История буддизма. Жизнь и проповедь будды гаутамы Что такое проповедь сиддхартхи гаутамы

Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) - «потомок Готамы, успешный в достижении целей», он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»). Гаутаму также называют Сакьяму́ни или Шакьяму́ни - «мудрец из рода Сакья » , или Татха́гата (санскр. तथागत , «Так Приходящий») - «Достигший Таковости», «Достигший Истины».

Сиддхартха Гаутама - ключевая фигура в буддизме . Его изречения и диалоги с учениками легли в основу буддийского канона - «Трипитаки », сформировавшегося в I веке до н. э.

Будда является персонажем нескольких азиатских религий, в частности - бона (позднего бона) и индуизма . В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы .

Жизнь Будды

В соответствии с принятыми в современных буддийских традициях текстами, Сиддхаттха Гаутама родился в окрестности города Капилавасту (расположенного в долине р. Ганг ; ныне в этом месте находится храмовый комплекс Лумбини) в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья . День его рождения широко празднуется в буддийских странах (Весак).

Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе , и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Прежде чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.

Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался.

Однажды, после 13 лет брака Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника . Гаутама тогда осознал суровую правду жизни - что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество , чтобы стать монахом .

Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов -отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.

Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию . Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации , он обнаружил срединный путь избегания крайностей потворствования себе и самоистязания. Сев под смоковницей, благодаря нему получившей название дерево Бодхи , он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние . Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».

Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах . Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется ниббана (пали) / нирвана (санскрит).

В этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать других людей. Он полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил отправиться в Сарнатх и прочесть первую проповедь в Оленьем парке. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь .

Будда подчеркнул, что он не является Богом . Будда - наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии , преподавая своё учение самым разным людям, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры. Он основал Общину буддийских монахов и монахинь («Сангха »), чтобы сохранить Учение после его окончательной «Ниббаны» и ухода из мира. За ним последовали тысячи новообращённых.

В возрасте 80 он решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние . Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»

Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.

Жизнь Будды в традиции Ваджраяны

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провел в своем дворце. Шесть лет он подвизался аскетом . Достигнув Просветления , первое лето он провел в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провел в Велуване. Четвертое - также в Велуване. Пятое - в Вайшали. Шестое - в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое - в Обители 33-х богов , на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провел в Шишумарагири. Девятое - в Каушамби. Десятое - в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое - в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое - в селении Вераньджа. Тринадцатое - в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое - в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое - в Ньяг-родхараме в Капилавасту. Шестнадцатое - в Атаваке3. Семнадцатое - в Раджагрихе. Восемнадцатое - в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое - в Джвалини (Барвэ-пуг)4. Двадцатое - в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти . Затем двадцать первое летнее пребывание - в Шравасти. Будда ушел в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре , в стране Малла ».

Семья Гаутамы

В Махавасту называются имена сестёр его матери и Маха-Праджапати - Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова.

Известы следующие двоюродные братья Будды: Ананда , которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта , сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, т. к. Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхаратхи был единственный сын - Рахула , который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Хронология жизни

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки . На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, ученые датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология» (long chronology). Альтернативная «короткая хронология» (short chronology) основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что дает такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных ученых общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.

Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону , не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э. Кроме того, рассмотрение доступной нам информации по истории джайнизма заставляет предположить, что Будда и Махавира , лидер джайнов, который умер несколько раньше Будды, оба умерли между 410 и 390 гг. до н. э.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Будда Шакьямуни на Викискладе

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Индия, Республики Калмыкия , Японии, Таиланда, Мьянмы, Шри-Ланки [ ] и ряда других стран Юго-Восточной Азии.

Биография Будды

Буддизм

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов «Буддачарита» («Жизнь Будды») Ашвагхоши , «Лалитавистара» и др.

Однако следует учитывать, что первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. (Стеллы, установленные царём Ашокой и содержащие определённую информацию о Будде и буддизме, созданы через двести лет и более после нирваны Будды). К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды .

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Будды Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило .

Предшествующие жизни

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей ». Начался он согласно описанию, содержащемуся в Лалитавистаре, со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой («Дипанкара» значит «Зажигающий светильник»). Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой ».

После смерти Сумедхи сила его стремления к просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди дэвов (богов), где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев , чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям .

Зачатие и рождение

Согласно традиционной биографии , отцом будущего Будды был Шуддходана (пали: Суддходана), раджа одного из маленьких индийских княжеств (по одному из толкований его имя значит «чистый рис» ), глава племени шакьев со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама (пали: Готама) - его готра , аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по сведениям, содержащихся в некоторых источниках, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии .

Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями .

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (Руммини) (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока .

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом».

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопки фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников (Буддачарита, гл. 2, Типитака, Лалитавистара, гл.3) утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов [ ] .

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым Буддой .

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха (другой вариант имени: «Сарвартхасиддха») что означает «Тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи .

Ранняя жизнь и брак

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Махапраджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха получил обычное для царевича образование, включая религиозное (знание в какой-то степени Вед, ритуала, и т. д.) Для мальчика было специально построено три дворца . В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой , кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу . Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту . Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни .

Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника . Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Отстранение и аскетический образ жизни

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами» , чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху (пали: Раджагаха), где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов -отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапутты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя .

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию . Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны .

Пробуждение (Просветление)

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха (см. Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136), которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи , и поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим - и Мара отступил.

После этого Будда направился в Варанаси , намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь . Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи , что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда , Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами .

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа (санскр.: Кашьяпа) с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая своё Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты - от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала ) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей (примерно: июль - середина октября [ ]) было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре (вихаре), парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провёл в своём дворце. Шесть лет он подвизался аскетом . Достигнув Просветления , первое лето он провёл в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провёл в Велуване. Четвёртое - также в Велуване. Пятое - в Вайшали . Шестое - в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое - в Обители 33-х богов , на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провёл в Шишумарагири. Девятое - в Каушамби . Десятое - в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое - в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое - в селении Вераньджа. Тринадцатое - в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое - в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое - в Ньяг-родхараме в Капилавасту . Шестнадцатое - в Атаваке. Семнадцатое - в Раджагрихе. Восемнадцатое - в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое - в Джвалини (Барвэ-пуг). Двадцатое - в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти . Затем двадцать первое летнее пребывание - в Шравасти. Будда ушёл в нирвану в роще Шала , в Кушинагаре , в стране Малла ».

Достоверность хронологических данных

Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в основном в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются принимать как реальные исторические факты неподтвержденные сведения об обстоятельствах, связанных с жизнью Будды и его Учением» .

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки . На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 30), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие .

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

Матерью будущего Будды была [Маха-]Майя . В Махавасту называются имена её сестёр - Махапраджапати, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Махапраджапати (санскрит; пали - Махападжапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Махапраджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундарананда . Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства .

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда (санскр., пали: «блаженство»), которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта , сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты [какие? ] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара , Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын - Рахула , который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

См. также

Примечания

  1. Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по разному: - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; -
История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] Мень Александр

ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

Шакийский отшельник. Северо–Восточная Индия, ок. 530 г. до Р.Х.

Народ видел в отшельниках носителей духовной жизни и мудрости. И именно потому, что отшельники были искателями истинной жизни, отвергавшими жизнь ложную, и пришел к ним юноша, которого они стали называть «Шакия–муни», или «Шакийский отшельник». Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище Гаутама. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. В Лумбини, неподалеку от города Капилавасту, и доныне сохранился памятник с надписью: «Здесь родился Возвышенный».

Отец Сиддхарты Шуддходана был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлении. Эти сладостные мгновения врезались в его память на всю жизнь. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни.

Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Для этого он не жалел средств. «Для меня, - вспоминал впоследствии Будда, - во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтом из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой для летнего и третий для дождливой погоды года».

В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, по приказанию Шуд–дходаны с его пути прогоняли всех нищих и больных. Люди должны были одеваться в лучшие одежды и с радостными лицами приветствовать Сиддхарту.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания? Своими усилиями Шуддходана сделал только еще нежнее и уязвимее душу сына. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей.

Царевича охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежного детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самых основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, - рассказывал Будда, - еще в расцвете сил, еще блестяще–темноволосым, еще среди наслаждений счастливой юности, еще в первую пору мужественного возраста, вопреки желанию моих плачущих и стенающих родителей, обривши голову и бороду, покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира».

В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут помочь разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам–практикам.

Целый год он жил среди них, наблюдая их сверхчеловеческие подвиги, ведя с ними беседы, размышляя об их удивительном пути. Кое–что очень понравилось ему. Одного не мог он понять: почему многие отшельники, изнуряя свою плоть, стремятся не к высшей свободе от страданий, а к лучшему возрождению в будущем или к временному блаженству среди светлых небожителей. Эти цели казались ему недостойными.

Покинув своих наставников–йогов, Гаутама уединился в джунглях, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания.

Для изнеженного аристократического юноши это было подлинным героизмом. Но он решил, что не остановится ни перед какими испытаниями ради того, чтобы достигнуть просветления и познать истинный путь спасения. Шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел, лицо его стало страшно, оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет.

И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности Гаутама пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и он замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне Гаутама решил отказаться от бесплодного самоистязания.

Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. С этого момента он навсегда отказался от крайностей аскетизма и признавал полезными лишь умеренные его формы.

Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Раздумья и муки, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он, мучитель мира! Вот он, «строитель дома»! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхар–те казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает, с кем нужно бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой - Просветленным.

С этого момента и до последних дней Гаутамы мы будем встречаться с удивительным воздействием его на души людей. Самые невероятные притязания, самые горделивые эпитеты по отношению к себе, провозглашение своей святости и совершенства - все это не только не вызывало возмущения у большинства его слушателей, а, напротив, обладало для них особым очарованием и притягательностью.

Однажды Будду спросили, какова посмертная участь одного великого подвижника. Он ответил лишь, что для человека, который изжил в себе тяготение к психофизическому бытию (нама–рупа), нет ни рождения, ни смерти. Таким образом, главный упор Будда делает на то, что уже здесь, при жизни, человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления, т. е. стать причастным нирване.

Можем ли мы сказать с достоверностью, что понимал сам Будда под словом «нирвана»?

Будда сравнивает нирвану с «миром и мудростью», а его ученики считали величайшей заслугой учителя это овладение страстями и обретение «дивного бессмертия».

Итак, единственная достойная человека цель - это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели Будда предлагает «восьмеричную систему».

Что же заключено в «восьмеричной дороге», которую предлагает Будда? Это:

1. Правильные взгляды, т. е. взгляды, основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т. е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т. е. непричинение зла.

5. Правильный, т. е. мирный, честный, чистый, образ жизни.

6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней.

На вершине лестницы, ведущей к нирване, мы находим высшее просветление, состояние самбодхи (самадхи), когда все человеческое исчезает в человеке, когда угасает его сознание, когда оцепеневает его тело, когда над человеком не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Цель достигнута: кончен поток, погас вечно трепещущий огонь.

И тут–то обнаруживается во всей своей беспощадности леденящее душу «открытие» буддизма: человек одинок, невыразимо одинок в этой жизни. Все пусто и бессмысленно. Нет Бога над нами, «в небе нет пути», некому молиться, не на кого надеяться, никто не вольет сил в слабеющего человека, который идет по своей темной стезе. Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам! Не пустая ли это фраза? Можно ли вытянуть самого себя за волосы?

Спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей. Кроме подвига личного совершенствования, монахи обязаны были заниматься усиленной пропагандой идей учителя. И, разумеется, встречая интерес и сочувствие, они не могли всех ввести в орден. Поэтому возникла проблема буддистов–мирян.

Будда решил эту проблему довольно просто. Истинными его последователями оставались монахи, а «упасаки» - миряне, принявшие его учение, - оказывались, так сказать, на положении «оглашенных», готовящихся к посвящению. В отличие от монахов мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся от лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей, похожих на те, которые провозгласил Моисей на восемь веков раньше, «упасаки» должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

Вероятно, любовь к опрятности была привита Гаутаме с детства, поэтому он восстал против обыкновения аскетов своего времени ходить вечно грязными. Путешественников и в наши дни пугает вид этих диких фигур, с ног до головы покрытых пеплом, коровьим пометом и грязью. В буддийском же ордене строго следили за личной гигиеной монахов, и помещения, в которых они жили, постоянно содержались в образцовом порядке и чистоте.

Эти благоустроенные колонии, где люди жили, предаваясь размышлениям, созерцаниям и поучительным беседам, привлекали всех усталых и угнетенных. Буддийские монастыри многим казались обетованной землей, в которой можно было наконец обрести мир и свободу.

На последних часах жизни Гаутамы лежит печать непреодолимой трагичности. Он умирает не как Сократ, верящий в бессмертие, не как мученик, скрепляющий кровью свое учение и торжествующий над злом, а как человек, признавший мировое зло и подчинившийся ему. Все преходяще, все течет! Ищите в этом утешение! Вот итог…

Энергичная миссионерская деятельность монахов приводила к буддизму много новообращенных. Народ все больше тянулся к этой новой религии, которая обещала спасение независимо от касты, не отягощала избытком обрядов, проповедовала доброту и кротость.

Гаутама стремился развенчать преходящую жизнь, представить ее как царство страданий, смерти и уродства. Но его последователи посвятят себя заботам о людях и их благе на земле. Они станут трудиться над созданием буддийской культуры.

Отвергнув Бога–Творца, Будда признал природу и человека бесцельным коловращением призраков, мельканием «дхарм», нескончаемым, никому не нужным потоком. И он был прав, ибо, если нет Бога Живого, Вселенная заслуживает уничтожения, жизнь и сознающие себя личности должны исчезнуть навсегда. Это для них лучший удел.

Такова главная причина, почему религия столь возвышенная, как индийская, не могла стать преддверием к Евангелию.

И все же жизнь и проповедь Гаутамы были одним из величайших событий в истории духа.

Значение Просветленного отнюдь не исчерпывается нравственным или философским содержанием его учения. Величие Будды и его предшественников заключается в том, что они провозгласили спасение главной целью религии. Мудрец, проникнутый состраданием ко всему миру, он поистине достоин любви и благодарности человечества, хотя и не был в силах спасти его. Впрочем, кто из людей смог бы совершить это?

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

50. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд, 1992, 3). Информационный первотолчок, приведший к возникновению

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Ин. 1: 1-34; Мф. 3: 1-12; Мк. 1: 1-8; Лк. 3: 1-20 Шел 779 год от основания Рима. После смерти Августа император Тиберий уже пятнадцатый год правил мировой державой. Израиль полностью подпал под власть Рима и перестал быть самостоятельным

Из книги История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий автора Элиаде Мирча

Глава IX ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА "АТМАН-БРАХМАН" § 72. Морфология ведийских ритуалов Ведийская религия не знала святилища; все ритуалы исполнялись либо непосредственно в доме приносящего жертву, либо на близлежащем

Из книги Будда: его жизнь и учение автора Пишель Рихард

III. ЖИЗНЬ БУДДЫ Будда происходил, как мы видели, из благородного рода Шакъя, правившего аристократически в небольшой области на склонах непальских Гималаев. Столицей его была Капилавасту. Отец Будды назывался Шуддходана, мать его Майя, или, как ее чаще называют, Майядеви.

Из книги Каким все является автора Лама Оле Нидал

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ БУДДЫ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БУДДЫ

Из книги Жизнь Будды Шакьямуни автора Берзин Александр

Жизнь Будды Шакьямуни Александр Берзин февраль 2005, отредактирована в апреле 2007 г.Оригинал страницы: www.berzinarchives.com

Из книги Байкальские лекции 2007. Комментарий к «Ламриму» автора Тинлей Геше Джампа

3.1.3.2.5. Осознание Будды в качестве достоверного (подлинного) существа, а собственного Гуру – в качестве Будды Этот вид осознания заключается в понимании того, что Будда вначале был как мы, обычным существом, затем, получив учение и постоянно практикуя его правильным

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Проповедь Евангелия и проповедь предопределения - части одной проповеди и потому не противоречат друг другу 36. Итак, не следует [думать], что проповедь предопределения препятствует проповеди пребывающей и преуспевающей веры, чтобы те, кому дано повиноваться, услышали

Из книги Буддизм автора Корниенко А.

Жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы Примерно две с половиной тысячи лет назад в маленьком государстве на северо-востоке Индии (территория современного Непала) произошло радостное событие: у царицы Махамайи, жены царя Шуддходама – потомка знатного рода Гаутама и

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Проповедь длиною в жизнь Жил-был один проповедник. И читал он свои проповеди незнакомым людям на улице и знакомым, к которым приходил в гости.И часто случалось так, что разговорится он с незнакомым человеком на улице, начнёт ему рассказывать о Боге, о Земле, о людях, о любви,

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Жизнь Будды Индийская культура – культура самой древней религии, претендующей на то, чтобы считаться мировой. Сиддхартха Гаутама из рода Шакья-Муни, прозванный Буддой («Просветленный»), хотел того же, что и Гильгамеш, и подобно зороастрийцам рассматривал смерть как

Из книги Том 3. У врат Молчания [Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры] автора Мень Александр

Часть III ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Глава пятнадцатая ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГАУТАМЫ Восточная Индия около 490-483 гг. до н. э. Мгновенно, мгновенно все составленное; жизнь в нем повита смертью; все разрушается, созидаясь; блаженно притекшее к месту покоя! Маха-Суддассана, II, 42 Сколько бы мудрой осторожности ни

Из книги автора

Глава шестнадцатая ОТ ГАУТАМЫ К БУДДИЗМУ Индия между V и III вв. до н. э. Велика была скорбь учеников и почитателей Совершенного, когда они осознали, кого лишились. Но еще не стихли их горестные вопли, как послышались голоса противников Будды, видимо только и ждавших этого

Из книги автора

XXXIII Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние Церкви к концу царствования Тиверия Избранные диаконы,

Из книги автора

XXXVIII Ап. Павел в Афинах. Речь его в ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания Когда корабль пристал к знаменитой афинской пристани – Пирею – и перед взором апостола язычников открылся знаменитый город, то нетрудно предположить, какой поток мыслей прошел по

Буддизм - одна из трёх мировых религий и самая древняя из них. Он зародился в Индии и с течением времени распространился по всему миру. Самые большие буддийские общины сконцентрированы в странах Восточной Азии - в Японии, Китае, Корее и др. В нашей стране очень велика численность буддистов. Больше всего их в Калмыкии, Забайкалье, Тыве и Бурятии. В 2005 году в Элисте был освящён построенный по благословению 14 прекрасный храм - «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Основателем религии буддизм является Сиддхартха Гаутама Шакьямуни или Будда. В духовной литературе его называют многими именами - Бхагаван (Блаженный), Сугата (Идущий во благе), Татхагата (Пришедший и ушедший), Локаджьештха (Почитаемый миром), Джина (Победитель), Бодхисаттва (Очистивший пробуждённое сознание от зла и страданий).

Шакьямуни не был первым буддой. До него были и другие, но Великим Учителем стал только Будда Гаутама. Он открыл, что человеческая жизнь есть постоянное страдание. Человек рождается в новых воплощениях, но страдание является сутью каждого перерождения. Колесо сансары (предопределённости) не отпускает его. Он поставил перед собой цель найти причину страдания людей и устранить её. В результате долгих лет в условиях полного аскетизма и медитаций, он обрёл великую мудрость и знание. Он понял, как освободить человека от страданий, то есть дать ему возможность войти в нирвану ещё при земной жизни, и передал свои знания ученикам.

Жизненный путь Будды Шакьямуни принято делить на 12 периодов, которые названы 12 подвигами, или деяниями Будды.

Первый подвиг

Первый подвиг Будды связан с его приходом в мир. По преданию, за многие сотни жизней до Сиддхартхи на территории Индии жил брахман Сумедхи. Однажды он встретил будду Дипанкару. Его поразила безмятежность будды, и он решил во что бы то ни стало научиться такому же отношению к жизни. В «Лалитавистаре» его называют первым бодхисаттвой. Сумедхи открыл великую мудрость: для того чтобы дать людям знания, как достигнуть нирваны, нужно много раз воплотиться в разные живые существа, прочувствовать и понять все их страдания. Его желание освободить людей от предопределённости было так велико, что не оставило Сумедхи даже после смерти. Оно присутствовало в нем во время всех перерождений. И в каждом новом воплощении он набирался новых знаний и мудрости. Он был двадцатью четырьмя буддами-нирманакаями, предшествовавшими основателю религии буддизм. Каждый нирманакай реализовал определённое из деяний Будды Шакьямуни.

Второй подвиг

Второй подвиг Будды связан с выбором его земных родителей.

Предпоследнее рождение Сумедхи было на небесах Тушита в образе одного из богов. Это дало ему возможность передать свои знания людям, по собственному желанию выбрав следующее воплощение. Он решил, что это будет семья раджи Шуддходана.

Правление в княжестве Шуддходана основывалось на принципах республики, а сам Шуддходана возглавлял правящее собрание, состоявшее из представителей самых значительных воинских сословий. Ещё одно обстоятельство указало Сумедхи на правильность выбора - предки раджи Шуддходана в течение семи поколений подряд не имели кровосмесительных браков.

Матерью Будды Шакьямуни стала жена раджи Шуддходана - принцесса из рода колиев, Махамайя. О ней говорится, что она была лишена 32 пагубных качеств и воплощала собой добродетель и милосердие.

3-й подвиг

Божественное зачатие и рождение Будды Шакьямуни описано в своде священных буддийских текстов «Трипитаки». Они были составлены после в V-III вв. до н. э.

Мать будущего великого учителя зачала в полнолуние пятнадцатого дня второго месяца года. Она заснула и увидела себя на высокой горе, мягкой, как пуховая подушка. Слонёнок с шестью бивнями коснулся её бока, и она почувствовала, что внутри неё взошло солнце. На протяжении всей беременности ей снились чудесные сны, в которых она видела себя дающей знания множеству разных живых существ. За девять месяцев она полностью освободилась от клеш, то есть, от яда мыслей, отравляющих сознание.

Накануне дня рождения Будды Шакьямуни, Махамайя отправилась в дом своей матери, как это полагалось по местным традициям. Однако она не успела прийти туда до родов. Они начались немного раньше назначенного срока, в седьмой лунный день четвёртого месяца 624 года до н. э. Махамайя подошла к дереву лакша, и оно опустило ветвь прямо к её правой руке. Женщина взялась за ветку, и из её правого бока вышел младенец. Ни мучительных родовых схваток, ни боли она не ощутила. Малыш был окутан золотым сиянием. Он сразу же встал на ноги и сделал несколько шагов. Там, где мальчик ступал, распускались прекрасные лотосы.

Махамайя умерла на седьмой день после рождения сына. Перед смертью она попросила свою сестру Маху Праджапати заботиться о мальчике как о собственном ребёнке.

Поздравить Шуддходана с рождением сына пришёл отшельник-прорицатель Асита. Он сказал, что ребёнка ждёт великое будущее. 32 знака на его теле указывают на то, что он станет могущественным царём или святым Учителем многих народов.

Четвёртый подвиг

Биография Будды Шакьямуни содержит сведения о прекрасном образовании, которое Сиддхартха получил в доме своего отца. Шуддходан понимал: чтобы стать царём царей, нужно владеть многими знаниями и умениями. Он не хотел видеть сына святым и Учителем. Его целью было сделать из него великого воина и умного политика.

Шуддходан нанял самых лучших учителей, чтобы Гаутама получил всестороннее образование. Он много читал, был абсолютно грамотным в языках. Тогда самыми передовыми науками считались математика, литература и астрология. Будда в совершенстве овладел и ими.

Спорт и игры также играли большую роль в образовании. Мальчик с юных лет постиг различные боевые искусства и с лёгкостью побеждал в состязаниях. Он мог ловко управлять слоном или колесницей, был отличным наездником, метко стрелял из лука, метал копьё и сражался мечом.

Он был непревзойдён и в мастерстве пения, танцев, сочинения музыки и игры на разных музыкальных инструментах.

Сиддхартха умел рисовать и составлять композиции из ароматов.

Пятый подвиг

Будущий Великий Учитель до 29 лет жил в Капилавасту, городе, защищённом высокими стенами от окружающего мира. Отец оградил сына от любых проявлений зла. Мальчик не видел ни старых, ни больных, ни некрасивых людей.

Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, Шуддходан выбрал ему в супруги принцессу Яшодхару. Царь построил для молодых три дворца на разные времена года. У летнего дворца был бассейн с красными лотосами, у зимнего - с белыми, а у дворца для сезона дождей - с голубыми. Яшодхара пришла к Сидхартхе со свитой в 84 тысячи человека. Через 13 лет у супругов родился сын. Ему дали имя Рухул.

Вся биография Будды Шакьямуни подтверждает сведения, что вплоть до 29 лет принц не знал, что такое болезнь, голод, холод, обида, злость или зависть. В Капилавасту даже слуги одевались в красивые одежды и ели пшеницу, мясо и отборный рис, в то время как обычная еда бедняков состояла из дроблёного риса и чечевицы.

В сутре о роскоши, вошедшей в «Учение Будды Шакьямуни», говорится о жизни в Капилавасту как о бесконечной череде удовольствий и приятного общения.

Шестой подвиг

С раннего детства Сиддхардха проявлял стремление к размышлениям. Отца это беспокоило. Поэтому он создал для сына такие условия, чтобы разум Сиддхартхи Гаутамы был занят лишь науками и искусством, и чтобы он никогда не узнал, что такое добро и зло.

Шестым подвигом Будды называется уход принца из отчего дома. Это произошло, когда ему исполнилось 29 лет.

Незадолго до этого события Сиддхартха трижды тайно покидал дворец. В первый раз он увидел мужчину, который стонал от мучившей его болезни. Его тело было покрыто кровоточивыми язвами, облепленными мухами. Во второе посещение принц увидел сгорбленного седого старика, чьё лицо было покрыто морщинами. А когда он снова вышел за пределы дворца, то встретил похоронную процессию и увидел много слёз горя на лицах людей.

В некоторых источниках Шакьямуни содержит сведения о том, что Будда четыре раза тайно бродил за пределами родного города. В четвёртое посещение он встретил мудреца, который рассказал ему о горестях людей, а также о страстях и пороках, терзающих их.

Так Будда Шакьямуни узнал о существовании страдания, но также он понял, что страдание можно преодолеть. Чтобы узнать настоящую жизнь, молодой человек задумал уйти из дворца.

Отец воспротивился его плану - он организовал новые развлечения для сына и усилил охрану дворца. Сиддхартха не стал менять своего решения. Он спросил отца, может ли тот избавить его от старости и смерти. Не получив ответа, принц дождался ночи, оседлал коня и вместе с преданным слугой покинул Капилавасту.

Седьмой подвиг

Седьмой подвиг Будды обозначен как путь аскета.

Будда удалился от дворца на значительное расстояние, отдал коня слуге, поменялся одеждой с первым попавшимся нищим странником и отправился в путь на поиски истины. С этого момента жизнь Будды Шакьямуни изменилась навсегда. Он стал на путь, ведущий к духовному совершенству.

Жизнеописание Будды Шакьямуни содержит историю о том, как принц Сиддхартха пришёл в Магадхи. Правитель Раджагриху, раджа Бимбисар, пригласил Гаутаму в свой дворец. Он много беседовал с бедным отшельником, каким представился ему принц, и был очарован его умом и знаниями. Раджа нуждался в таком советнике и предложил Сиддхартхе высокий пост при своей персоне, но будущий Учитель народов отказался.

Во время скитаний Сиддхартха Гаутама Шакьямуни присоединялся к разным группам аскетов, проповедующим самоотречение и духовное очищение. У него появились собственные ученики. Он снискал большое уважение среди философов и мудрецов.

В один из дней Сиддхартха встретил девушку, которая предложила отшельнику еду и питьё. К этому времени Гаутама уже накопил огромный багаж знаний и том, что представляет собой реальная жизнь. Однако он был крайне истощён - сквозь кожу просвечивали рёбра, а сам он был близок к физической смерти. Он вступил в период экзистенциального кризиса. Невозможность изменить мир заставила его усомниться в том, что аскетизм - единственный путь в нирвану. Он чувствовал, что знания и опыт следует перевести на новый уровень. Это позволит обобщить их и превратить в универсальное учение.

Отведав обычную пищу и искупавшись в чистой воде, он почувствовал себя обновлённым. Его ученики не приняли перемену в учителе. Они сочли его отступником, предавшим своё предназначение быть отшельником-аскетом. Сиддхартха возразил: «Учиться - значит меняться, иначе учение не имеет смысла».

Шакьямуни опустил свою чашу в воду реки и сказал ученикам: «Если она поплывёт против течения, значит, я прав», - и чаша начала движение вверх по реке. Тем не менее ученики решили оставить своего учителя и товарища и двигаться дальше путём аскезы.

Восьмой подвиг

Восьмым подвигом, или деянием Будды считается медитация. Шесть лет аскезы укрепили его волю. Подпитав силы нормальной пищей и очистив тело от грязи, он решил погрузиться в себя.

Ночью Гаутама увидел пять символических снов, которые подсказали ему, что нужно делать дальше. Он помнил, как в далёком детстве, играя с товарищами, на короткое время потерял сознание и ощутил небывалую лёгкость и самоотрешённость. Именно так чувствует себя человек, погружённый в медитацию. Теперь целью Шакьямуни стало научиться полной самоотрешенности.

Гаутама отправился на север Индии в местечко Бодхгая. Там он расположился под большим фикусом (дерево бодгхай) и просидел под ним семь дней и семь ночей. Он был намерен полностью отрешиться от всего земного. Знаменитая статуя Будды Шакьямуни в позе лотоса изображает Учителя во время медитации.

Девятый подвиг

Девятым подвигом Будды была победа над злыми силами, которые представлял собой бог Паринимитра-вашавартин Мара. На седьмой день медитации Мара наслал на Будду своих дочерей, олицетворявших разные земные искушения. Они пришли к нему в виде прекрасных дев, предлагавших всевозможные наслаждения. Семь недель разум Шакьямуни боролся с демонами. Всё это время Бодхисаттва оставался неподвижным. Он вновь и вновь переживал свои прошлые воплощения, в которых он был то различными животными, то людьми. Он также свободно проникал в сознание живых существ, с которыми его просто сводила судьба, но которыми он не был. И каждый раз Гаутама осознанно отвергал зло, ведь как он впоследствии говорил своим ученикам, Мара имеет власть лишь над теми, кто хочет попасть под его влияние.

Подвиг №10

В последнюю ночь медитации Сидхартха достиг состояния самадхи, то есть просветления. Он избавился от клеш, обрёл ясновидение и абсолютную мудрость. Его душа, пройдя все стадии развития оказалась полностью свободной и ощущала бесконечный покой и радость. Тело Сиддхартхи стало излучать золотистый свет - он стал Великим Буддой. Ему было 35 лет.

Будда Шакьямуни поднялся и отправился к друзьям-аскетам, которые ушли от него накануне медитации. Они находились в Оленьем парке. Там перед ними и произнёс свою первую проповедь Будда Шакьямуни. Цитаты из неё часто цитируются как основные постулаты учения. Целью Учителя было освободить людей от страдания. Он говорил: «Причиной людских страданий является невежество. Не нужно пытаться отыскать начало страдания. Это бессмысленно. Прекратить страдание можно осознав его. Есть четыре благородных истины. Первая - страдание реально существует. Вторая - страдание возникает от желаний. Третья - прекращение страданий - нирвана. Четвёртая - способ избавления от страдания. Этот способ представляет собой восьмеричный путь».

Восьмеричный путь - это восемь ступеней к нирване.

Первая ступень требует осознания наличия страдания в своей жизни.

Вторая ступень требует желания вступить на путь освобождения от страдания.

Третья ступень требует правильной речи, то есть отказа от лжи, грубости, клеветы и пустословия.

Четвёртая ступень требует правильного поведения, то есть отказа от убийства, кражи и прелюбодеяния.

Пятая ступень требует отказа от работы, связанной с насилием над живыми существами, производством оружия, наркотиков и алкоголя. Также следует отказаться от работы, предполагающей накопление богатства неправедными путями.

Шестая ступень требует направлять усилия для концентрации мыслей в духовной сфере - развивать в себе положительное настроение (радость, покой, миролюбие).

Седьмая ступень требует научиться не задерживая, пропускать через свой ум мысли и желания, способные вызвать негативные ощущения и страдание.

Восьмая ступень требует постижения искусства медитации и полной отстранённости.

11-й подвиг

Будда Шакьямуни открыл новую веху в судьбе человечества. Он определил причины страдания, нашёл путь избавления от них и запустил, так называемое колесо Дхармы (закона). Совершив третье деяние, он настроил людей на освобождение от страданий. Будда трижды повернул колесо Дхармы. Первый раз, когда читал проповедь в Оленьем парке и открыл ученикам истину о страдании. Второй поворот произошёл, когда Учитель объяснил ученикам взаимосвязь между всеми живыми существами и ответственность каждого человека за судьбу всего мира. Третий поворот связывают с учением Будды о восьмеричном пути, как о способе выхода из колеса сансары.

Двенадцатый подвиг

Будда проповедовал своё учение 45 лет. Он ходил по Индии со своими учениками и беседовал с разными людьми - от нищих дервишей до царей. Он снова посетил раджу Бимбисара, и тот построил для него монастырь.

Однажды Будда пришёл в родной Капилавасту. Его отец, жена, сын, друзья и родственники примкнули к учению Бодхисаттвы.

На 81-м году жизни Великий Учитель покинул этот мир и перешёл в Паринирвану. За три месяца до этого он поведал об этом своему ученику Ананде. Затем, в сопровождении учеников Будда продолжил странствие по Индии, проповедуя своё учение, названное Дхармой. Наконец они оказались в Паве, где в доме кузнеца Чунды путникам поднесли угощение. В соответствии со своими правилами монахи, дабы не обидеть хозяина, не могли отказаться, однако Будда Шакьямуни, запретил им есть. Сам же отведал поднесённой ему сушёной свинины или грибов, которые и стали причиной его смерти. Переход Будды в Паринирвану произошёл в пятнадцатый день четвертого месяца по лунному календарю. Это день считается самым важным в буддизме, потому что он в 10 миллионов раз увеличивает силы как добра, так и зла.

Даже не исповедуя буддизм, в этот день можно произнести молитву Будды Шакьямуни, и она повернёт очередное колесо Дхармы: «Ом - Муни - Муни - Маха - Муние - Сууха». На русском языке она звучит примерно так: «Мои обыкновенные сознание, ум и тело становятся сознанием, телом и умом Будды».

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных дисциплин и украиноведения

Контрольная работа по религиоведению

Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма

Выполнил:

студент II курса

группы ІН23-9-06 БУБ (4. Од)

Шешенко Сергей

Проверил:

ст. преподаватель Кисиль Е.Н.

Северодонецк 2007


Введение

1. Легенда о жизни С. Гаутамы до просвещения

2. Основные принципы учения Будды

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в середине 1 тыс. до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, дальнего Востока. С. Радхакришнан писал: «Век Будды - это великая весна философского духа в Индии. Прогресс философии обычно обусловливается мощной атакой на историческую традицию, когда люди чувствуют себя вынужденными оглянуться на пройденный путь и снова поставить основные вопросы, которые их отцы решали с помощью старых схем. Выступление буддизма... против господствующей религии даже в том его виде, в каком оно произошло, образует эпоху в истории индийской мысли, поскольку оно, в конце концов, опрокинуло догматический метод и помогло установлению критической точки зрения. Для великих буддистских мыслителей главным арсеналом, где ковалось оружие всеобщего разрушительного критицизма, была логика. Буддизм был очистительным средством, освобождающим разум от сковывающего действия древнего образа мышления, препятствующего всему новому».

Актуальность данной темы состоит в исследовании процессов становления буддизма и определении роли С. Гаутамы в его формировании.

Цели и задачи контрольной работы состоят в исследовании учения Будды, для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа.


ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ С. ГАУТАМЫ ДО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основателем буддизма была реальная историческая личность - Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи Мудсхадана был раджей этого полунезависимого княжества. Мать - Майя - умерла через несколько дней после его рождения. По легенде, после бесконечных перерождений Будда (Будда на санскрите обозначает «просветлённый высшими знаниями») явился на Землю, чтобы выполнить свою спасительную миссию и показать человечеству путь к спасению. Для своего последнего перерождения спаситель избрал образ царевича Сиддхартхи, который принадлежал к знатному роду (его родовое имя - Гаутама). Род этот был из племени шакъев, которые жили 600 - 500 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем течении. Мать Сиддхартхи, жена правителя - Майя (или Махамайя), однажды увидела во сне, что в неё вошел белый слон. Спустя некоторое время она родила ребёнка, который появился на свет необычным способом (вышел сбоку матери). Малыш сделал несколько шагов и произнёс призыв, который услышали все боги Вселенной. Роды застали Майю в городке Лумбини (в настоящее время это территория Непала). Через семь дней после родов она умерла. Узнав о рождении царского сына, дворец поведителя шакъев посетил старый мудрец Асита. Увидев на теле новорожденного черты величия, Асита засмеялся и заплакав. «Я смеюсь, сказан он, от радости, что спаситель появился на землю, и плачу потому, что мне не выпадет счастья жить долго, чтобы увидеть совершенный ним подвиг». Новорожденного назвали Сиддхартхой, что обозначает «той, кто исполняет своё предназначение». Но повелитель земли совсем не хотел потерять сына, что обязательно произошло бы, если бы сын решил посвятить себя религии. Поэтому он окружил ребёнка заботой и роскошью, старательно пряча от него все негативные стороны жизни. Ещё мальчиком Сиддхартха поражал всех своими способностями, силой, ловкостью и умом. Достигнув совершеннолетия, он женился. Жена подарила ему сына, жизнь семьи наполнилась счастьем и радостью.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ БУДДЫ

Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице, Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощного старца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. После этих четырех встреч он посмотрел на мир другими глазами. Он узнал о страданиях, выпадающих на долю человека. Той ночью он незаметно покинул свой дом, чтобы самостоятельно найти путь, который бы освободил людей от страданий. Путь к спасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувилия (в настоящее время Бух Бодх-гая). Под кроной дерева Сиддхартха узрел истину, и стал Буддой. Считают, что суть открытия сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения (это и есть суть самого буддизма), изложена Буддой в первой его проповеди. В ней коротко раскрывается учение о четырех «святых истинах»: «жить - значит страдать», «причина страданий желания», «для освобождения от страданий нужно избавиться желаний». Путь избавления от желаний - придерживаться учения которое может привести верующего к главной цели его бытия - нирване (успокоению), состоянию полного преодоления человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в жизни с божеством и абсолютному покою. Способ избавиться от желаний - это подражание пути спасения, который открыл Гаутама и изложил в восьми принципах:

1) правильное понимание четырех благородных истин;

2) правильные стремления, намерения;

3) правильный язык (преодоление обмана и утверждение правды);

4) правильное поведение (не убивать, не красть, быть человечным);

5) правильный образ жизни (в соответствии с человеческими добродетелями.

Будда находит собственный, “срединный путь”, избегая как крайностей столь характерного для Древней Индии аскетизма, так и чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения он излагает на общедоступном языке обыденных образов и понятий. Ядром учения становятся «четыре благородные истины».

1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.

2. Существуют причины человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, - волнение «океана жизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее виде морального воздаяния (карма).

3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму, охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности в стремлении весь мир «сделать своим», то выход - не в подавлении воли или ее «переключении» с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека - абсолютности его «Я». Тем самым, чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и изменчивости духовных состояний человека при обретает здесь явно нравственный оттенок: намечается путь преодоления нравственных пороков и собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформации своего «Я».

4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели). Этапами этого пути являются:

· правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего совершенствования;

· правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;

· правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.;

· правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, от воровства, удовлетворения дурных желаний;

· правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;

· правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые;

· правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на «мои», неразрывно связанные с «Я»;

· правильное сосредоточение - принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданию мысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым).

Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные - отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества: и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.

Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам, и только сам. «Будьте сами своими светильниками, - скажет Гаутама перед смертью. Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя, И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя».

По преданию, Гаутама умерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить одним конопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу, стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного для Индии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы над своей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутама почувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе не потому, что он не в силах его продолжать, а потому, что это не «То». Точно так же, как не «То» было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот, оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутама удалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но, не голодая и не понуждая себя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуя скорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом бодхи, Гаутама что-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова и о чем можно было только сказать Что же это было? Вероятно, то же экстатическое вдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояние внутреннего открытия - открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцу разрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройной целостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. И сам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира. У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Гаутама свое новое состояние назвал «татхата» (букв. абсолютная подлинность), а себя самого «татхагатой» (достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталось старой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовал себя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственно учила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедническую деятельность. Сам Будда, а затем его ученики и последователи, пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления, в общем, вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался с коллективного на индивидуальное: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав, и сформулирован свой, личный путь, и, повлияв, таким образом, на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рождения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единожды рожденными» права на участие в культе.

Вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта), буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию. В буддийской философской (Абхидхармической) литературе содержатся различные перечни и классификации дхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит список из 75 дхарм, а список...

Событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, ...

И на Шри-Ланку (Цейлон), не принимали участия в этом споре. Дорожа своими текстами, они рассматривали себя как хранителей истины, переданной им через «старейшин» (пали – «тхера») от самого Будды. Упадок буддизма в Индии. Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей, укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 н.э. Его...

Поделиться