Как поминать во время поста. Постный поминальный стол - что готовить? Допустимо ли зачатие детей в Великий пост

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов

Что делать, если не хватает силы воли соблюдать пост?

У меня нет силы воли соблюдать пост в отношении пищи. Когда я не ем мяса, становлюсь злой и радзражительной, грубой. Знаю, что главное в посте не только воздержание от пищи, но более углубленный взгляд в себя, старание исправить с Божией помощью что-то в себе, и все же.. Мне наверное легче не посмотреть лишний раз фильм или тв, чем не сьесть мяско. Ну что мне делать, раз я такой инвалид духовный, я и правило регулярно читать не могу, непосильно… ничего не могу делать регулярно. Иногда даже бывают мысли, что Православие не для меня, но я не могу жить без Христа, без Причастия (пусть даже оно нечастое).

В первую очередь мы не должны смиряться с тем, что мы являемся «духовными инвалидами» и признавать это состояние как наше единственно возможное до скончания века. Борьба со своими страстями и слабостями ведь, по сути, и составляет цель поста. А выйти на такую борьбу и победить в ней возможно только после регулярных и сложных «тренировок», и, конечно, с помощью Божией. Вы пишите о раздражительности. Но это относится не только к Вам, это относится ко многим людям – это достаточно частая реакция. Но раздражительность эта не появляется от поста, а проявляется благодаря посту – то есть это не что-то, что приходит только во время поста, а то, что есть в нас всегда по тем или иным причинам, просто благодаря некоторым ограничениям этот грех более ярко проявляется. Как раз одной из целей поста является выявление в себе тех или иных грехов и война с ними. Бесполезно бороться с сорняками, оторвав им только листья, но оставив в земле корни – сорняк прорастет вновь, а корень за это время еще укрепится. Нельзя бороться с раздражительностью «закармливая» ее мясом – нужно искать ее реальную причину и с ней бороться. Пост обнажает наши «слабые места», дает нам отчетливее их увидеть и почувствовать, и потому естественной реакцией должно быть не желание снова «спрятать» эти язвы, а приложить усилия к тому, чтобы удалить их навсегда. Конечно, это длинный и сложный путь, и начинать его лучше вместе с опытным проводником – священником, который подскажет, с чего именно Вам стоит этот путь начать, обсудит с Вами результаты первых шагов, подскажет, куда и как двигаться дальше. Поэтому советую Вам пойти в храм и обсудить вопросы о посте в личной беседе со священником, рассказать ему о Ваших проблемах, и спросить совета, как лучше приучить себя к посту и побороть раздражительность и грубость. Помощи Вам Божией в этой нелегкой борьбе!

— Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость – значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?

— Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, т.е. это побочные эффекты одной из целей поста — отмены «рутины», течения жизни по накатанным, «автоматическим» тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих «раскаянных» грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно «задавить» гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.

Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде.
Целью же существования этого «сада» является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха — добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.

Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы «косим» наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то — усилить, все люди разные.

Священник Алексий Чумаков

Почему пост превращается в формальность?

— Сейчас очень много говорят о том, что «пост перестал чем-то быть» для людей, превратился в формальность. Правда ли это? Ведь любой человек, соблюдающий Пост, надеется этим привлечь внимание Бога. Надеется на Милость. Как бы мало не значило это снаружи, даже если в церковь даже в пост ходишь редко, самое-то главное, что человек просит Бога вмешаться в его жизнь и помочь. В какой-то степени просто пассивно ждешь. Что в посте главное - то, что от Бога, или то, что от усилий человека?

— Мы, к сожалению, действительно часто видим, что пост превращается в формальность, но связано это не с тем, что человек делает слишком мало, а в том, что пост сводится только к ряду каких-то внешних правил, но не затрагивает души человека.

Так, например, многие очень разборчиво вчитываются в этикетки продуктов, чтобы не вкусить чего-то непостного, но обижают в пост своих ближних, раздражаются и т. д. А ведь главная цель поста – покаяние, очищение души. Отвечает ли этой цели возросшая агрессивность человека? Нет. Но формально – в пище – человек пост соблюдает, и зачастую превозносится над тем, кто постится менее строго.

Конечно, Господь ценит любое усилие, приложенное человеком, любой его труд. Но цель приложения усилия теряться не должна – иначе и усилие тщетно. Бесы-то и в Бога веруют, и пищи вообще не вкушают – но своей гордостью они очень далеко отпали от Бога.

А пассивности в жизни православного христианина быть не должно, вся жизнь человека должна быть активной (но активной к выполнению воли Божией), ведь «Царствие Божие усилием берется, и трудящиеся восхищают его».

Постная трапеза

Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей?

В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.

Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.

Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.

Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря

Можно ли употреблять спиртные напитки во время поста?

В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником. Помоги Вам Господи!

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Как правильно соблюдать сухоядение?

Как правильно соблюдать сухоядение (в частности, на 2-6 неделе Великого поста). Первая неделя: понедельник, вторник, среда без пищи, дальше четверг и пятница сухоядение. Начиная со второй недели сухоядение в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг вареная пища без подсолнечного масла (можно?) , или лучше и во вторник и четверг кушать хлеб и овощи один раз в день вечером?

— О способе соблюдения сухоядения лучше лично осведомиться у священника, потому что ответ на этот вопрос можно давать только исходя из состояния здоровья постящегося.

Если говорить только о требовании Устава, то здесь они описаны достаточно точно. В понедельник, среду и пятницу предполагается вкушение не приготовленной на огне пищи один раз в день вечером. Во вторник и четверг также один раз вечером вкушается вареная пища также без масла. Однако этот устав написан монахами и для монахов. И мирянину поститься таким образом без благословения может быть не полезно.

Священник Михаил Самохин.

Развлечения во время поста

Прот. Александр Шмеман:

« Великий Пост — это время, когда человек как бы вновь приобретает веру, но также и жизнь, в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, слушание музыки, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком, с человеческой работой и с искусством. И понимаем мы все это, потому что мы просто снова поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию».

Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?

Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал Вам смотреть во все время Великого Поста. Посоветовал бы Вам побольше думать о душе, а не о теле.

Как бы не окончились спортивные состязания, кто бы ни победил – «Спартак», «ЦСКА» или «Динамо» – для спасения души это не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба – очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь.

Я бы советовал Вам поговорить со священником на исповеди о Вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для Вас.

С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов (еп. Орехово-Зуевский Пантелеимон)

Грех ли помогать готовить праздничную программу к корпоративному празднику?

Мне кажется, что помогать готовить программу — не грех, если в самой программе нет каких-то непристойных шуток и т. п. На самом празднике можно и нужно от души поздравить коллег, сказать им добрые слова, пожелания. Танцевать, наверное, не стоит, а вот участие в конкурсах (опять-таки, не выходящих за рамки приличия) вполне возможно. Можете сами придумать и провести какой-либо конкурс. Что касается поста, то постарайтесь поучаствовать в приготовлении постных блюд. регулярно публикуются на нашем сайте.

Великопостное богослужение

Нужно ли вставать на колени во время пения «Покаяния отверзи ми двери…»?

— Коленопреклонение во время исполнения данных песнопений зависит от местных традиций того прихода, который Вы посещаете, и не является обязательным.

Священник Михаил Самохин.

Когда необходимо преклонять колени на Пассии (служба, совершаемая вечером в воскресенья Четыредесятницы) и на службе Похвала Пресвятой Богородице (утреня субботы пятой седмицы Великого поста)?

По уставу, на Пассии принято преклонение колен во время коленопреклоненной молитвы священника после сугубой ектении, а также земные поклоны после пения молитвы «Богородице Дево, радуйся…», «Предтече Христов, всех нас помяни…», «Молите о нас, святи апостоли, святи вси…» и при чтении молитвы Ефрема Сирина. По субботам земные поклоны отменяются. А поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня, то и на вечернем богослужении в пятницу, когда читается акафист Пресвятой Богородице, поклоны не совершаются.

Однако могут существовать еще какие-то приходские традиции, например, часто на чтении 13-го кондака Акафиста верующие встают на колени. Но эти традиции могут различаться в разных приходах, поэтому тут можно ориентироваться на поведение молящихся или священника.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших Великим Постом

Как поминать усопших, если день памяти (9-й или 40-й дни, годовщина…) приходится на Великий пост?

Для поминовения усопших во время Великого поста Церковь отвела специальные дни – это вторая, третья и четвертая субботы поста. Поминки можно приурочить к первой из таких суббот – 19 марта. Записку об упокоении можно подать и в первую субботу и воскресенье поста (12 и 13 марта), однако о возможности отслужить в этот день панихиду необходимо заранее спросить в том храме, куда Вы собираетесь пойти. Дата поминальной трапезы особого значения не имеет, поскольку усопшему важнее всего наши молитвы о них.

Супружеские отношения во время Великого поста

Вопрос о брачных отношения в пост…

— Вопрос этот непростой.

Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Пост у беременных женщин, детей и подростков

Я беременна. Скажите, могу ли я не есть мяса? Достаточно ли этого? Врач говорит о белковом питании, поститься как до беременности, думаю, нельзя. Священник сказал, чтобы я сама решала по самочувствию. А как решить по самочувствию, если самочувствие как раз не страдает… Мне нужно конкретное наставление, знаю, беременным делается послабление, помогите!

Действительно, беременным женщинам и кормящим матерям телесный пост ослабляется. Мера поста у всех разная, обычно в течение поста разрешены молочные продукты, яйца.

Уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Можно ли беременным мясо?

Я бы не стал так ставить вопрос, что беременным обязательно нужно есть мясо или не есть. Смысл поста вообще не в этом. Поэтому беременным православным женщинам как раз это и предстоить осознать. Кушать можно все, что нужно (если это мясо, значит мясо) — и вообще про это лучше не думать. Беременная не должна думать о еде, просто есть все необходимое и все, главное заботиться о том, чтобы сердце было чисто от всякого рода ненужностей. Сыне (в данном случае — дщерь), даждь мне сердце твое, а не желудок.

Священник Димитрий Карпенко.

Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Мы для своих детей определили следующие ограничения — никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5-ти и 3-х летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и родители-жесткачи, но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что всё не просто так.

Священник Димитрий Карпенко

Моему старшему сыну 4 с половиной года. Он всегда относился к детям с плохим аппетитом. Тем не менее, до сих пор получалось в посты мясное ему не давать. Так вышло, что в течение месяца он сильно болел и довольно ослаб, здорово похудел. Сейчас он выздоравливает и немного прорезался аппетит, но он очень просит мясного, отказываясь от рыбного, овощного и проч. Он знает, что в пост мясо есть нельзя и даже согласен его не есть, но тогда он остается без горячей еды — есть будет только закусь — хлеб, яблоко, глазированные сырки и т.п. Как мне лучше поступить? Как должны поститься дети младшего дошкольного возраста? Екатерина

Дорогая Екатерина!

Конечно, маленькому ребенку да еще после болезни можно и нужно давать мясную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Какой пост должен быть в 13 летнем возрасте?

В таком возрасте пост определяется тем, что готовит мама. Можно ограничить себя в каких-то лакомствах, можно совсем не смотреть телевизор, больше помогать маме, если есть возможность — чаще ходить в храм, никого не обижать. Если еще не выучил, то выучи молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся».

Протоиерей Александр Ильяшенко

Так ли обязательно ограничение в пище? Может ли быть достаточным чтение духовной литературы, усиленные молитвы, воздержание от развлечений, исповедь перед причастием? Особенно для детей.

Что касается установленных Церковью однодневных и многодневных постов, то их, если позволяет здоровье, соблюдать необходимо. Мера поста для детей иная, чем у взрослых. Но все вопросы личного поста необходимо решать со священником индивидуально.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли воздержаться от соблюдения поста юноше 15 лет, ведь в школе идет подготовка к экзаменам, и это требует большой активности?

Пост — время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище — лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: «От юности моея мнози борют мя страсти». В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать.

А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедоваться и причащаться.

Священник Димитрий Лин

Пост и нецерковные родственники и знакомые

Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет.

Священник Михаил Самохин.

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца?

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.

Священник Александр Ильяшенко

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса

Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас, либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время.

Священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

Священник Михаил Немнонов

Беседа священника Александра Волохова

Епископ Иларион (Алфеев)

Как правильно проводить поминки в пост? Этот вопрос священникам часто задают люди, которые совсем недавно проводили в мир иной близкого человека. Ведь нашему народу свойственно с особым почтением относиться к умершим и ко всем обрядам, которые, как мы верим, облегчают их загробную участь, поэтому родственники покойного стремятся все сделать в соответствии с правилами. Как и все православные ритуалы, обряд поминовения оброс толстым слоем суеверий и излишеств.

Прежде, чем перейти к вопросу, как организовать поминки в пост, стоит разобраться, что такое поминки и для чего они нужны. Я думаю, многие из нас сталкивались с печальными ситуациями, когда поминки превращались в рьяное буйство чуть ли не с песнями и плясками. Православная церковь крайне негативно относится к подобным явлениям, более того, священнослужители постоянно напоминают верующим, что поминовение , а тем более на поминках в пост, недопустимо! В этом вопросе не допускается понятие «мера» – спиртных напитков на поминальном столе не должно быть вообще. К сожалению, даже понимающим это людям часто приходится переступать через благочестие, идя на поводу у недовольных родственников.

Можно ли проводить поминки в Великий Пост?

Традиционно поминальную трапезу устраивают трижды: в день смерти, на 9-й и 40-й дни. При поминках в Великий Пост в это правило вносятся определенные коррективы: в период Великого Поста, если 9-й или 40-й день выпадают на будни, то поминальный обед переносят на субботу или воскресенье (кроме Вербного). Поминки в день похорон организовывать можно, но желательно делать это в соответствии с правилами постного рациона: в среду и пятницу подавать к столу пищу без растительного масла. Если за поминальным столом будет присутствовать много не постящихся, нужно пойти на уступки – разнообразить стол блюдами из рыбы и прочих морепродуктов.

Поминки в Великий Пост не допускают спиртное: на стол можно поставить компоты, соки, квасы, минеральную воду. Совершенно недопустим (не только на поминках в пост, но и всегда) обычай ставить перед фотографией покойного рюмку водки, накрытую хлебом – это оскорбляет память умершего и православие в целом. Ведь христиане верят в то, что физиологические функции организма недоступны душе – она сбрасывает с себя тело, словно оболочку, воспаряя на небеса, поэтому и наши низменные потребности ей уже не нужны. Поминки в Рождественский, Успенский и Петров посты проходят по тем же правилам, если же Вы сомневаетесь в правильности выбора даты, то стоит проконсультироваться с православным священником.

Поминки в пост и молитва за упокой

Подготавливая поминки во время церковного пост, не забывайте, что покойному меньше всего нужны посиделки родственников и друзей. Родственники делают это прежде всего для себя: ведь становится намного легче на душе после того, как посидишь за одним столом с теми, кто хорошо знал умершего, поговоришь с ними, повспоминаешь разные ситуации. На поминках и поддержат, и успокоят, и складывается ощущение, что «отпустил» родную душу. Но самое главное, что нужно покойным – усердная молитва об упокоении их души.

Перед поминками в православный пост, а также в день смерти, очень рекомендуется подать за умершего сорок заказных литургий в нескольких монастырях (так как в монастырях службы правятся ежедневно). Также хорошо заказать за него чтение церковной Псалтири на год. До и после поминок в пост обязательно следует как можно больше подавать милостыню, но делать это нужно с умом: помогайте тем, кто действительно нуждается, избегайте мошенников.

Поминки в пост совершаются также как и в любые другие дни. Отпевание совершается по чину. Смерть в православной церкви называют переходом, успением. То есть человек не просто ушел в небытие, не исчез, превратившись в пыль, а только перешел в новую ипостась существования. Но для нас важна и участь почившего в загробной жизни. Поэтому мы молимся о его упокоении, . А после погребения совершаются поминки.

О поминках в пост

Обычно поминки проводят три раза, в том числе и в пост. В первый раз похороны совпадают с поминками. Затем мы вспоминаем умершего на девятый и на сороковой дни. По учению церкви именно в эти дни решается «судьба» усопшего. В эти даты родственникам и близким следует помолиться на службе в храме. Дома организуется поминальная трапеза. Конечно, для православных важнее не стол, а память об ушедшем. В день поминок в пост нужно вспомнить все добрые дела человека, его земной путь, помянуть добрым словом, рассказать о нелегкой жизни.

Для кого-то такие рассказы на поминках в пост станут поучительными, помогут обрести веру, если умерший человек был примером веры и добродетельной жизни. Поминальный стол накрывают и для того, чтобы все родные и близкие могли собраться вместе, помолиться об умершем. В этом есть сокровенный смысл.

Поминки в православный пост

Для верующих проведение поминок в пост связано с некоторыми правилами. Например, прежде чем приступить к трапезе, следует помолиться, прочитать псалом девяностый. Все мероприятие требует серьезности, почтения к памяти усопшего. За таким столом непозволительны двусмысленные шутки, сарказм, безнравственные истории.

Трапеза на поминках, как правило, начинается с кутьи. Это блюдо готовится заранее из риса или пшеницы, заправленной медом и сдобренной ягодами или дольками плодов. Кутья обычно на панихиде — специальной службе по умершему. Кутью должен отведать каждый гость, пришедший на поминки в пост. Традиция поминовения кутьей уходит далеко корнями в церковную историю. Зерно, приготовленное для кутьи, олицетворяет цельность души, ее бессмертие. Поэтому стол на поминках можно назвать символическим.

Не стоит беспокоиться о щедром угощении, разнообразии блюд. На поминки собираются не для чревоугодия. Особенно, если поминки выпали на будни Великого поста. Можно просто перенести стол на субботний или воскресный день, чтобы не нарушать правил сухоядения в другие дни. Третий день поминок в пост связывают с воскресением Христа (он воскрес на третий день после смерти), усопшие тоже воскреснут в жизнь вечную. Девятый день поминок во время поста связывают почитанием девяти чинов ангелов, а сороковой день поминок соотносят с Вознесением Иисуса Христа.


Если у вас есть свободное время, то почитайте

Текст православной молитвы преподобному Андрею Рублеву

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай , ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.
Блины (обязательно должны быть на дрожжах)
Мука пшеничная, можно добавить немного гречневой или другой муки + дрожжи, добавляете воду до образования жидкой сметаны, соль и сахар по вкусу, немного растительного масла. Пусть тесто подойдет и выпекайте как обычные блины, только смазывать постным маслом.
Кутья кроме крупы (пшеницы или, что теперь чаще, риса) добавляют только немного мёда и изюма.
Кисель
Винегрет с фасолью свекла, картофель; огурцы соленые; грибы соленые; фасоль; лук репчатый; соль, перец молотый черный; для заправки: уксус 3%-ный; масло растительное

Добавлено через 1 час 6 минут
Вот ещё немного
Грибная икра






Редька с маслом

Икра из соленых огурцов



Постный гороховый суп




Русская постная похлебка


Рассольник









Кислые суточные грибные щи
















Рассыпчатая гречневая каша





Постное тесто для пирогов


Шаньги из гречневой каши


Блины гречневые, "грешники"






Пирожки с грибами





Луковник



Расстегаи








Рыбник





Пирог с капустой и рыбой



Картофельные оладьи


Готовое тесто выкладывайте ложкой на горячую сковороду, смазанную расти-тельным маслом, и обжаривайте с обеих сторон.

Добавлено через 17 секунд
Вот ещё немного
Грибная икра
Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.
Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку.
Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.
Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут.
За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.
Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.
Грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное - 15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус 3-процентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Редька с маслом
Натрите на мелкой терке вымытую и очищенную редьку. Добавьте соль, сахар, мелко нарезанный репчатый лук, растительное масло, уксус. Все хорошо размешайте, дайте несколько минут постоять. Затем положите в салатник горкой, украсьте нарубленной зеленью.
Редька - 100 г, лук репчатый - 20 г, масло растительное - 5 г, соль, сахар, уксус, зелень по вкусу.

Икра из соленых огурцов
Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок.
Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем.
Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров.
Огурцы соленые - 1 кг, лук репчатый - 200 г, томат-пюре - 50 г, масло растительное - 40 г, соль и перец по вкусу.

Постный гороховый суп
С вечера залейте горох холодной водой и оставьте для набухания и приготовьте лапшу.
Для лапши полстакана муки надо хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.
Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.
Горох - 50 г, картофель - 100 г, лук репчатый - 20 г, вода - 300 г, масло для обжарки лука - 10 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.


Русская постная похлебка

Сварите перловую крупу, в бульон добавьте свежую капусту, нарезанную мелкими квадратиками, картофель и коренья, нарезанные кубиками, и варите до отовности. Летом можно прибавить свежие помидоры, нарезанные ломтиками, которые закладывают одновременно с картофелем.
При подаче посыпать петрушкой или укропом. Картофель, капуста - по 100 г, лук - 20 г, морковь - 20 г, крупа перло- вая - 20 г, укроп, соль по вкусу.

Рассольник
Нашинкуйте в виде соломки очищенные и промытые петрушку, сельдерей, лук репчатый, все вместе пожарьте в масле.
Срежьте с соленых огурцов кожицу и сварите ее отдельно в двух литрах воды. Это - бульон для рассольника.
Очищенные огурцы разрежьте вдоль на четыре части, удалите семена, мякоть огурцов мелко нарежьте кусочками.
В маленькой кастрюле припустите огурцы. Для этого положите в кастрюлю огурцы, влейте полстакана бульона, варите на слабом огне до полного размягчения огурцов.
Нарежьте картофель брусочками, нашинкуйте свежую капусту.
В кипящем бульоне сварите картофель, затем поместите капусту, когда капуста и картофель будут готовы - добавьте пассерованные овощи и припущенные огурцы.
За 5 минут до окончания варки рассольник надо посолить, перец, лавровый лист и другие специи по вкусу.
За минуту до готовности в рассольник вливают огуречный рассол.
200 г свежей капусты, 3-4 средние картофелины, 1 морковь, 2-3 корня петрушки, 1 корень сельдерея, 1 луковица, 2 огурца средних размеров, 2 столовые ложки масла, полстакана огуречного рассола, 2 л воды, соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Рассольник можно готовить со свежими или сушеными грибами, с крупой (пшеничной, перловой, овсяной). В этом случае к указанному рецепту надо добавить эти продукты.


Кислые суточные грибные щи

Сварите сухие грибы и коренья. Вынутые из бульона грибы мелко изрубите. Грибы и бульон понадобятся для приготовления щей.
Потушите на маленьком огне в течение полутора-двух часов отжатую шинкованную квашеную капусту со стаканом воды и двумя столовыми ложками томатной пасты. Капуста должна быть очень мягкой.
За 10 - 15 минут до окончания тушения капусты добавьте в нее обжаренные на масле коренья и лук, а минут за пять до готовности - поджаренную муку.
Уложите капусту в кастрюлю, добавьте нарубленные грибы, бульон и варите минут сорок до готовности. Солить щи из квашеной капусты нельзя - можно испортить блюдо. Щи тем вкуснее, чем дольше варятся. Раньше такие щи ставили на сутки в горячую печь, а на ночь выставляли на мороз.
В готовые щи добавьте две дольки чеснока, растертые с солью.
К щам можно подать кулебяку с жареной гречневой кашей.
Можно добавить в щи картофель или крупу. Для этого три картофелины нарежьте кубиками, отдельно распарьте до полуготовности две столовые ложки перловой или пшенной крупы. Картофель и крупу надо класть в кипящий грибной бульон на двадцать минут раньше, чем тушеную капусту.
Капуста квашеная - 200 г, грибы сушеные - 20 г, морковь - 20 г, томат-пюре - 20 г, мука - 10 г, масло - 20 г, лавровый лист, перец, зелень, соль по вкусу.

Грибной суп с гречневой крупой
Отварите нарезанный кубиками картофель, добавьте гречневую крупу, замоченные сушеные грибы, поджаренный репчатый лук, соль. Варите до готовности.
Готовый суп посыпьте зеленью.
Картофель - 100 г, гречневая крупа- 30 г, грибы - 10 г, лук репчатый - 20 г, масло - 15 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Тюря постная из кислой капусты
Нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.
Капуста квашеная - 30 г, хлеб - 10 г, репчатый лук - 20 г, квас - 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу.

Картофельные котлеты с черносливом
Сделайте пюре из 400 граммов отварного картофеля, посолите, добавьте полстакана растительного масла, полстакана теплой воды и столько муки, чтобы получилось некрутое тесто.
Дайте постоять минут двадцать, чтобы мука разбухла, в это время приготовьте чернослив - очистите его от косточек, залейте кипятком.
Раскатайте тесто, нарежьте стаканом кружки, в середину каждого положите чернослив, сформируйте котлеты, защемив тесто в виде пирожков, обваляйте каждую котлету в панировочных сухарях и жарьте на сковороде в большом количестве растительного масла.

Рассыпчатая гречневая каша
Стакан гречневой крупы прожарьте на сковороде до тех пор, пока она не подрумянится.
Налейте в кастрюлю (лучше использовать казанок с выпуклым дном) с плотной крышкой ровно два стакана воды, добавьте соль и поставьте на огонь.
Когда вода закипит, всыпьте в нее каленую гречневую крупу, накройте крышкой. Крышку нельзя снимать до полного приготовления каши.
Каша должна вариться 15 минут, сперва на сильном, потом на среднем и в конце - на слабом огне.
Готовую кашу надо заправить мелко нарезанным, поджаренным на масле до золотистого цвета репчатым луком и сухими грибами, предварительно обработанными.
Эту кашу можно подавать как самостоятельное блюдо, а можно использовать и в качестве начинки для пирогов.

Постное тесто для пирогов
Замесите опару из половины килограмма муки, двух стаканов воды и 25-30 г дрожжей.
Когда опара поднимется, добавьте в нее соль, сахар, три столовые ложки растительного масла, еще половину килограмма муки и выбивайте тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.Затем положите тесто в ту же кастрюлю, где готовилась опара, и дайте ему еще раз подойти.
После этого тесто готово для дальнейшей работы.

Шаньги из гречневой каши
Раскатайте лепешки из постного теста, на середину каждой положите гречневую кашу, приготовленную с луком и грибами, края лепешки загните.
Уложив готовые шаньги на смазанную маслом форму, запеките их в духовке.
Такие же шаньги можно приготовить с начинкой из жареного лука, из картофеля, с растолченным чесноком и жареным луком.

Блины гречневые, "грешники"
Залейте вечером три стакана гречневой муки тремя стаканами кипятка, хорошо размешайте и оставьте на час. Если у вас нет гречневой муки, ее можно изготовить самим, размолов в кофемолке гречневую крупу.
Когда тесто остынет, разведите его стаканом кипятка. Когда тесто станет чуть теплым, добавьте 25 г дрожжей, растворенных в половине стакана воды.
Утром в опару добавьте остальную муку, растворенную в воде соль и замешайте тесто до густоты сметаны, поставьте его в теплое место и выпекайте на сковороде, когда тесто снова поднимется.
Эти блины особенно хороши с луковыми припеками.

Блины с припеками (с грибами, луком)
Приготовьте опару из 300 г муки, стакана воды, 20 г дрожжей и поставьте ее в теплое место.
Когда опара подойдет, влейте в нее еще стакан теплой воды, две столовые ложки растительного масла, соль, сахар, остальную муку и все тщательно перемешайте.
Промытые сушеные грибы замочите на три часа, отварите до готовности, нарежьте на маленькие кусочки, обжарьте, добавьте нашинкованный и слегка обжаренный зеленый или репчатый лук, нарезанный кольцами. Разложив припеки на сковороде, залейте их тестом, жарьте как обыкновенные блины.

Пирожки с грибами
Разведите дрожжи в полутора стаканах теплой воды, добавьте двести граммов муки, размешайте и поставьте опару в теплое место на 2-3 часа.
100 граммов растительного масла paзотрите со 100 граммами сахара, влейте в опару, перемешайте, добавьте 250 граммов муки, оставьте на час-полтора для брожения.
Замочите на два часа 100 граммов промытых сушеных грибов, отварите их до готовности и пропустите через мясорубку. Обжарьте на сковороде в растительном масле три мелко нарезанные луковицы. Когда лук станет золотистого цвета, добавьте мелко нарубленные грибы, посолите, жарьте еще несколько минут.
Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладким крепким чаем и выпекайте в нагретой духовке 30-40 минут.
Готовые пирожки уложите в глубокую тарелку и накройте полотенцем.


Луковник

Приготовьте постное дрожжевое тесто как для пирогов. Когда тесто подымется, раскатайте его на тонкие лепешки. Нарежьте репчатый лук и поджарьте его до золотистого цвета на растительном масле.
На дно сотейника или формы, смазанной маслом, положите тонкую лепешку, засыпьте луком, затем опять лепешку и слой лука. Так надо уложить 6 слоев. Верхний слой должен быть из теста.
Луковник выпеките в хорошо разогретой духовке. Подавайте горячим.

Расстегаи
400 г муки, 3 столовые ложки масла, 25 - 30 г дрожжей, 300 г щуки, 300 г семги, 2-3 щепотки черного молотого перца, 1 столовая ложка толченых сухарей, соль по вкусу.
Замесите постное тесто, дайте ему два раза подняться. Поднявшееся вторично тесто раскатайте в тонкий лист и стаканом или чашкой вырежьте из него кружки.
На каждый кружок положите фарш из щуки, а на него - тоненький кусочек семги. Можно использовать фарш из морского окуня, трески, сома (кроме морского), судака, сазана.
Концы пирожков защипните так, чтобы середина осталась открытой.
Расстегаи уложите на смазанный маслом противень и дайте им подойти 15 минут.
Каждый расстегай смажьте крепким сладким чаем и обсыпьте сухарями.
Выпекать расстегаи следует в хорошо разогретой духовке.
Отверстие в верхней части расстегая оставляют для того, чтобы во время обеда в него можно было залить рыбный бульон.
Расстегаи подают к ухе или рыбному супу.

Рыбник
500 г рыбного филе, 1 луковица, 2- 3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.
Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.
Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.
Уложите раскатанную лепешку на смазанную маслом форму, на лепешку уложите слой тонко нарезанного сырого картофеля, обсыпанные солью и перцем. крупные куски рыбного филе, сверху - тонко нарезанный сырой лук.
Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.
Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут; перед тем как поставить рыбник в духовку, проколите сверху в нескольких местах. Выпекайте в духовке, разогретой до 200-220° С.

Пирог с капустой и рыбой
Раскатайте постное тесто по форме будущего пирога.
Ровно выложите слой капусты, на нее - слой нарубленной рыбы и снова слой капусты.
Края пирога защемите и запекайте пирог в духовке.


Картофельные оладьи

Натрите на терке очищенный сырой картофель, посолите, дайте появиться соку, затем добавьте немного воды и столько муки, чтобы получилось тесто как для оладий.
Готовое тесто выкладывайте ложкой на горячую сковороду, смазанную расти-тельным маслом, и обжаривайте с обеих сторон.

Поделиться