Елисавета елизавета написание имени реформа русского языка. Святая Елизавета Федоровна - Православная принцесса Европы. Талисманы для Елизаветы

Великая княгиня Елисавета (Елизавета Александра Луиза Алиса), родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. В семье её звали Элла.

Мать Эллы Принцесса Алиса раздала большую часть имения на благотворительные нужды. У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елисавета (Элла), Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (Аликс) — будущая Императрица Российская Александра Федоровна, и Мария. Старшие дети все делали за себя сами, были обучены хозяйству и рукоделию. Но главное, их учили сострадать. Вместе с матерью они ездили в больницы, приюты, дома инвалидов. Приносили охапки цветов, делили на всех, букеты ставили у каждой кровати.

Принцесса Елисавета росла очень красивой девушкой, высокой, стройной, с прекрасными чертами лица. Ее красота соответствовала и ее духовным качествам. У нее отсутствовали всякие признаки эгоизма. Она была жизнерадостной и отличалась тонким чувством юмора. Бог наградил ее даром живописи и чувством музыки. С ее появлением прекращались детские ссоры. Все начинали уступать и прощать друг другу.

Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, королевы Венгерской в честь которой она носила свое имя. Эта католическая святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия и даром чудотворений. Муж запрещал ей заботиться о несчастных и был жесток в обращении с ней. Однажды она шла в тюрьму навестить узников и несла в корзинке хлеб, сверху прикрытый мантильей. Навстречу муж: «Это у тебя что?!» Отвечает: «Розы…» Он сдернул прозрачный покров, а под ним – розы! Она похоронила мужа, скиталась, бедствовала, жила в нищете, но Божьему призванию не изменила. Уже в преклонные лета организовала лепрозорий и сама ухаживала за прокаженными.

В родительском доме в Дармштадте всегда было много музыкантов, артистов, художников, композиторов, профессоров. Одним словом, одаренных людей самых разных специальностей. Здесь собиралось уникальное по духовной и культурной глубине общество.

Когда Елизавете было 11 лет, заигравшись, упал с балкона на каменные плиты ее трехлетний брат Фридрих. Он был болен гемофилией и умер в мучениях от полученных ушибов. Она первая его окровавленного подняла и внесла в дом. В этот день она дала обет Богу – не выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В 14 лет она похоронила мать, безвременно ушедшую в 35 лет от дифтерита. В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле - путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

Великая княгиня Елисавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович
Фотография 1892 года

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Великий князь, вступая на пост генерал-губернатора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение Элле, которую знал еще с детства, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Однако к русскому князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю, она сразу почувствовала расположение. Он был высококультурным человеком, любил чтение и музыку, очень многим помогал, не афишируя этого. Она сказала ему о своем обете, а он: «Вот и хорошо. Я и сам решил не жениться». Так состоялся этот (нужный России из политических соображений) брак, в котором супруги обещали Богу хранить девство.

Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Елисавета Феодоровна в первый раз вступила на Русскую землю в день Пресвятой Троицы.

Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая княгиня сразу же очаровала всех своей сердечностью, простотой обращения и тонким чувством юмора. Она умела создать вокруг себя уют, атмосферу легкости и непринужденности, хорошо танцевала и, имея прекрасный вкус, умела красиво и изящно одеваться. Она была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе - Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна.

Художники, пытавшиеся нарисовать ее портрет, не смогли передать ее действительную красоту; один художник сказал, что совершенство изобразить невозможно. Также и ни одна из сохранившихся фотографий не передает полностью красоты Великой Княгини. Великий князь Константин Константинович Романов в 1884 г. написал стихотворение в честь св. Елисаветы.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Овчинников П.Я. Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны, 1902

Несмотря на свой успех в обществе и частые выезды, св. Елисавета чувствовала в себе стремление к уединению и размышлениям. Она любила гулять в одиночестве на природе, предаваясь созерцанию ее красоты и размышляя о Боге. Великая княгиня также начала втайне творить дела благотворительности, о чем знали только ее муж и немногие близкие люди.

В 1888 году Великой Княгине представилась возможность поехать на Святую Землю. Император Александр III поручил В.К. Сергею Александровичу присутствовать при освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного в память их матери, императрицы Марии Александровны. Там, у подножья Елеонской горы, Великая княгиня произнесла пророческие слова: «Я бы хотела быть похороненной здесь» . У Гроба Господня Спаситель открыл ей Свою волю, и у неё окончательно созрело решение перейти в православие.

Вид на русский участок в Гефсимании 1882 года. Фото отца Тимона
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона.
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г. Фото отца Тимона
Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Слева начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Антоний (Капустин)
Фото отца Тимона. 1888 год
Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года
Интерьер церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Фото отца Тимона 1888 г.

Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг: «Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня… Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение ». Из всех родственников только бабушка Великой княгини королева Виктория поняла ее душевное состояние и написала ласковое ободряющее письмо, чем несказанно обрадовала св. Елисавету.

В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи . Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.

Члены императорской фамилии (в Ильинском в дни коронационных торжеств). Фото 1896 г.
Стоят слева направо:
— наследный принц румынский Фердинанд;
— император Николай II;
— великий князь Сергей Александрович;
— Виктория Федоровна (Виктория-Мелита), принцесса Саксен-Кобург-Готская, герцогиня Саксонская;
— ее первый муж Эрнст-Людвиг (Альберт-Карл-Вильгельм), великий герцог Гессенский и Рейнский.
Сидят слева направо:
— сын великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Дмитрий;
— наследная принцесса румынская Мария;
— императрица Александра Федоровна с дочерью великой княжной Ольгой;
у ее ног:
— дочь великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Мария;
далее по порядку:
— великий князь Павел Александрович;
— великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская;
— сестра императрицы Александры Федоровны Виктория;
— великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество обязанностей - шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

Семья Романовых и семья Гессенов 1910

Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам - под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала.

Однако государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Великий князь Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам. Посчитав, что при сложившейся ситуации он не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы, подал в отставку.

Великий князь Сергей Александрович

Тем временем боевая организация эсеров приговорила Великого Князя Сергея Александровича к смерти. Великая княгиня Елисавета получала анонимные письма, где ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Она тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала мужа.

Убийца Великого князя Сергея Александровича, террорист Иван Калаев

18 февраля 1905 г. Сергей Александрович, выехав из дома, был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым . Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В течение нескольких дней после взрыва, люди находили еще куски тела Великого князя, которые силою взрыва разбросало везде. Одну руку нашли по ту сторону Кремлевской стены на крыше маленькой часовни Спасителя, сердце – на крыше какого-то здания.

Панихида по в Бозе почившем Великом Князе Сергее Александровиче в Чудовом монастыре, в Кремле, в 1905 г.

После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, время от времени справляясь о состоянии раненого кучера Сергея Александровича, прослужившего у Великого князя 25 лет. Ей сказали, что положение кучера безнадежно, и он может скоро умереть (тело его было пробито гвоздями и осколками от экипажа, он имел 70 ран в спине). Чтобы не огорчать умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она уловила его вопрос о Сергее Александровиче и, чтобы успокоить его, пересилила себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к Вам». И успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Андрей скончался в ту же ночь.

На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал:

Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть.

— И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним? - ответила она.

Великая княгиня передала убийце прощение от Сергея Александровича, Евангелие и икону, надеясь на чудо раскаяния, а также просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

Памятник-крест, сооружённый на месте убиения Великаго Князя Сергея Александровича (по проекту В.Васнецова), на Сенатской площади, в Кремле, освящённый 2 апреля 1908 г. Памятник-крест — это было первое, что снесли большевики в Кремле. Они устроили такой Субботник на 1 мая 1918 г. под непосредственным руководством Ленина…

Похоронили Сергея Александровича в маленькой церкви Чудова монастыря. Здесь Великая княгиня почувствовала особую помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник - крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят ». Ныне этот Крест находится на территории Новоспасского монастыря в Москве, где также покоится тело великого князя Сергея Александровича в родовой усыпальнице Романовых .

Крест-памятник в Новоспасском монастыре

Великая княгиня Елизавета попросила вынести всю роскошную мебель из своей спальни в Никольском дворце, стены перекрасить в белый цвет, на стенах она оставила только иконы и картины духовного содержания, таким образом, ее спальня стала напоминать монашескую келью. Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности и часть, принадлежащую семье Романовых, передала в казну, а на оставшуюся сумму основала обитель Милосердия в Москве на Большой Ордынке . Не сохранила себе на память и обручального кольца.

Марфо-Мариинская обитель милосердия — это монастырь в Москве, расположенный на Большой Ордынке. Основательницей, а также первой настоятельницей обители являлась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в белое монашеское одеяние и взошла в мир бедных и страдающих: «Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея ».

Обитель была создана в честь святых сестер Марфы и Марии. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через ближнего своего.

Были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова), а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

Покровский собор обители

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня прочитала книгу «Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-японской войны», написанную священником Митрофаном Серебрянским. Она пожелала познакомиться с автором и вызвала его в Москву. В результате их встреч и бесед появился проект Устава будущей обители, подготовленный отцом Митрофаном, который св. Елисавета приняла за основу.

Для совершения богослужений и духовного окормления сестер согласно проекту Устава нужен был священник женатый, но который жил бы со своей матушкой как брат с сестрой и постоянно находился бы на территории обители. Св. Елисавета настойчиво просила отца Митрофана стать духовником будущей обители, так как он соответствовал всем требованиям Устава. Он, было, согласился, но вскоре отказался, боясь огорчить прихожан своим уходом. И вдруг почти сразу пальцы на руке стали неметь и рука отнялась. Отец Митрофан пришел в ужас от того, что теперь не сможет служить в церкви, и понял совершившееся как вразумление. Он стал горячо молиться и обещал Богу, что даст согласие на переезд в Москву - и через два часа рука снова стала действовать. Отец Митрофан стал подлинным духовником обители, наставником и помощником настоятельницы, которая его высоко ценила (Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских).

В Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня вела жизнь подвижницы, спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги. Привыкшая с детства к труду, Великая Княгиня все делала сама и лично для себя не требовала никаких услуг от сестер. Она участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, всегда подавая пример остальным. Как-то к настоятельнице подошла одна из послушниц с просьбой послать кого-нибудь из сестер перебирать картошку, так как никто не хочет помочь. Великая Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама. Увидев настоятельницу, перебирающую картошку, устыженные сестры прибежали и принялись за дело.

В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы. Все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «Великой Матушкой», как они называли настоятельницу. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок, где буйным цветом расцветали разгул, нищета и преступность. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Если Елисавета Феодоровна куда-нибудь выезжала, народ узнавал ее, восторженно встречал и следовал за ней. Ее уже тогда любили по всей России и называли святой.

Она никогда не вмешивалась в политику, но очень страдала, видя, что политическая ситуация в России ухудшается. В годы Первой мировой войны трудов у св.Елисаветы прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители, как о центре немецкого шпионажа.

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой Княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня! «

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. Это было последнее благословение и напутствие патриарха перед крестным путем Великой Княгини на Голгофу. С ней поехали две сестры - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Одна из сестер обители вспоминала: «… Потом она письмо нам прислала, батюшке и каждой сестре. Сто пять записочек было вложено, и каждой но ее характеру. Из Евангелия, из Библии изречения, а кому от себя. Она всех сестер, всех своих детей знала…»

Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.

Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем - Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями - Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили отпустить на свободу. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так она сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г ., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудник а. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании . Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Церковь Марии Магдалины (современный вид)
Церковь Марии Магдалины
Интерьер храма Марии Магдалины
Рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару , установив им празднование в день кончины - 5 (18) июля.

Тропарь, глас 1:
Смирением достоинство княжеское сокрывши, / богомудрая Елисавето, / сугубым служением Марфы и Марии / Христа почтила еси. / Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, / яко жертва праведная Богу принеслася еси. / Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, / яко истинную наставницу усердно просим тя:/ святая мученице великая княгине Елисавето, / моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 2:
Величие подвига веры кто повесть: / во глубине земли, яко в раи светлости,/ страстотерпица великая княгиня Елисавета / со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся / и, убиение претерпевающи, / о безбожных мучителех взываше: / Господи, прости им грех сей, / не ведят бо, что творят. / Тоя молитвами, Христе Боже, / помилуй и спаси души наша.

Формы имени Елизавета

Краткая форма имени Елизавета. Лиза, Лизочка, Лизонька, Лизуня, Лизуха, Лизаветка, Елизаветка, Вета, Лиля, Бетси, Элиза, Элли, Элис, Бесс, Лиззи, Лизетта, Лизела, Лизель, Лиса, Эла, Бет. Синонимы имени Елизавета. , Элисавета, Лизавета, Лисавета, Алисава, Олисава, Олисавья, Елисава, Элизабет, Элиш, Эласадж, Изабель, Исабель, Алжбета, Эльжбета, Элишка, Ильсе.

Имя Елизавета на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 伊麗莎白 (Yīlìshābái). Японский: エリザベス (Erizabesu). Гуджарати: એલિઝાબેથ (એલિઝાબેથ). Хинди: एलिजाबेथ (Ēlijābētha). Украинский: Єлизавета. Греческий: Ελισάβετ (Elisávet). Английский: Elizabeth (Elizabeth).

Происхождение имени Елизавета

10. Тип. Эти женщины умеют приказывать и, когда нужно, оказываются очень ловкими. С большим самомнением. Великолепно приспосабливаются к обстоятельствам. Даже когда кажется, что все потеряно, не теряют присутствия духа.

11. Психика. Интроверты. Не всегда говорят то, что думают, и не всегда делают то, что говорят. Очень уравновешенны, не поддаются влиянию. Не обольщайтесь их кротким видом - они будут стараться сбить вас с пути двусмысленными намеками. Не забывайте, что это шустрые и хитрые лисицы.

12. Воля. Сильная и хорошо организованная. Чтобы лучше блюсти свои интересы, готовы притворяться, что не понимают, о чем вы говорите, или не могут выполнить то, что вы от них требуете.

13. Возбудимость. Чисто внешняя.

14. Скорость реакции. Несколько замедленная, что, однако, не мешает им в случае необходимости реагировать молниеносно. В глубине души верят в свою счастливую звезду. Их воображение уступает интеллекту, хотя они и пытаются выдавать чужие идеи и мысли за свои.

15. Поле деятельности. Привыкли до конца доводить свои начинания. С детства усвоили привычку выяснять, во имя чего работают. Их интересуют новые технологии, особенно электроника, из них получаются великолепные теле - и радио репортеры. Иногда в приливе откровенности могут признаться, что хотели бы стать следователями и даже разведчицами.

16. Интуиция. Развитая интуиция позволяет им хорошо подбирать себе окружение.

17. Интеллект . У них глубокий аналитический ум. Это безжалостные и дотошные наблюдатели, однако любопытство может завести их слишком далеко.

18. Восприимчивость. Хотели бы кинуться в объятия того, кого любят, но сложный характер мешает им прильнуть к плечу любимого. Держат себя несколько холодно, с близкими не ощущают контакта.

19. Нравственность. Все в них подчинено амбициям и желаниям. Этих женщин необходимо вовремя останавливать, иначе все моральные устои просто перестанут для них существовать.

20. Здоровье. Когда им сопутствует успех, то и здоровье прекрасное. Они сами отлично знают, что можно, а чего нельзя делать, чтобы сохранить физическое и душевное равновесие. Слабое место - щитовидная железа.

21. Сексуальность. Еще один козырь в их игре. Прибирают к рукам стеснительных партнеров, которые чаще всего не знают, с кем имеют дело.

22. Активность. Их активность - это активность добытчика, они не останавливаются ни перед чем в достижении своей цели. В жизни очень удачливы и счастливы.

23. Общительность. Обладают даром быстро знакомиться с людьми.

24. Заключение. Это женщины, которые всю жизнь будут желать «самого-самого» и добиваться его. А не это ли, собственно говоря, называется успехом?

Значение имени Елизавета для жизни

Елизавета всегда стремится выглядеть лучше, чем она есть. Это порой толкает ее на экстравагантные поступки, о которых она потом сильно сожалеет. Она самолюбива, неуравновешенна, чрезмерно импульсивна, подозрительна. Ей кажется, что к ней относятся хуже, чем она того заслуживает, из-за чего вступает в конфликты с окружающими. Пытается лидировать в женском обществе, но с друзьями искренна, мягка и отзывчива. Она не легковерна, долго проверяет искренность чувств возлюбленного, держит его на расстоянии. Старается рано выйти замуж, семейное благополучие, дети для нее имеют большое значение. Ее не раздражают родственники мужа, она спокойно выносит их частые визиты. Елизавета многое способна простить, лишь бы в доме продолжал царить мир. Она посещает различные курсы, где учат шить и готовить, причем не из-за того, что ей это интересно, а потому что ею движет своеобразное чувство долга. Она запаслива, но не потому, что боится "голодной зимы", а из-за страха, что муж будет недоволен, если однажды дома не окажется его любимого салата. Работа, подруги, развлечения стоят у Елизаветы на втором плане. Вместе с тем она легка на подъем, ее не нужно уговаривать пойти в театр или на концерт. Дорожит отношениями с мужем, старается ему уступать. Внимательная и нежная жена, однако не лишена чувства ревности. Рождаются у Елизаветы чаще девочки, реже - разнополые дети.

Значение имени Елизавета для секса

Секс для Елизаветы - искусство наслаждения жизнью, приносящее огромную радость. Она не любит грубых ласк и напора, для нее немаловажно и то, как завершается близость. Она чувствует себя уязвленной, если партнер сразу же отворачивается к стене и засыпает. Она легко идет навстречу желаниям мужчины, ее не страшит прямой разговор о сексе. В отличие от многих других женщин, она не стесняется обсуждать некоторые интимные подробности и называть вещи своими именами. Внешне Елизавета не выглядит сексуальной, но в объятиях нежного мужчины, под его ласками она раскрывается и расцветает.

Совместимость имени Елизавета и отчества

Елизавета Алексеевна, Андреевна, Артемовна, Валентиновна, Васильевна, Викторовна, Витальевна, Владимировна, Евгеньевна, Ивановна, Ильинична, Михайловна, Петровна, Сергеевна, Федоровна, Юрьевна - женщина очень любознательная и активная. Правда, непостоянна и непоследовательна в поступках. Любит развлечения, шумные компании, преданна друзьям. Легко завоевывает авторитет в женском обществе. Она беспокойна, суетлива, создает много шума, но ненавязчива, деликатна и вежлива, немного сентиментальна. Обладает развитой интуицией, на которую полагается более, чем следовало бы. В интимных отношениях Елизавета находит не только наслаждение, но и успокоение, возможность почувствовать себя женщиной. Мужчину, с которым Елизавете удается достичь полной сексуальной гармонии, она ни за что не отпустит. Она умеет быть обольстительной, покладистой и уступчивой. Брак у нее достаточно прочный и счастливый. Даже самые серые будни она умеет превращать в яркие праздники. Рождаются у Елизаветы разнополые дети.

Елизавета Александровна, Аркадьевна, Борисовна, Вадимовна, Григорьевна, Кирилловна, Максимовна, Матвеевна, Никитична, Павловна, Романовна, Тарасовна, Тимофеевна, Эдуардовна, Яковлевна импульсивна, энергична, вспыльчива. Чтобы скрыть свои недостатки, пытается создать имидж сильной, предприимчивой женщины, старается занять место лидера. В семейной жизни, напротив, она полностью доверяет супругу и чувствует себя комфортно, если он становится настоящим хозяином в доме. Стабильность в семейной жизни делает Елизавету самоуверенной и самонадеянной, однако она очень дорожит мужем, детьми, зная, что все ее благополучие заключено именно в них. Как правило, ее брак крепок, а если распадается, то не по ее вине.

Елизавета Богдановна, Виленовна, Владиславовна, Вячеславовна, Геннадьевна, Георгиевна, Даниловна, Егоровна, Константиновна, Макаровна, Робертовна, Святославовна, Яновна, Ярославовна - человек сильного характера и твердых убеждений. Она всегда добивается поставленной цели. Иногда кажется холодной и расчетливой, но на самом деле это страстная натура. Елизавета мечтает о красивой любви, ждет мужчину своей мечты и знает, кто ей нужен для счастливого брака. Замуж выходит за состоятельного человека, несколько старше ее, который умеет оценить ее молодость, темперамент и преданность.

Елизавета Антоновна, Артуровна, Валерьевна, Германовна, Глебовна, Денисовна, Игоревна, Леонидовна, Львовна, Мироновна, Олеговна, Руслановна, Семеновна, Филипповна, Эммануиловна несколько прямолинейна и не выносит критики в свой адрес. Она честна и благородна, чего ждет и от остальных. Очень требовательна к близким. Тщательно выбирает себе спутника жизни, учитывая при этом все его качества. Более всего ценит в мужчине ум и порядочность. Прирожденный оптимист, всегда верит в лучшее. Чтобы добиться расположения такой Елизаветы, мужчине придется долго за нею ухаживать. Зато он получит верную супругу, которая будет во всем идти ему навстречу, потакать всем его желаниям. Внешне Елизавета не выглядит сексуальной, но умеет поддерживать свежесть чувств долгие годы, всегда желанна и любима супругом. Рождаются у нее разнополые дети. Она строгая мать, но очень заботливая.

Елизавета Алановна, Альбертовна, Анатольевна, Вениаминовна, Владленовна, Дмитриевна, Марковна, Николаевна, Ростиславовна, Станиславовна, Степановна, Феликсовна вспыльчивая, гордая и своенравная. Не очень деликатная, нетерпеливая. В людях более всего ценит теплоту отношений, сердечность. Выйдя замуж, Елизавета сама решает все семейные проблемы, не прислушиваясь к мнению супруга, из-за чего часто попадает в неприятные ситуации. В интимных отношениях предпочитает подчиняться желаниям мужа, чтобы хоть в эти моменты чувствовать себя слабой женщиной. В минуты близости чувствительна и сентиментальна. Для эмоциональной стабильности должна иметь рядом надежного спутника. Елизавета прекрасная хозяйка, все успевает. В ее доме идеальная чистота, она вкусно готовит, любит печь торты. Часто балует своих домашних чем-нибудь вкусненьким. Ее супруг с удовольствием спешит после работы домой, к семье. Рождаются у такой Елизаветы в основном сыновья.

Положительные черты имени

Любознательность, веселый нрав, обаятельность, подвижность, стремление к достижению цели, активная жизненная позиция. В детстве Лиза обычно растет смышленой девочкой с развитой логикой, склонностью к точным наукам. Елизавета стремится к широкому общению, она быстро находит общий язык с новыми людьми, у нее хорошо развито чувство юмора. Елизавета щедра и может отдать последнее, но при угрозе несправедливого дележа своего не упустит.

Отрицательные черты имени

Больное самолюбие, обидчивость, эгоизм, безрассудная отвага. Елизавета часто совершает необдуманные и импульсивные поступки, старается любым способом, привлечь к себе внимание. Она пытается быть в числе первых и не умеет проигрывать. Ей часто безразличны желания и мнения окружающих. В школе возможны проблемы с дисциплиной, так как Елизавета не любит подчиняться строгим правилам и общепризнанным нормам поведения. В подростковом возрасте Елизавета может страдать комплексом неполноценности, проявлять к себе достаточно строгие требования, стараясь быть лучше, чем есть на самом деле.

Выбор профессии по имени

Елизавета не очень серьезно относится к своей будущей жизни, профессии. Она живет настоящим, поэтому ее жизненные планы часто иллюзорны. Сила ее характера может позволить ей достичь многого в любой сфере деятельности, но это лишь при том условии, что Елизавету с детства учили работать и достигать всего своим трудом. Елизавета, воспитанная в семье верующих людей, способна достичь высокого уровня духовного развития. Наделенная музыкальным талантом, она может посвятить себя христианскому служению, став, к примеру, регентом в церковном хоре.

Влияние имени на бизнес

Нередко Елизавета проявляет противоречивое отношение к деньгам: она бывает то расточительной, то чересчур расчетливой и прагматичной, что, впрочем, часто сглаживается ее удивительным чувством юмора.

Влияние имени на здоровье

Елизавета сама подрывает свое прекрасное здоровье. Могут быть неврозы, подергивания и травмы глаз, .

Психология имени

Елизавете необходима непринужденная атмосфера в семье и на работе. Она ни от кого ничего не требует, но и не любит повышенного требования к себе. Близкий человек должен своим поведением ей доказать ценность истинных чувств. Воспитывая маленькую Елизавету, нельзя на нее кричать. До нее доходят истины только в спокойной и ненавязчивой форме и при этом логически доказанные.

Известные люди с именем Елизавета

Лиза дель Джокондо, Лиза Герардини ((1479 – 1542/1551) жена флорентийского торговца шелком Франческо Джокондо, возможно, изображенная на картине Леонардо да Винчи, известной как «Мона Лиза» или «Джоконда»)
Элиза Радзивилл ((1803 - 1834) польская аристократка, невеста и первая любовь германского императора Вильгельма I)
Элизабет Тейлор ((род.1932) англо-американская киноактриса)
Елизавета Тюрингская ((1207 – 1231) христианская подвижница, широко почитаемая в Германии)
Лисбет Пальме ((род.1931) шведский политический деятель, жена покойного премьер-министра Швеции Улофа Пальме)
Елизавета Ярославна ((XI в.) дочь Ярослава Мудрого, жена норвежского конунга Харальда III Сигурдарсона, королева Норвегии)
Елизавета Петровна ((1709 - 1762) русская императрица, дочь Петра I и Марты Скавронской (впоследствии - императрицы Екатерины I))
Елизавета I ((1533 - 1603) королева Англии, дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн)
Елизавета II ((род.1926) царствующая королева Великобритании)
Елизавета Валуа, Елизавета Французская ((1545 - 1568) дочь французского короля Генриха II и Екатерины Медичи, королева Испании, третья жена короля Испании Филиппа II)
Елизавета Баварская ((1837 - 1898) австрийская императрица, жена императора Франца-Иосифа I; была известна в Австрии под уменьшительным именем Сисси (Sissi))
Элиза Бонапарт ((1777 - 1820) великая герцогиня Тосканская, сестра императора Наполеона Бонапарта)
Елизавета Воронцова ((1739 - 1792) русская аристократка, фаворитка русского императора Петра III)
Елизавета Тёмкина ((род.1775) дочь русской императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина)
Лайза Миннелли (американская киноактриса и певица)
Лиза Мари Пресли (американская певица, дочь Элвиса Пресли)
Елизавета Хитрово ((1783 - 1839) урожденная - Голенищева-Кутузова; дочь полководца М.И.Кутузова, хозяйка светского салона в Петербурге, друг А.С.Пушкина)
Елизавета Быкова ((1913 – 1989) шахматистка, чемпионка мира по шахматам)
Елизавета Дмитриева ((1887 – 1928) в замужестве - Васильева; русская поэтесса, более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черубина де Габриак)
Елизавета Кульман ((1808 – 1825) поэтесса, переводчица, владевшая 11–ю языками)
Елизавета Лавровская ((1845 – 1919) певица, солистка Мариинского театра)
Елизавета Садовская ((1872 - 1934) русская советская театральная актриса)
Елизавета Дворецкая (российская писательница (фэнтези, исторические романы))
Елизавета Боярская (российская актриса театра и кино, дочь Михаила Боярского)
Лизбет Маккей (американская актриса театра и кино)
Элспет Гибсон (английский модельер)
Бетт Дэвис ((1908 - 1989) американская киноактриса)
Бесси Смит ((1894 - 1937) афроамериканская певица, исполнительница блюзов)
Бетси Блэр ((1923 - 2009) американская киноактриса)
Лиззи Каплан (американская киноактриса)
Элайза Душку (американская киноактриса)
Элисса Даун (австралийский кинорежиссер)
Элси Фергюсон ((1883 - 1961) американская актриса театра и кино)
Элизабет Рёкель ((1793 - 1883) немецкая оперная певица (сопрано); по одной из версий, именно ей была посвящена знаменитая фортепианная пьеса Бетховена «К Элизе»)
Эльза Бернштайн ((1866 - 1949) немецкая писательница и драматург)
Эльзе Майднер ((1901 - 1987) немецкая художница)
Ильзе Вернер ((1921 - 2005) немецкая киноактриса и певица)
Беттина фон Арним ((1785 - 1859) немецкая писательница)
Элиз Фюглер (французская писательница)
Лизетт Ланвен ((1913 - 2004) французская киноактриса)
Элизабетта Сирани ((1638 - 1665) итальянская художница)
Эльса Андерссон, Эльза Андерссон ((1897 - 1922) первая шведская женщина-летчик)
Элисабет Донс ((1864 - 1942) датская оперная певица (меццо-сопрано))
Лиза Делла Каза ((род.1919) швейцарская оперная певица (сопрано))
Элиза (итальянская эстрадная певица)
Елизавета Батори, Эржебет Батори ((1560 - 1614) венгерская аристократка, графиня, вошедшая в историю как самый массовый серийный убийца)
Елизавета Чавдар ((1925 - 1989) украинская советская оперная певица (колоратурное сопрано))
Елизавета Брызгина (украинская легкоатлетка)
Елисавета (Елисавета) Карамихайлова ((1897 - 1968) болгарский физик)
Эльжбета Старостецкая (польская актриса театра и кино)
Элиза Ожешко ((1841 - 1910) польская писательница)
Элишка Красногорская ((1847 - 1926) чешская писательница, поэтесса и драматург)
Лиса Линдгрен (шведская киноактриса)
Лисбет Стюэр-Лауридсен (датская бадминтонистка)
Лисбет Холанд (норвежский политический деятель)

Православные именины Елизавета празднует

Католические именины Елизавета празднует

Совместимость имени Елизавета

Несовместимость имени Елизавета

Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, нем. Elisabeth Alexandra Luise Alice von Hessen-Darmstadt und bei Rhein, в семье её звали Элла, официально в России - Елисавета Феодоровна; 1 ноября 1864, Дармштадт - 18 июля 1918, Пермская губерния) - принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским великим князем Сергеем Александровичем) великая княгиня царствующего дома Романовых. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почётный член Императорской Казанской духовной академии (звание Высочайше утверждено 6 июня 1913 года).

Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.

Ее называли самой красивой принцессой Европы – вторую дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, матерью которой была английская королева Виктория. Августейший поэт великий князь Константин Константинович Романов посвятил прекрасной немецкой принцессе такое стихотворение:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Однако реальная жизнь Елизаветы была весьма далека от наших представлений о том, как живут принцессы. Воспитанная в строгих английских традициях, девочка с детства была приучена к труду, она вместе с сестрой выполняла домашнюю работу, да и одежда и питание были простыми. Кроме того, с самого раннего возраста дети в этой семье занимались благотворительностью: они вместе с матерью посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере сил если не облегчить, так хотя бы скрасить пребывание в них страждущих. Жизненным примером Елизаветы стала ее родственница немецкая святая Елизавета Тюрингенская, в честь которой и была названа эта грустная и прекрасная девочка.

Жизнеописание этой удивительной женщины, совершившей свой жизненный путь во времена Крестовых походов, во многом удивительно для нас. В четыре года она была сосватана за своего будущего мужа - ландграфа Людвига IV Тюрингенского, который был ненамного ее старше. В 1222 году в возрасте 15 лет она родила своего первенца, а в 1227 – овдовела. И было ей всего-то 20 лет и трое детей на руках. Елизавета приняла монашеский обет и удалилась в Марбург, где посвятила себя служению Богу и людям. По ее инициативе здесь была построена больница для бедняков, где Елизавета самоотверженно трудилась, лично ухаживая за пациентами. Непосильная работа и изнурительная аскеза быстро подорвали силы молодой хрупкой женщины. В 24 года ее не стало. Елизавета жила в мире, где царили грубая сила и сословные предрассудки. Ее деятельность казалась многим нелепой и вредной, но она не боялась насмешек и злобы, не боялась быть не похожей на других и действовать вопреки установившимся взглядам. Каждого человека она воспринимала, прежде всего, как образ и подобие Бога, и потому забота о нем приобретала для нее высший, сакральный смысл. Как это созвучно с жизнью и деятельностью ее святой преемницы, ставшей православной преподобномученицей Елисаветой!

Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II.

С детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878. Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.

Живя уединенно, немецкая принцесса, по всей видимости, не стремилась замуж. Во всяком случае, все претенденты на руку и сердце прекрасной Елизаветы получали отказ. Так было, пока она не встретилась с Сергеем Александровичем Романовым, пятым сыном императора Александра II, братом императора Александра III. В двадцать лет Елизавета стала невестой великого князя, а затем - его супругой.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III, о чём возвещалось Высочайшим манифестом. Православное бракосочетание совершил придворный протопресвитер Иоанн Янышев; венцы держали Цесаревич Николай Александрович, Наследный Великий Герцог Гессенский, Великие Князья Алексей и Павел Александровичи, Дмитрий Константинович, Пётр Николаевич, Михаил и Георгий Михаиловичи; затем в Александровской зале пастором церкви Св. Анны также было совершено богослужение по лютеранскому обряду.

Чета поселилась в купленном Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских (дворец стал именоваться Сергиевским), проведя медовый месяц в подмосковном имении Ильинское, где они также жили и впоследствии. По её настоянию в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян.

В совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 году приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу - указать мне правильный путь - и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

Так началась «русская» эпоха жизни немецкой принцессы. Родина женщины там, где ее семья, - гласит народная пословица. Елизавета старалась как можно лучше узнать язык и традиции России. И вскоре овладела ими в совершенстве. Ей, как великой княгине, не обязательно было принимать Православие. Однако Сергей Александрович был искренне верующим человеком. Он регулярно посещал храм, часто исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, соблюдал посты и старался жить в согласии с Богом. При этом не оказывал никакого давления на свою супругу, которая оставалась истовой протестанткой. Пример супруга настолько сильно повлиял на духовную жизнь Елизаветы, что она решила принять Православие, несмотря на протест отца и семьи, оставшейся в Дармштадте. Посещая вместе с любимым мужем все богослужения, в душе она уже давно стала православной. После Таинства Миропомазания великой княгине было оставлено ее прежнее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы - матери святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Изменилась только одна буква. И вся жизнь. Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елисавета Федоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину.

Характерно, что посещая Святую Землю в 1888 году, осматривая храм святой равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, великая княгиня произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться.

В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.

Как известно, великий князь Сергей Александрович был московским генерал-губернатором. Это была пора духовного роста великой княгини. Жители Москвы оценили ее милосердие. Елисавета Федоровна посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Но особенно таланты милосердия великой княгини проявились во время Русско-Японской и Первой мировой войн. Помощь фронту, раненым и инвалидам, а также их женам, детям и вдовам была организована беспримерно.

С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.

В опубликованных недавно письмах Елизаветы Федоровны к Николаю II великая княгиня предстает сторонницей самых жестких и решительных мер в отношении любого вольнодумства вообще и революционного терроризма в частности. "Неужели нельзя судить этих животных полевым судом?" - спрашивала она у императора в письме, написанном в 1902 году вскоре после убийства Сипягина, и сама же отвечала на вопрос: - "Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев... чтобы убить в них желание рисковать своей жизнью и совершать подобные преступления (я считаю, что пусть бы он лучше заплатил своей жизнью и таким образом исчез!). Но кто он и что он - пусть никто не знает... и нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет".

Однако страну захлестнули террористические акты, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Великий князь Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам, и доложил об этом Императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку. Тем не менее боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы исполнить свой умысел. Елизавета Федоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. Она получала анонимные письма, где ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и по возможности повсюду сопровождала супруга. 18 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. И она своими руками собирала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Потом, после первой панихиды, переоделась во все черное. На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Великая княгиня принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила Каляева покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, но он отказался и от него, и от покаяния. Все же Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо, которого не произошло. После этого великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено. На месте убийства мужа Елизавета Федоровна воздвигла памятник - крест, сделанный по проекту художника Васнецова со словами Спасителя, сказанными Им на Кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо что творят» (Лк. 23:34). Эти слова стали последними и в ее жизни - 18 июля 1918 года, когда агенты новой безбожной власти сбросили великую княгиню живой в Алапаевскую шахту. Но до этого дня оставалось еще несколько лет, наполненных подвижническим трудом крестовой сестры милосердия Елизаветы в основанной великой княгиней Марфо-Мариинской обители. Не став монахиней в собственном смысле этого слова, она не побоялась быть не похожей на других, как и ее немецкая прародительница, посвятив всю себя, без остатка, служению людям и Богу…

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова, устав обители позволял сестрам при определенных условиях выйти из нее, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).

Была сторонницей возрождения чина диаконисс - служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.

При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сёстры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок - самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

Поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) (Елеазарова пустынь), схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым) (старцы Зосимовой пустыни). Монашеский постриг Елизавета Фёдоровна не принимала.

Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам. Резко негативно относилась к Григорию Распутину, хотя ни разу с ним не встречалась. Убийство Распутина расценила как «патриотический акт».

Елизавета Фёдоровна состояла почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 она вместе с императрицей Александрой Фёдоровной взяла под своё покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия).

Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекрёсток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней (12 путешествий по Среднему Уралу, 2008).

В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:

великий князь Сергей Михайлович;
князь Иоанн Константинович;
князь Константин Константинович (младший);
князь Игорь Константинович;
князь Владимир Павлович Палей;
Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

31 октября 1918 года Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба - великой княгини Елизаветы и сестры Варвары - были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

Так было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).

В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.

Памятник этой милосердной и добродетельной женщине поставлен более, чем через 70 лет после ее мученической гибели. Елизавета Федоровна, будучи членом императорской семьи, отличалась редкой набожностью и милосердием. А после смерти мужа, погибшего в результате теракта эсеров, полностью посвятила себя служению Богу и оказанием помощи страждующим. Скульптура изобразил княгиню в монашеской одежде. Открыт в августе 1990 года во дворе Марфо-Мариинской обители. Скульптор В. М. Клыков.

Литература

Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. ГАРФ. Ф. 601. Оп.1. Л. 145-148 об.
Маерова В. Елизавета Фёдоровна: Биография. М.: Изд. «Захаров», 2001. ISBN 5-8159-0185-7
Максимова Л. Б. Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. Том XVIII. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - С. 389-399. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 978-5-89572-032-5
Миллер, Л. П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М.: «Столица», 1994. ISBN 5-7055-1155-8
Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004. ISBN 5-7853-0376-0
Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. - Малыш и Карлсон, 2008. - 50 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-9900756-1-0
Рычков А. Святая Преподобномученица Елисавета Феодоровна. - Издательство «МиК», 2007.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ЕЛИЗАВЕТА - Имя Елизавета (разг. Лизавета, стар. Елисавета) происходит от древнееврейского имени, которое в переводе значит следующее: Бог - моя клятва, Богом и клянусь. Имя Елизавета означает Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога, клятва Бога, клятва Богом, Божья помощь. Другие формы этого имени: Элизабет, Элиза, Эльза, Изабелла, Олисава.

Хорошее имя, светлое, красивое и надежное. Его устремленность, как выпущенная стрела, острая и гибкая, скользит и вонзается в дальнюю цель. Оно настраивает на действенность и динамизм, стремление к изменению, на острое и утонченное проникновение. В наше время имя, несмотря на благозвучие, встречается довольно редко.

ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ЕЛИЗАВЕТЫ

Елисавета Адрианопольская, мученица, 4 ноября (22 октября). Елисавета Константинопольская, игумения, 7 мая (24 апреля) вела строгую монашескую жизнь. Сестер своего монастыря поучала остерегаться лжи, лукавства и злоязычия. Молитвами изгоняла бесов и исцеляла больных. Елисавета Праведная, Палестинская, мать св. Иоанна Предтечи, 18 (5) сентября. Сестра святой Анны, родительницы Пресвятой Девы, скончалась в пустыне, где скрывалась с Иоанном от воинов царя Ирода. Елисавета Федоровна, Алапаевская, великая княгиня, преподобная мученица, 18 (5) июля, в воскресенье после 7 февраля (25 января), новомученица.

ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ ЕЛИЗАВЕТА - Дева.

ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ ЕЛИЗАВЕТЫ - Прозерпина.

ЦВЕТ ИМЕНИ ЕЛИЗАВЕТА - Сиреневый, светло-изумрудный, оранжевый. Имя пестрое по цветам, но доминируют в нем зеленый и голубой.

ИЗЛУЧЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ - 97%.

ВИБРАЦИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ - 85 000 к/с.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН ЕЛИЗАВЕТЫ - Аметист.

РАСТЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ - Сирень, олеандр.

ЖИВОТНОЕ ЕЛИЗАВЕТЫ - Лисица, свиристель.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЛИЗАВЕТЫ - Общительность, преданность.

ТИПАЖ ЕЛИЗАВЕТЫ - Елизавета умеет приказывать, когда нужно - оказывается очень ловкой. С большим самомнением. Великолепно приспосабливается к обстоятельствам. Даже когда кажется, что все потеряно, не теряет присутствия духа. Снисходительная.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ ЕЛИЗАВЕТА - Елизавете - себялюбивой, импульсивной, но трезво оценивающей свои недостатки - всегда хочется казаться лучше, чем она есть. Однако это толкает ее на экстравагантные поступки, о которых она потом сожалеет. Любит лидерство, но при этом мягка и отзывчива. Елизавета рождена для преданной любви. Для ее душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Работа, подруги, развлечения стоят у нее на втором плане. Счастья она достигает не сразу, а потому бесконечно дорожит им. Она так растворяется в своей любви, что невозможно не полюбить в ответ. В целом характер ее непрост.

Елизавету характеризуют как королеву красоты... Лиза в детстве - шаловливый и непоседливый ребенок, не может спокойно усидеть даже одной минуты. Она всюду хочет успеть, все узнать. Одноклассники любят ее за веселый характер, верную дружбу. Стремится посещать все кружки рукоделия, сумеет сшить платье кукле. О вкусах не спорит.

ПСИХИКА ЕЛИЗАВЕТЫ - Интроверт. Не всегда говорит то, что думает. И не всегда делает то, о чем говорит. Сентиментальна, очень уравновешена, не поддается чужому влиянию. Ее кротким видом обольщаться нельзя - она старается сбить с толку собеседника двусмысленными намеками. Нельзя забывать, что это хитрая и шустрая лисица. Ей не свойственно сдерживать свои эмоции, но и успокаивается она легко. Бывает настойчива, но до какого-то предела. Столкнувшись с сильной волей, обычно пасует.

ИНТУИЦИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ - Хорошо развита и позволяет Елизавете хорошо подобрать себе окружение. Но иногда интуиция ее подводит. Ей трудно переломить себя и поступить правильно, но нестандартно.

МЫШЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ - Глубокий аналитический ум. Это безжалостная и дотошная наблюдательница, однако любопытство может завести ее слишком далеко.

НРАВСТВЕННОСТЬ ЕЛИЗАВЕТЫ - Все в Елизавете подчинено амбициям и желаниям. Ее необходимо вовремя останавливать, иначе все моральные устои просто перестают для нее существовать. Очень прямолинейна, не умеет приспосабливаться к обстановке. Ее честность выражается всегда в желании резать правду-матку в глаза, не ощущая боли другого, хотя Елизавета не злая и не Скандальная женщина.

ЗДОРОВЬЕ ЕЛИЗАВЕТЫ - Когда Елизавете сопутствует успех, то у нее и здоровье прекрасное. Она сама отлично знает, что можно, а чего нельзя делать, чтобы сохранять физическое и душевное равновесие. Слабый орган - щитовидная железа.

СЕКС И ЛЮБОВЬ ЕЛИЗАВЕТЫ - Секс - еще один козырь в играх Елизаветы. Прибирает к рукам стеснительных партнеров, хотя сама деликатна и женственна, как правило, привлекательна. Способна быстро понять психологию человека и найти нужную форму общения с ним. Секс для Елизаветы - это искусство наслаждения жизнью, приносящее огромную радость. Того, с кем удается достичь полного взаимопонимания, она помнит всю жизнь, даже в момент близости с другим. Не испытывает стеснения, обсуждая интимные подробности и называя вещи своими именами. Внешне Елизавета не выглядит сексуальной. Она расцветает и открывается ласкам в объятиях Леонида, Сергея, Андрея, Ивана, Александра, Матвея, Михаила и Григория. Повышенной сексуальностью обладает Елизавета Степановна.

БРАК И СЕМЬЯ ЕЛИЗАВЕТЫ - Елизавета нередко в браке несчастна. В семье она больше стремится к миру и спокойствию. Спокойно переносит визиты многочисленных гостей, дружит с соседями. Ее стихия - ежедневные заботы о семье. Случается, что она мелочна, неглубока, поглощена своими хлопотами. Она - хорошая хозяйка, гостеприимная и приветливая, но ждать от нее глубоких чувств и бурных страстей не приходится. Семья ее - идеальный домашний очаг, где врачуются все недуги, где душа отдыхает и набирается сил. Интимная и семейная жизнь проходит на удивление ровно. Будет счастлива с Александром, Иваном, Михаилом, Никитой и Эдуардом. Маловероятен удачный брак с Валентином, Николаем, Олегом или Станиславом.

УВЛЕЧЕНИЯ И ХОББИ - Умело занимается домашним хозяйством. Всегда готова удовлетворить любой кулинарный каприз. Любит вязать.

РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ У ЕЛИЗАВЕТЫ - Елизавета доводит до конца свои начинания. С детства усвоила привычку выяснять, во имя чего трудится. Ее интересуют новые технологии. Профессию, как правило, избирает типично женскую. Не боится мелочной и монотонной работы. Старается, чтобы побольше времени осталось для дома. Из Елизаветы могут получиться великолепные теле- или радиорепортеры. Она втайне мечтает быть следователем и даже разведчицей.

КАРЬЕРА И БИЗНЕС ЕЛИЗАВЕТЫ - Елизавета - приятная и милая женщина, не претендующая на то, чтобы стать сильной личностью, властвовать, командовать и т. д. Для нее характерны быстрота реакции, внимание к малозначительным обстоятельствам, неумение из многих факторов выделить главный. Ей кажется, что люди относятся к ней хуже, чем она того заслуживает. В женском коллективе пытается стать лидером. Очень одарена. С легкостью делает такую работу, над которой коллеги долго корпеют. Карьера ее складывается удачно, хотя и не сразу.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ. - Елизавета - королева Англии (1533- 1603). Во внутренней истории Англии эпоха Елизаветы представляла блестящий период. Англия превращалась в морскую державу. На литературном поприще выступала целая плеяда выдающихся писателей с Шекспиром и Бэконом во главе. Натура властная и энергичная, соединившая с большим умом мелочные женские причуды избалованной кокетки, Елизавета была глубокой эгоисткой, совершенно не способной к идеалистическим стремлениям. Она страстно дорожила своей независимостью. Благодаря своему политическому чутью и большому такту она всегда умела показать, что действует в полном согласии с интересами английского общества. Этим объясняется ее исключительная популярность.

Быкова, Елизавета Петровна, Кузьмина-Караваева (мать Мария), Лавинская, Мнацаканова, Салиас-де-Турнемир (Евгения Тур), Тараканова, Туманян, Чайкина.

Поделиться