21 октября православный праздник. Святая Пелагия дева

Cегодня 21 октября (8 октября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Преподобной Пелагии Антиохийской (457). Преподобного Трифона, архимандрита Вятского (1612).
Святых Петронии (Петрониллы) (I), дочери апостола Петра; Пелагии девы, Антиохийской (ок. 303). Преподобной Таисии (ок. не позднее 340). Мученика Никодима (IV). Преподобных Исидора и Дорофея Палестинских (VI-VII). Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Священномучеников Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна (Хренова) диакона, преподобномучеников Амвросия (Астахова) архимандрита, Пахомия (Туркевича) игумена, преподобномученицы Татианы (Безфамильной) монахини, мученика Николая (Рейна), мучениц Марии (Волнухиной) и Надежды (Ажгеревич), Московских (1937); священномучеников Василия (Ефремова) пресвитера (после 1937); Ионы (Лазарева), епископа Велижского, преподобномученика Серафима, священномучеников Петра (Озерецковского), Василия (Озерецковского), Павла (Преображенского), Петра, Владимира пресвитеров, мучеников Виктора, Иоанна, Николая и мученицы Елисаветы (1937); преподобномученика Варлаама (конец 1930-х).

Преподобная Пелагия

Преподобная Пелагия была сначала танцовщицей в Антиохии и развратной женщиной. В раскаяние и к христианской вере привел ее святой епископ Нонн, который обратил ко Христу 30 тысяч арабов. Однажды, когда святой епископ поучал народ во храме, говоря о будущем суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм и Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Она пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездной нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Через два дня после крещения диавол явился св. Пелагии ночью и разбудил ее, говоря: «Не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мной? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и диавол исчез и уже более не являлся. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». Св. Пелагия оделась во власяницу и подрясник, удалилась в Иерусалим и с мужским именем Пелагий подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.

Преподобный Трифон Вятский

Преподобный Трифон Вятский происходил от благочестивых земледельцев Архангельской губернии. С молодых лет он посвятил себя на служение Богу. Когда братья хотели его женить, он тайно скрылся из родительского дома в Устюг. Нанявшись в работники к одному домохозяину, проводил время в труде и молитве. Хозяева полюбили его и тоже хотели женить; но он, желая отстаться девственником, тайно бежал отсюда в городок Орлец, где год прожил близ приходской церкви, перенося голод, холод и насмешки. Отсюда св. Трифон переселился в Пыскорскую обитель, на реке Каме, и принял постриг. Здесь от изнурения подвигами он заболел, но святитель Николай явился ему и исцелил. Ища уединения, преподобный спустился по реке Каме к устью реки Мулянки, где стоит теперь город Пермь, и поселился на прекрасном берегу этой реки. Тут жили остяки, и он очень многих из них просветил христианской верой. Прежде всех крестились дочери князей остяцкого и вогульского. Св. Трифон построил там храм и монастырь. Из Перми он удалился в г. Хлынов Вятской губернии, в 1580 г. Здесь полюбили его граждане Хлынова, и он построил за городом новую Успенскую обитель. Живя в этой обители и пользуясь любовью и помощью хлыновцев, он строил храмы и монастыри в других местах Вятской епархии. Скончался св. Трифон в 1612 г. Мощи его почивают под спудом в основанной им Вятской обители.

Преподобная Таисия

Преподобная Таисия жила в Египте. Воспитанная матерью, которая была дурного поведения, она с юных лет предалась развратной жизни. Так как Таисия обладала великой красотой, из-за нее многие богатые люди разорились, пылкие юноши нередко лишали себя жизни, и расстроилось множество счастливых семейств. Господь обратил Таисию от греховной жизни на путь спасения. Услышав о ней, святой старец Пафнутий, который обратил многих грешников ко спасению, нарядился в одежду светского человека и просил ее назначить свидание в таком месте, где бы не только люди, но и Сам Бог не увидел их. Таисия с улыбкой отвечала, что это невозможно, так как Бог вездесущ. Тогда св. Пафнутий, увидев, что еще не заглушена в ней мысль о Боге, представил ей всю тяжесть ее грехов, напомнив, что она будет отвечать перед Богом за обольщенных и погубленных ею людей. Слова святого так тронули грешницу, что она собрала все свои сокровища, накопленные развратом, и сожгла на городской площади. После того старец увел ее в монастырь, где она три года провела в затворе. «С той минуты, как вошла я в келью, все грехи мои постоянно были пред моими очами, и я обливалась слезами, смотря на них», - говорила о себе Таисия перед смертью. «За это милосердный Господь и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего», - отвечал ей св. Пафнутий. Жила св. Таисия в IV в.

Святая Пелагия дева

Святая Пелагия дева была ученицей священномученика Лукиана (память его 15 октября) и жила в Антиохии. Когда воины пришли за ней, то она ради сохранения девства бросилась с самого верха дома и скончалась, будучи 15 лет от роду. Пострадала при Диоклетиане в IV в.

Сегодня православный церковный праздник:
Завтра:
Ожидаются праздники:
21.02.2020 -
22.02.2020 -
23.02.2020 -

Реклама

Народный праздник «Сергий Зимний» отмечается 20 октября (по старому стилю — 7 октября). В церковном календаре это дата почтения двух преподобных Сергиев (Печерского и Нуромского) и двух мучеников (Сергия и Вакха). Жили они в разные века, но именно по дню их памяти в народе определяли погоду на предстоящую зиму.

Преподобный Сергий Печерский, жил в тринадцатом веке. Главным его подвигом называют полное отречение от собственной воли и совершенное послушание настоятелю. За это Сергий получил прозвище Послушливый. Преподобный Сергий Нуромский жил в пятнадцатом веке и был выходцем из греков. Став учеников С. Радонежского, он получил благословение и отправился к реке Нурма. Там стал жить в уединении и молитвах. Он подвергался множеству соблазнов и нападений разбойников, но везде его оберегала молитва. Узнав о месте обитания преподобного, к нему начали приходить паломники, и вскоре там была создана Нуромская обитель. Мученики Сергий и Вакх были военачальниками при императоре Максимиане (третий-четвёртый вв.). Они приняли мученическую смерть за веру в Христа.

Православный календарь на октябрь 2018: Трифон и Пелагея отмечается 21 октября

В церковном календаре это дата почтения преподобного Трифона, архимандрита Вятского и преподобной Пелагии Антиохийской. В юношестве преподобный Трифон тайно покинул родительский дом, ушел в Пермскую губернию и принял постриг в Пыскорском монастыре.

Однажды к нему явился святитель Николай в сопровождении ангела. Они наградили Трифона даром чудотворения. Весть о новых способностях Трифона быстро распространилась по окрестным землям. Чтобы не возбуждать у братьев зависть к своей славе, святой удалился в пустынные места на реке Мулянке, а позже перешел на реку Чусовую, где построил монастырь. Еще одну обитель, носящую имя Успенского Трифонова монастыря, преподобный основал на Вятке.

В этот день почитают также Пелагию Антиохийскую, жившую в 3 веке. Девушка отличалась необыкновенной красотой и вела распутный образ жизни. Однажды её увидел епископ Нонн и, пораженный ее бесстыдством, всю ночь молился о спасении ее души. На следующее утро неведомая сила привела Пелагию в храм. Богослужение и проповедь так поразили девушку, что она пришла в ужас от того, насколько грешной была ее жизнь, и обратилась к епископу с просьбой крестить ее. Став христианкой, Пелагия раздала все свое имущество нищим и под видом юноши приняла монашеский постриг.

Неделя 21-я по Пятидесятнице, поста нет. Установлены следующие памятные даты:

  • Память святых отцев Седьмого Вселенского собора
  • День памяти преподобной Пелагии Антиохийской;
  • День памяти преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена;
  • День памяти преподобного Трифона Вятского, архимандрита;
  • Память Собора Вятских святых;
  • День памяти преподобной Таисии Египетской;
  • День памяти мученицы Пелагии девицы, Антиохийской;
  • День памяти священномучеников Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, преподобномучеников Амвросия (Астахова), архимандрита и Пахомия (Туркевича), игумена, преподобномученицы Татианы (Бесфамильной), инокини, мученика Николая Рейна, мучениц Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич;
  • День памяти священномученика Ионы (Лазарева), епископа Велижского, преподобномученика Серафима (Щелокова), архимандрита, священномучеников Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мучеников Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мученицы Елисаветы Курановой;
  • День памяти преподобномученика Варлаама (Ефимова), монаха.

Православный календарь на октябрь 2018: Народный праздник «Яков Дровопилец»

«Яков Дровопилец» отмечается 22 октября (по старому стилю — 9 октября). В церковном календаре это дата почтения Иакова Алфеева — одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Другие названия праздника: «Древопилец», «Яков», «Иаков», «Яков студеный».

В этот день было принято выпекать пироги и угощать ими своих родных и близких. Считалось, что это обеспечит благополучие и крепкое здоровье на ближайший год. Об Иакове Алфееве известно очень мало. В библейских писаниях о нем не говорится, а только приводится его имя в списке 12 апостолов. Доподлинно известно, что он был простым мытарем и проповедовал христианскую веру в Иудее. Позже, став одним из апостолов, проводил проповеди в городе Эдессе, затем самостоятельно в Газе и Южной Палестине. Из-за смешения с другими Иаковами проследить его путь в христианской традиции довольно сложно.

  • День памяти апостола Иакова Алфеева;
  • День памяти преподобных Андрони́ка и жены его Афанасии;
  • День памяти праведных Авраама праотца и племянника его Лота;
  • День памяти мучеников Иувентина и Максима воинов;
  • День памяти святой Поплии исповедницы, диаконисы Антиохийской;
  • День памяти преподобного Петра Галатийского;
  • День памяти священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина, пресвитеров;
  • День памяти священномученика Константина Аксёнова, пресвитера;
  • Обре́тение мощей преподобноисповедальника Севастиана Карагандинского (Фомина), архимандрита;
  • Корсунской; «Корсунская Прозренная» («Шпилевская») — икон Божией Матери.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

21 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Является днем памяти святой Пелагии родом из Антиохии сирийской. До Крещения была легкомысленной и распущенной женщиной. Подвизалась под мужским именем в Иерусалиме на Елеонской горе.

Родилась святая Пелагия в сирийском городе Антиохия. До своего обращения к вере Христовой она была распущенной и легкомысленной девицей. Будучи очень привлекательной внешне, она украшала себя роскошными одеждами, драгоценными камнями и золотом.

Однажды в Антиохии собрались на собор епископы из соседних епархий. Среди них был Нонн, епископ Илиопольский. Он был известен своей праведной жизнью и мудростью. Когда епископы вышли из храма, где заседали, они увидели перед собой шумную толпу юношей. Особенно среди них своей красотой выделялась одна нескромно одетая девица - Пелагия. Девица громко смеялась и шутила, а юноши вились вокруг нее.

Епископы, смущенные таким зрелищем, потупили свои взоры, лишь святой Нонн, наоборот, стал внимательно рассматривать Пелагию. После того как шумная толпа прошла, Нонн стал спрашивать епископов о том, не понравилась ли им красота этой женщины и наряд ее, на что епископы молчали. Нонн же продолжал:

«А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На страшном суде ею осудит нас Бог, ибо мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?».

Святой Нонн, придя в гостиницу, стал усердно молить Господа о спасении неразумной Пелагии. В следующее воскресение во время совершения Нонном Божественной литургии, Пелагия, влекомая неведомой силой, впервые переступила порог храма. Само Богослужение и особенно проповедь святого Нонна про Страшный суд так сильно поразили Пелагию, что она, посмотрев на свою грешную жизнь, пришла в ужас. Придя к Нонну, она пожелала креститься, но сомневалась в том, помилует ли ее Бог:

«Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела».

Святой Нонн утешил Пелагию надеждой, что Господь милосерд и крестил ее.

Святая Пелагия, став христианкой, всё свое имущество принесла Нонну. Тот распорядился раздать его нищим, говоря: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». По истечении нескольких дней Пелагия переоделась в мужскую одежду и отправилась в Иерусалим. Здесь святая приняла монашеский постриг и была принята за юношу. На Елеонской горе Пелагия устроила себе келью и, затворившись в ней, проводила свою суровую монашескую жизнь в молитве, посте и покаянии. Люди, живущие в окрестностях, считали святую иноком Пелагием. По пришествию нескольких лет инок Пелагий достиг высоких духовных дарований. Скончался он около 457 года. Когда Пелагия погребали, стало известно, что почивший инок не мужчина, а женщина. Тайну святой хотели скрыть от народа, но это не получилось: ибо Господу было угодно не утаить, но объявить и прославить рабу Свою.

Такой была жизнь бывшей блудницы, таким было обращение погибшей грешницы, такими были её труды и подвиги, которыми она угодила Господу. Пускай же Господь молитвами и заступничеством преподобной Пелагии дарует и нам, грешным, милость в день судный.

Приурочен святому Досифею – основателю, а затем игумену Петропавловского Верхнеостровского монастыря на Псковском озере.

Преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский – ученик преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского (память 15 мая). В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на Псковском озере, где был игуменом.

Почтение памяти основателя Успенского монастыря на реке Чусовой и Вятской обители. Архимандрит Трифон был родом из Архангельской губернии. Обладал даром чудотворения.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.

В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников - остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится:

«Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела».

Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Иконоборчество, против которого в 787 году в городе Никее был созван XVII Вселенский собор, возникло за 60 лет до этого при византийском императоре Льве Исавре, запретившем почитание икон, и достигло своего апогея в правление Константина V. Были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, изваяний святых, алтарных росписей, почитателей икон репрессировали, невзирая на статус - так пострадали патриархи Герман I и Никифор, был предан анафеме богослов Иоанн Дамаскин, кого-то бичевали и ссылали, кого-то казнили, как преподобного Андрея Критского.

Но почему в христианской стране так жестоко преследовали христиан только за то, что они чтят свои святыни? Причины тут не столько церковные, сколько политические.

При Юстиниане II духовенство в Византии занимало высшие государственные должности вплоть до министра финансов, и это неизбежно низводило его до положения политической партии и притом далеко не самой популярной. Естественно, политические противники выдвинули анитиклерикальную программу, настаивая на соблюдении принципа «светскости» государства и, по возможности, «секуляризации» самой церкви. И главными врагами этого нового направления стали монахи - как сила, способная оказать наиболее упорное сопротивление.

В те времена обычный византийский обыватель был благочестив и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду - было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы, хотели, не отрекаясь вроде бы от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.

Вообще-то грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам церкви. Когда Констанция, сводная сестра императора Константина Великого, спросила Евсевия Кесарийского, где можно найти изображение Христа, запечатлевшее его телесный образ, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил его за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал «утишить соблазн», произведенный в пастве: вернуть в храм иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как следует правильно их чествовать.

Конечно, поводы для беспокойства были, хотя зачастую причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не осудил, а даже похвалил за ревность одного вельможу, который избрал икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Но чаще всего происходило грубое извращение церковного обряда, когда чествование икон действительно приближалось к идолопоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни вера, ни почитание святых от отмены икон не пострадают, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.

Но вслед за ними на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину «клерикальному» режиму. Им уже мало было одной «отмены» икон - заговорили о секуляризации всего церковного имущества.

В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри, как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров «церковников». Дело шло чуть ли не о полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: иноков принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда даже казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или просто разрушали.

В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им толпа.

В 787 году XVII Вселенский Собор иконопочитание восстановил, но еще 56 лет иконоборчество процветало. Разбитое на церковной почве, оно осталось в силе на почве политической. Восстановление иконопочитания некоторые иерархи восприняли как одновременное восстановление своего общественного влияния. Опять начались «столкновения интересов», и при императоре Льве V, венчанном на царство в 813 году, партия иконоборцев снова взяла верх.

И все же сторонников у нее было уже гораздо меньше. Да и в элите настроения менялись.

В 842 году в Константинополе стараниями императрицы Феодоры был созван собор, окончательно восстановивший почитание икон по всей империи, в память о чем мы каждый год в первое воскресенье Великого поста празднуем Торжество Православия.

Новости СМИ

Новости партнеров

Поделиться