Бог Род – славянский Бог-Творец

Бог Род у славян считается создателем мира. Люди верили, что изначально он находился внутри Мирового Яйца. Род создал все живое и неживое на земле. Некоторые ученые считают это бога покровителем плодородия. Славяне верили, что именно он посылает на землю детей при их рождении.

Основная информация о славянском боге Роде

Люди верили, что именно Род создал мир таким, как он является. Он разделил его на три части:

  • Правь – мир детей и богов;
  • Явь – наземный мир, где живут люди и животные;
  • Навь – мир мертвых.

Создал Род и других богов, к примеру, из дыхания появилась Лада, которая являлась богиней любви. Создал он прабогинь, которые в дальнейшем плели нити человеческих судеб. Языческий бог Род также считался покровителем плодородия и урожая. В летописях его часто упоминали вместе с рожаницами – покровительницами женской сущности. Стоит также заметить, что Род создал Сварога, который завершил создание мира и сделал его более завершенным. Уже от него появилось еще больше богов.

Изображали Рода стариком с длинной седой бородой и волосами. Одет он в балахон белого цвета, а в руках у него длинный скипетр. Могли изображать Рода в виде фаллоса с ликом или же как человека с большим фаллосом. Люди делали такое чучело, которое непременно должна была нарядить молодая девушка. Осенью его заносили в дом хозяина и сажали за стол. Подавали ему разную еду и питье. Затем его прятали в гумно до следующего урожая. Бог Род у славян не имел никогда кумиров, поскольку они считали, что это древний архетип единства. Кстати, славянские общины строили по принципу родства. Главным был наиболее опытный человек, которого в народе называли большаком. Основой языческого миропонимания считался родовой принцип, как на земле, так и на небе.

Символ бога Рода у славян

Многие считают, что у творца мира не может быть конкретного , поскольку это попросту невозможно. Согласно другим источникам, это вполне реально и называют его «Символ Рода». Некоторые ученые утверждают, что именно этот солярный символ стал основой для других эмблем. Знак олицетворяет собой энергию солнца, плодородие и процветание. Отпугивает он нечистую силу и плохо влияет на людей с плохими намерениями и мыслями. Славяне верили, что оберег «Символ Рода» защищает человека от любой отрицательной энергетики. Использовали их также для избавления от серьезных заболеваний. Символ вышивали на одежде, которая сразу же приобретала охранные качества. Кстати, этот знак никогда не наносили на предметы, которые имели отношение к войне, поскольку Род является энергией создания, а не разрушения.

Символ бога Рода считают схематическим изображением галактики. Это вызывает много вопросов, откуда могли славяне знать, как выглядит мир на огромном расстоянии. Именно поэтому «Символ Рода» наделяли сакральным значением. Выглядит он как солнце с расходящимися лучами, которые внешне схожи с языками пламени, разгорающимися в домашнем очаге. Каждый луч заканчивается шариком, который обращен внутрь. Это символизирует то, что существующие знания и сила замкнуты внутри и объединены, но при этом они передаются другим поколениям. Шарики также считаются знаками новых родственников, то есть продолжением рода. Символ помогает пробудить в человеке родовую связь, а еще он укрепляет память предков. Амулет позволяет накапливать знания, силу и мудрость. Он помогает человеку притягивать удачу и благополучие. Идеальным

БОГ РОД

(Рамха) - Единый Бог-Творец, Непознаваемая сущность излучающая Жизньродящий Свет и Первичный Огонь Мироздания (Инглию), из которого появились все существующие Вселенные и обитаемые Миры.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, в котором находился бог Род. Род родил Любовь - и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.

Этот бог начал создавать видимый мир. Всё, рождённое Родом, до сих пор несёт в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.


Бог - это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.

В книге «Песни птицы Гамаюн» (клубок Первый) о нем сказано следующее:
«1.10. …До рождения света белого
Тьмой кромешною был окутан мир.
Был во тьме лишь Род - прародитель наш.
1.11. Род - родник вселенной, да отец богов.
Был вначале Род заключен в яйце,
Был он семенем непророщенным,
Был он почкою нераскрывшейся.
1.12. Но конец пришел заточению,
Род родил Любовь - Ладу-матушку.
Род разбил темницу силою Любви,
И тогда Любовью мир наполнился.
1.13. Долго мучился Род, долго тужился.
И родил он царство небесное,
А под ним создал поднебесное.
Пуповину разрезал радугой,
1.14. Отделил Океан - море синее
От небесных вод твердью каменной.
В небесах воздвигнул три свода он.
Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
1.15. Род родил затем Землю-матушку…
…Солнце вышло тогда из лица его…
1.20. …Он - отец богов, он и мать богов,
Он - рожден собой и родится вновь.
Род - все боги, и вся поднебесная.
1.21. Он - что было и чему быть предстоит,
Что родилось, и то, что родится.
Род родил Сварога небесного
И вдохнул в него свой могучий дух».

В «Книге Велеса» записано: «Бог - един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, - лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще - до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога - Вишну.


Чур Рода

Почему именно Род?
Всю свою жизнь человек ощущал неразрывную связь с окружающей его действительностью, с природой, он жил в приРОДе, то есть буквально: жил ПРИ всём том, что создал бог Род, жил ПРИ РОДЕ. Место, в котором он жил, называлось РОДиной, то есть именно домом Рода. Вроде бы парадокс, но - даже в позднейшем по времени слове богоРОДица - присутствует Род. А как известно, именно богоРОДицу на Руси почитали особенно, признавая в ней покровительницу своей РОДины.

Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино - боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Всё в мире, да и сам мир - создал РОД. Все остальные боги - суть части его, как и сам человек, как и всё, что есть: и свет, и тьма, и жизнь, и смерть, и мёртвое, и живое - во всём (и во всех прочих славянских богах также) присутствует бог изначальный. И зовут его Род. На свете не существует ничего, что бы появилось без участия в этом Рода, хотя бы потому что все на свете (как и сам свет) в конце концов когда-то же РОДилось (то есть буквально - Родом сделалось).

Бог Единый создал и управляет всеми мирами один, но осуществляет Он эти функции через разные части себя самого - как бы других богов, но по сути: каждый из них - это частица Его. Как и сам человек - созданный волей Единого Творца.

Литература:
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.: Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.: Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.: Рефл-Бук, 2002

Люди, рожденные в Чертоге Бусла, добры по своей приРОДе, и слово «Любовь» у них всегда пишется с большой буквы. Они не умеют держать зла и искренне прощают обиды. Их постоянное стремление - облагородить все вокруг себя. В связи с этим материальные блага, сами по себе, для них не ценны, а только в сочетании с духовными. Потому как они созидают все во благо своего Рода и при созданном достатке в своем Роду стараются иметь богатое потомство. Они искренне верят в светлое и доброе, поэту им присуще взаимоуважение, душевность, способность выбирать наиболее удобное и благоприятное место для Жизни, чтобы вырастить здоровое потомство. И в наши дни, согласно древнему поверью мы говорим, что такое качество Аиста, ребеночка приносит, и пытаемся как то содействовать этому процессу, создавая благоприятное место – гнездо, для аиста.

12 Гэйлетъ - 37 Гэйлетъ

Священное дерево Чертога Бусла - Ива .
С ней связаны цикличность и ритм, происходящих земных процессов. Ива - дерево женского начала и ее энергия дает удивительную силу женщинам. Она связана с Луной всеми посвященными земле и воде обрядами, которые исполняют женщины. Энергетика ивы служит только природе, подчиняясь законам равновесия и справедливости. Так же женское начало это место зарождения мудрости, отсюда не удивителен тот факт, что издревле на Руси ивовыми прутьями „вгоняли» через седалищное место отрокам неразумным Мудрость, которая не воспринималась через уши, что способствовало ПРАВильному» возрождению духа.
Если Дуб - Мировое Древо сотворенного, то ива - Древо Творения и ее мощный потенциал трансформации подчиняется Мировому Закону. В связи с этим сила, которую содержит в себе ива, плохо поддается модулированию людьми, и очень часто вместо «что хочется» получается то, «чему должно быть».
И вообще Ива - любимое дерево славян, неспроста же о ней говорили в народе «ивушка зелёная, над водой склонённая»… Ласково и нежно, как к живой душе, обращались к ней в наших песнях и сказках.

Чертог Бусла (Аиста) находится под покровительством РОДа. БОГ РОД - персонификация множества всех Светлых Богов и многомудрых Предков наших. Вышний Бог Род - Един и Множествен одновременно. Когда мы говорим обо всех Древних Богах и Великих и Мудрых Пpeдкax наших: Пращурах, Прадедах, Дедах и Отцах, - мы говорим - это мой РОД. Пращур Род - это Предок. К нему мы обращаемся, когда необходима Духовная и Душевная поддержка Светлых Богов и Предков, ибо Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их.
Вышний Бог Род является, извечным символом кровного родства, воплощением нерушимости всех Славянских и Арийских Родов и Племен, их постоянного взаимодействия и взаимопомощи друг другу.
Чертог Бусла интересен тем, что Аист производит ассоциацию в народе как несущий младенца счастливым родителям, кто-то, возможно, увидит уютное гнездо, свитое для семьи. Все верно, он приносит только самое доброе и хорошее!

Главное – семья!
Для людей из Чертога Бусла семейные ценности – это святое, именно жизнь в семье всего вернее направляет к чистой радости духа. Семья - это одно из средств глубокого и всестороннего развития Себя. Путь семьянина всегда был трудным. Пожалуй, самым трудным, но и самым действенным в раскрытии Себя и самым радостным. Возможно поэтому люди, несмотря на трудности, стремятся пройти по этому пути.
Потому как дом непосредственно связан с человеком как его обитель: Человек – одеяние – дом, следующие категории: двор, забор, город, далее степь или лес дремучий – это уже внешнее, относительно человека. Внутреннее связано с домом, там его Семь-я. Это внутренняя работа человека - Сотворение из Себя (Бо\га) Образа который отразился бы в не Себя (в неБО\ге) как Цельный Мир окружающий, и смог бы проявиться в Сердце – в середь целого, как множество Чувств слитое в одно Целое - Я –SЕМлЯ – SЕМЯ – SЕМ’Я. Это ни что иное как Образ и Середь целого – Разум и Чувства, как одно Целое, что мы называем Миром проявленным в Сердце Человека, это множество слитое во Единого и этот Единый – SЕМлЯ, Он же - SЕМЯ и Он – SЕМьЯ. Семья - земля, благодатная почва, для семени из которого поЯВ(ь)ляются первые ростки мудрости.

Семь граней семьи :
1. Создание Пространства Любви, несущего психологический комфорт, эмоциональную поддержку, ощущение ценности и значимости Я, чувство безопасности и обеспечивающего развития личности, раскрытие Себя. Именно в семье может быть представлена Любовь такой глубины и такого диапазона для создания соответствующего Пространства Любви.
2. Раскрытие творческого потенциала, своего и в целом семьи. Развитие свободы. Обретение мудрости. Создание соответствующих Образов Мира, необходимых для жизни.
3. Создание социальных условий для гармоничного развития всех членов семьи, ведение общего хозяйства и финансового обеспечения.
4. Создание всех необходимых психофизических и социальных условий для рождения детей и само их рождение.
5. Воспитание детей, воспитание себя через общение с детьми и друг с другом. Развитие качеств материнства и отцовства.
6. Построение глубокого общения с более широким кругом людей разных поколений и возрастов: братьями и сестрами, родителями, бабушками и дедушками, родственниками, в целом - РОДовых отношений.
7. Развитие, сохранение и передача опыта, духовных, культурных ценностей и традиций следующим поколениям.
Таким образом раскрываются семь граней Семьи.

Люди, рожденные в Чертоге Бусла – совсем не простодушные дурачки. Так как они ответственны и выносливы, карьера им преподносит приятные сюрпризы. Они занимают высокие должности, и это тот редкий случай, когда подчиненные души не чают в начальстве!
Дело в том, что труд для них направлен на благо других людей, и этот благородный порыв ведет вперед, к успеху. Нужно обратить особое внимание на то, что при всей дружелюбности у Аистов не слишком много друзей, так как основная задача – это создание семьи.
Для проявления качеств Чертога Бусла, в человеке необходима энергия, которую они могли бы направить на помощь всем нуждающимся, на покровительство слабых. Только тогда они будут цельной натурой.

Славянский бог Род - прародитель всего в мире. Языческая религия наших предков полагала Рода отцом всего остального пантеона божеств и прародителем вселенной. Род, будучи сам сыном Всевышнего Творца, наделил человека душой и жизненной силой. Род — покровитель всего живого на земле, к нему обращались, когда просили богатого урожая.

Это главный бог наших далеких предков. До его появления земля была темна и безвидна, в мире царил хаос. Но потом Всевышний ниспослал на землю Золотое яйцо, из которого вылупился бог Род. Он создал Ладу — богиню-мать, богиню любви, и они вместе рассеяли тьму над землей и создали мир, малой частью которого является мир человеческий. Лицо бога Рода стало солнцем, грудь - луной, глаза — яркими звездами, дыхание — ветром, мысли — темнотой ночи, а брови — солнечной зарей. Так гласят предания наших далеких предков.

Архитектор природы

Всевышний творец послал своего сына Рода создать мир, в котором бы жили другие боги, люди и животные. Отсюда многочисленные исконно русские слова - природа, родина, порода и многие другие - в них слышится отзвук имени архитектора славянской космологии. Вселенная наших предков, сотворенная Родом, бесконечна и делится на три части - Правь, Явь и Навь.

  • Верхняя часть (или Правь) - это обитель богов, откуда те правят людьми, причем правят мудро и справедливо — то есть, правильно.
  • Средняя часть (Явь) - это мир людской, который боги явили для людей. Только этот мир способны видеть большинство смертных.
  • Нижняя же часть (Навь) - это скрытое от наших глаз царство умерших и духов. Оттуда к нам приходят сны, кошмары и видения, с этим миром общаются провидцы, слушая голоса мертвых (навьих людей).

Бог земли

Славянский бог Род также является покровителем плодородных земель и урожая (в этих словах тоже явственно слышится его имя), а также управляет тучами, наполняющими поля и леса живительной водой. Жизнь славян протекала в тесном единении с природой, поэтому все их божества суть персонифицированные природные силы. Так же, как туча милостиво дарит иссушенной солнцем земле жизнь, так и новорожденному человеку Род посылает с небес свою благодать — живую душу. Сам же Род, как и другие божества, разумеется, бессмертен. Часто в письменных источниках Роду сопутствуют рожаницы - божественные воплощения женской сущности.


Глава всех богов

Сын Рода - Сварог. Это также совершенно особенный бог в древнеславянском пантеоне, который сделал мир, созданный его отцом, совершенным. От Сварога произошли многие другие боги, которым поклонялись наши далекие предки. Эти боги связаны между собой сложнейшей системой субординационных отношений, в славянском пантеоне каждый зависит от каждого — как и в окружающем мире силы природы неразрывно связаны друг с другом и по отдельности невозможны. Но, по сообщению Гельмгольда - средневекового монаха, известного миссионера и автора хроник - при том, что древние славяне молились великому множеству богов, все эти боги кровно связаны с главным, который является и самым почитаемым. И чем могущественнее бог, тем ближе он находится в иерархии к главному - к Роду.

Эхо язычества

В целом, о пантеоне древних славян мы узнаем преимущественно из древних летописей и поучений христианских проповедников, адресованных неофитам - бывшим язычникам, которым надо было объяснять преимущества новой, монотеистической религии над старой, политеистической.

Удивительным образом христианские и языческие традиции переплавились воедино в русской культуре, что мы наблюдаем на примере так называемого двоеверия, а также и некоторых вполне современных обрядов - как, например, обычай красить яйца на Пасху и дарить их другим верующим. Сами пасхальные праздники хронологически близки к дню святого Родиона (21 апреля), который суть бывший древнеязыческий праздник Радогощ. Весьма интересным и характерным совпадением является также следующее: 8 сентября православные христиане отмечают рождение Богоматери.

Но у наших далеких предков считалось, что в этот же день, 8 сентября, появился на свет Род, бог славян и отец всех прочих богов и людей.

Вообще, славянская религия видела людей не как рабов божьих, а как детей и внуков божьих (а поскольку боги — это природные силы, то и детей природы). Отголосок этого слышен в значительно более позднем "Слове о Полку Игореве", где природа, можно сказать, выступает таким же героем произведения, как и люди, а русский князь, попавший в половецкий плен, именуется внуком Велеса.

Заметка: ищите паркову во Внуково? Это не проблема! Вот к примеру на сайте mosaeroparking.ru вы без проблем можете забронировать место для своего авто!


Бог Род

Был в яйце и когда оно раскололось он вышел наружу и стал «разворачиваться» творя миры и саму жизнь во всех ее проявлениях. Именно Род посадил Мировое Дерево (скандинавский Игдрасиль?) - дуб, который своей кроной проникал в высшие миры, стволом своим был в мире земном, а корнями уходил глубоко в подземный мир.

История про яйцо мне напоминает а историю о Ночи Брамы (Маха Пралайя) в индийской традиции, когда все сущее сжимается в одну точку и по сути бытие исчезает. По истечении определенного времени начинается снова День Брамы и из этой точки начинают строится новые миры и зарождаться жизнь.

По разным версиям Роду приписывают разные функции. По всей видимости он проявляется в троичности, т.е. у него как бы три лица, которые иногда называют самостоятельными богами.

Рамха -Род -Вышень (Вишну в индийской традиции)
Я считаю, что правильнее считать всю троицу единым богом Родом

Данная троица называется Великий Триглав мира Прави (мир богов)

В троице Рамха - это божественный свет творения, порождающий жизнь по всюду. Это непознаваемая сущность излучающая жизнеродящий свет и первичный огонь мироздания, который у староверов называется инглия, на востоке называется энергия ки (ци, чи, ка). Дает людям силы созидания, творения.

Род - неотделимая часть Рамхи, прародитель всех людей (славян?), бог покровитель вселенных мира Прави. В понятие Род в ходит связь и единство со всеми предками до первотворца. Дает людям силы размножения.

Вышень - бог покровитель нашей вселенной в мире Нави, в некоторых источниках он указывается как отец Сварога . Дает людям места проживания.

Ну не с проста Вышень имеет такое имя, значит он должен быть на самом верху. Наверно в этой версии есть здравое зерно.

Данный триглав очень похож на систему устройства мира в теософии: Верховный абсолют (Парабрахман), разделяется на три ипостаси - логосы (лучи), которые по мере нисхождения на облее плотные планы порождают все новые и нвые формы жизни и материи. Я описываю весьма упрощенно, но думаю суть ясна.

К тому же мы знаем, что теософы во многом опирадись на индийские учения, котоыре по многим источникам были адаптацией веры древних славян (славяно-ариев).

В некоторых источниках Род упоминается с рожаницами. - женскими божествами. Некоторые исследователи полагают, что под рожаницами можно понимать богинь Ладу и Лелю, а возможно и Живу.

Как видите достовернной информации сейчас нет и по многим вопросам идут споры.

У славян не было в мировоззрении зла, было только понятие неправильного понимания и неправильного отношения к происходящему. Поэтому в Роде соединялось все, включая и то, что сейчас называют злом.

Бог Род является воплощением и мужского и женского начала, поэтому его нельзя назвать женским и мужским божеством. Он не имеет личности как таковой. В некоторых источниках его называют Вышним Богом или Всевышним и Белбогом, Белым Богом, Свентовидом (Свентовит, Святовит, Световик, Светич). В тоже время в других традициях Свентовита выделяют как самостоятельного бога, а иногда как совокупность нескольких высших богов. По этому в какой-то мере это суждение верно.

Когда Род создал весь мир, он не успевал всем управлять, поэтому он создал Сварога , который сковал законы жизни для всего мира и закончил творения Отца.

Я встречал упоминания, что Лада появилась из дыхания Рода и воплотилась как птица Сва , которая летала по Земле и доносила до всех волю Рода. В других источниках ее создал Сварог . Из лица Рода вышел Ра, который почитался на Руси как Солнце и первичный огонь творения. Слово «ра», так же применялось для обозначения любого света.

Я считаю, что не стоит сильно углубляться в то, какая личность является Родом, потому что он есть все сущее. Поэтому будет достаточно для нашего понимания, что он есть и что в него входит абсолютно все, включая Дасуней - темных богов.

Если вы все таки хотите углубиться, то вам стоит прочитать информацию обо всех бога на нашем сайте. Тогда у вас будут наиболее полные представления о них. Так же можете посмотреть следующее видео, где описывается иерархия славянских богов, в том числе бога Рода и его ипостасей, в рамках одной традиции.

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.

Суть Рода

Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род - это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.

О верховенстве Рода

Иногда говорят, что бог Род - верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог - это не Перун, а Перун - это не Велес, и так далее. Род же - это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего - он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.

Описание Рода в современном неоязычестве

Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род - самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце - символе первичного мира, общем для множества культур.

Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо - символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир - небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.


Свет и тьма, добро и зло

Поскольку бог Род - это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.

Род и рождение

Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение - это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично - имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.

Род в мифологии

Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные - все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части - правь, явь и навь - три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги - дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы - так называемое Пекельное царство.

Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни - к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.

Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада - богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.


Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем - управления.

Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы - божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц - богиня Жива.

Поделиться