Исаакиевский собор история создания. Тайны исаакиевского собора. храм древнее города! История собора после открытия

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение. В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме. Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины. В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта. Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Всвязи с желанием церкви передать ей от государства Исаакиевский собор, являющийся шедевром мировой архитектуры и достопримечательностью Санкт Петербурга, будет интересным задать вопрос: А кто и когда построил собор?

На основании информации из учебников по Истории России и других стран у нас формируется представление о нашей стране и нашем месте в историческом процессе. Возникают устойчивые психологические реакции на целые периоды истории или какие-либо события. Чем-то мы гордимся, но в большинстве случаев, нас заставляют каяться и извиняться за наше, якобы страшное, прошлое. И почему-то больше всего покаяния от нас требуют некие третьи лица – полностью непричастные к происходившим событиям. Они постоянно твердят о какой-то «ответственности перед прошлым», о моральном долге перед одним или другим народом и т.д. При этом ранее проведённые исследования с применением Технологического метода реконструирования прошлого позволяют нам точно сказать, что большинство сегодняшних «исторических фактов» просто придумано. Нам сочинили исторические мифы и сказки, в которые мы поверили в силу разных причин, и теперь за них нас ещё и заставляют расплачиваться.

Исследования современных российских специалистов в технических науках привели к выводу о том, что строительство самых величественных зданий и монументов Санкт-Петербурга не могло происходить в 18 или 19 веках, если верить данным историков об уровне развития в то время металлургии, машиностроения, станкостроения, транспортных средств, а также уровню экономического и культурного развития Российской империи.

Если Вы будете самостоятельно изучать историю строительства любого крупного объекта в городе Санкт-Петербурге, то обязательно наткнётесь на заезжего иностранца. Вам опишут последовательность строительства объекта, для правдоподобности добавят одно или два ЧП на стройке (как отравившихся ртутью 86 строителей или умерших 100 тысяч человек на строительстве Исаакиевского собора). Но при этом полностью пропустят момент о том, как, какой технологией и какими мастерскими обрабатывались изделия из природного камня (гранита или мрамора), придумают неизвестно что, и даже картину нарисуют. Так, на странице 96 книги Монферана по Исаакиевскому собору, вы можете узнать, что колонны сразу круглыми вытаскивают из каменоломен. При этом якобы используют технологии древнего Египта.

Сегодня речь пойдёт о красивейшем храме Петербурга. Многие знают и восхищаются Исаакиевским Собором.

Для начала берём историю строительства Собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. А начиналось всё с маленькой церквушки Исаакия Далматского, которая строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. Царь Петр I закладывает первый камень. При Екатерине II в 1766-68 годах начали строить третий Храм во имя Исаакия, который был достроен уже при Павле I, но оказался приземистым, нелепым и негармоничным.

Можно проследить важные факты строительства четвёртого здания Исаакиевского Собора:

1818 год - был утверждён проект;

1828 год - начало установки первых колонн;

1837 год - установка верхних колонн;

1838 год - начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;

1858 год - освящение собора.


Лишь один малоизвестный факт перечёркивает стройную череду многих лет строительства Исаакиевского Собора. Можно сопоставить два значимых события - открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, - снова Париж! Вот кому уж была интересна история России. В книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны. Это вымысел художника-гравировщика, или сознательное искажение исторических событий?

Совершим небольшую экскурсию к Исаакиевскому Собору. Если обходить этот собор по кругу, то со стороны Вознесенского проспекта мы увидим колонны, повреждённые снарядами немецкой артиллерии в годы Великой Отечественной войны. Эти колонны не ремонтировались, хотя в Исаакиевском Соборе в 1950-60 годах была проведена реставрация, и наличие следов от попадания снарядов в колоннах говорит о том, что мы сейчас не владеем технологиями ремонта монолитных изделий из гранита. Наши возможности по ремонту ограничиваются шпаклёвкой и покраской оштукатуренных стен.

Однако этот Собор примечателен ещё и тем, что в основании некоторых колонн имеются заплаты из гранита. Таких заплат со стороны Вознесенского проспекта – четыре. Если Вы видели, как устанавливают заплаты на асфальт, то Вы можете себе представить процесс установки подобной заплаты в заготовку колонны. Почему мы говорим «в заготовку»? Потому что установить такую заплату возможно только на этапе изготовления колонны, чтобы заместить дефекты, выявленные в ходе обработки цельного куска гранита – будущей колонны.

Такую операцию невозможно проделать вручную. А если судить по массе колонны, по разным источникам от 114 до 117 тонн, чистоте обработки и шлифовки колонны, то можно сделать вполне очевидный вывод о применении машинной технологии. По-другому, т.е. вручную, так обработать колонну невозможно. Во всяком случае, нам пока такие способы и технологи не известны. Инструмент должен быть твёрдосплавным и иметь большую скорость работы относительно изделия, поэтому говорить о паровом или водяном приводе такой машины не приходится.

Теоретически такой объект, как колонна весом несколько десятков тонн, можно сделать вручную, если очень долго и скрупулёзно возиться. Но любое неверное движение резцом оставит глубокую царапину или скол (а сколы – неизбежны), исправить который будет очень сложно, если вообще возможно. А вот повторить за короткое время эту операцию по изготовлению 64 раза – действительно невозможно.

Многие оппоненты предполагали, что колонны для Питерских Соборов были сделаны по бетонной технологии. Наличие технологических заплат на колоннах и структура материала указывает на то, что использовался именно монолитный материал.

Ну а дальнейшая транспортировка тоже отдельного слова стоит. Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. Только историки забывают про массу – каждая колонна весит 64 тонны! Как раз для ручной разгрузки.

В официальных источниках нет упоминания о подъёмных машин при строительстве Исаакиевского собора. Вес колонн верхней колоннады – 64 тонны, а высота колоннады 41 метр. Для сравнения скажу, что это высота 14-го этажа. Если с версией ручной установки нижней колоннады из колонн весом 114-117 тонн ещё можно как-то согласиться (чисто теоретически), то все попытки объяснения ручной (без машинной) сборки верхней колоннады не выдерживают критики.

Внутри Собора можно увидеть еще одну диковинку: малахитовые колонны , поражающие взор величием и красотой. Середина 19 века считается историками вершиной малахитовой эпохи. В те годы промышленники Демидовы имели в Петербурге свою камнерезную фабрику. Историки пишут, что малахитовые изделия фабрики Демидовых приводили в восторг и удивление всемирную публику, толпами стремившуюся увидеть это чудо... Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались верить, что эти двери были сделаны из того же самого материала, который привыкли считать драгоценным". На колонны Исаакиевского собора Демидов поставил все свои запасы малахита и обвалил рынок. «Стоимость камня и его статус резко упали, добыча малахита стала экономически невыгодной и прекратилась. Но уральская легенда объясняет все по своему. Хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство! православного Собора и просто обрушила все запасы малахита в недосягаемые недра. После колонн Исаакия больше не было таких грандиозных малахитовых изделий». Вот так историки легко переходят от фактов к мистике.

Проверим, есть ли документальные свидетельства того, что Исаакиевский Собор стоял задолго до 1858 года - официального момента окончания строительства.

Документ первый:

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г. Этот художник видел готовый собор за 55 лет до окончания его строительства.

Документ второй:

Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

Литография Г.Треттера 20-е


Документ третий:

Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.


Документ четвёртый:

Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Документ пятый

Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.


Документ шестой:

М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

Тут мы узнаём, что в 1844 году надписи на камне, что это памятник Петру I, который сделала Екатерина II, ещё нет. Что опять таки наводит на определённые размышления о правдивости официальной версии строительства Медного Всадника.


Документ седьмой

Литография из альбома Монферрана, якобы архитектора Исаакиевского Собора, последняя страница. Парад на дворцовой площади в честь открытия Александрийской колонны 30 августа 1834 года. Несмотря на то, что Монферран достоил Собор только в 1858 году, он изображает его в готовом виде в 1834 году. Удивительное рядом.

Имеем 7 свидетельств разных людей, включая самого якобы архитектора о том, что Исаакиевский собор стоял задолго до официальной даты его открытия.

По всей видимости, в 19 веке под руководством Монферрана осуществлялись работы по реконструкции или реставрации древнего Храма.

Результаты всех этих наблюдений и исследований не укладываются в те представления, которые нам навязала официальная историческая наука. Большинство учёных-историков строят свои заключения на основе официальной версии хронологии, не подозревая, что в основе неё лежат сфальсифицированные документы и представления.

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!
М. Ю. Лермонтов

Официальная история строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге вызывает очень много вопросов. "Бумажные" сведения противоречат как самим себе, так и сохранившимся изображениям.
Первая Исаакиевская церковь была построена при Петре I в 1710 году. Располагалась она "на лугу против ворот Адмиралтейской верфи". По сведениям одних авторов церковь была новая и сооружалась в честь Петра I. Поскольку день рождения царя совпадал с днем празднования "памяти" легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской. По другим источникам под церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была приспособлена бывшая чертежная (деревянный сарай) адмиралтейской верфи.
Сохранилось изображение этой церкви, сделанное О. Монферраном (?!), строителем последнего по счету Исаакиевского собора. Православные кресты на здании, отсутствует положенный по православным канонам вход с запада. Католик Монферран, видимо, не знал канонов "православной" архитектуры (да и были ли они четко сформулированы во времена Петра I?) и изобразил "неправильную" церковь.

СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.

В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.



СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.


Долгие годы об утраченной церкви не вспоминали. Только в 1762 году Екатерина II решила "воссоздать" Исаакиевскую церковь. Проект был поручен итальянцу А. Ринальди (1710-1794). Для постройки собора было выбрано новое место. Так должна была выглядеть новая церковь:


К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).


К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви:



Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

В 1809 году (спустя всего лишь 7 лет после открытия предыдущего собора!) был объявлен конкурс на создание проекта перестройки здания. Строительство четвертого (современного) Исаакиевского собора было предпринято под предлогом "несоответствия собора парадному облику центральной части Петербурга" . В надуманности этого предлога нетрудно убедиться, посмотрев официальные даты строительства зданий. Как выглядел центр города в 1809 году? В это время, согласно официальным датировкам, в центре города строились:

Казанский собор (1801-1811),
Биржа и Ростральные колонны (1805-1810),
Горный институт (1806-1811),
Адмиралтейство (1806-1823).

Отсутствовали (были построены или перестроены позже):

Павильоны Аничковского дворца (1816-1818),
дом А. Я. Лобанова-Ростовского (1817-1820),
казармы Павловского полка (1817-1821),
Конюшенное ведомство (1817-1823),
Михайловский дворец (1819-1825),
Главный штаб (1819-1829),
дом Н. П. Румянцева (1826-1827),
Северный пакгауз Биржи (1826-1832),
Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835),
Александринский театр (1828-1832),
ансамбль Театральной улицы (1828-1834),
корпус Росси Публичной библиотеки (1828-1834),
Таможня (1829-1832),
современные здания Сената и Синода (1829-1834),
Александрийский столп (1829-1834),
лютеранская церковь св. Петра (1832-1838),
Голландская церковь (1834-1839),
штаб Гвардейского корпуса (1837-1843),
Мариинский дворец (1839-1844),
Новый Эрмитаж (1839-1852)
и другие, примечательные с архитектурной точки зрения, здания.


Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

По официальный данным современный Исаакиевский собор строился 40 лет (1818-1858). В 1818 году был утвержден проект, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка "монферрановской" версии собора. "Романовские" летописцы не сообщают, в каком именно месте "прямо на сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выгравирована дата закладки" . Судя по рисунку самого Монферрана, "разборка" старого собора велась еще после постройки дома А. Я. Лобанова-Ростовского (неутомимый Монферран "строил" его в 1817-1820 годах, одновременно с нижегородским Спасским собором), законченной в 1820 году - здание видно в проеме арки.
Как водится, у талантливого архитектора появились критики. Строительство собора было остановлено. Учтя все замечания и заимствовав идею пирамидальности у русских архитекторов В. П. Стасова и А. А. Михайлова, Монферран (от личного проекта которого практически ничего не осталось) представил очередной проект. Новый проект был утвержден 3 апреля 1825 года. "Строительство" собора продолжилось.
Продолжили рисовать собор и художники. Немецкий инженер-мостостроитель Г. Треттер превзошел Б. Патерсена:


Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

"Новый" собор отличается от реального не только размером и формой колоколен, но и отсутствием западного портика (южная и восточная стороны собора на литографии не видны). Впечатляет также дата изготовления литографии - 1820-е годы. Что же изобразил Г. Треттер? Он умудрился "увидеть" нижегородский Спасский собор (построенный все тем же плодовитым Монферраном в 1818-1822 годах) в Северной столице! Литография неизвестного автора дублирует "промах" Г. Треттера, а братья Диоскуры перед входом в Конногвардейский манеж почему-то еще не вызывают раздражения у духовенства:


Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.


Фантастическая литография "нового плана", созданная после "восстания декабристов" , замечательна наличием каналов вокруг Адмиралтейства и вдоль Конногвардейского бульвара, отсутствием дома А. Я. Лобанова-Ростовского ("дом со львами"), построенного в 1820 году. В 1826 году неизвестный автор еще не знал, что Монферран уже "возводит" новый собор.


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

На гравюре А. Аперта изображены круглые колокольни, северный (шестнадцатиколонный) и восточный (восьмиколонный) портики собора одинакового размера. Гравюра также интересна "небольшой деталью" - на ней изображен конный памятник Николаю I, проект которого был утвержден 2 мая 1856 года . Закладка монумента состоялась в 1857 году.


Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.


М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

На рисунке М. Н. Воробьева - действующий собор с колоколами, отлитыми в 1845-1847 годах. Колокола отливались из старых монет, вышедших из обращения и содержали "значительное количество золота и серебра". На Медном всаднике еще отсутствует надпись:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII


СПб. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа. Ф. Бенуа. 1845 г.

На рисунке Ф. Бенуа изображены скульптуры обнаженных братьев Диоскуров, установленные в 1817 году и "убранные" по требованию духовенства в 1837 году. Колокольни собора - круглые, плоскость креста обращена к северу и югу, а не к западу и востоку, как это принято в православии. В 1850-е годы Ф. Бенуа изготовил новую литографию - исправил колокольни и положение креста, забыв при этом "убрать" Диоскуров. Отсутствие колонн с богинями Славы (установлены в 1845 году) между Конногвардейским манежем и Сенатом не удивляет:


СПб. Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.


СПб. Исаакиевский собор. Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку И. И. Шарлеманя. 1840-е гг.

На рисунке И. И. Шарлеманя изображена служба в полностью готовом соборе, "освящение" которого состоится только 30 мая 1858 года , в день рождения Петра I.

Не менее противоречива биография главного "строителя" Исаакиевского собора. Все сведения о французском периоде жизни известны только со слов самого Монферрана. Настоящее имя Монферрана, родившегося 23 января 1786 года во французском городе Шайо, Анри Луи Огюст Леже Рикар. Монферран - прозвище , полученное им от матери и дядей по названию поместья "Монферран" в Оверни. Это объяснение следует из завещания самогó архитектора, написанного в 1835 году. Каким образом домашнее прозвище могло попасть в официальные документы?
В 1806 году он поступает на военную службу конным стрелком и участвует в итальянской кампании. Об этом факте своей биографии Монферран почему-то сообщает в записке послу Франции в России (!) графу де ла Феронэ. После ранения возвращается в Париж, где 1 октября 1806 года поступает в Королевскую специальную школу архитектуры. Любопытный факт - Монферран, "прошедший курс обучения", не получил официального документа об образовании. Спустя почти три года (!), взамен полноценного документа, 1 июня 1816 года он получает "удостоверение", подтверждающее прохождение курса. В "удостоверении", выданном Анри Луи Огюст Леже Рикару, основным именем значится домашнее прозвище!


В 1813 году Монферран, по его собственным словам, был назначен старшим сержантом. Сформировав 1-ю Версальскую роту, он отправляется в наполеоновскую армию под Дрезден. Также с его слов известно, что за сражение при Арно он был награжден орденом Почетного легиона. Однако в наградных документах его имя отсутствует. Военное министерство Франции запретило ему носить орден, тем не менее, на всех изображениях старшего сержанта орден имеется.
В 1814 году Монферран предлагает свои проекты архитектурных сооружений Александру I, во время кратковременного пребывания последнего в Париже. В 1816 году он приезжает в Россию, где и начинается феерический творческий взлет никому не известного француза, не имеющего ни специального образования, ни архитектурного опыта. Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык - удивительный случай. Не менее удивительно "возведение" памятника в честь победы над его родиной - Александрийского столпа.
Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора. Вдова похоронила его на одном из парижских кладбищ, но - непостижимый факт! - могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора "затерялась". Это более чем странно при наличии теснейших культурных связей между Францией и Россией.

Фальсификация истории строительства собора очевидна. Этот храм известен в истории под другими именами: Софийский собор Великого Новгорода (см. ) и храм Зевса в древней Олимпии. Раскопки в современной Олимпии были начаты немецкими археологами только 4 октября 1875 года. Неудивительно, что никаких остатков прославленной статуи Зевса среди многочисленных архитектурных и скульптурных обломков обнаружено не было.
Описание храма Зевса Олимпийского, данное А. А. Нейхардтом, практически полностью совпадает с внешним видом "Исаакиевского" собора:

Местность в Олимпии была сырой и болотистой... - Местность в Городе-на-Неве сырая и болотистая.

На центральной части Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора... Туловище и голова Зевса... были из слоновой кости... Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса... - Храм стоит на огромном гранитном цоколе, со всех четырех сторон сооружены широкие ступени. Два главных портика собора, северный и южный (храм ориентирован в соответствии с народной верой по линии север-юг), имеют по 16 колонн (два ряда), восточный и западный - по 8 колонн (один ряд); колоннада - 24 колонны; маленькие колонны украшают колокольни, фонарик и окна. Собор облицован белым мрамором, приобретающим при определенном освещении желтовато-розовый цвет, т. е. цвет "слоновой кости".

На великолепном, богато украшенном троне сидел "царь богов и людей"... - Трон - прямоугольная часть храма, "царь богов и людей" - круглая колонна с золоченым куполом. Богом в России в дохристианское время было небо (см. ). Купол - архитектурное изображение небесного свода, т. е. верховного бога.


... по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами...


Когда посетитель поднимался по широким ступеням в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол... - Подкупольный квадрат пола обрамлен традиционным для города орнаментом "свастика".


Огромные, открытые настежь бронзовые двери вели в зал, который двойным рядом колонн делился на три части... - Площадь каждой из бронзовых дверей собора 42 кв. м; двойной ряд сдвоенных колонн разделяет храм на три части: западную, центральную и восточную.

В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из чудес света... Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма... - Вид на купол собора снизу вверх из центра храма.

Эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике...
Словарь Брокгауза и Ефрона: Хризоэлефантинные статуи - так назывались у древних греков статуи, сделанные из золота и слоновой кости на глиняной с деревянным каркасом основе и в которых слоновая кость употреблялась для воспроизведения обнаженных частей тела, а золото - для драпировок и других оконечностей. Знаменитейшие статуи этого рода были Паллада работы Фидия , красовавшаяся в афинском Парфеноне, Афродита-Урания, исполненная тем же художником для Элиды, его же Зевс Олимпийский , Гера Поликлета в храме этой богини неподалеку от Аргоса и стоявшая подле нее статуя Гебы, ее дочери - произведение Навклида.
Купол собора состоит из трех сводов: нижний - сферический, средний - конический, наружный - параболический. Все они связаны между собой металлическими конструкциями, пространство между которыми заложено гончарами (около 100 000 тысяч штук) - пустотелыми глиняными горшками конической формы. Нижний свод обшит досками , обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Конический купол обит медными листами, окрашенными в голубой (небесный) цвет. Наружный купол покрыт медными позолоченными листами. Главная башня собора (колоннада и аттик) покрыты медными, окрашенными под мрамор листами (цвета слоновой кости ).

Слово "Монферран" - образовано от mont (фр. ) - гора и fer (фр. ) - железо, т. е. железная гора .

Copyright © 2007 Urbane

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Поделиться