Заозерьехристорождественская церковь. Духовное краеведение Подмосковья. Храмы Павлово-Посадского района Церковь в заозерье расписание служб

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь особо красивое место или при виде замечательных окрестностей, почувствовать необыкновенный покой в душе, когда забылись все житейские попечения, а время, выпав из череды размеренных часов и минут, как бы остановилось? Так в красоте земной дано нам ощутить любовь Божию и Его благость. И отрешившись, пусть ненадолго, от обыденного, мы можем помыслить о горнем, небесном мире. Красота благодатна. И, наверное, поэтому для строительства храмов и монастырей выбирались места красивые, как бы уже отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших урочищ Подмосковья, на берегу большого озера стоит красавица церковь. Летом за крестьянскими усадьбами, в окружении высоких деревьев она почти не видна с дороги. Но если и не сама она, то может быть чистое и тихое озеро, непривычно тихое для ближнего Подмосковья, привлечет ваше внимание. Да еще почти сказочное название деревни - Заозерье. Таинственное и обещающее, как все запредельное. Помните? «За горами, за долами, за дремучими лесами…» За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, то дорожка по-над берегом приведет вас к белой ограде, и через несколько шагов вы окажетесь перед сквозными решетчатыми воротами.

Есть некая высшая справедливость в том, что здесь, за светлым озером, за белою оградою, среди высоких старых лип и вязов вы увидите не ферму, не санаторий, не старинный особняк, а храм - средоточие и образ всех наших земных стремлений.

Величественная постройка в стиле классицизма хотя и радует выдержанными и изящными формами, но не говорит о древности. Два, два с половиной века, не более. А между тем почему то трудно представить себе, что всего двести лет назад это благодатное место было иным. Что не было вознесенного в небо креста, без которого окрестность перестает быть окрестностью, а красота лишается сердца.

Кажется, что храм, озеро,вязы, белые столбики ворот были здесь изначально. И действительно, совсем рядом с храмом, среди могил церковного кладбища, сохраняются две часовенки в виде сложенных из кирпича домиков, осененных крестами. Такая часовенка ставится на месте, где когда-то стоял храм, и закрывает собою пространство, на котором находился святой престол. Две часовни свидетельствуют о двух прежних постройках и о давней истории этого места.

Князь Даниил Московский

Тринадцатый век. После смерти святого благоверного князя Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу, достается незавидное удельное княжество с незначительным городком Москвой. Вот к этому-то Московскому княжеству и относилось село Вохна (ныне это город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича местное предание и связывает основание храма на озере.

На высоком берегу реки Клязьма, на самой границе Владимирского и Московского княжеств был поставлен большой княжеский двор. Проживал там небольшой отряд княжеской дружины. Бывал иногда здесь и сам князь. И если покойны были границы уделы, покойно было и сердце князя. Садился он в ту пору на коня и проводил день и два в привычной забаве - охоте. Но не пустой была такая забава для наших князей.

Само слово князь происходит от слова конь и обозначает всадника, того, кто сидит на коне. В пешем славянском войске некогда конными были только офицеры, военачальники, которых и называли князьями. Умение воевать, быть воином и полководцем являлось обязательным для русских князей и в последующие времена. Это было евангельское жертвенное служение ближним, про которое Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

При подобной «профессии» требовалось всегда находиться «в форме». Своеобразной тренировкой, поддерживающей боевое искусство воина, и с Тихону Амафунтскому служила охота.

Случилось как-то князю Даниилу Александровичу заблудиться в здешних, дремучих тогда еще, лесах во время охоты. Проплутав немалое время и потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился и святому дня - святителю Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилось с ним эта беда. Обещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Такие обеты были в обычае прежде. И именно этому благочестивому обычаю обязаны постройкой многие храмы и монастыри нашей земли.

Вышел князь Даниил из леса к светлому озеру неподалеку от своей охотничьей стоянки. Построенный по обету храм посвятили святителю Тихону, епископу Амафунтскому. И во всех других храмах, что ставили здесь позже в замен обветшавших, один престол всегда посвящали этому святому. Должно быть очень трудно, почти невозможно установить долю исторической правды в этом предании, но столь долго хранимое, оно само давно уже стало исторической правдой о боголюбивой и поэтической душе нашего народа.

Во всяком случае, озеро, на котором стоит храм называется Данинилищево, а в храме, кроме прочих, поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. Местные жители и в окрестной топонимике видят память о том времени. С княжеским двором связывают название бывшей деревни, а ныне поселка Большой Двор, что расположен неподалеку от озера. Есть здесь и Данилов бор. А на Владимирском тракте, совсем рядом с храмом, есть деревня Кузнецы. Останавливался будто здесь князь Даниил Александрович перековывать лошадей, потому и Кузнецы. Может быть и так. В пользу истинности предания говорит то, что относится оно не к прославленному в истории, памятному всем герою, а к тихому кроткому, богобоязненному князю Даниилу Московскому, славному не ратным, не государственным подвигом, а тихим подвигом христианского сердца. К князю, чье имя, стоящее между именами его отца - героя Невской битвы и Ледового побоища, и сына - собирателя Русской земли Ивана Калиты, осталось в тени и не раз пропадало из памяти не только народной, но и церковной.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой Московской обители навестили здешний храм. Теперь стало привычным, что в день святителя Тихона Амафунтского, знаменитый на всю округу «Тихонов день», приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются. «Как же свои ведь». Не забывают они и московский монастырь. Свои. Так продолжилась давняя связь.

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни - Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм - средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня - Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца - героя Ледового побоища и сына - собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники - Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются - «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий - родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место - Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг - чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: « святитель Тихон помог ».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков - будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, - человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил - прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. « Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости », - признавался он, считая, что лучшая проповедь православия - церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: « На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами - святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича - Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы ».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о.Сергия (Николаева) – настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Храм Рождества Христова в Заозерье

Отец Сергий на богослужении в Рождественском храме

Крестный ход на Рождество

Крестный ход на Рождество

Наталья Варлей на празднике Рождества Христова в Храме в Заозерье

Село Заозерье

История. Строительство первой церкви на этом месте связано с именем блгв. кн. Даниила Московского , который, охотясь в этих лесах, заблудился. Это случилось в день памяти свт. Тихона Амафунтского. Князь стал молиться этому святому, дав обет поставить храм в честь его имени. Вскоре он вышел из леса на берег уже знакомого ему озера, и позже исполнил свое обещание: построил на берегу озера храм во имя свт. Тихона Амафунтского. Озеро с тех пор называется Даниловым.

В 1809 г., вместо деревянной церкви, тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина, в Заозерье построили каменный храм с двумя приделами в теплой трапезной: во имя свт. Тихона Амафунтского и свт. Николая. В 1854 г. по прошению священника Андрея Румянцева храм был перестроен, с целью расширения трапезной части. Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин.

Высокое изящное строение храма в стиле классицизма внутри имело три иконостаса : центральный - в честь Рождества Христова, выполнен в стиле классицизма в 1809 г.; в приделах - воздвигнуты в 1890-х гг., в духе эклектики. Тогда же художником Афанасьевым в позднеакадемической манере были расписаны стены и своды храма. Художественное оформление храма и изготовление позолоченных иконостасов осуществлялось на средства церковного старосты С. И. Баранова и его зятя, московского купца Ф. Е. Баранова. В 1913 г. при храме открылось общество хоругвеносцев.

В советское время храм не закрывался. За последние годы при финансовой поддержке благотворителей для звонницы храма приобретены десять колоколов, в т. ч. самый большой весом 1000 кг. До сих пор самыми любимыми и многолюдными праздниками прихожан ближайших округов являются не только храмовый день - Рождество Христово, но и день памяти свт. Тихона Амафунтского. При храме действует воскресная школа.

Святыни. Среди особо чтимых икон - это образ прп. Сергия Радонежского , в полный рост, на золоченом резном левкасе, находящийся в Никольском приделе. Особой любовью пользуются также образы: прп. Серафима Саровского с частью камня, на котором молился святой, и частицею его мантии; икона св. блгв. кн. Александра Невского в черно-золотом киоте, написанная в память об убиенном императоре Александре II. Святохранима также трехсветная висячая лампада из золоченой резной меди, украшенная царским гербом, с надписью: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - дар прихожан.

Мещера - край удивительной красоты и несметных природных богатств. Славен край не только красотами среднерусской природы, но и овеян седой древностью истории. Часть Мещеры, приближающуюся к Москве, в старину именовали Подмосковной тайгой. И не случайно: даже в XIX в. здесь еще шумели густые леса. Что-то осталось и на наш век. Заповедная земля вятичей, священное озеро, древние храмы, которые хранят память о былых временах, и уникальный сельский музей... Постараемся добраться до них, сокрытых в толще веков и удаленных от привычных туристических маршрутов.

Старообрядческий храм во имя св. благоверной Анны Кашинской находится в п. Кузнецы. Кирпичная одноглавая церковь неорусского стиля с шатровой колокольней, в архитектуре сочетающая элементы модерна и псковского зодчества. Древлеправославный храм во имя св. благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, который построен в 1909 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко на средства А. И. Морозова был первым храмом в России, посвященным этой русской святой, а потому и самым известным. По большим православным праздникам здесь собиралось до тысячи верующих, пел знаменитый старообрядческий Морозовский хор. После революции церковь была закрыта одной из первых в Павлово-Посадком районе и использовалась под клуб и разные хозяйственные и производственные нужды вплоть до 1990-х годов. В 2004 вновь зарегистрирована старообрядческая община, в последнее время храм активно восстанавливается.

В Заозерье сохранилась церковь Рождества Христова в стиле классицизма, построенная в 1809. Не закрывалась. Наиболее ранние документальные сведения о Заозерском храме относятся к XVI в. Церковь свт. Тихона впервые упоминается только на рубеже XVII в. О ее начале существует легенда, старинная и общеизвестная в этой местности. Старожилы говорят, что издревле бывший здесь храм по грехам человеческим ушел под воду, подобно пресловутому граду Китежу. И лишь одна икона из него всплыла на поверхность образовавшегося озера - образ свт. Тихона. Люди пытались выловить ее, для чего подплывали на лодках, но у них ничего не выходило. В это время одной девушке, расслабленной ногами, было во сне видение, повелевающее ей ехать к озеру и там взять св. икону. Она рассказала сон своим домашним, и ее привезли на лошади к берегу озера. Здесь девушка неожиданно для всех вдруг встала на ноги, вошла в воду, и икона сама поплыла к ней в руки. После этого построили церковь во имя свт. Тихона, и все местное население с тех пор празднует день его памяти и почитает озеро Данилище священным.

Старообрядческая община в дер. Андроново берет начало от храмов во имя Рождества Христова и свт. Тихона Амафусийского на погосте у Данилищева озера, который ныне известен как деревня Заозерье. Погост же этот, вероятно, существовал еще в языческие времена и когда-то мог включать в себя мольбище жившего в этом краю славянского племени вятичей, священную рощу над озером и место погребения. Крещение вятичей происходило в 12 веке. Скорее всего, в близкое к этому время и был построен первый храм. В самом Заозерском приходе существует легенда, что церковь была основана по обету св. князем Даниилом Московским, который якобы, охотясь, заблудился в здешних лесах (ныне истребленных) и вышел именно к этому озеру.

Нынешний молитвенный дом в Андронове построен в 1883 году на земле, пожертвованной богатым крестьянином (имевшим и небольшую фабрику при доме) А. А. Плоховым. Вплоть до известного Манифеста 17 апреля 1905 года «О укреплении начал веротерпимости» литургия совершалась тайно, в походном парчовом алтаре, который разбирали и прятали после службы. Позднее были устроены постоянный престол и иконостас с царскими вратами, было приобретено большое паникадило. Моленная была закрыта в 1938, но в 1947 вновь открыта и во многом сохранила свои интерьеры и древние иконы. Моленная в Андроново уникальна и является единственной в Центральной России, сохранившей облик старообрядческой моленной дореволюционных времен.

При деревне Аверкиево ранее находилась усадьба А. Д. Самарина. По его инициативе в 1911 году в деревне началось строительство Троицкой церкви в стиле церквей XVII в. В 1915 году храм был освящён. Церковь построена в память об умершей жене Веруше, дочери Саввы Мамонтова, облик которой известен всем - именно её изобразил Валентин Серов на знаменитой картине «Девочка с персиками». В 1930-е году церковь была закрыта, там разместился склад. В начале 1990-х годов частично разрушенное здание было передано православной церкви. В настоящее время полностью восстановлена.

В начале XVII в. в с. Ново-Загарье была деревянная церковь Святителя Николая, стоявшая исстари. Затем эта церковь была разобрана по указанию нового владельца А.А.Курбатова, чтоб на её месте построить уже каменный храм. В 1715 году храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен. В настоящее время церковь имеет тот вид, который приобрела в 1911 году. Бездействовал храм в течение 5 лет: с 1938 года по 1943. Сегодня храм для окружающих его деревень является духовным и просветительским центром, объединяющим местное православное население.

Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района - это, наверное, самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской области. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации старообрядческих скитов в середине XIX века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.

В Рудне-Никитском уцелел единственный в Центральной России ансамбль из двух старых деревянных церквей. Церковь Рождества Богородицы у речки Рудни - возможно первый храм, основанный в Гуслицах. До нашего времени летний храм Рождества Богородицы 1782 г. и зимний храм Рождества Христова 1781 г. сохранились в своем историческом виде и в советское время не закрывались. Этот деревянный храмовый комплекс, уникальный для Подмосковья, признан памятником федерального значения.

Краеведческий музей в д. Степановка - настоящий культурный центр в большой российской деревне с богатейшей историей. Сюда, в гуслицкую деревню приезжают многие люди, чтобы познакомиться с музеем, в котором есть настоящая старообрядческая изба. Перед музеем разбит парк в память об односельчанах, погибших в годы Великой отечественной войны и политических репрессий.

После Божественной Литургии и причастия паломники отведали местного угощения – гречневой каши с салатом из свежей капусты. Прихожане накормили всех паломников, которых собралось в этот день несколько сот человек.
Своими впечатлениями поделились участники поездки.
Алла Капранова, прихожанка храма Константина Богородского:
"Я сегодня приехала с сыновьями Андреем -12-ти лет и Даниилом – пяти лет. Сюда на праздник приезжаем с 2009 года. Наш батюшка – отец Валерий Немцов ежегодно организует для прихожан такую поездку. Конечно, ездим и по другим храмам».
Светлана, прихожанка храма Константина Богородского:
«Я не так давно в Ногинске живу – переехала из Москвы. Но храм Константина Богородского стал родным. Не представляю теперь, как раньше я жила без храма. Это моя первая поездка. Я давно мечтала побывать в Христорождественском храме на Тихонов день».
Татьяна, прихожанка храма Константина Богородского:
«Замечательная поездка. Такой свет в душе, такая радость. Хочу выразить благодарность отцу Валерию. Отец Валерий – настоятель нашего храма – духовный отец всей нашей семьи. Мы его знаем уже 15 лет. Благодаря его стараниям мы посетили столько святых мест Подмосковья и Москвы. Он радеет о своей пастве. Помог многим людям встать на праведный путь, в том числе и тем, кто злоупотребляет алкоголем».
О празднике и Христорождественском храме в Заозерье рассказал клирик храма протоиерей Алексий Баранов:
«История нашего храма и история праздника начинается в 14 веке – во времена князя Даниила Московского. Здесь у него было имение – теперь село Большой Двор. Во время охоты князь заблудился и стал молиться святому Тихону. Князь обещал поставить храм в том месте, где выйдет к людям. Случилось это в день святителя Тихона Амафунтского. Озеро, на котором стоит храм, носит название Данилова. Князь построил деревянный храм в честь святителя. Храм этот уже разрушился, но на нашем погосте – возле Христорождественского храма видны небольшие каменные постройки – это места бывших престолов.
Каменный храм в честь Рождества Христова вместо деревянного в селе Заозерье построили в 1809 г. тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В храме устроили приделы в теплой трапезной: во имя святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. Еще некоторое время назад из Франции на праздник приезжали родственники купцов Барановых – благоустроителей храма. На их средства произведена установка золоченых иконостасов приделов, а также роспись стен и потолочных плафонов. Их могилы находятся также на нашем погосте. Наш храм не закрывался в советское время. Даже тогда здесь проходили церковные праздники, крестные ходы, приезжали священники и миряне из многих приходов. Я с детства ходил в этот храм. Однажды 29 июня власти организовали у озера празднование Дня советской торговли с ярмаркой, чтобы «увести» народ от храма. Но число паломников не уменьшилось.
Паломники непременно посещают могилку монахини Ефросинии на нашем кладбище. К лику святых она не причислена, но немало чудес и исцелений здесь постоянно происходит. Люди едут к Ефросинии за помощью. Мы стараемся все документировать – с медицинскими подтверждениями произошедших исцелений. Мы подготовили все документы для канонизации».
Подготовлено пресс-службой Богородского благочиния
Поделиться