Должностные обязанности священнослужителя. Профессия православный священник. Итак, кто служит в храме

Что священник делать не имеет права.

Священник не имеет права рассказывать кому-либо то, что услышал на исповеди. Он имеет права, однако, рассказать, поясняя или в целях обучения, какие-то детали исповеди отдельных людей, но тогда он непременно должен «обезличить» эти детали — непременно так, чтобы никто из людей не мог даже предположить, о ком конкретно идет речь. То есть, если вы услышали, как батюшка кому-то говорит: «Один человек исповедался мне в таком-то грехе, и способ победить этот грех существует только такой-то!», а вы (только вы!) вдруг в «одном человеке» узнали себя — не стоит кидаться на священника с упреками. Он ничего не нарушил, и не раскрыл вашу тайну исповеди.
Замечу, что священник законодательно освобожден от раскрытия тайны исповеди даже перед органами дознания, следствия и суда. Эта норма закреплена в п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ и п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ (священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди).

Священник не имеет права проводить никаких таинств (за исключением Крещения) и обрядов относительно человека некрещеного. Ни причащать, ни венчать, ни отпевать, ни даже молебен служить о некрещеном не станет ни один священник. Все церковные таинства и обряды — лишь для крещеных, для членов церкви. Всем прочим доступно только Крещение — как Вход. И никакие аргументы (вроде «Да он правда собирался креститься, только вот как-то не успел!») не проходят. Так что для некрещеных путь один — принять Крещение (если есть желание) и не тянуть с этим. Или (если все ж «собирался и не успел») — домашняя (келейная ) молитва родных и друзей. Она вполне возможна.
Еще одна, близкая, но не идентичная ситуация — отлученные от церкви и самоубийцы.
Отлучение от церкви не означает «раскрещения» или «отмены крещения», но от церковных треб человека отлучает, исключает возможность совершения их. Снятие отлучения (прещения ) возможно лишь при жизни человека, через Покаяние (исповедь ). При том, необязательно, чтоб отлучал и снимал прещение один и тот же священник. И пара слов об анафеме . Вопреки распространенному мнению, анафема — всего лишь гласное всецерковное объявление факта отлучения от церкви, а никак не «проклятие», «пожелание зла» и т.п. Разница лишь в общем оглашении, и в том, что именно анафеме предают широко известных людей, в основном — ересеучителей, с простой целью — чтоб все православные точно знали, что учение этого человека — ложно (ересь ). Анафема, как и просто отлучение, снимается тоже только через прижизненное Покаяние (и, если сочтут необходимым — епитимию , церковное наказание). Но процесс как наложения, так и снятия анафемы более долгий, и вопросы эти решаются обычно Собором — именно в силу гласности: необходимо исключить и ошибочное наложение, и ошибочное снятие анафемы, довести и то, и другое до сведения всех священников и т.д.
Самоубийц (удавшихся) в церкви не отпевают и о них не служат панихиды (можно, конечно, «схитрить», и не упомянуть о самоубийстве, только вот тогда серьезный грех ляжет именно на «схитрившего») по одной простой причине — самоубийца добровольно бросил самый великий дар Бога — жизнь, тем самым отвергнув Дарителя, и отлучив сам себя от церкви. Притом, он теряет возможность прижизненного покаяния (в отличие от самоубийц неудавшихся — те могут покаяться в попытке суицида и тем самым вернуться в церковь). Есть одно исключение — если самоубийство было совершено импульсивно, без долгого и/или тщательного продумывания, в «помраченном рассудке» — при душевном заболевании, в состоянии аффекта, или в алкогольном, токсическом либо наркотическом опьянении. При том, само по себе пьянство или наркомания церковь признает грехом, но и, одновременно, особым видом душевной болезни. Разрешение на отпевание (а следовательно — и на последующее поминание в церкви, служение по ним панихид) дается правящим епископом. Есть надежда и желание доказать самоубийство в помрачении — дорога вам к епископу.

Священник никогда не проведет никаких треб над животными. Не потому, что животные «недостойны», а потому, что церковные требы обращены на то, чтоб избавить того, ради кого они свершаются, от греха. А животные, не имея свободной воли (свободы выбора — с Богом или против Него), не имеют и греха. Следовательно, требы в отношении них не имеют смысла. Немного особняком стоят иногда встречающиеся просьбы «освятить котика (собачку, хомячка, кролика, …)». Тут дело в том, что освящению подлежат лишь плоды человеческого труда. Построенный дом, лодка, автомобиль (колесница — и кто докажет, что автомобиль колесницей не является?), возделанное поле, и др. Животное, как существо, изначально созданное Богом и далее плодящееся и размножающееся по установленным Им законам, к делам рук человеческих не относится. Ведь человеку пока так и не удалось «с нуля» создать ни одно живое существо. Клонирование и игры с «генной модификацией» не в счет — это, по сути, «пиратское» использование возможностей, заложенных в клетках живого организма с совершенно другими целями.

Священник не имеет права заниматься бизнесом. То есть, «свечной заводик в Самаре и наливочку распивать» — дело исключенное. Исключение, с разрешения правящего епископа, только для двух видов «сторонней» деятельности — преподавание (как правило, церковных дисциплин) и научная деятельность (обычно тоже в околоцерковной сфере). И разрешение дается только тогда, когда эта «сторонняя» деятельность не помешает деятельности основной — Служению.
Однако ж замечу, что запрещена именно деятельность, направленная на личное обогащение. А вот завести тот же свечной заводик и направлять прибыль от него на нужды храма никто не запретит, но обычно и в таких предприятиях священник не является руководителем или владельцем дела.

Священник не имеет права заниматься политикой. Ни в какой форме — участвовать в политических партиях, избираться в любой орган власти, и т.д. Это требование всегда было негласным, закреплено на бумаге, если не ошибаюсь, постановлением Поместного Собора 1917-1918 года, и ныне подтверждено.
Однако это требование не исключает права священника (и даже архиерея) на высказывания по поводу тех и иных событий политической и общественной жизни, кроме высказываний, порождающих «смуту», то есть беспорядки и кровопролитие в той или иной форме. Может священник и участвовать в митинге или демонстрации — но лишь как рядовой участник, а не в числе организаторов. И такое участие не означает ни поддержки церковью целей митинга, ни осуждения. Такое участие — лишь личная позиция этого конкретного священника.

Священник не имеет права на насилие. Любое. Даже если его бьют, он не имеет права ударить в ответ (а должен деятельно воплощать «Если ударили в левую щеку — подставь правую!»). Поэтому же многие священники не садятся сами за руль — ДТП, даже случайное, все равно есть насилие.

Что священник может делать, а может и не делать.

Священник, помимо Служения церковного, может еще заниматься еще и служением общественным или социальным. Вариантов масса — от опекания армии, помощи больным (в том числе, и сбором денег на операции и вообще лечение), помощи многодетным или сиротам, до работы с заключенными (знаю бывшего «сидельца», ныне электрика в храме). Вот эта деятельность — необязательная, но обычно в каком-то из направлений она все равно ведется, в меру сил, возможностей и наличия нужных специалистов среди прихожан — поскольку ведется именно силами приходской общины, а священник помогает-организует-пробивает-договаривается.

Что священники должны делать.

В первую очередь священник должен служить в церкви. То есть, буквально — служить службы, и в первую очередь самую главную — Божественную Литургию . Больше того, они не просто должны служить, сам смысл священства и заключается именно в служении Литургии. Как минимум — каждое воскресенье. Плюс Пасха (собственно Пасхальная ночь, или утро Пасхального воскресенья), Двунадесятые праздники (это двенадцать великих праздников: Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица), Плюс праздники престольные — дни, отмечающие события, в честь которых освящены престол (престолы) храма, в котором служит священник.
Исключение — только для священников, ушедших на покой. Обычно это или очень серьезно больные, или очень старые священники. Они, как правило, не приписаны ни к какому храму, а по возможности и состоянию служат время от времени в одной из близлежащих церквей, конечно же, по согласованию с ее настоятелем.

Второе — священник должен, как это называется на церковном языке, отправлять требы , в число которых входят таинства и обряды .
Таинства — это Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак (венчание). В Православной церкви есть еще одно, седьмое, таинство — Священство или Хиротония (возведение в священный сан), но оно совершается всегда соборно, с участием священников и архиереев, а не одним священником.
Обряды — это небольшие молитвенные службы: молебен (цель может быть самая разная — освящение предметов, строений, икон; общее моление о погоде — послании дождя или напротив, его прекращении и т.п.; усиленная молитва о здоровье болеющего, о находящемся в трудном путешествии, о благополучном свершении какого-либо важного дела — учебе, например), панихида (моление об упокоении души умершего), отпевание, погребение и пр.
Требы так называются потому, что, в отличие от регулярных служб, они совершаются по требованию — одного ли человека, или группы людей. Соответственно, о необходимости требы надо явно сообщить (заказать). И лучше не просто прийти и просить требы, а хоть немного заранее узнать, когда ее можно заказать. Так, не в каждый день служатся панихиды (их не служат, например, в Светлую седмицу — неделю, следующую сразу после Пасхи), не всегда есть возможность сходу поехать освящать дом или квартиру, даже Крещение младенцев (а тем более, взрослых) проводится не каждый день.
Однако есть некоторые исключение — требы «страха ради смертного». Это Исповедь, Причащение, Соборование и Крещение тяжело болеющего или находящегося при смерти. Эти требы совершаются, по возможности, немедленно, сразу после того, как человек попросит их отправить. Слова «по возможности» имеют буквальный смысл — если человек пришел просить отправить такую требу, и вцеркви есть свободный священник, то он сразу идет (или едет) ее отправить. Отсрочка — только в случае, если в данный момент происходит Литургия, либо если сейчас в храме нет ни одного священника. Тогда священник отправляется вскоре по ее завершении, либо по прибытии в храм первого же священника. Поэтому, если тяжело болеющий родственник или друг просит привести священника, не стоит медлить. Иначе может получиться печально — сегодня забыли, завтра некогда, послезавтра пошли звать — а священник уже к кому-то уехал. А пока его дожидались, больной умер, не дождавшись желаемого. В подобном случае медливший принимает на себя очень тяжкий грех.
Отказать в отправлении такой неотложной требы священник не может, однако — внимание! — он может ее отложить — например, если он уже ранее получил подобную просьбу. В таком случае можно приводить аргументы — например, может оказаться, что родственник того, кто просил ранее, просто тяжко болен, а родственник пришедшего чуть позже — при смерти. Тогда священник в первую очередь отправится к тому, кто находится в более тяжелом состоянии. Однако последнее слово, решение, куда ехать раньше, остается именно за священником, и мотивировать вам его он не обязан. Если вам отказано в первоочередности — у вас есть выбор. Можно положиться на Господа и Волю его и дождаться этого же священника. А можно обратиться к другому священнику этого же храма, или вообще в другой храм. Иногда (например, если дело происходит в небольшом поселке, где только один храм и один священник) остается лишь уповать на Господа.
Еще раз повторю — все прочие требы не относятся к неотложным, и об их отправлении стоит договариваться заранее.

Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников

После избрания на великое священническое служение Аарона и его сыновей последовало особое посвящение их через следующие действия: омовение, возложение священнических одежд, помазание елеем, окропление кровью жертвенных животных, семидневное пребывание у дверей скинии (в это время они приносили множество жертв). Только в восьмой день они торжественно вступили в права священства (Лев. 8, 2-36; 9, 1-24).

Учреждение Богом иерархического строя было вызвано тем, что израильский народ, по своей греховности, уже не мог лично беседовать с Богом. Они имели нужду в посреднике, как это мы видим из Библии, где повествуется, что, когда Моисей принимал закон на горе Синай, "весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, и стал вдали", и взмолились к Моисею: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть (Исх. 20, 18–19). Из этих слов видно, что народ сам пришел к мысли о необходимости особого посредничества между ним и Богом.

Основные обязанности ветхозаветных священников были определены Богом: "И сказал Господь Аарону… и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я дал в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Числ. 18, 7).

Обязанности трехстепенного ветхозаветного священства (левитское, священническое и первосвященническое) были различны. Только один первосвященник мог входить во святое святых, священники исполняли свои обязанности во святилище, а низшая степень - левиты - прислуживали во дворе скинии. Сам Господь священническое и первосвященническое служение определил так: "Сохраните жречество ваше по всему образу алтаря, и еже внутрь завесы" (Числ. 18, 7). О левитском служении Господь сказал Аарону: "Братию твою, племя Левиино… приведи к себе, и да приложатся к тебе, и да служат тебе, и да блюдут стражбытвоя и стражбыскинии: токмо к сосудам святым и ко алтарю да не приступают, да не измрут" (Числ. 18, 2–3). Из этих слов видно, что их служение и обязанности различны.

Обязанности служителей алтаря - священнослужителей - были следующие:

1. Умилостивление Бога и служение Ему посредством принесения жертвенных животных, которых священослужитель должен тщательно осмотреть, чтобы животное удовлетворяло всем требованиям обрядового закона (Лев. 22, 17–24).

2. Возжение светильников, а также поддержание огня на жертвеннике, очищение его от золы. Воскурение благовонного фимиама (Исх. 30, 1–8).

3. Приготовление хлебов предложения (Лев. 24, 5–8); а также каждую субботу священство должно было переменять на трапезе хлебы, которых было двенадцать, по числу колен израилевых.

4. В их обязанность входило созыв народа посредством священной трубы при снятии станов во время странствования по пустыне; при вступлении на войну (1 Цар. 13, 3; Иоиль 2, 1; Зах. 9, 14); также они трубили во дни веселия и в праздник в новолетие седьмого месяца, называемый праздником трубного звука (Лев. 23, 24; Числ. 29, 1).

5. Им дано право очищать нечистоту израильтян от прикосновения к мертвому телу и от проказы (Лев. 12–14 гл.).

Все эти обрядовые стороны носили характер учительства имели нравственно-воспитательное значение для израильтян. Объявив народу столько разных законов и постановлений гражданского и религиозно-нравственного характера, служитель алтаря должен был позаботиться и о том, чтобы все эти уставы и законы "Иеговы" не были забыты и искажены народом, а напротив, чтобы всегда были в сознании народа и осуществлялись в жизни. Отсюда "учить народ законам и уставам Иеговы" - стало второй задачей священства после религиозно-церковных отправлений; вот почему в Библии мы видим постоянные и настойчивые завещания священству "учить" народ (Лев. 10, 10–11; Втор. 31, 9-13; Исх. 24, 4–7; Пар. 15, 3; 17, 7–9; Мак. 2, 7 и др.). И эта задача учительства в сознании самого народа очень тесно связывалась с обязанностями священства. Указание на это мы находим в дальнейшей истории еврейского народа. В последующие за Моисеем времена считалось народным бедствием отсутствие "священника учащаго" (2 Пар. 15, 3).

Понятна такая строгость взгляда на учительский долг священника. Он должен был учить не чему иному, как исполнению Божиих повелений, которые при теократическом строе определяли собою всю жизнь богоизбранного народа. В случае же прекращения священнического учительства "уставы Иеговы" в народном сознании могли затемниться, исказиться и, наконец, потерять в его сознании свое первенствующее значение - богоизбранничества. Вот почему "повеления Иеговы" Моисей заповедует народу иметь постоянно пред собою, как "знак на руке" или "памятник пред глазами" (Исх. 13, 9-16), "внушать их детям", говорить о них, сидя в доме, идя дорогою, и ложась, и вставая", и написать их на косяках домов и на воротах их (Втор. 6, 6–9;11, 18–20).

С другой стороны, добросовестно исполняя свои религиозно-церковные обязанности, священство уже тем самым учило народ тем же повелениям Иеговы, так тесно были связаны эти две обязанности священства - религиозные обряды и учительство. Можно сказать, что это была одна обязанность - религиозно-нравственного воспитания народа.

Неразрывно с учением и заботой о спасении словесных овец в обязанность священства входили и еще две должности - судебная и врачебная. Являясь посредником между Богом и народом, истолкователем и хранителем всех Божественных повелений, священники должныбыли, естественно, являться и первыми судиями и карателями при неисполнении "уставов Иеговы". Поэтому священству безраздельно принадлежало право суда в области прегрешений каждого, кто нарушал заповеди Иеговы.

Установление факта греховности, наложение наказания, очищение и прощение согрешившего - все это было в ведении священников (Лев. 4, 13–35; 5, 1–4; 5, 15–17; Числ. 5, 13–31; 6, 10).

Совершать суд в еврейском народе могли и старейшины, но во всех затруднительных, спорных вопросах суд принадлежал священникам. Священнический суд имел бесспорное окончательное решение, сопротивление которому наказывалось смертью (Втор. 17, 8-13; 2 Пар. 19, 8-11; Иез. 64, 24). И хотя права суда были не столь широки, как права учительства, тем не менее, и суд священства должен был иметь большое воспитательное значение для народа. Во время суда обязательно читали пред народом те Божественные повеления, которые были нарушены преступником, а это являлось уже своего рода учением народа. Кроме этого, суд присуждал виновному исполнять разные церковно-религиозные постановления, что также, в свою очередь, служило школой для народа. Таким образом, мы видим, как прочно в руках священства сходились разные нити теократического управления народом.

Кроме судебной обязанности, ветхозаветные священники занимались еще и врачебной деятельностью, которая направлялась на распознание разных кожных заболеваний и врачевание их в сынах израилевых. К их надзору относились также и те больные, которые были покрыты заразной болезнью - проказой. Таковых они удаляли от общества до полного выздоровления. В полномочия священников входило смотреть за чистотой как телесной, так и нравственной.

Эта деятельность священства, подобно судейскому делу, тесно связывалась с первой и главной его обязанностью - исполнением религиозных треб и обрядов, так как при всяких случаях очищения от нечистоты или выздоровления полагалось законом принесение тех или иных жертв. Отсюда и врачебное дело священства становилось опять своего рода учительством.

В военное время священники были вдохновителями Израиля в битвах с врагами (Втор. 20, 2–4).

Так, все стороны деятельности ветхозаветного священства определялись одной задачей - очищать народ от нечистоты телесной и духовной и уготовлять из него народ, угодный Богу. Без преувеличения можно сказать, что в деле воспитания всего народа деятельность ветхозаветного священства была незаменима.

Внешние и внутренние качества ветхозаветного священства Многообразие и важность обязанностей ветхозаветного священства требовали от него высоких физических, духовных и моральных качеств. При вступлении на этот великий пост, прежде всего, законом требовалось, чтобы

Окончание ветхозаветного периода После Ездры и Неемии о еврейском народе почти ничего неизвестно вплоть до второго столетия до н. э. Малахия жил примерно в этот период; его пророчество изображает картину общего религиозного упадка и, возможно, материальной нищеты. Книги

В. Предназначение ветхозаветного святилища Чтобы лучше понять прообразное значение святилища и его вклад в понимание первосвященнического служения Христа, следует подробно изучить различные предназначения

Установление ветхозаветного священства; построение скинии и различные законы для священства. В дни торжественного праздника заключения завета Моисей часто уходил в горы и долго не показывался. Однажды, когда он надолго отошел от народа, израильтяне пришли к Аарону и

Степени ветхозаветного священства Степеней иерархии было три: первосвященническая, священническая и левитская. У нас сейчас тоже три степени: епископ, священник и дьякон. Первосвященническая степень восходила непосредственно к Аарону и передавалась от отца к сыну по

§ 162. Неповторяемость священства. Вопрос? «неизгладимости» благодати священства. I. Благодать священства, или дар, сообщаемый через это таинство. апостол называет живущим в душе рукоположен{стр. 224}ного, следовательно, не подлежащим возобновлению или сообщению вновь

Тень ветхозаветного персонажа Последняя часть статьи подытоживает усилия автора по дискредитации своего противника и посвящена очернению о. Александра как писателя, христианского мыслителя и человека науки. Начинается она, как водится, по–хлестаковски: «Нет смысла

1. Основные обязанности фараона Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и

74. Исторический очерк ветхозаветного канона. Ветхозаветные священные книги в один общий состав или канон пришли не вдруг, а постепенно, соответственно времени их написания. Передавая книгу закона, т. е. свое пятокнижие, священникам и старейшинам народа, Моисей заповедал

Обязанности священников и левитов Господь сказал Аарону: «Ты, сыновья твои и весь твой род полностью отвечаете за любой грех против Святилища. К тому же ты и твои сыновья будете в ответе и за любое упущение в священническом служении. 2 И братья твои из колена Левия, колена

Основы ветхозаветного текстового критицизма «Строго предписанного метода ветхозаветной текстологии» в деле восстановления оригинального текста не существует. Есть, однако, некоторые основные, освященные веками принципы, применение которых необходимо с целью

4. История ветхозаветного канона в Церкви. История ветхозаветного канона в христианской Церкви, для удобства обозрения, может быть хронологически разделена на следующие периоды: первый период: I-III вв., второй период: IV-V вв., третий период: VI-XVI вв., четвертый и последний

История ветхозаветного текста. Внешняя история текста. Третий отдел Общего Историко-критического Введения содержит в себе историю ветхозаветного текста. Он обычно подразделяется на два отдела: а) внешняя история текста и б) внутренняя история текста. Во внешней

От редакции:

Со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов , настоятель , размышляет об особенностях священнического служения в современном мире, о проблемах, с которыми сталкиваются священники в своей пастырской деятельности, о взаимоотношениях общин с настоятелями, искушениях и духовных испытаниях, а также уровне образования современных пастырей.

Священники временно без епископов

Одной из важных сто-рон устройства хри-стианской Церкви является иерархический принцип церковного служе-ния. Апостолы, а затем их приемники, являются опорой Господа в созидании церков-ного Тела. Отсюда вытекает основополагающий принцип апостольской преемственно-сти. Отсюда право иерархии представлять голос Церкви. Отсюда следует то присталь-ное внимание, которое Цер-ковь всегда уделяла этому служению. И поэтому во все периоды церковной истории состояние иерархии является показателем уровня жизни всей Церкви.

Старообрядческий период особенно проявил значение иерархического служения в Церкви. С одной стороны, со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной повального недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви.

Следует заметить, что пери-од существования Церкви без епископов не прошел бесслед-но для церковного сознания. На протяжении этого времени вместе с жаждой восстановле-ния нормального церковного устройства происходит есте-ственное привыкание к жизни без иерархии. Церковными лидерами постепенно стано-вятся не епископы и священ-ники, а иноки и авторитетные миряне. Трансформировалась очень важная связь между священнослужителями и возглав-ляемыми ими общинами. В гонительных условиях ни один священник, ни один епископ не мог быть уверен, что он долго будет служить в одной общине. Все служили, как в последний раз . Кроме этого, особенные отношения между беглыми новообрядческими священниками и общинами, а вернее, попечителями общин, которые принимали их «по ве-ликой нужде », способствовали развитию наемничества, осо-бой связи между общиной и ее священником только на основе материального договора. И, на-конец, влияние окружающего новообрядческого духовенства с его казенным представле-нием о назначении священ-нослужителей, о сословности священнического служения, о разделении Церкви на учащую и учимую части.

Этот процесс привел к тому, что положение и значе-ние священнослужителей в Церкви постепенно измени-лось и продолжает меняться. Изменяется само представле-ние о месте священнического служения. И в первую очередь изменяются, размываются представления об ответствен-ности священнослужителей.

Ответственность иерархии перед церковным народом

Вопрос ответственности священнослужителей пред-ставляется одним из самых важных в иерархическом служении. Как и перед кем долж-ны быть ответственны еписко-пы, священники и диаконы? К сожалению, старинные прин-ципы внутренних церковных связей размываются. Священ-нослужители постепенно пере-стают чувствовать свою ответ-ственность за избравшую их конкретную общину. Служе-ние одного священника сразу в нескольких общинах приво-дит к обезличиванию отдель-ных общин в расплывчатую «паству ». Древний принцип постоянного места служения — «у попа одна жена и церква одна » — становится неактуаль-ным, уже и в «мирное» время допускаются переводы служи-телей с места на место. Иерар-хическое служение в Церкви постепенно превращается в привилегию. Все это приводит к ослаблению и даже потере ответственности служителей за конкретный результат, за конкретную общину. Да и сам результат служения измеряется только годами, прошедшими с момента хиротонии.

Подобная тенденция при-вела к встречному снижению запроса церковного народа на качество священнослужения. Общепринято и приемлемо стало сводить роль священнос-лужителей только к соверше-нию церковных таинств. А так как это не требует особых ин-теллектуальных и профессио-нальных навыков, то критерий к выбору служителей также чрезвычайно понижался.

В разные периоды, в раз-ных ситуациях эти проблемы проявляются по-разному. Но в общем тенденция к пониже-нию качества священнослуже-ния в Церкви прослеживается давно. И одной из важных про-блем в этой ситуации является отсутствие четкого представ-ления об обязанностях священнослужителей. Христос оставил своим ученикам запо-веди, напрямую касающиеся организации священнического служения. Когда Господь посылал апостолов, приемника-ми которых являются церков-ные священнослужители, Он дал им очень подробные ин-струкции. И эти инструкции были не общего плана — «слу-жить Богу», а конкретные ре-комендации: куда идти, что с собой брать, что говорить, что делать, как поступать в той или иной ситуации. И эти кон-кретные, ясные рекомендации раньше были критерием для оценки деятельности священ-нослужителей. Но с момента дарования Исусом Христом этих рекомендаций в Церкви постоянно присутствует же-лание эти требования упро-стить и округлить. Некоторые святые отцы, особо радеющие об иерархическом служении в Церкви, как например, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Богослов, пытались заострить эту проблему церковной жизни, но подавляю-щая тенденция была направ-лена на упрощение служения епископов, пресвитеров и диа-конов. И эта тенденция во все времена мешала жизни и раз-витию Церкви.



Права и обязанности священника

Проблема оценки высоты и истовости священнического служения стала значимой в последнее вре-мя. У нас есть большой спи-сок канонических правил, защищающих права и досто-инство священнослужителей, особенно епископов. Но вот правил, определяющих их обязанности, не очень много. Причем почти все эти пра-вила регулируют особенные, чрезвычайные ситуации. Да и существующие правила подвержены негласной града-ции — важных и неважных. Например, в жизни Церкви случались трагедии, когда священнослужителя на осно-вании правил лишали сана за непристойное поведение. А много ли было случаев, когда священника или епископа, на основании правил, отстраня-ли от служения за то, что он не проповедует? Хотя и то, и другое требуется канониче-скими правилами. Как след-ствие, вполне допустимым и никак не влияющим на оценку деятельности священнослу-жителей, стало умаление вве-ренных общин, уменьшение христиан в храмах.

Как можно сформули-ровать обязанности современного священ-нослужителя? Что конкрет-но должен делать в своем служении каждый епископ, священник или диакон? В чем заключается ежеднев-ное, регулярное, рутинное служение священнослу-жителя? Это же касается и контроля за деятельностью священнослужителей. По каким критериям можно оценивать служение? Что можно признать удовлетво-рительным, а когда следует поднимать тревогу? Это все вопросы, которые требуют своего ответа.

Вот пример, который мож-но взять из светской жизни го-сударства. Екатерина II в свое время ввела очень простой принцип оценки деятельности губернских руководителей. Если население губернии при-растает, значит деятельность местных властей вполне удо-влетворительна. Если количе-ство людей уменьшается, зна-чит, время принимать кадровое решение. Это один из аспектов, который можно было бы, с со-ответствующими оговорками, применять и для оценки свя-щеннического служения.

Дает ли хиротония право на преклонение и почет?

Отсутствие таких четких представлений и требова-ний не только приводят к не-преднамеренной бездеятель-ности и халатности, но и к неоправданному завышению роли служения. Превращение священнослужения в церковную привилегию приводит к неоправданному перекосу внутрицерковных взаимо-отношений. Теперь вместе с хиротонией священнослужи-телям автоматически переда-ется обязательные почет, пре-клонение и церемониальность со стороны мирян. Еще во времена протопопа Аввакума отношение к священнослужи-телям было менее трепетным, более равным.

Последующий «дефицит» служителей зна-чительно трансформировал взаимоотношения священнос-лужителей и мирян. Мнение священнослужителя стало преимущественным только потому, что это мнение свя-щеннослужителя. Эти пере-косы могут привести к таким ситуациям, когда священник может совершать явные нару-шения (например, крестить не трехпогружательно), но при этом община будет соглашать-ся с этим, потому что «настоя-тель так изволит ».

Еще одна проблема в организации иерар-хического служения в Церкви заключается в от-сутствии образовательного ценза для священнослужи-телей. Следует заметить, что этот вопрос был актуален во все времена существования Церкви. На протяжении двух тысячелетий так и не был дан однозначный ответ: нуж-но ли священнослужителям образование, и если нужно, то какое? Многие святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. И несмотря ни на чьи рекомендации, эта сторона священнического служения оставлялась сугу-бо на личное произволение служителей. Практически никто и никогда не требовал от священнослужителей по-лучения систематического образования. Это считалось весьма побочным фактором.

Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных мер по борьбе с религией, препят-ствовали служению образо-ванных иерархов, но способ-ствовали рукоположению в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправ-данное во время гонений, никак не может быть терпи-мо во время общественного спокойствия. Допускать, что человек, не имеющий обра-зования, может стать адек-ватным проповедником, уже является проявлением халат-ности и пренебрежения.

Сложившееся отношение к священнослужению, пред-намеренно заниженная план-ка требований к кандидатам привела даже к тому, что священнослужители выведены за рамки современного правово-го положения старообрядческих общин. По современному гражданскому уставу настоя-тель общины уже даже и не совсем обязательная штатная единица. Юридически общи-на запросто может существо-вать без настоятеля, главное, чтоб был председатель.

Как повысить качество священнического служения

Оценивая происходящие в Церкви события, анализи-руя возникающие проблемы церковной жизни, можно за-метить признаки тлеющего кризиса священнического слу-жения. Вполне возможно, что причиной многих церковных нестроений является не до конца осознаваемое значение священнического служения. Внутренние личностные про-блемы пастырского служения не стоит придавать обще-ственному обсуждению. Этот вопрос очень субъективен и не подлежит никаким обобще-ниям. А вот внешнюю, орга-низационную сторону иерар-хического служения в Церкви следует соборно обсуждать и искать пути решения суще-ствующих проблем.

Но делать это нужно не для того, чтобы найти повод для какого-то укорения или осуждения. Все это нужно формулировать для того, что-бы новые поколения священ-нослужителей имели четкие указания и рекомендации для своего служения. При-шло время всей Церкви по-думать над формулированием «штатного расписания» для священнослужителей. Чтобы каждый епископ, свя-щенник и диакон мог знать, в чем конкретно заключается его повседневное слу-жение. Сколько времени он должен проводить в своем храме, сколько служб и как должен совершать каждый священнослужитель, какое образование должно быть минимальным для служи-теля, какое мерило является определяющим для оценки качества священнослужения, кто и как может контролиро-вать его деятельность.

Все эти кажущиеся бю-рократическими вопросы на самом дел очень важны для плодотворного церковного слу-жения. Безответственность, не-определенность обязанностей, непреднамеренная халатность всегда губительно отражаются на жизни и деятельности лю-бого человеческого общества, начиная от семьи и кончая государством. А тем более, это касается Церкви — богоустановленного общества, которое состоит из человеков. И то, что Господь, когда посылал своих учеников на проповедь, давал им конкретные рекомендации по служению, а потом спра-шивал у них отчет за их дела, свидетельствует о том, что и в наше время этот принцип организации священнического служения крайне необходим и важен.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Поделиться