ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Философская антропология как наука о человеке 2. Природа и сущность человека 3. Содержание понятия «личность» 4. Роль воспитания и образования в формировании личности.
Слайд 3
Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах.
Слайд 4: Кто такой человек?
Слайд 5
Религиозная Философская Социальная Культурная Антро пология
Слайд 6: Филосо́фская антрополо́гия
в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление в западноевропейской философии нач.XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке при помощи психологии, биологии, этологии, социологии.
Слайд 7: Философская антропология
Начало ФА связано с появлением сл. работ: 1.Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928), 2.Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), 3.Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), 4.А. Гелена «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).
Слайд 8
Слайд 9: МАКС ШЕЛЕР (1874-1928)
«Положение человека в Космосе» (1928): «предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира».
10
Слайд 10: Философская антропология
Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества - это кризис человека, кризис личности.
11
Слайд 11: Философская антропология
Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека - это главная проблема философии.
12
Слайд 12: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
13
Слайд 13: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Сущность человека, по Аристотелю, - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
14
Слайд 14: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
15
Слайд 15: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
В философии Древнего Востока и античности человек – фрагмент природы, жизненный путь которого предопределен судьбой, а сущность – неким божеством. В Новое время тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение.
16
Слайд 16: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей. Структурализм рассматривает человека как элемент или функцию социальных структур (политических, идеологических и др.)
17
Слайд 17: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам бытия, или его естественные свойства, присущие всем людям.
18
Слайд 18: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ, а род человеческий – от сообществ других обитателей земли.
19
Слайд 19: ЧЕЛОВЕК
Большинство философских школ рассматривает человека в качестве уникальной, разумной единицы – частицы целостно-системного материального мира. Это особая социобиологическая сущность, фундаментальная социоприродная целостность.
20
Слайд 20: ЧЕЛОВЕК
Человек есть микрокосм, существо универсальное (универсально-природное, универсально-космическое). Человек – не просто еще одно существо среди множества других земных созданий, не просто частный фрагмент Вселенной. Он – воплощение всего Мироздания как целого.
21
Слайд 21: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
1) человек – существо духовное; 2) человек – существо разумное; 3) человек – существо культурное, деятельное. В первой позиции человек выступает как духовное существо, лишь временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии).
22
Слайд 22: ЧЕЛОВЕК
2. Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других. Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности.
23
Слайд 23: ЧЕЛОВЕК
3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» – культуру. К предметно-деятельной сущности человека относится также социальность.
24
Слайд 24
25
Слайд 25: ЧЕЛОВЕК
Под свободой понимается специфический способ бытия человека в мире, который состоит в возможности выбора, когда человек может выбирать, а может и отказаться от выбора. Отказ от свободы равноценен отказу от своего естественного права и назначения быть человеком.
26
Слайд 26: ЧЕЛОВЕК
Важнейшей характеристикой человека является его универсальность. Универсальность человека – это его способность к любым способностям, это возможность быть кем угодно и каким угодно. В отличие от животного, которое всегда ограничено тем или иным набором унаследованных функций, человек способен преодолевать всякие ограничения, всякие наличные рамки.
27
Слайд 27: ЧЕЛОВЕК
Креативность – способность к изменению и преобразованию. Человек всегда стремится переделывать все окружающее его «по себе», ассимилировать среду; а это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Креативность обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в непредсказуемости поведения отдельных людей.
28
Слайд 28: ЧЕЛОВЕК
Одной из основных характеристик человека является его целостность. Человек есть живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Феномен человека следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность.
29
Слайд 29: ЧЕЛОВЕК
Целостность человека раскрывается через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек - двойственное и противоречивое существо, «существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».
30
Слайд 30: ЧЕЛОВЕК
Духовность это действительность нравственного закона внутри нас, абсолютная невредоносность в отношении всего окружающего, это способность и стремление человека жить во благо развития всего окружающего. Духовность проявляет себя в нравственности, сердечности, этическом начале и действии, растущем изнутри человеческой личности.
31
Слайд 31: ЛИЧНОСТЬ
Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – есть порождение социокультурного контекста. Это совокупность качеств человека, приобретенных и развитых в социальной среде, совокупность знаний, навыков, духовно-нравственных ценностей, идеалов и целей.
32
Слайд 32: ЛИЧНОСТЬ
Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
33
Слайд 33: ЛИЧНОСТЬ
Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.
34
Слайд 34: ИНДИВИД
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания отдельного человека как социального существа. Оба термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.
Подобные документы
Современная философская антропология. Социалдарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциональная концепция. Восходящие к "философии жизни" традиции. Разнообразие и взаимодополнительность различных течений. Теоретический расизм и элитаризм.
реферат, добавлен 25.10.2014
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении. Место личности в мире как основная проблема в истории философской мысли. Рассмотрение особенностей философской антропологии разных эпох. Человек как индивидуальный феномен философии.
реферат, добавлен 27.05.2014
Взаимосвязь мировоззрения и философии. Роль философии в обществе и основные этапы ее развития: античность, средневековье, эпоха Возрождения, Нового времени. Возникновение и развитие марксизма, позитивизма, прагматизма, экзистенциализма, персонализма.
курс лекций, добавлен 15.02.2011
Трудовая деятельность - надбиологический, социокультурный фактор в эволюции человека. Основные проблемы антропосоциогенеза. Биологическая эволюция человека. Осмысление происхождения и сущности человека философами разных времен, философская антропология.
реферат, добавлен 01.06.2014
Проблема человека в истории философии: основные подходы и этапы рассмотрения. Природное, социальное, духовное в человеке. Деятельность как способ существования человека, ее основания, структура и основные виды. Структура, формы и уровни деятельности.
контрольная работа, добавлен 22.12.2015
Проблема сущности человека в историко-философском ракурсе. Роль природных и социальных факторов в его формировании. Понятие индивид, личность, индивидуальность и их роль в целостном понимании человека. Философия о смысле жизни и о свободе человека.
учебное пособие, добавлен 25.04.2012
Основные идеи возрожденческой философии. Рене Декарт как основатель философии Нового времени. Философская концепция Джона Локка. Галилей и Ньютон - гении механики. Особенности философской системы Гегеля, Канта и Ницше. Центр философии К. Маркса.
реферат, добавлен 24.08.2010
Человек в философском измерении И. Канта. Концепция воспитания "истинного человека" в новаторском учении Н. Пирогова. Сущность человека в "философии образования" С. Гессена. Пути совершенствования личности в педагогической антропологии К. Ушинского.
диссертация, добавлен 28.12.2013
Природа человека, смысл его бытия и перспективы развития. Диалектика сущности и существования. Проблема свободы в философии. Сущность и смысл жизни. Традиционные идеалистические и религиозные представления о человеке. Этапы становления человека.
реферат, добавлен 16.02.2010
Возникновение философии экзистенциализма. Проблема личности в философии А. Камю. Трагизм существования человека в мире. Свобода человека в бытии с другими. Бунт как форма коллективного "страдания" человечества. Понятие абсурда, его философское осмысление.
1 из 18
Презентация на тему: Философская антропология
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
План лекцииФилософская антропология: проблема человекаПроблема сущности человека в истории философииПреемственность взглядов на сущность человекаОбраз человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях.Философия о происхождении человека и его природеАнтропосоциогенезТеория символизацииСоциобиологияГендерСоциализация личности
№ слайда 3
Описание слайда:
Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияПроблемы антропосоциогенезаПроблемы различения социального и биологического в человекеТемы образа человека в истории философииТемы ценности человеческого существованияУмения и навыкиРазличение типов философских позиций в понимании отношений личности и обществаПонимание причин изменений представлений о человекеОриентация во множестве соврем енных теорий личности
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Учебный материалПроблема сущности человека в истории философииФилософская антропология – направление,занимающееся изучением человека, его природы и сущности.В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека.В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе.Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в БогаОбраз человека Нового времени антропоцентричен.
№ слайда 8
Описание слайда:
Учебный материалПонимание человека в Новейшей философииВ XIX веке:Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше).Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека.Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.В ХХ веке:Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).
№ слайда 9
Описание слайда:
Учебный материалФилософия о происхождении человека и его природеАнтропогенез и антропосоциогенезТеории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенезаАнтропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Трудовая теория происхождения человекаВ XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение.Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.
№ слайда 10
Описание слайда:
Учебный материалТеория символизацииАмериканский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории.Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов.Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.
№ слайда 11
Описание слайда:
Учебный материалСоциобиология и гендерСоциобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки.Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.
№ слайда 12
Описание слайда:
Учебный материалСвобода и ответственностьСвобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости.Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.
№ слайда 13
Описание слайда:
Учебный материалПонятия философской антропологииЧеловек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому родуИндивид – термин,Обозначающий отдельного человекаЛичность – понятие,обозначающее человека какпредставителя обществаИндивидуальностьпонятие, выражающеенеповторимоесвоеобразие человекаЦенность –отношение индивида к явлению какзначимомуСоциализацияличности – процесс формированиясоциальных
Описание слайда:
Вопросы для самопроверки Как менялись представления о сущности человека в истории философии?В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?Что такое социобиология? Ваше отношение к ней.Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?
№ слайда 16
Описание слайда:
Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаСвобода – это:Возможность человека делать то, что он хочетУмение действовать на основе познанной необходимостиУмение подчинять все своей волеПравильное понимание сущности человекаСущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рожденииСущность человека это «ансамбль» всех общественных отношенийСущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельностиСущность человека зависит от божественной благодати.
№ слайда 17
Описание слайда:
Рекомендуемая литература1.Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002.2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999.3.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 20014. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991.6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.
№ слайда 18
Описание слайда:
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком". В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
Слайд 15
Описание слайда:
Слайд 16
Описание слайда:
По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.". По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".
Слайд 17
Описание слайда:
И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.
Слайд 18
Описание слайда:
Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру". Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру".
Слайд 19
Описание слайда:
Слайд 20
Описание слайда:
Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд создал человека". В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека.
Слайд 21
Описание слайда:
Слайд 22
Описание слайда:
Слайд 23
Описание слайда:
Слайд 24
Описание слайда:
Слайд 25
Описание слайда:
4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем отмечается, что человечества как такового не существует- живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксисткой философии, на ряду с понятием "индивид" используется понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Слайд 26
Описание слайда:
Слайд 27
Описание слайда:
Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия. Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.
Слайд 28
Описание слайда:
Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".
Слайд 29
Описание слайда:
Философская антропология Выполнила: студентка группы 2201 Чеченова С. Х.
План 1. 1. Философская антропология. Представления о человеке в философской мысли. 2. 2. Проблема сущности человека. 3. 3. Происхождение человека.
Философская антропология — это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувиански й человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в 1490 -92 гг.
Специфика философской антропологии Философская антропология исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение
Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики
Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентриз м м Человек растворяется в природе, является её частью Средневеков ье ье Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него Возрождени е е Антропоцентриз м м Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом
Философская антропология XX XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность » и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричност ь и неопределённос ть Арнольд Гелен – недостаточност ь и деятельность
Макс Шелер (1874 -1928) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» . М. Шелер. Положение человека в Космосе.
Гельмут Плеснер (1892 -1985) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т. е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний
Арнольд Гелен (1904 -1976) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо» . Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя
Основные теории антропогенеза Три основные теории антропогенеза Теологическая концепция (креационизм) Концепция биологической эволюции Концепция космической эволюции
Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер (1471 -1528) Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного» , Бог вдохнул душу.
Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин (1809 -1882) — основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора
Концепция космической эволюции человека Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы
Эволюционная теория Эволюционной теории придерживается большинство учёных Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и биологических данных
Факторы антропогенеза Биологические факторы прямохождение развитие руки большой мозг способность к членораздельной речи Формы деятельности труд коллективная деятельность мышление язык и общение нравственность