Навечерие Крещения Господня (Крещенский сочельник). Крещенский сочельник. Как провести и что нужно делать? Крещение 18 января


Икона Богоявление Господне - Крещение 19 века в Елоховском Богоявленском храме.

18 января, в канун Крещения Господня, мы отмечаем Крещенский сочельник. Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность.
Крещенский сочельник 2016 года выпадает на понедельник.

Сочельник - значение слова

Название "сочельник" (или сочевник) происходит от названия ритуального блюда этого вечера - сочива или кутьи, т.е. размоченных пшеничных зерен с сухофруктами и медом. Другая версия - так у славян назывался круглый пирог из пресного теста.

Крещенский сочельник завершает рождественские святки


Константин Маковский. Святочные гадания.

Праздник Крещения завершал святки, которые по народному поверью были периодом "без креста", ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.

Также заканчивались "страшные вечера", во время которых потусторонние силы отличались особой свободой и разгулом в мире людей.

Считалось, что в Крещенский сочельник потусторонняя сила особенно опасна, т.к. это последняя ночь перед предстоящим водосвятием. Поэтому многие крещенские традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Приготовление к празднику: что нужно делать в сочельник

К празднику Крещения люди тщательно готовились и старались убираться в сочельник. В домах наводили порядок, полы мыли и подметали, считалось, что в соре могли прятаться черти.

Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила - углы, двери, окна, печь, погреб, хозпостройки и ворота - окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.

В течение всего дня в Крещенский сочельник, вплоть до первой звезды, православные соблюдали строгий пост, а также стояли в церкви на молитве.

Вечером 18 января проводилась церковная служба в сочельник, по окончании которой положено нв Крещение Господне святить воду. Таким образом совершался торжественный ритуал великого водосвятия в память о крещении Христа на реке Иордан. Кстати, слово "крещу" в переводе с греческого языка означает "погружаю в воду".


Кустодиев Борис Михайлович - Зима. Крещенское Водосвятие. 1921

В Крещение Господне святая вода имеет наибольшее символическое значение. Водой производят омовение во имя Отца, Сына и Святого Духа, очищают человека от грехов, избавляют от недугов. А после возвращения со службы верующие также совершали очистительные обряды дома: освященную воду давали пить всем членам семьи, нею окропляли жилье и домашних животных.

Блюда в Крещенский сочельник: праздничный ужин

Когда на небе загоралась первая звезда, православные верующие с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название "голодная кутья", т.к. состоял из постных блюд.

Что едят в сочельник? Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи.

После ужина в Крещенский сочельник было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.

Традиции, обряды и чудеса Крещенской ночи

По народному поверью, в ночь на Крещение, в тот момент, когда Христос входит в воду, происходит чудо отверзания небес. Знаковым является волнение воды в какой-нибудь емкости. И если в эту минуту выйти на улицу, можно увидеть "разверстые небеса".

Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями.

Также люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.


Икона Крещение Господне. 15 век, школа Андрея Рублева

Под небом Палестины
Среди песков и скал
В извилистой долине
Тёк Иордан.

Вдоль берега- деревья,
Селенья, города.
Чуть далее- пустыня,
Безводная земля.

В пустыне жил Предтеча-
Креститель Иоанн.
Учил он жизни праведной
Окрестных поселян.

Он потому Предтеча был,
Что шел перед Христом.
Христу готовил путь он,
Был Дух Святой на нем.

«Покайтесь и креститесь
В знак покаянья, Вы,-
Так говорил Креститель,
Беседуя с людьми,-

Крещу я Вас водою,
Смывая с вас грехи.
За мной идёт Мессия-
Спаситель душ людских.

Крестить Он будет Духом
Святым, от Бога данным»
И многие крестились,
Покаясь, в Иордане.

Шли к Иоанну отовсюду люди.
Однажды, у реки, под вечер
Собралось много их креститься
И слушать проповедь Предтечи.

Чуть, чьи-то тихие шаги...
Прервалась проповедь пророка.
С холма спустился Иисус,
Креститься шел по воле Бога.

«Ты - Агнец Божий, без греха.
Я не могу тебя крестить,-
Так говорил пророк,- Ведь я
Креститься должен у Тебя».

«Исполнить правду Божию
С тобою мы должны,-
Так отвечал ему Иисус,-
Меня, ты окрести».

В поток речной Христос вошел,
И при Крещении Его
Открылось небо. Дух Святой,
Как голубь, на Него сошел.

Богоявленьем назван День
Крещенья Господа Христа.
Чиста крещенская вода,
Нам освящает жизнь она.

В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.

А накануне Дня Святого
Во льду том прорубь прорубают
«Крестом». В нем воду освящают
И Иорданью называют.

В Крещенье в Иордани может,
Кто хочет, или окунуться,
Или Воды набрать Святой
И принести ее домой.

И в церквях сию воду освящают.
Крещенская Вода- целебна,
Свята и Богоявленна,
Жилища ею окропляют.

Святой водой священник крестит,
Нисходит Дух Святой с небес.
Крещеные- мы члены Церкви,
Нас всех роднит нательный крест.

Он от несчастий охраняет,
Христос в нем с нами пребывает,
С ним крестным мы идем путем,
По жизни крест мы свой несём.

Ариадна Лещинская, прихожанка Январь 2003г.


«Богоявление Господне» («Крещение Господне»), Россия, II половина XIX. (аукцион)


Некогда Богоявление или Крещение Господне праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В Крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил в реке Иордан Иисуса, он услышал глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник - канун праздника и в самый его день - совершается великое освящение воды, которая, согласно представлениям верующих, становится нетленной, то есть долго не портится, даже если ее держать в закрытой посуде. Именно 19 января, по словам одной из церковных стихир, "освящается всех вод естество", поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Считается, что даже вода из-под крана в этот день становится "крещенской", Великой Агиасмой - Святыней, как называется она Церковью.


Джотто ди Бондоне (1267 - 1337). Крещение Господне

Христиане начали праздновать Крещение Господне еще в апостольские времена. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед этим праздником. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие Отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.

Место крещения на реке Иордан является священным местом для верующих христиан и одним из обязательных мест, посещаемых паломниками. Оно каждый год становится традиционным центром проведения торжественного богослужения. Подобные празднования проходят в Иордании ежегодно с 2000 года, когда после завершения археологических раскопок и визита Иоанна Павла II Ватиканом было признано, что именно здесь состоялось крещение Христа Иоанном Крестителем. Во время таинства освящения воды священнослужители приносят деревянный крест к берегу реки Иордан, чтобы затем три раза погрузить его в воду, словно воспроизводя момент крещения Христа в этом месте Иоанном Крестителем.


Алтарь Крещение Христа. 1502-1508. Муниципальная художественная галерея. Брюгге

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).




Андреа дель Сарто (1486-1530)


Двустороняя икона-таблетка, конец XV-начало XVI века, Новгородский музей


Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г., Новгород (утрачена)


Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона... Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. ...Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. ...Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Волгоград. 1 час 19 января 2014 года. Знаменательно, что олимпийский огонь, зажженный 29 сентября в Греции по дохристианскому ритуалу Бога Солнца, завтра в православный праздник Богоявления Сына Бога Отца (Солнца Мира) вносится в Волгоградскую область через общепризнанную «сельскую столицу России» - Урюпинск – город, с которого многие грехи сняты явлением здесь Урюпинской чудотворной иконы Богоматери (лично я убедился в её чудодейственности на положительном примере - А.З.) А в Волгоград, находящийся в тяжелом психическом состоянии после терактов, огонь Бога Солнца прибывает в понедельник - день тяжелый, как, видимо, и положено для «города греха». Не помог ему и недавний облёт на вертолете с другой чудотворной иконой Богоматери - «Семистрельной», которая в разные годы дважды возле моего дома подолгу пребывала, и в чудодейственности которой я тоже убедился, но уже на отрицательном примере. Главная суть нынешнего темного состояния Волгограда в том, что у нас нет массового антитеррористического сознания людей. Это сознание может появиться только на определенной нравственной основе, например, христианской. Нет такого сознания и в России в целом. 29 декабря на железнодорожном вокзале Волгограда постовые первыми приняли смерть от бомбы неизвестного пока террориста, а через пять дней в городе Железнодорожном под Москвой уже всем там известный пожилой житель Фролов взорвал гранатой других постовых. А после Рождества православного один молодой волгоградец поехал на Солдатское поле и запросто украл там национальную святыню для сдачи в металлоприемку. Это однорядные примеры нашего массового темного сознания, порождающего «террор среды» и его крайние проявления в нынешней молодежи, как, например, поголовную матерщину. Доматерились до того, что всех демонов в Волгоград притянули! Включая московский байк-клуб «Ночные волки». Его мотоциклисты, «украшенные» оскаленными волчьими пастями, скелетами с косами (символы Смерти), вампирами и вурдулаками в одном ряду с портретами Сталина и иконами Христа, открыли здесь на железнодорожном вокзале 23 августа 2013 года фонтан со скульптурой «Детский хоровод», всемирно известной по историям Сталинградской битвы. И вся планета это открытие видела. Но игра с демонами дорого обходится людям. Через четыре месяца страны ООН увидели в том же ракурсе и на том же месте взрыв, потрясший и ж.д.вокзал, и весь Волгоград. И связь между этими событиями, хотя и метафизическая, но прямая. Агрессивная психическая среда порождает ответную агрессию. Тот тихий марийский юноша, который не то на вокзале, не то потом в троллейбусе №15 себя взорвал, судя по материалам Интернета, почему ислам принял? Потому что не хотел жить в нашем «терроре среды» с его обязательными выпивками и матерщиной. Но по молодости своей этот юноша не понял, что к Богу Единому его повели не люди, а демоны в приветливом человечьем обличии. Потому что Бог Истины людей не убивает, чтобы их просветить, а, напротив, Себя Самого дал людям убить в Сыне Человеческом, чтобы людям Истину высветить смертью Своей и воскрешением. Разница диаметрально противоположная! Но откуда её было знать родителям юноши, простым советским людям, выросшим, как и все мы, в советском богоборчестве. В России массовое сознание народа - почитайте, хотя бы, отклики в Интернете - до сих пор наследует большевистское сознание диктатуры пролетариата.
Что это такое, приведу цитату об одном молодом русском рабочем: «Он был куском динамита, готовым взорваться, но до взрыва не проявлять никакой жизни. Если ему сказать, что надо надеть динамитные пояса и самому взорваться, взорвав собой кучу офицеров, он, не задумываясь, сделает это. Это был мститель народный, заряженный на всю жизнь ненавистью к эксплуататорам».
Цитата взята из воспоминаний о своем «подельнике» уральского рабочего Г.И.Мясникова «Философия убийства, или почему и как я убил Михаила Романова» о террористическом похищении из гостиницы и расправе над последним русским царем и его английским верным слугою Джонсоном, совершенными пятью русскими рабочими в Перми в июне 1918 года. (стр. 160. «Скорбный путь Михаила Романова: от престола до Голгофы», Пермь, Из-во «Пушка», 1996)
Разве покаялась Пермь в массе своей за это чудовищное преступление, за тех террористов, которых взрастила в своей народной среде, хотя бы сейчас – через 95 лет? И не думает каяться, она олимпийский огонь Сочи-2014 встречала, как ни в чем не бывало, когда в Волгограде всё население впало в мрачный траур. Теперь поставьте в воспоминания пермского героя вместо слова «офицеры» - «милиционеры» и вот вам идеология нынешнего российского террориста-«мстителя».
Повторяется петербургско-урало-кавказская террористическая эстафета рубежа прошлых веков: Перовская, Желябов, Засулич, Ульянов, Джугашвили-Коба, Камо, Маяковский, Землячка, Дыбенко и многое множество вплоть до «героев гражданской войны». Взять волгоградскую площадь Павших Борцов! С кем борцов? Со своими соотечественниками борцов! И ведь почти 70 лет весь гигантский СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию, в школах учил, что это – народные мстители, герои, настоящие люди! Вот за что три поколения «диктатуры пролетариата» боролись, на то и снова напоролись, когда в России снова дикими - необольшевистскими - способами началась борьба за передел и захват гигантской общинно-государственной собственности.
Не покаемся в своих большевистских грехах, которые от поколения к поколению переходят - не изменим своего массового народного сознания – не создадим той духовной среды, в которой только и сгинет бактерия терроризма как плесень на свету. Об этом я уже много писал в Волгограде. Но до сих пор не видно, ни в управляющей элите Волгоградской области, ни в многоконфессиональной её среде каких-либо подвижек в эту сторону. Поэтому вся сакральная благодать, которая добавиться огню Бога Солнца Отца от праздника Бога Сына в Урюпинске – вся не только исчезнет по мере приближения к Террограду (новое название города в местной газете) мимо Солдатского поля с порушенной на нем недавно национальной святыней, но ещё обрастет у Мамаева кургана демоническими энергиями околокремлевских пиарщиков, которые из всех ими организованных массовых действ извлекают только личную прибыль. Но, все равно, братцы, унывать не будем! С Богоявлением вас всех!

В сочельник верующие соблюдают строгий пост. До появления на небе первой звезды нельзя ничего есть, разрешается лишь пить воду. Исключение делается для стариков, больных, малолетних. После появления первой звезды ужинают. Праздничная трапеза обязательно предполагает на столе сочиво. После ужина верующие посещают храм. Проводятся богослужения, совершаются обряды освящения воды. Прихожане проходят таинство причащения святой водой.

Воду из храма приносят домой, кропят ею жилище, домочадцев. Православные доверяют ее могуществу, считая, что она отгоняет нечистую силу, лечит от тяжелых болезней. Многие ходят на водоем купаться в заранее приготовленной проруби. Полагают, что ледяная крещенская вода очищает человека духовно и физически. Народная традиция купания в проруби, дошедшая до наших дней, пользуется большой популярностью не только у православных.

Соблюдается строжайший однодневный пост с полным отказом от пищи, так как человеку нужно подготовиться к церковному причащению, водосвятию. После первой звезды едят обрядовые блюда: сочиво, приготовленное из зерен злаков с медом, орехами, и узвар – напиток из меда, сухофруктов. Кроме обрядовых блюд разрешается другая постная пища: блины, пироги, различные каши, щи. Важно, чтобы все было скромно, без излишеств. Некоторые верующие ограничиваются только потреблением отваренных злаков.

Нельзя злиться, обижать ближних. Нужно настроиться на добро, сопереживание, оказать помощь нуждающимся. Не следует ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые мысли во время принятия святой воды. От этого ее святость может исчезнуть. Воду, принесенную из храма, не ставят где попало, она требует благоговейного отношения. Размещают рядом с иконостасом, тогда сохранятся удивительные свойства святой жидкости. Нельзя принимать ее после еды, пьют натощак. Но в исключительных случаях (внезапная болезнь) можно употреблять после приема пищи.

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия.

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой.

Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Крещенский сочельник

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво .

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Крещение Господне - один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня .

Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ».

Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий»

Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня, канун великого праздника называется Крещенский сочельник

Название «сочельник» получил из-за традиционной сладкой каши - «сочиво», которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед - сладость будущей блаженной жизни.

По другой версии - так славяне называли круглый пирог из пресного теста.

В церковной же традиции это время называется - Навечерие Крещения Господня или Богоявления.

Сочельник

Крещенский сочельник православные христиане отмечают 18 января. Служба в этот день, ввиду особенных предписаний церковного Устава, будет необычной - сначала литургия, затем - великая вечерня, после которой духовенство освятит воду великим чином.

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января в праздник Крещения Господня, после торжественной литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Вода эта называется Великой агиасмой, что в переводе с греческого значит «святыня», или просто крещенской водой.Водосвятие называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

В некоторых церквях водоосвящение проводят еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

В Крещенский сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды. По сути, это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня - не постный.

Агиасма

Крещенская вода - одна из главных святынь Православной церкви. Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой.

Святая вода должна храниться дома у каждого христианина, и ее запасы верующие пополняют один раз год - в Навечерие Богоявления (18 января) или в сам праздник Крещения (19 января).

После Великого водосвятия, особого молебенного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки с агиасмой и уносят их домой.Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, она передает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Святую воду обычно следует пить утром, натощак, а при заболеваниях - в любое время и читать молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Обычаи, обряды, приметы

Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность. Праздник Крещения завершал Святки, которые по народному поверью были периодом «без креста», ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.

Также заканчивались «страшные вечера», во время которых потусторонние силы свободно разгуливали в мире людей. Считалось, что в Крещенский сочельник эта нечисть становилась особенно опасной. Поэтому многие традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

К празднику Крещения люди тщательно готовились. В домах накануне наводили порядок, полы мыли и подметали, так как считалось, что в соре могли прятаться черти.

Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила - углы, двери, окна, печь, погреб, хозяйственные постройки и ворота - окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.

Когда на небе загоралась первая звезда, люди с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название «голодная кутья», так как состоял из постных блюд. За столом, как и перед Рождеством, собирается вся семья.Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи. После ужина было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.

Люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.

Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки традиционно гадали о суженном, о будущем.Крещенские сны и гадания считались самыми верными. Для гадания в эту ночь подойдут те же обряды, что и для Рождественских и святочных гаданий.

С Крещенской ночью в народе связано также множество примет, в том числе и связанные с погодой.

Поставьте в ночь на Крещение на стол серебряную чашу. Наполните ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

Крещенский снег и лед, собирали девушки в чистом поле. Этим снегом нужно было обтирать лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Если в этот день метель - быть урожаю. Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: «Ярки звезды породят белые ярки».

Кроме того, если в этот день будет метель - то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры - будет лето грозовое.

Богословие. Проповеди

  • Крещение Господне: традиции, воспоминания, чудеса - митрополит Вениамин (Федченков)
  • Безгрешный Спаситель вступил в воды Иорданские вместе с грешниками - Святейший Патриарх Кирилл
  • По вам будут судить Бога - митрополит Антоний Сурожский
  • Праздник воды и света - Митрополит Иларион Алфеев
  • Свет и правда - Зачем вообще Иисусу нужно было это крещение в Иордане, в котором Он нисколько не нуждался?
  • Слово в неделю пред Богоявлением: об отчаянии - Схиигумен Савва (Остапенко)
  • «Крещенское» язычество - Как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое?
  • Крещение Господне: «И лица светлели»…
  • Днесь вод освящается естество… - о богослужении Крещения
  • День Крещения – время вспомнить о наших обетах Богу митрополит Филарет (Вознесенский)
  • Будем же всем сердцем ценить дар крещения!
  • Поучение на Богоявление

Иконы Крещения Господня

  • Иконы Крещения Господня

О святой воде

  • Святая вода в православии
  • Вода святая, вода крещенская: мифы и суеверия
  • Крещенская вода: ИНФОГРАФИКА
  • Крещенская вода не гарантирует отпущения грехов и спасения от болезней
  • Крещение и гадания
  • Об освящении домов крещенской водой
  • Зачем освящение воды совершается дважды?
  • Крещенская вода
  • Крещенский сочельник: очистит ли нас святая вода?

Крещенские купания и ответы на вопросы

  • Иордани в Москве: Где купаться на Крещение Господне
  • Крещение и купание - ответы на вопросы

Об очередях за святой водой

  • Давка
  • Крещенская вода - молодежь на раздаче
  • Вызов Крещения - Что делать с этими массовыми, часто пьяными купаниями в прорубях, с тиражируемым мужским выпендрежем разного рода начальников и политиков, которые таким образом «очищаются» и заодно проявляют свое единение с народом?

Крещение Господне и русская культура

  • Чехов, новомученики и святое Богоявление

Рассказы о Крещении Господнем

  • Встреча со святыней Однажды утром, когда хозяйка погнала корову, открыл я тумбочку под иконами, а там батарея синих пол-литровых бутылок с наклеечками. На всех наклейках крестик стоит и год написан 1968, 1970, 1972…. И еще непонятное «сретенская», «крещенская».

Фоторепортажи со всего мира

  • Во Иордане… Крещение Господне - в 40 градусов мороза и 30 градусов жары.
  • Запорожский Иордан (ФОТО)
  • Освящение воды

Фильмы о Крещенском Сочельнике:

Праздник Крещения Господня в Украине традиционно отмечается 19 января. Его обязательно нужно встречать с открытой душой и чистыми помыслами еще накануне - в Крещенский Сочельник. Узнайте, что этот день символизирует. Когда можно набирать святую воду? Какие блюда должны быть на праздничном столе? И какой может быть вечеря в Крещенский Сочельник? У этого праздника есть своя история, традиции, обряды.

История возникновения праздника, купание в проруби

У христиан Крещение Господне - один из главных и важных праздников. И даже те люди, которые не так часто посещают церковь, набирают святую воду. Считается, что и обыкновенная вода в канун праздника обладает особой силой. Вечер-приготовление перед этим большим православным торжеством и есть Крещенским Сочельником.

Перед Богоявлением Господня Крещения небо перед утренней службой в Богоявленскую ночь открывается. Верующие молятся и постятся в этот день. Желательно трижды окунуться в проруби с головой. Ведь вода приобретает целебные свойства. И является лучшим целителем от всех недугов.

Очень хорошо, если в православное торжество человек искренне помолиться открытому небу. Во время купания в проруби перед каждым окунанием нужно произнести: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» и перекреститься. Таким образом человек очищается, смывает с себя все грехи, тяжбы и тягости. Кроме этого, оздоравливает свой организм.

Молитва в этот день имеет необычайную силу. Если искренне молиться и верить в Бога всей душой и сердцем, то все добрые помыслы и пожелания должны сбыться. Ведь когда наступает этот церковный праздник, люди очищают свои души и тела от грехов.

Называют Крещение Святым Богоявлением в честь трех царей. Ведь именно 19 января Иоанн Креститель совершил обряд крещения 30-летнего Иисуса Христа. В этот день Сын Божий пришел к нему с просьбой окрестить его в водах Иордана.

Иоанн был сильно удивлен таким пожеланием Сына Господня, ведь тот абсолютно безгрешен в своих деяниях. Но, несмотря на то, что Иисус Христос не нуждался в покаянии, обряд крещения в водах имел место.

Согласно Евангелия, именно в этот день перед всем миром первый раз предстала Пресвятая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Тем временем, пока Сына Божьего крестили в водах реки Иордана, Бог-Отец возвещал о своем Сыне с небес, освятив и очистив все водные просторы. Известно, что во время таинства крещения появился белый голубь. Так в его облике пред Сыном Божьим показался Святой Дух.


С тех пор люди празднуют Крещение. Считается, что в этот день Спаситель предоставляет возможность грешникам покаяться и обрести Божью благодать благодаря таинства окунания в священной воде. Таким образом Господь прощает православному народу грехи. И наставляет людей на путь истинный.

Неподготовленных детей в проруби не стоит окунать. Ведь это может привести к заболеванию. Тех, у кого ослаблен иммунитет, и кто часто болеет, тем более не нужно окунать. В мороз можно купать того ребенка, который закалялся и абсолютно здоров.

Не забывайте для возрождения к новой безгрешной жизни читать молитвы. Кроме этого, перед Крещением нужно строго поститься. Как это правильно делать и что можно употреблять в Крещенский Сочельник, мы сейчас вам более подробно расскажем.

Голодная кутья на крещенском столе

Январские украинские праздники замыкает Крещение Господне. Вся Украина освящает воду в храмах. Пить крещенскую воду необходимо натощак. Достаточно одного глотка. Православие в Крещенский Сочельник постится до освящения воды. И пост этот строгий. Разрешается употреблять постные блюда: сочиво (варёные крупы), блины из овощей или ягодные сочни.

В украинских церквях начало Крещения Господня начинают отмечать 18 января. Идет вечерняя служба. В Крещенский Сочельник священник в церкви читает специальные молитвы, чтобы Господь ниспослал воде благодатную силу. Затем батюшка трижды окунает крест в воду, которую называют святыней - Великой агиасмой.


После употребления святой воды нужно съесть голодной кутьи. В Крещенский Сочельник праздничное меню должно быть следующим: во время скромного семейного застолья 18 января на столе находятся 12 постных блюд. Все садятся за стол. Питание - скромное, главное блюдо - голодная кутья.

Ее приготовить несложно. Но если в рождественское блюдо можно добавлять орехи, курагу, изюм, то в голодную кутью разрешается только мак и мед. Готовить ее просто: сварить из зерен пшеницы или риса. Кроме того, что перед ее употреблением нужно выпить святой воды, тем кто не окунался в проруби, ею стоит также умыть лицо.

Нужно мыться, купаться в воде, лучше всего с вечера 18-го или с утра пораньше 19-го января. Кстати, до своего явления народу пророк Иоанн находился в пустыне. Он вел там самый строгий образ жизни. Не пил вино, ел только дикий мед и акридов (крупную саранчу, пищу аскетов). Из одежды носил грубое одеяние из верблюжьей шкуры.

Но что же нельзя делать семье в этот благодатный день? Какие крещенские запреты существуют? Узнайте, чего стоит придерживаться в священный праздник. И какие табу необходимо соблюдать.

Чего нельзя делать семье на Крещение?

Не забывайте, что после Рождества и Старого Нового года надо просить прощение у тех, кого вы обидели. Такое отношение к окружающим - это таинство Христово за нанесенные обиды. Просите прощения друг у друга, прощайте былые обиды. Подходите с примирением к родным и близким!


Если каждый из нас в Крещенский Сочельник и на само Крещение подойдет с открытой душой и чистыми помыслами к окружающим, то и весь мир вокруг нас станет добрее и чище. Кроме того, что нужно очищаться, в этот день есть определенные запреты, о которых вам стоит знать.

В великий священный праздник ни в коем случае нельзя браниться, обсуждать или осуждать других людей, сквернословить, обманывать, сплетничать. Запрещается работать: стирать или шить, резать ножницами, вышивать. Нельзя убирать в доме, мыть полы, вытирать пыль. И делать какую-нибудь тяжелую работу.

Православные в тот день ничего делают. Налагается вето на алкоголь и чревоугодие. Не стоит также в этот день давать или брать деньги в долг. А вот гадания не запрещены. Несмотря на все строгие запреты, заглянуть в свое будущее хотя бы одним глазком разрешается.

Гадания, обычаи, приметы, заговоры

Для святочных гаданий Крещенский Сочельник - последний благоприятный день, чтобы гадать. И в Рождество, и на Крещение церковь официально не одобряет гадания. Однако людям все равно процесс гадания доставляет несомненное удовольствие. Особенно незамужним девушкам.

Своего суженого они могут узнать с помощью яблок. Нужно взять их столько, сколько кавалеров имеется. На каждом выцарапать ножом первую букву имени парня. Сложить фрукты в миску и выключить свет. В темноте откусить от каждого яблока по кусочку. Выбрать тот, вкус которого понравился больше всего. С этим человеком и будет жизнь лучше всех.


Суженый может также снится. Для того, чтобы это произошло, необходимо погадать на вещий сон. Ложась спать в Крещенский Сочельник, сказать: «Святой Самсон, покажи праздничный сон: укажи, кто мой суженый-ряженый». После этого разговаривать ни с кем уже нельзя. Нужно лечь спать, а ночью должен приснится будущий муж.

Чтобы узнать, какие ваши желания исполнятся в этом году, необходимо взять 12 полосок бумаги, на каждой из которых будет написано ваше желание. Их нужно будет положить в ночь с 18-го на 19-тое января под подушку. Утром три из них достать. Эти желания должны исполниться.

Но самое главное на Крещение - все-таки очищение души и тела. Купайтесь в проруби или обливайтесь святой водой. Православные верят, что в Крещенский Сочельник и на Крещение даже снег целительный. Натопленная вода из него должна исцелить от недугов.

Избавьтесь от неблагочестивых помыслов! Не забывайте, что в этот благоприятный день небо открывается вам! Помолитесь, попросите прощения у Бога, родных и близких. Покайтесь и обретите Божью благодать!

Поделиться