Финская кирха св марии на большой конюшенной. Евангелический-лютеранский приход святой марии. Часы работы музея

С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице . Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились :

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу . Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы» . Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам . Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган , который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения , мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился . Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера , концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700 .

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.

Церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге. Храм, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1803-1805 годах по проекту Готтлиба Xристиана Паульсена. Сегодня это действующая лютеранская кирха скандинавской традиции, кафедральный собор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская община на территории Петербурга впервые появилась еще до основания самого города, при шведах в 1630-х годах. После окончания Северной войны часть шведского и финского населения осталась жить теперь уже на территории Российской империи, а свои религиозные собрания они проводили в одном из частных домов Санкт-Петербурга. В начале XVIII века императрица Анна Иоанновна подарила общине земельный участок на Большой Конюшенной улице, где для лютеран была построена первая деревянная кирха в честь Святой Анны. Когда шведская и финская общины разделились, эта церковь досталась финнам, и в 1803 году они начали строительство нового храма.

Церковь была названа в честь Святой Марии, поскольку ее освящение пришлось на день рождения императора Александра I, мать которого звали Мария Федоровна.

Здание церкви имеет прямоугольную планировку, вверху оно увенчано барабаном и куполом. Главный фасад, выходящий на Большую Конюшенную улицу, декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера и треугольным фронтоном. В специальных нишах по бокам фасада первоначально разместили скульптуры апостолов Петра и Павла, но позже их заменили вазами. Боковые фасады украшены пилястрами. Небольшую внутреннюю и внешнюю перепланировку храм перенес в конце XIX века.

В советское время церковь Святой Марии была закрыта, ее здание сначала передали Эрмитажу, а затем разместили в нем общежитие, еще позже — Дом природы. Финский лютеранский приход был возрожден только в конце XX века, и в 1999-2002 годах на деньги церкви Финляндии храм был восстановлен по его историческому прототипу. Кирха Святой Марии получила статус епископальной церкви, что соответствует кафедральному собору.

Сегодня в церкви Святой Марии помимо религиозных богослужений регулярно проходят органные концерты при участии известных музыкантов.

Лютеранская церковь Святой Марии считается памятником архитектуры регионального значения.

Туристу на заметку:

Посещение церкви Святой Марии будет интересно верующим протестантам, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой начала XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины , а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

Церковь Св. Марии в начале XX века

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С.Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана - известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

Около Невского проспекта, на Большой Конюшенной улице скромно спряталась простая, невыразительная постройка. Это и есть церковь святой Марии.

Что интересно, недалеко есть Шведская церковь Святой Екатерины , история и судьбы которых тесно переплетены.

Если убрать дворовые дома, то они окажутся в 50 шагах, но их фасады обращены против друг друга, - таков уж архитектурный итог многовекового соперничества соседних народов.

Участок, который в 1733 году по указу императрицы Анны Иоановны был отдан под строительство, принадлежал шведско-финской общине.

Сначала там появился молитвенный дом, первыми прихожанами которого стали торговцы и ремесленники шведской и финской национальностей.

Саму церковь начали строить в 1803 году.

Архитектор Паульсен стремился создать по-домашнему уютный приход. В результате, получилось строгое, лишенное изысков здание, единственным украшением которого стали арочные окна и портик с четырьмя колоннами.

В 1805 году её освятили во имя святой Марии. Долгое время она оставалась единственным местом для прихожан финской национальности в Санкт-Петербурге.

Ее закрыли в 1937 году, а в 1970 году в здании открыли «Дом природы». Так ее до сих пор и называют многие горожане.

Вернули церковь святой Марии финской общине лишь в 1990 году, а в конце 90-х ее начали реставрировать.

За пять лет был возвращен не только прежний внешний вид, но и историческое внутреннее убранство.

Весной 2002 года её заново освятили в присутствии президента Финляндии.

Сейчас здесь проводятся регулярные службы и действует воскресная школа.

Вообще, этот уголок Санкт-Петербурга – большая скандинавская вотчина. Здесь Шведское консульство, шведская школа, шведский бизнес-центр и бизнес-клуб. А что скрыто в глубине двориков знают только в местном ЖЭКе…

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Большая Конюшенная, дом 8-а.

Как добраться:

От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) легко прогуляться пешком по Невскому до Большой Конюшенной, где повернуть на эту улицу, и через 200 метров Вы окажетесь у дверей.

Поделиться