Музейный комплекс «Исаакиевский собор. Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному

Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей

Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год

В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.

Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.



Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана

Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.

Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве

Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.

Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.

Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Богатое украшение фасадов

Северный фасад; барельеф "Воскресение Христа"

Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.

Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.

Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.

На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.

Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.



Южный фасад; барельеф "Поклонение волхвов"

Интерьеры собора


Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.


Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.


Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.

Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.

Панорама Исаакиевского собора

Режим работы, порядок посещения и стоимость

Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.


Огромное спасибо! Приезжали с детьми на выходные и оба провели с вашими экскурсоводами. Необыкновенно красивые места и хорошо поданная информация. Первый день были в Питергофе, во-второй посетили Павловск и Пушкин - фонтаны, парки, дворецы завораживают и потрясают своей красотой и величественностью. Огромное спасибо экскурсоводам Татьяне Николаевне и Виктору Николаевичу, а также водителям. Автобусы чистые и комфортные. Следующие экскурсии только с вами)))...

Покупал обзорную экскурсию по городу для родителей. Сам живу в Петербурге уже давно, а родители приехали в гости – хотел показать им город. Во-первых, хочу сказать спасибо менеджеру Екатерине, которая помогла подобрать самую интересную и полную экскурсию, включающую поездку на теплоходе. Родители были в восторге – до сих пор звонят и восхищаются Питером. Да и я сам узнал много нового о тех местах, мимо которых каждый день проходишь и даже не задумываешься об их значимости и истории. Также большая благодарность гиду Ирина Анатольевне – очень информированный экскурсовод и доброжелательный человек. Большое спасибо за Вашу работу!

Музейный комплекс «Исаакиевский собор»

Музей является определенным ансамблем храма и соборов. Речь идет о храме Воскресения Христова, Смольном и Сампсоновском соборах. Все эти храмы не только гордость и достояние нации, но и действующие соборы, где ежедневно проходят службы для православных.

С озданный архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших купольных сооружений в мире, воплощенный в камне символ имперского могущества.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение гальванопластики в декоративном убранстве.

Фасады собора украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались в каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Установка этих колонн, вызвавшая восхищение современников, занимает особое место в истории строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов колонну устанавливали менее чем за час. Модель подъемных лесов, выполненная в 1826 году, представлена в музее.

Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальный ансамбль монументально-декоративной пластики XIX века.

Собор украшен скульптурами ангелов на наружном аттике, ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры ангелов и архангелов (скульптор И. Герман), на фронтонах портиков представлены горельефы «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» работы Ф. Лемера и «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» работы И. Витали.

В нишах стен южного и северного портиков представлены работы П. Клодта и А. Логановского «Несение Креста», «Оплакивание», «Избиение младенцев» и «Явление Ангела пастырям».

Большие наружные двери храма оформил И. Витали; особенно интересны западные двери с композициями «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного».

Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованном в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора.

В Исаакиевском соборе сохранилась до нашего времени богатейшая коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов.

103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, Т. А. Нефф, К. А. Молдавский и другие.

Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе».

Художественное убранство Исаакиевского собора послужило поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке. Здесь можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 и продолжались до 1914 года.

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879–1887 годах по оригиналу С. Живаго мозаичистами И. П. Кудриным, И. А. Лаверецким, М. П. Муравьевым, И. А. Пелевиным и Н. Ю. Силивановичем. В композиции этого произведения чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов.

Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета. Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что в России изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».

Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен под руководством баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, его площадь – 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.

В музее проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, ведется учебно-образовательная работа со школьниками, проводятся художественные мастер-классы для детей «Дети рисуют в храме». Разработаны специальные программы и создана оснащенная новейшей техникой инфраструктура для посетителей с ограниченными возможностями, в том числе для посещения смотровой площадки с экскурсией на высоте 37 метров посетителями в инвалидной коляске . Сегодня под сводами Исаакиевского собора проходят концерты классической и духовной музыки в исполнении Камерного хора Смольного собора.

Поделиться