Проповедь о любви к богу и ближнему. О любви к богу и к ближним Текстовые проповеди о любви к богу

В предыдущие недели Дух Святой побуждал меня молиться о более глубоком познании Божьей любви ко мне. После того, как я прочитал 1Иоанна 4:16, я понял, как мало я знаю о ежедневном хождении в Божьей любви. Иоанн написал в этом Послании: “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём”.

Я уверен, что большинство христиан знают о любви Божией к ним только теологически. Они изучили места Писания о любви и слышали проповеди о ней – и, однако, их понимание любви сводится к строчке из детской песенки: “Иисус любит меня, это знаю я, потому что об этом говорит мне Библия”.

Мы говорим, что верим в то, что Бог любит нас, весь мир, всё погибшее человечество. Но это абстрактная вера! Немногие христиане могут сказать с уверенностью: “Да, я знаю, что Иисус любит меня, потому что я имею правильное понимание того, что из себя представляет Его любовь. Я постиг её, я живу в ней. Она является основанием моего ежедневного хождения.”

Однако, повседневная жизнь большинства христиан не представляет из себя хождение и уверенность в Божьей любви. Вместо этого, они живут под облаком вины, страха, осуждения. Они никогда не чувствовали себя поистине свободными, они никогда не покоились в Божьей любви к ним. Они способны сидеть в церкви, поднимать руки и радоваться, но всё это время они носят тайный груз с собой. Не было момента, когда бы они были абсолютно свободны от постоянного ощущения того, что они никогда не могут угодить Богу. Они говорят сами себе: “Чего-то не достаёт во мне, я не таков, каким должен быть. Что-то не так!”

Послушайте, что говорит Павел: “живите в любви, как и Христос возлюбил нас.” (Еф. 5:2). Апостол настаивал, обращаясь к Ефесянам: “Иисус воистину любит вас – так и живите, как те, кого Он так сильно возлюбил!”

Я слышал признания многих “зрелых” христиан, тех, кто ходил пред Господом тридцать или сорок лет и, однако, признававшихся в том, что они никогда не знали радость быть возлюбленным Богом. Снаружи они выглядели счастливыми и довольными, однако, внутри себя они всегда носят бремена сомнения и страха. Я уверен, что эти братья и сёстры просто никогда не познали всю глубину любви, которую Бог имеет к ним. Они никогда не переживали тот мир, который приносит в сердце познание Божьей любви!

Вы никогда не станете искать откровения Божьей любви, пока вам не надоест жить под страхом, с чувством вины, осуждения и стыда!

Вы должны однажды проснуться и сказать себе: “Так жить невозможно! Я не могу продолжать служить Богу с этим сознанием гнева на себе, чувствуя себя всегда осуждённым и недостойным. Если я люблю Иисуса и верю, что мои грехи прощены, тогда почему же такая тяжесть на моём сердце?”

Конечно, Бог не спас вас для того, чтобы позволить вам всю жизнь жить с чувством вины и осуждения. Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.” (Иоан 5:24).

Одним из значений слова “суд” здесь является слово “гнев”. Иисус говорит, что вы не придёте на суд – т.е., в День Суда вы будете свободны от Его гнева. Но “суд” также значит “чувство постоянного несоответствия стандартам”. И Иисус говорит здесь, что верующий никогда не будет иметь этого чувства неудовлетворения собой!

“Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу.” (Рим. 8:1). Всякое чувство вины и осуждения, конечно, от дьявола. И Павел предупреждает, чтобы нам не подпасть “осуждению с диаволом” (1Тим. 3:6). В английском переводе это место звучит “осуждению от диавола”. Здесь он говорит, что когда вы подпадёте под осуждение, вы отпадёте от милости, – т.е., выйдете из того состояния покоя, которое Бог даровал нам через Кровь Своего собственного Сына.

Возлюбленные, Дух Святой обличает, но Он никогда не осуждает. Его служение заключается в том, чтобы обличить грех. Но Он делает это только с целью исцеления, – чтобы ввести человека в состояние умиротворённости и покоя во Христе. И Он это делает с нежностью, а не с гневом.

“Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.” (Рим. 8:34). Господь говорит: “Кто осуждает вас? Почему вы ходите с чувством осуждения, когда ваш Спаситель находится сейчас предо Мною, ходатайствуя за вас?”

Осуждение остаётся только для тех, кто отказался от света Евангелия: “Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.” (Иоан. 3:19).

Если вы любите, чтобы Слово Божье приходило и обнаруживало всё, что есть в вашем сердце, тогда вы более не подлежите осуждению. Осуждение остаётся только для тех, кто прячет грех и любит тьму! Вы любите свет, не правда ли? Тогда почему вы допускаете к себе это чувство вины?

Однако, возможно, вы подверглись нападению со стороны искушения, которое, как вам кажется, вы не сможете преодолеть. Или, возможно, вы находитесь под сознанием несоответствия, недостойности, страха перед тем, что дьявол подставит вам подножку, и вы не устоите.

Тогда сегодня и есть тот день для вас – день откровения Божьей любви к вам! Я молюсь, чтобы, когда вы будете читать эту проповедь, что-то всколыхнулось в глубине вашего сердца и вы сказали бы: “Вы правы, брат Давид, – это всё относится ко мне. Я больше не хочу так жить!”

Христиане, которые живут с чувством вины, страха и осуждения, “не укоренены и не утверждены” в любви Божьей:

“верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.” (Ефес. 3:17-19).

“Укоренённые и утверждённые” – здесь значит “основанные на глубоком и устойчивом фундаменте познания и полного представления Божьей любви к вам.” Другими словами, познание Божьей любви к вам является фундаментальной истиной, на которой должны строиться все остальные истины!

Для примера, вот на чём строится страх Господен. Святой страх перед Богом – это не боязнь того, что Он готов сразу же наказать, если поймает вас на каком-нибудь маленьком проступке. Нет, это страх перед Его святостью, перед тем, что готовится для возлюбивших тьму больше, нежели свет!

Наш небесный Отец послал Своего Сына умереть за наши грехи и слабости. И без познания и полного понимания этой любви к вам вы никогда не будете иметь устойчивого, прочного основания!

“ Чтобы вы могли уразуметь любовь Христову” Греческое слово, переведённое здесь, как “уразуметь”, имеет значение: “стремительно захватить”, “завладеть”. Павел хотел сказать нам здесь, чтобы мы ухватились за эту истину и сделали её основанием нашей христианской жизни. Он говорит здесь: “Протяните свои духовные руки и скажите: “Я завладеваю этим, это моё!”

1. Любовь Божья к нам связана с Его небесными сокровищами!

Вы не можете отделить Божьи сокровища от Его любви. Его любовь связана с обильными богатствами, находящимися на небесах для нашего употребления. Он даёт нам всё необходимое для каждого кризиса в нашей жизни, – чтобы помочь нам жить победной жизнью всё время!

Я молился в течение нескольких недель: “Господи, я хочу знать Твоё сердце. Я не могу получить объяснение Твоей любви ко мне ни в какой из книг в моей библиотеке или даже от самого святого человека, когда-либо жившего на земле. Это откровение может придти только от Тебя. Я желаю иметь моё личное откровение Твоей любви – прямо от Тебя! Я хочу видеть это настолько ясно, чтобы оно могло изменить даже моё хождение перед Тобой и моё служение.”

Когда я молился, я не знал, чего мне ожидать. Придёт ли откровение Его любви, переполняя мою душу потоком славословия? Или оно появится, как великое видение, которое оставит меня бездыханным, или как явление Его близости? Или же придёт, как ощущение того, что я являюсь в глазах Его каким-то особенным, или это будет такое реальное прикосновение Его руки ко мне, что изменит меня навсегда?

Нет, Бог проговорил ко мне очень простым маленьким стихом: “Ибо так возлюбил Бог что отдал Сына” (Иоан. 3:16). Его любовь связана с Его богатствами на небесах – Его обильными запасами довольствия для нас!

Библия говорит, что наша любовь к Господу доказывается нашим послушанием Ему. Но Его любовь к нам явлена другим образом – путём Его даяний! Вы не можете познать Его, как любящего Бога, до тех пор, пока не увидите Его, как Бога дающего. Бог так возлюбил нас, что вложил в Своего Сына Иисуса все сокровища, славу и щедрость Отца, и отдал Его нам! Христос является Божьим подарком для нас, в Котором сокрыто всё, в чём мы нуждаемся, чтобы быть победителями в этой жизни.

“Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота.” (Колос. 1:19). “Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём” (Колос. 2:9-10). Другими словами, “В Нём вы имеете всё необходимое – всё, в чём вы нуждаетесь!”

Но проблема заключается в том, что только немногие христиане принимают то, что Бог предлагает. Мы не ищем сокровищ, сокрытых во Христе, и не овладеваем ими – и они лежат на небесах невостребованными!

Какое удивление ожидает нас, когда мы достигнем небес! Тогда Бог покажет нам все богатства, приготовленные Его любовью к нам, и как мы не использовали их.

Мы видим пример этому в притче о блудном сыне. Эта история раскрывает Божью любовь очень глубоко и доказывает, что Его любовь к нам связана с Его несметными богатствами и довольствием!

2. Божья любовь настаивает на том, чтобы мы пришли к концу всех наших человеческих ресурсов и потребовали Его щедрые сокровища!

В этом и заключается весь смысл притчи о блудном сыне. Это история о двух сыновьях: об одном, кто пришел к концу своих ресурсов, и о другом, который никогда не требовал запасов своего отца.

Младший сын пришел к своему отцу и сказал: “Дай мне следующую мне часть имения.” (Лук. 15:12). То, что он получил – и расточил в последствии – представляет его собственные качества: его таланты, способности, всё то, чем он пользовался, чтобы встретить жизнь со всеми её трудностями. Он сказал: “Я интеллектуален, умён, образован. Я могу уйти и попробовать жить по-своему!”

Этот пример отражает состояние многих христиан сегодня. Однако, когда становится трудно, как скоро мы приходим к концу наших собственных запасов! Как быстро мы растрачиваем всё, что у нас было! Мы можем найти выход из некоторых проблем и внутреннюю силу для некоторых испытаний. Но наступает время, когда душу постигает голод!

Вы приходите к концу своих сил и не знаете, куда обратиться. Ваши друзья не могут помочь вам. Вы остались опустошенными и израненными, не имея ничего внутри себя, чтобы получить поддержку. Все ваши силы истощились – вся ваша борьба закончилась! Всё, что осталось, – это страх, депрессия, пустота, безнадёжность.

Может быть, вы всё ещё бродите около дьявольских корыт с рожками, барахтаясь в пустоте, голодая смертельно? Это произошло с блудным сыном. Не осталось ничего, на что он мог бы надеяться! Все его собственные ресурсы истощились. И он понял, куда его привела вся его самонадеянность.

Но что в конце концов отрезвило его? Когда он пришел в себя? Это случилось тогда, когда он вспомнил все изобилующие богатства в доме его отца!

Он сказал: “Я голодаю здесь. Но в доме отца моего хлеба достаточно, даже с избытком!” (см. Лук. 15:17). Он решил идти домой и воспользоваться щедрыми запасами своего отца!

Смысл Божьей любви заключается в Отцовском приглашении войти и наслаждаться яствами на Его пиру!

В этой притче нет ни одного слова, которое говорило бы о том, что блудный сын вернулся назад, потому что любил своего отца. Правда, он раскаялся – он упал на колени, плача: “Отец, я виноват! Я согрешил против тебя и против Бога. Я недостоин даже войти в твой дом.” Но он не сказал: “Отец, я вернулся, потому что люблю тебя!”

Наоборот, здесь открывается истина, что любовь Божья к нам проявляется без каких-либо условий, она не зависит от нашей любви к Нему. В самом деле, Он любил нас даже тогда, когда мы были далеки от Него в наших сердцах, были грешниками. Это безоговорочная любовь!

Когда блудный сын вернулся, его отец не стал перечислять весь перечень его грехов. Он не сказал: “Где ты был? Со сколькими блудницами ты спал? Сколько денег осталось в твоём кошельке? Предоставь мне отчет!”

Нет, вместо этого он упал на шею ему и целовал его. Он сказал слугам: “Заколите откормленного телёнка! Оденьте на него новую одежду, новую обувь на ноги его и перстень на руку. И давайте праздновать – будем радоваться и веселиться!”

Где в этой картине открывается Отцовская любовь? В Его готовности прощать? Его ласковом поцелуе? Откормленном телёнке? Одежде, обуви или перстне?

Конечно, всё это было выражением Его любви, но ни одно из них не является полным. “В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.” (1Иоан. 4:10). “Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.” (ст. 19).

Полное откровение любви состоит в том, что отец не мог иметь истинной радости до тех пор, пока он не удостоверился, что его сын опять с ним в банкетном зале!

“Он ввёл меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь.” (Песни П. 2:4). Отцовская радость не могла быть полноценной до тех пор, пока он не сел в доме пира со своим сыном, и пока он не удостоверился, что его мальчик знает, что он прощен и его грехи омыты. Они должны были сидеть за столом – за праздничным столом Агнца!

Если бы вы посмотрели в окно в этот момент, вы увидели бы молодого человека, который только что получил истинное откровение Божьей любви:

о Он плясал от радости! Там была музыка, и он смеялся, и был счастлив. Его отец был рад за него, улыбаясь ему!

о Он не находился под облаком страха. Он не слушал древнюю ложь: “Ты вернёшься опять к этому свиному корыту! Ты недостоин такой любви” О, нет, он принял прощение и послушался отцовского слова войти и взять себе всё, что нужно.

о Он слышал, что отец шептал ему: “Всё моё – твоё. Тебе не нужно больше голодать никогда. Тебе не нужно больше быть одиноким, нищим, отрезанным от Моих кладовых.”

Возлюбленные, вот где полнота Божьей любви, самая её сущность! Она заключается в том, что даже в наши тёмные часы Бог не только не стыдит нас и не напоминает нам о прошлом, но, наоборот, говорит: “Принесите сюда откормленного телёнка, будем есть и веселиться! В Моём доме всегда приготовлен пир для возлюбленного Моего!”

Сегодня у нас есть даже лучшее обетование: “И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше того, чего мы просим, или о чём помышляем” (Ефес. 3:19-20).

Вот в чём Божья любовь к нам: “Я предлагаю вам превосходящую всё, преизобилующую полноту – всё необходимое для каждого кризиса, радость на каждый момент вашей жизни. Приходите в Мои кладовые и берите!”

В то же время старший сын был на поле, тяжело трудился, исполняя порученное отцом дело, и, возвращаясь с работы, он вдруг услышал музыку, смех, песни. Когда он подошел ближе к дому, он обнаружил, что весь этот пир был по поводу возвращения его блудного брата – того, кто растратил имение своего отца с блудницами, живя распутно!

Когда старший сын посмотрел в окно, он увидел своего отца радующимся о своём блудном сыне, наслаждающимся тем, что видит его. Он не мог понять, как его нехороший брат мог чувствовать себя так свободно, счастливо и благословенно в такое короткое время! Писание говорит о нём: “Он сердился и не хотел войти.” (Лук. 15:28).

Наконец, отец его вышел из дома и убеждал его войти. Но старший сын отвечал: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими.” (Лук. 15:29). Т.е., он говорил: “Это несправедливо! Все эти годы я служил тебе хорошо. И никогда не ослушался тебя, ни разу.”

О, как много из нас похожи на старшего брата! Мы тратим годы, изо всех сил стараясь угодить нашему Господу, живя в настойчивом стремлении поступать всегда правильно! Это в большой мере относится и ко мне, потому что очень часто я находился вне дома, смотря внутрь, что происходит там.

Видите, я знаю Господа всю мою жизнь. Я никогда не был в мире. Я никогда не выкурил сигарету, никогда не дотронулся к наркотикам, никогда не жил в блуде. Я старался жить для Господа.

Иногда я видел новообращенного, возвратившегося домой, к Иисусу, того, кто раньше жил в грехе. Когда он возвращался, то вдруг начинал плясать, радоваться – счастливый и свободный! Он приходил ко Христу с простой верой и больше не имел никакого чувства вины, осуждения или воспоминания о прошлом. Всё было новым для него! Бог представлялся улыбающимся ему!

Тогда я садился, думая: “Конечно, он поёт и славословит сейчас, – но свят ли он в самом деле? Я заплатил цену за моё место у Бога – я служу Ему много лет. И я всё ещё имею тяжести, заботы. Иногда я чувствую тяжесть вины, стыда. А тут приходит этот, приплясывая! Он входит и идёт дальше меня с простой верой в Божье Слово. Господи, это неправильно! Он так свободно себя чувствует, а моя жизнь настолько сложна!”

Старший сын, несмотря на все годы его служения отцу, никогда не знал истинной радости, потому что он никогда не воспользовался приглашением своего отца принять всё, в чём он нуждался!

Я думаю, что старший сын сразу вернулся в свою лачужку пастуха, думая о дне, когда он получит своё наследство: “Только подожди! Когда-нибудь, когда смерть сделает своё дело, я войду в великие благословения. Я наследую огромные богатства!” Это пример того человека, кто думает войти в небеса и там получить всё хорошее от Бога.

Его отец, наверное, был сокрушен в своём сердце. Я думаю, что он повторял своему сыну опять и опять: “Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё – твоё!” (ст. 31). Другими словами: “Ты был со мною все эти годы, и всё, что я имею, принадлежало тебе. Ты знаешь, что я дал бы тебе всё, – но ты не пришел, чтобы получить его!”

Я спрашиваю вас: сколько лет уже вы находитесь вне дома? Вы имеете Отца, который заготовил великие сокровища для вас. И вы не востребовали их до сих пор!

Притча показывает нам, что блудный сын получил вдвойне, войдя и наслаждаясь отцовскими сокровищами. Он мог продолжать свою земную жизнь со щедрым запасом прощения, радости, мира и всех благословений, которые были теперь его. И когда смерть привела его в наследство, он мог полностью наслаждаться тем, что он познал уже на земле.

Воистину, грех старшего брата, того, кто остался дома, ходил в послушании и никогда не преступил волю Отца, был больше. Да, конечно, разменять имение нашего Отца на плотскую жизнь и отступничество – это великий грех, но ещё большим грехом является отказаться от великой Божьей любви, т.е. оставить невостребованными запасы, которые Он дал нам за такую великую цену!

Божья любовь настаивает на том, чтобы мы перестали концентрировать наше внимание на наших ошибках и грехах, а вместо этого направили своё внимание на богатства, предложенные нам во Христе!

Блудного сына никто не упрекал, не давал ему нравоучений, не напоминал о его грехе, – потому что Бог не позволил, чтобы напоминание о грехе было в центре процесса восстановления его сына.

Там было истинное раскаяние и сожаление о случившемся. И это было время войти в дом пира – для торжественного ужина! Отец сказал старшему сыну: “Он пропадал, но сейчас он нашёлся. Он прощён – и теперь время радоваться и быть счастливыми!”

Не устали ли вы, живя подобно нищему, в то время, как вы могли бы быть обеспечены всем потребным? Может быть, сам объект вашего внимания избран неверно? Вы склонны останавливаться на ваших слабостях, искушениях и прошлых неудачах. И, когда вы смотрите внутрь вашего собственного сердца, то, что вы видите там, разочаровывает вас. Вы позволяете чувству вины просочиться в ваше сознание.

Возлюбленные, вы должны смотреть на Иисуса, Начальника и Совершителя вашей веры! Когда дьявол приходит и указывает на некоторые слабости в вашем сердце, вы имеете полное право ответить: “Мой Отец уже знает это всё – и всё-таки Он любит меня! Он дал мне всё необходимое, чтобы получить победу и хранить её.”

“Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.” (1Иоан. 3:20). Он знает всё о вас, но Он продолжает любить вас и говорит: “Приди и получи всё, что тебе нужно. Кладовые открыты!”

Воистину, двери в Его хранилища широко открыты, и Его богатства переполняют их. Бог ободряет вас: “Посему да приступаем с дерзно-вением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.” (Евр. 4:16).

Вот что необходимо вам, чтобы войти в Его сокровищницу и получить всё, в чём вы нуждаетесь:

1. Смело приступите к Его трону и просите, не стесняясь, о всей милости и благодати, в которой вы нуждаетесь, чтобы пройти через все искушения и испытания. Дьявол имеет миллион путей, чтобы заставить вас чувствовать себя виноватыми, боязливыми, осуждёнными и сконфуженными. И он будет говорить вам: “Ты себя так чувствуешь, потому что очень много мусора в твоём сердце!” Но я перестал смотреть в своё сердце давным-давно, потому что оно всегда чёрное. И, однако, оно является белым в глазах моего Отца – потому что оно покрыто кровью Агнца!

Не имеет значения, что вы чувствуете. Просто смотрите в Слово Божье, что сделал Иисус. Он стёр начисто запись ваших грехов!

2. Напомните Богу, что это была Его идея, чтобы вы пришли. Вы не пришли к Господу, говоря: “Отец, я хочу всё, что Ты имеешь!” Нет, Он пригласил вас, говоря: “Всё, что Я имею, твоё. Приходи и бери его!”

3. Приходите к Богу с верой в Его Слово. Библия говорит, что всё, что Он имеет для нас, достигается верой. Вам нужно только сказать с верой: “Господь Иисус, наполни меня Своим миром, – потому что Ты сказал, что он мой! Я прошу покоя для моей души!”

Вы не можете сделать этого сами. Вы не можете вымолить это или взять песнями. Нет, это приходит, когда вы укоренены и утверждены на откровении Божьей любви к вам. Это приходит не в чувствах, но в Слове, которое Он Сам сказал: “В Моём доме есть много хлеба – даже с избытком!”

4. Берите Божье Слово и разбивайте весь ваш страх, чувство вины и осуждения на кусочки! Отрекитесь от этого всего, оно не от Бога! Вы можете сказать: “Пусть дьявол приходит ко мне со своей ложью. Мой Отец уже знает это всё, но Он простил и очистил меня. Так что больше нет вины или осуждения для меня. Я свободен!”

Дорогой верующий, я верю, что, если вы попросите Дух Святой помочь вам прямо сейчас понять эту истину, чтобы укрепиться и основаться на ней, наступающие дни будут самыми великими в вашей жизни. Вы можете сказать: “Господь Иисус, я знаю, я буду делать ошибки. Но ничего не поколеблет меня, потому что Ты имеешь всё необходимое, в чём я нуждаюсь, чтобы одержать победу и жить в ней!”

Приходите в Его сокровищницу и требуйте всё, что ваше у вашего любящего Отца! Аллилуйя!

Раздел сайта: Проповеди митрополита Антония Сурожского.

Проповедь о любви к Богу и ближнему.

Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни?

Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я на то, чтобы отвернуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий…

По отношению к человеку, о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю друга своего одного, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жаловался на это, потому что это обращало внимание людей на него. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал записку: я теперь только понял для чего Бог меня создал таким высокорослым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятаться за моей спиной… Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого может быть ты даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, дети, которых ты можешь спасти…

И в жизни мы можем также становиться между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже человеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в простоте, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые являются так часто жертвами нашего себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор, посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть.

Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; её многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выразиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню как мне одна благочестивая женщина сказала: Сколько времени нам ее терпеть? - И я ей ответил: Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью… И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.

Подумаем об этом, и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и крепость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни ради чего можно жить. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Любите друг друга так, как Я вас возлюбил… Эти слова доходят до нашего сердца, радуют нашу душу, а вместе с этим выполнить их, воплотить в жизнь нам кажется таким трудным подвигом. О любви можно сказать на разных плоскостях; есть простой, обычный опыт любви, как друг друга любят члены одной семьи, как отец и мать любят своих детей, как дети ответно отзываются на эту любовь, как любовь, радостная, светлая любовь соединяет жениха и невесту; это лю­бовь, которая является радостью, светом, которая пронизывает всю тьму обычной жизни. Но и в ней есть хрупкость и несовершенство. Вы наверное знаете о том, как дети бывает любимы родителями, но отозваться на эту любовь сами бессильны; мгновениями - да, но не постоянно. Вы знаете, как между братьями и сестрами естьв основном любовь, а вместе с этим она не охватывает их до конца. И поэтому говорить о том, что такая простая, естественная человеческая любовь является исполнением заповеди Христо­вой, что она является уже на земле Царствием Божиим, пришедшим в силе, еще нельзя.

О чем же речь идет? Христос говорит нам о том, что мы дол­жны любить друг друга; Он не делает никаких различий; что Он этим хочет сказать? Мне кажется, Он хочет сказать, что мы должны каждого челове­ка, каждого встречного и поперечного, знакомого и незнакомого, чужого, привлекательного или нет, оценить: это человек с вечной судьбой, это человек, которого Бог из небытия призвал к жизни с тем, чтобы он сде­лал свой неповторимый вклад в жизнь человечества. Этот человек может нам по-человечески не нравиться, он может быть нам чужд, он может нам быть непонятен, - но он Богом был вызван и поставлен в мир, чтобы внести в этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше то­го: он поставлен на пути моей жизни для того, чтобы мне открылось нечто. Открылась мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека как икону; умеем ли мы друг на друга так смотреть? - Я боюсь, что не умеем, что есть люди, которые нам близки, дороги, а другие в лучшем случае просто чужды.

И вот на этих “чужих” людей нам надо обратить осо­бенное внимание, потому что они перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что этого человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать не хочешь, он тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если бы его не было на свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это христианская любовь? Мы должны научиться на каж­дого человека, который встречается нам, посмотреть и сказать: это - икона Христова, это образ Божий, этот человек - посланник Божий. Он послан для того, чтобы чему-то меня научить, чтобы мне принести неч­то, чтобы передо мной поставить вопрос, требование Божие. Иногда мы это умеем делать через некоторое время; а иногда не умеем - до момента, когда уже как будто и поздно.

Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции, который был воином в Белой армии, который все годы своей эмигрантской жизни посвятил борьбе с большевизмом, который всей душой отвергал Сталина. И в какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с ним случилось что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит Сталина так, как я его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я его ненавидел; неужели Бог, когда он станет перед Ним, его встретит ненавистью, отвер­жением, и это не на время, а на вечность!? И я помню, как он мне ска­зал, что он пришел в такой ужас о себе, что он бросился в алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи, прости за ненависть, кото­рую я имел к этому человеку! он теперь перед страшным судом; Господи, не прими мое осуждение против него… Это - крайность; это такое по­ложение, в котором никто из нас не находится, и, дай Бог, не попадет; а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим, не принимаем, отвергаем, хотя не в такой мере…

И вот подумаем о том, на каком уров­не любви мы находимся. Находимся ли мы на уровне любви детей к роди­телям, невесты и жениха друг ко другу, неразлучных друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с отрицательными свойства­ми любимого? Или мы находимся в положении тех людей, который ок­ружены чужими, для которых мой ближний не существует, я его люб­лю, поскольку он мне не мешает жить, но отвергаю его в тот момент, когда он становится на моем пути… Если мы так можем думать о ком бы то ни было (и я уверен, что мы можем думать так о многих людях вокруг нас), то мы еще не научились тому, что значат Христовы слова: любите друг друга, как Я вас возлюбил. Он каждого из нас возлюбил не за его добродетель, не за его красоту, не за то, что тот так хорош, а за то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для того, чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него вошла.

И вот, посмотрим друг на друга, - хотя бы в нашем храме, хотя бы среди наших знакомых, - и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой любовью? А если нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как это страшно! Как страш­но подумать, что когда-то я встану перед Богом, вокруг меня будут лю­ди, которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей - никогда не лю­бил, и не люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой рай, Господи, там им места нет, так же как нет места им в моем сердце на земле!.. Подумаем, потому что эта заповедь Христова: любите друг друга, как Я вас возлюбил - не простая заповедь; она требует от нас совершенно нового оборота в жизни. Подумаем, подумаем даже просто о том че­ловеке, который сейчас стоит рядом с нами: он нам свой или он нам чужой? Он существует для меня или просто не существует? А если существует, то в какой мере? Как?..

Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом, Который скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого человека умер на Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг любви отвергаешь; ты делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь.

* * *

<29 сентября 2002>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы все призваны к тому, чтобы быть храмами Святого Духа, чтобы тело наше так приобщилось к телесно­сти, обожествленной телесности Христа, чтобы мы были действительно продолжением Его воплощенного присутствия на земле. Это не мои слова, я не дерзнул бы что бы то ни было такое сказать…

Апостол Павел был гонителем, но когда он встретил Христа лицом к лицу, он был весь пронизан таким внутренним опытом, что никогда его не потерял. Можем ли мы сказать нечто подобное о себе? В такой мере - нет; но в какой-то мере - да. Да, каждый из нас, кто уверовал, это человек, до сердца которого дошел Христос, сердце которого дрогнуло, согрелось, засияло Его присутствием. Это не значит, что мы способны всю жизнь жить в этом сиянии; но это значит, что наше сердце - как сосуд драгоценный, в котором содержитсяэта тайна Боговоплощения.

Выразить это невозможно; но мы все нечто об этом знаем. Мы знаем, что бывает с нами, когда мы кого-нибудь так полюбим, что никогда в течение всей нашей жизни не можем утратить сознание этой любви и мыслиоб этом человеке. Это бывает, когда мы так поймем нашу Родину и ее возлюбим, что как бы ни были мы отделены от нее, она живет в нас: мы русские до конца, - до конца жизни и до самих глубин нашего существа.

Когда-то отец Георгий Флоровский сказал мне, что когда мы крестимся, Христос вселяется в нас, мы делаемся как бы храмом Его воплощенного присутствия и храмом Святого Духа, Он входит в наши глубины. Это не значит, что каждый день, каждый час мы это умеем ощутить, но Он есть в нас. И по сравнению отца Георгия, Христос в нас живет, как семя, которое бросили в землю и которое постепенно и постоянно вырастает, и рано или поздно станет несокрушимым по своей величине, величию и силе дре­вом.

Вот так будем о себе думать: что мы - земля, в которую вложено плодотворное семя, и что это семя растет и растет под силой и благо­датью Святого Духа. Мы не всегда достойны этого, но оно живет в нас. Мы не можем этого сказать в полной мере, как сказал это апостол Павел, но мы можем знать, что Христос во мне живет, и я - в Нем, и что рано или поздно это чудо приобщенности к Нему полностью раскроется передо мной. Дай это Бог каждому из нас, но и дай каждому из нас верить, что это семя заложено и что оно растет, и что надо его защитить против всего того, что может его затоптать и уничтожить. Аминь.

* * *

О молитве12 августа 2001

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Меня часто спрашивают люди, каким образом им научиться молиться с простотой, не повторяя чужих слов, не борясь даже с собственными колеблющимися мыслями, а молиться прямо, как мы разговариваем с дорогим, близким человеком, - так и с Богом. И мне хочется вспомнить с вами урок, который я получил мно­го-много лет тому назад. Я тогда старался молиться уставными мо­литвами; молился много, молился усердно. Но вместе с этим иногда не хватало сосредоточенности; еще чаще бывало так, что слова молит­вы были сверх меня; они были так велики, опыт, который в них поко­ился, был таков, что я не мог их повторять от себя самого. А иногда бывали молитвы, которые я никак не мог сам сказать, потому что ни­каким образом не мог произнести такие слова; они противоречили тому, что во мне тогда еще было незрелым. И я спросил об этом своего духовного отца; и он мне дал совет, который я хочу вам передать, потому что думаю, что многие из вас находятся в том же положении, в ко­тором я тогда находился.

Он мне сказал: на год я тебе запрещаю мо­литься уставными молитвами. Перед тем, как лечь спать, перекрес­тись, положи земной поклон, и скажи: Господи, молитвами тех, кто меня любит, спаси меня! И когда ты ляжешь, поставь перед со­бой вопрос - кто же вокруг тебя есть, и живые, и усопшие, и святые и грешники, которые тебя так любят, что они перед Богом стоят тво­ими заступниками, молясь о тебе, о том, чтобы тебе когда-нибудь на­учиться истинному покаянию, научиться быть поистине учеником Хрис­товым… Я стал так делать; и тогда начали передо мной подыматься образы, име­на тех людей, которые меня несомненно любили: моя мать, мой отец, моя бабушка, мои друзья. И затем все шире и шире раскрывался го­ризонт тех людей, которые прошли через мою жизнь и доказали свою любовь ко мне. Все больше имен, все больше лиц подымалось. И каждый раз, когда подымалось лицо или имя, я останавли­вался и говорил: Господи, благослови этого человека за его любовь ко мне! О, благослови его, благослови eе!.. И затем, в этой молит­ве я засыпал.

Я и вам хочу это посоветовать: научитесь так молиться. Научи­тесь лечь спать и поставить перед собой вопрос о том, что не ваши уставные молитвы вас защитят от зла в течение ночи, а любовь тех многих, многих людей, о которых вы, может быть, даже забыли, но которые вас помнят и на земле, и в вечности. И тогда сердце ваше растает; тогда вы сможете начать молиться, обращаясь к Богу с та­кой же искренностью, потому что в какой-то момент вы обнаружите, что вы любимы не только теми людьми, которые вокруг вас были, но Матерью Божьей, Христом Спасителем, Отцом нашим небесным, ангелом нашим хранителем - и мир так расширится, так углубится.

Но на этом все не кончается, потому что если мы так можем на­деяться на любовь других людей, то неужели они не могут надеяться на нашу любовь? И тогда живите так, собирая в своем сердце, в сво­ей памяти всех людей, кому нужна любовь; людей брошенных, людей одиноких, людей, которые считаются злыми, чуждыми - вспоминайте их, потому что они тоже, может быть, в это время молятся Богу и гово­рят: молитвами тех, кто меня любит… - и останавливаются: а может быть, никто, никто меня не любит за то, что я таков?.. Будьте, может быть, единственным человеком, который и этого человека вспомнит перед Богом и скажет: Господи! Ему нужна Твоя любовь; мою я не умею дать, у меня ее слишком мало - дай ему Твою любовь.

И если вы начнете так молиться о себе и молиться о других, то молитва станет чем-то не только живым, но живительным, сильным, творческим. Аминь.

* * *

<15октября 2000 г.>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова, которые для нас так обычны, так привычны, что они больше не вызывают в нас бури внутренней: Поступайте по отношению один к другому так, как Я поступаю; поступайте по отношению к людям так, как вы хотите, мечтаете, чтобы они поступали по отношению к вам.

Мы мечтаем о том, чтобы к нам относились с пониманием, с жалостью, с лаской, с любовью, чтобы нас постоянно не осуждали, чтобы не требовали постоянно от нас того, чего мы сейчас не можем дать, потому что мы устали, потому что жизнь слишком тяжело легла на наши плечи, потому что мы еще не доросли до понимания, которое от нас ожидается. И будем так же думать и о других. Другие тоже нуждаются в нашем понимании, в нашей жалости, в нашей нежности и нашем милосердии, и в нашей поддержке, в той силе, которая есть в каждом из нас - не обязательно духовной, а самой простой силе жизни. Подумаем об этом, потому что когда мы станем на суд перед Богом, Господь нам скажет: С чем вы ко Мне пришли?.. И что мы сможем ответить? Он же нам сказал в Евангелии: Многие Мне скажут: Да разве я не бывал в Твоих церквах? Разве я не совершал те или другие обряды?.. А Христос нам ответит: А скажи - как ты отнесся ксамым близким твоим людям: к матери, к отцу, к братьям и сестрам, к товарищам, к сотрудникам, ко всем людям, которые оказались у тебя на пути? Можешь ли ты сказать, что ты к ним отнесся так, как ты мечтаешь - и мечтал - чтобы к тебе отнеслись? И увы, кто из нас может сказать: “Я так отнесся к каждому человеку, который оказался моим встречным, как я мечтал, чтоб ко мне отнеслись люди: с пониманием, с жалостью, с готовностью поддержать, с готовностью отдать время и душевную силу”.

Подумаем об этом; потому что когда мы станем перед Богом, Он не будет нас спрашивать о том богословствовании, которым мы занимались или которым даже и не занимались; не будет спрашивать нас о великих вещах, а о вещах простых, житейских, человеческих. И как грустно будет тогда увидеть, что, как сказано в притче о Страшном Суде, мы даже не были человечны; как же мы можем мечтать о другом, большем, высшем. Подумайте об этом, потому что это в нашей власти; каждый из нас окружен людьми, от которых он ожидает любви, понимания, поддержки - а кто из нас может сказать, что нет такого человека, мимо которого он не прошел. Аминь.

* * *

<26 ноября 2000>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке неч­то такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни? Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я отвер­нуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий.

По отношению к человеку о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю од­ного своего друга, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жало­вался на это, потому что это обращало на него внимание людей. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал запис­ку: “я теперь только понял, для чего Бог меня создал таким высокорос­лым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятать­ся за моей спиной”. Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого ты, может быть, даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, де­ти, которых ты можешь спасти…

И в жизни мы можем так же становить­ся между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже че­ловеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в просто­те, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые так часто являются жертвами наше­го себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор и посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть. Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; ее многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выра­зиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню, как мне одна благочестивая женщина сказала: “Сколько времени нам ее терпеть?” - И я ей ответил: “Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью”. И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.

Подумаем об этом и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и кре­пость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни, ради чего можно жить. Аминь.

Публикация Е. Майданович

Воплотившись на земле от Пречистой Девы Богородицы, Господь наш Исус Христос вместе со Своим воплощением явил миру новое, невиданное доселе превосходнейшее знание — богопознание. Ученики Его — святые апостолы, сопровождая Господа в земном странствии, слушая Его спасительные заповеди, смогли найти лишь одно слово, способное человеческим языком выразить сущность созерцаемого в земном облике Божества. Святые апостолы впервые провозгласили всей вселенной высочайшее откровение:

Бог есть любовь! (1 Иоанн. 4:16) . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Иоанн. 4:16).

Любовь. Именно она, по свидетельству Самого Господа, есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Законник некий, искушая Господа нашего Исуса Христа, «спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Исус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).

Спросим, кто есть любящий Господа всем сердцем? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21) , — отвечает Христос во Святом Евангелии. И еще спросим, кто есть исполняющий заповеди Твои? «Любящий ближнего исполняет все заповеди», следует ответ (Феофилакт Болгарский). Поразительная взаимосвязь! Божественная закономерность!

«Бога никто никогда не видел», — говорит апостол, — «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Иоанн. 4:12) . Как важно сегодня помнить это, возлюбленные о Христе братия и сестры. Как важно нам видеть эту цель, к которой мы следуем. Ибо случается, что в житии христианском с течением времени вкрадывается некая холодность, теряется из виду причина наших деланий, цель наших добродетелей, которой является любовь к Богу и ближнему. Без любви все труды, все посты, молитвы и даже сверхъестественные подвиги наши тщетны. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13:1-2).

Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце.

Испытаем себя, возлюбленные о Христе братия и сестры. Рассмотрим дни нашей жизни и попытаемся найти среди них те, в которые были совершены добрые дела к ближним. Найдем ли дни, в которые совершили мы добрые дела ближнему? Найдем ли дни, в которые мы сотворили любовь?

Что значит это — сотворить любовь? Ответ на этот вопрос мы со всей точностью узнаем тогда, когда рассмотрим, позаимствовав у апостола, само определение любви. Позаимствовав у того, кто удостоился называться учеником и апостолом Воплощенного Божества, Воплощенной Истины, Воплощенной Любви. Что же есть любовь?

«Любовь долготерпит, милосердствует» (1 Кор.13:4), — кротко отвечает апостол, а мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, вспомним дни жизни нашей. Постараемся найти те из них, в которые проявили мы долготерпение, удержали в устах ответ на укоряющее нас слово, не воздали злом за зло: злословием за злословие, укором за укор, оскорблением за оскорбление, криком за крик. Вместе с этим постараемся найти в днях нашей жизни и те, которые освятились милосердием, неосуждением и всепрощением, милостыней, заботой о нищих, обездоленных, голодных и сиротах.

«Любовь не завидует», — продолжает апостол, а мы, возлюбленные, вспомним, были ли в жизни нашей дни, когда порадовались мы богатству ближнего, его успеху, процветанию? Когда искренне и от всего сердца желали мы ближнему благоденствия, несмотря на собственное, возможно, бедственное положение.

«Любовь не превозносится, не гордится» , а так ли мы, возлюбленные? Не превозносимся ли над ближним в чем-либо? Не почитаем ли себя выше или успешнее наших ближних? Не гордимся ли чем-либо: благосостоянием, успехом в делах, знакомствами, известностью, достижениями? Были ли дни в жизни нашей, когда мы, думая о себе скромно и в простоте, служили нашим ближним, как самим себе, без ропота и недовольства? Были ли в нашем земном пути дни, в которые мы с радостью и без смущения выполняли чью-то работу, хотя и не обязаны были этого делать?

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», — продолжает апостол, а так ли мы, возлюбленные братия и сестры? Удерживали ли мы себя от совершения дел, могущих нанести хотя бы малый вред ближним? Не позволяли ли излиться яду раздражительности по отношению к кому-либо: родителей, жены или мужа, детей и всех вообще людей? Не позволяли ли гневу возобладать над нами и уничтожить в нас Богоподобие, которому столь свойственна кротость? Найдем ли в нашей жизни дни, в которые предпочли мы пользу ближнего своей пользе? Дни, в которые мы уступили успех дела другому? Дни, в которые пожертвовали собственным приобретением ради приобретения ближнего?

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» . Вспомним же, возлюбленные, вновь и вновь жизнь нашу. Найдем ли в ней, скоропроходящей, дни, в которых мы, увидев ближнего поступающим не по правде и лукаво, не осудили его, удержались от обсуждения его проступка с чувством удовольствия и радости от того, что мы, естественно, не таковы, как он? Вспомним, были ли случаи в нашей жизни, когда прикрыли мы грех ближнего? Вспомним, были ли случаи, когда мы, заметив брата согрешившим, удержались от распространения об этом, похоронив молву во гробе своего молчания, не обсуждая грех ближнего нигде, в том числе и дома наедине с мужем или женой?

Все это дела любви.

Сколько обретем мы этих дел во днях земного странствия нашего, столько будет восполнена и мера любви нашей, мера сердец наших, мера приближения нашего к оной лествице, возводящей от земли на небо, мера спасения нашего. И если обнаружим мы, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, что весьма скудны дни странствия нашего земного на дела любви, то не отчаемся. Не вдадимся в уныние и расслабление, но приложим старание и постараемся сотворить ближнему хотя бы малое доброе дело в день. Сотворить ближнему хотя бы малую часть любви.

Оглянемся. Разыщем всех, кому мы можем послужить и сотворить хотя бы малую милость. Разыщем, как искали первые христиане. Разыщем наших друзей будущего века: нищих, алчущих, жаждущих, нагих, сирот и оставленных. Разыщем, пока есть у нас время простить всех обидевших нас. Разыщем всех, кого мы обидели и испросим у них прощения. Будем творить любовь везде и на всяком месте, возлюбленные о Христе братия и сестры, доколе есть у нас время, «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:18) , ибо без дел любви невозможно спастись — по слову сказавшего «не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин.3:14).


Хотящему обрести истинную любовь к ближнему надлежит сперва подвизаться в исполнении дел любви, которые не всегда имеют сочувствие сердца, но часто могут исполняться с холодностью и принуждением, ибо нелегко терпеть ближних. Но вскоре привычка к совершению добрых дел и труд в исполнении заповедей любви откроет вход и сердечному залогу. Стремящийся прилежно послужить брату или духовному отцу вначале, вероятнее всего, будет исполнять служение свое с сопротивлением воли, но если не остановится, то вскоре обнаружит, что нисходит на него теплота Духа. Вскоре делание его подкрепляется сердечным сочувствием и служение его уже совершается с радостью и по благодати взрастившей в нем любовь к ближнему. Без понуждения себя на дела любви и милосердия в отношение ближних невозможно обрести любовь к ним. Не обретя любовь к ближним невозможно обрести любовь к Богу, ибо сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20)? Не стяжав сей двоякой любви — любви к Богу, происходящей от любви к ближнему, зря думает человек, что исполняет заповеди Господни, ибо «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин.3:24).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Не исполняющий же заповеди как надеется на спасение собственной души?

Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры, поспешим же к ожидающим нас делам любви яко елень на источники водныя (Пс. 41:1). В них наше спасение, ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:9-10) , чтобы в день суда, когда предстанут обвинители — немилостивые и жестокие духи на осуждение душ наших на вечную смерть, мы с дерзновением могли ответить им:

Оставьте нас лукавые, ибо мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин.3:14).

Вопрос: Что такое любовь во всех смыслах этого слова?

Ответ: Любовь, это сущность Бога. «Бог есть любовь». 1 Иоан.4:8;

Любовь, это дар Бога человеку, как отображение Его образа. «Кто не любит, тот не познал Бога». 1 Иоан. 4:8;

Апостол Павел даёт определение любви Божьей: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства . Кол.3:14;

В человеческом языке нет достаточного определения, которым можно было бы выразить всю сущность любви. Апостол Павел пишет письмо в Эфес, и говорит: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову , дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Еф.3:18,19;

Изучая Писание, мы можем понять некоторые элементы любви. При сотворении мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Быт.2:7; Любовь Бога проявилась в том, что Он отдал частицу Себя. Собою, своими качествами наделил человека. В дальнейшем, как бы там не развивалась жизнь человека, Господь открывает сущность любви в словах «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Иер.31:3; Затем апостол Павел в послании к Коринфянам выразит: «Любовь никогда не перестает» 1Кор. 13:8; Перед этими словами апостол Павел даёт развёрнутую характеристику любви. В многочисленных «любовь не» совершенно чётко просматривается сущность любви – отдавать, служить ,

Вот ещё пара текстов о Божьей любви.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан.3:16;

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него». 1Иоан.4:9;

Таким образом, мы можем выразить две грани невыразимой любви.

Первая. Любовь – отдаёт, служит, отдавая себя, своё лучшее. Высшее выражение любви – жертва. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:13;

Вторая грань. Любовь – принимает, служит, принимая другого, принимая дар другого.

В отношение Бог – человек, в наибольшей степени, Бог — любовь дающая, человек — любовь принимающая. Однако, и любовь принимающая, также присуща Богу. Он принимает нас, Он принимает наши молитвы, Он принимает нашу хвалу и поклонение, Он принимает нашу любовь!

Несколько общих положений. Личность, определяется наличием интеллекта, эмоций, и воли.

Любовь, как её определяет Господь, включает все три элемента личности. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим : сия есть первая и наибольшая заповедь»; Матф.22:36-38;

Любовь есть плод разума, эмоций, и воли. Вся троичная сущность личности в гармонии выражает любовь служением даяния, и в равной степени, выражает любовь в служении принятия. Хочу подчеркнуть особо, что любовь есть гармоничное служение всех трёх элементов личности.

Однако чаще всего словом любовь называют яркое, захватывающее чувство, страсть, которая возникает иногда безотчётно как по отношению к людям, так и по отношению к предметам, к положению, к карьере, к славе, к наградам и т.д.

Любовью называют, например, сексуальные отношения. Однако влечение плоти не есть ещё любовь. Вот пример: Амнон полюбил сестру свою Фамарь. Красивая. Увлёкся так, что потерял покой. Все уже видят это. Приходит в нему друг его Ионадав: «отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, — не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я». Ионадав научил его как сделать так, чтобы Фамарь пришла к нему. Он совершил насилие. И вот что в итоге: «Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней». 2Цар.13:14,15; Наибольшее количество человеческих трагедий имеет в корне своём половое влечение. Известное выражение «ищите женщину» точно отражает природу всех бед, трагедий и преступлений. В России четырнадцать тысяч женщин в год убивают мужья. Это финал любви, с обещаниями и клятвами.

В этом же ряду сильнейших увлечений, которые, кстати, также называют любовью, и алкоголизм, и наркомания, и блудодеяния, клептомания. Это не любовь. Это похоть плоти. Сильнейшее возбуждение, страсть, парализует разум и волю . Человек делает то, что в состоянии спокойного размышления не сделал бы никогда.

Вот пример. При взятии Иерихона, Иисус Навин объявил о том, что город под заклятием и ничего нельзя брать из него. Но случилось, и народ стал терпеть поражение. Иисус находит того, кто ослушался. Почему ты сделал это: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это». Иис.Нав.7:20,21;

Любовь это акт воли, основанный на серьёзном размышлении, доставляющий чувство удовлетворения, приносящий удовольствие, наслаждение.

Давайте рассмотрим любовь, как она предписана Богом и как она проявляется в жизни нашей.

Возлюби Господа Бога Твоего . Эта любовь, которая человека делает человеком.

Сюда включается благоговение перед Богом, восхищение Богом, поклонение Богу, прославление Бога, послушание Богу. Мы уже отмечали, что это предписание обязывает человека любить и умом и сердцем и волею. Любовь к Богу выражается в исполнение Его заповедей. Его заповедь возделывать землю. Заботливое отношение к природе, охрана окружающей среды, это не блажь зелёных, это Божье предписание. Ещё в большей мере заботливое отношение ко всему живому, нас окружающему. Ведь всё это творение Бога, во всём Его любовь. И конечно наивысшая фаза любви, отношение к людям. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». 1Иоан.4:20,21»

Любовь к себе.

Любовь к себе естественна. Любовь к себе есть отображение подобия Божьего в человеке. Общепринятая практика и в христианстве в том числе, скрывать любовь к себе, вопреки Писанию. Более того, существует позиция, «особо благочестивых фарисеев», которые категорически возражают против любви к себе. Они говорят, что это нескромно. Некоторые особо одарённые богословы говорят о том, что они страшные грешники, противные, мёртвые по грехам, что в них нет ничего доброго, они просто грязнее грязи и грешнее греха. Но всё это не более чем гордость. Мне нравится Фазиль Искандер, сказавший как-то, отвечая на вопрос: «Что такое скромность?»: — «Очень терпеливая гордость»! Ты сколько угодно можешь рассказывать о себе, какой ты страшный, грязный, грешный, подлый. Но когда тебе об этом скажет твой сосед, ты взорвешься во гневе, и в суд подашь, за оскорбление. При этом, когда мы педалируем свои плотские «достоинства», убеждая себя и ближних своих, в том, что мы нечестивцы, каких свет не видывал, и любить себя есть грех, мы лжём на истину. Господь, любовь, полюбил нас и преобразил нас и дал нам новое всё! Может быть, главное в любви к себе – это принятие себя. Когда-то Адам, услышав шаги Господа в раю, убоялся и скрылся. «Адам! почему ты спрятался»? – спрашивает его Господь. «Я убоялся, потому что я наг и скрылся». Это чувство стыда, ощущение наготы, мы носим в себе, и только любовь Божья одевает нас в Его святость, удаляет страх, возвращает в присутствие Божье.

Любовь к ближнему.

Вот слова Иисуса Христа: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего , как самого себя ; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Матф.22:36-40; В этом же ряду Его слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Лук.6:31;

Возлюбить Бога, всем сердцем, всею душою, всею волей, значит принять все Его дары, все данные Им качества, все Его предписания. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Иоан.14:15; Любить Бога это значит в Его распоряжение отдать своё сердце, свой разум, свою волю. Это одновременно значит, что мои мозги наполнены ведением от Него, мои чувства сформированы Им, и моя воля исчезла в Его воле. В таком состоянии любовь к Богу, есть одновременно и любовь к себе, может быть правильно будет сказать, любовь к Богу в себе. Это стартовое положение, которое вообще позволяет говорить о любви в библейском смысле. Если этого благоговейного слияния с Отцом нет, то тогда самая скромная скромность, есть не что иное, как гордость. Из любви к себе, мы просим у Бога прощение, просим защиты от лукавого, от болезней, падений, просим Его милости на каждый день. Из любви к себе, мы строим себе дома, готовим лучшую пищу, приобретаем лучшую одежду. Из любви к себе мы не допускаем обид, огорчаемся, когда нас обманывают, страдаем, когда нас предают, стыдимся, когда допускаем ляпы, надеваем маски, чтобы окружающие нас не знали наших страданий. Любовь к себе помогает нам понимать боль ближних, нужды ближних, радости и горести ближних. Вот поэтому, Господь предписывает любить ближнего, как самого себя ! Это не гордость самодовольного фарисея, это принятие Божьей любви, Его дара прощения, Его дара жизни и всех благословений.

Любовь к себе не инстинкт, не жажда удовольствий, не страсть. Прежде всего, ясный, Богом просвещённый разум. Мы имеем ум Христов! Чувства, подчинённые разуму, приученные навыком к различению добра и зла. Воля, покорившаяся Божьей воле, воля, которая сдерживает порывы чувств, заставляет разум семь раз отмерить и лишь потом, один раз отрезать. Уже не я живу, но живёт во мне Христос! «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем».

И только так выстроив отношения с Богом, и так в Его любви осознав ценности Его любви, мы можем любить ближнего. Повторю: любовь предполагает гармонию чувств, разума и воли.

Супружеская любовь .

Супружеская любовь — самая возвышенная, самая сложная, и самая плодотворная любовь. Супружеская любовь наиболее ярко характеризует Божью Любовь. В супружеской любви исполнение Божьего повеления «плодитесь и размножайтесь». В супружеской любви совершается отдание друг другу. Не разовое, в порыве чувств, не только тогда, когда богатство и здоровье, но отдание навсегда, в любых обстоятельствах, при любой погоде. «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Песн.2:16;

Апостол Павел пишет: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: «Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Еф.5:28,29; Как видите, Слово Божье совершенно естественно опирается на любовь к себе, дабы показать ценность и важность любви к супруге.

Душевное единство . Супружеская любовь, это любовь мужчины и женщины, которые соединяются в одно для совместной жизни. Супружеская любовь предполагает единство душевное, в котором оба супруга душевные свои качества посвящают служению друг другу. «Что унываешь ты душа моя? Что смущаешься во мне»? – это воздыхание всем знакомо. Любовь в браке предполагает такое взаимное доверие, когда любое переживание одного, любая боль одного, станет переживание и болью обоих, и получит исцеление в любви. Душевные раны, возможные страхи, сомнения, подозрения, привносят напряжения в отношения супругов, разрушая любовь. Одиночество не свойственно человеку, ни мужчине, ни женщине. Человек нуждается в общении, не хорошо быть человеку одному! Супружеская любовь удовлетворяет эти запросы души. Это достигается в выражении всяческого внимания одного к другому, заботе, наслаждению, взаимным восхищением друг другом. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен»! Песн.1:14,15;

Духовное единство . Это сторона любви, в которой супруги соединяются в одном духе, и поклоняются одному Богу, принимают Его слово, исполняют Его волю. Супруги заботятся о духовном состоянии друг друга, чутки к духовным запросам друг друга, созидают духовное единство в общем поклонении, в совместной молитве, и совместном изучении Писания. Идолопоклонство, вот самое большое искушение, разрушающее духовное единство в браке, ибо разрушает отношения с Богом. В создание духовного единства требуется напряжение воли, смирение эмоций, и просвещение разума словом Божьим. Если не проявляется любовь в душевном отдании себя друг другу, духовное единство будет терпеть поражение. В равной мере отсутствие духовного единства, любви отдания, любви служения, будет разрушать и любовь служения душевного.

Интимные отношения . «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». 1Кор.7:3-5; Как видите, даже в интимных отношениях в супружеской любви гармонично участвуют чувства, разум и воля. Удовлетворение плотского желания может стать похотью даже в браке. Общепринятые представления о любви как о сексе, выхолостили все сущностные, характерные именно для любви, обязанности одного по отношению к другому. Сам по себе половой акт есть механический процесс, сопряжённый с получением удовольствия, даже с возможным зачатием ребёнка. Половой акт совершают все живые существа. И способность к продолжению жизни Богом дана всем живым существам на земле. Но любовь, это гораздо больше, чем секс, и потому, говоря о любви в браке, об интимных отношениях в браке, я должен сказать, что настоящее наслаждение супруги могут получать лишь в том случае, если их душевные отношения святы. Если их духовное единство гармонично, чисто, без идолов. Тогда их единение, душевное и духовное, естественно, чисто, свято, будет и в интимном единении. Тогда близость, будет не использование супруга для получения удовольствия, но будет служением супругу, дарованием супругу себя.

В любви супружеской чрезвычайно важно сохранять гармонию. За это ответственны оба супруга, но мужчина в большей степени, ибо он по Писанию есть глава жены. Мужчине предписано любить жену, как Христос возлюбил церковь. Это значит, мужчина с холодной головой, обеспечивает жене, и значит и себе, духовный мир и порядок. Это значит что муж, свои чувства, свою страсть, жаждущие получать удовольствие, подчиняет, своей волей, ради того, чтобы удовольствие получала жена. Это значит, что муж любит свою жену, отдаёт ей себя, служит ей.

Любовь к детям.

Родительская любовь представляется естественной, как бы ни требующей напряжения. Но это обманчивое представление. Чаще всего такая любовь выражается в кормлении, в покупке игрушек, одёжек, обеспечении жизненных потребностей. Но Божьи стандарты любви требуют от родителей самого серьёзного внимания, посвящения, служения, детям, в созидании их духа, души и тела. Любовь формирует характер детей, обязывает родителей вкладывать в них дух семьи, как Господь вложил в человека, дух истины. Формируя их разум. Формируя их волю. Любовь родительская понимает воспитание, как сознательное, целеустремлённое, возрастающее питание духовной пищей. Любовь к детям включает в себя передачу знаний о Боге. Научение их Божьему Закону, Божьей любви. Любви к церкви. Любви к родителям. Средства воспитания разнообразные. Это и уроки, и пример родительской жизни, и чтение Библии, и игры, развлечения, поощрения и даже наказание. Но, повторюсь, любовь родителей, это напряженное, жертвенное отдание себя детям. Воля, разум, чувства создают гармоничную, цельную личность. Такая гармоничная цельная личность, с самых ранних пор приучается не только получать любовь родительскую, но и приучается отдавать. Родители обязаны научить детей любить родителей. Любить братишек и сестрёнок. Научить детей отдавать, лучшее отдавать. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Прит.22:6;

Любовь к братьям. Братство любите .

В первую очередь любовь к братству выражается в любви к церкви поместной. В добровольном приношение десятины. В участие в жизни общины, в содержании дома молитвы, в молитвенном общении, в помощи нуждающимся, в посещении больных, в ремонте здания. Любовь к братству выражается в поддержке молодых, в заботе о престарелых, в заботе о вдовах, о сиротах.

Любовь к врагам.

Заповедь, превосходящая привычное отношение к людям. Человек, не исполненный любви Божьей, не может ни понять эту заповедь, ни тем более исполнить её. Это способны понять и исполнить только рождённые свыше дети Божьи. Это любовь жертвенная.

« И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших , и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Лук.6:32-36;

Любить! Кто ж постиг это слово святое?
Кто ж вник в его смысл и значенье?
Любить- это значит на счастье чужое
Смотреть со слезой умиленья.

Любить — это с ближним, как с другом и братом,
Делить его горе, мученье;
Быть недругам другом, прощать виноватым,
Уняв в себе злобу презренья.

Любить — это значит смотреть с сожаленьем
На зло и пороки людские;
Заблудшим людям указать путь к спасенью,
Давая советы благие.

Любить — это значит для счастья другого
Отречься от личных стремлений;
Любить — это Бога великое слово,
Но кто ж его понял значенье?

Поделиться