Сообщение эмоции в жизни человека. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Эмоциональная жизнь личности

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Различные эмоциональные переживания, возникнув в процессе активного взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности. Особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация в условиях волевых действий, связанных с преодолением серьезных трудностей и препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели. Чем выше цель, которую ставит перед собой человек, тем эмоционально насыщенней его жизнь.

Собаки - довольно пушистые, программируемые расширения людей и ничего больше, а не волки, которые они когда-то были тысячелетия назад. Они не служат никакой другой естественной цели. Даже «дикие» собаки привлекают окружающая среда человека. Отношение обычно определяется как способ, которым человек реагирует на свою среду, либо положительно, либо отрицательно.

Определить отношение в контексте норм поведения для сотрудников в организации. Отношение обычно можно определить как способ, которым человек реагирует на свою среду, либо положительно, либо отрицательно. Точное определение отношения, тем не менее, является источником некоторых дискуссий и дискуссий. Некоторые отношения являются опасным элементом на рабочем месте, который может распространяться среди тех, кто ближе всего к сотруднику, и влияет на производительность каждого. Отношение - это слияние индивидуальных и внешних стимулов, и поэтому каждый находится в состоянии ответственности за их улучшение. Сильная рабочая среда имеет жизненно важное значение для эффективного и эффективного рабочего места.

  • Рабочая среда может повлиять на отношение человека.
  • Отношение: диспозиция или состояние ума.
Определение отношения, тем не менее, является источником некоторых дискуссий и дискуссий.

Эмоции и чувства выполняют существенную коммуникативную функцию. Через выразительность речи, интонаций, жестов, мимики человек проявляет свое эмоциональное отношение к другим людям. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Эмоции и чувства развиваются и закрепляются, когда они находят реальное проявление в жизни. Они во многом зависят от образа жизни человека.

При определении отношения полезно учитывать два полезных конфликта. Во-первых, существует двойственность или различия отношения к данному человеку, объекту, ситуации и т.д. от одного и того же человека, иногда в то же время. Эта амбивалентность указывает на то, что отношение по своей сути более сложное, чем простая скользящая шкала положительных и отрицательных, и определение этих осей по-разному является неотъемлемой частью определения сущности отношения. Второй конфликт, который следует иметь в виду, - это степень неявного или откровенного отношения, то есть подсознательного и сознательного.

Формирование эмоций

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.

Действительно, люди часто совершенно не знают своих неявных взглядов, что усложняет способность их правильно изучать и интерпретировать. Вызов здесь должен быть конкретным при обсуждении отношений и тщательно определять термины. Для менеджера сказать, что у кого-то есть отношение или что кто-то отрицательно или позитивно относится к чему-то, является неопределенным и неконструктивным. Вместо этого, задача менеджера - наблюдать и пытаться точно определить возможные причины и последствия перспективы человека на чем-то.

У всех есть отношение ко многим вещам; это не обязательно плохо. Одним из аспектов отношения сотрудников является влияние, которое оно может оказывать на окружающих людей. Люди с позитивным отношением могут поднять настроение своих коллег, в то время как человек с негативным отношением может снизить свое настроение. Иногда, однако, этот принцип работает обратным образом, а отношения часто более сложны, чем положительные или отрицательные. Отношение может влиять как на работу сотрудника, так и на действия сотрудников.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Может ли Управление изменить отношение людей?

Отношение: отношение человека может зависеть от его окружения, так же как отношение человека влияет на его среду. Некоторые отношения представляют собой опасный элемент на рабочем месте, который может распространяться среди тех, кто ближе всего к сотруднику, и влияет на производительность каждого. Ответственность менеджера заключается в том, чтобы помочь изменить отношение человека? Должен ли сотрудник быть ответственным? Ответ заключается в том, что отношения - это слияние индивидуальных и внешних стимулов, и поэтому каждый находится в состоянии ответственности.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию. Примерами аффективных реакций могут быть состояние эйфории после освобождения от опасности, ступор при сообщении о смерти, гнев - как реакция на насмешки и издевательства.

Тем не менее, менеджер может влиять на отношение сотрудника, если первопричина связана с условиями работы или рабочей средой. Например, сотрудники могут развивать плохое отношение, если они работают много часов, если у компании возникают трудности или у них возникают проблемы с взаимоотношениями с менеджером или другим сотрудником. Точно так же, если сотрудники считают, что у него мало шансов на продвижение или что их усилия недооцениваются организацией, они могут иметь негативное отношение. В той степени, в какой они могут, руководители должны стремиться исправить эти ситуации, чтобы стимулировать эффективную рабочую среду.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Сотрудники, которые находятся в позитивной, благоприятной рабочей среде, с большей вероятностью будут искать решения и оставаться верными, даже если у компании возникают финансовые трудности. Тем не менее, сотрудники несут определенную ответственность за изменение своих собственных взглядов. Если руководство делает все возможное для создания положительной среды, а работник отказывается участвовать, тогда менеджеры могут сделать еще немного, чтобы помочь.

Как отношение влияет на поведение

Время от времени, позиции не позволяют бизнесу улучшаться. Отношение может положительно или отрицательно влиять на поведение человека, независимо от того, знает ли человек об эффектах. Объясните, как разные отношения могут оказать существенное влияние на поведение сотрудников.

Настроения - наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышаются свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела - это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу - «стресс кролика».

Индивидуальные отношения и поведение

Отношение заразное и может повлиять на людей, которые находятся рядом с человеком, проявляющим такое отношение, которое, в свою очередь, также может влиять на их поведение. Понимание различных типов отношений и их вероятных последствий полезно для прогнозирования того, как отношение индивидов влияет на их поведение. Даниэль Кац идентифицирует четыре категории отношений: утилитарные, знания, эго-оборонительные и ценностно-экспрессивные. Организации могут влиять на отношение и поведение сотрудника, используя различные стратегии управления и создавая сильные организационные среды. По мере того, как люди подвержены различным воздействиям с помощью различных влияний, организация может захотеть реализовать несколько стратегий. Изменение поведения: Любая трансформация или изменение привычек или моделей поведения. Отношение может положительно или отрицательно влиять на поведение человека.

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов попытался объяснить природу некоторых отрицательных эмоций, которые возникают в процессе общения и существенно омрачают жизнь многих людей. Это эмоции обиды, вины и стыда.

Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.

Человек не всегда может осознавать свое отношение или влияние, которое он оказывает на поведение. Человек, который имеет положительное отношение к работе и коллегам, может позитивно влиять на окружающих. Эти позитивные отношения обычно проявляются в поведении человека; люди с хорошим отношением активны и продуктивны и делают все возможное, чтобы улучшить настроение окружающих.

Точно так же человек, который проявляет негативное отношение, будет вести себя соответственно. Люди с такими типами отношения к работе могут также влиять на окружающих и вести себя таким образом, чтобы снизить эффективность и эффективность. Отношение и поведение взаимодействуют по-разному на основе рассматриваемого отношения. Понимание различных типов отношений и их вероятных последствий полезно для прогнозирования того, как отношение индивидов может регулировать их поведение. Даниэль Кац использует четыре классификации отношений.

Это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента:

1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения.

Организационные отношения и поведение

Утилитарный: Утилитарист относится к отношению индивида как к собственному или общественному интересам. Поскольку повышение означает более располагаемый доход, у сотрудников будет положительное отношение к получению рейза, что может положительно повлиять на их поведение в некоторых обстоятельствах. Знание: логика или рационализация - это еще один способ, с помощью которого люди формируют отношения. Когда организация обращается к логике людей и объясняет, почему она назначает задачи или проводит стратегию, она может создать более позитивное отношение к этой задаче или стратегии. Эго-защита: люди склонны использовать отношения для защиты своего эго, что приводит к общему негативному отношению. Если менеджер критикует работу сотрудников, не предлагая предложений по улучшению, сотрудники могут проявлять негативное отношение и впоследствии увольнять менеджера как глупо, пытаясь защитить свою работу. Поэтому менеджеры должны тщательно управлять критикой и предлагать решения, а не просто выявлять проблемы. Ценностно-экспрессивный: люди развивают центральные ценности с течением времени. Эти значения не всегда явны или просты. Менеджеры должны всегда знать о том, что важно для их сотрудников с точки зрения ценностей. Наличие такого осознания позволяет руководству согласовать организационное видение с индивидуальными ценностями, тем самым создавая страсть среди рабочей силы. Примером может быть получение рейза. . Отношение может быть заразным и может влиять на поведение окружающих.

2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.

3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства. Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение. Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей. В детстве такое поведение оправдано - иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям. В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие - формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.

Поэтому организации должны признать, что можно влиять на отношение человека и, в свою очередь, его поведение. Положительная рабочая среда, удовлетворенность работой, система вознаграждения и кодекс поведения могут помочь укрепить конкретные виды поведения.

Одним из ключей к изменению поведения человека является последовательность. Содействие инициативам, которые влияют на поведение, недостаточно; каждый в организации должен быть привержен успеху этих инициатив. Также важно помнить, что некоторые действия будут более эффективными с некоторыми людьми, чем с другими. Менеджмент может захотеть наметить несколько различных стратегий изменения поведения, чтобы иметь наибольший эффект в организации и учитывать разнообразие, присущее любой группе.

В обиде много эгоистичного. Обижаясь, человек эксплуатирует любовь другого, так как формирует у него чувство вины. Так как обида - это мучительное ощущение, то мы часто пытаемся ее скрыть или заменить другими эмоциями. Мы мстим, мысленно или реально, обидчику - на смену обиде приходит агрессия. Умственная агрессия опасна тем, что она включает механизмы драки, но не использует их. Лучший вариант избавления от обиды - творчество. Можно рекомендовать такой девиз: «Хорошая жизнь - это лучшая месть».

Ценности являются руководящими принципами, определяющими индивидуальную мораль и поведение. Определить ценности в контексте организационной этики и организационного поведения. Личные ценности - это внутренняя концепция людей о том, что является хорошим, полезным, важным, полезным, красивым, желательным, конструктивным и т.д. ценности, такие как честность, трудолюбие и дисциплина, могут повысить эффективность сотрудника на рабочем месте и помочь им стать позитивными ролевая модель для других. Руководство должно учитывать ценности при приеме на работу, чтобы обеспечить соответствие ценностей работникам компании, а также другим сотрудникам. Ценности: сбор руководящих принципов; что человек считает морально правильным и желательным в жизни, особенно в отношении личного поведения. Сотрудники не должны налагать свои собственные ценности на своих сотрудников. . На личные ценности может влиять культура, традиция и сочетание внутренних и внешних факторов.

Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие:

1. Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем.

2. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».

3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.

Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.

Чувство вины полезно для незрелых людей. Так, детьми можно управлять, не наказывая их, а вызывая чувство вины. Здесь важно не перестараться, чтобы у ребенка не развился невроз, основанный на комплексе вины.

Вина не может переживаться слишком долго, так как не может быть долгим непереносимое страдание, и она ослабляется чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины.

Из виноватого мы становимся обидчиком. Иррациональное чувство вины может находить выход и в болезнях. Человек своими физическими страданиями как бы расплачивается за то, в чем он будто бы виноват, и ему становится легче. Но это тяжелая плата.

Если мы не соответствуем ожиданиям обобщенного другого или общества, то возникает чувство стыда. Функциональное значение стыда заключается в регуляции поведения человека в соответствии с «Я-концепцией», которая во многом является продуктом культуры, а не личного опыта. Родители и воспитатели, книги и идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом общество руководствуется соображениями собственной безопасности. Даже культуру можно рассматривать как механизм защиты целостности сообщества и наиболее слабых его членов. Культура ограничивает инстинкты, прежде всего агрессивные и сексуальные, вырабатывает правила поведения, за нарушение которых человек испытывает психологическое наказание в виде стыда или вины. У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели».

Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом:

1. То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с «Я-концепцией».

2. То, каков я «здесь и теперь».

3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание.

Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Но сколько от него бед! Это - самоубийства у подростков, самоубийства из чести, месть, ревность, агрессия. Познание причин своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства «Я-концепции». Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Стыд, возникающий при нарушении сексуальных запретов, даже мнимых, часто свидетельствует о подавлении сексуальных влечений у человека. То есть, то, чего человек стыдится, говорит о нем больше, чем многое другое.

Стыд похож на чувство вины, но в вине мы ориентированы на ожидания близкого человека, в стыде такого оценщика быть не может. Но существует такое понятие, как социальный стыд, когда стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц.

Можно выделить стыд атрибутивный, предметом которого являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе, к которой принадлежит человек, и стыд экзистенциальный - целостный, когда стыдятся за все признаки, приписываемые себе. Такой стыд иногда называют комплексом неполноценности. Сколько бы ни убеждали человека, испытывающего этот комплекс, он, несмотря на все свои успехи, не верит себе, считает себя недостойным. В основе возникновения комплекса неполноценности лежит потеря базового доверия к миру и отсутствие любви на ранних этапах развития человека. Трудно исправить психику нежеланного или нелюбимого ребенка, даже если он будет умен и красив, на нем все равно останется пятно неудачника. Вместе с тем стыд - это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе. Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это - зависть и тщеславие. В структуре этих эмоций также можно выделить три компонента:

1. Допущение, что другой человек такой же, как и я (мы редко завидуем недосягаемым).

2. Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его свойствах и качествах, сравнение этих качеств со своими.

3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.

Зависть: «он такой же, как я, но у него лучше».

Тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше».

Злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Основным компонентом этих эмоций является сравнение. Если бы человек отказался от сравнения или отделил себя от его результатов, то и зависть, и злорадство были бы убиты в зародыше. Но мы не можем отказаться от сравнения, потому что оно является основной умственной операцией в процессе мышления и познания. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. Отказавшись от сравнения, мы подавили бы и работу мысли.

Сравнение привычно - с раннего детства ребенка сравнивают с другими детьми родители, воспитатели, учителя. В результате этого сравнения возникают не только отрицательные эмоции (зависть), но и положительные - гордость, ощущение своей исключительности. Ребенок перенимает привычку сравнивать. С годами мы начинаем сравнивать всех: родителей, друзей, возлюбленных, а также самих себя.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества. Общество награждает первенство, в какой бы области оно ни возникло. Но в условиях постоянного соперничества успех и неудача одинаково опасны. В случае неудачи человека «сомнут» более успешные, а успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединятся в борьбе против удачливого. Отказ же от соперничества в условиях нашей цивилизации часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, мы участвуем в процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя согласия с самим собой и вовлекая других в гонку, которой нет конца?»

Сравнение должно быть уместным, иначе оно порождает конфликт. Следует помнить слова древних: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую ни с кем».

Значение эмоций и чувств в жизни человека, в его деятельности, общественном развитии трудно переоценить. Где бы мы ни находились: дома в семье или на работе, в обществе друзей или среди незнакомых людей, в театре или наедине с собой – мы всегда воспринимаем окружающее на нас воздействие, как-то оцениваем его, как-то к нему относимся. И всегда и везде это восприятие сопровождается определенным нашим внутренним отношением ко всему происходящему. «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины... Он переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций» .

Констатируя в человеке безусловную пристрастность ко всему, с чем он сталкивается в процессе всей своей жизнедеятельности, С. Л. Рубинштейн тем самым подчеркивает, что без эмоций не мыслим ни один его активный шаг, ни одно его решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки.

Подчеркивая объективную сущность эмоций и чувств в результате воздействия окружающей действительности, необходимо иметь в виду, что это воздействие может проявляться в бесчисленных конкретных вариантах, в том числе нашей внутренней психической деятельности, в процессе воспоминаний и представлений, воображения и мышления и т. д. Различные эмоциональные состояния нередко возникают под влиянием необъяснимых на первый взгляд причин, в результате интуитивных, инстинктивных и других неосознанных реакций.

Эмоции и чувства выражаются в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру, ко всему, что он делает, думает, к чему готовится. Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям. Таким образом, эмоции и чувства являются отражением отношения предметов и явлений к потребностям и мотивам человеческой деятельности.

Все, что непосредственно или опосредованно связано с удовлетворением человеческих потребностей и требованиями общества, вызывает у человека определенное эмоциональное отношение. Следовательно, эмоциональные психические явления представляют собой одну из форм отражения окружающей действительности, которая заключается в переживании соответствия или несоответствия предметов и явлений действительности потребностям человека и требованиям общества.

Их физиологической основой служат подкорковые нервные процессы, которые играют более значительную роль в эмоциях, а чувства в большей мере являются последствием деятельности коры головного мозга. Поэтому эмоции – это переживания, характерные для всего животного мира, а чувства присущи только человеку. Эмоциональные переживания человека внешне выражаются в виде телесных проявлений: мимики, жестов, тона голоса и ряда вегетативных явлений (изменение частоты сердцебиения и дыхания, покраснения или побледнения и т. п.). Наблюдение за ними помогает изучению эмоций, хотя и не всегда может вскрыть внутреннее содержание переживаемого чувства (рис. 32).

Эмоции имеют огромное функциональное значение в психике человека. Наиболее тесно они связаны с мотивационными и познавательными психическими явлениями, но при этом оказывают основополагающее влияние на всю жизнедеятельность человека (рис. 33).


Эмоции являются итогом мотивационных психических явлений, их субъективной формой существования, выражения. При этом нельзя отождествлять эти две группы психических явлений. Сигнализируя человеку о потребностной значимости объектов, эмоциональные явления побуждают его направить на эти объекты свою деятельность. Но они не опосредованный продукт мотивационной ценности отраженного, ими она оценивается и выражается, т. е. эмоции – это язык, посредством которого субъект узнает о важности происходящего.

Развитием эмоций управляют процессы познания, но решающее значение здесь имеет соответствие того, что познается потребностями человека. В свою очередь, эмоциональная сторона является важнейшим фактором регулирования познавательных процессов, облегчающим или затрудняющим их. Оставляя следы в опыте индивида, закрепляя в нем удавшиеся (неудавшиеся) действия, эмоциональные психические явления влияют на накопление индивидуального опыта. Они же играют значительную роль в его актуализации, поскольку возникшие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном исходе, предвосхищают события, что существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации.

Эмоции могут организовывать или дезорганизовывать человеческую деятельность. Так, в критических условиях, когда субъект не способен найти адекватный выход из неожиданной опасной ситуации, он входит в состояние аффекта, которое навязывает ему стереотипные действия разрешения ситуации, закрепленные эволюцией: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. Причем они могут оказать как организующее, так и дезорганизующее влияние на деятельность. Например, при заклинке кормовых горизонтальных рулей на погружение, когда подводная лодка находится на глубине около ста метров и идет большими ходами, опытный вахтенный офицер, естественно, испытывает чувство страха, которое «подстегивает» его, вынуждая быстрее и четче справиться с аварийной ситуацией. Но если это чувство перейдет в панику, он может застыть, оцепенеть (что само по себе является защитной реакцией) и, тем самым, погубить корабль и экипаж, не успев выполнить необходимые действия. И в первом, и во втором случае офицер находится в состоянии аффекта.

Воспринимая объективную реальность, человек создает ее субъективный образ. Эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой этого образа, обеспечивая целостное и структурированное отражение мозаично действующих раздражителей. Чувственная ткань отражения, являясь образованием познавательной природы, служит как бы общим фундаментом субъективного образа, на который могут проецироваться и вступать во взаимодействие различные познавательные образования. Но при этом нельзя забывать о принципе панэмоциональности, согласно которому целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», ... из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего» .

В эмоциональном состоянии происходит активация нервных процессов человека. Это прежде всего относится к вегетативной нервной системе, что приводит к многочисленным изменениям внутренних органов и организма в целом. В неблагоприятных условиях эмоциональность мобилизует органы действия, энергетические ресурсы и защитные процессы организма; происходит демобилизация организма, расслабление. Все это сопровождается звуковыми реакциями и специфическими изменениями в пантомимике, мимике.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные. Такое деление характеризует отношение потребностей человека к требованиям общества, а не оценку этих переживаний с точки зрения ценности для человека.

Положительные (удовлетворение, радость, любовь и т. п.), являясь следствием соответствия предметов и явлений удовлетворению потребностей или общественных требований, побуждают у человека тягу к ним, стремление к их повторению. Отрицательные (неудовольствие, отвращение, тоска и т. п.) вызываются, наоборот, тем, что препятствует удовлетворению потребностей. Они затрудняют деятельность. Необходимо учитывать, что потребности людей и явления окружающего мира могут находиться в разном соотношении: удовлетворять одни и не удовлетворять другие. Кроме того, отношение человека к требованиям общества также различно, поэтому могут возникнуть сложные эмоциональные переживания, включающие в себя и противоречивые чувства.

В зависимости от длительности и силы эмоциональные переживания делятся на активные и пассивные.

Активные (стенические) повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, энергию, побуждают к деятельности. Пассивные (астенические), наоборот, снижают жизнедеятельность, ослабляют энергию. У разных людей одни и те же эмоции и чувства могут быть и активными, и пассивными. Например, страх может как затормозить действия человека, понизить его энергию, сделать пассивным, так и активизировать его деятельность, мобилизовать силы на борьбу с опасностью.

Эта разница в воздействии определяется конкретной ситуацией и привычными формами поведения. Например, в знакомой, привычной обстановке подводной лодки при возникновении аварийной ситуации, угрожающей жизни, у подводников возникает чувство страха. На каждого оно воздействует по-разному, но, как правило, преодолевается успешно. Наоборот, если моряк с этого экипажа попадет в такую же обстановку на другой подводной лодке или, тем более, на надводном корабле, на которых он впервые, страх может затормозить его действия, вызвать панику и привести к гибели.

Переживания также могут быть напряженными или облегченными. Напряжение обычно связано с наиболее ответственными моментами деятельности. По мере приближения критических моментов напряжение возрастает, когда они проходят – наступает переживание облегчения (разрешения). Как правило, напряжение повышает активность человека, готовность его к деятельности, но бывают ситуации, когда оно мешает сосредоточенности, приводит к заторможенности, дезорганизации. Это зависит от подготовленности человека, наличия у него необходимых знаний, умений и навыков, выработанной в процессе боевой учебы способности мобилизоваться в кризисной ситуации.

Сила эмоциональных переживаний в первую очередь определяется значением, которое вызвавшие их причины играют в жизни человека. Чем большее значение имеет данное явление или деятельность для человека, тем сильнее вызванные переживания. Они также зависят от того, какие требования человек предъявляет к себе: является ли успех или неудача показателем качеств личности, к которым он предъявляет повышенные требования или на которые не претендует (находчивость, настойчивость и т. п.). Кроме этого, сила эмоций и чувств определяется и тем, какие потребности в данный момент есть у человека, каковы общие мотивы и цели деятельности, в каком состоянии находится в данный момент та или иная потребность.

По форме выражения эмоциональные явления делятся на настроения, аффекты и страсти.

Настроение – это эмоциональное состояние, придающее определенную оценку и обобщающее все другие переживания человека. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете; в подавленном все воспринимается отрицательно. Настроения могут вызываться различными событиями (в зависимости от их значения для человека – успехом, неудачей и т. п.) и его физическим самочувствием. Причины могут осознаваться, но в действительности настроение всегда вызывается определенными причинами. Офицеру необходимо учитывать в своей служебной деятельности, что борьба с отрицательными настроениями вполне возможна, важно осознание необходимости добиваться жизненно значимых целей.

Аффекты – это сильные, бурно протекающие и относительно короткие эмоциональные переживания (ярость, восторг, ужас и т. п.). Их возникновение всегда связано с жизненно важными обстоятельствами. Всегда переживаются, как происходящее помимо воли, навязанные извне. Но бороться с аффектом вполне возможно. На начальной стадии для этого нужно задерживать характерные для этого состояния двигательные реакции, выполнять посторонние для него действия. С наступившем аффектом бороться труднее, но возможно. Управление этими состояниями в большой мере зависит от моральных качеств личности и поведенческой модели, выработанной жизненным опытом.

Страсть – сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его жизнедеятельности. В жизни человека страсти играют существенную роль и зависят от его жизненных целей. Они могут как возвышать, так и принижать, обеднять человека.


По сложности и содержанию эмоциональные психические явления делят на простые и сложные (рис. 34).

К простым эмоциональным переживаниям относятся эмоции (в узком значении этого слова), они связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей (в пище, питье), с ситуациями, представляющими угрозу для жизни, и т. п. Это эмоциональные реакции, связанные с ощущениями, с отражением отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Одни звуки, цвета и т. п. приятны, другие – нет. Все это составляет эмоциональный тон ощущений.

Чувства связаны с удовлетворением потребностей, возникших в результате исторического развития человеческого общества. Они присущи только человеку и изменяются в зависимости от трансформаций общественных условий жизни. Чувства всегда носят предметный характер, поскольку вызываются определенными предметами или явлениями.

Если эмоции носят ситуативный характер, то чувства могут иметь как ситуативный, так и длительный, устойчивый характер. При этом устойчивое отношение сохраняется, несмотря на то, что в зависимости от ситуации предмет может вызывать разные ситуативные чувства. Эмоции регулируют отношения человека с окружающей средой, а чувства – его отношения с другими людьми и обществом. Они подразделяются на моральные, интеллектуальные (познавательные) и эстетические.

Моральные (нравственные) чувства – различные формы переживания ценностей или недопустимости тех или иных действий, поступков, мыслей, намерений и т. п. человека с точки зрения его отношения к обществу и выработанным им нормам поведения, т. е. нравственные переживания могут возникать только на основе соотнесения действий и поступков человека с нормами, выражающими общественные требования к поведению людей. Источником этих чувств является совместная жизнь и деятельность людей, общность стоящих перед ними целей и борьбы, которую они ведут для их достижения. Моральные нормы поведения основываются на материальных условиях жизни общества и общественных отношениях. Одним из наиболее важных моральных чувств в любом обществе является любовь к своей Родине, патриотизм.

Эстетические чувства – это переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусства. Это чувства красоты и безобразного, грубого; величия или низости, пошлости; трагического и комического и т. п. Как и моральные, эстетические чувства определяются общественной жизнью человека. Эстетические нормы, так же как и моральные, обусловлены историческим развитием общества. В различные эпохи они были неодинаковыми.

Познавательные (интеллектуальные) чувства связаны с удовлетворением познавательных потребностей человека, его любознательности, с поиском истины. В их возникновении важную роль играет теоретический, познавательный вид человеческой деятельности. Они включают в себя переживание ценности познания как отражения объективной реальности.

Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с потребностями, интересами, склонностями и мировоззрением человека. Являясь результатом эмоционального обобщения, они формируются на основе эмоционального опыта человека, который складывается в зависимости от условий его жизни и воспитания. Для того чтобы моральные нормы не были для человека только предметом знания, а оказывали влияние на его поведение, необходима опора на накопленный опыт моральных чувств, пережитых в процессе собственной деятельности. Такой опыт является необходимой основой для действенного овладения моральными нормами, выработки подлинных убеждений.

Офицер должен учитывать в своей деятельности по обучению и воспитанию подчиненных, что молодой человек приходит на флот с уже сформированными системой моральных ценностей и поведенческой моделью. Именно здесь и находится основной источник годковщины и землячества (в отрицательном понимании этого слова). Поэтому успешно бороться с этими отвратительными явлениями можно, прежде всего, опираясь на воспитание у моряка чувства товарищества, гордости за свой корабль и кодекса чести военного моряка.

Поделиться