Очень рассудительный человек. Рассудительный. Как вернуть себе рассудительность, если вы увлекаетесь

Всякое дело, для того чтобы быть хорошим, требует рассуждения, и без рассуждения мы не познаем естества вещей (сщмч. , 74, 79).

* * *

Рассуждение есть свет, показывающий тому, кто его имеет, время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, возраст, силу, немощь, произволение, усердие, сокрушение, навык, незнание, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, занятие, воспитание, веру, расположение, намерение, поведение, небоязненность, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность и подобное. Потом естество вещей, употребление их, количество, виды, намерение Божие, заключающееся в Божественных Писаниях, смысл каждого изречения... Рассуждение изъясняет все это, и не только это, но и намерение толкования святых отцов; ибо не то именно нужно, что делается, но для чего делается, говорит святой Нил. И делающий что-либо, без ведения сказанного, может быть и много трудится, но ничего не успевает достигнуть... (сщмч. , 74, 133–134).

* * *

Признаки рассуждения суть: неложное познание доброго и противного, потом познание Божественной воли, при всех предприятиях (сщмч. , 74, 144).

* * *

Получивший, по благодати Божией, дарование рассуждения от многого смиренномудрия должен всею силою хранить это дарование и отнюдь ничего не делать нерассудительно, чтобы, согрешая в ведении, по нерадению, не подпасть большему осуждению. А еще не получивший сего дарования отнюдь не должен утверждать своего разумения, или слова, или дела, без вопрошения (опытных), твердой веры и чистой молитвы, без которых не может он достигнуть неложного рассуждения.

Оно рождается от смиренномудрия и имеющему его рождает прозрение... т. е. чтобы предвидеть скрытые козни врага и отсекать прежде времени поводы к ним, по слову Давида: и на враги моя воззре око мое () (сщмч. , 74, 144).

* * *

Рассуждение... есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех дарований. Ибо что наиболее нужно человеку, как не то, чтобы видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати (сщмч. , 74, 146).

* * *

Без рассуждения ничто не бывает добрым, хотя незнающим кажется и очень добрым: или потому, что не своевременно, или сверх надобности, или сверх меры вещи, или крепости сил человека, или знания его, и по многому другому (сщмч. , 75, 45).

* * *

Имеющий... дарование рассуждения получил его через смиренномудрие и потому все познает по благодати... (сщмч. , 75, 45).

* * *

Рассуждение знает время, потребность, устроение человека, свойство его, силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Не имеющий рассуждения может быть и много трудится, но не достигает цели. Если же найдется человек, имеющий рассуждение, то он бывает руководителем слепых и светом для находящихся во тьме, и к нему должны мы во всем обращаться и принимать от него все, хотя может быть, по неопытности нашей, и не то находим, чего желаем. Однако имеющий рассуждение из того наиболее бывает познаваем, что он может и нежелающих и неохотных расположить к тому, что он говорит. Ибо через него действует Дух, испытающий все и совершающий Божественные дела, так, что может и не хотящий ум заставить вернуть... (сщмч. , 75, 62).

* * *

Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь... (ср.: ) (прп. , 89, 122).

* * *

Рассуждением он расстроивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо (прп. , 89, 122–123).

* * *

Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время (свт. , 7, 323).

* * *

По признакам, объявленным нам в Писании, узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела (свт. , 7, 324).

* * *

Что такое значит иметь рассудительность? Предохранять другого от соблазна, и избирать что лучше и что ведет ко спасению (прп. , 30, 171).

* * *

Во всем, что ни встретится с тобою, веди себя умно и помни, что от Бога подана тебе помощь (прп. , 30, 185).

* * *

Для рассудительных бедность лучше и полезнее богатства, немощь и болезнь – здравия, искушение – спокойствия, и насколько более славными и сильными делают они подвижников (свт. , 45, 70).

* * *

Некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них имения для подаяния. Но после всего этого они... уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не иное что, как недостаток в них рассудительности. Ибо она научает человека идти царским путем, удаляясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не попускает ему обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой – увлекаться к нерадению и расслаблению. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником души... (см.: ). Это потому, что рассудительность, исследуя все мысли и дела человека, отлучает и отстраняет всякое зло и Богу неугодное дело, и удаляет от него всякое обольщение (прп. авва Моисей, 56, 190).

* * *

В ней состоит премудрость, в ней разум и смысл, без коих нельзя ни созидать внутренний наш дом, ни собирать духовное богатство, как сказано: с премудростию зиждится дом и с разумом исправляется, и с чувством (смышленостью) исполняются сокровища богатства (ср.: ). Она называется крепкою пищею, свойственною тем, которые навыком приучили чувства к различению добра и ала (см.: ). Из этого ясно открывается, что без дара рассудительности не может стоять никакая добродетель или пребывать твердою до конца. Ибо она есть матерь, хранительница и управительница всех добродетелей (прп. авва Моисей, 56, 191).

* * *

Истинная рассудительность приобретается только истинным смирением, коего первым оказательством будет – открывать отцам не только то, что делаем, но и о чем думаем, ни в чем не доверять своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таким. Такое действование не только способствует монаху безопасно пребывать в истинной рассудительности и на правом пути, но и сохранит его невредимым от всех сетей диавольских (прп. авва Моисей, 56, 194).

* * *

Всею силою и со всем тщанием мы должны стараться смирением приобрести себе благой дар рассудительности, которая может сохранить нас невредимыми от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности с той и с другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева, чрезмерность бдения, и продолжительность сна и прочие излишества. Ибо знаем мы некоторых непобежденных чревоугодием, но низложенных безмерным постом и впавших в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста (прп. авва Моисей, 56, 199).

* * *

Кто хочет вкушать чистую радость, тому надлежит прежде обдумать и потом переходить к слову и делу. поелику сказанное или сделанное нелегко возвратить; то надобно поверить приточнику, который говорит: делай с советом, если не хочешь ночью и днем мучить себя раскаянием, и самым делом оправдать этот совет (прп. , 61, 426).

* * *

Выше всякой добродетели рассудительность (прп. , 58, 52).

* * *

Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием (прп. , 58, 186).

* * *

Прозорливость и рассудительность не могут действовать в том или услуживать тому, кто проводит жизнь в делах суетных (прп. , 58, 359).

* * *

Честь разумной природы – рассудительность, различающая добро от зла... (прп. , 58, 393).

* * *

Хранение рассудительности лучше всякого жития, каким бы способом и в какой бы человеческой мере оно проводимо ни было (прп. , 58, 420).

* * *

Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство (прп. , 57, 175).

* * *

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других (прп. , 57, 175).

* * *

Рассудительность... рождает бесстрастие, от которого рождается совершенная любовь (прп. , 91, 227).

* * *

Соответственно недостаточности деятельной жизни и разумности получается меньшая мера (прп. Илия Екдик, 91, 425).

* * *

Она больше всех добродетелей, по свидетельству великих отцев наших (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 361).

* * *

Кто плотски и противоестественно живет и действует, тот совсем потерял свою рассудительность; а кто, отклонясь от зла, положил начало творить благое... тот как только еще вводимый в область добра и ухо приклоняющий к учению, приникает мало никако к некоему чувству рассудительности, свойственной новоначальному. Кто же по естеству и душевно, т. е. смысленно и разумно живет и действует, почему и называется средним, – тот, по своей мере, и видит, и обсуждает и то, что его касается, и то, что касается подобных ему. Кто наконец выше естества и духовно живет, тот, как прошедший за предел страстного, новоначального и среднего, и благодатию Христовой достигший совершенства, т. е. всуществленного просвещения и совершеннейшей рассудительности, видит себя самого и обсуждает наияснейше, а также и всех видит и обсуждает определительно верно, сам не будучи ни от кого видим и обсуждаем верно, хотя у всех на виду находится, как говорит Апостол: духовный возстязует убо вся, а сам той ни от единого возстязуется (ср.: ). Из сих первый подобен шествующему в глубокой ночи и непоницаемой тьме; почему, как блуждающий в непроглядной тьме и мраком покрытый, не только себя не видит и не обсуждает, но и того не разумеет, куда направляется и где полагает стопы свои... Второй подобен шествующему в светлую ночь, звездами освещаемую; почему, мерцаниями звезд будучи мало некако осияваем, понемногу ступает, часто спотыкаясь ногами о камни нерассудительности и подвергаясь падениям... Третий подобен шествуюшему в ночи полнолунной и тихой; почему, лучами лунными направляем будучи, идет менее заблудно и в предняя простирается, – себя видит, как в зерцале, и обсуждает, равно как и сшедствующих ему... Четвертый подобен шествующему в полдень чистейший, светлыми лучами солнца освещаемый; почему таковой и сам себя совершенно видит... и обсуждает полно и верно, и других многих, лучше же сказать, всех восстязует... сам шествуя незаблудно и последующих ему ведя непреткновенно к настоящему Свету, Животу и Истине... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 361–362).

* * *

Во всяком разумном существе без числа бывают перемены, и с каждым человеком ежечасно происходят изменения. И рассудительный имеет много случаев уразуметь это. Но испытания, каждый день бывающие с ним, особенно могут умудрить его в этом, если он трезвенно бодрствует над собою... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 363).

* * *

В рассуждении соединены премудрость, разум, духовное чувство, различающее добро от зла, без которых ниже зиждется наш внутренний дом, ниже может быть собрано духовное богатство (свт. , 41, 204).

* * *

Изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей... (свт. , 41, 205).

* * *

Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершалась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного рассуждения (свт. , 41, 318).

* * *

Дар духовного рассуждения... ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия, следующим образом: рассуждение в обширном смысле состоит и познается в непогрешительном постижении Божественной воли во всяком времени, месте и деле, что свойственно одним чистым по сердцу, телу и устам (свт. , 42, 86).

* * *

Ко вниманию всегда надо прилагать рассуждение, чтобы обследовать как должно происходящее внутри и требуемое внешностью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 17).

* * *

Рассказывали об авве Агафоне, что пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечал он. Опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?» «Да», – отвечает он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, – еретик?» «Нет, я не еретик», – отвечал он. Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнее слово не перенес?» Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей; а признать себя еретиком – значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего». Выслушав это, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание (98, 27–28).

* * *

Случилось неким отцам войти в дом одного христолюбивого человека. В числе их был авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, спросили его: «Ты Пимен, а что сделал?» Старец отвечал им: «Простите мне, отцы! Вы ели, и никто не соблазнился; но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо, почему же и нам не есть?» И старцы удивились его рассудительности (97, 222).

* * *

Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некий пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший из всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все ее принимают, как получающий большую награду. По этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему воздаяние. Как бы он огорчился, если б никто не принял от него чаши» (106, 295).

* * *

Пришли однажды к авве Ахиле три старца. Об одном из них шла худая молва. Один из старцев попросил: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечал: «Не сделаю». Другой старец сказал: «Окажи эту милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!» Авва отвечал: «Мне недосуг». Обратился к нему и третий, о котором шла худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из твоих рук». Ахила тотчас согласился: «Для тебя сделаю».

После наедине два старца спросили авву: «Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему пошел навстречу?» Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились, веря, что мне некогда. Если я ему так ответил бы, то он бы подумал: старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня. Я тотчас стал отрезать веревку и благодаря этому ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью» (97, 39).

* * *

Рассказывали об авве Зеноне, что сначала он ни от кого ничего не хотел принимать. И поэтому делавшие ему приношение уходили от него недовольные. А другие приходили к нему, желая получить что-нибудь как от великого старца. Но ему нечего было давать им, и они отходили тоже печальные. Видя это, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те, которые хотят получить. Лучше будет, если кто принесет – взять, а если кто попросит – отдать». Делая так, и сам он был спокоен, и все были им довольны (97, 80).

* * *

Однажды скитские братия собрались для рассуждения о праотце Мелхиседеке. Пригласить же в собрание авву Коприя позабыли. Спустя некоторое время они позвали его и предложили ему вопрос о праотце Мелхиседеке. Коприй трижды приложил палец к устам, говоря каждый раз: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлись по кельям (106, 307).

* * *

Когда спрашивали Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что отвечать. Памво, из страха Божия, был весьма осмотрителен в своих ответах, так что их и принимали с благоговением, как бы изречения Самого Бога. Говорят, этими добродетелями, т. е. рассудительностью и осмотрительностью в слове, он превосходил даже и всех святых (97, 228).

* * *

Пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий, ученик Маркиана, вошел к ним, неся еду и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Он же отвечал: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи». Великий Маркиан сказал: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера». Когда и этими словами он не убедил Авита, то вздохнул и сказал: «Я очень беспокоюсь и душевно мучаюсь: ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного». Но чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него приятнее было бы употребить мясо, чем услышать это о Маркиане. Тогда великий Маркиан сказал: «И мы, любезный, проводим жизнь, подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи, но вместе с тем знаем, что дело любви дороже поста. Первое есть дело Божественного законоположения, последнее же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле». Так рассуждая, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились телом, но не духом. Итак, как не подивиться мудрости этого мужа, который знал и время поста, и время любомудрия, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей, когда одна должна уступать другой и какой по временам предоставлять преимущество (117, 56).

* * *

* * *

Брат спросил авву Пимена: «Я получил наследство, что мне делать с ним?» Старец сказал: «Ступай и приди ко мне через три дня, тогда скажу тебе». Тот пришел в назначенное время, и старец ответил: «Что сказать тебе, брат? Если скажу: отдай свое наследство в братскую трапезу, – там устраиваются вечери. Если скажу: отдай родственникам, – за это не получишь никакой награды. Если скажу: отдай нищим, – ты оставишь это без внимания. Итак, делай, что хочешь. Мне до этого дела нет» (97, 197).

Слишком рассудительные люди склонны анализировать каждую вещь, обращать внимание на все детали и пытаться найти смысл буквально во всем. Они не дают себе передышки, поэтому находятся в постоянном напряжении, что очень тяжело.

Если вы относитесь к данной категории людей, то, вероятно, для вас имеет большое значение мнение окружающих, и вы все время пытаетесь понять, почему они думают именно так. А если вы к тому же еще обладаете чувствительным сердцем, то привычка все осмыслять, вероятно, сводит вас с ума, так как вы никому не рассказываете о результатах своей умственной работы.

Еще одна горькая правда о чувствительных мыслителях заключается в том, что они видят мир преимущественно в черно-белых цветах. У них нет «получувств», они либо делают, либо не делают вообще; либо любят, либо ненавидят; ощущают себя либо полностью счастливыми, либо полностью опустошенными.

Зачастую вас другие люди видят слишком сентиментальным, слишком анализирующим, слишком эмоциональным, слишком нервным, слишком романтичным. И это вас огорчает, но вы должны пониматься, что вы не можете нравиться всем. И если вы вдруг станете сдерживать свои чувства, вас будет преследовать ощущение, как будто вы себя предаете.

Такой человек прилагает максимум внутренних усилий, чтобы состояться в жизни, но он обычно не ощущает связи с окружающими людьми и миром. Вот почему наибольшего успеха он добивается тогда, когда работает в одиночку, или когда его ограждают от исполнения бытовых обязанностей.

Такие люди способны на большую любовь, но они не любят выставлять свои чувства напоказ. Они обладают хрупким и полным надежды сердцем, поэтому, когда им не отвечают взаимностью, они чувствуют себя сломленными. Так как они отгородили себя от окружающего мира, им необходимо много времени на исцеление любовной раны, даже если она совсем незначительна.

Они всегда пытаются найти во всем смысл: в своей боли или в своем горе; в своих потерях и уроках, которые им преподала жизнь. Они не могут просто жить, не пытаясь найти ответы на вопросы, которые у них есть.

У них особые отношения с Вселенной. Иногда они чувствуют себя глубоко связанными с ней, но порой они ощущают себя так, как будто Вселенная бросила их на произвол судьбы, и как будто они больше не понимают окружающий их мир.

Им часто кажется, что Вселенная настроена против них, что она ведет с ними битву, в которой они даже не надеются победить.

Если вы являетесь сверхрассудительным человеком с чувствительным сердцем, то самым страшным местом для вас является кровать. Именно здесь вам приходится отражать весь тот рой негативных мыслей и страхов, который накидывается на вас, как только вы ложитесь спать. Именно на этом месте и в это время вы начинаете переосмысливать то, о чем вы говорили и что делали в течение дня.

Разборчивый, благоразумный, расчетливый. Делай с умом. .. См. осторожный, умный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

РАССУДИТЕЛЬНЫЙ, рассудительная, рассудительное; рассудителен, рассудительна, рассудительно. Руководствующийся в своих действиях требованиями рассудка, здравого смысла; обдуманный, осмотрительно благоразумный. Рассудительный ребенок.… … Толковый словарь Ушакова

рассудительный - на редкость рассудительный неимоверно рассудительный необычайно рассудительный … Словарь русской идиоматики

рассудительный - разумный, рассудительный, здравомыслящий, трезвый, благоразумный Стр. 0935 Стр. 0936 Стр. 0937 Стр. 0938 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Прил. Руководствующийся в своих действиях требованиями рассудка, здравого смысла; осмотрительно благоразумный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Рассудительный, рассудительная, рассудительное, рассудительные, рассудительного, рассудительной, рассудительного, рассудительных, рассудительному, рассудительной, рассудительному, рассудительным, рассудительный, рассудительную, рассудительное,… … Формы слов

Безрассудный … Словарь антонимов

рассудительный - рассуд ительный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

рассудительный - кр.ф. рассуди/телен, рассуди/тельна, льно, льны; рассуди/тельнее … Орфографический словарь русского языка

рассудительный - Syn: разумный, благоразумный, здравый, здравомыслящий, трезвый … Тезаурус русской деловой лексики

Книги

  • Стандинг, или Правила хорошего тона в изложениии главного инспектора полиции Александра-Бенуа Берюрь , Сан-Антонио. Книга известного французского писателя Сан-Антонио (настоящая фамилия Фредерик Дар), автора многочисленных детективных романов, повествует о расследовании двух случаев самоубийства в школе…
  • Утешительная партия игры в петанк , Анна Гавальда. Шарль Баланда - преуспевающий архитектор сорока шести лет. Живет в Париже с любимой женщиной - красавицей Лоране - и ее дочерью Матильдой. Много работает, редко бывает дома, всего добился…

Выражение «умный дурак» характеризует того, кто имеет большой объем знаний обо всем на свете, но допускает ошибки, принимая те или иные решения. Научные определения, философские и житейские представления согласуются между собой в том, что рассудительность — это прежде всего признак не наличия ума, а умения пользоваться им. Как это видно на практике?

Мысли великих о рассудительности

Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения. (Аристотель)

Человек — это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью. (Гольбах Поль Анри)

Муж всесовершенный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассудительным, они жаждут общения с ним. (Бальтасар Грасиан-иМоралес)

Рассуждая, растем духовно. (Игорь Субботин)

Рассудка - капельки ума, порой всем и не хватает, чтоб творить хорошие дела! (Андрей Табаков)

Рассудок сохраняйте, чтобы ни случилось,

Пускай, что ожидал, не очень получилось. (Александр Шевченко)

Что такое рассудительность?

Рассуждать человек начинает при необходимости найти правильное решение возникшей перед ним задачи.

Это довольно сложный психофизиологический процесс, включающий в себя такие умения, как:

  • привлекать имеющиеся знания;
  • использовать имеющийся опыт (свой и чужой);
  • анализировать знания и опыт (положительные и негативные);
  • делать правильные выводы;
  • принимать решения.

Рассудительность — это правильное, трезвое понимание сути происходящего вокруг, здравомыслие и логичность в поступках.

Рассуждение. Что это?

Необходимость в рассуждениях возникает, когда человек хочет что-то узнать, обдумать, сопоставить факты, сделать выводы и принять решение. Таким образом, это мыслительный процесс, который осуществляется в форме суждений, умозаключений. Необходимость в рассуждениях возникает, когда надо что-то доказать или опровергнуть, то есть когда появляются сомнения в чем-либо.

Правильные рассуждения приводят к правильным выводам и действиям. Они возможны у человека с нормальным умственным развитием и психическим здоровьем, зависят также от воспитания и социальных установок.

Качества

Рассудительность — что это такое? Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, следует определить и то, какими личностными качествами обладает такой человек.

Многие ставят знак равенства между определениями «рассудительный» и «сухой». Такой человек представляется бесстрастной, неэмоциональной личностью, которая все время что-то просчитывает и решает. Такой типаж людей встречается только тогда, когда в одной личности сочетаются рассудительность (как достоинство) и эгоизм (как недостаток). Конечно, встречаются и такие люди. Но эмоциональность и продуманность поступков не исключают друг друга, если человек умеет подчинять чувства разуму.

Решительность и рассудительность также не противоречат друг другу. В критических ситуациях рассудительный человек умеет быстро сопоставить все ситуационные коллизии, предусмотреть варианты развития событий и их последствия.

Умный человек учится не только на своем опыте, но и на чужом. Он обладает наблюдательностью, навыками анализа и синтеза жизненных фактов, умеет объяснить их с научной или житейской точки зрения. Рационализм в выборе вариантов средств и путей достижения цели (или целей) присущ рассудительному человеку. Это гарантирует быстрое получение желаемого с наименьшими психологическими и материальными потерями. То есть, в таком человеке хорошо уживаются мудрость и рассудительность. Его девиз: «Сначала подумаю, а потом сделаю».

Как стать?

Рассудительность и добродетель считаются главными достоинствами человека. Если человек хочет воспитать в себе рассудительность, то следует начинать с выполнения шести основных правил:

  1. Обогащать свой ум знаниями и опытом, без чего рассудительность — это только благое пожелание.
  2. Научиться Не все проблемы настолько остры, как порой кажутся. Умение рассудить, какие из них нуждаются в срочном решении, требует взвешенного подхода и исключает хаотичного возникновения новых. Здесь очень уместна народная мудрость - «семь раз отмерь, один раз отрежь».
  3. Не позволять эмоциям брать верх над разумом, найти приемлемые способы их подавления в критических ситуациях. Вспышки гнева, эйфория, бесплодные переживания, паника по поводу уже произошедшего или того, что должно произойти, подавляют трезвые рассуждения о том, что сейчас или потом надо сделать для принятия правильного решения.
  4. Размышлять о том, что будет, как разовьются события, если желаемое не сбудется или случится нежелательный вариант. Наличие продуманного запасного варианта действий вселяет спокойствие и ощущение уверенности.
  5. Адекватно оценивать собственную значимость в этом мире и в жизни окружающих. Это позволит рассудительно, реально относиться к постановке собственных целей, формировать круг соратников и сотрудников, готовых к взаимопомощи, к конструктивной критике.
  6. Поощрять, хвалить себя за удачи. Не предаваться бесконечному самоуничижению, если что-то не удалось, не состоялось. Депрессия — злейший враг рассудочности.

Рассудительный человек осознает свои недостатки и отличается стремлением к самовоспитанию, поскольку знает, что такие черты характера, как пунктуальность, исполнительность, честность и порядочность, высоко ценятся в обществе.

Как воспитывать это качество у ребенка?

Нельзя отрицать, что рассудительность — это ценнейший помощник человека в море страстей и проблем жизни. Чтобы он вырос таким, родителям надо приложить немало усилий, выбрать определенный стиль семейного воспитания.

Психологи советуют упражнять даже маленьких детей в рассуждениях о том, что надо сделать в конкретной ситуации, почему, как лучше прийти к цели. Совместное спокойное обсуждение с ребенком результатов деятельности, как удачных, так и неудачных, приучает его к самоанализу и обдумыванию дальнейших действий.

Фанатичное стремление родителей уберечь дитятко от невзгод, лишение возможностей выбора решений, подмена его желаний собственными — это безрассудность самих родителей. Приобретение жизненного опыта требует ошибок, которые побуждают к дальнейшей осторожности и продуманности поступков. Пусть дети ошибаются, когда это не грозит их здоровью и здоровью окружающих.

Рассудительность — это возможность находить варианты сочетания своих интересов и потребностей с общественными. Объяснение причин тех или иных решений и поступков самих взрослых, анализ их ошибок — обязательный метод родительской школы жизни. Эти примеры, доступные возрасту ребенка, можно черпать из средств массовой информации, из литературы, из личной жизни.

Поделиться