Поездка в псково-печерский свято-успенский монастырь. Статистика ВК сообщества "© Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь"

Дорогие, давайте помолимся об упокоении души иеродиакона Никона (Муртазова). Он почил сегодня утром после сердечного приступа. Отец Никон был братом архимандрита Гермогена (в схиме Тихона), некоторое время жил в Печорах Псковских, служил диаконом в эстонском храме святой великомученицы Варвары. Он оставил замечательные рассказы о чудесах Божиих, некоторые из них мы уже публиковали.

Приими Господи душу новопреставленного раба Твоего иеродиакона Никона и упокой в Своих Обителях.

Https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodiakon-nikon-murtazov/


321 52 40 ER 1.0213

♾⚜♾ Православие.Ru

Сегодня день празднования святителя Спиридона Тримифунтского. Милостивого епископа и соратника нашего любимого святого Николая Чудотворца. Нетленные мощи святого Спиридона, которые покоятся на греческом острове Керкира, – явление удивительное!

Во-первых, они имеют вес и температуру живого человеческого тела. Во-вторых, у святителя растут волосы и ногти, как у нас с вами! В-третьих, башмачки, в которые обут святой, ежегодно стаптываются, а облачение снашивается. Поэтому тело святителя переодевают каждый год, а старые одеяния раздают паломникам.

А еще от этих мощей до сих пор происходят чудеса. Точнее, творят чудеса не мощи, а сам святитель Спиридон, который ходит по земле и стаптывает свои башмачки, помогая бедным людям.

Одну такую чудесную историю поведала мне знакомая матушка. У них с мужем не было детей. После лечения, вымоленный и выстраданный, родился сын. Надежды на второго ребенка было очень мало, а матушке так хотелось дочку! Опять были молитвы и лечение, но ничего не случалось.

А потом в храм Христа Спасителя привезли мощи святителя Спиридона. И матушка решилась поехать и попросить. «Мне сказали, что очередь очень длинная, с детьми не пускают, но я все равно понадеялась. И мы с сыном приложились к мощам, а он даже причастился. Помню, как волонтер, которая нам помогла, спросила, с чем я пришла, а я ответила: нам бы сестренку надо…

Это было 24 сентября, а 29 октября я оказалась непраздной». Сейчас девочке, которая родилась в день апостолов Петра и Павла уже пять месяцев. И матушка, для которой рождение дочери стало настоящим чудом, теперь особенно почитает святителя Спиридона.


304 23 4 ER 0.8218

Разъяснение ирмосов канона Рождеству Христову

1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Перевод: Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим вознесый рог наш, свят еси, Господи.

Перевод: Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!

4. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи пришел еси, воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи.

Перевод: Христе - отрасль от корня и цвет от него, - родился Ты от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, всехвальный, воплотившись от безмужной, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи!

От горы, осененной чащею - от Девы.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Перевод: Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам Ангела (вестника) великого совета Твоего, дарующего мир. Посему мы, быв приведены к свету богопознания, в ночи начиная утренние молитвы, славословим Тебя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Перевод: Иону, как младенца, из чрева морской зверь изрыгнул, каким принял; и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, родилось, сохранив Ее неврежденною; ибо Оно сохранило Родившую Его непричастною тому тлению, которому не подверглось Само.

7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси.

Перевод: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презрев нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: благословен Ты, Бог отцев.

8. Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Перевод: Образ чуда сверхъестественного представила росоносная пещь; ибо не опалила юношей, которых приняла, равно как огонь Божества - утробы Девы, в которую нисшел. Посему, торжествуя, воспоем: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.

Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

9. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.

Перевод: Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера - небо; Дева - престол херувимский; ясли - вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание: любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть. Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Перевод: Нам удобнее бы хранить молчание, как не подвергающее страху; при любви же к Тебе, Дева, составлять песни, стройно сложенные, не легко. Однако, Матерь, даруй нам столько силы, сколько имеем усердия.

Https://pravoslavie.ru/1564.html


149 18 3 ER 0.4204

♾⚜♾ Православие.Ru

«ВДРУГ Я ПОЧУВСТВОВАЛ БОГА ТАК БЛИЗКО…»

Рассказ десантника-«афганца»

Они мне: «Шурави?» – «Да, шурави». Начали со мной разговаривать, но я же по-афгански ничего не понимаю! Говорят, говорят, мне непонятно. И в какой-то момент я осознал, что мне конец, мне отсюда точно не вырваться… Придется взорвать гранату вместе с собой. Мысль эти привела меня в такой дикий ужас! Мне же всего девятнадцать лет! И неужто мне конец?! И сразу обратил внимание, что тут мысли как-то по-другому пути пошли.

Время остановилось. Мыслил я очень ясно и четко. Перед смертью я оказался в каком-то другом пространстве и времени. Думаю: лучше умереть в девятнадцать лет. Рано или поздно я ведь всё равно умру. Буду стариком каким-нибудь больным, да и вообще в жизни сложности наверняка будут. Лучше умереть сейчас.

И тут я вспомнил про крестик православный под петлицей! Я туда его зашил еще в Союзе. Меня эта мысль стала очень сильно греть. Появилась какая-то надежда не на спасение физическое, а что я могу обратиться к Богу. И обратился к Богу мысленно: «Господи, мне страшно! Отними у меня страх, помоги мне гранату взорвать!» Подрываться было очень страшно…

После этого пришли мысли о покаянии. Я стал думать: «Господи, мне всего девятнадцать лет. Лучше сейчас меня забери. У меня сейчас грехов мало, я не женат, с девушками не дружил. Ничего особенно плохого в своей жизни не сделал. А за то, что сделал, прости меня!» И вдруг я почувствовал Бога так близко, как никогда в жизни больше не чувствовал. Он был буквально над пещерой. И в этот момент время остановилось. Ощущение было такое: как будто я одной ногой еще на этом свете нахожусь, а другой ногой – уже на том.

И тут открылись какие-то вещи, над которыми никогда в жизни не задумывался. Я с ходу понял, в чем состоит смысл жизни. Думаю: "Что самое главное в жизни? Дом построить? Нет. Родителей похоронить? Тоже нет. Дерево посадить? Тоже неважно. Жениться, детей родить? Нет. Работа? Тоже нет. Деньги? Даже странно об этом думать – конечно, нет». Нет-нет-нет… И тут я почувствовал, что самое главное, самое дорогое в жизни – это сама жизнь. И подумал: «Господи, мне ничего в жизни не надо! Ни денег, ни власти, ни наград, ни званий армейских, ничего материального. Как хорошо просто жить!"

Источник: http://www.pravoslavie.ru/110720.html


136 21 1 ER 0.3923

26 декабря - день памяти священномученика Александра Поспелова, родного дяди архимандрита Нафанаила (Поспелова). Икона священномученика Александра находится в правом приделе Успенского храма.

Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился во второй раз. В первом браке у него было трое детей - Александр, Николай (отец архимандрита Нафанаила (Поспелова) и Мария, а во втором - пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытать и голод, и в этом случае семье помогали сердобольные соседи.

После смерти в 1898 году Василия Владимировича попечение о сиротах взяли на себя родственники, сестры покойной матери и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке братья Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая была учительницей в школе. Они поженились, и впоследствии у них родилось шесть детей - пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве.

В 1904 году Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии во священника и служил некоторое время в селе Ваганово Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерино Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровы, что ради прокормления семьи отец Александр стал подрабатывать счетоводом в потребкооперации.

21 мая 1929 года в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять и уничтожить церковные колокола. Во время их работы вокруг колокольни собралась толпа крестьян, для которых снятие колоколов было событием немало скорбным, рождавшим самые горькие переживания. Когда рабочие стали снимать с колокольни колокола, крестьяне сначала стояли молча, а затем все больше смелели и в конце концов со все большим раздражением и гневом стали выкрикивать: «Какая же это власть! Это котье, подлецы, кровопийцы». Они были настолько оскорблены и раздражены, что едва не избили уполномоченных, которых они сами посылали к властям ходатайствовать об оставлении колоколов, обвинили их в предательстве, что они за деньги от властей прекратили хлопоты.

В воскресенье 9 июня отец Александр, по обыкновению, произнес за богослужением проповедь, в которой упомянул, что в настоящее время падает благочестие, а против духовенства и верующих развернулось гонение. Проповедь была настолько сильной, настолько ярко рисовала настоящее тяжелое положение Церкви, нравственное падение народа, отсутствие православных устоев в современном мире, что многие из слушателей горько заплакали.

В этот день после богослужения состоялось собрание прихожан, на котором был поставлен вопрос о смене церковного старосты, который во многом, с точки зрения прихожан, поддерживал власти в их действиях против храма, в частности - дав письменное согласие на снятие колоколов. Впрочем, староста и сам попросил уволить его с этой должности, сообщив, что власти прислали уведомление о том, что храму нужно выплачивать значительно увеличенную сумму налогов. Все верующие в тот момент хорошо понимали, что если не собрать налоги, то они храм сразу закроют, а этого никто из прихожан не хотел. На собрании стали обсуждать вопрос о том, чтобы снова просить власти выделить священнику землю для постройки дома.

После церковного собрания все прихожане разошлись, но в тот же день собрался сельский сход, на который пришли крестьяне не только из Кибергина, но и из соседних деревень, входивших в ту же волость и в тот же приход, так что сход оказался весьма многочисленным и присутствующим тут местным коммунистам не удалось на этот раз взять инициативу в свои руки, возглавить собрание и простым решением президиума провести свое решение. Собравшиеся крестьяне, а это в основном были женщины, были настроены крайне враждебно к местным коммунистам.

В тот же день местные коммунисты отправили заявление районному уполномоченному ОГПУ, которое заключили такими словами: «Просим уполномоченного ОГПУ принять самые решительные меры и искоренить эту черную свору, во главе которой стоят поп Поспелов... и другие здесь переименованные».

25 июня 1929 года отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На следующий день старший уполномоченный секретного отделения Шуйского окружного отдела ОГПУ Маховер выписал постановление о начале следствия по делу священника и арестованных вместе с ним крестьян.

4 июля следователь допросил священника, который рассказал, каким образом он стал служить в храме в селе Кибергино, что крестьянами ему действительно была обещана квартира, но когда он приехал и квартиры не оказалось, крестьяне стали хлопотать о выделении участка земли, чтобы поставить на нем дом, который они купили и перевезли из деревни Шумилово. Ходатайство крестьян перед властями о выделении земли под постройку дома не увенчалось успехом, староста переговоров с властями о выделении земли не вел, и он попросил верующих, чтобы они сами похлопотали. На вопрос следователя, произносит ли священник проповеди, отец Александр ответил, что произносит на тему праздника.

25 июля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что отец Александр «с целью идеологической обработки населения и направления его против советской власти и ее местных органов, для более легкого в дальнейшем извлечения пользы для себя и церкви, неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села».

3 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения в концлагерь, и отец Александр был отправлен на Соловки.

Ко времени ареста отца Александра его старшие сыновья жили отдельно, дочь училась в школе в Суздале. После ареста его супруга с младшим сыном уехала в Иваново, где устроилась работать, но зарабатывала столь мало, что, отчаявшись прокормить детей, велела дочери зарабатывать самой и вскоре прислала к ней и ее младшего брата. Детей приняла семья сторожа Суздальского собора, в котором тогда еще совершались богослужения. Однако им пришлось разделиться, собор был закрыт, и мальчика взял к себе уже другой человек, живший в колокольне. Жить ему пришлось в суровых условиях, в почти неотапливавшейся комнате, отчего мальчик вскоре заболел ревматизмом, который дал осложнение, и он скончался в Ивановской больнице. Ему было в это время четырнадцать лет, а сестре пятнадцать.

После возвращения из заключения отец Александр был возведен в сан протоиерея и 3 сентября 1932 года назначен священником в храм в село Большое Песочное Выксунского района Нижегородской области. Все это время мать писала дочери, что ее отец скончался, - таким образом она хотела избавить ее от неприятностей и препятствий в получении образования, если бы стало известно, что она дочь священника, находящегося в тюрьме. Сердце дочери подсказывало, однако, что это не так и ее отец жив. И наконец осенью 1935 года она получила от матери письмо, что отец желает видеть ее. Она тут же собралась и приехала в село, где он жил.

Они проговорили всю ночь. Отец Александр расспрашивал, как ей удалось получить образование, находясь в столь суровых условиях, и горько сокрушался, что ей не удалось сберечь младшего брата. Они расстались до наступления дня, так попросил отец Александр, опасаясь, что власти могут арестовать дочь. На прощание отец-священник благословил дочь, поцеловал ее, и они расстались - навсегда. Отец Александр вернулся к служению Богу и людям. 14 апреля 1937 года за безупречное и ревностное служение он был награжден палицей.
Летом 1937 года власти открыли новые и самые беспощадные гонения из бывших за эти двадцать лет правления безбожников. 21 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Выксунском отделении милиции. В тот же день следователь допросил его.

23 ноября было составлено обвинительное заключение и отдано распоряжение при первом же конвое отправить арестованного в областную тюрьму, где производились расстрелы.

14 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Поспелов был расстрелян 26 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

Псково-Печерский монастырь

Фото: Владимир Поморцев

Казалось бы, Псково-Печерскому монастырю не очень повезло с расположением. Самые западные рубежи государства российского в XV–XVII веках меньше всего подходили для уединенной монашеской жизни. Первый удар неприятеля всегда приходился по монастырю, до соседних Изборска и Пскова дело доходило только во вторую очередь, если вообще доходило. Монастырской братии приходилось регулярно своими телами защищать пределы отечества, а в перерывах между осадами строить все более надежные крепостные стены. Однако именно пограничное расположение в конечном итоге спасло обитель. По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь с прилегающими землями отошел к Эстонии. Это обстоятельство позволило монастырю избежать неминуемого разорения большевиками. После Второй мировой войны, когда Печорский район был включен в состав Псковской области, советская власть уже не так зверствовала. Ограничились обвинением настоятеля монастыря игумена Павла Горшкова в пособничестве фашистам и назначением на его место проверенного человека - будущего патриарха Пимена. Таким образом, Псково-Печерский монастырь оказался единственным российским монастырем, который за свою более чем пятисотлетнюю историю ни на один день не переставал действовать.

1 . Вид на Псково-Печерский монастырь со Святой горы. Голубые с золотыми звездами купола Успенской пещерной церкви в традициях украинского барокко призваны напоминать о Киево-Печерской лавре, откуда на псковскую землю пришли первые монахи. Справа видна Никольская надвратная церковь, от которой начинается крутой спуск на территорию монастыря, так называемый Кровавый путь. Над Большой монастырской звонницей по центру возвышается золотой купол Михайловского собора.


2. Паломники в пещерах под Псково-Печерским монастырем. В этих пещерах, чудесным образом открывшихся почти за сто лет до основания обители, жили первые монахи. В 1392 году, когда местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору валить лес, несколько деревьев неожиданно повалились, обнажив вход под землю, на которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Позднее пещеры стали монастырским кладбищем. Здесь погребены несколько тысяч человек, начиная с первого обитателя монастыря святого Марка и основателя монастыря святого Ионы.


3 . Монахи Варух и Виталий достают свежий хлеб из печи в монастырской пекарне. Инок Варух живет в Псково-Печерском монастыре уже 14 лет, причем последние 10 лет он непрерывно находится на послушании в пекарне и просфорной. За один заход пекарня выпекает 46 огромных буханок по 6–7 килограммов каждая. Зимой этого количества хлеба монастырю хватает на несколько дней. Летом, когда приезжает много паломников, приходится печь хлеб круглые сутки.


4. Иконостас Успенской пещерной церкви с чудотворной иконой Богоматери «Умиление». Главный храм Псково-Печерского монастыря был выкопан в земле стараниями преподобного Ионы рядом со входом в «Богом зданные пещеры». Освящение пещерного храма состоялось 28 августа 1473 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этот день теперь считается официальной датой основания монастыря.


5 . Монахи звонят к вечерне на монастырской звоннице. На Большой звоннице Псково-Печерского монастыря используется так называемый очепный звон, когда колокола раскачиваются с земли при помощи длинных канатов, или очеп. В старину такой тип звона был распространен на Руси повсеместно, до наших дней очепы сохранились только в одном единственном монастыре. В настоящее время на Большой монастырской звоннице установлено 17 колоколов. Сначала звонарь с земли раскачивает один из трех больших колоколов. После первых его ударов подключаются группы колоколов поменьше.


6. Монахи Дионисий и Кирилл несут послушание на монастырской кухне. Работа на кухне начинается еще до рассвета. Нужно успеть приготовить еду всей монастырской братии и всем паломникам. Несмотря на то, что в наши дни в монастыре есть и электричество, и газ, все блюда на монастырской кухне по старинке готовятся только на дровах. Считается, что дрова придают кушаньям особый, ни с чем не сравнимый вкус.


7 . Монастырский коровник. В коровнике внутри монастырских стен живут два быка, пара лошадей и два десятка коров, которые почти полностью покрывают потребности обители в молочных продуктах.


8. Братский молебен перед чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы в житии в Успенской пещерной церкви. Братским молебном перед главной святыней Псково-Печерского монастыря в шесть часов утра начинается каждый новый день монастырской жизни.


9. Инок Варух готовит служебные просфоры в монастырской просфорной. В производстве обычных просфор ему помогает братия и послушники, служебные просфоры инок Варух готовит только сам. За один день в просфорной выпекается 26 противней, или примерно 2,5 тысячи просфор. Зимой этого количества хватает на три дня, летом все просфоры уходят за один день.


10 . Совместная молитва воспитанниц детской воскресной школы при монастыре.


11 . Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря. Монастырь расположен на крутых склонах оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Форма крепостных стен повторяет рельеф местности. На первом плане возвышается Тайловская, или Белая башня, за ней видна башня Верхних решеток, защищавшая уязвимое место, где ручей Каменец затекал на территорию монастыря.


12. Инок Александр звонит к вечерне в самый большой Вседневный колокол.


13 . Монастырская братия на утренней литургии в Успенской пещерной церкви.


14. Никольские ворота и спуск в монастырь по Кровавому пути. Согласно легенде, именно в этом месте царь Иван Грозный собственноручно зарубил настоятеля Псково-Печерского монастыря преподобного Корнилия, заподозрив того в государственной измене. Совершив злодеяние, царь тотчас раскаялся, на руках отнес тело убиенного им старца в Успенский пещерный храм и долго его там оплакивал. Крутой спуск, по которому Иван Грозный нес окровавленное тело игумена Корнилия, с тех пор именуется Кровавым путем.


15 . Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон служит утреннюю литургию.


16. Монастырская звонница.


17. Керамиды в пещерах под Псково-Печерским монастырем. Керамидами называют изразцовые плиты, закрывающие погребальные ниши. Всего здесь насчитывается около 350 керамид, самая древняя из которых датируется 1530 годом.


18. Производство просфор.


19. Инок Варух и послушники монастыря готовят просфоры.


20 . Инок Варух загружает противни с просфорами в печь.


21 . Монах-иконописец Авель за работой в монастырской иконописной мастерской. Иеродьякон Авель, в миру Андрей Толкунов, живет в Псково-Печерском монастыре уже почти 10 лет. Первые уроки живописи он получил еще в детстве от своего отца - известного херсонского художника Егора Толкунова.


22. Воспитанницы детского церковного хора «Благодать» на занятиях сольфеджио. Детский церковный хор существует при Псково-Печерском монастыре монастыре уже более двадцати лет и участвует во всех больших богослужениях. При этом монастырь, например, оплачивает детям еще и дополнительные занятия в городской музыкальной школе.


23 . Монах Евстихий готовит творог на молочной кухне. Евстихий уже третий год находится на послушании при молочной кухне и одновременно проводит экскурсии для паломников по пещерам.


24. Монахи Дионисий и Кирилл разделывают судака на монастырской кухне. Строгий монастырский устав запрещает употреблять в пищу мясо. Разрешены только рыба и растительные продукты. Несмотря на это, монастырское меню довольно разнообразно, в нем есть винегрет, оливье, кабачковая икра, маслины, плов, творог, конфеты, печенье и баранки. За одно только утро монахи и послушники переработали около 150 килограммов судака, которые пойдут на приготовление рыбного супа, рыбных котлет или жарку.


25 . Послушник Михаил завтракает гречневой кашей на монастырской кухне.


26. Трудник Кирилл собирает яйца в курятнике на хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. Всего в курятнике живут полсотни кур, которые несут около 100 яиц в день.


27 . Красный угол в монстырском коровнике. В центре висит портрет старца Иоанна Крестьянкина, скончавшегося пять лет назад. Насельник Псково-Печерского монастыря Иоанн Крестянкин был одним из наиболее почитаемых российских старцев последних десятилетий.


28 . Монастырский коровник.


29 . Инок Александр на хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. Александр живет в монастыре всего два года. Малороссийский говор выдает в нем выходца с Восточной Украины, откуда он перебрался в Москву и вел вполне обычную столичную жизнь. В 2006 году Александр крестился, а еще через три года ушел в монастырь. Сейчас он находится на послушании гостинного - размещает на ночлег паломников.


30 . Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря.

Фотографии этого очерка сняты в январе 2011 года в городе Печеры Псковской области.

Copyright © 2011 Владимир Поморцев

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней . В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка , откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток , под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских , построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни . Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Впереди за деревьями скрывается величественный первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Поблизости от него расположена , которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата .

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь» . По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны , 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму , где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

С другой стороны виднеется с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная) . Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Следующее строение — 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы .

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки , XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

За ними — XVII века и с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры . Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

На территории монастыря расположен . Около него много людей, которые набирают воду.

Ну а мы повернули назад.

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Соборная площадь и торговля сувенирами

Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.

Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.

Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Псково-Печерский монастырь у каждого православного верующего на слуху, многие события связаны с данной обителью, множество известных священнослужителей жили в ней и живут по сей день. Данный монастырь, является одним из крупнейших действующих монастырей на территории России.

Обитель обладает более чем пятивековой историей и находится на самом краю страны, на границе с Эстонией.

История обители

История не имеет достоверных записей о времени зарождения в этом месте монашеской жизни. Знаменитые пещеры монастыря, расположенные вдоль берега ручья Каменец, не изучались научно, поэтому данных об их появлении тоже нет.

Псково-Печерский монастырь

В монастырской летописи можно найти предания о зарождении обители на данном месте. В 1392 году жители округи нашли пещеры, считается, что эта дата была выбрана условно, для обозначения исторических начал. Монахи, бежавшие в то время с юга на псковскую землю от Крымских татар, поселились в этих пещерах, и начали обустраиваться.

Другие православные храмы Пскова:

В 1470 году иеромонах Иона построил в устье ручья Каменец церковь, которую через 3 года после возведения освятили. Вокруг данной церквушки и вырос сегодняшний Псково-Печерский монастырь. Город Печора появился позднее обители в XVI веке.

Расцвет монастыря приходится на 1540-е года, с приходом игумена преподобномученика Корнилия:

  • в 1541 году игумен построил трапезную церковь и освятил ее в честь ;
  • произошло расширения храма в честь Успения;
  • Корнилий продлил монастырские пещеры;
  • Возведена церковь над вратами в честь .

Во времена преподобномученика Корнилия монастырь приобрел силу, расширился территориально, обзавелся каменными стенами в 1558 году. В 1570 году игумен погиб у монастырских ворот от руки царя Иоанна Грозного.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

В последующие столетия были возведены следующие постройки на территории обители:

  • в 1758 году на территории обители появилась Покровская церковь;
  • через 42 года возвели еще один храм в честь Лазаря Четверодневного;
  • 1815 год - строительство Михайловского собора, которое было начато в честь победы над наполеоновскими войсками;
  • в 1870 году был возведен Сретенский храм.

С 1920 до 1940 года, территориально Псково-Печерский монастырь был отнесен к Эстонии.

С 1896 года по 1960 год, в монастыре жил иеромонах Симеон, которого в 2003 году причислили к лику святых. Знаменитый архимандрит Иоанн Крестьянкин подвязался к обители в 1967 году.

Великая отечественная война оставила свой след в жизни монастыря, он попал под артиллерийский обстрел, были разрушены трапезная и Братский корпус.

Читайте также:

В 1840 году наместником Псково - Печерской обители стал архимандрит Парфений, который в 1941 году ушел на пенсию. На замену Парфению на его место встал игумен Павел, управлял монастырем 3 года.

В 1980 году Монастырь решили обновить, по приказу митрополита Иоанна провели реставрацию зданий и стен. В 1986 году был создан и выпущен фильм Епископом Тихоном, который называется «Псково-Печерская обитель». Из этого фильма многие христиане узнали о существовании удивительного монастыря.

Псково-Печерская обитель

Многие современные книги и рассказы, например, «Несвятые Святые» связаны с данным монастырем напрямую или косвенно.

Описание монастыря

Люди со всего мира приезжают в Печерскую обитель за поиском умиротворения и помощи Божией. Длинные ходы холодных пещер с многочисленными мощами преподобных переполняют сердца верующих трепетом и в хорошем смысле, боязнью Бога, которой не хватает современному поколению. В пещеры регулярно проводятся экскурсии, о них снимают репортажи и фильмы.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

В знаменитые места стекаются не только паломники, но и любители архитектурных памятников со всего мира.

Церкви на территории:

  • церковь Николы Вратаря;
  • храм Успения Богородицы открыт только на время службы);
  • Воскресения Христова;
  • Покровская и Сретенская церковь;
  • храм Лазаря Четверодневного;
  • Михайловский собор (открывается только на время проведения богослужений);
  • Корнилиевская церковь;
  • Благовещенский храм.

Остальные постройки:

  • трапезная;
  • дом настоятеля;
  • корпус, где живет братия;
  • звонница;
  • ризница;
  • два святых источника и стены с вратами.
Интересно! Самый первый храм обители - Успенская пещерная церковь, выкопанная в горе, сохранился до сегодняшних времен и был расширена пристройкой. Выглядит церковь необычно: она имеет только переднюю стену, остальная часть здания уходит в холм.

Ближние пещеры доступны к посещению любому желающему в течение всего дня, так же как и Сретенский храм. Дальние пещеры посещаются по предварительной записи.

Святыни

Поделиться