общении с ним.

Не должно быть «заговора молчания» вокруг его попытки самоубийства. Не надо специально об этом напоминать, но если он сам об этом заговорит – обязательно выслушать его и поговорить с ним на эту тему. А то в таких случаях очень любят увести разговор в сторону, перевести его на другое или начать ахать «ой, не надо об этом, забудь поскорее, не вспоминай». Надо! Человек совершил, может быть, самый страшный поступок в своей жизни и очень понятно, что ему хочется и надо об этом поговорить. Поддержите его в этом!

Не нужно устраивать нарочитый контроль: не оставлять его одного, если он идет из одной комнаты в другую, демонстративно идти за ним. Но нужно последить, чтобы человек не страдал от одиночества, и если он просит вашего общества – нужно бросить все и побыть с ним.

Бывает, что человек специально просит оставить его в одиночестве. Не нужно сопротивляться этому («нет, я буду сидеть с тобой рядом!»), но не нужно и оставлять его одного надолго. Лучше всего – сказать ему что-то вроде «хорошо, ты посиди один в комнате, а я буду недалеко, на кухне, зови, если что» или «мне очень хочется побыть с тобой, если ты не хочешь, мы не будет разговаривать, будем каждый заниматься своим делом, просто побудем вместе».

Нужно, чтобы он ощущал, что кто-то рядом есть и кто-то за него переживает. Недаром самоубийства чаще всего совершаются поздней ночью или рано утром, когда человек чаще всего один и во власти своих мыслей. Должна быть установка: я рядом, я всегда рядом, когда тебе нужно, днем и ночью, и всегда тебе помогу.

Нужно помочь человеку найти причину, по которой и для которой он мог бы жить. Не настаивая, не навязываясь, но предлагая ему разные варианты. В моей практике был случай, когда неудавшаяся молодая самоубийца, которую мучало желание повторить попытку, решила… сделать сайт для помощи таким же, как она. Хотя она сама еще не была уверена, что не покончит с собой, она все равно начала делать этот сайт, подбирать материалы, уговаривать других остаться жить. И эта работа в конце концов дала ей самой стимул к жизни. Помогая другим, она помогла себе.

Жить - это классно! Я только сейчас поняла. Чувствовать, как воздух набирается в лёгкие, как сердце бьётся, мышцы напрягаются. Я могу ходить, говорить, а кто-то ведь не может. Сейчас мне в комнату светит солнце, и птицы орут. И всё же это счастье - дышать.
Анастасия, 18 лет

Группы риска

Женщины пытаются покончить с собой в четыре раза чаще, чем мужчины. Однако мужские попытки самоубийства заканчиваются смертью в четыре раза чаще, чем женские. Связано это с теми способами, которые выбирают мужчины и женщины. Женщины чаще пытаются отравиться, и «промахиваются» с дозой, в то время, как мужчины выбирают иные, более смертоносные способы.

Подростки с 12 до 20 лет. Основная причина подростковых суицидов – плохое умение справляться с трудностями и недостаток жизненного опыта для решения проблем. Конфликты в этом возрасте нередко кажутся неразрешимыми, и быстро возникает чувство безнадежности, характерное для самоубийц. Кроме того, подростки плохо понимают, что такое смерть. Они не до конца осознают, что смерть – это конец жизни, и к суициду могут привести мстительные мечты «покончу с собой и посмотрю, как они будут жалеть, что я умер».

Подростки часто совершают попытки суицида демонстративно, и это нередко крик о помощи, о том, чтобы на них обратили внимание. Некоторые не хотят себя по-настоящему убить, им больше хочется всех напугать.

Пожилые люди после 60 лет. Если подростки кончают с собой от недостатка жизненного опыта, то пожилые люди чувствуют тоску и безнадежность из-за скорого конца жизни. Мол, все равно это не за горами, можно и ускорить. Кроме того, они нередко страдают тяжелыми болезнями, что тоже является фактором риска. У многих умирают супруги, что приводит к тяжелым депрессиям и суицидальным мыслям и попыткам.

Мужчины 20-35 лет . Это менее распространенная группа, но тем не менее, ее можно выделить. Основная причина суицидов тут – неумение справиться с задачами, которые подкидывает жизнь, человеку кажется, что к этому возрасту уже полагается что-то достичь, а этого нет – вот и депрессия, вот и попытка суицида.

Одинокие люди. Недостаток социальной поддержки может довести человека до самоубийства. Люди, у которых нет семьи, нет дружеской поддержки, малое количество социальных связей, не могут получить поддержку тогда, когда она им нужна.

Тяжелобольные . Лидеры по суицидам в этой области – больные ВИЧ, онкобольные, страдающие депрессией. Следует отметить, что в состоянии депрессии совершается 60% всех самоубийств. Суицидальные мысли – один из симптомов депрессии.

Алкоголики и наркоманы . У алкоголиков развивается алкогольная депрессия, в результате которой они кончают с собой. Наркоманы в период между принятием наркотиков ощущают бессмысленность жизни, на это также может наложиться «ломка» из-за отсутствия наркотического вещества.

Если человек исповедовал православие, следует приготовиться к тому, что ничего хорошего его душа не получит в случае суицида. Христианство дает точный ответ на вопрос: что происходит с душами самоубийц?

Жизнь – величайший дар, полученный от Бога. Поэтому обрывая свою жизнь самостоятельно, человек бросает вызов Богу и отвергает его бесценный дар. Следовательно, такая душа недостойна высшего покровительства и вечно должна пребывать в гиене огненной, расплачиваясь за малодушный прижизненный поступок.

Именно по этой причине священнослужители отказываются отпевать самоубийц. Отпевание – акт моления за умершего человека, своеобразное напутствие к вечной жизни, перед встречей с Богом, перед которым душа должна отчитаться за свои деяния при жизни.

Заканчивая жизнь суицидом, человек игнорирует чувства окружающих его людей. Этот акт можно назвать признаком абсолютного эгоизма, противопоставления своих желаний желаниям окружающих его людей. Даже убийца может быть прощен в случае раскаяния. Однако самоубийцы уже не способны покаяться в своих грехах, так как они сами добровольно отказались от Бога, им не нужно ни отпевание, ни прощение.

При этом вечные посмертные терзания не являются наказанием высших сил в буквальном смысле этого слова. На самом деле подобная участь ожидает любую душу, пренебрегающую общением с Божественной сущностью. Господь мог бы дать шанс душе для дальнейшего перерождения. Однако она не нуждается в нем, так как отринула помощь Бога.

Впрочем, подобные отношения к самоубийцам присутствуют далеко не во всех религиозных течениях. Так, например, в буддизме самоубийство является не грехом, а ошибкой. Поэтому душа имеет право на дальнейшее перерождение, но самоубийство отбрасывает ее достаточно далеко от достижения желаемой нирваны.

В отличие от современных религий, в Древнем Риме суицид не считался чем-то негативным. Напротив, если умирал один из друзей, второй часто решал покончить жизнь самоубийством, чтобы воссоединиться с ним в ином мире. Этот поступок вызывал у древних римлян бесконечное уважение. Кстати, часто человек, решивший уйти из жизни добровольно, превращал акт своей смерти в настоящее пиршество, на котором его провожали в последний путь близкие люди, произносившие в честь смельчака достойные речи.

Тем не менее, в большинстве религий к суициду относятся негативно. Считается, что человек уходит из жизни в надежде покончить с проблемами в этом мире. Однако современные представления о загробном существовании начисто лишают его этой надежды. В последнее время все больше людей отрицают существование огненной гиены. Наказание души за прижизненные грехи представляется совершенно иным.

Считается, что душа попадает в замкнутое ограниченное пространство, в котором будет находиться в полном одиночестве до тех пор, пока в полной мере не прочувствует свои грехи и не раскается в них. Срок нахождения в подобном вакууме у всех различен. Однако душа самоубийцы способна навсегда остаться в данной изоляции, так как заранее выбрала одиночество. Значит, ей предстоит вечность переживать одни и те же причины, которые привели ее к добровольному уходу из жизни. Получается, в загробной жизни человек многократно столкнется с нерешенными при жизни проблемами. Стоит ли рисковать посмертным существованием для такого сомнительного времяпровождения?

На самом деле, сложно сказать, что будет с душами самоубийц. Еще ни одна душа не оставляла доказательств даже существования загробного мира. как можно судить о том, что остается неизвестным простым людям и служителям Церкви?

После потери близкого люди нередко жалуются на то, что в голову лезут мысли о самоубийстве. Почему так происходит? От чего психически нормальному человеку вдруг приходит совершенно нелепая мысль о добровольном уходе из жизни?

Человек, задумывающийся о самоубийстве, обычно не может логично обосновать свое намерение. Он может жаловаться на жизнь, которая якобы пропитана ложью, на отсутствие возможности найти в ней смысл, может говорить о том, что хочет избавиться от сильной душевной боли. То есть, он может говорить все, что угодно, но логично объяснить свое намерение, а также то, что можно получить, совершив суицид, он никогда не сможет.

В большинстве случаев, разговоры о невозможности найти смысл жизни или изменить ее к лучшему, остаются разговорами. Самоубийца, как правило, не предпринимает никаких попыток изменить жизнь к лучшему или найти ее цель. На интуитивном уровне он понимает, что жизнь возникла не сама по себе, и должен существовать Тот, Кто ее создал. Понимая, что распоряжаться жизнью может только Создатель, такой человек, тем не менее, не желает мириться с тем, что кто-то может управлять человеческой жизнью, и стремится возвратить свою жизнь обратно.

Нормальные люди после кончины близкого обычно пытаются осознать то, что произошло. Они искренне ищут смысл страданий, цель своего дальнейшего существования. Тот, кто не желает заниматься этим, думает так: «Нет, я не хочу ни в чем разбираться». И бросает священный дар – собственную жизнь — обратно Творцу. То есть, как вы видите, главным механизмом суицида является гордыня, которая мешает человеку смириться и во всем разобраться.

То есть, на самоубийство решается тот, кто слишком горд, чтобы признать могущество Создателя?

Да, чаще всего это происходит именно из-за гордыни, заносчивости человека.

Милость Божия простирается над всеми, но не все люди готовы воспринять ее. И, в первую очередь не готовы принять ее гордецы, которые думают, что их взгляд самый верный, что они незаслуженно страдают, что Бог им не поможет, что они сами все знают.

Можно ли оправдать суицидальное желание тем, что Бог попустил мыслям о суициде появиться в нашей голове? Примерно так: «Ну, раз мне Бог попускает, то всем до свидания».

«Ну, раз мне Бог попускает…» — это игра слов и лукавство. Такому человеку следует сказать: «Хорошо, подожди одну минутку, не убивай себя. Дай руку». А когда он протянет руку, надо сильно придавить ее дверью и не отпускать. Как только он начнет корчиться от боли и орать, чтобы ему отпустили руку, ответьте: «Ну, раз тебе Бог это попускает, родной мой, терпи. Почему ж ты тут не терпишь?». Он, конечно же, ответит, что не может терпеть и не готов к продолжению мучения. Тогда надо спросить его: «Как не готов? Ты же только что готов был по попущению Божию убивать себя, почему же не можешь по попущению Божию потерпеть боль от зажатой дверью руки?».

И, что интересно, раз он тут не готов терпеть, то, что же он будет делать ТАМ? Ведь, как только он добровольно откажется от дара жизни и попадет за границу этой реальности, визжать он будет в миллионы раз сильнее. И не пять минут, а, может быть, целую Вечность. И никакой дороги назад у него уже не будет. Другими словами, не «Бог попускает» суицид, а попускает дурная, глупая, злая, заносчивая воля самого человека.

Церковь утверждает, что на каждого человека ежедневно, ежечасно, ежесекундно изливается благодать Божия, и Господь окормляет каждого из нас Своим промыслом. Промысел Божий действует в отношении каждой личности. В Апокалипсисе есть такие слова: «Вот Я стою при дверях и стучу, кто откроет Мне, к тому Я войду и мы будем вечерять» (Отк., 3:20) . Это о том, что Христос постоянно стоит у дверей сердца каждого человека. Так что, если Христос не входит в наше сердце, значит, мы сами не хотим пускать его, потому что сердце занято совсем другим.

Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов*: «Мелкими земными страстями, заботами и земными попечениями нашими закрывается от взоров души величественная Вечность». Какие точные, правильные, проникновенные слова. Они стоят того, чтобы глубоко в них вдуматься.

Наши души и сердца плотно и крепко закрыты страстями, своеволием, гордостью, эгоизмом, самолюбием и желанием того, чтобы все непременно было по-нашему. И потому стук Христов в наше сердце мы не очень-то и слышим. Жизнь христианина как раз направлена на то, чтобы научиться слышать стук своего сердца и стук в свое сердце.

Некоторые горюющие заявляют, что готовы идти в ад вслед за самоубийцей. «Только бы быть с ним/с ней». Эти люди надеются на то, что в загробном мире они воссоединятся с близким человеком. И кое-кто даже делает «логический» вывод: чтобы оказаться в том же измерении, что и суицидент, надо тоже покончить жизнь самоубийством… Все мы знаем, что в Вечной жизни мы встретимся с умершими близкими. Но, возможны ли встречи в аду?

Церковь говорит, что самоубийцы после смерти попадают в ад. Ад — это состояние души, которая удалена от Бога. Нам, живущем в этом мире людям, очень трудно понять это состояние. ТУТ Бог присутствует всегда, и мы можем Его видеть, сообразуясь с нашими трудами, возможностями, желаниями. А ТАМ Бога вообще нет. Полная темнота без света. Можно ли искать друг друга в абсолютно непроницаемом для света месте?

За границей этой жизни суициденты могут испытывать миллионы видов страданий, они могут находится в совершенно разных состояниях. Страдания одной души могут быть совершенно не похожи на страдания другой души. Разве можно будет найти друг друга в этом мире страдания?

Кроме того, не секрет, что почти все люди, которые убивают себя сами — большие эгоисты. А, значит, и в аду эта черта характера у них сохранится. То есть, мы можем быть практически уверенны в том, что эгоисты будут заняты в аду только собой. Да и адские муки могут быть настолько страшными, что им будет просто-напросто не до встреч.

Святые отцы, кстати, тоже говорили по этому поводу, что «в раю все вместе, а в аду – каждый по отдельности»…

Батюшка, что еще можно посоветовать человеку, который собрался в ад, чтобы быть там вместе с близким, который совершил суицид?

Ему надо посоветовать сто раз подумать, прежде чем принимать окончательное решение. Если человек уходит ТУДА, считая, что ТАМ есть мир, то он должен знать, что светлый мир самоубийц не принимает. Так что, тем, кто собирается уйти в другой мир по собственному желанию, надо сказать: «Решать тебе. Но, прежде чем уходить, ты должен выяснить, какая ситуация в том месте, куда ты хочешь отправиться». Надо узнать, что там и как. Ведь мы выясняем ситуацию даже тогда, когда собираемся за границу на пару недель. Прежде чем принимать решение о поездке, мы сначала узнаем, что там за климат, какие деньги в ходу, кто главный. Мы это делаем, чтобы не получилось так, что мы приехали в плавках в страну, где мороз и пингвины.

Вот и с этим вопросом дела обстоят точно так же. Прежде чем убивать себя, выясни, что с тобой может произойти за чертой жизни. Потратьте некоторое время на выяснение, и после этого, скорее всего, желание отправляться в ад навсегда исчезнет.

То есть, Вы хотите сказать, что переживать горе надо спокойно, без истерики, с рассуждением и упованием на волю Божию…

Обычно тот, кто истерично демонстрирует свое горе, толком не верит в существование Вечной жизни. Он также не понимает значения и смысла этой жизни.

Далеко не всегда «сильные» чувства свидетельствуют о том, что человек сильно горюет. Бывает, что люди используют трагическую ситуацию, чтобы привлечь к себе внимание. Они начинают актерствовать, работать на публику (конечно, далеко не всегда, но и такие случаи – не редкость). Однажды в нашем храме мы отпевали молодого человека. На отпевании присутствовала его бабушка. Вы не представляете, что она творила в храме! Богослужение подходило к концу, приближалось время отпевания, в храм занесли покойника. Установили гроб, а рядом ей поставили стульчик. И тут начался такой спектакль, я даже описать не могу. Она билась в истерике, причитала, кричала, дергалась, и постоянно падала со стула, и в самом буквальном смысле задирала ноги. В конце концов, я подошел к ней и сказал: «Может быть, Вы успокоитесь?». После этих слов окружающие посмотрели на меня с недоумением, даже со злостью. Им даже в голову не пришло, что бабушка играет как ребенок. Вы когда-нибудь видели, как капризничает ребенок? Мама его на стульчик сажает, а он раз — сам падает со стула, чтобы его подняли, взяли на руки, понянчились. Понимаете? И эта бабушка вела себя точно также: ее сажают на стул, а она специально на другой бок падает. Семидесятилетний человек ведет себя как четырехлетний ребенок. Представляете? То есть, душевное развитие этой женщины осталось на уровне ребенка дошкольного возраста. Точно так же некоторые горюющие впадают в детское состояние.

Но, ведь многие горюют не на показ. Нередко люди на самом деле считают, что их жизнь закончилась со смертью близкого…

Конечно, некоторые люди не представляют своей жизни без умершего… В основном, это происходит тогда, когда смысл жизни заключается в жизни другого человека. С уходом этого человека уходит и смысл их собственного существования.

Нередко смерть близкого становится моментом, когда человек впервые задумывается о смысле своей жизни. Иногда эти мысли заводят его в тупик, он пытается судорожно отыскать смысл в происходящем, но, ничего не найдя (или не желая найти), приходит в ужас. И в этом кошмаре отсутствия истинного смысла жизни, ему кажется, что земная жизнь окончилась, что боль нестерпима, и остается только побыстрее убежать от нее. Именно в этом состоянии люди впускают в себя мысли о суициде…

Но ЖИЗНЬ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ, если ее не заканчивать самостоятельно.

Здравомыслящий горюющий не должен убегать от настигшей его реальности. Он должен приложить все силы к тому, чтобы разобраться в вопросах жизни и смерти. И он обязательно разберется в них, если, конечно, он сам по-настоящему этого захочет. После этого боль обязательно ослабеет, а потом и вовсе пройдет.

Конечно, все мы люди, и я считаю, что поплакать после ухода любимого человека надо обязательно. Это абсолютно нормальная, естественная эмоциональная реакция на потерю дорогого близкого. Но нельзя доводить плач по усопшему до абсурда, нельзя превращать скорбь в непрекращающуюся истерику, которая потом может перейти в маниакальное состояние. А, самое главное, нельзя думать, что боль души можно вылечить тем, что убьешь тело. Это же не логично!

Некоторые форумчане называют мысли о самоубийстве «наваждением», «помрачением ума» и утверждают, что они ничего не соображают, когда находятся в этом состоянии. Они полностью лишены силы воли, кто-то руководит их мыслями и т.п. То есть, они время от времени впадают в совершенно неконтролируемое состояние. Что надо делать в таких ситуациях? Или это уже патология и надо обращаться за помощью к врачу?

Как вы знаете, на человека действуют две силы – сила Божественная, и сила бесовская. И силы эти всегда ведут непримиримую войну за души. Поэтому к каждому человеку, в зависимости от состояния его души, приближается (или не приближается) злой дух. А злой дух, как мы знаем из святоотеческого опыта, всегда тянет человека к смерти. Если злой дух видит душевную неустойчивость, уязвимость человека, которая часто бывает у переживающего горе человека, то он обязательно постарается сбить его с правильного пути.

От мыслей, которые лезут в голову помимо нашей воли, избавиться нелегко. Ведь человеку может казаться, что мысль пришла сама по себе. Обычно мы думаем так: «Мне пришла в голову мысль». А откуда она пришла? Мысль может быть как нашей, так и чужой. Чужие мысли, как правило, навязываются злыми духами. У человека всегда есть выбор – принять или не принять навязываемые ему извне мысли. Если мы не отвергнем их, то они начнут подходить к нам все ближе и ближе, и заставят нас сделать то, что нужно им, а не нам. Для того чтобы распознать эти мысли, суметь отличить их от своих, человек должен знать духовные законы. Чтобы понять духовные законы, надо захотеть их узнать, надо учиться. Именно к этому призывает Церковь.

Что делать тем, кто понимает чужеродность мыслей о суициде, но не может противиться им? Ведь очень часто бывает так, что ум понимает, но человек не находит в себе силы отвергнуть то, что считает злом…

Если человек болен и чувствует, что справляться с болезнью самостоятельно он уже не может, он, как правило, идет к врачу. То же самое относится не только к болезням тела, но и к болезням души. Если болит душа, обратись за помощью к Богу! Господь ждет нашего обращения, Он всегда готов предложить Свою помощь. Тот, кто не идет к Богу в самые тяжелые минуты своей жизни, подобен больному, который умирает, но не хочет принимать помощь врача, стоящего рядом.… Тут уж ничего не поделаешь. Нельзя заставить человека вылечиться насильно.

Есть еще одна категория горюющих, как правило, это люди неверующие. Они считают, что со смертью «все кончится» и нестерпимая боль, которая преследует их с момента смерти близкого человека, уйдет вместе со смертью физического тела. То есть, они воспринимают смерть как избавление от боли.

Потусторонний мир, в который не верят атеисты, объективно существует. Он существует в независимости от того, верит в него кто-то или не верит. Откуда у них такая уверенность, что со смертью физического тела все страдания закончатся? Смерть – это выход души человека из физической оболочки, тела. Но боль, которую они испытывают, носит душевный характер. Это же очевидно. Горюющие обычно говорят: «Болит душа». И им бы надо задуматься о том, что произойдет с их душой после смерти. Если душа выходит из тела и остается жива, значит, она может болеть и после смерти?

Как можно стремиться к расставанию с этой жизнью, не будучи уверенным в том, что нас ждет после смерти? Даже самый убежденный атеист должен спросить себя: «А вдруг ТАМ что-то есть?». Некоторые говорят: «Я уйду в небытие». Но откуда они знают, что ТАМ – небытие? У нас есть тысячи свидетельств, что ТАМ как раз бытие, а не небытие. Точнее, ТАМ – инобытие.

Прежде чем совершить решительный шаг, надо сначала убедиться в реальности небытия после смерти. Такие вещи надо знать точно, потому что обратной дороги уже не будет. Это слишком серьезное решение, которое надо принимать очень ответственно. Чтобы не получилось так, что душа человека вышла из тела, и, вместо того, чтобы попасть в небытие, она продолжает существовать в другом пространстве. Она может быть не согласна с этим, но сделать тогда уже ничего не сможет.

А если человека толкает к самоубийству депрессия, уныние?

Знаете, депрессия, как и многие другие психические расстройства и пограничные состояния — это не просто следствие греха. Это следствие неправильной жизни, неправильного образа мыслей, неправильного понимания жизни, которые приводят в состояние на грани порока. Порок — это страшная вещь. Чем отличается грех от порока? Тем, что грех можно совершать, а можно не совершать. Порок же является нравственным извращением, духовным недостатком, который уже стал частью природы человека.

Душевная мутация, вызывающая депрессию, может возникнуть тогда, когда человек постоянно унывает. Казалось бы: что тут такого? Сидит человек и унывает. Ну, не нравится ему, как у него идут дела. Любому из нас понятно, почему убийство называется смертным грехом. Понятно, что никто не имеет права лишать жизни другого человека. А уныние-то почему считается смертным грехом? А потому, что основной причиной уныния является гордыня. Человек страдает от завышенной самооценки, повышенных притязаний, он не видит себя настоящего, не видит собственных несовершенств. Даже если теоретически и признает их за собой, то где-то глубоко внутри убежден, что он — умный, красивый, достойный человек, достоин «царского пути», и его жизнь должна проходить по определенному сценарию.

И вдруг в жизни этого человека возникает нечто, что не согласуется с его сценарием. Человек с обычной, нормальной самооценкой понимает, что не все зависит от него, и смиряется с волей Божией. Человек с завышенной самооценкой начинает бунтовать, и этот бунт может выражаться в форме неприятия этой воли, обиды, чувства безнадежности и разочарованности. Такой человек нуждается только в реализации своего жизненного плана, и не желает слышать ничего о промысле Божием. Он не готов принять волю Господа.

Очень часто мысли о суициде возникают от отчаяния. Родственники самоубийц не могут вынести мысли, что они уже ничем не могут помочь своим близким, ведь Церковь запрещает молиться за них. Значит ли это, что самоубийцы навечно обречены на адские муки и нет никакой возможности помочь им, нет надежды на встречу в Вечной жизни?

Давайте уточним, что значит «запрещает молиться». Запрещены только поминовения во время официального богослужения. Но родственники могут, и даже обязаны поминать суицидентов в частной молитве. Они могут в любое время мысленно попросить Господа о том, чтобы Он облегчил учесть тех, кто по собственной воле ушел из жизни.

Горюющие родственники должны помнить о том, что умерший ждет конкретной помощи, которую мы – живущие в этом мире люди, можем оказать ему в любое время. Дела милосердия, милостыня и молитва способны творить чудеса. Если ты нашел страждущего, утешил его или помог каким-либо другим образом, считай, что ты помог своему умершему близкому.

Как еще можно помочь душе самоубийцы?

Сразу же после его кончины, в течение 40 дней, следует читать Псалтирь. Если по какой-то причине человек не смог прочитать Псалтирь сразу после смерти близкого, он должен начинать читать ее сразу же, как появится возможность. После этого надо читать акафист по единоумершему, тоже на протяжении 40 дней. Можно объединить чтение Псалтири и акафиста, например, утром вы читаете Псалтирь, а вечером – акафист.

Это очень действенная помощь умершему, и, если вы на самом деле любите его, потрудитесь ради спасения его души. Возможно, когда-нибудь он (а) придет к вам и скажет: «Спасибо тебе, ты мне так помог(ла). Я понял(а), что ты по-настоящему любишь меня».

Если хотите помочь душе близкого, измените свою жизнь. Именно это «вытаскивает» души близких из ада. Настоящая любовь всегда носит характер жертвенности, вот и вы попробуйте доказать на деле, что любите родного человека! Пожертвуйте ради него привычками, образом жизни. Разве это сложно, особенно для человека, который собирается «уйти за ним»? Ведь тот, кто задумывается о самоубийстве, готов обречь себя на вечные муки, а тут всего-то надо пожертвовать многими вредными желаниями и страстями в течении 365 дней. Поживите в это время так, как учит Евангелие.

А как Евангелие учит?

Чтобы это понять, надо его для начала прочитать. Можно прочитать не все четыре Евангелия, а хотя бы одно. Хотя лучше, конечно, прочитать все. И не просто прочитать на ночь глядя, а прочитать так, как положено читать Священное Писание. Оно не открывается тем, кто его читает лежа или в полуспящем состоянии.

Мой совет — во время чтения Евангелия, обязательно выписывайте фразы, которые вас особенно тронули, запали в сердце.

Мне вспоминается такой случай. У нас был один прихожанин, который мне однажды сказал в подобной ситуации: «Ну, я же не могу каждый раз вставать для того, чтобы записать мысли и цитаты из Евангелия». Он, оказывается, читал Евангелие лежа, чтобы быстрее заснуть! А ведь перед этим он утверждал, что сделал все «как Вы сказали». Хотя я ему говорил, что читать надо с благоговением. И что Писание не откроется человеку, который решил почитать его на сон грядущий, после того как он выпил пару бутылок пива в баре.

Перед чтением Евангелия лучше поставить в святой угол икону, зажечь свечку или лампаду. Затем, стоя, приступать к чтению. Перед этим можно также прочитать специальную молитву:

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение.

Для того чтобы понять смысл написанного в Писании, надо быть в состоянии определенного напряжения, надо сконцентрироваться и собрать всю волю. Прочитав Евангелие, выберите для себя 5-6 пунктов, по которым вы будете жить.

После этого вы будете приходить в храм, и говорить Господу: « Господи, я пока с Тобой еще не встречалась(ался), опыта общения у меня нет, но все вокруг говорят, что все-таки Ты существуешь, поэтому я, как разумный человек, хочу наладить с Тобой отношения. Тем более, что я очень люблю одного человека, и мне очень хочется помочь ему. И я меняю свою жизнь – перестаю ругаться, злиться, гневаться, сквернословить, осуждать. Обещаю не клеветать, умеренно кушать и т.д. — ради его спасения». Сами увидите, какая будет польза.

Евангелие – книга таинственная, полная мистической силы, которая открывает новые горизонты. Я сам читал ее уже тысячу раз, но, несмотря на это, каждый раз мне открывается что-то новое. Книга освящает того, кто с благоговением к ней прикасается, с благоговением ее читает. Читающий Евангелие должен определенным образом настроить свое сердце, чтобы Господь благословил его на понимание и осознание прочитанного, чтобы оно стало достоянием души и сердца.

В Евангелии содержится не только пища для ума — того ума, который мы обозначаем термином «рацио». Но и для другого, «главного» ума, которые святые отцы называли «нус». Это не тот рациональный ум, с помощью которого мы привыкли обрабатывать информацию. С помощью «рацио» можно усвоить все Евангелие, прочитав его от корки до корки. Люди с развитым рациональным мышлением часто становятся философами и богословами, которые при этом… не знают Бога.

С помощью «нуса» человек уясняет Божественные истины, Божественный свет, который освещает человека изнутри. Этот ум открывается по мере очищения сердца. Так что, сердце – это не просто орган, который перекачивает кровь. Сердце – это орган Богопознания. Бог познается сердцем. И «нус» находится в сердце человека. Знание, получаемое с помощью «нуса», является подлинным знанием.

Самое большое отличие между «рацио» и «нус» заключается в том, что знание, полученное с помощью «нус», меняет человека. А знание «рацио» может быть бесполезным интеллектуальным грузом, который не приносит никакой пользы. Интеллектуальное познание несовершенно, мы можем прекрасно знать содержание Священного писания, но при этом не понимать того, что там написано. Можно изучить все, но оставаться собакой по состоянию своей души.

Многие люди стремятся часто посещать кладбища, проводят возле могил, где покоятся тела их близких, все праздники. Они объясняют это тем, что там им «удобнее общаться» с усопшими, там они становятся «ближе» к ним. Приносят ли частые посещения кладбища какую-либо пользу умершим, или, наоборот, такие визиты вредят их душам?

Человек, стремящийся часто ходить на кладбище должен знать о том, что для информационного поля нет преград (и поэтому общаться с умершим на духовном уровне мы можем в независимости от того, где физически находимся). Если человек хочет проводить свое время на кладбище, то он должен ходить туда не просто так, а для того, чтобы думать о временной жизни, о Вечности, о Боге, Который сотворил оба мира. Если вы каждый день приходите на кладбище и думаете так: «Боже, ты сотворил эти миры, и почему-то Ты поселил нас в этот временный мир, зная, что мы потом отсюда уйдем и перейдем в Вечность.… Несмотря на то, что сейчас мы живем в этом временном мире, мы – люди – созданы вечными…», а после идете в кладбищенский храм и ставите там свечку за упокой души умершего, совершаете на кладбище литию (от мирян), то от такого посещения будет польза.

Самым большим счастьем для ушедшего из этого мира человека является лицезрение лика Божиего. Когда Он удаляется, то человек, не видя Его, чувствует истощение. И получается, своего рода, антиномия. С одной стороны, приближаясь к Богу, самоубийца чувствует [на фоне Божественной святости и чистоты] свое нравственное уродство, свою духовную некрасивость – то, что он сам сформировал своей неправильной жизнью. И тогда он хочет удалиться. Но, удаляясь, он опять страдает, потому что снова удаляется от источника жизни. И для него существует только один путь приближения к Богу. Этот путь лежит через раскаяние.

Если вы будете думать об этом на кладбище, тогда ходите туда хоть каждый день. Но нет абсолютно никакого смысла идти туда с бутылкой шампанского и петардами отмечать Новый год. Если вы хотите облегчить состояние усопшего, лучше помолитесь за него. Скажите: «Господи, если ему так хочется быть рядом с Тобой, я прошу Тебя о помощи. Помоги ему, облегчи, усмири его». И с таким намерением, с такой молитвой можно идти на кладбище в любой день, в любой праздник. Именно такие размышления и поступки являются «зовом любви». Только надо отличать истинную, христианскую любовь от всего остального. Вы понимаете, что «любовь» Ромео и Джульетты – это не совсем то, что я имею в виду.

Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Евангелие от Иоанна).

Ко всему надо походить трезво, в том числе и к тому, что происходит на кладбище. Не следует относиться к нему как специальному месту, где тебя могут слышать покойники. Это может привести к печальным последствиям. Представьте, что во время такого кладбищенского, немолитвенного «разговора с покойником» рядом пробегает белка и с треском ломает ветку. Человек, который думает, что он сейчас разговаривает с покойником, может запросто свалиться рядом с могилой от испуга. А люди потом скажут: «Как же она его любила…».Так что, общаться с умершими надо только через молитву.

Вы можете попросить о том, чтобы Бог дал знамение или знак — если это Ему будет угодно – о том, что дела, которые вы совершает от имени умершего, угодны Ему. Просите Бога о том, чтобы Он дал знать о том, что вы идете правильным путем, что ваши молитвы услышаны и от них есть польза.

Случалось ли Вам встречаться с людьми, которые правильно переживали смерть близкого?

Легче всего потеря переживается, конечно же, верующими. Я расскажу одну маленькую историю. В нашем храме, как вы знаете, многие мальчики служат в алтаре. И был у нас алтарником очень шустрый, подвижный одиннадцатилетний мальчик Глебушка. Однажды он в своем подъезде вместе с друзьями во время игры залез в шахту и сел в лифт. Лифт поднялся, и мальчика придавило насмерть. Мы похоронили его. Глебушка был у матери единственным сыном, она воспитывала его одна, холила, лелеяла. Конечно же, она горевала. Но горевала по-христиански. Молитва и надежда на встречу в Вечности помогли ей пережить горе. Эта женщина всегда разговаривала, и до сих пор разговаривает с сыном как с живым, потому что знает, что у Господа все живы.

Обратите внимание на ее отношение к смерти любимого сына. Она говорит: «Так, видимо, надо было, потому что было у него в характере что-то такое, что могло бы помешать ему спастись». Понимаете? То есть, когда взгляд на все земное перемещается в Вечность, и, когда мы начинаем понимать, что эта жизнь – всего лишь ступенька на пути к высшей жизни, тогда все обретает совсем другой смысл. И даже смерть принимает не такой ужасающий характер, потому что мы начинаем воспринимать ее как форму перехода в другое состояние.

Чтобы научиться так смотреть на смерть, надо верить в Бога, надо уметь беседовать с Ним, надо уметь слышать Его стук в свою душу и сердце.

Я привел только один пример настоящего христианского отношения к смерти, но, на самом деле их очень много.

Суицид – это тупиковое действие, которое приводит к катастрофе как самого суицидента, так и душу его умершего близкого. Самоубийца уже ничем не сможет помочь другому самоубийце, а их встреча в Вечности становится невозможной. Кроме того, суицид любого человека — это не только погибель его собственной души, но и огромные страдания тех, кто сопереживал, помогал, участвовал в жизни этого человека. Об этом обязательно надо вспоминать, когда липкие бесовские мысли о самостоятельном уходе из жизни лезут в сознание.

Если же, несмотря на все усилия, эти мысли продолжают идти в наступление, найдите молитву Животворящему Кресту («Да воскреснет Бог….»), внимательно прочитайте ее, и затем начинайте сосредоточенно молиться. Сами увидите, как бесовские мысли с позором начнут отступать. И вы станете победителем.

В то время как души людей, естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: "Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой". Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы "покончить со всем", а оказывается, что там-то все для них только начинается.

Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: "Я попал совсем не туда, где находилась она... То было какое-то ужасное место... И я сразу понял, что сделал огромную ошибку" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 143).

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести еще большее.

Один мужчина, переживший временную смерть, рассказывал: "Когда я попал туда, я понял, что две вещи абсолютно воспрещаются: убить себя и убить другого человека. Если бы я решил покончить с собой, то это означало бы бросить в лицо Богу данный Им ныне дар. Лишить же жизни другого человека – значило бы нарушить Божий план о нем" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 144).

Общее впечатление врачей-реаниматоров таково – самоубийство очень сурово наказывается. Доктор Брус Грэйсон (Bruce Greyson), психиатр при отделе скорой помощи при Коннектикутском университете, обстоятельно изучивший этот вопрос, свидетельствует, что никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни (Raymond A. Moody, MD, The Light Beyond, Bantam Books, NY 1990, стр. 99). Хотя тот мир несравненно лучше нашего, но здешняя жизнь имеет очень важное подготовительное значение. Только Бог решает, когда человек достаточно созрел для вечности.

Сорокасемилетняя Беверли рассказывала, как она счастлива, что осталась живой. Будучи еще ребенком, она переносила много горя от своих жестоких родителей, которые ежедневно издевались над ней. Уже будучи в зрелом возрасте, она не могла без волнения рассказывать о своем детстве. Однажды в семилетнем возрасте, доведенная своими родителями до отчаяния, она бросилась головой вниз и разбила себе голову о цемент. Во время клинической смерти ее душа видела знакомых детей, окруживших. ее бездыханное тело. Вдруг вокруг Беверли засиял яркий свет, из которого неизвестный голос сказал ей: "Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться". На это Беверли возразила: "Но ведь никто не любит меня и никто обо мне не хочет заботиться". – "Это правда, – ответил голос, – и в будущем никто не будет заботиться о тебе. Поэтому научись сама заботиться о себе". После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Но тут откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Подойдя к дереву, она стала срывать яблоки и с удовольствием есть их. Тут она поняла, что как в природе, так и в каждой жизни есть свои периоды зимы и лета, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, имела детей и была счастлива (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back", 1993, стр. 184).

Рай и ад

Что представляет собой Небо? Где оно? В разговорной речи люди обозначают Небо "вверху", а ад "внизу". Люди, видевшие во время своей клинической смерти состояние ада, неизменно описывали приближение к нему как именно спуск. Хотя, конечно, "верх" и "низ" – это условные понятия, однако, все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они -два разных места, хотя не поддающихся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне "координат" нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.

Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство "прорывается" в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящие душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть "туда", она ограничена фактом, что те "места", находятся вне нашего трехмерного пространства.

Большинство современных рассказов людей, переживших клиническую смерть, описывают места и состояния "близкие" к нашему миру, еще по эту сторону "границы". Однако встречаются и описания мест, напоминающих рай или ад, о которых говорит Священное Писание.

Так, например, в сообщениях д-ра Георга Ритчи, Бетти Мальц, Матрица Раулинга и других фигурирует и ад – "змеи, гады, невыносимый смрад, бесы". В своей книге "Возвращение из завтра" д-р Ритчи рассказывает о случившемся с ним самим в 1943 году, когда он видел, картины ада. Там привязанность грешников к земным желаниям была неутолима. Он видел убийц, которые были как бы прикованы к своим жертвам. Убийцы плакали и просили у погубленных ими прощения, но те не слышали их. Это были бесполезные слезы и просьбы.

Томас Уэлч (Thomas Welch) рассказывает, как, работая на лесопилке в Портланде, штат Орегон, он поскользнулся, упал в речку и оказался придавленным огромными бревнами. Рабочим потребовалось больше часа, чтобы найти его тело и достать из-под бревен. Не видя в нем никаких признаков жизни, они сочли его умершим. Сам же Томас в состоянии своей временной смерти оказался на берегу необъятного огненного океана. От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов. Тут же, на берегу геенны огненной, он узнал несколько знакомых лиц, которые умерли раньше него. Все они стояли в оцепенении от ужаса, глядя на перекатывающиеся огненные валы. Томас понимал, что уйти отсюда нет никакой возможности. Он стал жалеть, что раньше мало заботился о своем спасении. О, если бы он знал, что ждет его, он бы жил совсем иначе.

В это время он заметил кого-то, идущего вдали. Лицо незнакомца отображало великую силу и доброту. Томас сразу понял, что это Господь и что только Он может спасти его душу, обреченную в геенну. У Томаса возникла надежда, что Господь заметит его. Но Господь шел мимо, смотря куда-то вдаль, "Вот-вот Он скроется, и тогда всему конец" – подумал Томас. Вдруг Господь повернул Свое лицо и взглянул на Томаса. Это все, что надо было – лишь один взгляд Господа! В одно мгновение Томас оказался в своем теле и ожил. Еще он не успел открыть глаза, как явно услышал молитвы рабочих, стоявших вокруг. Много лет спустя Томас помнил все, что увидел "там" во всех мельчайших подробностях. Этот случай невозможно было забыть (свой случай он описал в книжице "Oregon"s Amazing Miracle", Christ tor the Nations, Inc., 1976).

Пастор Кэннет Хейджин (Kenneth Е. Hagin) вспоминает, как в апреле 1933-го года, когда он жил в Маккиней, штат Техас, его сердце перестало биться, а душа вышла из тела. "После этого я стал спускаться все ниже и ниже, и чем больше я спускался, тем темнее и жарче становилось. Потом еще глубже я начал замечать на стенах пещер мерцание каких-то зловещих огней – очевидно, адских. Наконец, большое пламя вырвалось и потянуло меня. Уже много лет прошло с тех пор, как это случилось, а я до сих пор как наяву вижу перед собой это адское пламя.

Достигнув дна пропасти, я почувствовал около себя присутствие какого-то духа, который начал вести меня. В это время над адской тьмой прозвучал властный Голос. Я не понял, что он сказал, но почувствовал, что это – глас Бога. От силы этого голоса затрепетало все преисподнее царство, как листья на осеннем дереве при дуновении ветра. Тотчас дух, толкавший меня, выпустил меня, и вихрь понес меня обратно наверх. Постепенно опять стал светить земной свет. Я оказался снова в моей комнате и впрыгнул в свое тело, как человек впрыгивает в свои брюки, Тут я увидел свою бабушку, которая начала говорить мне: "Сыночек, а я думала, что ты умер".

Через некоторое время Кеннет стал пастором одной из протестантских церквей и посвятил свою жизнь Богу. Этот случай он описал в брошюре "Мое свидетельство".

Д-р Раулингз посвящает целую главу в своей книге рассказам людей, побывавших в аду. Одни, например, видели там огромное поле, на котором грешники в боевой схватке без отдыха калечили, убивали и насиловали друг друга. Воздух там насыщен невыносимыми воплями, ругательствами и проклятиями. Другие описывают места бесполезного труда, где жестокие демоны удручают души грешников переносом тяжестей с одного места на другое.

Невыносимость адских мук еще проиллюстрирована следующими двумя рассказами из православных книг. Один расслабленный, промучившись много лет, наконец, взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: "Твои грехи требуют.очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай". Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него.

Но вот наконец появился Ангел и спросил: "Каково тебе, брат?" – "Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!" – "Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два,часа". Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. "Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость".

Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже (из писем Святогорца, стр. 183-я, письмо 15-е, 1883 год).

Вот рассказ про двух друзей, из которых один ушел в монастырь и вел там святой образ жизни, а другой остался в миру и жил греховно. Когда друг, живший греховно, внезапно умер, его друг-монах стал молить Бога открыть ему участь его товарища. Однажды во сне явился ему умерший друг и стал рассказывать о своих невыносимых мучениях и о том, как неусыпающий червь гложет его. Сказав это, он приподнял свою одежду до колена и показал свою ногу, которая вся была покрыта страшным червем, снедавшим ее. От ран на ноге исходил такой ужасный смрад, что монах тотчас проснулся. Он выскочил из келий, оставив дверь открытой, а смрад из келий разлился по всему монастырю. Так как от времени зловоние не уменьшалось, то всем монахам пришлось переселиться в другое место. А монах, видевший адского узника, всю свою жизнь не смог избавиться от прилепившегося к нему смрада (из книги "Вечные загробные тайны", издание Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне).

В противоположность этим картинам ужаса, описания Неба всегда светлы и радостны. Так, например, Фома N., ученый мировой известности, утонул в бассейне, когда ему было пять лет. К счастью, один из родственников заметил его, достал из воды и отвез в больницу. Когда остальные родственники собрались в больнице, доктор объявил им, что Фома скончался. Но неожиданно для всех Фома ожил. "Когда я оказался под водой, – рассказывал потом Фома, – то почувствовал, что лечу сквозь длинный туннель. На том конце туннеля я увидел Свет, который был настолько ярким, что можно было осязать его. Там я увидел Бога на троне и внизу людей или, вероятно, ангелов, окружающих престол. Когда я приблизился к Богу, Он сказал мне, что мое время еще не пришло. Я хотел было остаться, но внезапно очутился в своем теле". Фома утверждает, что это видение помогло ему найти правильный жизненный путь. Он захотел стать ученым, чтобы глубже постичь сотворенный Богом мир. Несомненно, он сделал большие успехи в этом направлении (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back," 1993, стр. 167).

Бетти Мальц в своей книге "Я видела вечность", вышедшей в 1977-ом году, описывает, как сразу после смерти она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что имея три операционных раны, она стоит и ходит свободно и без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами – трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее – мужская фигура в мантии. Бетти подумала: "Не Ангел ли это?" Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. "Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть". Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь. Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, "но башен не было". Музыка, пение. Она слышала слово "Иисус". Стена из драгоценных камней; ворота из жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в этом свете, но поняла, что это – Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело. Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей.

Святой Сальвий Альбийский, галльский иерарх шестого века, вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня, и рассказал своему другу Григорию Турскому следующее; "Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих.

Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье.

Затем голос из облака сказал: "Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви". А я пал ниц на землю и заплакал. "Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?" Но голос ответил: "Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место". Тогда я плача пошел обратно через ворота, в которые вошел".

Другое замечательное видение Неба описано святым Андреем Христа ради юродивым, славянином, жившим в Константинополе в девятом веке. Однажды во время суровой зимы святой Андрей лежал на улице и умирал от холода. Вдруг он ощутил в себе необычайную теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце. Этот юноша повел его в рай, на третье Небо. Вот что св. Андрей рассказывал, вернувшись на землю:

"По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении... Я видел себя в раю, и здесь я дивился несказанной прелести этого прекрасного и дивного места. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мое зрение, и от ветвей их исходило приятное благоухание... Эти деревья нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от их сладкозвучного пения я не помнил себя...

После этого мне показалось, что я стою наверху небесной тверди, передо мной же ходит какой-то юноша со светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу... Когда я последовал за ним, то увидел высокий и красивый крест подобный радуге, а кругом его – огнеподобных певцов, которые воспевали и славословили Господа, распятого за нас на кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко кресту, поцеловал его и дал знак и мне, чтобы я сделал то же... Лобызая крест, я наполнился несказанной радости и почувствовал благоухание сильнее прежнего.

Идя дальше, я посмотрел вниз и увидел под собой как бы морскую бездну. Юноша, обратившись ко мне, сказал: "Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше", – и подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидел дивных мужей, их не передаваемую на человеческом языке радость... И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли юноши, видом подобные пламени... И сказал мне водивший меня юноша: "Когда откроется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Тогда поклонись престолу славы Его". ... И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Самого Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимы летали вокруг Его. Он был облачен в багряную одежду; лицо Его сияло, и Он с любовью взирал на меня. Увидев это, я пал пред Ним ниц, кланяясь Пресветлому и Престолу славы Его.

Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить; Даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал перед своим Владыкой. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем – не понимаю и сам, как я снова очутился в раю".

(Интересно добавить, что когда святой Андрей, не видя Девы Марии, спросил, где Она, Ангел объяснил ему: "Ты думал увидеть здесь Царицу? Ее здесь нет. Она сошла в бедственный мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надо возвратиться".)

Итак, согласно житиям святых и рассказам в православных книгах, душа попадает на небо уже после того, когда она покинула этот мир и прошла пространство между этим миром и Небом. Нередко это прохождение сопровождается кознями со стороны бесов. При этом всегда Ангелы ведут душу на Небо, и она никогда не попадает туда самостоятельно. Об этом писал и святитель Иоанн Златоуст: "Тогда ангелы отвели Лазаря... ибо душа не сама собой отходит к той жизни, что для нее невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни". Очевидно, современные рассказы, о свете и о местах дивной красоты передают не действительные посещения этих мест, а лишь "видения" и "предвкушения" их на расстоянии.

Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека. Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства. При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его" и "теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же у видим лицом к лицу" (1 Кор. 2:9 и 13:12).

Александр Милеант,
Из книги "На пороге жизни и смерти".

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

Поделиться