Страны в которых распространено православие. Православные страны: список. Распространение православия по странам. Распространение религий в современном мире

Христианство и его

распространение в мире.


План.

Введение

1. Происхождение христианства

3. Борьба за образ Христа

4. Соперники христианства

5. Епископы и их власть

6. Император Константин

7. Православие.

8. Католицизм.

9. Протестантство.

10. Распространение христианства

11. Христианство в наши дни.

Заключение


Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от грече­ского Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Биб­лия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христиан­ской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объеди­няющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автоном­ных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, ме­тодисты, адвентисты и другие.).

Происхождение христианства

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. Его родство с иудаизмом, как уже говорилось, проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельст­вуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания ско­рого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Отно­сительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бес­перспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между рим­скими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обога­тившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обез­доленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда ис­купить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христи­анство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако ис­тория религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшест­вующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную куль­турно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христи­анством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конг­ломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Фи­лона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Се­неки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматри­вающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фи­лона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не сущест­вует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о по­каянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взгля­дам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общитель­ности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаим­ную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое пра­вило морали, которое звучало следующим образом:

“Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше”

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

“И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуаль­ной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенст­вование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианство различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. Ока­залось, что даже сообщаемые ими сведения вызывают сомнения. Ведь установлено, что они не из первых рук, хотя лица, считающиеся их авторами, должны были все рассказанное там знать по личным наблюдениям. Между тем эти якобы очевидцы событий, а также их друг и летописец Лука - все они использовали чужие источника. Так, например, Матфей и Лука включили в свои Евангелия почти весь текст Марка и т.д.

Сегодня мы знаем уже, чем это объяснить. Евангелия написаны не Матфеем, не Марком, не Иоанном и, быть может, даже не Лукой. Их создали или собрали из разных письменных источни­ков и устных преданий другие, неизвестные нам авторы, чьи подлинные имена мы, должно быть, так никогда и не узнаем. Даже католическая церковь вынуждена была признать, что вопрос об авторстве Евангелий отнюдь не закрыт, и нельзя возражать против дальнейшего научного иссле­дования этой проблемы. Участники 2 Ватиканского собора, обсуждая “Конституцию об открове­нии”, отвергли большинством голосов следующий пункт: “Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн”. Вместо перечисления этих имен решили вписать - “свя­тые авторы”.

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, Российская православная церковь утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России.

По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так:

· 58,8 млн или 41 % -- исповедуют православие и принадлежат к русской православной церкви

· 5,9 млн или 4,1 % -- исповедуют христианство, но не считают себя ни православными, ни католиками, ни протестантами

· 2,1 млн или 1,5 % -- исповедуют православие, но не принадлежат к русской православной церкви и не являются старообрядцами

· 300 000 или 0,2 % -- протестанты (лютеране, баптисты, евангелисты, англиканцы)

· 140 000 или 0,1 % -- католики

· 36 млн или 25 % -- верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют

· 18 млн или 13% -- не верят в Бога

Остальные 12, 5 млн или 8,5% исповедуют другие религии.

Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент верующих в России распределился следующим образом:

· православие -- 74 %

· католицизм -- 1 %

· протестанты -- 1 %

· ислам -- 7 %

· ни к какому вероисповеданию -- 10 %

· атеист -- 5 %

· затрудняюсь ответить -- 2 %

остальные 2% относились к другим вероисповеданиям

Данные фонда «Общественное мнение» на июнь 2013 года следующие:

· Не считаю себя верующим человеком -- 25 %

· Православие -- 64 %

· Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) -- 1 %

· Ислам -- 6 %

· Другие религии -- 1 %

· Затрудняюсь ответить, не могу назвать определенную конфессию -- 4 %

Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан .

Если рассмотреть распространение христианства по национальностям то представляется такая картина :

· Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

· Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты лютеранского толка. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

· Имеются в России и сторонники протестантизма, главным образом сектантского. В России есть и евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и другие приверженцы сектантского протестантизма. Они встречаются в основном в западных регионах России.

Сан Марино небольшая республика на Апеннинском полуострове населена почти исключительно римо католиками. Тем не менее, именно здесь в 2007 состоялась встреча представителей поместных церквей при Европейском союзе под… … Википедия

Эту страницу предлагается объединить с Христианство в Иране. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/31 октября 2012. О … Википедия

Св. Девота не включена в православный месяцеслов, но некоторые верующие не сомневаются в её святости. 90 % жителей Монако … Википедия

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый … Википедия

Индуизм в процентном отношении по странам Содержание … Википедия

- – в статье представлена численность населения стран мира и статистика Католической Церкви по каждой из стран мира. Содержание 1 Источники 2 Католицизм по странам 3 Примечания … Википедия

Страны, где более 10 % населения составляют мусульмане. Зелёным цветом отмечены сунниты, синим шииты. Чёрным выделены страны, по которым информация отсутствует. Ислам является второй по многочи … Википедия

Хронология развития и распространения буддийских школ (450 год до н. э. – 1300 год н. э.) … Википедия

Ниже приведён неполный список религий и религиозных течений. Содержание 1 Мировые религии 2 Авраамические религии … Википедия

Книги

  • Свет Востока. Записки православного священника , . Поле Каина и Авеля, столп преподобного Симеона, пояс Пресвятой Богородицы, благоговейно хранимая в мечети глава Пророка и Крестителя Иоанна, чудесные обращения измусульманства в…

Которая является на сегодняшний день лидером по числу приверженцев. Его влияние колоссально. Территория распространения христианства охватывает весь мир: оно не оставило без внимания ни один уголок на земном шаре. Но как оно появилось и благодаря чему получило такой успех? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Мессианские чаяния древнего мира

Для начала обратимся к религиозной атмосфере мира на рубеже нашей эры. Речь идет, конечно же, об Ойкумене - греко-римской цивилизации, ставшей колыбелью современной Европы и человечества в целом. В то время наблюдались сильное напряжение и интенсивный религиозный поиск. Официальная религия Рима мало устраивала людей, которым хотелось глубины и мистерий. Поэтому они обращали свое внимание на восток, ища там каких-то особенных откровений. С другой стороны, расселившиеся по всему миру евреи несли всюду идею о скором пришествии мессии, который изменит лицо мира и перевернет историю. Он станет новым откровением Бога и спасителем человечества. В империи во всех отношениях зрел кризис, и людям как раз был нужен такой спаситель. Поэтому идея мессианства витала в воздухе.

Бродячие проповедники

Разумеется, в ответ на запрос эпохи появилось множество пророков и проповедников, которые объявляли себя сынами божьими и предлагали спасение и вечную жизнь своим последователям. Некоторые из них были откровенными мошенниками, другие искренне верили в свое призвание. Среди последних наблюдалось действительно немало великих людей, ярким примером которых может служить Аполлоний Тианский. Но все они организовывали свои локальные общины, школы, затем умирали, и память о них стиралась. Лишь одному такому странствующему учителю повезло больше других - еврею Иисусу.

Появление Иисуса

О том, где родился и какой образ жизни вел до своего выхода на проповедь Иисус, впоследствии известный как Христос, нет никаких достоверных данных. Библейские рассказы на этот счет христианами принимаются на веру, но степень их исторической достоверности не очень высока. Известно только, что родом он был из Палестины, принадлежал к еврейской семье и, возможно, к какой-то околоиудейской секте, вроде кумранитов или ессеев. Затем он вел странствующий образ жизни, проповедовал мир, любовь, скорое пришествие царства Божьего и, как это утверждается в Новом Завете, считал себя обещанным еврейскими пророками мессией. Впрочем, считал ли он таковым себя сам или эту роль ему навязали его последователи, - вопрос спорный. В конце концов, близ Иерусалима Иисуса распяли римские власти по настоянию иудейского духовенства. А дальше началось самое интересное.

Возникновение и распространение христианства

В отличие от его коллег по цеху - спасителей человечества, Иисуса не забыли. Ученики Христа провозгласили тезис о том, что он воскрес и был вознесен на небо. С этой вестью они обошли сначала Палестину, а затем сосредоточили свое внимание на других городах империи. Именно это учение о посмертном воскресении Иисуса стало предметом проповеди, которая в дальнейшем обеспечила столь устойчивую позицию в империи, которую имело христианство. Территория распространения его простиралась от Британских островов до Индии. И это только в первый век его существования.

Апостол Павел

Но особенно потрудился на поприще проповеди апостол Павел. Именно он, что называется, доктринально «сделал» христианство. Территория распространения его влияния охватывала большую часть империи. Начав с Антиохии, он дошел впоследствии до Испании и Рима, где и был убит по приказу Нерона. Везде он основывал общины, которые росли, как грибы после дождя, множились и утверждались во всех провинциях и столице.

Официальная религия

Распространение христианства в мире проходило поэтапно. Если в первый период его существования христиан гнали и дело проповеди держалось на голом энтузиазме и глубоком религиозном рвении его адептов, то после 314 года, когда император сделал христианство государственной религией и идеологией, размах прозелитизма приобрел невиданные доселе масштабы. Христианство, территория распространения которого охватило всю империю, как губка, впитало в себя основную массу жителей - ради карьеры, налоговых льгот и т.д. люди принимали крещение десятками тысяч. Затем, вместе с торговцами оно стало распространяться и за пределы империи - в Персию и дальше.

Патриарх Несторий

Осужденный как еретик и изгнанный из Константинополя патриарх Несторий возглавил новую формацию в церкви, известную как несторианская церковь. На самом деле это были его последователи, которые, будучи изгнанными из империи, присоединились к сирийским верующим и в дальнейшем развернули грандиозную миссию, пройдя со своим учением практически весь Восток, проповедуя христианство. Территория распространения их влияния покрывает все восточные страны, включая Китай, вплоть до пограничных территорий Тибета.

Дальнейшее распространение

Со временем миссионерские очаги покрыли всю Африку, а после открытия Америки и Австралии - и их. Затем уже из Америки христианские проповедники отправились покорять Азию и территории Индостана, а также другие затерянные в дали от цивилизации уголки мира. На сегодняшний день в этих местах все еще ведется активная миссионерская работа. Впрочем, после появления ислама, значительные христианские территории были для церкви утрачены и глубоко арабизированы и исламизированы. Это касается огромных территорий Африки, Аравийского полуострова, Кавказа, Сирии и др.

Русь и христианство

Распространение христианства на Руси началось примерно в 8 веке, когда на славянских территориях были основаны первые общины. Их утверждали западные проповедники, и влияние последних было невелико. Обратить Русь по-настоящему впервые решил языческий князь Владимир, который искал надежную идеологическую скрепу для разобщенных племен, родное язычество которых не удовлетворяло его запросам. Впрочем, не исключено, что и сам он искренне обратился в новую веру. Но никаких миссионеров не было. Ему пришлось осадить Константинополь и попросить руки греческой принцессы, чтобы его окрестили. Только после этого в русские города были отправлены проповедники, которые крестили население, строили храмы и переводили книги. Некоторое время после этого наблюдалось языческое сопротивление, восстания волхвов и так далее. Но через пару сотен лет христианство, территория распространения которого охватила уже всю Русь, победило, и языческие традиции канули в лету.


Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность. Слово "религия" встречается часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям.

Религия - это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. Каждая религия по-своему самобытна. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры и искусства. Религия - это и политика. Под её штандартами люди совершали свои завоевательные походы. А борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, влияет на политику, воспитание, образование, многие другие сферы жизни. Знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности. Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии даже сказывается на характере одежды и расцветке тканей. Религиозные традиции находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д. География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран и народов.

Cуществуют три мировых религии. Это христианство, буддизм и ислам.

Анатомия религий:

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Религия Число
верующих
(млн. чел.)
Главные районы и страны распространения
Христианство ,
в т. ч. и католицизм
2000
1040
Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Протестантизм 360 Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)
Православие 190 Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)
Ислам 900 Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм 350 Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)
Индуизм 740 Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство 200 Китай
Синтоизм Япония
Местные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия

1. Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм - в северной, центральной и западной частях, православие - на востоке и юго-востоке. В странах СНГ наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.

В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) - шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих - около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии - христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

2. Около половины всех христиан сосредоточено в Европе (включая Россию)., четверть - в Северной Америке, свыше 1/6 - в Южной Америке. Значительно меньше приверженцев христианства в Африке, Австралии и Океании.

Основные ветви христианства - католицизм, православие и протестантизм.

Наиболее крупной из них является Римская католическая церковь . Во главе ее стоит Папа Римский, почитаемый верующими как наместник Христа на Земле, а резиденция Папы находиться в суверенном государстве Ватикан, расположенном на территории Рима. Приверженцы католицизма в Европе преобладают в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии, Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населения Германии, Швейцарии, Нидерландов, часть населения Балканского полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая страна - Филиппины, но католицизм исповедуют многие граждане Ливана, Сирии, Иордании, Индии, Индонезии. В Африке католиками являются многие жители Габона, Анголы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде. Сейшельских островов и др. Католичество распространено также в США, Канаде, странах Латинской Америки.

Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, на Украине, в Белоруссии и в некоторых странах Восточной Европы. До последнего времени в мире существовало 16 автокефальных (самостоятельных, не подчиненных единому центру) православных церквей.

Протестантизм в противоположность католицизму и православию представляет собой совокупность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых - лютеранство (в основном страны Северной Европы), кальвинизм (в отдельных странах Западной Европы и Северной Америке) и англиканство, половину приверженцев которого составляют англичане.

3. Колыбелью ислама (VII в.) считаются города Саудовской Аравии - Мекка и Медина. В его распространении огромную роль сыграли завоевания арабов и созданное ими государство - Арабский халифат. География ислама в сравнении с христианством имеет более компактный характер (преимущественно Ближний и Средний Восток). Однако ислам проник и в те страны, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезию, где его исповедуют 90% населения, Малайзию (60%), страны Черной Африки, Татарстан, Башкортостан и другие страны и регионы.

В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверждением тому служит существование в нем двух главных направлении - суннитского и шиитского . Численно преобладают сунниты, шииты живут преимущественно в двух странах - Иране и Ираке.

Во многих исламских странах огромную роль играет шариат, т. е. мусульманское право, совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране. Он регулирует общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно - брачные отношения, по его законам вершится суд. Конституции многих стран объявили ислам государственной религией.

4. Еще одной мировой религией считается буддизм , сформировавшийся раньше христианства и ислама (VI-V вв. до н. э.) на севере Индии. Существуют два основных направления в буддизме: махаяна и хинаяна . Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Приверженцы махаяны встречаются севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны - ламаизм - господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России - Бурятии, Туве, Калмыкии.

5. Наиболее распространенная из национальных религий - индуизм , который исповедуют многие миллионы людей, преимущественно в Индии. Его можно было бы отнести к мировым религиям, однако с учетом того, что 95% всех индуистов живут в Индии, а Пакистан и Бангладеш (районы концентрации большинства индуистов из оставшихся 5%) некогда входили в состав единой Индии, индуизм традиционно считается национальной религией.

В Китае с древних времен получили распространение конфуцианство и даосизм , в Японии - синтоизм , в Израиле - иудаизм , исповедуемый еврейским населением и в других странах, и т. д. Важно помнить, что многие религии одновременно являются философско-этическими учениями.

Кроме основных религиозных верований, на Земле можно встретить многочисленные племенные религии , особенно в Африке, частично в Азии и Океании.

6. Исторически сложилось, что Иерусалим стал центром сразу трех распространенных в мире религий - иудаизма, христианства и ислама. Это значит, что здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира.

В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества. Среди них Храм Гроба Господня - одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа; Крестный путь (или Via Dolorosa) - путь Христа к месту распятия; Гефсиманский сад - место, где был предан Христос; там же расположены церкви Марии Магдалины и Всех наций (Базилика аг онии), а также могила Девы Марии: Западная стена (Стена Плача) - наиболее почитаемая святыня иудеев; европейский квартал - наиболее древняя и заново восстановленная часть старого города, где находятся многочисленные синагоги; башня и цитадель Давида - одна из трех башен стены древнего города (построенных царем Иродом); мечеть Аль-Акса - крупнейшая мечеть города, а также мечеть Омара (Бейт ас-Сухур) - третья по значению после Мекки и Медины святыня ислама и др.

В Иерусалиме находится множество других мест, связанных с христианской, иудейской и исламской религиями. Здесь же располагаются представительства почти всех христианских церквей - Римской католической, Русской православной, греко-православной, армяно-григорианской, коптской, эфиопской и др. Русская Духовная миссия в Иерусалиме была создана еще в 1847 г.

Проблема "вечного города" является также одной из наиболее чувствительных в арабо-израильских отношениях, имея, кроме религиозно - психологического, международно-правовой, территориальный, юридический, политический, имущественный аспекты. В 1980 г. израильский парламент (кнессет) принял закон, объявивший весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В ответ Организация Освобождения Палестины (ООП) неоднократно заявляла о намерении сделать Восточный Иерусалим столицей будущего палестинского государства. Особую позицию в вопросе Иерусалима занимают королевские династии саудидов (Саудовская Аравия) и хашимитов (Иордания), претендующие на особую роль в защите исламских святынь "вечного города".

Все это свидетельствует о том, что проблема Иерусалима - одна из наиболее тонких и деликатных в мировой политике. Ее решение должно исходить из необходимости обеспечения прав всех конфессий с сохранением исторически сложившегося статуса между ними, с тем чтобы был открыт доступ паломникам к святым местам всех трех религий.

Поделиться