Как называется город загорск сейчас. Самые секретные города ссср (6 фото). Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

«Золотое кольцо». Живописный, пропитанный историей. Сергиев Посад. Московская область.

Город Сергиев Посад расположен в Московской области в 52 км от центра Москвы. Является административным центром Сергиево-Посадского района Московской области. На территории района расположено более 250-ти памятников архитектуры, из них более 50 - действующие церкви. Население – 107525 человек (2009 год), площадь – 30,88 кв.км. В настоящее время Город Сергиев Посад - крупный административный, промышленный, культурный и туристический центр, жемчужина Золотого Кольца.

Герб города Сергиев Посад

История города началась с Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским. Вокруг монастыря в конце 14 века появляются первые поселения. В начале 18 века они слились в одно торгово-промышленное селение – посад, названное 22 марта 1782 года по указу Екатерины II Сергиевским Посадом в честь его основателя. В 1919 году Сергиевский Посад получил статус города. С 1930 по 1991 гг. носил имя Загорск в честь революционного деятеля В.М. Лубоцкого (Загорского), а с 1991 года стал называться Сергиевым Посадом.

Памятник поставлен в честь подвига крестьян Клементьевской слободы Шилова и Слоты. В 1608 году войска польских интервентов подошли к стенам Троицко-Сергиевой лавры. Нападение не стало неожиданным. Царь Василий Шуйский прислал сюда полутысячное войско стрельцов, они вместе с монахами и жителями близлежащих деревень и сел в течение шестнадцати месяцев удерживали оборону монастыря. Врагу, не смотря на шестикратное превосходство в численности, пришлось уйти. Враг решил пойти на хитрость, сделать подкоп под Пятницкую башню. Она защищала южные подступы. Не раз огонь ружей и пушек с нее срывал атаки. Хитрый маневр противника обнаружили крестьяне Шилов и Слота.




Администрация города Сергиев Посад

В центральной части города располагаются основные церковные, административные, культурные и социальные объекты города - Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий посёлок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил своё название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.




Автовокзал на площади ж.д.вокзала


Отель "Посадский"










центральная улица города




Гостиница "Русский дворик"








Деревянная архитектура Сергиева посада








Самой популярной достопримечательностью Сергиева Посада является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России. Монастырь построен на реке Кончуре. Все достопримечательности Сергиева Посада в какой-то степени относятся к Лавре.

Троице-Сергиева лавра

Основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Преподобный Сергий, родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. В 1337 году, 23 лет от роду, после кончины родителей, он вместе со своим братом Стефаном в поисках уединения удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа и на небольшой, проросшей густым лесом возвышенности, названной позже Маковец, срубил келлию и малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Так было положено начало обители, ставшей впоследствии одной из самых знаменитых на Руси.

Прославленная обитель Живоначальной Троицы

Основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря.


бюст Николаю II на территории Успенского храма

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм)



расположена на восточной стороне монастыря,над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Справа Митрополичьи (Патриаршие) палаты 1778 г.

Митрополичьи (ныне - Патриаршие) покои являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Здание Митрополичьих покоев, примыкающее к Трапезной палате церкви преподобного Сергия, было построено одновременно с ней, в 1687-1692 годах. Парадный фасад покоев был выполнен в 1778 году в стиле барокко.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи (1693 - 1699)

Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова. Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором.


Справа Никоновский придел собора, слева - Серапионова палатка или «Палатка трёх мощей»

Серапионова палатка - западный притвор Никоновского придела Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Устроена в 1559 г. над гробом новгородского епископа Серапиона, бывшего игуменом Троице-Сергиева монастыря с 1495 по 1506 гг. (умер в 1515 г.)

Надкладезная часовня Троице-Сергиевой лавры. (1644 - кон. XVII в.)

Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью.

Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.) Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV - XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.
Троицкий собор, построен силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле.


Церковь Соленской иконы Божией Матери



Петропавловская церковь

Один из известных православных храмов города - Петропавловская церковь. Ее также часто называются церковью обновления храма Воскресения Христова, церковью Воскресения Словущего или просто Воскресенской. Храм Петра и Павла Сергиев Посад расположил в исторической части города (бывшей Каличьей слободе). Здание датируется 1818 годом.

Черниговский храм (1886 - 1889)

Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886 - 1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851. В 1856 - 1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.

Сергиево-Посадский историко-краеведческий музей

В 1920 году был организован Историко-художественный музей-заповедник. В настоящее время он расположен в центре города, в здании банка. Здесь представлены уникальные произведения иконописи и художественного шитья, изделий из драгоценных металлов и народного искусства, коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства.





Экспонируются материалы по археологии и истории монастыря и города. Представлены произведения крестьянского искусства (резьба и роспись по дереву, набойка, металл, костюм, головные уборы).

Музей русской матрёшки

Мы же перемещаемся на другую сторону Лавры. В музейный комплекс «Конный двор». Когда-то давно в этом здании действительно держали лошадей, принадлежащих Лавре. Ныне же в Конном дворе разместилось несколько музеев. Чтобы продолжить игрушечную тематику мы начнем с матрешек.



Можно было бы предположить, что матрешка на Руси существовала всегда. Однако это не так, игрушке немногим более ста лет. По самой распространенной версии в конце девятнадцатого века в абрамцевской усадьбе Мамонтовых появилась забавная японская игрушка.







Игрушечная мастерская «Город Мастеров»

После посещения музеев игрушек и матрешек Вы захотите увезти из Сергиева Посада именно игрушку. На память или в качестве сувенира. Рекомендуем зайти за покупками в игрушечную мастерскую «Город Мастеров» (проспект Красной Армии, дом 138/2). Мастерская находится в подвальчике, через дорогу от Лавры.



Кроме всевозможных матрешек в мастерской продают новогодние игрушки, выточенные из липы и расписанные вручную. Продавец в этом заведении с удовольствием расскажет о технологии изготовления изделий. Любопытный посетитель магазина сможет узнать не меньше интересного чем в музее.

Музей «Мир русской деревни»

Надо признать, что основную площадь в «Конном дворе» занимает вовсе не музей матрешки, а этнографический музей деревенского быта. Здесь, в отличие от Суздальского скансена все экспонаты компактно собраны под одной крышей, что делает его чрезвычайно удобным для осмотра в осеннюю непогоду и зимнюю стужу.

В музее можно посмотреть с близкого расстояния на лошадь и уточку, традиционные способы оформления конька крыши. Казалось бы, крестьяне были измождены суровыми неплодородными условиями нашего климата, все силы русского мужика уходили на борьбу за урожай летом и беспробудное пьянство зимой. Ан нет, душа хотела красоты.









Здесь, как и в Хотьково, можно полюбоваться художественной резьбой по дереву. Но в отличие от музея абрамцевско-хотьковской резьбы фотосъемка тут разрешена.


Интерьер русской избы

В музее довольно большая коллекция крестьянской одежды из многих областей центральной и северной России. Яркая расцветка праздничных костюмов сразу заставляет вспомнить мотивы веселой кадрили.



Интересно платье кормящей матери из Мезенского уезда Архангельской губернии, с прорезями в области груди. Можно было бы подумать, что мода на одежду для беременных появилась только недавно. Но в музее мы видим наглядное опровержение.



Особое внимание в экспозиции уделено традициям русской свадьбы. Здесь выставлены свадебные и венчальные платья крестьян, сундуки для приданного и свадебная посуда. Рассказывается как развивались отношения жениха и невесты от сватовства до свадьбы. Обычно жених, приходя в гости к суженой, дарил ей сладости, недорогие украшения, мыло и красные чулочки.

Прялки, кстати, были продукцией двойного, а то и тройного назначения. Женщины не только пряли нить, но и соревновались у кого прялка красивее. Зимой на прялках катались со снежных горок.

Но конечно, лучше кататься на санках. Посмотрите с какой любовью их сделали. Все деревянные детали расписаны и скреплены железной полосой. Наверное, на них и сейчас можно скатиться с самой высокой горы не опасаясь, что от них что-нибудь отлетит в процессе.

Водопад «Гремячий»

Уникальным памятником природы, расположенном в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада, вблизи деревни Взгляднево, является водопад "Гремячий". По преданию, святая вода появилась среди безводной равнины по желанию Сергия Радонежского, ударившего посохом в скалу: преподобный Сергий со своим учеником Преподобным Романом по дороге в Киржач остановился на этом месте и молился об избавлении русского народа от иноземного ига.



В знак того, что Господь внял молитве святого, из горы забил благодатный источник. Со всех концов России паломники и туристы стекаются к этому источнику и получают исцеление. Высота водопада 25 метров. Рядом со святым источником стоит часовня и деревянная церковь.

Музей-заповедник «Абрамцево». Усадебный дом.

Это изумительное место расположено в 20 км от Сергиева Посада и называется усадьба Абрамцево. Приехав сюда, вы попадете совсем в другой мир. Сохранилась загородная усадьба с большим парком и прудами, с настоящей избушкой на курьих ножках, каменными скифскими скульптурами тысячелетней давности.



Абрамцево именно то место, где можно отдохнуть от сумасшедшего ритма большого города, полюбоваться красотой здешней природы. История усадьбы начинается с того момента, когда поместье Абрамцево приобрел для своей семьи писатель Сергей Аксаков. После смерти писателя хозяином усадьбы стал крупный промышленник, меценат Савва Мамонтов, который сделал это место центром русской культуры. Именно здесь были написаны картины, которые стали известны на весь мир.

Сергиев Посад - город художников, резчиков по дереву, игрушечников. Огромное количество туристов и паломников ежедневно приезжают сюда, чтобы приложиться к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, основавшего Троицкий монастырь в середине XIVв. Летом 2014 года Сергиев Посад отметит празднование 700-летия Сергия Радонежского.

Много в нашей стране красивых городов, но именно Сергиев Посад называют сердцем России, центром русского Православия. Живописный, пропитанный историей город в ожерелье городов "Золотого кольца России". Убедиться в этом можно, лишь увидев красоты и достопримечательности Сергиево-Посадского района.

Загорск в Московской области - город Золотого кольца России, более известный как Сергиев Посад. Главной достопримечательностью города является Троице-Сергиева Лавра - наиболее статусный монастырь РФ. Близость города к Москве позволяет жителям и гостям столицы посетить его за один день. Сегодня мы с вами поговорим об истории и основных достопримечательностях Загорска.

Основание города

История Загорска начинается в далеком 1337 году, когда Сергий (тогда Варфоломей) Радонежский, вместе со своим братом Стефаном поселились на холме, где позже будет действовать крупнейший монастырь России. В 1340 году здесь была построена деревянная церковь. Вскоре Стефан отправился в Москву, а холм начали заселять монахи. 1335 год считается годом принятия устава монастыря. Игуменом стал Митрофан, который постриг Сергия в монахи и завещал ему свой сан.

Монастырь стремительно расширялся и увеличивал свое влияние. Еще при жизни Сергия, а умер он в 1392 году, это монастырь стал главным в России. В 1380 году за благословением к Сергию пришел Дмитрий Донской, которому предстояло сразиться с татарами. В 1408 году, в результате татарского набега, монастырь был сожжен. На высоком статусе обители это не сказалось, и вскоре она была восстановлена.

В период с XV по XVII век это место было крупным культурным и политическим центром России. Здесь писали летописи и обучали иконописи. Крупнейшие живописцы того времени - Даниил Черный и Андрей Рублев - приезжали в монастырь, чтобы расписать новый Троицкий собор. Московские князья с завидным постоянством посещали Лавру и спонсировали ее. В 1442 году, во время междоусобных войн, именно в этом монастыре Василий Темный помирился с Дмитрием Шемякой. В 1530 году в Лавре крестили Ивана Грозного. К тому времени монастырю принадлежало довольно много земель по всему государству. В период с 1608 по 1610 год, Лавра находилась под осадой польского войска Александра Лисовского и Яна Сапеги. Вскоре в монастырь пришла страшная эпидемия, погубившая около двух тысяч человек. Тогда здесь жили не только монахи, но и крестьяне из близлежащих деревень. Несмотря на все невзгоды, полякам так и не удалось завоевать обитель. После восстановления монастыря от осады он приобрел тот облик, в котором сохранился до теперешнего времени.

В восемнадцатом веке, из-за политики подчинения церкви императору и переноса столицы в Петербург, значение монастыря в духовной жизни России несколько уменьшилось. Несмотря на это, в 1742 году в монастыре начала действовать духовная семинария, а через два года обитель получила статус Лавры. Ее главой был назначен московский митрополит. Монастырь входил в число крупных землевладельцев империи и владел примерно сотней тысяч крепостных крестьян.

Помимо сельскохозяйственной деятельности, на территории Лавры процветала торговля. В 1814 году сюда была переведена К тому моменту монастырь уже был одним из крупнейших центров паломничества в стране. Вокруг него образовалось большое поселение, называемое Сергиевским Посадом. В 1919 году оно было переименовано в Сергиев и наделено статусом города.

Сергиев Посад в XX веке

В 1919 году, Лавра, равно как и другие монастыри России, была закрыта, а Духовная академия - распущена. В следующем году на территориях монастыря стал действовать историко-архитектурный музей. Именно благодаря ему, в советские годы обитель практически не пострадала. Главной потерей для монастыря стала переплавка основного количества колоколов.

В 1930 году Сергиев был переименован в Загорск, в честь большевика Загорского. Это название город носил вплоть до 1991 года, пока ему не вернули старое имя. В народе этот населенный пункт до сих пор называют по-разному. В 1940-х началась научная реставрация Лавры, которая продлилась до 1980-х. В результате часть зданий была реконструирована, а еще часть - перестроена. При этом уже в 1946 году обитель вновь открыли для всех желающих. В том же году сюда была перенесена резиденция патриарха. Вплоть до начала 2000-х монастырь сосуществовал с музеем.

Во времена СССР в Загорске начали строиться крупные промышленные предприятия. Благо к этому времени уже была сделана ЖД (1862 г.) и автомобильная дорога (1845) к столице. Так, в 1934 году свою деятельность начал Загорский оптико-механический завод (ЗОМЗ). Предприятие, занимающееся разработкой и выпуском оптико-механических, а также оптико-электронных приборов работает до сих пор. В 1938 году появился Загорский электромеханический завод «Звезда». Это предприятие изготавливало широкий спектр изделий, в том числе и для оборонной промышленности. Равно как и оно до сих пор держится на плаву.

В 1993 году резиденцию патриарха перенесли в московский Данилов монастырь, а Троице-Сергиеву Лавру внесли в список наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности

Конечно же, главной достопримечательностью города Загорска в Московской области является Лавра, в которую приезжают паломники со всего мира. Церкви в городе расположены повсеместно, и даже за пределами монастыря. Так, Черниговский скит расположился в 3 километрах от Лавры. Кроме того, в Загорске находится много интересных музеев, не посвященных церковной тематике. Теперь поговорим подробнее об этом и многом другом. Начнем с достопримечательностей монастыря, благодаря которому появился город.

Троице-Сергиева Лавра

Лавра располагается прямо в центре города. Это самый крупный монастырь в России, сыгравший в истории государства значительную роль. В РФ всего два монастыря носят статус Лавры, и это один из них. Вход в Троице-Сергиеву Лавру бесплатный. Для туристов она открыта на протяжении всего светового дня.

Успенский собор

Самым большим и заметным зданием Лавры является Успенский собор, который располагается в центральной части монастыря. Он был построен в период с 1559 по 1585 год, по образцу московского Успенского собора, которому на тот момент было порядка ста лета. В результате получился большой пятиглавый храм, центральный купол которого покрыт позолотой, а остальные покрашены в синий цвет со звездами. Внутри собора находится иконостас, часть икон которого была выполнена еще в 16-м веке, а львиная доля остальных - в конце 17-го. Известно, что в создании иконостаса принимал участие Симон Ушаков. Весь собор, и купола в том числе, расписан фресками. Они были выполнены в 1684 году мастерами из Ярославля, под руководством Д. Плеханова. В Успенском соборе покоятся Макарий Невский и Иннокентий Московский (первый епископ Аляски и Камчатки).

Снаружи, у западного угла собора, расположен Успенский кладезь и часовня, которая напоминает миниатюрную церковь с росписью и резьбой. На противоположной стороне от собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронен, в частности, Борис Годунов.

Троицкий собор

Является главным храмом лавры и ее старейшим зданием. Был построен в 1422-1423 годах на месте деревянной церквушки. Представляет собой четырехстолпный одноглавый храм, выполненный из белого камня. Троицкий собор является одним из немногих зданий ранней архитектуры Московского княжества, сохранившихся по сей день, и одним из лучших образцов стиля. Высота собора всего 30 метров, но благодаря удачным пропорциям он не кажется низким. Изначально храм был расписан и Андреем Рублевым. В семнадцатом веке по мотивам их фресок были написаны новые. Иконостас собора был создан еще в начале 15-го века и пополнялся вплоть до конца 17-го века. В соборе покоится Сергий Радонежский - основатель Лавры.

Никоновская церковь

Церковь примыкает к Троицкому собору с южной стороны. Она была построена в 1623-1624 годах, на месте старой церквушки. Ее размеры рассчитаны таким образом, что высота вместе с крестом соответствует высоте основного объема собора. Экстерьер декорирован довольно необычно, а вот интерьер в первичном виде не сохранился. Здесь покоится умерший в 1426 году Никон Радонежский.

Духовская церковь

Небольшая церквушка располагается между двумя соборами - Успенским и Троицким. Она является вторым по возрасту сооружением Лавры, сохранившимся до теперешнего времени. Строительство церкви было поручено псковским мастерам и развернулось в 1476-1477 годах. Псковский почерк можно распознать по звонницам, которые интегрированы с основным объемом здания. Кирпичная церковь имеет богатый декор. Внутренние росписи датируются 1665 годом. Иконостас был собран в девятнадцатом веке, поэтому считается новым. Здесь похоронены несколько святых, в том числе Максим Грек.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких

Шатровая церковь, расположенная в северо-западном углу монастыря, была построена в 1635-1637 годах, в рамках восстановления Лавры. Строительство координировал Келарь Александр, который был выходцем из Соловецкого монастыря. Видимо, отсюда и берется посвящение церкви. Ее экстерьер выполнен по тем временам довольно изощренно. Иконостас современный, сравнительно, разумеется.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь была построена в конце 17-го столетия. Примечательно, что под ней имеется арка, а значит, когда-то здание было надвратным. Строительство церкви спонсировал Григорий Строганов. Как и другие она имеет исключительно богатый внешний декор. Здание представляет собой четверик, поставленный на куб и являющийся основой для пяти небольших главок. Внутри располагается иконостас, собранный в начале 19-го века.

Трапезная церковь

Такое название получила церковь Сергея Родонежского, которая была объединена с трапезной и стала одним из самых больших зданий лавры. Внешняя окраска здания создает эффект рельефа, что, наряду с богатым декором, лестницами, крыльцами и колоннами, выглядит очень впечатляюще. Церковь была построена в 1686-92 годах и стала одним из главных образцов нарышкинского барокко. Богатая внутренняя отделка датируется концом 17-го века, так же как и иконостас. Примыкающая к церкви трапезная палата является самым большим историческим односводным зданием России.

Колокольня

Колокольня была построена в период с 1741 по 1770 год. Строительство начинал архитектор И. Мичурин, а заканчивал его коллега - Д. Ухтомский. Колокольня имеет высоту 88 метров, что превышает высоту колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском кремле. Состоит она из четырех ярусов, которые стоят на кубическом основании. Самый старый колокол был отлит в 1420 году.

Царские чертоги

Всю северную сторону монастыря занимает нарядное двухэтажное здание Царских чертогов (1686-1692 гг.). В его декоре преобладает белый камень и полихромные изразцы. На этом месте когда-то стоял деревянный дворец Ивана Грозного. На западной стене чертогов сохранилась лепная отделка середины 18-го века. Внутри можно увидеть две 17-го века и выдающуюся роспись сводов середины 18-го века. Сегодня в этом помещении находится церковно-археологический кабинет, в котором хранятся книги, иконы и церковная утварь.

Стены и башни

Монастырь окружен стеной с 10 башнями и Святыми воротами. Примечательно, что башни выполнены в разных стилях, так как строились с 16-го по 18-й век. Каждая из них интересна по-своему.

Пришло время познакомиться с достопримечательностями Загорска в Московской области, которые находятся за пределами Лавры.

Красногорская площадь

Перед входом в монастырь находится довольно-таки крупная площадь. Вокруг нее расположились торговые ряды (1902 г.), гостиничный комплекс (1890 г.), и Красногорская часовня (18-й век). Площадь украшена несколькими монументами, в том числе С. Радонежского.

Пятницкое подворье

Первой попыткой расширить Лавру за пределами стены стало Пятницкое подворье. Сегодня здесь стоит две и Пятницкая. К последней была пристроена шатровая колокольня и трапезная. Обе церкви украшены богато и являются ярким примером типичной русской архитектуры 16-го века.

Смотровые площадки

В Загорске в есть две смотровые площадки. Первая находится недалеко от Лавры и открывает вид на нее же. Вторая площадка располагается около Музея игрушек, на холме под названием Блинная горка. До революции на этом холме стояли два дома художника Малышева, который был единоличным обладателем прекрасного вида на Лавру.

Памятник Загорскому

Неподалеку от Вознесенской церкви расположилось единственное напоминание о былом названии города - памятник Владимиру Загорскому, который погиб в 1919 году от взрыва бомбы. Сам по себе памятник вполне заурядный, особенно по сравнению с соседствующими красотами, однако его ценят не за красоту.

Черниговский скит

В трех километрах на восток от Лавры расположился скит, который был основан в 1843-44 годах для тех монахов, которым было необходимо уединение. Исторические постройки скита выполнены из красного кирпича. Самым интересным зданием комплекса является Черниговская церковь, построенная в псевдорусском стиле. Примерно раз в час сюда ходит автобус №38, курсирующий от ЖД вокзала.

Церкви

Церкви в Загорске располагаются буквально повсеместно, и даже за пределами Лавры. Главные из них:

  1. Ильинская. Была построена в период с 1765 по 1773 гг. Единственная церковь в городе, которая не закрывалась во времена советской власти.
  2. Вознесенская. Построена в 1766-1779 годах. По меркам Сергиевого Посада является стандартным образцом жанра.
  3. Успенская. Построена в селе Клементьеве в 1769 году. В 18-м веке село присоединилось к городу.
  4. Церковь Марии Магдалины. Располагается в пяти километрах от центра города, в поселке Лоза. Была построена в 1901 году и долгое время использовалась не по назначению. Сегодня здесь располагается и интернат для девочек-сирот. Единственное, чем привлекает церковь туристов, - экстерьер.

Музеи и выставки

В городе Сергиев Посад (Загорск) есть масса увлекательных заведений. Вот лишь основные из них:

  1. Историко-художественный музей-заповедник. Музей создан в 1920 году на основе накопившегося собрания историко-художественных ценностей Троице-Сергеевой лавры. В 1992 году, когда музей был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия РФ, его практически полностью перенесли за пределы монастыря и расположили в нескольких древних особняках, прямо в центре города. Исключение составила экспозиция «Ризница». В музее можно познакомиться с уникальным собранием русского искусства 14-19-го веков: шитье, иконопись, ювелирное искусство, роспись и резьба (по дереву, камню и кости) и многое другое.
  2. Музей игрушки. Был основан в 1918 году коллекционером, художником и музейным деятелем Н. Д. Бартрамом. В музее можно познакомиться с одним из наиболее крупных собраний игрушек во всей Российской Федерации. Здесь представлено более 30 тысяч экспонатов со всего мира, которые разделены на коллекции, в зависимости от места своего происхождения.
  3. Музей богородской игрушки. В 27 километрах от Сергиевого Посада (бывший Загорск), находится село Богородское, которое издавна славится своими изделиями из дерева, и в особенности игрушками. В 1960 году здесь открыли фабрику, продукция которой продается в окрестностях Лавры и за пределами города. Любой желающий может попасть на небольшое предприятие в рамках экскурсии. Экскурсии устраивают по будним дням, по предварительной записи.

Как доехать

Добраться до Загорска можно тремя способами:

  1. На поезде. Электрички Москва - Сергиев Посад ходят довольно часто. Они отправляются с Ярославского вокзала столицы. Часть из них останавливается в Загорске, а часть идет дальше, поэтому необходимо следить за остановками, чтобы не проехать нужную. Дорога на электричке из Москвы в Сергиев Посад занимает примерно полтора часа. На экспрессе можно доехать за час, но он стоит немного дороже. Тем, кто добирается из Ярославля, нужно пересесть на необходимую линию в Александровке. ЖД вокзал Сергиева Посада находится всего в километре от Лавры.
  2. На автобусе. Доехать в Загорск из Москвы можно на автобусе №388, который идет от станции метро "ВДНХ". Здесь же водители легковых автомобилей набирают попутчиков. Автовокзал Сергиевого Посада находится возле ЖД вокзала.
  3. На автомобиле. На машине добираться до Сергиевого Посада наиболее комфортно. Для этого нужно проехать порядка 70 км от столицы по Ярославскому шоссе. Дорога до Загорска пребывает в неплохом состоянии, поэтому при отсутствии пробок ее можно проехать довольно быстро. Тем, кто не знает, где находится Загорск, переживать не стоит, так как на пути к городу установлено большое количество знаков.

ЗАГОРСК (до 1930 - Сергиев), город в Моск. обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 70 км к С.-В. от Москвы. 94 тыс. жит. (1971; 45 тыс. в 1939). Историческим ядром была Троице-Сергиева лавра (ныне в лавре историко-художеств. музей-заповедник). С 14 в. вокруг неё возникли сёла и слободы, в к-рых благодаря наплыву богомольцев получили развитие торговля и кустарные нар. промыслы, гл. обр. художеств. резьба по дереву (см. Богородская резьба) и изготовление деревянных игрушек. В 1782 из трёх ближних слобод под общим назв. Кукуев-ских сложился Сергиевский посад, к-рый с 1792 начал застраиваться по регулярному плану зданиями в стиле классицизма. В 1919 Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев (утверждён городом в 1925); в 1930 переименован в память революционера В. М. Загорского.

В 3.- з-ды: электромеханич., лакокрасочный, оптико-механич., стройматериалов и др. Трикотажная и мебельная ф-ки. Зоотехнич. техникум, кинотехникум, художеств.- пром. уч-ще по производству игрушки. Н.-и. ин-т игрушки и Музей игрушки. В сов. время в 3. создан новый обществ.-адм. центр. Памятник В. И. Ленину (бронза, 1925, скульптор С. Д. Меркуров, арх. Д. П. Осипов). В 3. находится Моск. духовная академия и семинария.

Лит.: Балдин В. И., Загорск, М., 1958; его же, Загорский историко-художественный музей-заповедник, М., 1968.

Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7. Что означают эти цифры, приписанные к областным центрам СССР? Города закрытого типа в СССР — засекреченные места, не отмеченные ни на одной карте. Ruposters рассказывает, как жили эти города в советское время, и что изменилось для них сейчас.

ЗАТО в СССР

Почему некоторые города в СССР обладали уникальным статусом, объясняется легко: там находились объекты государственной важности из энергетической, космической или военной отрасли. Знать о существовании ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) могли только те, кто имел право доступа к секретной информации. Под строжайшей секретностью там происходило все - от научных испытаний с вирусом лихорадки Эбола до рождения первой советской ядерной бомбы. Звучит страшно, но на деле жизни населения закрытых городов в СССР можно было только позавидовать.

Просто так в закрытый город заехать было невозможно — только при наличии разового пропуска или командировочного предписания, которые проверяли на пункте КПП. Постоянные пропуска имели лишь лица, прописанные в закрытом городе или поселке. Нумерация автобусных маршрутов, домов и учреждений в ЗАТО велась не с начала, а продолжала введенную в областных городах, к которым относились ЗАТО. Население городов с охранным патрулем на въезде, за колючими проволоками и стенами, высота которых зависела от степени секретности города, было вынуждено конспирироваться, приписываясь к ближайшим областным центрам.

Распространяться о месте своего проживания жители ЗАТО тоже не могли — они давали расписку о неразглашении, и ее нарушение могло привести к ответственности, вплоть до уголовной. За пределами города жителям предлагалось немного искажать реальность в общении с другими гражданами с помощью собственной "легенды". Например, если человек жил в секретном Челябинске-70 (ныне Снежинск), в ответе на вопрос о месте жительства он отбрасывал несущую в себе тайны цифру и, можно сказать, практически не врал.

За терпение и выдержку хранителям гостайн полагались определенные бонусы в виде льгот и привилегий. Звучит неплохо для того времени: дефицитные товары, недоступные для остальных граждан страны, 20% надбавки к окладу независимо от сферы деятельности, процветающая социальная сфера, медицина и образование. Повышение уровня жизни компенсировало неудобства.

ЗАТО в РФ

После распада СССР туман секретности немного рассеялся: список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утвержден специальным законом России. Города получили отдельные названия (раньше они были лишь пронумерованы). Многие из ЗАТО сегодня открыты для посещения, несмотря на особый режим защиты. Нужно всего-то получить приглашение от местного жителя, который при этом еще и должен быть твоим родственником (что естественно нужно доказать).

Сегодня на территории России расположены 23 города закрытого типа: 10 "атомных" (Росатом), 13 относятся Министерству обороны, в ведении которого еще 32 ЗАТО с поселками. Секретные города России сконцентрированы в основном в Уральском регионе, Челябинском, Красноярском крае и Подмосковье.

Совокупное население ЗАТО составляет более миллиона человек: почти каждый 100-й гражданин РФ сегодня проживает в закрытом городе или поселке и может открыто об этом заявлять. Государственной тайной остается лишь деятельность промышленных предприятий и военных объектов на изолированной территории — об этом жителям лучше умолчать.

Загорск-6 и Загорск-7

Всем хорошо известный подмосковный Сергиев Посад, который скорее ассоциируется с паломничеством, чем с наукой, до 1991 года назывался Загорском и включал себя несколько маленьких закрытых городков. В Загорске-6 располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР. В Загорске-6 изготавливали бактериологическое оружие, а в открытом с 2001 года Загорске-7 — радиоактивное.

Именно в Загорске-6 было создано оружие на основе вируса натуральной оспы, который завезли в СССР туристы из Индии в 1959 году. Помимо этого здесь разработали смертельное оружие на основе южноамериканских и южноафриканских вирусов, а еще — проверяли вирус знаменитой лихорадки Эбола. Неудивительно, что город закрыт и по сей день. Что интересно, поработать на загорских предприятиях могли только люди с самой кристальной биографией — не только личной, но и всех своих родственников.

Сейчас в Загорске-6, который в народе зовут "шестеркой", более 6000 жителей. В большинстве своем бывшим военным и членам их семей, фактически оторванным от мира, живется довольно несладко. Они жалуются на свой статус "заложников", на дефицит продуктов и нестабильную сотовую связь. Дороги чистят редко, проблемами ЖКХ практически не занимаются. Командировочные части самостоятельно решают, каких предпринимателей пускать на территорию, а каких нет. Выбор продуктов питания довольно ограничен, в связи с чем жители поселка преодолевают десятикилометровые расстояния до магазинов с широким ассортиментом товаров.

Родина атомной бомбы: Арзамас-16 (сейчас — закрытый ядерный центр Саров)

В этом городе на месте поселка Сарова в Нижегородской области шли первые разработки советской атомной бомбы под секретным названием КБ-11. Ядерный центр был одним из самых закрытых городов и превращался для местного населения в ядерную тюрьму: до середины 50-х годов из города нельзя было выходить даже во время отпуска, исключение делалось только для командировок. Находился он под серьезной защитой: ряды колючей проволоки, контрольная полоса, современные средства слежения, досмотр транспорта.

Заточение компенсировалось средней зарплатой в 200 рублей и изобилием на товарных прилавках: колбаса и сыр, красная и черная икра. Жителям областных центров такое и не снилось. Сегодня на первую советскую ядерную бомбу можно посмотреть в Музее ядерного оружия. В наши дни население города составляет почти 90 тысяч человек. О научных достижениях города напоминают в музее, где можно увидеть копии оборудования и ядерного оружия.

Саров — город контрастов. Научные институты соседствуют здесь с известной святыней — Дивеевским монастырем, который основал преподобный Серафим Саровский. Закрытость была характерна для этих мест задолго до деятельности советских ученых: под монастырем расположены целые подземные города - катакомбы и коридоры, где монахи находили покой и уединение.

Свердловск-45 (сейчас — Лесной)

Город располагался вокруг завода, который занимался обогащением урана, где согласно некоторым источникам у подножия горы Шайтан трудились заключенные ГУЛАГа. Говорят, без трагических инцидентов не обходилось: возведение города унесло жизни нескольких десятков человек, погибших во время взрывных работ.

По товарному изобилию город уступал Арзамасу-16, зато славился своим уютом и благоустроенностью, чему завидовали жители близлежащих городов. По слухам, жители секретного города даже подвергались нападениям на границе со стороны завистливых соседей. В 1960 году именно рядом со Свердловском-45 был сбит американский самолет-шпион У-2, а его пилот Пауэрс взят в плен.

Сейчас город Лесной находится под покровительством "Росатома" и тоже открыт для любопытных глаз. Добраться до него можно на автобусе из Екатеринбурга, который идет до соседнего городка Нижняя Тура.

Новоуральск (Свердловск-44)

На городском предприятии ОАО "Уральский электрохимический комбинат" производят высокообогащенный уран. Город также славится своим природным богатством: скалой Висячий камень и горой Семь братьев. Обязана названием эта гора либо Ермаку, либо преследуемым старообрядцам. По легенде, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь. Вторая же легенда гласит, что советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковал страх.

Правда, чтобы полюбоваться на легендарные красоты, придется преодолеть немало трудностей: попасть в город можно только через лес неподалеку от деревни Белоречка.

Мирный. "Город колясок"

Военный городок в Архангельской области стал закрытым лишь в 1966 году благодаря испытательному космодрому Плесецк. Жителям благоустроенного и комфортного для жизни города повезло — они могли дышать свободно и не чувствовать себя в заточении. Мирный не был огражден колючей проволокой, а проверка документов осуществлялась только на проездных дорогах. За свою открытость город так и не поплатился, разве что за дефицитными товарами прибегали нежданные грибники и нелегалы.

Интересно, что Мирный получил название "город колясок", из-за того, что выпускники военных академий стремились быстрее заводить в этом процветающем месте семью и детей, чтобы обосноваться надолго.

Челябинск-65 (сейчас - Озерск)

Несмотря на все привилегии, жизнь в некоторых закрытых городах была большим риском из-за близкого расположения опасных объектов. В 1957 году в Челябинске-65, секретность которого обусловлена предприятием по производству радиоактивных изотопов, произошла крупная утечка радиоактивных отходов, поставившая под угрозу жизнь 270 тысяч человек.

На производственном объединении "Маяк", где впервые в СССР был создан плутониевый заряд для атомных бомб, взорвалась одна из емкостей, в которой хранились высокоактивные отходы. После взрыва поднялся столб дыма и пыли высотой до километра. Пыль мерцала оранжево-красным светом и оседала на зданиях и людях.

Радиационная авария на Урале поставила перед наукой и практикой целый ряд совершенно новых задач: необходимо было разработать мероприятия радиационной защиты населения. Специалисты этого предприятия проходили строжайший многоступенчатый отбор, а в случае успешного прибытия на тайный объект в течение нескольких лет не могли даже вести переписку с родными, не говоря уже о встречах.

Сегодня в Озерске проживают более 85 тысяч человек. Город до сих вносит свою лепту в отечественную промышленность: на его территории функционирует более 750 предприятий.

Североморск

Город Североморск, бывший поселок Ваенга, в Мурманской области - крупная российская военно-морская база, которая находится на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Строительство базы ВМФ началось в середине 30-х годов, а закрытым город стал уже после распада СССР, в 1996 году.

Особенно понравится здесь любителям моряков и истории флота: гигантский моряк-североморец Алеша на главной площади, памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля, музей Подводной лодки К-21.

Зимой, с начала декабря до середины января, в Североморске за полярным кругом можно полюбоваться настоящей полярной ночью. Однако стоит опасаться местного климата: к ледяному ветру и высокой влажности не так просто адаптироваться.

Снежинск — родина водородной бомбы

На территории самого молодого закрытого города в СССР Снежинска находится Российский ядерный центр - институт технической физики имени Е. И. Забабахина.

Первым посетителем ядерного центра Снежинска в ранге министра иностранных дел стал госсекретарь США Бейкер в 1992 году, а в 2000 году именно сюда совершил свою первую поездку в качестве президента Владимир Путин.

В Снежинске была создана крупнейшая в мире термоядерная бомба, известная, как "Кузькина Мать", или "Царь-бомба". Испытания советской супербомбы прошли 30 октября 1961 года. "Кузькина Мать" сработала на высоте 4 километров над землей, а вспышка от взрыва составила 1% от "мощности" солнца. Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Заряд "Царь-бомбы", которому посвящена отдельная глава книги рекордов Гиннеса, составлял 51,5 мегатонн. Для сравнения: самая большая американская водородная бомба, в марте 1954 года стершая с лица Земли остров Бикини, имела мощность "всего" 25 мегатонн.

Некоторые верят, что в Снежинске существует подземный город или даже подземное метро. Самые смелые осуществляют диггерские подземные прогулки, а для тех, кто любит более традиционный отдых, недалеко от города расположен санаторий, где можно покататься на лыжах по склонам Вишневых гор, а летом - покупаться в озерах и позагорать.

Один из интереснейших пунктов «Золотого коль­ца» - Сергиев Посад (Загорск). В последние десятилетия он буквально стал местом паломничества тысяч и тысяч российских и иностранных туристов. О Сергиев Посаде написан не один де­сяток книг, не одна сотня статей.

Топоним Загорск очень молод. Это название появи­лось на карте страны только в 1930 г. Но нельзя ска­зать, что молод город, ныне называемый Загорском. Его история насчитывает не одну сотню лет.

Попробуем установить «цепочку» изменений, кото­рые претерпевало название этого населенного пункта па протяжении столетий. Не будем забывать, что имя любого города никогда не бывает случайным, оно - ис­торично. Географические названия -это тот пласт лек­сики языка, в котором особенно отчетливо прослежива­ется связь языка и духовной культуры народа, языка и народного мировоззрения, языка и народного творче­ства. Серьезный анализ географических названий дает яркие подтверждения тому, что язык - составная часть и орудие культуры народа. Обратимся к истории ойконима Загорск в связи с историей называемого им населенного пункта, и прежде всего вспомним историю Троице-Сергиева монастыря.

Троице-Сергиев монастырь возник в тяжелое для Руси время, когда, прерываемый татарскими набегами и княжескими усобицами, только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Именно в тот период (около 1330-1332 гг.) из Ростовской земли в Радонеж переселился боярин Кирилл, когда-то «Один из славных и нарочитых бояр», а к моменту переселения разорений набегами, междоусобицей, данями и т.д. Вместе с родителями в Радонеж переселился и отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. Имя Сергий, полученное им при пострижении в монахи, навсегда скрыло от людей мирское имя Варфоломей. Сергий основал монастырь, который первоначально считался «пустынью», т.е. обителью, удаленной от центров, от городов. Однако в 30-50-х годах XIV в. Радонежская земля интенсивно заселялалсь, и создание монастыря было частью процесса оформления и развития Радонежского удела. Думается, составитель «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый несколько романтизировал обстановку, в которой основался монастырь, когда писал следующее: «Не бе тогда окрест монастыря ни сел близ, ни дворов, все пусто, со вся страны лес бе, все пустыня».

Монастырь, который основал Сергий Радонежский и игуменом которого он был, стал именоваться - по цен­тральному храму - Троицким. Популярность культа святой Троицы в XIV в. не может быть объяснена толь­ко лишь обострением догматических споров и оживле­нием выступлений против официального толкования троицы. Необходимо учитывать и конкретную

историческую обстановку, начало объединительного процесса русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой идею единства, преодоления распрей. Епифапий Премудрый писал, что Сергий основал монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждал­ся ненавистный страх розни сего мира». И Сергий, Ра­донежский, посвятив свой монастырь Троице, активно содействовал примирению князей, укреплению Руси перед лицом Золотой Орды.

Несколько слов о том месте, которое выбрал Сергий для своей обители. Первоначально Сергий замыслил по­ставить монастырь в урочище Белые Бога, у бывшего языческого святилища, о чем красноречиво свидетель­ствует и сам микротопоним - название урочища; по­том у него было намерение поставить монастырь побли­зости от современного села Марфино (См. Ратшин А. В. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М., 1852, с. 178). Однако эти по­пытки ни к чему не привели: вероятно, Сергий натолк­нулся на сопротивление местных землевладельцев, что и заставило его искать относительно «пустынных», дру­гими словами, незанятых мест. Местом, где, наконец, монастырь был поставлен, стала возвышенность - холм Маковец. Уже сам этот микротопоним указывает на то, что Сергий поставил свой монастырь на довольно высо­ком месте. Заглянем в словарь В. И. Даля: «Маковица, маковка - …вершина, верхушка, самый верх здания, дерева или высокого предмета» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 2, с. 291). Слово маковка рус­ское. Первоначально оно обозначало только головку мака. В дальнейшем на основе сходства предметов по форме или по расположению частей название было пе­ренесено и на другие предметы, попав, в частности, и в сферу местной географической терминологии (См. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 253)

Спустя два-три года к Сергию стали стекаться мо­нахи, и в 1347-1348 гг. их было уже 13 человек. В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, там утверждается общежитий­ный устав. По-новому организованный монастырь пре­вращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Начиная с 50-х годов XIV в. из Троице-Сергиева монастыря вышло более 20 устроителей но­вых монастырей, среди них Роман Киржачский (Бла­говещенский Киржачский монастырь), Андроник Спас­ский (Снасо-Андроньевский монастырь), Мефодий Песношский (Николо-Песношский монастырь), Федор Си­моновский (Симонов монастырь), Савва Звенигород­ский (Саввино-Сторожевский монастырь).

Непосредственно свое название Троицкий мона­стырь получил

по той маленькой церковке, которая была поставлена Сергием и его братом Стефаном в 1345 г. и посвящена Троице. Но в те бурные времена деревянные сооружения очень часто бывали недолго­вечны. И в 1408 г. Троице-Сергиев монастырь постигла печальная участь - во время нашествия хана Едигея он был сожжен. Новый этап в истории монастыря на­чался в 1422 г., когда произошла канонизация его ос­нователя Сергия Радонежского. Торжественно был за­ложен каменный Троицкий собор «в похвалу» Сергия. Писать иконы для этого собора и расписывать его сте­пы было поручено Андрею Рублеву и Даниилу Черно­му. Каменное строительство возобновилось в 1469 г., когда «в Сергееве монастыри у Троицы поставили тра­пезу каменну, а предстатель у нее был Василий Дмит­риев сын Ермолин» (См. Полное собрание русских летописей, т. XXIII, с. 158)

В XVI в. Троице-Сергиев монастырь входит в систе­му оборонительных сооружений, форпостов вокруг Мо­сквы. В течение десяти лет, начиная с 1540 г., здесь возводятся каменные стены (общая длина- 1284 м), в оврагах вокруг горы Маковец устраиваются запруды. Большой интерес любителей топонимики наверняка вы­зовут названия некоторых башен монастыря. Если под­ходить к монастырю со стороны Москвы, то сразу же в глаза бросается одна из самых мощных башен - уг­ловая Пятницкая (названа по церкви Параскевы Пят­ницы 1547 г., что «на Подоле»), Самая красивая баш­ня - Утичья (или Уточья). Первоначально она. назы­валась Жйтничьей башней (поскольку находилась на­против Житного двора). Однако после надстройки в конца XVII в. получила новое название - Утичья. Со­хранилось предание о том, что молодой царь Петр стре­лял оттуда уток, плававших в соседнем пруду. Якобы именно в память этого факта на Шпиле башни было поставлено изображение утки. Однако нам кажется,

что есть возможность для разработки гипоте­зы в ином направлении.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние источ­ники упоминают назва­ние. башни в форме Уточья, а также то, что под башней находятся ключи, водные источни­ки (что и позволило впоследствии провести в ней водопровод), веро­ятно, следует подумать о возможности связи названия башни именно с водными источниками, под ней расположенны­ми (сравните слова уте­кать, утека и другие у В. И. Даля).

Более проста исто­рия названий остальных башен монастыря - Пивной (с обширными погребами), Конюшен­ной (или Каличьей), Плотиичьей, Звонковой (или Кузнечной), Сушильной, Красной, Луковой, Водя­ной, Келарской (келарь - в русских монастырях мо­нах, заведовавший хозяйственной частью). Этимоло­гия этих названий в большинстве случаев достаточно прозрачна: почти все названия связаны с назначением башни, спецификой ее использования в монастырском быту, расположенностью поблизости от какого-либо объекта внутри монастыря или за его пределами, внеш­ним обликом башни и т. д.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присво­ено почетное наименование лавры. Лаврой (это слово древнегреческого происхождения, имевшее ряд значе­ний-«мощеная дорога», «здание», «квартал» и т. д.) называли наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчинялись непосредственно выс­шей церковной власти. В русской православной церкви до революции имелось четыре лавры: Киево-Печерская,

Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Что касается Троицо-Соргиеной лавры, то возглавляет ее сам патриарх, а непосредственное руководство осу­ществляет наместник лавры архимандрит.

Совершенно справедливо падать вопрос: какова ис­тория светской части того населенного пункта, которая сформировалась вокруг Троицо-Сергиевского монасты­ря, какими топонимическими данными относительно ее мы располагаем?

Первые подмонастырские села появляются около Троице-Сергиева монастыря в конце XIV в. С начала XV в. возникают слободы. Их появление и развитие были связаны и с ростом монастырского хозяйства, и с проходившим здесь трактом. Древнейшим из них было село Клементьево, жители которого занимались ремес­лами и торговлей (в основе этого ойконима лежит лич­ное имя человека). В начале XV в. к востоку от мона­стыря выросла Служичья слобода, населенная «троиц­кими слугами» - доверенными лицами по управлению монастырскими вотчинами. Памятуя об осаде польско-литовских интервентов, монастырские власти набирают «охочих людей» в стрельцы и пушкари; так возникают Пушкарская и Стрелецкая слободы. К югу от монасты­ря в слободах жили мастера-строители. Посетивший в 1655 г. Троицу Павел Алеппский (спутник Макария, патриарха Антиохийского, в путешествии по России) писал, что вокруг монастыря «сады, идущие непрерыв­но один за другим, большой город… несколько монасты­рей и церквей, пруды и мельницы» (См. Павел Алепский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, вып. 4. М., 1898, с. 26).

В 1782 г. окружавшие Троицкую лавру села и сло­боды были объявлены городом, который получил назва­ние Сергиев Посад. Так па карте России возник новый ойконим. Указ императрицы гласил: «…живущия в сло­бодах ведомства Коллегии экономии близ Свято-Троиц­кой Сергиевской лавры лежащих непахотным жите­лям, производящим торговлю и ремесла, позволить за­писаться по их желанию в купечество и мещанство, уч­реди для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу» (См. Собрание законов государства Российского, т. XXI, № 15371, с. 444 – указ от 22 марта 1782 г.). Первоначально слово посад в названии этого населенного пункта имело двойственную роль: оно оп­ределяло тип населенного пункта, его разновидность, одновременно являясь частью названия и приобретая в его составе все более твердое положение. Вскоре после указа был создан проект планировки Сергиева Посада. Центром города оставался ансамбль лавры, вокруг ко­торой значительная площадь освобождалась от застрой­ки. Сохранялись пять больших прудов: Белый - около Утичьей башни, Конюшенный - у северной стены монастыря, Пятницкий - близ Пятницкой церкви, Келарский и Клементьевский - к югу от монастыря.

Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергие­вым Посадом, было закончено в 1845 г., а спустя сем­надцать лет было открыто движение по железной до­роге.

В 1919 г. форма наименования изменилась: Сергиев Посад был преобразован в город Сергиев и стал район­ным центром, а с 1922 г.-уездным центром. А уже в 1930 г. город получил новое название - Загорск. Оно было дано в честь видного деятеля партии В. М. Загор­ского. Настоящая фамилия Владимира Михайловича Загорского была Лубоцкий (Загорский - это псевдо­ним); имел он и партийную кличку Денис. В. М. За­горский вступил в члены партии в 1905 г., в 1918 г. был избран одним из секретарей Московского комитета РКП(б). 25 сентября 1919 г. В. М. Загорского не ста­ло: он вместе с другими партийными активистами был убит взрывом бомбы, брошенной левыми эсерами в по­мещение МК РКП (б) в Леонтьевском переулке.

Название Загорск — интересный топонимический казус. Оно образовано от антропонима Загорский, но теми людьми, которым неизвестна конкретная история его происхождения, оно воспринимается как название, относящееся к ряду ойконимов-ориентиров, указываю­щих на положение населенного пункта на местности относительно чего-либо. Русская топонимия достаточно богата такими примерами: Заречье, Заболотье, Заборье и, наконец, Загорье (есть и Подосинки, Залуги, Подберезное и др.). В результате поставленного нами неболь­шого эксперимента обнаружилось, что значительное число людей расценивают название Загорск как однотип­ное с топонимом Загорье.

Другим любопытным фактом является то, что ойконим Загорск - пример усеченного слова (так же, как н Дзержинск, Жуковск и т. п.). Судите сами, суф­фикс -ск в названии Загорск не имеет никакого отношения к словообразованию самого наименования и относится к дотопонимическому уровню, являясь состав­ным элементом фамилии Загорский. Однако создается впечатление, что этот топоним стоит в одном ряду с такими, в составе которых -ск действительно словооб­разующий суффикс. Известно, что еще в IX-XII вв. ойконимы на -ск образовывались от основ, связанных с характеристикой природных особенностей, например Брянск (древний Дьбряпск, от дебрь - «лесная ча­ща»). Вплоть до настоящего времени с этим суффиксом образуются ойконимы как от нарицательных слов, на­пример Подоль-ск, Том-ск, Алтай-ск, Белоречен-ск, так и от фамилий: Киров-ск, Ворошилов-ск, Ленин-ск и др. Название Загорск, таким образом, служит примером усечения, что свидетельствует об устойчивой, сложив­шейся топонимизации суффикса -ск.

Поделиться