У анаксимена основой бытия является. Анаксимен: биография. древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра

Анаксимандр и Анаксимен

Жизнь. Они были уроженцами Милета. Анаксимандр (Anaximander) жил приблизительно между 610 и 546 гг. до Р.Х. и являлся более молодым современником Фалеса. Анаксимен (Anaximenes), очевидно, жил между 585 и 525 гг. до Р.Х.

Труды. До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже. От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимандр и Анаксимен, судя по всему, начали с тех же предпосылок и задавали тот же вопрос, что и Фалес. Однако Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Такого рода возражения Анаксимандр мог выдвинуть против ответа Фалеса.

Со своей стороны, Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Подчеркнем, что Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были названы «четырьмя началами (элементами)». Это - земля, воздух, огонь и вода.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют также милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов. Далее мы увидим, что последующие философы доводят высказанные ими мысли до их логического завершения.

15. Милетская школа: Анаксимандр Анаксимандр (ок. 610–после 546 гг. до н. э.) – соотечественник Фалеса, выдающийся математик, географ, прозаик и философ. Ему принадлежит оригинальная идея о бесконечности миров. За первооснову сущего он принял неопределенную и беспредельную

16. Милетская школа: Анаксимен Анаксимен (ок. 585–525 гг. до н. э.) считается учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.Он полагал, что первоначалом всего является

2. Анаксимандр Анаксимандр был тоже милетцем и другом Фалеса. «Последний – говорит Цицерон (Acad. Quaest., IV, 37), – не мог его убедить в том, что все состоит из воды». Имя отца Анаксимандра было Праксиад. Время его рождения точно не известно. Теннеман (том I, стр. 413) принимает, что он

3. Анаксимен Остается еще сказать об Анаксимене, родившемся между 55-й и 58-й Олимпиадами (560 – 548 г. до Р.Х.); он был также милетец, современник и друг Анаксимандра. Он дал мало значительного, и мы вообще очень мало знаем о нем. Диоген Лаэрций (II, 3) нелепо и противоречиво сообщает:

III. АНАКСИМЕН Немногочисленный доксографический материал, дошедший до нас по философии Анаксимена, дает, однако, тоже яркую картину мифологического натурализма.9. Первоначало. Резюме системы Анаксимена дает следующий фрагмент: «Как передают, Анаксимен сказал, что

Анаксимандр Общий тип философа как в тумане восстает перед нами в образе Фалеса, образ же его великого последователя рисуется нам уже гораздо яснее. Анаксимандр Милетский, первый философский писатель, пишет так, как и следует писать типичному философу, пока нелепые

ГЛАВА III. РАННЯЯ ИОНИЙСКАЯ ФИЗИКА ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН Ионийская культураГреческая философия зарождается среди ионийских колоний, что объясняется их культурным расцветом, развитием искусств и промышленности, а также оживленными сношениями с другими

- /502 до н. э. , Милет) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии , ученик Анаксимандра .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Анаксимен - последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма - поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр , первоосновой мира он полагает определенный вид материи . Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».

    Как метеоролог, он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

    Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Анаксимен полагал, что Солнце - [плоское небесное] тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

    Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд, у которого кругами они следовали в обратном порядке .

    Сочинения

    Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились. В отличие от своего учителя Анаксимандра, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», Анаксимен пишет просто и безыскусственно. Излагая своё учение, Анаксимен часто прибегает к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну - плавающим посреди воздуха огненным листьям и т. п.

    Фалес, Анаксимандр и Анаксимен это основатели всей философии древней Греции. Считается, что они заложили фундамент ионийской философии. Их школа находилась в Милете, отсюда и название - милетская школа. Город был расположен на берегах реки Анатолии и соседствовал с началом Азии. Поэтому есть предпосылки думать, что на фундамент милетской философии повлияли восточные народы.
    Они первыми начали изучать природу и трактовать жизнь с научной точки зрения. У каждого из этих мыслителей были свои варианты правещества. Фалес считал, что родоначальником всего была вода. У Анаксимандра была другая точка зрения на этот счет, он полагал что апейрон (что-то неопределенное - оно ни имело, ни формы, ни начала, ни конца). Анаксимен предполагал, что это был воздух. Мир для них был единым живым организмом.

    Фалес

    Фалес (624 - 546 гг до н.э.) был купцом, государственным деятелем и был уважаемым человеком в своих кругах. Поэтому, принимая участие в госделах, имел право высказаться, давал советы горожанам (некоторые его советы в дальнейшем спасли город от уничтожения персами). Он часто ездил, что давало ему возможность собирать научные сведения и расширять свой кругозор. Изобретал астрономические приборы и понимал в гидроинженерии. В свое время прославился в Греции, когда предвидел солнечное затмение в 585 г до н.э.
    Фалес считал, что весь мир возник из воды. И что земля плавает в каком-то огромном водоеме по типу лодки в море. Все что окружает - живое. Верил в божественное, но не верил в богов как большинство его соотечественников. Полагал что божественное это движение, которым пропитана вся вселенная.
    Астрономии он научился в египетских жрецов, когда проживал некоторое время в Египте. Свой вклад в эту науку он делал, пытаясь определить, как по отношению к Земле расположены небесные светила. Фалес смог определить, что Луна находится ближе к Земле, чем Солнце. Еще удалось определить длину солнечного года.
    Фалес был знаменит не только как философ, а еще, как и математик. Ему удалось внести свой вклад в развитие этой науки. Он вписал треугольник в круг, вывел некоторые теоремы связанные с треугольниками и кругами.
    Его мышление имело две грани, с одной стороны оно основывалось на первых научных открытиях, а с другой стороны на мифологических теориях того времени. Но это не помешало стать одним из семи известных мудрецов мира.

    Анаксимандр

    Анаксимандр (611 - 546 гг до н.э.) был учеником и последователем Фалеса. Только теория создания мира у него была другая. Считал, что все началось из апейрона - некоего безликого вещества, которое совмещает в себе противоположности по типу горячего и холодного.
    Он считал, что Земля неподвижная, круглая и плоская. Все живое образовалось из отложений морского дна и видоизменило форму, перейдя на сушу. Он считал, что ничто не вечно, в том числе и мир. Но после того как он разрушится апейрон, опять выделит новый мир. Этот круговорот, по его мнению, вечен.
    Как и его учитель, философ занимался еще и другими науками. Анаксимандру удалось преуспеть в астрономии и географии. В астрономии его успех был в том, что ему удалось вычислить размеры Луны и Солнца, а также дистанцию от них к Земле. Он считал что они - боги, так как движутся с невероятной силой. В географии успех его заключался в том, что он смог определить дни равноденствия, разность широт городов и стран, и первым составил карту земли.

    Анаксимен

    Анаксимен (585 - 525 гг до н.э.) жил в одно из самых сложных времен для Милета, тогда когда была война с персами. Даты его жизни приблизительны, так как информация с тех времен практически к нам не дошла. Он был учеником Анаксимандра, но, как и тот разошелся с мнением своего учителя. Считал что мир создался из воздуха, ведь это благодаря ему происходить движение всего живого на Земле. Предполагал что Земля - плоский круг, который окутан воздухом, утопает в нем. Также и существуют, по его мнению, и другие астрономические единицы. Теория его основывалась на том, что все состоит из воздуха, а отличия между живыми единицами только из-за разной концентрации воздуха в них. В своей философии он не забывал и о душе, считая ее основой всех думающих организмов.
    Познания в астрономии были примитивны: полагал, что Земля неподвижна, а все остальное - подвижно. Движение всему придает некий особый космический ветер. Затмения Анаксимен трактовал тем, что у небесных светил было две стороны: светлая и темная и когда поворачивались темной стороной, то было затмение. Также предполагал, что звезды находятся дальше, чем Луна и Солнце.
    Философ по-своему трактовал и метеорологию. Думал что тучи это концентрированный воздух, из которого капает вода - обычный дождь, если вода из воздухом, то это снег ну и замерзшая вода - град. Молния и гром происходят вследствие резкого разрыва потоком ветра облака. У него был свой взгляд и на землетрясение. Это явление происходит вследствие появлений трещин в земле при засухе или когда слишком много влаги, то земля проваливается.

    Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.

    Анаксимен (Ἀναξιμένης) из Милета (ок. 588-525 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. Анаксимен считал воздух тем первоначалом, из которого всё возникает и в которое все снова возвращается. По учению Анаксимена, все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т. п.) или его разрежения (образование огня). Таким образом, Анаксимен впервые в греческой философии высказана идея перехода количества в качество.

    Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 16.

    Анаксимен из Милета. Анаксимен (сер. VI в. до н.э.) полагал, что все в мире создано из воздуха. Доказывая эту точку зрения, он говорил, что воздух можно разредить до состояния огня или сгустить до состояния воды или земли, а все эти элементы вместе составляют мир и все вещи в нем. Анаксимен рассматривал воздух как дыхание космоса, его божественный и неуничтожимый источник. Землю он представлял в форме плоского и тонкого диска, поддерживаемого воздухом.

    Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 435.

    Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.) - Он считал началом всех вещей воздух; при разрежении из него получается огонь, при сгущении - вода и камни. Этот воздух (не путать с нашим, привычным!) - «начало души, богов и божеств». «Воздух однороден, недоступен чувствам, беспределен» (следовательно, он похож на «апейрон» Анаксимандра). Говорят, услышав от своего ученика вопрос, почему его одолевают сомнения, Анаксимен очертил на земле два круга: маленький и большой. «Твои знания - это малый круг, мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знании, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

    Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

    Философы, любители мудрости (биографический справочник).

    Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

    Фрагменты:

    DK 1,90-96; Лебедев А. В. Фрагменты, с. 129-135;

    Wdhri G. Anaximenes von Milet. Die Fragmente zu seiner Lehre. Stuttg 1993.

    Литература:

    Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

    Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambr., 1971;

    KirkG.S., Raven J. E. The presocratic philosopher Cambr., 1957, p. 143-162.

    Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 - 525 до н.э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается.

    Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем утверждении греческого мыслителя: «Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание».

    Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.

    Появление холода он объяснял как результат сгущения воздуха, а тепла - как следствие его сжижения. В результате полного сгущения воздуха появляется земля, а затем и горы. Такая трактовка многообразия мира была более глубокой и понятной, чем у его предшественников, и не случайно именно анаксименовская интерпретация многообразия мира получила достаточно широкое распространение в античной философии. Стабильность, прочность земли объяснялась тем, что она, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же как солнце, луна и другие огненные небесные тела, держится на воздухе. философия греция софист сократ

    Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - солнце, луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от земли.

    Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение солнца и луны.

    Следовательно, философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Поделиться