Как называется собор в петропавловской крепости. Петропавловский собор снаружи и внутри. Петропавловский собор колокольня

Иконостас выполнен как своеобразный памятник победы России в Северной войне, поэтому в его композиции есть черты триумфальности. Иконостас относится к замечательным произведениям русского прикладного искусства. По оригинальности композиции, богатству отделки, высокому мастерству исполнения он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора

Иконостас Петропавловского собора - одно из замечательных произведений русского искусства. Московский архитектор И. П. Зарудный получил заказ на его исполнение 7 декабря 1722 года, через год после победоносного завершения Северной войны. Он создал оригинальное произведение. Иконостас выполнен в виде триумфальных ворот.

Работа была тем труднее, что Зарудный создавал иконостас, живя в Москве и руководствуясь лишь необходимыми размерами, присланными ему Трезини. По рисункам Зарудного работали сорок шесть мастеров. Виртуозно вырезали они из липы витые колонки, листья, гирлянды цветов, драпировку и словно сплетенные из шелка тяжело свисающие кисти.

Опытный и талантливый архитектор не случайно выполнил иконостас в форме триумфальных ворот. Он тонко согласовал его с обликом гражданского памятника - триумфальных Петропавловских ворот крепости, и тем самым с очертаниями восточной стены собора, также вторящими облику ворот. Благодаря этому приему Петропавловский собор получил еще более яркое гражданственное звучание.

Иконы иконостаса Петропавловского собора

В иконостасе 43 иконы, написанные в основном в XVIII веке московскими иконописцами под руководством А. Меркурьева.
Их принимала специальная комиссия художников и архитекторов, в которую входили А. М. Матвеев, И. К. Коробов, Д. Трезини и другие. Комиссия дала высокую оценку исполнению икон.
На большой иконе справа от царских врат (если стоять лицом к иконостасу) изображен бог-вседержитель в царской одежде, со скипетром и державой в руках - атрибутами царской власти.

Кафедра - место, откуда священники читали проповеди,- расположена перед иконостасом, слева у колонны. Она украшена картинами на сюжеты из священной истории. Скульптуры святых на кафедре вырезаны из дерева неизвестными мастерами. Они изображают апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.

Справа перед иконостасам находится обитое вишневым бархатом возвышение в две ступени под балдахином с кистями - царское место. На балдахине деревянная резная подушка, на ней вырезанные из дерева скипетр, меч и царская корона - атрибуты царской власти.
На бархате вышит золотыми и серебряными нитями двуглавый орел - герб царской России.
Когда шло богослужение, царь обычно стоял на этом возвышении. Во время посещений службы царем народ в собор не допускали.

Каждый гость Северной столицы обязательно спешит навестить Петропавловский собор. И не случайно, ведь отсюда началась история великого города. Сердцем же Петропавловской церкви считается иконостас, который таит в себе память о целой эпохе, в которой зарождался Санкт-Петербург.

История задумки:

Иконостас в Петропавловском соборе был выполнен на заказ у итальянского архитектора Доменико Трезини под руководством русского архитектора Ивана Зарудного. Где и какой святой будет расположен, определяли сам император в союзе с Феофаном Прокоповичем, с которым Пётр I был очень близок.

Иконостас являет собой память о победе русского народа в Северной войне. Это заметно по виду всей конструкции, которая напоминает триумфальные ворота. Иконостас изготавливали на протяжении 4-х лет с 1722 года. В работу были вовлечены около 50-ти мастеров высокого уровня. Среди них - резчики по дереву и золотари. Благодаря искусной работе и оригинальности, иконостас Петропавловского собора относят к одному из величайших произведений прикладного искусства мирового уровня. Стоит отметить, что в какой-либо культуре аналогов данному иконостасу нет.

Немного барокко в русском зодчестве:

Нельзя сказать, что произведение полностью соответствует канонам русского зодчества. Приближенный к стилю барокко, иконостас удивляет количеством золотых округлых скульптур, что было нововведением в мире церковной архитектуры России. Иконы писали, ссылаясь на образцы русской иконописи, сакральной гравюры, библии. Над иконами работали мастера, обученные в оружейной палате.

Несущая благую весть Мария расположена в нише центральной части врат. Слева, на пилоне, иконостас украшает архангел Гавриил . Симметрично ему, на правом пилоне — архангел Михаил с поднятым вверх мечом.

Конструкция петропавловского иконостаса:

Общая композиция всей конструкции иконостаса Петропавловского собора состоит из 5 масштабных киотов, которые разделены на 4 нижних и один большой верхний. Киоты представляют собой стеклянные рамы-ящики, которые издревле предназначаются для хранения различных реликвий, даров, икон, либо мощей. Между киотами в центральной части иконостаса по замыслу архитектора разместили царские врата. В южной и северной частях располагаются двери. Поверх царских врат перекинута исполненная величия арка. Над аркой царствует пятый киот, который уходит ввысь, в самую глубину купола в высоту около 20-ти метров.

В киоты помещены иконы: 5 больших и 36 маленьких. В южных и северных дверях располагаются две большие. Интересно, что правая сторона задумана в благодарность Петру I и традиционно считается мужской стороной. Поэтому здесь, в нижней части двери, размещены 17 маленьких икон, посвящённых героям. На большой же иконе справа («Иисус Христос на престоле») мы видим изображение всемогущего Бога в царской одежде 17-го века. В руке скипетр и держава, говорящие и всеобъемлющей власти. На голове у Иисуса шапка патриарха. Вокруг располагаются маленькие иконы ветхозаветных царей.

Левая же сторона дарует память о Екатерине I и вмещает в себя малые иконы с изображением ветхозаветных героинь. Одигитрия (Богоматерь с младенцем) словно списана с императрицы Екатерины I. Также в левой части мы видим изображения Деворы и Есфири, помещённые в прекрасные рамы в форме трёх лепестков. Все святые выбраны в соответствии с именами императорской семьи и являются их святыми. Иконы также изображают правителей династии Рюриковичей.

Древесная отделка иконостаса:

Основа каркаса иконостаса была выполнена из прочной лиственницы. Элементы декораций и скульптуры изготовлены из липы. Все элементы покрыты глянцевой или матовой позолотой. После реставрации в иконостасе появились и такие древесные породы, как дуб и хвоя. Алтарь усыпан роскошным декором: витые колонны, большие и маленькие изящные лепестки, цепочки из цветов и шикарной драпировки. Высокое мастерство отделки подчёркивает богатство и реалистичность каждой детали иконостаса.

Где заказать?

Напомним, что заказать резной иконостас для дома или храма под стать императорскому, а также купить деревянные киоты для икон можно на сайте 3Декор. Современные технологии позволяют искусно выполнить любую задумку в кратчайшие сроки.

Доступно изготовление любых иконостасов на заказ , в том числе с резными объемными иконами, либо с декоративными фигурами (это могут скульптуры, кресты, распятия, ангелы , любой другой церковный декор) в 2D или 3D.

Создадим 3д макет изделия, обеспечим резку дерева при помощи современных станков с числовым программным управлением, доработаем вручную каждую деталь, при необходимости украсим позолотой или покроем лаком.

Нас отличают высокий профессионализм и безупречное качество изделий. Звоните!

Внешне Петропавлоский собор выглядит достаточно скромно и строго и потрясает в первую очередь своими размерами (огромным шпилем колокольники) и не совсем типичными для того времени внешними видами, присущими скорее европейским храмам, нежели православным соборам. И в общем на контрасте с общим достаточно простым экстерьером имеет смысл хотя бы разок попасть внутрь (туда продаются входные билеты - в данным момент собор функционирует музейным комплексом как и Исаакиевский собор, хотя службы там проводятся).

Кстати поскольку собор в первую очередь функционирует именно как часть музейного комплекса (а не как религиозное сооружение) то очень забавно там видеть простых туристов одетых не по дресс-коду (например в шортах). В Собор Святого Петра в Риме или там например в мечети Султанахмет и Айя София в Стамбуле в шортах не попадешь, хе-хе!

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе - Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны:

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722-1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726-1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы:

Ещё одним интересным элементом собора является императорская усыпальница. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. А в 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами:

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова:

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Четыре нижних и один верхний. В промежутках между нижними киотами находятся царские врата (в конце центрального нефа) и северные и южные двери (соответственно в концах левого и правого нефов). Над царскими вратами переброшена величественная арка. Над аркой возвышается верхний, пятый, киот, уходящий в подкупольное пространство барабана на высоту почти в двадцать метров.

Иконостас богато украшен пышной резьбой и сверху донизу покрыт позолотой. В киотах размещены пять икон большого размера и тридцать шесть малого; две иконы большого размера помещены на северных и южных дверях. Хотя киоты иконостаса по отдельности напоминают заалтарные образа барочных католических храмов XVII-XVIII веков, иконостас в целом никаких аналогов в других странах не имеет. Более того, подобных иконостасов никогда не создавали ранее и в самой России, если только подобного резного иконостаса, отдельными частями напоминавшего католические заалтарные образа, не было в уже упоминавшейся выше петербургской церкви Воскресения, стоявшей в 1713-1730 годах на Васильевском острове (ведь автор франк-фуртско-лейпцигского описания Санкт-Петербурга 1718 года писал о том, что в церкви Воскресения "имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и род алтаря, хотя все это не очень принято у русских"). И действительно, иконостасы в русских церквах XVII века выглядели совсем не так, как иконостас Петропавловского собора. Они представляли собой стену с царскими вратами в центре и северными и южными дверями по бокам, на которой горизонтальными рядами в строго определенном порядке были размещены иконы.

На царских вратах русских иконостасов XVII века всегда помещалось шесть икон: две изображали благовествуемую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила, остальные четыре - четырех евангелистов; над царскими вратами всегда помещалась икона с изображением Тайной вечери. На царских же вратах иконостаса Петропавловского собора все совершенно по-другому. На них вообще нет ни одной иконы - они представляют собой четыре створки с барельефным изображением Тайной вечери, совершающейся в ротонде с куполом, прорезанным круглыми окнами. Купол ротонды увенчан изображением скрещенных ключей - символом апостола Петра. Участники вечери изображены идущими к столу, стоящему в центре ротонды; над столом, в овальном обрамлении, изображена Дева Мария, а над ней Святой Дух в виде голубя.

Слева от царских врат, на высокой тумбе,- статуя благовествующего архангела Гавриила с ветвью, а справа от царских врат, в пару к ней, на такой же тумбе,- статуя архангела Михаила , попирающего дракона. Михаил держит меч в виде длинного языка пламени и щит с монограммой Христа. За каждым горизонтальным рядом икон в традиционных русских иконостасах закреплялась определенная тематика. Совсем иначе с точки зрения тематики своих икон членится наш иконостас: в нем выделяется центральная часть с царскими вратами внизу, южная (правая) часть, которую можно назвать "мужеской"4, ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "мужей" (то есть героев), и северная (левая) часть, которую можно назвать "женской", ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "жен" (то есть героинь). Такое членение нашего иконостаса, судя по всему, обусловлено тем, что он должен был напоминать о его дарителях - "муже" Петре I и "жене" Екатерине I.

Правда, в иконостасе Петропавловского собора можно выделить ряд из шести больших икон, соответствующий самому нижнему ряду икон в русских иконостасах XVII века. Однако лишь помещение больших образов Христа и апостола Петра справа от царских врат, больших образов Богоматери и апостола Павла слева от этих врат и большого образа пророка Иезекииля на северных дверях соответствует правилам, определявшим набор и размещение икон русских иконостасов XVII века. Большой образ судии Самсона, несущего на себе городские ворота, помещенный на южных дверях, для русских иконостасов XVII века совершенно необычен. Наличие в иконостасе Петропавловского собора, в верхнем киоте, седьмой большой иконы (образа Воскресения) правилам, определявшим набор икон прежних русских иконостасов, не противоречит, но помещение этого образа над царскими вратами опять-таки нетрадиционно.

Среди персонажей двадцати шести икон, изображающих "мужей" и "жен", выделяются очень интересные группы. Прежде всего, это некоторые члены дома Рюриковичей, правившего на Руси с 862 по 1598 год,- канонизированные церковью Ольга, Владимир, Борис, Глеб, Александр Невский, Дмитрий Иоаннович. Затем, это святые, в честь которых свои имена получили супруга Петра I - Екатерина и некоторые члены его семьи и его родственники - Наталия, Елизавета, Прасковия, Анна. Далее, это провозглашенные святыми римский император Константин, его мать Елена и римская императрица Пульхерия. И наконец, это двенадцать ветхозаветных персонажей, причем изображения некоторых из них в нашем иконостасе являются едва ли не единственными или, по крайней мере, редчайшими их изображениями за все время существования русской иконописи.

Речь должна идти прежде всего о Вирсавии и Иаили. Красавица Вирсавия была женой хетта Урии, одного из военачальников древнеизраильского царя Давида. Увидев однажды купающуюся Вирсавию, Давид приказал своим слугам привести ее к себе на ночь во дворец. Спустя некоторое время Давид отправил Урию к своему главнокомандующему, тайно приказав последнему: "Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер". Урия погиб в бою, а Вирсавию Давид сделал своей женой.

Ветхозаветный автор дал, описывая поступок царя, такой комментарий: "И было это дело, которое сделал Давид, зло", однако Вирсавию осуждать не стал. Задолго до этой истории произошла другая, героиней которой была женщина из палестинского племени кенеев по имени Иаиль. Во время завоевательных войн древних израильтян в Палестине один из их разбитых противников, ханаанский военачальник Сисара, попросил у Иаили убежища.

Когда утомленный Сисара заснул в шатре Иаили, она "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле". Поступок Иаили воспела в своей победной песне правившая тогда древними израильтянами пророчица Девора. Ни Вирсавия, ни Иаиль святыми в православной церкви не считались. Почему же во второй половине 1720-х годов их изображения появились в иконостасе главного православного храма Петербурга? Ответ пока можно дать один: это было, по-видимому, своеобразной формой апологии Екатерины I, для которой Петр I - как и для Вирсавии Давид - был не первым мужем и которая для русских - как и Иаиль для древних евреев - была иноплеменницей.

Большинство икон нашего иконостаса написаны в реалистичной манере. С этой точки зрения особенно показательны изображения Деворы и Есфири (они помещены в "женской", левой, части, наверху, в рамах, напоминающих цветок с тремя лепестками) или пейзаж, на фоне которого написаны апостол Петр и апостол Павел.

На иконостасе есть изображения российских императорских регалий - короны и державы (на боковых стенках нижних киотов и на куполе ротонды царских врат). Органичное включение иконостаса в общую композицию интерьера собора подчеркивается тем, что в нем повторяются отдельные детали капителей соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон (херувимы, урны с пламенем и т. д.). На иконостасе много надписей, своим шрифтом напоминающих надписи в соборе святого Петра в Риме. Именно поэтому в надписях иконостаса вместо русских букв В и У часто употребляется латинское V и вместо русской буквы Н - латинское N. Крупные ремонты иконостаса в XVIII и XIX веках практически не изменили его первоначального облика. В мае 1756 года он вновь собирался, после того как 30 апреля был поспешно разобран и вынесен из охваченного пламенем собора. В 1832-1833 годах под иконостас для предохранения его от сырости был подведен мраморный цоколь. В 1865-1866 годах обветшавшие деревянные царские врата были заменены их точной копией, отчеканенной из меди и покрытой позолотой.

В центре алтаря, над престолом, стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах - надпрестольная сень. Она имеет своим прототипом одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора и скульптора Дж.-Л. Бернини - великолепную бронзовую сень собора святого Петра в Риме, установленную там в 1633 году.

В надпрестольной сени, как и в иконостасе, повторяются отдельные детали соборных пилонов и пилястр и обрамлений соборных окон; есть здесь и прапорцы, подобные тем, которые вы уже видели в основании барабана. Всем этим подчеркивается, что сень также является органичной частью композиции интерьера собора.

Вензель Петра I с короной, изображенный на сени, напоминает о ее дарителе.

На четвертом пилоне левого ряда укреплена деревянная резная кафедра с сенью над ней. Кафедру украшают деревянные скульптуры: апостолов Петра и Павла - под сенью, четырех евангелистов с их "живыми символами" (Матфея с ангелом, Марка со львом, Луки с быком и Иоанна с орлом) и Святого Духа в виде голубя, окруженного облаками и херувимами,- на сени. Кафедру украшают также картины; из них особенно интересна своей реалистичностью одна, иллюстрирующая известную евангельскую притчу о сеятеле. Из мелких деталей художественного оформления сени кафедры стоит обратить внимание на прапорцы, подобные тем, которые украшают основание барабана и надпрестольную сень. Кафедра была установлена в соборе в 1732 году; к сожалению, мы не знаем, кто был автором ее проекта.

Поделиться