Лютеранская кирха святого михаила. Евангелическо-лютеранская церковь святого михаила. История создания собора

Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

В досоветское время в столице Российской империи к верующим протестантских дефиниций, как правило, относились без предубеждений. Поэтому созданию в 1731 г. общины приверженцев евангелическо-лютеранского вероисповедания никто не препятствовал. В 1834 г. организация получила имя Михаила - архистратига, архангела, верного соратника самого Творца. Спустя семь лет от общины отделились верующие-эстонцы, которые организовали собственную церковь Св. Иоанна. Лютеранам-немцам ничего не оставалось, кроме как образовать собственную церковь Св. Архангела Михаила в 1842 г., которая только в 1876 г., будучи освящённой, заняла своё нынешнее место на Среднем проспекте Васильевского острова.

Лютеранская церковь св Михаила по проекту Бульмеринга

Каменная лютеранская церковь Святого Михаила в Санкт-Петербурге возведена по проекту К. Бульмеринга, военного инженера в звании инженер-полковника. Однако фасад в 1886 г. пришлось перестроить. В таком псевдоготическом виде, с венцом из остроконечного шатра на высоком барабане, который декорирован стрельчатыми окнами и пинаклями, а также с облицованными песчанником стенами лютеранская церковь Св. Михаила вошла в XXI в.

А в XX в. коммунисты приход упразднили, прихожан разогнали или репрессировали, сама лютеранская церковь Святого Михаила, точнее, здание, в котором она находилась, перешла на баланс промышленного предприятия. Заводчане внутренности помещения значительно перестроили и приспособили церковное пространство под свои заводские нужды.

При А. Собчаке городские власти определили, что лютеранская церковь Св. Михаила должна быть передана в ведение только что созданной (или воссозданной - кому как нравится) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. С 2002 по 2010 гг. здание здание подвергли реставрации.

Большинство нынешних прихожан - русскоязычные верующие Санкт-Петербургского пробства ЕЛЦИР. Основной язык богослужения русский. Кроме того, руководство пробства охотно предоставляет культовое заведения для осуществления богослужений методистам, адвентистам седьмого дня, верующим иных протестантских конфессий.

Своей нынешней ролью в протестантской жизни Санкт-Петербурга лютеранская церковь Святого Михаила во многом обязана о. Сергею Прейману, который возглавлял русскую общину лютеран до своей смерти в 2003 г.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай Iприказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на на нём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Архангела Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразднён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания — единый неф церковного здания был разделён на три этажа. В декабре 2010 года, после многолетних реставрационных работ, с храма сняты строительные леса. Для окончательного восстановления фасадов — на крыше отсутствуют 13 башенок-пиннаклей и готические решетки — требуются значительные средства. В настоящее время в приходе идут богослужения, на которые верующих собирает церковный колокол.

В 1992 годы здание было передано ЕЛЦИ, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на Мессах. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель — Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. На данный момент настоятелем прихода является о. Сергей Татаренко. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. В настоящее время территория церкви предоставляется для богослужений иным протестантским конфессиям: методистам, адвентистам седьмого дня, церквям «Виноградник» и «Часовня на Голгофе».

е евангелическо-лютеранского вероисповедания. В настоящее время действующий приход ЕЛЦИ. Расположена по адресу Средний проспект Васильевского острова, 18/2-я линия, 32.

История

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на наём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразнён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания - единый неф церковного здания был разделён на три этажа. Эти изменения существуют и по настоящее время.

В 90-ые годы здание было передано ЕЛЦИР, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на богослужениях. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель - Сергей Робертович Прейман, который одновременно был руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Диаконом церкви являлся Сергей Алексеевич Исаев, кандидат исторических наук, автор книги «Секты и расколы в раннем Лютеранстве». После скоропостижной смерти Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства.

Архитектура

  • каменная церковь на 800 мест, построена в 1871-1876 годы, по проекту военного инженера, инжерера-полковника К. К. Бульмеринга.

Фасад перестроен в 1886 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Данное здание существует по настоящее время.

Церковь построена в стиле псевдоготики. Здание увенчано остроконечным шатром на высоком барабане, декорированном готическими стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником.

С 2002 года ведётся реставрация здания.

Пасторы, служившие в приходе

  • Tobias Plasching (1732 - 1747)
  • Hilarius Hartmann Henning (1747 - 1792)
  • Ludwig Jeremias Hoffmann (1794 - 1801)
  • Heinrich Conrad Heinemeyer (1801 - 1803)
  • August Friedrich Hirscfeld (1803 - 1829)
  • Carl Friedrich Rosental (1823 - 1827)
  • David Flittner (1830 - 1859)
  • Adolf Stierin (1859 - 1860
  • Karl Masing (1860 - 1878)
  • Paul von Loesch (1869 - 1877
  • Guido Ottomar Pingoud (1878 - 1914)
  • Karl Beldan (1903 - 1908)
  • Eugen Deggeler (1908 - 1915)
  • Karl Bush (1913 - 1918

Ссылки

  • Е. Е. Князева, Г. Ф. Соколова «Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.», Санкт-Петербург, «Литера», 2001, ISBN 5-89319-048-3

Фото: Лютеранская церковь Святого Михаила

Фото и описание

Евангелическо-лютеранский собор Святого Михаила – храм Санкт-Петербурга, находящийся в ведении Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Он находится на проспекте Среднем, на Васильевском острове, где во времена царя Петра I селились немцы, приехавшие на службу к российскому самодержцу. Именно это место предполагалось сделать центром града Петра.

В 1731 году здесь был расположен кадетский корпус, в одном из помещений которого для воспитанников-лютеран была создана отдельная община. Тремя годами позже, в 1734 году, она была освящена и стала носить имя архистратига Михаила.

В годы правления императора Николая I церковь была перенесена в другое здание, которое брали в наем у частных владельцев. Однако по приказу царя, деньги, взимаемые с общины за наем, возмещались из казны. В то же время лютеранская община разделилась на эстонскую и немецкую. Те, кто принадлежал к эстонской, посещали храм Святого Иоанна. Порядка двух тысяч немецких прихожан стали собираться в доме на 3-й линии у госпожи Тиблен. В августе 1842 года там состоялась церемония освящения церкви во имя Святого Архангела Михаила. Здание было небольшим и не могло вместить всех желающих присутствовать на службах. Поэтому после реконструкции, проведенной в кадетском корпусе, лютеранскую церковь вновь разместили там. Она была освящена в 1847 году в ноябре.

Обе церкви на Васильевском острове составляли один приход до 60-х годов 19 века. Позже, после того, как церкви в кадетском корпусе было дано соответствующее разрешение, при ней был создан собственный приход, который стал именоваться церковью Святого Михаила на Кадетской линии. В то же время верующие начали сбор средств на строительство нового храма на Васильевском острове. Начало ему было положено 23 октября 1874 года на Среднем проспекте, а обряд освящения состоялся в декабре двумя годами позже.

Собор рассчитан так, что единовременно там могли находиться 800 человек. Он был возведен по проекту инженера Карла Карловича Бульмеринга. Фасад перестраивался в 1886 году. Новый проект разработал архитектор Р.Б. Бернгард. Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас.

Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками. Облицовка стен из песчаника.

После революции 1917 года приход упразднили, а само здание отдали под завод. Там была проведена серьезная реконструкция и перепланировка, в том числе и нефа, который поделили на три этажа.

В 1992 году здание собора Святого Михаила вернули верующим и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2002 году там начались серьезные реставрационные работы. И лишь в 2010 году со здания окончательно были сняты строительные леса. Однако работа не закончена. Пока не восстановлены готические решетки и башенки-пинтакли. Для этого нужны серьезные материальные вложения.

Большую роль в возрождении и храма и прихода сыграл настоятель епископский викарий и руководитель Русского пробства Сергей Прейман. После его скоропостижной смерти, прошла реорганизация Русского пробства и приход перешел в состав пробства Санкт-Петербургского.

В большинстве своем прихожане собора Святого Михаила - русские. Сейчас в приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». Настоятелем и главой Санкт-Петербургского пробства в настоящее время является отец Сергей Татаренко.

Поделиться