Крест Тамплиеров – мистический символ и мощный талисман. Что означает крест тамплиеров на их доспехах? Тамплиеры знаки символы

23 мая 2016

Орден тамплиеров окутан мифами и тайнами, имеет многочисленных продолжателей, почитателей и несколько официально существующих Орденов современного толка. Спекулянты от истории вытаскивают на свет новые отрывочные факты, строя на их основе сомнительные выводы, что отнюдь не помогает найти истину. Даже с символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена.

Разнообразие геральдики

Людей, изучавших подлинные документы Ордена тамплиеров, не так уж и много, но среди тех крупиц информации, попавшей в общий доступ, можно с подлинностью выяснить, что крест тамплиеров имеет несколько вариантов формы. Изменение абриса креста связано с несколькими причинами: во-первых, география распространения Ордена влекла за собой изменения в геральдике, что позволяло идентифицировать рыцаря при встречах; во-вторых изменялась иерархия внутри самой структуры. Количество первых храмовников не превышало сотню, к моменту разгрома эта организация фактически подменяла собой государственную власть в Европе.

Именем папы римского Евгения III крест тамплиеров красного цвета могли носить только рыцари Храма. Свидетельства об этом есть в документах, приведенных в книге «Французская монархия». Это право было им даровано в 1141 году, пожалуй, с этой датой никто не спорит, а вот вокруг смыслов, заложенных в абрисе креста, споры будут идти постоянно.

Папская мантия

Согласно одной из легенд, крест тамплиеров впервые появился на правом плече рыцарей ордена Храма в тот момент, когда папа Урбан II отправлял их со святой миссией в Иерусалим для отвоевания Храма Господня у захватчиков. Римский понтифик произнес пламенную речь и благословил сто тридцать воинов на подвиг. В порыве религиозного экстаза он сорвал со своих плеч алую мантию и разорвал ее на тонкие полоски. Части папской мантии были розданы рыцарям в качестве материального выражения благословения.

Чтобы поддержать свой дух, воинствующие монахи, отправляясь в дальний путь, крестообразно нашили их на свои мантии. Тем, кому не досталась частичка папского облачения, нашивали кресты из красной ткани. Впоследствии символ стал официальным. Первые изображения рыцарей Ордена тамплиеров, встречающиеся в храмах, отображают коленопреклоненного воина в белом плаще, на правом плече которого помещен красный крест.

Устав от магистров

Еще одна версия утверждает, что всю символику Ордена Храмовников придумали первые управители организации, а точнее, магистры Гуго де Пейн и Бернард Клервосский. Они создали устав жизни странствующих монахов, форму одежды и образ жизни. Согласно трактату «Похвала новому рыцарству», воин-монах не должен мыться, обязан быть нищим, одежды его должны быть белыми, как и его помыслы, а крест символизировал кровь Христову. Где будет располагаться символ принадлежности к ордену, было не столь важно, а разночтения в форме самого символа объясняются различными отделениями внутри структуры ордена.

Основы геральдики

Существует еще несколько легенд возникновения геральдического изображения, но все сходятся в одном: крест имеет обязательно алый цвет, а плащ, на котором расположен крест тамплиеров, обязательно белый. По мере развития и распространения сообщества храмовников крест начали изображать почти везде: на груди, на спине, попонах лошадей, на перчатках и так далее. Существует несколько известных видов крестов, объяснить происхождение и назначение которых можно, опираясь на документальные свидетельства.

Лотарингский крест

Представляет собой крест с двумя перекладинами, при этом нижняя перекладина либо длиннее верхней, либо обе перекладины одинаковы. Лотарингский крест имеет множественное оккультное значение, одно из них символизирует «золотую середину». Также он имеет другие названия: «Патриарший крест», «Анжуйский крест». Право носить его рыцари Храма получили из рук папы римского. Изображение этого символа увековечено в большом гербе Ордена тамплиеров. По легенде, лотарингский крест был сложен из обломков креста, на котором распяли Спасителя. В геральдике храмовников крест тамплиеров с двумя поперечинами означает символику двойной защиты рыцарей: духовную и физическую.

Кельтский крест

Красный крест тамплиеров, повсеместно употреблявшийся в символике ордена, имеет равные стороны. Окончания креста разнились, крест мог рассматриваться как восьмиугольный, если от середины расширялся в виде раструбов. У этого начертания креста есть свой сакральный смысл, изложенный в восьми добродетелях рыцаря.

В то же время считается, что равносторонний крест с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре: четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста - крест пате. Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Крест восьми блаженств

В сохранившихся записях исторических архивов, в частности парижской рукописи XII века, описывается геометрический крест тамплиеров. Фото символики демонстрирует крест с ломаными окончаниями: от центральной точки пересечения перекладины расширяются и заканчиваются разветвленными углами (ласточкин хвост). Считается, что этот вид геральдики служит ключом к секретному алфавиту тамплиеров. Восемь концов обозначают восемь блаженств:

  • Духовное удовлетворение.
  • Целомудрие.
  • Покаяние.
  • Смирение.
  • Правосудие.
  • Милосердие.
  • Чистота помыслов.
  • Терпение.

В современных источниках Ордена тамплиеров указывается, что этот крест является символом Шотландского приората Ордена. Кроме храмовников этот вид геральдики относился к рыцарям-госпитальерам Мальтийского ордена, но в основном своем значении он рассматривается как крест тамплиеров. Значение этого креста в некоторых источниках трактуется как символ молитвы и медитации.

Мода на символику

Таинственность истории Ордена тамплиеров и загадочность его современного положения в мире породили моду на символику рыцарей Храма. Благородные цели организации редко принимаются во внимание, тем более что и сами храмовники далеко отступили от принципов, провозглашенных в уставе. Разгром Ордена произошел на пике могущества организации, которая больше занималась ростовщичеством, чем сопровождением паломников в Святую Землю. Сегодня, чтобы приобщиться к орденской символике, достаточно приобрести амулет «Крест тамплиеров». Сведущие люди говорят, что амулет будет хранить своего владельца ровно настолько, насколько он уверен в могуществе охранного символа.

Кроме классического знака любителям амулетов и загадочных символов предлагается крест тамплиеров с пентаграммой. Значение этого амулета несколько запутанно, поскольку в классической истории крест и пентаграмма не соединяются ни в одной традиции, религии или символике какого-либо сообщества. По отдельности пентаграмма и крест тамплиеров имеют сильную энергетику, но их соединение может непредсказуемо повлиять на своего обладателя.

Сегодня поговорим об основных символах Ордена Тамплиеров.

В своем описании в латинской редакции Устава ордена Храма Марион Мельвиль пишет: «…Далее следует описание внешнего облика братии. Их одежда должна быть либо чисто белого, либо черного цвета из грубой ткани и не должно быть теплой одежды из какой-либо кожи, кроме овчины. Они должны получать такую одежду, которую носят конюхи.»

А во французской редакции Устава ордена Храма в параграфе 17 пишется дословно следующее: «Что касается одежды братии: указываем, что вся одежда братии должна быть в любое время года одного цвета: белого или черного. Всем братьям-рыцарям зимой и летом разрешается носить по возможности белый плащ. Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ: пусть те, кто оставил эту темную жизнь, оденут белое одеяние и будут соединены со своим Создателем. Что означает целомудрие? Целомудрие - это уверенность в телесной храбрости и здоровье.»

Обращаю ваше внимание на белый плащ. Сейчас поймёте почему.


В «Истории ордена тамплиеров» Мариона Мельвиля читаем следующее:

«Уголовный кодекс» тамплиеров содержит семь видов наказания - самым тяжким является отстранение от должности и изгнание из ордена. «Самое страшное - это уйти из Дома, сохрани Боже от этого». Изгнание из ордена безвозвратно. Виновник должен «уйти спасать свою душу в более строгом ордене», предпочтительно к цистерианцам, если только те желают его принять. Следующим по строгости наказанием является «потерять свою одежду». Эта принудительная мера наказания может применяться в течение продолжительного времени, но не более года и одного дня.

Плащ с виновника снимается на соборе, после этого на него снова надевают вещи без красного креста. Он живет в доме духовного лица и трудится вместе со слугами, до тех пор, пока не заслужит милость. Третья санкция - это «когда необходимо отказаться от своих одеяний во имя Бога «. Это является менее унизительным наказанием, налагаемым в исключительных случаях - виновник должен поститься три раза в неделю до тех пор, «пока Бог и братия не проявят милосердие и не простят его». Он должен есть на земле «на своем плаще и ездить на осле или выполнять какую-либо другую работу из наиболее грязных работ в доме, то есть мыть посуду на кухне, чистить лук и чеснок или разводить огонь <…>, носить свой плащ очень туго завязанным и ходить, насколько это возможно, выражая полное смирение».

Белому плащу отводится большее значение, чем обычному отличительному знаку. Его изъятие присутствует в третьем, самом строгом, наказании ордена и означает окончательное или временное лишение благословения.

В соответствии с Уставом Ордена, плащ и имя ордена Храма изымаются прежде имущества и другой собственности. Они, представляют собой исключительную ценность, т.к.лишение одежды и имени, являлось средством достижения цели отнять у человека силу.

Другим уникальным символом рыцарей-тамплиеров является красный крест, который они носят на своих белых плащах. Вначале сам по себе красный крест не представлял отдельный от плаща символ ордена. Мельвиль описывает в своей «Истории …» появление красного креста на белых плащах так:

«В следующем году (1147 г.) папа Евгений III прибывает в Париж. Перед алтарем в аббатстве Сен-Дени, король принимает посох паломника и получает из рук папы орифламу. В Пасхальную октаву (27 апреля) Евгений III присутствует на Генеральном соборе ордена Храма в их новой резиденции в Париже, где присутствовал также король Франции, архиепископ Реймса и многие другие прелаты. Собралось сто тридцать рыцарей, каждый из которых надел свой белый плащ. Магистр Франции Эврар де Бар напоминает своим самым лучшим воинам, идущим в горы Киликии на помощь французским рыцарям об их опыте войны в Испании против мавров».

Очевидно особое впечатление, которое производят тамплиеры, поскольку фраза «братия ордена Храма <>, каждый из которых надел свой белый плащ», повторяется многими историками, даже в официальных документах. На этом соборе папа Евгений III дарит тамплиерам право носить изображение алого креста на левой стороне своего плаща, «чтобы этот победоносный знак служил им как щит, и никогда не отступать перед неверными». Крест вырезался из красной ткани и был самой простой формы: «принадлежащие ордену Храма носят обыкновенный крест красного цвета».

Существует мнение, что лотарингский крест был сделан из фрагментов креста, на котором был распят Иисус Христос. Две поперечные перекладины называются “золотой серединой». Он символизирует двойную защиту: духовную и физическую.

И немного музыки из духовного наследия тамплиеров.Обращаю внимание, что это современная обработка.

Серебро 925 пробы
Вес: 16.80 грамм
Размер 38 мм
Производство Россия.

Амулет «Крест Тамплиеров» защищает от зла, устраняет соперников и наделяет безграничной властью.

Пожалуй, самое загадочное из всех рыцарских сообществ – это Орден Тамплиеров. Даже в наши дни у него имеются свои последователи. Зарождался он, как «Орден бедных рыцарей». Говорят, что на двух рыцарей, в начале становления Ордена тамплиеров, приходилась всего одна скаковая лошадь.

Но уже спустя пятнадцать лет, Орден приобрел обширные земельные владения, что позволило ему быть более свободным в экономическом плане. А также тамплиеры освобождались от налогов, подчинялись только Папе Римскому и свободно пересекали границы.

Как за столь короткое время тамплиеры приобрели такое богатство, завербовали в свои ряды влиятельных людей и коронованных особ, а также приобрели безграничную власть? Говорят, что они активно использовали древние артефакты, пентаграммы и магические вещи.

В середине серебряного амулета «Крест Тамплиеров»нанесено изображение мощной пентаграммы, которая призвана устранить все преграды на пути к цели. А также она помогает владельцу амулета одержать победу над любым соперником как в физическом плане, так и в интеллектуальной беседе.

Крест уже сам по себе имеет магическую силу невероятно могущественного и воинственного Ордена. Серебряный амулет «Крест Тамплиеров» подойдет любому человеку, который вынашивает честолюбивые планы, мечтает о высоких постах и должностях.

Основные его магические функции призваны расчистить дорогу своему владельцу, устранить врагов, привести к вершине власти и наделить несметными богатствами. А также серебряный амулет «Крест Тамплиеров» поможет расширить границы предпринимательской деятельности.

С данным талисманом даже мелкая торговая лавка, уже через пару лет вырастет в сеть фирменных магазинов. Пусть сейчас в это трудно поверить. Но, как, же тогда восемь бедных рыцарей с четырьмя лошадками добились столь блистательных результатов, о которых до сих пор ходят легенды и мифы. Поговаривают, что многие современные политические деятели в Европе продолжают состоять в рядах Ордена тамплиеров.

Стоит только дерзнуть, дать волю своей фантазии, загореться какой-либо идеей, купить амулет «Крест Тамплиеров» и магический процесс будет запущен. С этим амулетом будут покорены вершины, а весь мир уместится на ладони.

Тамплиерский крест, значение которого на данный момент представляет собой обширную тему для научных дискуссий, вероятно, появился задолго до того, как на земле появилось само понятие «христианства». Конструктивно Тамплиерский крест (фото ниже) представляет собой обыкновенный равнолучевой крест. При этом у символа, разумеется, еще в Средние века существовало множество вариантов стилизации.

К примеру, Тамплиерский крест на рыцарской котте очевидно несколько отличался от Тамплиерского креста на официальной печати ордена. Так или иначе, но каноническое изображение креста не вызывает сомнений, а вот что действительно интересно, так это цветовая гамма знака.

Считается, что Тамплиерский крест (значение цветового тона, разумеется, также весьма важно) исконно был красным. Собственно, все картинки Тамплиерского креста, дошедшие до нас благодаря средневековым гравюрам и полотнам художников более поздних эпох, изображают рыцарей ордена Храма как раз в белых коттах с ярко-красными равнолучевыми крестами. В данном контексте семантика красного цвета очевидна, это готовность пролить кровь во имя своей веры. Ведь нужно отметить, что орден Тамплиеров до сих пор является одной из наиболее спорных духовно-рыцарских организаций средневековой Европы. Тамплиеры к началу XIV века сосредоточили в своих руках власть, с которой не смог бы (даже при большом желании) поспорить даже сам Папа Римский. Кроме того, трудно переоценить военные заслуги ордена. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Тамплиерский крест, значение которого может быть рассмотрено с принципиально разных точек зрения, по некоторым версиям мог иметь черный цвет (на подобие креста Тевтонских рыцарей), но эта гипотеза все же выглядит менее вероятной. Нужно отметить, что аксессуары с Тамплиерским крестом (в оригинале – Tatzenkreuz) использовались рыцарями повсеместно, начиная с гравировки на навершиях клинков и заканчивая характерными формами литых элементов на боевых поясах. Иными словами, Тамплиерский крест не зря именуется именно так, широкое распространение этому знаку придали именно члены данного ордена, который за каких-то три века своей славной истории сосредоточил в своих руках поистине чудовищное влияние и власть.

Тамплиерский крест (значение знака не трактуется однозначно) у самих Тамплиеров, вероятно, являлся образом распятия, при этом красный цвет мог олицетворять кровь, пролитую Христом за народы всего мира. Также, как уже было сказано, красный цвет мог указывать на готовность до последней капли крови защищать свои идеалы. Стоит сказать, что в некоторых средневековых источниках красные кресты (в частности – интересующий нас Тамплиерский крест) называются «огненными крестами». Что в этом контексте может означать Тамплиерский крест? Значение символа здесь весьма размыто, ведь огонь – символ, имеющий достаточно много вариантов толкования. Это и символ очищения, и символ разрушения, и символ хаоса. При этом не будем забывать, что в соответствии с некоторыми апокрифическими текстами (в частности – Книга Еноха) Небесный Престол Бога состоит из чистого огня (в противовес логову Дьявола в девятом круге ада, где властвует вечный холод). В тоже время огонь – символ Солнца, апофеоз его испепеляющей силы, мощи, которая не только питает все живое, но (при необходимости) легко может обратиться карающим мечом.

Так или иначе, но Тамплиерский крест, значение которого действительно могло разниться в зависимости от конкретной культуры или религиозно-этической системы, представляет собой достаточно универсальный знак. Подобные изображения мы обнаруживаем на всех континентах, и зачастую история этих символов насчитывает тысячи лет. И в этом нет ничего удивительно, ведь четыре луча креста – универсальный символ гармонии, который также может рассматриваться как указание на единство четырех стихий природы (Огонь, Вода, Воздух и Земля). В нумерологии число 4 – символ земного базиса, основания, трехмерного мира, от которого мы отталкиваемся в процессе своего развития, не только конкретно физического, но и духовного.

Вообще, Тамплиерский крест в этом смысле представляет собой достаточно спорный символ. Таковым был и сам орден, именем которого сегодня мы называем данный символ. Тамплиеры являлись католической организацией, однако лидеры ордена являлись людьми в высшей степени просвещенными, и для них, вероятно, религия была скорее ограничивающим фактором. Существует множество легенд о том, что Тамплиеры нашли Святой Грааль, Копье Судьбы, Книгу Тота (которую впоследствии зашифровали в картах Старшего аркана Таро) и множество других артефактов древности, далеко не все из которых, скажем так, относились к христианскому миру. Некоторые из этих мифов наши свое подтверждение, другие были опровергнуты, насчет третьих споры ведутся по сей день. Данный материал не ставит своей целью изучение подлинной истории ордена Рыцарей Храма. Но этот момент, а именно – связь ордена с тайными эзотерическими доктринами, пришедшими из «дохристианских» времен, очень важен в проекции на значение Тамплиерского креста.

Сегодня аксессуары с Тамплиерским крестом представляют собой норму, хотя почти никто не знает исконной семантики этого сакрального знака, хотя бы приблизительно. Тамплиерский крест (фото и древние изображения этого знака не трудно найти в сети) действительно обладает определенной, скажем так, энергетикой. «Пламенеющий крест» выглядит по-настоящему красиво, благородно, он внушает уважение, говорит о силе и вере своего обладателя. Как минимум, так его себе представляли тамплиеры. Хотя, конечно, существуют чисто канонические трактовки. Например, можно предположить, что четыре луча Тамплиерского креста – указание на высшие христианские добродетели (благоразумие, справедливость, воздержания и духовная сила). Так или иначе, но этот символ (а точнее – те, кто сделал его своим отличительным знаком) действительно изменил мировую историю. Хотя… много ли мы знаем? Пожалуй, немного, но порой понимание лежит вовсе не в области знаний, а в области интуитивных, быть может даже подсознательных эмоций, глубинных образов. И в этом смысле Тамплиерский крест (значение которого мы все же представляем себе весьма относительно), вероятно, будет будоражить фантазию еще многих и многих поколений.

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них – магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек – это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне – это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма – правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет – золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время “чёрных месс” .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот “символ бафомета” (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

“Пять” в мистицизме катаров и тамплиеров – знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм – с ульем. Сущность их небесная, а мёд – приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе – душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза – символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa (“под розой”), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются “Розарий”. “Розарий” соотносится с размышлением о трёх “пятерицах” – пяти “радостных”, пяти “скорбных” и пяти “славных” таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте – смерть Христа. Шип розы – страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов – неблагодарность. венок из роз – небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале “Божественной комедии” Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны – Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название “крест ” происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением “искривлённый “. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском – crux – крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал – женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста – крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался “Корбенуа” - “Рог изобилия” – символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле – агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах – знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями – знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь – символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью – церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо – взять крест на земле. Правое крыло – девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел – могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного

Поделиться